Правовое регулирование создания и деятельности юридических лиц по праву Европейского союза
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Правовое регулирование создания и деятельности юридических лиц по праву Европейского союза»
по дисциплине: «Европейское право»
2020
251.00 BYN
Правовое регулирование создания и деятельности юридических лиц по праву Европейского союза
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Европейское право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
1.1 Понятие юридических лиц
1.2 Особенности юридических лиц по праву Европейского союза
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
2.1 Понятие и отдельные вопросы создания юридических лиц по праву Европейского союза
2.2 Деятельность юридических лиц по праву Европейского союза
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
3.1 Проблемы создания и деятельности юридических лиц по праву Европейского союза
3.2 Пути совершенствования создания и деятельности юридических лиц по праву Европейского союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Внедрение ресурсоемких технологий, реализация крупных инвестиционных проектов требуют огромнейших материальных затрат. Решить такую задачу в условиях рыночных отношений можно при помощи объединения капиталов самих участников рыночных отношений.
Именно появление коллективных образований, называемых юридическими лицами, обусловлено их возможностью быстро концентрировать в значительном количестве капитал, что невозможно осуществить одному физическому лицу.
Как участники рыночных отношений, юридические лица являются важнейшими субъектами хозяйствования, а, следовательно, и вносят немалый вклад в экономику страны. Интерес к исследованию и конструированию понятия юридического лица приобрел особую значимость, ведь для правильного разрешения вопросов и споров, возникающих между юридическими лицами в процессе их взаимодействиями, требуется само понимание сущности юридического лица. [9,c.128]
Как отмечает И.А. Зенин, возрастание интереса многих специалистов к категории юридического лица в частном праве обусловливается перестройкой внешнеэкономической деятельности, расширением прав предприятий во внешнеэкономических связях, созданием совместных предприятий с участием западных стран. [8,с.51]
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с юридическими лицами по праву Европейского Союза.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с юридическими лицами по праву Европейского Союза.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с юридическими лицами по праву Европейского Союза.
ГЛАВА 1 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
1.1 Понятие юридических лиц
Активное участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях требует специального научного обоснования категории юридического лица, раскрывающего ее сущность, содержание и возможности применения. Объяснениям данной цивилистической конструкции посвящены различные теории, многие из которых уже весьма давно известны в гражданско-правовой науке.
Первую по времени появления группу таких теорий составляют взгляды, согласно которым юридическое лицо есть порождение правопорядка – теории фикции. Родоначальником этого подхода принято считать одного из римских пап, Иннокентия IV. В 1245 г. на вопрос о возможности отлучения корпорации от церкви он заявил, что корпорация не имеет души, а существует лишь в воображении людей, будучи «persona ficta», т.е. фиктивным, не существующим в реальности лицом. [11,c.117]
Теория фикции получила наибольшее развитие в германской цивилистике XIX века. Наиболее ярким представителем является Фридрих Карл фон Савиньи (германский юрист XIX века). Он считал, что реальным субъектом права является только отдельный человек. Законодатель, в свою очередь, может сузить либо расширить круг правоспособных лиц. Тем самым, создавая искусственные субъекты права. Таким искусственным является и юридическое лицо, наделенное посредством простой фикции право-способностью.
Отсюда, в силу того, что субъектами правоотношений в юридическом лице остаются физические лица, само юридическое лицо не может обладать дееспособностью, так как является простой фикцией. Дееспособны лишь его законные представители, т.е. его органы, которые состоят из людей.
В развитие этих взглядов была выдвинута теория «целевого имущества», автором которой был Алоис Бринц. Он доказывал, что права и обязанности могут как принадлежать конкретному человеку (субъекту), так и служить лишь определенной цели (объекту). Во втором случае субъект права вообще не требуется, так как его роль выполняет обособленное с этой целью имущество (в том числе отвечающее за долги, сделанные для достижения соответствующей цели). По традиции оно наделяется свойствами субъекта права, хотя на самом деле в этом нет необходимости, а потому не нужно и само понятие юридического лица.
Во французской литературе весьма близкие по сути взгляды высказывались М. Планиолем. Он считал, что юридическое лицо – это коллективное имущество, которое в качестве субъекта права является юридической фикцией, созданной для упрощения его использования. Такой подход объяснял необходимость признания юридического лица государством в качестве субъекта права, а также специальный характер его правоспособности. Но одновременно он допускал существование «бессубъектных правоотношений» (прав и обязанностей) и исключал наличие у такого субъекта собственной воли и интересов, а это, в свою очередь, затрудняло объяснение самостоятельного характера его действий и ответственности за них.
Иным вариантом развития теории фикций стала «теория интереса», выдвинутая крупнейшим германским ученым-юристом Рудольфом фон Иерингом. Он считал, что права и обязанности юридического лица в дей-ствительности принадлежат тем физическим лицам, которые фактически используют общее имущество и получают от него выгоды («дестинато-рам»). Их общий интерес и олицетворяет юридическое лицо. С его точки зрения, оно представляет собой некий единый центр для прав «дестинато-ров», искусственно созданный с помощью юридической техники для упрощения ситуации – в качестве особой формы обладания имуществом многими физическими лицами для некоторых общих целей.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
2.1 Понятие и отдельные вопросы создания юридических лиц по праву Европейского союза
Регламент (ЕС) № 2157/2001 Совета от 8 октября 2001 г. о статуте Европейского общества (SE) предусматривает четыре способа создания SE (ст. 2):
1. путем слияния, при том условии, что не менее двух из них регулируются правом различных государств-членов;
2. путем создания холдингового SE, при том условии, что каждое из не менее двух из них а) регулируются правом иного государства-члена;
б) в течение не менее двух лет имело дочернее общество, регулируемое правом иного государства-члена, или филиал в ином государстве-члене;
3. путем создания дочернего SE посредством подписки на акции такой SE при соблюдении условий (а) и (б) п. 2;
4. путем реорганизации в SE, если в течение не менее двух лет такое общество имело дочернее общество, регулируемое правом иного государства-члена.
Данный перечень способов является исчерпывающим. Таким образом, SE может быть создано только юридическими лицами, создание SE физическими лицами не допускается. При этом, как уже отмечалось выше, необходимо, чтобы в создании SE принимали участие как минимум две компании, подчиняющиеся праву разных государств-членов. К тому же эти компании должны иметь в пределах Европейского Союза не только уставное место нахождения, но и место нахождения их органов управления. Как исключение п. 5 ст. 2 допускает, что государство-член вправе установить норму о том, что компания, место нахождения органов управ-ления которой находится за пределами Союза, может быть учредителем SE, при том условии, что такая компания создана по праву государства-члена, имеет место регистрации в этом государстве и имеется реальная длящаяся связь такой компании с экономикой этого государства. Это направлено на то, чтобы не допустить создания SE компаниями, лишь формально связанными с ЕС, но фактически не интегрированными в его экономику [21].
С учетом положений Регламента, создание SE регулируется акционерным правом (применимым к акционерным обществам) государства-члена, в котором SE имеет место регистрации (ст. 15). SE подлежит внесению в установленный реестр государства-члена, в котором SE имеет место регистрации.
Создание SE путем слияния осуществляется в соответствии с:
– порядком присоединения, установленным ст. 3 (1) Третьей Директивы Совета (78/855/ЕЕС) от 9 октября 1978 г. в отношении слияний публичных обществ с ограниченной ответственностью [2];
– порядком слияния, установленным ст. 4 (1) указанной Директивы
– создание нового общества.
В случае присоединения, компания, к которой осуществляется при-соединение, обретает форму SE в результате присоединения. В случае слияния с созданием нового общества, SE рассматривается в качестве вновь созданного общества. Согласно ст. 20 исполнительные органы или управляющие органы компаний, участвующих в слиянии (присоединении), составляют проект условий слияния, который содержит фирменное наименование и место регистрации каждой из сливающихся компаний, а также предполагаемые фирменное наименование и место регистрации SE; условия обмена акций; условия размещения акций SE; дата, с которой сделки, совершаемые сливающимися компаниями, в целях бухгалтерского учета признаются совершенными SE; права, приобретаемые или которые могут приобретаться держателями акций SE, наделенных особыми правами, и иных ценных бумаг SE; уставные документы SE и т.д.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СО-ЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
3.1 Проблемы создания и деятельности юридических лиц по праву Европейского союза
Европейский союз (ЕС) образован в соответствии с Договором о Европейском Союзе (Маастрихтские соглашения) 1992 г., вступившим в силу с 1 ноября 1993 г., став правопреемником ряда существовавших ранее интеграционных объединений европейских государств.
Членами ЕС на данный момент являются 28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Последняя проходит процедуру выхода из состава ЕС.
Основным актом ЕС в настоящее время является Лиссабонский договор 2007 г. (Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества), вступивший в силу с 1 декабря 2009 г., на основе которого продолжает формироваться и развиваться право ЕС, представляющее собой систему закрепленных в актах ЕС правовых норм. В том числе имеет место формирование уголовно-го и уголовно-процессуального права ЕС путем принятия актов уголовно-го и уголовно-процессуального законодательства [23].
Регулируются актами ЕС и вопросы уголовной ответственности юридических лиц. Указанные акты имеют существенное значение для раз-работки и совершенствования европейскими государствами национальных законов, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц.
До вступления в силу Лиссабонского договора по отдельным вопросам уголовного и уголовно-процессуального права, включая вопросы уголовной ответственности юридических лиц, в ЕС издавались рамочные решения, после вступления в силу указанного договора такие решения принимаются в форме директив.
Рамочные решения и директивы рассматриваются как источники права Европейского союза.
1. Акты ЕС, предусматривающие уголовную ответственность юридических лиц
Одним из первых актов, содержащих требование об установлении государствами — членами ЕС уголовной ответственности юридических лиц, стало Рамочное решение Совета ЕС от 29 мая 2000 г. (2000/383/ША) «Об усилении защиты от фальшивомонетничества в связи с введением евро посредством мер уголовной ответственности и других санкций» — далее по тексту Рамочное решение 2000/383/ША, замененное в последующем Директивой Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 мая 2014 г. (2014/ 62/ЕБ) «Об уголовно-правовой защите евро и других валют от подделки и о замене Рамочного решения 2000/383/ША»4, далее по тексту — Директива 2014/62/ЕБ.
В Рамочном решении 2000/383/ША была использована схема установления уголовной ответственности юридических лиц, заключающаяся в определении:
1) перечня преступных деяний, за которые должна быть установлена такая ответственность;
2) обстоятельств (условий), при которых преступление признается совершенным юридическим лицом...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с директивой, к 1 августа 2021 года, должна быть обеспечена возможность полной регистрации компании в интернете без необходимости физической регистрации в каком-либо органе власти. Это включает в себя составление любого текста, необходимого для регистрации компании. Исключение из этого правила возможно для публичных обществ с ограниченной ответственностью, ввиду сложности их образования и регистрации. Директива предусматривает, что весь процесс онлайн-формирования не должен превышать десяти рабочих дней.
Одна из наиболее значительных проблем состоит в том, что существуют значительные различия между государствами-участниками в том, что касается наличия онлайновых инструментов, позволяющих предпринимателям и компаниям взаимодействовать с органами власти по вопросам корпоративного права. Так, некоторые государства-участники предоставляют комплексные и удобные для пользователей услуги исключительно в режиме онлайн, в то время как другие не в состоянии обеспечить он-лайновые решения даже для простых действий компаний. Например, некоторые государства разрешают только создание компаний или внесение изменений в документы и информацию, внесенные в регистр, а также предписывают делать это только лично в офлайн-режиме. Некоторые государства разрешают совершать эти же действия либо лично в режиме офлайн, либо в режиме онлайн, а в других государствах они могут осуществляться только в режиме онлайн. К вопросу о единообразии конкретных инструментов и действий можно будет прийти, ориентируясь на будущий опыт этих стран.
1. Абашидзе, А.Х. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / под ред. Р.М. Валеева. — М.: Статут, 2011. — 830 с.
2. Абашидзе, А.Х. Право Совета Европы: Конвенция о защите прав человека и основных свобод / А.Х. Абашидзе. — Международные отношения – 2007
3. Абдуллин, А.И. Становление патентного права в Европейском союзе: предпосылки унификации и гармонизации правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в ЕС / А.И. Абдуллин // История государства и права. — 2009. — N 20. — С. 27 - 29.
4. Абдуллин, А.И. Становление патентного права в Европейском союзе: предпосылки унификации и гармонизации правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в ЕС / А.И. Абдуллин // История государства и права. — 2009. — N 21. — С. 32 - 34.
5. Аннерс Э. История европейского права (пер. со швед.) / Ин-т Европы / Э. Аннерс. — М.: Наука, 1994. — 397 с.
6. Апостолова, Н.Н. Приемлемость и исполнение решений Европейского суда по правам человека / Н.Н. Апостолова // Российская юстиция. — 2011. — N 11. — С. 64 - 67.
7. Баскин, Ю. Я. История международного права / Ю.Я. Баскин. — М. 1990.
8. Безбородов, Ю.С. Проект создания административной палаты Европейского суда по правам человека / Ю. С. Безбородов // Международное публичное и частное право. — 2011. — N 6. — С. 2 - 4.
9. Борко, Ю.А. Европейский союз на пороге ХХI века / Под ред. Борко Ю. А. и Буториной О. В. — М., 2001
10. Брычева, Л.И. Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: Сборник документов. Отв. ред. Л. И. Брычева. — М., 2000.
11. Галоганов, А.П. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы и ее рассмотрение в Европейском суде по правам человека / А.П. Галоганов // Современное право. — 2011. — N 7. — С. 105 - 110.
12. Голованова, Н.А. Уголовная ответственность юридических лиц в международном и национальном праве (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. В.И. Лафитский. — М.: Статут, 2013. — 312 с.
13. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-З // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь pravo.by.
14. Гражданское право. В 3-х томах. Том 1 : учебник / А.В. Каравай [и др.]; под общ. ред. В.Ф. Чигира. – 2-е изд. – Минск : БГУ, 2007. – 611 с.
15. Грибановская, М. С. К вопросу о развитии института реорганизации юридических лиц / М. С. Грибановская // Актуальные вопросы науки и практики в XXI в. : сб. тр. конф. — Нижневартовск : Наука и практика, 2017. — С. 107—109.
16. Дубовицкая, Е.А. Европейское корпоративное право: свобода перемещения компаний в Европейском сообществе / Е.А. Дубовицкая. — М.: Волтерс Клувер, 2004.
17. Жданов, Ю.Н. Европейское уголовное право. Перспективы развития / Ю. Н. Жданов. — М.: Международные отношения, 2001. — 232 с.
18. Зенин, И.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран / И.А.Зенин. – М. : Изд-во МГУ, 1992. – 338 с.
19. Зимненко, Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Особенная часть: курс лекций. — М.: РАП, Статут, 2010. — 543 с.
20. Зинченко, Н.Н. Практика Суда ЕС по рассмотрению дел, связанных с правовым статусом трудящихся-мигрантов и членов их семей в странах Европейского союза / Н.Н. Зинченко // Адвокат. — 2011. — N 12. С—. 49 - 54.
21. Исаева, М. Россия и Европейский суд: реформы или конфронтация? Комментарий к проблеме исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты при обращении в Европейский суд по правам человека в контексте реформы порядка обжалования решений судов общей юрисдикции, а также отдельных положений законопроекта А.П. Тор-шина / М. Исаева // Арбитражный и гражданский процесс. — 2011. — N 10. — С. 18 - 21; — N 11. — С. 26 - 30.
22. Калашников, Г. О. Слияние и поглощение компаний по праву Европейского Союза / Г.О. Калашников. — Международные отношения – 2007
23. Калашников, Т.О. Слияние и поглощение компании по праву Европейского союза / Т.О. Калашников. — М.: Международные отношения, 2007.
24. Кашкин, С. Ю. Шенгенские соглашения / С.Ю. Кашкин. — М., 2000.
25. Кембаев, Ж.М. Концепция «Пан-Европы» Р. Куденхове-Калерги как одна из важнейших стадий становления идеи европейского единства / Ж.М. Кембаев // История государства и права. — 2010. — №22
26. Кибалъник, А.Г. Вопросы уголовной ответственности юридических лиц: монография / А.Г. Кибальник. — М.: Юрлитинформ, 2017. — 192 с.
27. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть : учеб. пособие / Д.А.Колбасин. – Минск : ФУАинформ, 2009. – 592 с.
28. Лаевская, Е.В. Гражданское право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / Е.В. Лаевская. – Минск .: ФУСТ БГУ, 2003. – 328 с.
29. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь, 16 января 2009 г., № 1 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь pravo.by.
30. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон Республики Беларусь, 18 февраля 1991 г., № 611-XII // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь pravo.by.
31. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь, 31 декабря 2010 г., № 4 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь pravo.by.
32. О республиканских государственно-общественных объединениях: Закон Республики Беларусь, 19 июля 2006 г., № 150-З // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь pravo.by.
33. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь, 9 декабря 1992 г., № 2020-XII // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь pravo.by.
34. Право Европейского союза. Новый этап эволюции: 2009—2017 годы. — М.: Изд-во «Аксиом», 2009. — 304 с.
35. Право Европейского союза: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. под ред. А.Х. Абашидзе, А.О. Иншаковой.М: Издательство Юрайт, 2016 – 482с.
36. Суханов, Е.А. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть : учеб. Для студентов вузов, обучающихся по направлению и по специальности 021100 «Юриспруденция» / А.Л. Маковский, А.С. Комаров; под ред. Е.А. Суханова. – М. : Волтерс Клувер, 2006. – 720 с.
37. Федоров, А.В. Антикоррупционная конвенция ОЭСР и уголовная ответственность юридических лиц / А.В. Федоров // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2018. — № 3. — С. 16—25.
38. Федоров, А.В. Уголовная ответственность юридических лиц и криминализация их деяний в контексте современной уголовной политики / А.В. Федоров // Расследование преступлений: проблемы и пути их реше-ния. — 2018. — № 2. — С. 9—20.
39. Шматков, И.И. Гражданское право. Общая часть : курс лекций / И.И. Шматков, В.И. Пушкин. – Витебск : ВГУ, 2005. – 123 с.
40. Юмашев, Ю.М. Экономическое право Европейского союза / Ю. М. Юмашев. — М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2014.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты