Взаимосвязь эмоционального выгорания и представлений о профессиональной этике у педагогов-психологов средних учреждений образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь эмоционального выгорания и представлений о профессиональной этике у педагогов-психологов средних учреждений образования»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Взаимосвязь эмоционального выгорания и представлений о профессиональной этике у педагогов-психологов средних учреждений образования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К.Маслач и С. Джексона.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник «Трудоголизм» (Е. П. Ильин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Опросник «Профессионально-этические представления» А.М. Шевелёвой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник «Трудоголизм» (Е. П. Ильин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Опросник «Профессионально-этические представления» А.М. Шевелёвой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ У ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
1.1 Подходы к изучению эмоционального выгорания в советской и зарубежной психологии
1.2 Профессиональная среда как предиктор эмоционального выгорания педагогов-психологов средних учреждений образования
1.3 Структура и содержание профессиональной этики педагога-психолога
1.4 Техники работы по предупреждению эмоционального выгорания педагогов
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ У ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования эмоционального выгорания у педагогов-психологов
2.3 Изучение представлений о профессиональной этике у педагогов-психологов
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и представлений о профессиональной этике у педагогов-психологов средних учреждений образования
2.5 Рекомендации по предупреждению эмоционального выгорания у педагогов-психологов средних учреждений образования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предъявляет высокие требования к различным аспектам деятельности педагогов-психологов. Профессиональная деятельность в данной области несет в себе социально-ориентированный аспект, осуществляется в условиях постоянной коммуникации и психической напряженности. Это все может отразиться на личности специалиста, привести к эмоциональному выгорания. Педагоги-психологи, особенно имеющие небольшой опыт работы, недостаточно защищена от профессиональных деформаций. Поэтому синдром эмоционального выгорания неминуемо влияет на успешность профессиональной деятельности педагога-психолога. Синдром эмоционального выгорания относится к показателям личностной деформации и его изучение представляет значимость для деятельности работников, которые вынуждены осуществлять продолжительные и интенсивные межличностные контакты, которые отличаются высокой эмоциональной насыщенностью.
Специфика работы педагога-психолога состоит в том, что его деятельность основана на ряде важнейших норм, стандартов и требований к специалисту. Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, общества, являются определяющими для деятельности психолога.
На современном этапе проблема ориентации педагога-психолога на этические принципы и этический кодекс сейчас достаточно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Это связано с возрастающим нормативно-правовое регулирование отношений участников образовательной деятельности, расширением вовлеченности педагога-психолога в различные виды деятельности. Однако, в научной литературе проблема представлений о профессиональной этике у педагогов - психологов средних учреждений образования остаётся недостаточно освещенной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ У ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
1.1 Подходы к изучению эмоционального выгорания в советской и зарубежной психологии
В психологической науке существуют различные определения понятия «эмоциональное выгорание». При анализе взглядов различных авторов на понимание сущности выгорания, на первый план выступают такие понятия, как реакция на профессиональный стресс, интенсивное общение, желание сократить свои обязанности, отстраниться от других людей.
В зарубежной психологии существует многообразие теорий, которые выделяют стадии эмоционального выгорания. Многие признают приоритет концепции К. Маслач и С. Джексона, которые предложили выделять в данном феномене три компонента. Согласно авторам, «эмоциональное выгорание представлено следующими составляющими. Первый компонент является основой – это эмоциональное истощение (исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов, эмоциональная перенасыщенность). Второй компонент – деперсонализация (деформации отношений с другими людьми) и третий – редукция личных достижений (чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, своей профессиональной деятельности)» [11, с. 105].
В работах Дж. Гринберга феномен выгорания выступает как пятиступенчатый процесс, который нарастает поэтапно во времени [19, с. 142]. На стадии «медового месяца» наблюдаются следующие признаки: удовлетворённость своей работы и функциями, наличие энтузиазма, ответственное выполнение работы. По мере того, как профессиональный стресс накапливается, снижается степени удовлетворённости работой, падает энергичность и активность.
На стадии «недостатка топлива, согласно психологу, специалисту присущи такие состояния, как апатия, снижение работоспособности, повышение чувства физической усталости, нарушения сна. Если у него не будет достаточно мотивации к труду, у специалиста снижается интерес к работе, теряется желание хорошо ее выполнять, соответственно, падает и продуктивность профессиональной деятельности. В случае, когда мотивация к работе остается на высоком уровне, выгорание нарастает, но задействуют весьма интенсивно личностные ресурсы, которые также не долговечны. Это наносит ущерб здоровью специалиста.
Третью стадию, которую Дж. Гринберг назвал «недостаток топлива», отличает появление хронических симптомов, вызванных работой без полноценного отдыха. Специалист на фоне физического измождения демонстрирует повышенную раздражительность, агрессивные реакции, либо наоборот, уходит в себя, замыкается. Он также ощущает, что ни на что не хватает времени.
Наступление четвертой стадии «кризиса» говорит о наступлении переломного момента. В таком случае проходит полная или частичная потеря работоспособности, так как появляются серьезные заболевания. У специалиста наряду с этим снижается качество жизни, утрачивается вера в свои возможности. Связанные с этим негативные переживания только усугубляет положение дел. Так, на данной стадии сочетается физическое недомогание и нарушения психического здоровья.
На пятой стадии, который Дж. Гринберг назвал «пробивание стены», отчетлив проявляются физические и психологические проблемах. Их особенность в том, что они приобретают острый характер. Их интенсивность может не только породить психосоматические заболевания, но и угрожать жизни специалиста в целом [19, с. 142].
Эмоциональное выгорание в рамках динамической модели Б. Перлмана и Е.А. Хартмана также описывается как стадийное явление. Рассматривая выделенные автором этапы, можно выделить их сущностные характеристики:
1) рост напряженности на фоне усилий специалиста, который стремиться приспособиться к условиям рабочей среды, требования и графику;
2) появление стресса, его переживание эмоциональный накал;
3) проявление разного рода реакции как на уровне физиологии, эмоций, так и на уровне поведения.
4) формирование собственно эмоционального выгорания, как результат сложных переживаний, реакций на стресс [27, с. 103].
В советской психологии большое внимание феномену выгорания уделяла Н.Е. Водопьянова, которое изучала эмоциональное выгорание в коммуникативных профессиях. Исследователь в результате обобщения данных, а также результатов различных исследований выделяет три основные стадии в развитии эмоционального выгорания, суть которых можно выразить следующим образом:
– специалист сознательно «забывает» неприятных для него ситуации, вытесняет их с целью охранительной функции. Могут наблюдаться промахи при и конкретных операций;
– теряется интерес к работе, специалист не хочет общаться, может избегать контактов с другими. Данная стадия может охватывать период 5-15 лет...
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ У ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1 Организация исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и представлений о профессиональной этике у педагогов- психологов средних учреждений образования.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи эмоционального выгорания и представлений о профессиональной этике у педагогов- психологов средних учреждений образования с помощью тестирования;
3) обработка и анализ данных, интерпретация полученных результатов, разработка практических рекомендаций по предупреждению эмоционального выгорания у педагогов-психологов средних учреждений образования.
База исследования: ГУ «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». В исследовании приняли участие 60 педагогов - психологов средних учреждений образования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь эмоционального выгорания и представлений о профессиональной этике у педагогов - психологов средних учреждений образования.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.Е. Водопьяновой [40].
Цель: определение уровня профессионального выгорания.
Шкалы методики:
Параметр «Эмоциональное истощение» отражает степень эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Высокие баллы говорят об апатии, угнетенности, усталости, эмоциональной опустошенности
Возможные рамки баллов – 0-45, при этом низким считается уровень при получении от 0 до 7 баллов, средним – при получении от 8 до 17 баллов, высоким – при наборе от 18 баллов. (
Параметр «Деперсонализация» указывает на характер отношений с коллегами и клиентами, а также ощущение своей профессиональной компетентности. Высокие баллы свидетельствуют о формальном и циничном отношении к клиентам.
Возможные рамки баллов 0-25 баллов (0-4 низкий уровень, 5-10 средний уровень, 11 и выше высокий уровень).
«Редукция личных достижений» показывает, как специалист оценивает свою компетентности и продуктивность.
Возможные рамки баллов 0-40 баллов. Данная шкала имеет обратный характер, это означает, что большее значение баллов означает меньший уровень редукции личных достижений:
- 0-22 высокий уровень редукции личных достижений;
- 23-30 средний уровень редукции личных достижений;
- 31 и выше низкий уровень редукции личных достижений.
Текст опросника содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики (Приложение А).
2. Методика диагностики эмоционального выгорания личности В.В. Бойко [4].
Цель: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
Опросник содержит 84 вопроса, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет». В соответствии с ключом обработка полученных показателей осуществляется следующим образом:
- подсчитывается сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». Сумма показателей каждого симптома в пределах от 9 и менее баллов указывает на не сложившийся симптом, 10-15 баллов – на складывающийся симптом, 16 и более – на сложившийся симптом;
- подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования эмоционального выгорания. Сумма показателей каждой фазы интерпретируется следующим образом: 36 и менее баллов – фаза не сформировалась; 37-60 баллов – фаза в стадии формирования; 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза;
- подсчитывается сумма показателей всех 12-ти симптомов, означающая итоговый показатель эмоционального выгорания.
3. Опросник «Трудоголизма» Е.П. Ильина [19].
Цель: диагностика уровня трудоголизма.
Опросник содержит 24 вопроса. Испытуемым предлагается ответить на вопросы согласием или несогласием. При обработке данных подсчитываетс сумма баллов – число совпадение по ключу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлен теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания и представлений о профессиональной этике у педагогов - психологов средних учреждений образования. Эмоциональное выгорание представляет собой форму профессиональной деформации, негативное явление в личностной сфере работника, которое включает в себя психоэмоциональное истощение, циничное отношение к клиентам, утрата чувства собственной компетентности.
Профессиональная среда выступает предиктором эмоционального выгорания педагогов-психологов. Специфика работы педагога-психолога характеризуется наличием напряженных ситуаций, насыщенным общением, требующим эмоциональной вовлеченности в проблемы клиента, необходимостью соответствовать высоким требованиям и соблюдать ряд норм. Психические перегрузки, которые испытывает педагог-психолог ежедневно в своей работе, отражаются на его личностном развитии, истощают нервную систему, затрагивают эмоциональную и когнитивную сферу, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания.
В своей профессиональной деятельности педагог –психолог должен иметь представления, которые дают возможность формировать свое поведение с клиентами. От него требуется не только осознание определенных требований в профессии, накладывающих опечаток на его функции, желательных образцов мышления и поведения, требуемых профессиональных качеств, но и их соблюдение в процессе профессионального развития.
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и представлений о профессиональной этике у педагогов- психологов средних учреждений образования показало, что большая часть педагогов-психологов обладает средним уровнем эмоционального выгорания – они склонны к формированию профессиональной деформации как реакции на профессиональные стрессы на протяжении длительного периода при условии воздействия ряда факторов. Педагоги-психологи обладают преимущественно средним уровнем профессионального выгорания, ярко выраженным эмоциональным истощением, умеренно выраженной деперсонализаций и редукцией личных достижений. У педагогов-психологов в структуре синдрома эмоционального выгорания наиболее выражена фаза истощения, что свидетельствует о выраженным падении общего энергетического тонуса и ослаблении нервной системы.
1. Антиперович, Е. Г. Основные подходы к исследованию синдрома эмоционального выгорания / Е. Н. Антиперович // Управление устойчивым развитием предприятий : сб. научн. статей / Под ред. Т. М. Сигитова. – 2016. – С. 4–6.
2. Барсукова, О. В. Профессиональная этика педагога-психолога в системе образования / О. В. Барсукова // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. – Казань : Бук, 2017. – С. 13-15.
3. Березовская, Л. Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л. Г. Березовская, В. Ю. Слабинский, С. А. Подсадный // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) : сб. науч. ст. – Курск, 2007. – С. 17 – 18.
4. Бойко, В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2004. – 474 с.
5. Болотова, Н. П. Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога / Н. П. Болотова, Л. В. Марова // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. – Краснодар : Новация, 2017. – С. 20-21.
6. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания / М. В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96-104.
7. Бурмистрова, Е. В. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов / Е. В. Бурмистрова // Педагогический форум. – Пенза, 2020. – С. 210-214.
8. Быкова, Е. А. Особенности профессионально важных качеств психолога / Е. А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2015. – С. 112-118.
9. Ветер, Т. В. Стресс в школьной жизни / Т. В. Ветер, О. С. Лямкина // Веснiк адукацыi. – 2003. – №3. – С.33-38.
10. Власова, Е. О. Эмоциональное выгорание психологов-консультантов телефона доверия / Е. О. Власова // Наука молодых. – Нижний Новгород, 2020. – С. 548-552.
11. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
12. Гадаборшова, З. И. Условия предупреждения эмоционального выгорания в профессии педагога / З. И. Гадаборшева // Европейский научный форум. – Петрозаводск, 2020. – С. 15-20.
13. Гефеле, О. Ф. Профессионально-личностные деформации представителей социономических профессий / О. Ф. Гефеле // Вестник ТГТУ. – 2019. – № 1. – С. 83-97.
14. Гефеле, О. Ф. Толерантность к неопределенности как фактор формирования эмоционального выгорания у педагогов-психологов учреждений социального обслуживания семей с детьми / О. Ф. Гефеле, Л. М. Свешникова // Инновационное развитие. – 2018. – № 9 (26). – С. 87–90.
15. Гунузунова, Б. А. Психокоррекция эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции у педагогов / Б. А. Гунузунова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 2. – С. 76-80.
16. Зубакова, М. Г. Синдром эмоционального выгорания как проявление профессиональной деформации / М. Г. Зубкова // Психолог и вызовы современного мира. – Тамбов, 2016. – С. 73-80.
17. Иванова, Л. В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов / Л. В. Иванова // Концепт. – 2015. – № 5. – С. 150-156.
18. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2006. – 460 с.
19. Ильин, Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 224 с.
20. Каверина, Н. Е. Практическое применение этических принципов в работе психолога образования / Н. Е. Каверина // Вестник практической психологии образования. – 2017. – № 2. – С. 63-68.
21. Клевцова, Н. А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста / Н. А. Клевцова // Территория науки. – 2015. – № 5. – С. 63-67.
22. Клюева, Н. В. Этические проблемы профессиональной деятельности психолог-консультанта / Н. В. Клюева // Ярославский психологический вестник. – 2018. – № 2. – С. 47-50.
23. Князев, В. Н. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания в психологической науке / В. Н. Князев // Вестник университета. – 2017. – № 5. – С. 181-189.
24. Ковальчук, В. И. Особенности проявления выгорания личности в процессе профессиональной деятельности / В. И. Ковальчук // Журнал «Психология». – 2016. – № 1. – С. 46-50.
25. Кожухарь, Г. С. Эмоциональное выгорание как профессиональный вид девиаций психолога-консультанта и его профилактика / Г. С. Кожухарь. – Симферополь, 2020. – С. 350-354.
26. Костин, Е. Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / Е. Ю. Костин // Педагогика и психология образования. – 2013. – №2. – С.18-22.
27. Котова, Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания / Е. В. Котова. – Красноярск : СИБУП, 2013. – 70 с.
28. Кузнецова, Е. В. Психология стресса и эмоционального выгорания : Учебное пособие / Е. В. Кузнецова, В. Г. Петровская, С. А. Рязанцева. – М. : Аспект-Пресс, 2012. – 412 с.
29. Кузнецова, Л. Э. Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога / Л. Э. Кузнецова // Молодой ученый. – 2016. – № 18 (122). – С. 184-187.
30. Курапова, И. А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания педагогов: монография / И. А. Курапова. – Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2015. – 231 с.
31. Курапова, И. А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов / И. А. Курапова // Психологический журнал. – 2009. – №3 . – С.84-95.
32. Кыбыраева, М. О. Профилактика синдрома эмоционального выгорания / М. О. Кыбыраева // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2017. – № 2. – С. 176-178.
33. Лапина, А. В. Этика в культуре внешности и поведения психолога-педагога / А. В. Лапина // Форум молодых ученых. – 2019. – № 3. – С. 508-511.
34. Леонова, А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А. Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004. – № 2. – С. 75-85.
35. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретическое исследование / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3 – 16.
36. Марищук, В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. – СПб. : Сентябрь, 2001. – 260 с.
37. Маснева, Л. А. Современный взгляд на проблему эмоционального выгорания в эволюции подходов зарубежных и отечественных авторов / Л. А. Маснева // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: сборник статей научно-практической конференции. – 2017. – С. 195-197.
38. Мельник, А. Я. Предупреждение и профилактика синдрома эмоционального выгорания / А. Я. Мельник // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2020. – № 1. – С. 256-268.
39. Миронов, П.И. Эпидемиология синдрома «Эмоционального выгорания» в медицине критических состояний / П.И. Миронов // Пермский медицинский журнал. – 2008. - № 2. – С. 111-116.
40. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е. С. Старченковой // Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб., 2005. – С. 326-334.
41. Молокоедов, А. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / А. В. Молокоедов, И. М. Слободчиков, С. В. Удовик. – Киев.: Левъ, 2018. – 415 с.
42. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орёл // Психологический журнал. – 2001. – №1. – С.90-101.
43. Пак, С. Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов / С. Н. Пак // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 12-16.
44. Панова, В. Н. Профилактика эмоционального выгорания педагога в профессиональной деятельности / В. Н. Панова // Мастерство педагога: от вопросов к решениям. – Чебоксары, 2020. – С. 24-27.
45. Пархоменко, Д. А. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика, перспективы коррекции / Д. А. Пархоменко, А. Г. Давыдовский // Медэлектроника – 2015. Средства медицинской электроники и новые медицинские технологии : сборник научных статей IX Международная научно-техническая конференция (Минск, 4 – 5 декабря 2015 г.). – Минск : БГУИР, 2015. – С. 133 – 135.
46. Пашук, Н. С. Личностные черты как детерминанты возникновения и развития феномена «психического выгорания» у преподавателей ВУЗов / Н. С. Пашук // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С.19-24.
47. Петракова, Н. В. Принципы профессиональной этики в работе психолога / Н. В. Петракова // Молодой ученый. – 2018. – № 22 (208). – С. 288-289.
48. Райкова, Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е. Ю. Райкова // Молодой ученый. – 2011. – № 5 (28), Т. 2. – С. 92-97.
49. Ракицкая, А. В. Связь социально-демографических характеристик и синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А. В. Ракицкая // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломная адукацыі. – 2015. – №13. – С. 63–71.
50. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогнинская// Психологический журнал. – 2017. – № 1. – С. 85–90.
51. Савенкова, Е. С. Эмоциональное выгорание педагогов дошкольного образования / Е. С. Савенкова // Вестник науки и образования. – 2019. – №2. – С.15-19.
52. Сандомирский, М. Е. Социально-психологические факторы профессионального выгорания / М. Е. Сандомирский, М. В. Долгопятова // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2017. – № 2 (34). – С. 82-85.
53. Севастьянова, О. В. Причины и факторы профессионального выгорания / О. В. Севастьянова // Современные технологии управления персоналом: сборник научных трудов. – Симферополь, 2018. – С. 132-134.
54. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика и терапия / М. М. Скугаревская // Белорусский медицинский журнал. – 2003. – № 1. – С.82-86.
55. Сорокоумова, Г. В. Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов / Г. В. Сорокоумова, О. В. Шурыгина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. – №3. – С. 437-443.
56. Сребрянская, В. С. Диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов / В. С. Сребрянская // Известия института педагогики и психологии образования. – 2020. – № 1. – С. 15-25.
57. Стрюкова, Г. А. Профилактика профессионального выгорания: психологическое просвещение педагогов по проблемам самоактуализации / Г. А. Стрюкова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 6. – С. 11-16.
58. Умняшова, И. Б. Вопросы профессиональной этики педагога-психолога в процессе психологического консультирования педагогических работников / И. Б. Умняшова // Вестник практической психологии образования. – 2017. – Том 14, № 1. – С. 9–13.
59. Форманюк, Т. В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С.46-52.
60. Шалькевич, Н. И. Профессиональная деформация педагога-психолога как проблема современного образования / Н.И. Шалькевич // Современное образование : актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза, 2019. – С. 95-97.
61. Шевелёва, А. М. Профессионально-этические представления педагогов во взаимосвязи с эмоциональным выгоранием и трудоголизмом // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 6. – С. 1-7.
62. Шевелёва, А. М. Опросник профессиональных этических представлений // Профессиональные представления: сборник научных трудов / Под редакцией Е. И. Рогова. – Ростов-на-Дону: Изд-во Фонд науки и образования. – 2016. – С. 34-45.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К.Маслач и С. Джексона.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник «Трудоголизм» (Е. П. Ильин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Опросник «Профессионально-этические представления» А.М. Шевелёвой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник «Трудоголизм» (Е. П. Ильин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Опросник «Профессионально-этические представления» А.М. Шевелёвой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты