Специфика художественной интерпретации любви в творчестве Л. Н. Толстого 1860–1890-х годов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Специфика художественной интерпретации любви в творчестве Л. Н. Толстого 1860–1890-х годов»
по дисциплине: «Русская литература»
2020
251.00 BYN
Специфика художественной интерпретации любви в творчестве Л. Н. Толстого 1860–1890-х годов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Русская литература
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Творчество Л.Н. Толстого
1.1 Основные произведения Л.Н. Толстого
1.2 Художественные особенности произведений Л. Толстого
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2 Художественная интерпретация любви в творчестве Л.Н. Толстого
2.1 Тематика любви в творчестве Л.Н. Толстого: основные произведения
2.2 Художественная интерпретация любви в творчестве Л. Толстого
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для современного мира характерным является совершенно новое видение и представление о теме любви. Современная художественная литература в изобилии обладает особенностями предоставления различных произведений с данной тематикой. Для произведений «Золотого века», в основном, характерной является тематика любви Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова и т.д. для большинства писателей данная тематика является основной.
Именно литература «Золотого века» определила особенности обращения к теме семьи и брака, а также формирование понятия «любовь» как основного аспекта национальной культуры. Для литературного направления «Золотого века» характерными являются определенный пафос и стремление к нравственному совершенствованию.
Актуальность темы обусловлена тем, что исследование направлено на формирование определенной исторической и литературной интерпретации феномена любви в отечественной культуре. Для классического представления данной тематики характерным является повышенное внимание к процессу литературного понятия «любовь».
Русская литература первой половины 19 века характеризуется особенностями формирования и развития представления о феномене «плотской любви». Формирование данного понятия в трудах многих исследований основано на взаимосвязи понятий этики и эстетики.
Любовь как средство социализации направлена на формирование представлений о моделированности данного процесса в рамках развития литературного произведения [2, с.78].
Глава 1 Творчество Л.Н. Толстого
1.1 Основные произведения Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – выдающийся русский писатель, публицист, мыслитель, один из великих прозаиков мировой литературы. Биография Льва Николаевича Толстого полна интересных фактов и событий, он был необыкновенной, неповторимой личностью.
Лев Николаевич родился 28 августа (9 сентября) 1828 года. Будущий писатель появился на свет в имении своей матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии. Родители будущего писателя принадлежали к графской ветви старой дворянской семьи Толстых.
Маленького Льва рано оставили без любви и заботы матери: причиной смерти матери были тяжелые роды, а двухлетнего Льва и его старших братьев и сестру воспитывали их родственники-опекуны. После смерти отца осиротевшие дети переехали в Казань жить к тете П. И. Юшковой [3, с.12].
Дом Юшковых был очень веселым и гостеприимным, тетя всем сердцем любила племянников, заботилась об их воспитании, а детство Льва Толстого было по-настоящему счастливым. Об этих годах он позже рассказал в автобиографической повести «Детство».
Лев Николаевич получил прекрасное домашнее образование и в 1843 году поступил в Казанский императорский университет, где учился его старший брат Николай. Сначала это был факультет восточных языков, но из-за плохих оценок молодой граф был вынужден оставить его и поступить на юридический факультет. Однако и здесь Толстой учился не более двух лет. Он бросил университет и так и не получил высшего образования [11, с.122].
Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, пытаясь управлять имением и жить как хозяин. Но жизнь в деревне разочаровала молодого человека, и он уехал в Москву, затем в Петербург. Он начал вести дневник, в котором записывал все важные вещи, которые приходилось делать в жизни. Толстой занимался самообразованием и самообразованием, много читал. Он поставил перед собой высокую цель, некоторые из которых он воплотил в жизнь, а некоторые не смог реализовать. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину и естественные науки, сельское хозяйство, иностранные языки. В результате, в преклонном возрасте он свободно владел английским, французским, немецким, читал итальянский, некоторые славянские языки, знал латынь, греческий, татарский и другие языки [13, с.34].
Это был период духовных поисков и барахтаний. Желание быть «лучше и чище» сменилось поединками с цыганами и картами. В результате Лев Толстой, сдав экзамены в Санкт-Петербургский университет, не учился, а уехал на Кавказ в качестве юнкера, где в то время служил его брат Николай.
Творческий путь Толстого начинается на Кавказе, где он провел три года. Именно там он написал повесть «Детство», за которой последовали «Отрочество» и «Юность», составляющие автобиографическую трилогию.
Литературный дебют в журнале «Современник» оказался удачным, и Лев Николаевич решил полностью посвятить себя литературе. Вскоре из его пера вышел цикл «Севастопольские рассказы», посвященный Крымской войне и обороне Севастополя, в котором он лично участвовал [17, с.123].
Вернувшись в Петербург, Толстой стал членом литературного кружка «Современник», где им искренне восхищались. Однако писатель быстро устал от столичной суеты и отправился в путешествие по Европе. По возвращении в Ясную Поляну он организовал школы для крестьянских детей. Он написал свою азбуку, а также сотни хороших и поучительных сказок для самых маленьких.
Самыми важными произведениями Толстого стали романы «Анна Каренина» и «Война и мир», содержание которых знает почти каждый. Это глубокие психологические произведения, в которых писательница филигранно раскрыла не только внутренний мир героев, но и отразила основные социальные проблемы общества [21, с.41].
Глава 2 Художественная интерпретация любви в творчестве Л.Н. Толстого
2.1 Тематика любви в творчестве Л.Н. Толстого: основные произведения
Пока существует человечество, пока оно говорит, поет и пишет стихи о любви, ради которой они совершают и прекрасные, и уродливые поступки. Народная мудрость воплотила свои рассуждения в пословицах и пословицах, а поэты и писатели – в литературных произведениях.
Работа и образ жизни Льва Толстого отражали его умственную борьбу, сомнения, религиозные догмы, личные правила. В его работах, иногда болезненно длинных, почти нет места юмору, легкости бытия и изящно небрежным диалогам, как в классических французских романах. Каждая фраза – тщательно выверенная, многократно переписанная и обдуманная неторопливо. Нет ни одной лишней или случайной детали. Описания природы, солнца, деревьев – все работает по единому, гигантскому и величественному, авторскому замыслу [12, с.474].
Л.Н. Толстой писал о многом: и о боевых действиях, и о счастье естественной жизни, но каждая строчка его произведений незримо пронизана двумя основными темами, в которых он всю свою долгую и неоднозначную жизнь пытался разобраться: «долг» и «любовь». Часто они появлялись как «соперники» и даже «враги». Иногда они шли «рука об руку» к великому, светлому и чистому будущему.
Понятие любви так или иначе присутствует во всех сочинениях Льва Николаевича, но смысловое содержание этого понятия изменилось вместе с философскими и эстетическими взглядами писателя [50, с.33].
Физические, а также духовные аспекты любви в ранних работах Толстого одинаково приносят счастье персонажам произведений. Однако, если обратиться к периоду религиозного кризиса Льва Николаевича, который начался в 1970-х годах, и к картине, которую мы видим до конца его жизни, то это совсем другая картина. В контексте христианского учения наиболее полное представление Толстого о духовности проявляется в любви, причем не «животной», чувственной и эгоистичной натуре, а в любви – уважении и желании делать добро другим. По мнению писателя, именно такая любовь может претендовать на достойное человеческое состояние. «Животные» чувства обязательно приведут к страданию, в то время как альтруистическая истинная любовь превратит даже страдание в добро.
Следует подчеркнуть, что в понимании Л.Н. Толстого есть «две любви»: «праведная» и «возвышенная» контрастируют с «грязной», «грешной и развращенной», «телесной». Это разделение не категорично. Граница между чувствами с положительными и отрицательными коннотациями не похожа на Великую китайскую стену. Там есть бойницы, проходы, мосты и потайные двери. На «оплодотворенных» ложах плотской любви могут расти и расцветать достойные чувства. Но в большинстве работ Толстого, как автора, он занимает позицию «моралиста». «Неправильная» любовь никогда не имеет счастливого конца в своих романах. Она влечет за собой наказание персонажа, вышедшего за рамки. Социальная порядочность (что важно, хотя и не всегда искренне, как у Анны Карениной) и нравственные принципы, которых придерживался сам автор и которых он, насколько это было возможно, заставлял придерживаться окружающих [4, с.84].
Роман «Анна Каренина», написанный в 1878 году Львом Николаевичем, заставляет понять сложную семейную жизнь, к которой каждый из нас будет прикасаться: кто в малом, а кто в большом смысле.
Любовь «телесная», «незаконная» беспокоила писателя на протяжении многих лет его творчества. Точку в этом вопросе он никогда не ставил. Что делать, если вы не любите мужа? Можно ли разрушить семью, пойти против основ светского общества, отдаться чувствам без учета приличия? Анна осмелилась. И была жестоко наказана Толстым. Кроме нее, главной «грешницы», несчастной и, по сути, невинной (она была просто искренней и не могла играть и прятаться, как многие второстепенные и третьесортные герои романа), почти все молодые девушки в «Войне и мире» и «Анне Карениной» оступились. Они не сразу смогли увидеть настоящую любовь за мишурой военной формы, ускорителями и бальными свечами. За недальновидность автор оставил девушек «без сладостей». В конце концов, у них остались мужчины, для которых они предназначались [5, с.33].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что Л.Н. Толстой сформировал его творчество. Оказалось, что у него была долгая и трудная жизнь, наводненная множеством событий, и в то же время он пытался выразить свою точку зрения на процесс собственных переживаний, что нашло отражение в основных произведениях «Анна Каренина». «Исповедь», «Детство», «Отрочество», «Юность» и др.
За творчество Л.Н. Толстому свойственно определенное творческое разнообразие, которое отражается в построении сюжета каждого произведения. Его произведениям присуще определенное композиционное богатство, глубокий смысл названия и построение определенного сюжета. Мы выяснили, что для его творчества характерно наличие религиозных и морально-эстетических проблем, которые в рамках понимания особенностей того или иного периода, отраженных в произведении, образуют совершенно новую картину.
Л.Н. Толстой придавал особое значение нравственному самосовершенствованию, поэтому идейно-нравственные изыскания героев стали сердцевиной проблем всего произведения. Его герои - персонажи, которые развиваются, меняются под воздействием впечатлений и переживаний. Лев Толстой использует психологические приемы, чтобы сделать развитие персонажа максимально увлекательным. Писатель никогда не изображает внутренний мир героя зря: в любом движении психики и переживаниях для него важен нравственный смысл. Особенности подхода Льва Николаевича Толстого к человеку определили принципы психологизма в его романах.
В сфере рецепции метод диалектики души более адекватно реализует внутренний монолог героя. В толстовском мире оно приобретает существенную специфику: здесь логика исчезает, иногда даже грамматические нормы нарушаются: так протекает стихийная внутренняя жизнь души.
1. Авилова, Н. С. Перечитывая «Войну и мир» Льва Толстого / Н. С. Авилова // Русская речь. – 2001. – № 5. – С. 36 - 40.
2. Альтман, М.С. Читая Толстого / М.С. Альтман. – Тула.: Приокское книжное изд-во, 2006. – 168 с.
3. Айзерман Л. С. Русская классика накануне XXI века // Литература в школе. — 1997. — № 2. – С.11-22
4. Ахметова, Г.А. Мифологический лейтмотив в романе Льва Толстого «Анна Каренина» // Фольклор народов России. – Уфа, 2006. – С. 83-94
5. Бабаев, Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого / Э.Г. Бабаев. – М.: Худож. лит., 2008. – 158 с.
6. Бабаев, Э. Г. Лев Толстой и его роман «Анна Каренина» / Э. Г. Бабаев // Толстой Л. Н. Анна Каренина. – М. : Художественная литература, 2005. – С. 5- 22.
7. Бабаев, Э. Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи / Э.Г. Бабаев. – М.: Издательство Мордовского университета, 2018. – 296 c.
8. Белянин М.Ю. Художественная специфика воплощения концепции человека в позднем творчестве Л.Н. Толстого // Вестник ТГУ. – №4. – 2007. – С.116-119
9. Берман Б.И. Луна и вода в мире Толстого. // Берман Б.И. Сокровенный Толстой. Религиозные видения и прозрения художественного творчества Льва Николаевича. – М.: Академия, 2012. – С. 5-40
10. Билинкис Я.С. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого и русская литература 1870-х гг. (Лекция) Я.С. Билинкис. – Л.: Леон, 2010. – 72 с.
11. Бирюков П.В. Биография Л.Н. Толстого / П.В. Бирюков. – М.: Академия, 2000. – 374 с.
12. Бицилли П.М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого. // Л.Н. Толстой: proetcontra / Сост., вступ. ст., коммент. и библиогр. К.Г. Исупова. – СПб.: РХГИ, 2000. – С. 473-500.
13. Выгалов Г. Н. Они писали Льва Толстого // Литература в школе. — 1998. — № 6. – С.33-35
14. Гринева В.М. «Война и мир» Л.Т. Толстого: заметки о мастерстве и стиле / В.М. Гринева. – Тула: Пермское книжное издательство, 2006. – 269 с.
15. Громов П. О стиле Л. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире» / П. Громов. – Л.: Леон, 2007. – 258 с.
16. Гудзий Н. К. Толстого «Воскресение» // Толстой Л. Н. – М. – 1964. – С. 118.
17. Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-1890. – М.: Академия, 2008. – 245 с.
18. Густафсон Р.Ф. Битва Анны за любовь. / Густафсон Р.Ф. Обитель и чужак. Теология и художественное творчество Л. Толстого. / Пер. с англ. Т. Бузиной. – СПб.: Академический проект, 2003. – С. 128-142.
19. Ермилов В.В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» / В.В. Ермилов. – М.: Худож. лит., 2013. – 136 с.
20. Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого / В. Жданов. – М.: Академия, 2003. – 214 с.
21. Жирков Г. В. Жанр публицистики в творчестве Л.Н. Толстого // Вестник НГУ. – №54. – 2009. – С.40-42
22. Жирков Г. В. Л. Н. Толстой и цензура / Г.В. Жирков. – СПб: Питер, 2009. – 250 с.
23. Жирков Г.В. Традиции и инновации в исследованиях творческого наследия Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой в мировом коммуникативном процессе: Тез. межвуз. научн. конф. – СПб.: Питер, 2014. – С.3-16.
24. Камянов В. Поэтический мир эпоса, о романе Толстого «Война и мир». – М.: Академия, 2008. – С.14-21.
25. Кузьмина, Л. И. Лев Толстой в Петербурге / Л.И. Кузьмина. – М.: Лениздат, 2018. – 224 c.
26. Купреянова Е. А. «Война и мир» Льва Толстого; «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. – Т. 2. – М.; Л. –1964. –С.15-22
27. Мелешко, Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого / Е. Д. Мелешко. – М.: Наука, 2006. – 309 с.
28. Петровицкая И.В. Лев Толстой – публицист и общественный деятель / И.В. Петровицкая. – М.: Икар, 2013. – 640 с.
29. Плюханова М.Б. Творчество Толстого: Лекция в духе Ю.М. Лотмана. / Л.Н. Толстой: proetcontra / Сост., вступ. ст., коммент. и библиогр. К.Г. Исупова. – СПб.: РХГИ, 2000. – С. 822-858.
30. Сато Ю. «Внутренняя связь» в романе «Анна Каренина»: (Образы «красного мешочка» и «мужика»). // Толстой и о Толстом: Материалы и исследования. Вып. 1. – М., 1998. – С. 253-263.
31. Суркова Ж.Л. Поэтика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: идиллические мотивы и эсхатологическая символика: Автореф. дис. канд. филол. наук; Филол. науки: 10.01.01. – Иваново, 2003. – 17 с.
32. Толстой, И. П. Мои воспоминания / И. П. Толстой ; вступ. статья С. А. Розановой / подгот. текста и примеч. О. А. Голиненко и др. — М. : Художественная литература, 2009. — 455 с.
33. Толстой Л.Н. Воскресенье / Л.Н. Толстой. — М.: Художественная литература, 2007. –287 с.
34. Толстой, Л.Н. Философский дневник / Л.Н. Толстой. – М. : Известия, 2003. – С. 468.
35. Толстой, Л.Н. Путь жизни: В 2-х книгах. Кн.1 / Л.Н. Толстой. – Тольятти: Анфас, 2005. – С. 149.
36. Толстой, Л.Н. Я верю // Христианское учение. – М.: СП «Вся Москва», 1990. – С. 12.
37. Толстой Л.Н. Детство; Отрочество; Юность / Вступ. ст. и примеч. Л. Опульской – М.: Правда, 1987. – 429 с.
38. Фомина, С.Д. Синонимы как средство вербализации представлений Л.Н. Толстого о любви // Вестник ЧГПУ. – Сер. «ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ». – № 4. – Челябинск: Из-во ЧГПУ, 2009. – С. 268-274.
39. Фомина, С.Д. Репрезентация представлений Л.Н. Толстого о любви косвенными номинациями // Л.Н. Толстой – это целый мир. Материалы XXXI Международных Толстовских чтений, посвященных 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого: В 2 ч. Ч. 2. – Тула: Из-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. – С. 66- 74.
40. Фомина, С.Д. О возможных исследовательских подходах к изучению представлений Л.Н. Толстого о любви // Актуальные проблемы общего и регионального языкознания / Материалы всероссийской научной конференции. Ч. 2. – Уфа: Из-во БГПУ, 2008. – 354 с. – С. 273 - 276.
41. Фомина, С.Д. Связи концепта «Любовь» в тезаурусе Л.Н. Толстого // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований. Материалы 3-й международной научно-практической конференции. В. 4 т. Т. 2. – Тула: Из-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. – С. 167 - 173.
42. Фомина, С.Д. О содержании термина «индивидуально-авторский концепт» [Текст] // Материалы к концептуарию Л.Н. Толстого. – Тула: Из-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – С. 6 - 7.
43. Фомина, С.Д. «Любовь». Статья в концептуарии [Текст] // Материалы к концептуарию Л.Н. Толстого. – Тула: Из-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – С. 44 - 51.
44. Фомина, С.Д. Роль частотного показателя слова а концептуальном анализе (на материале репрезентаций концепта «Любовь» в текстах Л.Н. Толстого // Документ как текст культуры. Выпуск 2. – Тула: «Тульский полиграфист», 2009. – С. 94-96.
45. Фомина, С.Д. Вербализация представлений Л.Н. Толстого о любви антонимами [Текст] // Материалы XXX Международных Толстовских чтений: В 2 ч. Ч. 2. – Тула: Из-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. – С. 198-201.
46. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник / М.Б. Храпченко. – М.: Советский писатель, 2003. – 278 с.
47. Шкловский, В. Лев Толстой / В. Шкловский. – М.: Молодая Гвардия, 2019. – 863 c.
48. Шкловский, В. Лев Толстой / В. Шкловский. – М.: Молодая Гвардия, 2019. – 656 c.
49. Эйхенбаум Б.М. Анна Каренина. // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Монография / Б.М. Эйхенбаум. – Л.: Худож. лит., 1974. – С. 127-190.
50. Янковский, Ю. З. Человек и война в творчестве Л. Н. Толстого / Ю. З. Янковский. – Киев: Изд-во при Киевском гос. ун-те, 2008. – 144 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты