Межличностные отношения в микрогруппе как условие профилактики девиантного поведения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Межличностные отношения в микрогруппе как условие профилактики девиантного поведения»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Межличностные отношения в микрогруппе как условие профилактики девиантного поведения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Буцевичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа, ГУО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению»
(А.Н. Орел).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Интернет-зависимость» С. Чена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание занятий тренинговой программы по предупреждению девиантного поведения у старшеклассников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Интернет-зависимость» С. Чена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание занятий тренинговой программы по предупреждению девиантного поведения у старшеклассников.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МИКРОГРУППЕ КАК УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Подходы к определению межличностных в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Понятие девиантного поведения в современной психологии
1.3 Пути профилактики девиантного поведения
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МИКРОГРУППЕ КАК УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования межличностных отношений в группе учащихся
2.3 Изучение особенностей девиантного поведения у учащихся
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи межличностных отношений и девиантного поведения у учащихся
2.5 Методические рекомендации по профилактике девиантного поведения у учащихся
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная ситуация развития нашего общества создает условия для увеличения числа отклонений социального, физического и психического развития подрастающего поколения. С каждым годом все большее количество учащихся подвержено девиантному поведению, проявляющемуся в различных формах негативной направленности, отмечается рост различных видов детской зависимости и преступности.
Сегодня повышается научный интерес к проблеме межличностных отношений. Обращение пристального внимания исследователей к данной проблеме, активный поиск эффективных средств гармонизации личностного и группового развития подрастающего поколения обусловлено значительными переменами, произошедшими в нашем обществе и повлиявшими на ценностные ориентации индивида в сфере межличностных отношений.
Межличностные отношения реализуются через общение в микросреде (среда личности) и в макросреде (социальных условий). Проблема межличностных отношений относится к числу первостепенных для юношеского возраста сфер жизнедеятельности. Общение со сверстниками для учащихся выполняет ряд важных функций, среди которых – становление системы моральных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения. Общение учащихся с группой сверстников рассматривается в качестве фактора становления личности подростка, его успешной адаптации в жизни. Сложности в общении, непринятие сверстниками, отсутствие возможности общения с группой ровесников болезненно переживаются подростками и могут приводить к отклонениям в личностном развитии.
Развитие и становление личности представляет собой результат ее взаимодействия со средой, деформация же взаимоотношений подростка с окружающими его людьми определяет сложность структуры личности подростка и создает условия для асоциальной направленности поведения. Своевременная диагностика особенностей межличностных отношений в микрогруппе учащихся может предупредить возникновение отклонений в психосоциальном развитии учащихся, формирования у них девиантного поведения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МИКРОГРУППЕ КАК УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Подходы к определению межличностных в зарубежной и отечественной психологии
Межличностные отношения как неотъемлемый атрибут жизни человека играет огромную роль во всех сферах жизнедеятельности. Впервые в отечественной литературе термин «межличностные (межперсональные) отношения» рассматривались в 1975 году в книге «Социальная психология» [30, с. 114].
В зарубежной психологии существуют различные взгляды на феномен межличностных отношений. В работе Р. Бейлса выделяются следующие виды взаимодействий, которые условно относятся к следующим областям: область позитивных эмоций, что проявляется в солидарности и согласии; область решения проблем, что находит свое проявление в предложении, высказывании мнения; область постановки проблем, что проявляется в просьбе об информации, высказать мнение; область негативных эмоций, что проявляется в несогласии, создании напряженности и демонстрации антагонизма [4, с. 258].
Э. Холландер называет следующие характерные черты межличностных отношений: взаимозависимость поведения сторон взаимодействия, когда поведение одного индивида является стимулом для поведения другого; взаимные поведенческие ожидания, основанные на межличностном восприятии друг друга; предполагаемая каждой стороной взаимодействия оценка ценности, которая приписывается действиям и мотивам другого, а также удовлетворенности, которую он может обеспечить [60].
В зарубежной психологии широко распространен подход к межличностным отношениям в концепции символического интеракционизма (М. Мид). Согласно данному подход, взаимодействие между людьми является возможным благодаря сходному пониманию символов. Понимать намерения окружающих человек может потому, что в детстве его учат придавать значение неким предметам, действиям и событиям, то есть символам. Понимание намерений окружающих людей осуществляется посредством собственного прошлого опыта, знание жестов и способности поставить себя на место другого, принять роль другого человека [40, с. 122].
Согласно теории символического интеракционизма личность формируется в процессе взаимодействия с другими личностями за счет установления контроля за действиями личности и представлениями о ней, которые формируются у социального окружения этой личности. Для качественного общения индивиду необходимо придерживаться допустимых правил взаимоотношения и социальных норм общества, в котором он общается. Они же, в свою очередь, принимаются на основании общих представлений и необходимы для регулирования поведения
В рамках когнитивистского подхода межличностные отношения (А. Бек и др.) рассматриваются как контакт между людьми, реализуемый посредством общения, в котором осуществляется информационный обмен, проявляются познавательные процессы, социальная перцепция и аттитюды. Межличностные отношения включает попытки человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы продуктивно с кем-либо взаимодействовать, индивиду необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека, надо чтобы один человек поставил себя на место другого с целью лучшего понимания и прогнозирования его настоящего и последующего поведения [59].
В теории обмена Дж. Хоманса признается, что основой взаимодействия людей выступает их личный опыт, предполагающий возможные вознаграждения и затраты. Также автор считает, что каждый субъект пытается найти баланс между вознаграждениями и затратами, что должно дать ему возможность сделать взаимодействие стабильным. Повторяемость поведенческих паттернов зависит от количества вознаграждений. Так, чем их больше, тем устойчивее поведенческие паттерны. Человек стремиться выстраивать такое поведение, которое уже принесло ему выгоду. Если индивид в своих потребностях приближен к насыщению, то он не предполагает приложение усилий для их удовлетворения [61].
Зарубежные исследователи через понятие аттракции – феномена привлекательности для объяснения природы привлекательности одного человека для другого – объясняют основу построения межличностных отношений. По мнению Т. Хастона, выбор человека для построения отношений обусловлен характеристиками самооценки и уверенностью в себе как перспективами будущего общения с партнером (прогноз ответной реакции по отношению к себе [62].
В теории управления впечатлениями И. Гофмана межличностные отношения описываются через термин «драматические спектакли». Согласно автору, ситуации социального взаимодействия имеют схожесть с драматическими спектаклями, а люди стараются создавать и поддерживать приятные впечатления о себе. При этом, целью выступает создание о себе максимально положительного впечатления. Человек самостоятельно создает соответствующие ситуации, чтобы этого достигнуть [11, с. 135].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МИКРОГРУППЕ КАК УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Организация исследования
Целью эмпирического исследования явилось установить взаимосвязь между характером межличностных отношений и склонностью к девиантному поведению у учащихся.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи между характером межличностных отношений и склонностью к девиантному поведению у учащихся с помощью тестирования;
3) обработка и анализ данных, интерпретация полученных результатов, разработка программы тренинговых занятий по развитию рефлексии.
База исследования: ГУО «Буцевичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа». В исследовании приняли участие 60 учащихся 1 курса в возрасте 15-17 лет, из них 30 мальчиков и 30 девочек.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между характером межличностных отношений и склонностью к девиантному поведению у учащихся.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [39].
Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе.
Методика позволяет выявить следующие стили межличностных отношений: авторитарный; эгоистичный; агрессивный; подозрительный; подчиняемый; зависимый; дружелюбный; альтруистический.
Опросник включает 128 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или нет». Обработка данных осуществляется с помощью ключа. При обработке подсчитывается количество отношений каждого стиля.
Критерии оценки: 0-4 балла – низкие показатели, 5-8 – средние показатели, 9-12 – высокие показатели, 13-16 - очень высокие показатели.
2. Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон) [37].
Цель: изучение представлений о себе в межличностных отношениях.
С помощью методики можно выявить следующие основные тенденции в межличностных отношениях: зависимость - независимость, общительность – необщительность, принятие борьбы – избегание борьбы. Испытуемым предлагается оценить 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе, соответствует ли оно представлению о себе или нет.
Обработка результатов и интерпретация: подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре.
3. Методика «Склонность к девиантному поведению» А.Н. Орла [43].
Назначение: определение склонности учащихся к реализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения.
Опросник включает 98 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет», позволяющих с помощью психодиагностических шкал выявить: установку на социальную желательность; склонность к преодолению норм и правил; склонность к аддиктивному поведению; склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; склонность к агрессии и насилию; волевой контроль эмоциональных реакций; склонность к делинквентному поведению.
4. Методика «Интернет-зависимость» С. Чена [38].
Цель: выявление склонности к Интернет-зависимому поведению, выраженности симптомов Интернет-зависимости.
Шкалы методики: компульсивные симптомы; симптомы отмены; симптомы толерантности; внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем; проблемы с управлением временем.
Баллы по всем вопросам суммируются. Интерпретация результатов:
- от 27 баллов до 42 – отсутствие интернет зависимого поведения;
- от 43 баллов до 64 - склонность к возникновению интернет зависимого поведения/доаддиктивный этап;
- от 65 баллов и выше – наличие Интернет зависимого поведения (поведения с компонентом злоупотребления интернетом).
Методы математико-статистической обработки данных.
Для оценки различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
С целью установления статистической связи был использован критерий линейной ранговой корреляции rs-Спирмена – непараметрический критерий, предназначенный для изучения связи между показателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрены подходы к изучению межличностных отношений в психологии. Межличностные отношения – субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями людей. Это отношения между индивидуальностями, которые реализуются через общение и деятельность. Межличностные отношения в микрогруппе представляют собой взаимодействие между членами группы, возникающее на основе общих мотивов и целей, идентификации индивидов со своей группой, личностно значимого содержания совместной деятельности.
Девиантное поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым социальным нормам, стандартам не допустимого и допустимого поведения в обществе. Девиантное поведение подразделяется на делинквентное, асоциальное, аутодеструктивное. В основе девиантного поведения могут лежать внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних, социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности) факторов.
Основными направлениями профилактики девиантного поведения учащихся в условиях школы являются: организация социальной среды, информирование, активное социальное обучение социально-важным навыкам, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, активизация личностных ресурсов, разработка и реализация программы профилактики. Профилактика девиантного поведения учащихся включает всех участников образовательного процесса и предполагает психолого-педагогическую помощь подросткам, психолого-педагогическое просвещение среди педагогов, психологическую и социально-педагогическую работа с родителями.
В результате эмпирического выявлено, что преобладающими стилями межличностных отношений мальчиков являются: авторитарный, эгоистичный и агрессивный.
1. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика / Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2004. – 375 с.
4. Бейлс, Р.Ф. Набор категорий для анализа взаимодействия малых групп / Р.Ф. Бейлс // Американский социологический обзор. – 1950. - № 2. – С. 257-263.
5. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: учеб.-метод. комплекс / Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – Минск: БГПУ, 2013. –216 с.
6. Беседина, О. В. Профилактика аддиктивного поведения / О. В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16-36.
7. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2001. – 200 с.
8. Визель, Т. Г. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты / Т. Г. Визель, Л. В. Сенкевич, В.А. Янышева. – М. : ФПКМУ, 2007. – 425 с.
9. Воронова, Т. Ф. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения / Т. Ф. Воронова. – Санкт-Петербург : ГБОУ «Средняя школа №444», 2015. – С. 1-42.
10. Галич, Г. О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г. О. Галич, Е. А. Карпушкина, Л. Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
11. Гофман, И.Г. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. А. Д. Ковалева. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2000. – 304 с.
12. Грива, О.В. Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы / О.В. Грива // Современная психология: материалы науч. конф. – Пермь, 2014. – С. 23–25.
13. Дадова, З. И. Организация воспитательной работы с подростками с девиантным поведением / З. И. Дадова // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2013. – № 11. – С. 49-52.
14. Денисов, А. Психология Интернет-зависимости / А. Денисов // Развитие личности. – 2014. – №1. – С.190-202.
15. Дрепа, М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / М.И. Дрепа. – Ставрополь: Северо-Кавк. Соц. Институт, 2010. – 18 с.
16. Духновский, С.В. Особенности дисгармонии в различных формах межличностных отношений / С.В. Духновский // Вестник Ленинградского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 60-–68.
17. Егорова, У. Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У. Г. Егорова // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
18. Журавлев, А.Л. Психология совместной деятельности / А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 640 с.
19. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В.Ю. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
20. Игумнов, С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С. А. Игумнов. – М .: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 112 с.
21. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 580 с.
22. Казарян, К.А. Межличностные отношения как предпосылка формирования представлений друг о друге / К.А. Казарян // Российский психологический журнал. – 2009. – № 2. – С. 107–110.
23. Кибитов, А. О. Интернет-зависимость: клинические, биологические, генетические и психологические аспекты / А. О. Кибитов, А. В. Трусова, А. Ю. Егоров // Вопросы наркологии. – 2019. – № 2 (173). – С. 23-48.
24. Ковтун, Л. О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению подростков / Л. О. Ковтун // Вестник КемГУ. – 2012. – № 1. – С. 81-88.
25. Ковш, Г. И. Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков / Г. И. Ковш // Сацыяльна-педагariчная работа. – 2005. – № 3. – С. 41-44.
26. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношения в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Наука, 2000. – 124 с.
27. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.: Изд-во: АСТ, 2010. – 448 с.
28. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 365 с.
29. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 318 с.
30. Крысько, В. Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
31. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С. А. Кулаков. – М. : Смысл, 2004. – 70 с.
32. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.А. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
33. Левченко, А. Психологические особенности подросткового возраста / А. Левченко // Психолог. – 2010. –№ 42 (90). – С. 9-16.
34. Луконькина, К. И. Профилактика девиантного поведения подростков общеобразовательными организациями / К.И. Луконькина // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе : материалы научной конференции. – Барнаул, 2019. – С. 206-207.
35. Макарова, И.А. Проблема Интернет-зависимости в подростковой среде / И.А. Макарова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 6-2. – С. 146-150.
36. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения : учебное пособие / В. Д. Менделевич. – СПб. : Речь, 2008. – 445 с.
37. Методика «Q-сортировка» В. Стефансона // Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В.П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 212-216.
38. Методика «Интернет-зависимость» С. Чена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/test300m/cias.
39. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/634-diagnostika-mezhlichnostnykh-otnoshenij-test-dmo-metodika-t-liri.
40. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты. – М.: МГУ, 1994. – 336 с.
41. Миннегалиев, М. М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению / М. М. Миннегалиев // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 2. – С. 122-129.
42. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. – 688 с.
43. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) / Ю. А. Клейберг // Социальная психология девиантного поведения. – М., 2004. – С. 141-154.
44. Организация работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательном учреждении : научно-методические рекомендации / сост. Л. Н. Якушева. – Тюмень, 2012. – 71 с.
45. Пантелеева, В.В. Основные подходы к проблеме межличностного взаимодействия в аспекте супружеских отношений / В.В. Пантелеева // Гуманитарные балканские исследования. – 2019. - № 1. – С. 43-45.
46. Петровский, А.В. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство / А.В. Петровский,. – М.: Просвещение, 1990. – 373 с.
47. Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В. А. Попов, Н. П. Липнягов // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 410-412.
48. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / Под ред. Ю. А. Клейберга и Г. В. Юлаковой. – Ульяновск : УГУ, 2004. – 140 с.
49. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия / К. Роджерс. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 452 с.
50. Снегова, Е. С. Подходы к изучению межличностных отношений в малых группах как социально-педагогическая проблема / Е. С. Снегова // Евразийское научное объединение. – 2021. – № 1. – С. 556-559.
51. Стуколова, Л.С. Социальны нормы и ее классификация / Л.С. Стуколова // Аллея науки. – 2018. – № 5. – С. 484-487.
52. Тетерятникова, Л. Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Тетерятникова. – Кострома, 2009. – 20 с.
53. Фернхем А. Личность и социальное поведение / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 430 с.
54. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск : Ильин В.П., 1996. – 192 с.
55. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
56. Шатаева, Д. А. Проблема суицида в подростковом и юношеском возрасте / Д. А. Шатаева // Наука и молодежь : материалы научной конференции. – Грозный, 2018. – С. 630-633.
57. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани; пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 539 с.
58. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2005. – 336 с.
59. Beck, A. Anxiety disorders and phobias: A cognitive perspective / А. Beck. - New York: Basic Books, 2005.
60. Hollander, E.P. Principles and methods of social psychology / Е.Р. Hollander. – New York: Oxford University Press, 1971.
61. Homans, G. C. Bringing man back in / G. C. Homans. – N.Y., 1964.
62. Huston, T. Ambiguity of acceptance, social desirability and dating choice / Т. Huston // J. of experimental social psychology. - 1973. - V. 9. – Р. 22-36.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению»
(А.Н. Орел).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Интернет-зависимость» С. Чена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание занятий тренинговой программы по предупреждению девиантного поведения у старшеклассников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Интернет-зависимость» С. Чена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание занятий тренинговой программы по предупреждению девиантного поведения у старшеклассников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты