Гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Буцевичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа, ГУО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СТРАТЕГИЯХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Феномен совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Виды копинг-стратегий
1.3 Понятие гендера и гендерных различий в психологии
1.4 Особенности совладающего поведения в возрасте ранней взрослости
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СТРАТЕГИЯХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования типа гендера у лиц в возрасте ранней взрослости
2.3 Изучение стратегии совладающего поведения у лиц в возрасте ранней взрослости
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи типа гендера и копинг-стратегий у лиц в возрасте ранней взрослости
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема функционирования личности в динамично меняющихся условиях жизни тесно связана или приспособления индивида к требованиям среды, что в современной зарубежной литературе рассматривается как со стрессом. Совладание является неотъемлемой частью поведения человека при взаимодействии с трудностями и вызовами повседневной действительности. Личность постоянно сталкивается с проблемами в современном мире. В возрасте ранней взрослости требования социума к функционированию личности существенно повышаются. В это время молодые люди, которые уходят от родительской поддержки во взрослый мир вынуждены самостоятельно решать трудные задачи, находить и использовать внутренние и внешние ресурсы.
На выбор копинг-стратегий взрослого человека оказывают влияние многочисленные факторы. Стратегии поведения в трудных ситуациях, которые предпринимаются индивидом исходя их конкретной ситуации, обусловлены полом, возрастом, психологическими особенностями, а также социокультурными факторами. Важнейшим фактором, на наш взгляд, влияющим на выбор стратегий совладающего поведения, выступает тип гендера.
Особый интерес представляет изучение гендерных различий в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости. Именно в этот возрастной период личность сталкивается с рядом важнейших проблем, связанных с семейной и профессиональной деятельностью, личностным развитием и социальной адаптацией. Кроме того, именно в этом возрасте наблюдется четкая дифференциация принадлежности молодого человека в тому или иному типу гендера.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СТРАТЕГИЯХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Феномен совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии
В Психологическом словаре термин «совладание» (англ. coping) определяется, как «психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых (кризисных) ситуаций, особенно психосоциального характера» [30].
Понятие «преодоление («coping») означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. В психологической литературе встречаются различные термины, которыми обозначаются стратегии преодоления стресса. Преодоление является индивидуальным способом взаимодействия личности с ситуацией в соответствии с ее содержанием, значимостью в жизни и ее психологическими возможностями. Согласно Т.Л. Крюковой, главной задачей преодоления является удержание индивида в состоянии психического равновесия, если он попадает в напряженную, экстремальную ситуацию [25, с. 25].
В зарубежной психологии понятие копинга рассматривается в рамках взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытками овладеть или избежать требований проблемной ситуации. По определению Р. Лазаруса и С. Фолкмана, копинг представляет собой «динамичное взаимодействие индивида с ситуацией, совокупность когнитивных, поведенческих и эмоциональных усилий, направленных на устранение внешних или внутренних противоречий» [7, с. 102].
В рамках диспозиционного подхода копинг неразрывно связан с личностными чертами субъекта. Поведение индивида в определенной трудной ситуации определяется набором индивидуальных и личностных особенностей. Особенности личности во многом детерминируют определенную предрасположенность человека реагировать похожим образом в преодолении различных трудностей [7, с. 103].
Современная отечественная психология совладающее поведение рассматривает с позиции интегративного подхода, то есть учитывает личностные факторы субъекта совладания, ситуационные, социокультурные и регулятивные аспекты. В рамках этого подхода совладающее поведение определяется в качестве целенаправленного поведения субъекта, устраняющего или уменьшающего негативное воздействие стресса адекватными личностным особенностям и ситуационным характеристикам способами. Копинг является одним из аспектов способностей индивида, который вместе с ресурсами служит преобразованием ситуации, устранением угрозы [45, с. 167].
Отечественные психологи особое внимание уделяют вопросу успешного совладания. Так, Г.С. Корытова, Ю.А. Еремина подчеркивают, что «успешность адаптации личности к стрессу определяется уровнем развития у нее совладающего поведения, которое регулируется посредством применения средовых условий (копинг-ресурсов) и поведенческих стратегий (копинг-стратегий) на основе имеющегося личностного опыта» [23, с. 118].
Большой вклад в изучение совладающего поведения внесла Т.Л. Крюкова. В ее работах совладающее поведение определяется как необходимый компонент психологии субъекта, его связи с трудной жизненной ситуацией. Именно совладающее поведение обеспечивает использование субъектом внутренних и внешних ресурсов для разрешения трудной ситуации, или ее смягчения, или предотвращения стресса [25, с. 4].
Т.Л. Крюкова рассматривает совладающее поведение с точки зрения личностного развития, ресурсов и адаптации человека. Автор считает, что «совладающее поведение – это поведение, которое позволяет субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий, адекватных личностным особенностям и ситуации. Оно направлено или на активное взаимодействие с ситуацией – изменение (когда она поддается контролю) и приспособление (в случае, когда ситуацию не поддается контролю)» [25, с. 89].
Совладающее поведение, будучи индивидуальным способом совладания человека с трудной ситуацией, зависит от значимости для него, от наличия с личностно-средовых ресурсов. Как подчеркивает М.Р. Хачатурова, «ресурсы индивида – это определенный личностный потенциал, способствующий преодолению различных по степени стрессоров или кризисных ситуаций. Личностные особенности индивида могут выступать как в качестве ресурсов, так и факторов, из-за которых невозможно успешное совладание» [45, с. 8].
Ресурсы совладающего поведения представлены в ментальном опыте личности и реализуются в разных сферах жизнедеятельности для преодоления тех или иных стрессовых ситуаций. Основными функциями ресурсов совладающего поведения являются: достижение позитивных (субъективно и объективно) результатов: улучшение адаптации, повышение эффективности деятельности, в том числе, совладающего поведения; установление и поддержание тесных контактов с другими [23, с. 120].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СТРАТЕГИЯХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления гендерных различий в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление гендерных различий в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Буцевичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа». В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте 20-30 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 30 человек, работающих в сфере здравоохранения, и 30 человек, работающих в сфере образования.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Полоролевой опросник С. Бем (адаптация И.С. Клециной) [37].
Цель: изучение типа гендера, определение степени андрогинности, маскулинности и феминности личности.
Методика позволяет выявить следующие типы гендера: ярко выраженный маскулинный, маскулинный, ярко выраженный феминный, феминный, андрогинный.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), среди которых испытуемому предлагается выбрать те, которые присущи ему. Выбрать можно любое количество качеств.
Обработка результатов. За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели феминности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами:
F = сумма баллов по феминности / 20
М = сумма баллов по маскулинности / 20
Основной индекс IS определяется как IS = (F - М) * 2,322
Критерии оценки: если величина индекса IS находится в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1 (IS < -1), то можно говорить о маскулинности, индекс больше +1 (IS > 1) - о феминности.
2. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.А. Крюковой) [22].
Цель: выявление копинг-поведения в стрессовой ситуации.
Шкалы эмоции: копинг, ориентированный на решение задачи; копинг, ориентированный на эмоции копинг, ориентированный на избегание.
Опросник содержит утверждения, которые отражают возможные реакции человека на различные трудные или стрессовые ситуации. Испытуемому предлагается 48 утверждений, которые необходимо оценить по 5-балльной шкале по степени частоты подобным образом в стрессовой ситуации. Обработка результатов теста осуществляется согласно ключу методики.
3. Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS (С. Хобфолл, адаптированный вариант Н. Водопьяновой и Е. Старченковой) [29].
Цель: выявление моделей преодолевающего поведения и общего индекса конструктивности.
Шкалы методики (модели поведения): ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия. В соответствии с «ключом» подсчитывается сумма баллов по каждой строке, которая отражает степень предпочтения той или иной модели поведения в стрессогенной ситуации.
Методы математико-статистической обработки данных.
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
Для оценки различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
Для оценки достоверных различий между группами применялся критерий Краскела-Уоллиса – непараметрический критерий, который предназначен для проверки равенства средних нескольких выборок.
С целью установления статистической связи был использован критерий линейной ранговой корреляции rs-Спирмена – непараметрический критерий, предназначенный для изучения связи между показателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что совладающее поведение определяется в качестве целенаправленного поведения субъекта, устраняющего или уменьшающего негативное воздействие стресса адекватными личностным особенностям и ситуационным характеристикам способами. Копинг-стратегии являются набором действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе стрессовой ситуации.
Гендер – это совокупность культурных характеристик, определяющих социальное поведение и психологические особенности женщины и мужчины, формирующиеся в процессе социализации и гендерной идентификации. Гендер рассматривается как осознание себя в связи с социокультурными определениями мужественности и женственности, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик.
Копинг-поведение в период ранней взрослости имеет свои особенности. Развитие личности период ранней взрослости связано с выбором супруга, подготовкой к супружеской жизни, созданием семьи, воспитанием ребенка, ведением быта, началом профессиональной деятельности, принятием гражданской ответственности, нахождением соответствующей социальной группы. Основное содержание кризиса ранней взрослости заключается в столкновении человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям, что связано с весьма большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей. В ранней взрослости наиболее используемыми копинг-стратегиями являются планирование решения, самоконтроль и принятие ответственности, поиск социальной поддержки, а также положительная переоценка.
В результате эмпирического исследования выявлено, что большая часть лиц в возрасте ранней взрослости, работающих в сфере здравоохранения, обладают андрогинным типом гендера – они успешно сочетают в себе как маскулинные, так и феминные качества, характеризуются с одной стороны, мягкостью, спокойствием, доверчивостью, уступчивостью, эмпатией, с другой стороны – уверенностью в себе, лидерскими качествами, напористостью, независимостью, самостоятельностью и склонностью защищать свои интересы.
1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 382 с.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. – Москва, 2004. – С. 96–119.
3. Балык, А. С. Развитие личности в период зрелости / А. С. Балык // Научный вестник ГАОУ ВПО. – 2016. – Т. 3. – С. 86-91.
4. Бем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. − М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. − 336 с.
5. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер. – 431 с.
6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 563 с.
7. Битюцкая, Е. В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: автореф. дис. канд. психол. наук / Е.В. Битюцкая. – Москва, 2007. – 30 с.
8. Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
9. Борисова, Н.М. Возраст и копинг: выбор стратегий совладающего поведения в разные периоды взрослости / Н.М. Борисова // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. – Кострома, 2019. – С. 319-323.
10. Борисова, Н.М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н.М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
11. Бохан, Т.Г. Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взрослости / Т.Г. Бохан // Сибирский психологический журнал. – 2002. – № 16. – С. 66–78.
12. Виноградова, Л.А. Интеллектуальный контроль как фактор преодоления эмоционально-трудной ситуации / Л.А. Виноградова // Психологический журнал. – 2004. – Т. 12, № 5. – С. 21-28.
13. Воронова, А.В. Гендерная психология: некоторые проблемы и перспективы / А.В. Воронова // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 11-19.
14. Дерманова, И.Б. Совладающее поведение как механизм развития личности в период ранней взрослости / И.Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
15. Дресвянина, А.В. Понятие «гендерная идентичность»: сущность и основные исследовательские подходы / А.В. Дресвянина // Вестник СФУ. – 2009. – № 4. – С. 115-119.
16. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
17. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 468 с.
18. Исаева, Е.Р. Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (на примере российской популяции) / Е.Р. Исаева // Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. № 6 (84). – С. 86–90.
19. Камнева, Н.А. Половые и гендерные различия в поведении людей в современном мире / Н.А. Камнева // Наука и образование: современные тренды. – 2015. – № 2. – С. 369-376.
20. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И.С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 309 с.
21. Клецина, И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений / И.С. Клецина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2003. – № 2. – С. 154-163.
22. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйло. – М., 2002. – С. 442-444.
23. Корытова, Г.В. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении / Г.В. Корытова // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 117–123.
24. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 747 с.
25. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ, 2010. – 296 с.
26. Лапкина, Е.В. Психологическая защита и совладание человека в разные периоды взрослости / Е.В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 3. – С. 213– 218.
27. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 1997. –688 с.
28. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога) / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
29. Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS (С. Хобфолл, адаптированный вариант Н. Водопьяновой и Е. Старченковой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/7069380/page:74/.
30. Мещеряков, Б. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/17.php.
31. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18, № 5. – С. 20-51.
32. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей [Текст] / Г.М. Грановская, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2006. – 342 с.
33. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
34. Паттурина, Н.П. Проблема зрелости в современной психологии / Н.П. Паттурина // Известия РГПУ. – 2006. – № 2. – С. 113–126.
35. Пашукова, Т. И. Теоретический анализ становления понятий гендера и гендерной идентичности в психологии / Т. И. Пашукова, А. С. Теракопова // Вестник МГЛУ. – 2012. – № 7 (640). – С. 26-32.
36. Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
37. Полоролевой опросник (С.С. Бем) / Под ред. И.С. Клециной // Практикум по гендерной психологии. – М., 2003. – С. 277–280.
38. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html.
39. Риккер, Ю.О. Основные подходы к исследованию понятия «гендерная идентичность» в истории науки [/ Ю.О. Риккер // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 142-147.
40. Романовская, В. С. Гендерная идентичность и гендерные стереотипы / В. С. Романовская // Теория и практика общественного развития. – 2005. – № 2. – С. 63-66.
41. Светлакова, В.П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом / В.П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
42. Сирота, Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Обозреватель психиат. и мед. психологии. – 1993. – № 1. – С. 125–128.
43. Станибула, С.А. Характеристика ресурсов совладающего поведения / С.А. Станибула // Известия ГГУ – 2016. – № 5 (98). – С. 35–38.
44. Хазова, С.А. Позитивная и негативная динамика копинг-ресурсов в период взрослости / С.А. Хазова // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 1. – С. 86–95.
45. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
46. Холодная, М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям / М.А. Холодная. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 288 с.
47. Чекалина, А.А. Гендерная психология / А.А. Чекалина. – М.: Ось-89, 2006. – 256 с.
48. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризисы: пер. с англ. / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
49. Юнг, К. Г. Стадии жизни. Современный человек в поисках души / Пер. с англ. // Человек и его символы / Под ред. С. Н. Сиренко. – М., 1997. – С. 321-322.
50. Якунин, И.А. Возрастная специфика совладающего поведения / И.А. Якунин // Вестник РГГУ. – 2010. – № 1. – С. 96-102.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты