Метод проектов как средство обучения устному иноязычному общению учащихся старших классов средней школы
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Метод проектов как средство обучения устному иноязычному общению учащихся старших классов средней школы»
по дисциплине: «Лингвистика, прагматика, перевод»
2021
251.00 BYN
Метод проектов как средство обучения устному иноязычному общению учащихся старших классов средней школы
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Лингвистика, прагматика, перевод
Организация: Гимназия № 2, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник творческого мышления Джонсона, адаптированный Е.Е. Туник [14].
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Беседа «Метод проектов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Беседа «Метод проектов».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретическое изучение метода проектов как средства обучения устному иноязычному общению учащихся старших классов средней школы
1.1 Понятие «метод проектов»
1.2 Особенности учебной деятельности учащихся старших классов средней школы
1.3 Особенности применения метода проектов как средства обучения устному иноязычному общению учащихся старших классов средней школы
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2 Эмпирическое исследование применения метода проектов как средства обучения устному иноязычному общению учащихся старших классов средней школы
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Программа использования «метода проектов» как средства обучения устному иноязычному общению учащихся старших классов средней школы
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования возникает в связи с социальными изменениями, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня образования личности обучающегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Таким образом, актуальность проблемы использования проектной методики как средства обучения школьников иностранному языку в процессе преподавания является одним из ведущих направлений психолого-педагогических исследований.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Иностранный язык как предмет имеет большой потенциал для создания условий для культурного и личностного развития учащихся.
Социальный строй общества в области изучения иностранного языка ставит задачу личностного развития обучающихся, укрепления гуманистического содержания обучения, более полной реализации образовательного, воспитательного и развивающего потенциала субъекта по отношению к индивидуальности каждого обучающегося [2, с.17].
На современном этапе развития образования метод проекта детально изучается как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова, О.М. Моисеева, Э.С. Полат, И. Чечел, Л. Фрид-Бот, Т. Хаутчинсон, Д. Филипс и др.
Глава 1 Теоретическое изучение метода проектов как средства обучения устному иноязычному общению учащихся старших классов средней школы
1.1 Понятие «метод проектов»
В современной научной литературе понятие «проект» - projectus (лат.) «брошенный вперед» – рассматривается как «особая форма осуществления целенаправленных изменений»; «деятельность или совокупность действий, приводящих к достижению четко определенных целей в течение определенного времени», «совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание уникального продукта или услуги в условиях ограниченности времени и ресурсов» [6, с.177].
Как показывают исследования, большинство проектов осуществляется для достижения устойчивого, долгосрочного результата. Проекты могут также привести к социальным, экономическим и экологическим последствиям, которые превышают продолжительность самого проекта.
Таким образом, каждый проект приводит к созданию уникального продукта, услуги или результата. Это означает, что созданные продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных [7, с.23].
По мнению В.В. Давыдова, проекты могут быть самостоятельным продуктом деятельности организации или частью программ и портфелей проектов. В процессе «обучение – преподавание» происходит постоянное взаимодействие между учителем и учениками. Каждый из учеников в процессе учебной деятельности ведет себя по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой, основываясь на предыдущем опыте, наоборот, демонстрирует феноменальные способности, а третий освоил определенный стиль отношения к предмету и упорно не хочет учиться. Нельзя отрицать личное восприятие (или непонимание) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, влияет на прогресс в обучении [10, с.22].
Метод проекта привлек внимание российских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения появились в России почти параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, которые пытались активно использовать проектные методы в педагогической практике.
По определению, проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, идея создания реального объекта, субъекта, создание различного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [11, с.25].
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некоторая альтернатива бесклассовой системе. Современный учебный проект – это дидактическое средство интенсификации познавательной деятельности, развития творчества и одновременно формирования определенных личностных качеств.
«Метод проекта» – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию актуальных знаний, а на их применение и получение новых знаний. Активное участие школьника в создании тех или иных проектов дает ему возможность освоить новые способы деятельности человека в социокультурной среде [12, с.326].
Главной задачей проектного метода обучения является изучение детьми окружающей их жизни вместе с учителем. Все, что делают дети, они должны делать сами (в одиночку, в группе, с учителем, с другими людьми): планировать, выполнять, анализировать, оценивать и, естественно, понимать, почему они это делают:
а) выделение внутреннего учебного материала;
б) организация целесообразной деятельности;
в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на более высокий уровень [15, с.806].
Глава 2 Эмпирическое исследование применения метода проектов как средства обучения устному иноязычному общению учащихся старших классов средней школы
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Гимназия №2» г. Бреста. В исследовании приняли участие 15 учащихся 9 класса в возрасте 14-15 лет. Выборка составила 4 (27%) девочки и 11 (73%) мальчиков. В связи с преобладающим количеством мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился. Также, в исследовании приняли участие 10 педагогов английского языка в возрасте 25-45 лет.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: изучить особенности использования «метода проектов» в рамках изучения особенностей обучения детей старшего школьного возраста иноязычному обучению.
Задачи исследования:
1. Определить особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности применения «метода проектов» в процессе обучения старших школьников иноязычному общению с точки зрения педагогов.
Методики исследования:
1. Методика изучения креативного мышления Джонсона (Приложение А)
Данная методика направлена на определение уровня креативного мышления у детей старшего школьного возраста. Данная методика состоит из 8 вопросов, в ответе на которые нужно выбрать один вариант ответа. После этого делается вывод о уровне развития креативного мышления у детей старшего школьного возраста.
Каждое утверждение в анкете оценивается по пятибалльной шкале (возможные баллы): 1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно).
Общий балл креативности - сумма баллов по восьми пунктам (минимальный балл - 8, максимальный балл - 40). Таблица показывает соответствие суммы баллов уровням творческого мышления.
Уровень креативности Сумма баллов
Очень высокий 40–34
Высокий 33–27
Нормальный, средний 26–20
Низкий 19–15
Очень низкий 14–8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что проект представляет собой совместную учебно-познавательную деятельность учащихся по формированию общей цели и решению конкретной проблемы. Проектная деятельность отражает особенности поэтапного проведения деятельности и достижения определенного уровня деятельности в учебном процессе.
Учебный процесс в средней школе всегда следует рассматривать с точки зрения того, насколько он готовит учащихся к самообразованию. Если в младших классах у учащихся была задача «учить учиться», то в старшей школе существует установка «учить учиться самостоятельно», т.е. формировать методику самообразования, формировать рациональные методы работы с учебным материалом (умение делать заметки, использовать различные справочные материалы, работать с литературой, писать тезисы, тезисы). Необходимо научить старшеклассников планировать свою работу, составлять индивидуальный оптимальный распорядок дня, рационально использовать свое время.
В то же время старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается, прежде всего, несоответствия между физической и умственной зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и интеллектуально более продвинутый, чем его наставники, поддерживаемый родителями, имеющий практически те же права и обязанности, что и любой учащийся другого возраста, его деятельность строго регламентируется взрослыми, а возможности проявить инициативу в значительной степени ограничены современными формами школьной жизни.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 704 с.
2. Ариян, М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / М.А. Ариян // Иностр. языки в школе. –1999. – №6. – С. 17–22.
3. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учеб. Пособие / В.Г. Асеев. – Иркутск: ИГПИ, 1989. – 190 с.
4. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – №4. – С. 5–8.
5. Борзова Е.В. Углубленное обучение английскому языку в специальных классах// Иностр. яз. в шк. – 1991. – №2. – С. 17-22.
6. Васильев В. Проектно–исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. – 2000. – №9. – С. 177 – 180.
7. Витлин, Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке / Ж.Л. Витлин // Иностр. языки в школе. – 2001. – №2. – С. 23–29.
8. Вятютнев М.Н. О методах обучения языку// Проблемы отбора учебного материала. – М.: Академия, 2001. – С. 6-20.
9. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2–х т. / В.В. Давыдов. – М.: Большая рос. энцикл., 1993. – С. 567.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2006. – 239 с.
11. Даниленкова, Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса / Г.Г. Даниленкова // Сб. научн. ст. / Калинингр. ун–т. – 2000. – С. 25–27.
12. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Дж.К. Джонс // Пер. с англ. – 2–е изд. доп. – М.: Мир, 1986. – С. 326.
13. Дьюи, Дж. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. // Берлин: Госуд. Изд–во. РСФСР, 2012. – С. 178.
14. Елухина, Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, 1995. – С. 4 - 7.
15. Есипов, Б.П., Равкин, З.И. Метод проектов / Б.П. Есипов, З.И. Равкин // Педагогическая энциклопедия. – М.: Академия, 2005. – С. 806.
16. Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – М.: Просвещение. – 2011. – С.9.
17. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2011. – С. 222.
18. Зимняя И.А. Репродуктивность и продуктивность в обучении иностранным языкам// Иностр. яз. в шк. – 1992. – №1. – С. 16-20.
19. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер, – М.: Просвещение, 2000. – C. – 172
20. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности / А.А. Леонтьев // – М. – 2011. – C. 113
21. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность / А.А. Леонтьев. – М.: Изд-во полит, лит-ры, 2007. – 304 с.
22. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии // Проблемы общения в психологии. – М.: Просвещение, 2011. – С. 3-32.
23. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Экспериментальные исследования / Ф.Я. Юдович. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2006. – 94 с.
24. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках иностранного языка / Т.М. Мартьянова // Иностранные языки в школе. – 2009. – №4. – С. 16
25. Мартьянова, Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова // Иностр. языки в школе. – 2009. – №4. – С. 19 – 21.
26. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М.: Прогресс, 2007. – 240 с.
27. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Сост. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др.– М.: Высш. Школа, 2012. – 379 с.
28. Мильруд, Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд // Иностр. языки в школе. – 2005. – №5. – С. 13–18.
29. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 2014.– 496 с.
30. Нехорошева, А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева // Иностр. языки в школе. – 2002. – №1. – С. 18–21.
31. Оконь В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – М.: Педагогика, 2008. – 208 с.
32. Орлов Г.А. Современная английская речь / Г.А. Орлов. – М.: Высш. школа, 2011. – 127 с.
33. Пассов, Е.И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1993. – С. 153.
34. Петрушина, А.В. Метод проектов в начальной школе. Уроки английского языка для детей 7–11 лет / А.В. Петрушина, И.М. Тюрина. // Образование в современной школе №10 2004 г. – С. 14.
35. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.П. Подласый // Гуманитарный издательский центр Владос, 1996. – C. 626.
36. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – №2. – С. 3–10.
37. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – №3. – С. 3–9.
38. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – №2, 3. – С. 5
39. Проект на уроке иностранного языка// Иностр. яз. в шк. – 1998.– №2. – С. 27-29.
40. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2010. – 494 с.
41. Рогова, Т.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова – М.: Просвещение, 2011. – 287 с.
42. Рубинштейн C.J1. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2006. – 416 с.
43. Скалкин, B.JI. Основы обучения устной иноязычной речи / В.Л. Скалкин. – М.: Русский язык, 2011. – 248 с.
44. Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе / Под ред. А.Д. Клементьева, А.А. Миролюбова. – М.: Педагогика, 2011. – 450 с.
45. Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка / О.В. Теслина // Иностр. языки в школе. – 2002. – №3. – С. 41 – 46.
46. Туркина, Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Н.В. Туркина // Иностр. языки в школе. – 2002. – №3. – С. 46–48.
47. Туркина, Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Н.В. Туркина // Иностр. языки в школе. – 2002. – №3. – С. 46 – 48.
48. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе / И.М. Чередов. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.
49. Чечель, И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – №3. – С. 11–16.
50. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – №4. – С. 3–10
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник творческого мышления Джонсона, адаптированный Е.Е. Туник [14].
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Беседа «Метод проектов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Беседа «Метод проектов».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты