Органы адвокатского самоуправления в Республике Беларусь и Российской Федерации
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Органы адвокатского самоуправления в Республике Беларусь и Российской Федерации»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
251.00 BYN
Органы адвокатского самоуправления в Республике Беларусь и Российской Федерации
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДВОКАТУРЫ
1.1 История становления и развития адвокатуры
1.2 Правовое регулирование адвокатской деятельности
1.3 Понятие и задачи органов адвокатского самоуправления
2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АДВОКАТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1 Формы организаций обязательного членства адвокатов
2.2 Съезды адвокатов
3 КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ
3.1 Белорусская республиканская коллегия адвокатов и Федеральная палата адвокатов
3.2 Территориальные коллегии адвокатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция) гарантирует каждому право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
Обеспечение граждан юридической помощью является прерогативой адвокатуры. В связи с этим на адвокатов возложена обязанность оказания различных видов юридической помощи.
Адвокатская деятельность в Республике Беларусь – это публичная, непредпринимательская деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатура любого государства является составной частью правовой культуры и важнейшим институтом гражданского общества. Адвокатура должна занимать достойное место в системе правоохраны, быть подлинно независимой профессиональной, самоуправляемой общественной организацией, важным звеном в механизме обеспечения и защиты прав человека. Адвокатура содействует выполнению основной публичной функции правового государства – соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Адвокатура как правовой институт в любом государстве призвана содействовать утверждению единства теории и практики применения права, усилению правовой защищенности прав и свобод, гарантированных законами. Являясь объектом многих научно-практических исследований, проблема повышения роли адвокатуры в оказании юридической помощи сегодня не может быть сведена лишь к процессуальному положению адвоката в суде. Она гораздо более многогранно и сложнее, а значит, нуждается во всестороннем обсуждении.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДВОКАТУРЫ
1.1 История становления и развития адвокатуры
Адвокатура как юридический институт в любом государстве призвана оказывать содействие утверждению единства теории и практики применения права, усилению защищенности прав и свобод граждан, которые гарантированы законами.
Прежде всего, рассмотрим также историю становления адвокатуры в России. Уже в Судебнике 1497 г. было предусмотрено право истца и ответчика направить вместо себя представителя [1].
Воинские устав 1716 г. содержал указание на то, что если ответчик при наличии уважительной причины не может явиться в суд, то он может послать туда адвоката [2]. Отсюда можно сделать вывод о том, что представительство и адвокатура являлись родственными институтами.
Вплоть до 1864 г. судебное представительство являлось свободной профессией. Однако уже Судебные Уставы 1864 г. подразделили адвокатуру на две категории: присяжных поверенных и частных поверенных. Присяжными поверенными могли быть лица:
– достигшие возраста 25 лет;
– имеющие русское подданство;
– имеющие высшее образование;
– имеющие опыт практической деятельности [3].
2 мая 1866 г. в Российской империи был избран первый совет присяжных поверенных, то есть была создана адвокатская корпорация.
Период 1917-1920 гг. можно охарактеризовать как тотальное уничтожение русской адвокатуры. Декрет о суде 1917 г. № 1 упразднил адвокатуру. «Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда» – с торжеством говорил основатель нового государства [4, с. 65].
Вопрос о зарождении адвокатуры возник лишь после Гражданской войны. В 1922 г. вместе с принятием Положения о коллегии защитников вновь была учреждена адвокатура. В соответствии с данным Положением коллегии защитников создавались в каждой губернии при губернских судах. Коллегия защитников являлась общественной организацией. В ее состав не включались лица, работавшие в государственных учреждениях и на предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а также профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Надзор за деятельностью коллегии осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов. Члены коллегий сначала избирались исполкомами, а затем утверждались президиумом. Стенограммы заседаний коллегий передавались в губернский суд, а копия – в прокуратуру [5, с. 11].
Наиболее существенным событием в официальном становлении русской адвокатуры стало утверждение Советом Министров СССР Положения об адвокатуре. Это было осуществлено 16 августа 1939 г. В Положении говорилось, что для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов [6, с. 56].
В 1962 г. данное Положение было изменено и дополнено. Конституция СССР 1977 г. впервые признала адвокатуру конституционным органом. Принятый в 1980 году Закон об адвокатуре не повлиял существенно на положение адвокатуры, и по-прежнему она оставалась в зависимости от Министерства юстиции СССР (РСФСР).
Итогом всех преобразований и событий 90-х годов стало принятие в 2002 году Федерального Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который стал отправной точкой для развития независимой адвокатуры. Хотя в настоящее время назрела необходимость внесения многочисленных изменений в этот закон, недооценивать его значения нельзя [7].
Представляется возможным согласиться со следующим разделение на этапы:
– до 1866 г. – докорпоративная адвокатура;
– 1866 – 1917 гг. – присяжная адвокатура;
– 1917 – 1988 гг. – советская адвокатура;
– 1988 – 2002 гг. – самостоятельная адвокатура;
– 2002 г. – современная адвокатура [8, с. 162].
История становления и развития адвокатуры уходит своими истоками еще в древность. Изначально институт представительства и адвокатуры рассматривались как родственные институты.
Теперь остановимся подробнее на истории развития адвокатуры в Республике Беларусь.
Становление независимого государства неразрывно связано с юридическим оформлением суверенитета страны. В Преамбуле Конституции Республики Беларусь 1994 г. говорится о том, что Основной закон принят с учетом многовековой истории развития белорусской государственности [9].
Как представляется, исторический анализ законодательства необходим не только для правильного понимания и осмысления действующих законов, но и для критической оценки «устаревшего» нормативного правового материала.
2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АДВОКАТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1 Формы организаций обязательного членства адвокатов
Получение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности напрямую связано с обязательным членством адвокатов в соответствующей территориальной коллегии, адвокатской палате.
Как уже рассматривалось выше, органами адвокатского самоуправления в Республике Беларусь являются: съезд адвокатов и коллегии адвокатов (Белорусская республиканская и территориальные коллегии адвокатов). Следует отметить, что важнейшим признаком территориальной коллегии адвокатов является то, что эта организация основана на обязательном членстве адвокатов отдельной административно-территориальной единицы.
В РФ, как и в Республике Беларусь, предусмотрено двухступенчатое деление органов самоуправления: адвокатские палаты субъектов РФ и Федеральная палата адвокатов Российской Федерации.
Адвокатская палата субъекта является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.
На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.
Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката [7].
Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов. Адвокатская палата является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.
Полномочия адвокатской палаты субъекта РФ реализуются через ее органы: собрание (конференцию) адвокатов, совет адвокатской палаты, ревизионную комиссию и квалификационную комиссию [25, c. 150].
Федеральная палата адвокатов РФ (ФПА) создана в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти и местного самоуправления, координации деятельности адвокатской палаты, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Образование организаций и органов с функциями и полномочиями ФПА запрещено.
Исполнительный орган ФПА – Совет ФПА, наделенный широкими полномочиями, аналогичными полномочиям совета адвокатской палаты. Высшим органом ФПА является Всероссийский съезд адвокатов, решающий наиболее значимые вопросы самоуправления адвокатским сообществом:
- принимает устав ФПА и кодекс профессиональной этики адвоката;
- формирует состав совета ФПА;
- определяет место его нахождения и размер отчислений адвокатской палаты на общие нужды; осуществляет иные функции, предусмотренные уставом ФПА [26, c. 230].
Для примера рассмотрим еще несколько примеров форм адвокатского самоуправления в некоторых странах СНГ.
Например, в Республике Узбекистан – это Палата адвокатов.
Палата адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве всех адвокатов Республики Узбекистан.
Палата адвокатов вместе с ее территориальными управлениями, создаваемыми в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, образует единую систему самоуправления адвокатуры.
Конференция Палаты адвокатов является высшим органом палаты, Правление Палаты адвокатов является исполнительным органом Палаты адвокатов, Ревизионная комиссия Палаты адвокатов является органом финансового контроля. Так же там действуют территориальные управления Палаты адвокатов, являются юридическими лицами, при которых создаются квалификационные комиссии [27].
В Республике Армения существует только Палата адвокатов Республики Армения. Органами палаты адвокатов являются: Общее собрание палаты адвокатов является высшим органом палаты адвокатов, Совет палаты адвокатов является исполнительным органом, дисциплинарная комиссия палаты адвокатов, является органом осуществляющим дисциплинарное производство, и квалификационная комиссия палаты адвокатов [28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.
Теоретические выводы
1. Адвокатура – это правовой институт, призванный оказывать в соответствии на профессиональной основе юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц.
Из самого определения не усматривается, что именно представляет из себя адвокатура как правовой институт. Однако из анализа Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» можно заключить, что адвокатуру составляют все адвокаты в лице съезда адвокатов, Белорусской республиканской коллегии адвокатов и территориальных коллегий адвокатов.
2. Организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципах: обеспечения гарантированного Конституцией права на юридическую помощь; законности; доступности юридической помощи; независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности; адвокатской тайны; использования всех не запрещенных законодательством средств и способов защиты прав, свобод и интересов клиента; обеспечения качества юридической помощи; недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность адвокатов со стороны органов, ведущих уголовный процесс, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц; соблюдения Правил профессиональной этики адвоката.
В Российской Федерации существует свой закон, регулирующий деятельность адвокатуры. Анализируя его можно прийти к выводу, что принципы организации и деятельности адвокатуры в указанных странах аналогичны.
3. Адвокатская деятельность в Республике Беларусь является лицензируемым видом деятельности и поэтому стажировка является ее неотъемлемой частью. Только РФ является единственным государством в составе СНГ, в котором адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения. Полагается, целесообразным пересмотреть законодательство в этой части, поскольку.
1. Судебник 1497 года [Электронный ресурс] // Russiahistory. – Режим доступа: http://russiahistory.ru/download/library/istochniki/1073675_17929_sudebnik_1497_goda.pdf.
2. Шорохов, Л.П. К вопросу о применении Воинских артикулов Петра I 1715 года в общих и гражданских судах / Л.П. Шорохов // Актуальные вопросы правоведения. – Томск, 1979. – С. 91--92
3. Подготовка Судебной реформы 1864 года. Первые законопроекты. Сборник документов. К 150-летию Судебных уставов 20 ноября 1864 г.. – М.: Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, 2015. – 668 c.
4. Нечевин, Д.К. Институт адвокатуры : история и современность : монография / Д.К. Нечевин. – М. : Русайнс, 2018. – 112 с.
5. Грудцына, Л. Ю. Российской адвокатуре 140 лет : историческая ретроспектива / Л.Ю. Грудцына // Адвокат. – 2015. – № 10. – С. 11-17.
6. Деханов, С.А. Адвокатура, гражданское общество, государство / С.А. Деханов // Адвокат. – 2017. – № 12. – С. 55-64.
7. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – М., 2021.
8. Тимошкина, О.А. История становления института нотариата и адвокатуры, как органов, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина / О.А. Тимошкина // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – № 3 (12). – С. 161–162.
9. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
10. Чайчиц, В. Становление адвокатуры Беларуси / В. Чайчиц // Юстиция Беларуси. – 2018. – № 7. – С. 20–24.
11. Статут Великого Княжества Литовского 1588 года [Электронный ресурс] // БГУ. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/214574/1/Статут%20ВКЛ.pdf.
12. Мартинович, И.И. Адвокатура в БССР : исследование / И.И. Мартинович. – Минск : Амалфея, 2017. – 174 с.
13. Евангелие от Луки [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/lk/.
14. Плиговка, М.А. Адвокат в гражданском процессе : курс лекций / М.А. Плиговка. – Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2016. – 51 с.
15. Мартинович, И.И. Адвокатура Беларуси : история и современность / И.И. Мартинович. – Минск : Тесей, 2017. – 176 с.
16. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 334-З [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Любич, О. Закон об адвокатуре: мнение адвоката / О. Любич // Юридический мир. – 2018. – № 2. – С. 13-23.
18. Общий кодекс адвокатов Европейского Сообщества [Электронный ресурс] // Московское юридическое бюро. – Режим доступа: http://xn--80acb5ajmepe8k.xn--p1ai/2391-kodeks-es.html.
19. Основные принципы, касающиеся роли юристов от 27 августа-7 сентября 1990 года // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Москва, 2020. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/role_lawyers.shtml.
20. Рекомендация R (2000) 21 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом Министров 25 октября 2000 г. на 727-ом заседании Заместителей Министров) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/71493608/.
21. Стандарты независимости юридической профессии Международной Ассоциации Юристов [Электронный ресурс] // Консалтинговая группа Ардашев и Партнеры. – Режим доступа: http://www.ardashev.ru/index.php/article/archive/260.
22. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – М., 2021.
23. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
24. Майорова, Н. Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» / Н. Майорова [и др.]. – Минск: Регистр, 2017. – 224 с.
25. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации / М. Б. Смоленский. – Ростов-на-Дону, 2015. – 247 с.
26. Бойков, А. Д. Адвокатура России: учебное пособие для высших учебных заведений по специальности «Юриспруденция» / А. Д. Бойков, Н. И. Капинус, Е. Г. Тарло. – 2-е изд. – М.: Камерон, 2016. – 526 с.
27. Об адвокатуре: Закон Респ. Узбекистан, 27 дек. 1996г., № 349-I // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28. Об адвокатуре: Закон Респ. Армения, 13 янв. 2005г., № ЗР-29 / Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
29. Об адвокатуре: Закон Респ. Молдова, 19 июл. 2002г., № 1260 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
30. Об адвокатской деятельности: Закон Респ. Казахстан, 5 дек. 1997 г., № 195-I // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
31. Баранов, Д.П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. – М.: Дашков и К, 2018. – 500 с.
32. Грибанов, В. П. Белорусская республиканская коллегия адвокатов / В.П. Грибанов – изд. 2–е, стереотип. – Мн.: «Статут», 2018. – 411 с.
33. Андрейчик, Н. Адвокатура в Беларуси: настоящее и будущее / Н. Андрейчик // Юстиция Беларуси. – 2016. – № 8. – С.9-15.
34. Игнатов, С.Д. Концептуальные основы организации адвокатуры в России (вопросы теории и практики): монография / С.Д. Игнатов. – Ижевск, 2016. – 280 с.
35. Галаганов, А. П. Организация и принципы деятельности адвокатуры в условиях формирования правового государства / А. П. Галаганов. – М., 2015. – 185 с.
36. Коваленко, Е. И. Новации законодательства об адвокатуре как средство развития белорусского рынка юридических услуг / Е. И. Коваленко // Юстиция Беларуси. – 2018. – № 1. – С. 21–25.
37. Зайкин, А. Д. Правовое регулирование адвокатской деятельности / А. Д. Зайкин. – М.: Дело, 2016. – 203 с.
38. Об адвокатуре и адвокатской деятельности: Закон Украины, 5 июля 2012г., № 5076-VI // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
39. Матусевич, Т. В. Структура адвокатуры и формы осуществления адвокатской деятельности / Т. В. Матусевич // Промышленно-торговое право. – 2016. – № 3. – С. 18–23.
40. Погосян, Г. Р. Адвокатура Беларуси / Г. Р. Погосян. – Mн.: Экономика, 2019. – 234 с.
41. Бушуева, О.А. Адвокатура в современном гражданском обществе Российской Федерации / О.А. Бушуева, А.Ю. Бердина // Актуальные вопросы современных исследований. – Нефтекамск: Мир науки, 2018. – С. 333–340.
42. Володина, С.И. Адвокатура: учебник для бакалавров / С.И. Володина, Ю.С. Пилипенко, А.Г. Кучерена. – СПб.: Проспект, 2015. – 429 с.
43. Кучерена, А.Г. Адвокатура: учебник / А.Г. Кучерена. – 3-е изд. – М.: Юристъ, 2018. – 351 с.
44. Сараева, Е.А. Адвокатура сегодня: традиции и новации / Е.А. Сараева // Адвокатура как институт гражданского общества: тенденции развития. – Урал, 2016. – С. 70–76.
45. Хазипова, Х.М. Место адвокатуры в современном российском обществе / Х.М. Хазипова // Вестник Удмуртского университета. – 2017. – № 6. – С. 183–188.
46. Яртых, И.С. Адвокатура и власть / И.С. Яртых. – М.: Издво «Юрлитинформ», 2015. – 176 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты