СНГ: образование, деятельность, проблемы и перспективы развития
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «СНГ: образование, деятельность, проблемы и перспективы развития»
по дисциплине: «Международные отношения»
2021
251.00 BYN
СНГ: образование, деятельность, проблемы и перспективы развития
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Международные отношения
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Процессы становления СНГ
1.2. Руководящие органы СНГ
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СНГ
2.1. Политическое взаимоотношения стран СНГ
2.2. Экономические взаимоотношения стран СНГ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СНГ
3.1. Развитие СНГ в контексте важнейших тенденций в мировой политике
3.2. Проблемы совершенствования многосторонних форм социально-экономического сотрудничества стран СНГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью нахождения новых теоретических подходов к совершенствованию внешнеполитической деятельности на одном из ее наиболее приоритетных направлений в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).
Анализ существующих концептуальных структур интеграционной деятельности показывает, что они не в полной мере учитывают современные потребности. Поиск новых подходов в этой области является серьезной научной задачей.
В настоящее время интеграция является превалирующей тенденцией в мире. Если в 1985 г. в мировом сообществе функционировало три крупных интеграционных образования, то к концу XX столетия их насчитывалось уже семь: Европейский союз (ЕС), Североатлантическая ассоциация свободной торговли (НАФТА), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) и др.
В результате число стран, принадлежащих к этим группам, увеличилось с 35 до 60, их доля в мировом ВВП увеличилась с менее чем одной трети до почти трех четвертей, а их доля в мировом экспорте увеличилась с двух пятых до почти четырех пятых. Эта тенденция продолжалась и в третьем тысячелетии.
В этой связи интеграционный процесс между государствами-участниками СНГ имеет большое научное и практическое значение.
Объектом исследования выступает Содружество Независимых Государств.
Предметом дипломной работы является образование, деятельность а так же перспективы и проблемы развития СНГ.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Процессы становления СНГ
Начало новому союзу – Содружеству Независимых Государств – и конец существованию Советского Союза положили два документа – Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР и Украины 8 декабря 1991 г.
10 декабря 1991 года Верховный Совет Беларуси абсолютным большинством голосов поддержал позицию руководителей трех республик и конституционным большинством осудил Союзный договор 1922 г.
Таким же образом поступил и парламент России 10 декабря 1991 г. Верховный Совет Украины без обсуждения ратифицировал Соглашение о создании СНГ. 13 декабря 1991 г. президенты пяти среднеазиатских государств, собравшись в Ашхабаде, выступили с заявлением, в котором позитивно оценили подписанное в Беловежской пуще соглашение, но в то же время отметили, что эта акция оказалась для них неожиданной [10, с. 8].
Они настаивали на том, что каждая бывшая советская республика должна иметь право участвовать в процессе выработки решений и документов Содружества и признавать их в качестве членов-учредителей. Они также настаивали на том, что документ о создании СНГ должен учитывать исторические и социально-экономические реалии среднеазиатских республик и выдвинули ряд других поправок и предложений к соглашению об образовании СНГ.
Лидеры пяти республик призвали провести совещание глав суверенных государств для рассмотрения вопросов формирования Содружества. 21 декабря 1991 г. собравшиеся в Алма-Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ, в котором говорилось, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.
Таким образом, Соглашение о создании Содружества состоит из двух документов, и дату его принятия следует обозначать как 8-21 декабря 1991 г. В Алматы был принят еще один документ, получивший название «Алматинская декларация». Декларация очень похожа на текст международного договора: ее можно отличить по той же преамбуле, что и обычную редакционную преамбулу, содержащую, в частности, аргументы в пользу принятия декларации, а также основания для установления партнерских отношений (международное право) [7, с. 45].
За преамбулой следует заявление об обязательстве организации сотрудничать в будущем. Окончательного положения нет, но декларация заканчивается фразой «государства-члены Содружества обязуются строго соблюдать принципы настоящей декларации».
Принимая во внимание важность положений о статусе СНГ, некоторые авторы считали, что декларация может быть включена в Учредительные документы СНГ. Наиболее активное законодательство в Содружестве было введено в 1992 году было подписано более 100 многосторонних и многочисленных двусторонних документов, регламентирующих вопросы раздела советского имущества, наследования, строительства Вооруженных Сил отдельных государств и установления военного сотрудничества между ними и др.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СНГ
2.1. Политическое взаимоотношения стран СНГ
Распад Советского Союза и Варшавского договора полностью изменил геостратегический баланс холодной войны. Старая система безопасности рухнула. Дискуссии вокруг ее новых структур и механизмов выявили общую необходимость создания модели безопасности для Европы в XXI веке. Понятно, что невозможно создать всеобъемлющую общеевропейскую систему безопасности без участия США и без учета интересов России и других стран СНГ.
Межгосударственное сотрудничество в области военного производства на Западе продолжает расширяться, важнейшей причиной чего является удорожание современного вооружения, которое на определенном этапе становится нецелесообразным производить той или иной системой в отдельных странах.
Сейчас в НАТО все шире распространяется убеждение, что в современных условиях ни одна страна, даже США с их огромным экономическим потенциалом и военным рынком, уже не в состоянии поддерживать независимую военно-промышленную базу, способную производить полный спектр вооружений и военной техники [17, с. 172].
Со времени подписания Договора о коллективной безопасности в рамках Содружества к 1997 г. была наработана основательная нормативно-правовая база: около 400 документов в области военного сотрудничества.
Возможности договора используются далеко не в полной мере: интеграционные процессы в военно-политической сфере носят, как правило, декларативный и консультативный характер, механизмы реализации и мониторинга договорных документов и коллективных решений еще не созданы, плановые практические меры не имеют решающего значения в обеспечении коллективной безопасности, программы военно-технического и военно-экономического сотрудничества еще не разработаны, процедуры принятия практических мер, достаточных для изменения военно-политической обстановки, еще не разработаны [20, с. 52].
Беларусь играла ведущую роль во всем становлении и развитии СНГ.
Беларусь является одним из наиболее активных участников формирования и развития организационно–правовой базы Содружества и входит в число лидеров стран СНГ по количеству подписанных и ратифицированных документов-на ее долю приходится около 90% всех принятых документов. Не случайно штаб-квартира СНГ-исполком-находится в Минске.
Беларусь проведет на своей территории ряд важных для Содружества мероприятий. К ним относятся заседания Совета глав правительств СНГ и Совета глав государств СНГ. Кроме того, запланированы международные конференции различного уровня.
Интерес Беларуси к странам СНГ заключается в создании зрелой Зоны свободной торговли. Это будет способствовать формированию зрелой рыночной инфраструктуры в рамках Содружества и развитию в будущем единого экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капитала.
Зона свободной торговли будет способствовать более плавному и равноправному доступу стран Содружества к мировой экономической системе, вступлению во Всемирную торговую организацию и развитию сотрудничества с другими международными организациями.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СНГ
3.1. Развитие СНГ в контексте важнейших тенденций в мировой политике
Вызовы, с которыми сталкиваются страны-участницы интеграционного объединения на постсоветском пространстве, объективно ставят на повестку дня вопрос о координации работы, проводимой в рамках этих организаций, с целью повышения их эффективности и практической отдачи.
В условиях «застоя» глобализации мировая региональная интеграция продолжает развиваться. Постепенное сближение СНГ и Евразийского экономического союза представляется перспективным для сохранения общего пространства. Было бы желательно включить в обновленную концепцию меры по увязке деятельности этих интеграционных объединений. Это позволит избежать дополнительных препятствий в торгово-экономических отношениях с государствами-членами СНГ.
Шагом к обеспечению сопряжения стало предоставление странам Содружества возможности получения статуса наблюдателя при Союзе (такой статус получен Молдовой в 2018 г.), не обремененный обязательствами последующего оформления членства в нем.
Анализ основных целей и задач СНГ, ЕАЭС, ОДКБ свидетельствует о совпадении круга поставленных перед ними задач во многих сферах, что надлежит учитывать при актуализации действующей Концепции развития СНГ. Объективная оценка должна основываться на результатах глубоких политических и экономических реформ стран СНГ за многие годы независимости, поскольку в процессе интеграции возникнут временные и системные неизбежные проблемы.
Похоже, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе СНГ будет больше ориентироваться на экономическую сферу. С этой целью при формулировании предложений по обновлению концепции необходимо в первую очередь обратить внимание на серьезные проблемы экономик стран Содружества и скорректировать некоторые положения концепции о сотрудничестве в этой области.
В обновленном варианте этой концепции могут быть отражены задачи создания экономики, основанной на передовых технологиях, развития «интернет-экономики», реализации «цифровой повестки дня», формирования механизмов и инструментов обеспечения финансовой безопасности.
Больше внимания следует уделять таким вопросам, как сотрудничество в области науки, техники и инноваций, транспорта и коммуникаций, углубление инвестиционных связей и расширение промышленного и технического сотрудничества. В ближайшее время необходимо разработать Стратегию экономического сотрудничества на период после 2020 года, интерактивную «дорожную карту».
Необходимо продолжать усилия по использованию потенциала Соглашения о зоне свободной торговли, постановке цели скорейшего подписания Соглашения о свободной торговле услугами и устранению остающихся препятствий на пути движения товаров и услуг.
В целях дальнейшего развития СНГ в гуманитарной сфере необходимо продолжить выработку скоординированного подхода к оценке качества образования и квалификации, развитию академической мобильности и сетевого взаимодействия между вузами снг, разработке единых образовательных стандартов и инновационных образовательных программ, устойчивому развитию туризма, спорта и молодежного взаимодействия, включая использование популярных информационных технологий, парламентов и народной дипломатии.
В обновленном варианте концепции необходимо развивать темы безопасности, борьбы с преступностью, терроризмом и его финансированием, угрозой наркотиков и нелегальной иммиграции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21 декабря 1991 года на Алматинской конференции главы государств 11 из 15 бывших Советских республик подписали протокол к соглашению об учреждении СНГ, который предусматривает, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина составляют на равноправной основе Содружество Независимых Государств в качестве государств-участников.
Наиболее активная законодательная работа в Содружестве велась в 1992 году. Было подписано более 100 многосторонних и многочисленных двусторонних документов, регламентирующих раздел советского имущества, наследование, строительство Вооруженных Сил отдельных государств и установление военного сотрудничества между ними и др.
Следует отметить, что Устав СНГ является первым документом СНГ и его регистрация предусмотрена в соответствии со статьей 102 устава Организации Объединенных Наций.
В рамках СНГ создано 72 агентства отраслевого сотрудничества. Они формируются в основном по инициативе «снизу – вверх» для удовлетворения потребности в поддержании контактов, обмене информацией, профессиональным опытом и координации позиций на профессиональной основе. Представляется, что функции, выполняемые в настоящее время СНГ, не могут быть полностью заменены сотрудничеством в рамках нового объединения космической интеграции СНГ.
Инвестиционное сотрудничество стран СНГ внесло свой вклад в стабильность и развитие экономики каждой страны. Она не может быть успешной без последовательной политики, учитывающей многолетнюю совместную деятельность, специализацию, кооперацию и производство необходимой продукции.
1. Авдокушин, Е.Ф. Международные финансовые отношения: Учебное пособие для бакалавров / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Дашков и К, 2016. - 132 c.
2. Александров, Е.Л., Круглов, В.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. – М.: Финансовый университет, 2017. – 112 с.
3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И.: Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 512 с.
4. Булатов, А. С. Мировая экономика и международные экономические отношения. полный курс (для бакалавров) / А.С. Булатов и др. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
5. Владимирова, Н.В. Международная торговля: учебнометодический комплекс. / Н.В. Владимирова - Минск: ИПД, 2015. — 214 с.
6. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Б.М. Смитиенко, В. К. Поспелов, С. В. Карпова [и др].; под ред. Б. М. Смитиенков, В. К. Поспелова. – 5–е изд., испр. – М.: Академия, 2018. – 304 с.
7. Дадалко, В. А. Международные экономические отношения: Учеб. пособие/ В.А. Дадалко. –Мн.: ЗАО «Армита - Маркетинг, Менеджмент», 2016. – 483 с.
8. Даниленко, Л. Н. Мировая экономика: учеб. пособие / Л. Н. Даниленко. - М. : КноРус, 2015. - 320 с.
9. Европейский Союз и Республика Беларусь: перспективы сотрудничества // сб. тез. докл. II Междунар. конф., Минск, 2 июня 2016 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2017. – 330 с.
10. Кизима, С. А. Внешняя политика Республики Беларусь: курс лекций / С. А. Кизима – Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, Минск, 2017. – 151 с.
11. Ковшар, Е.А. Основные этапы и принципы формирования государственной политики в области внешней торговли Республики Беларусь после приобретения суверенитета / Е. А. Ковшар // Молодые ученые ФМО: материалы I Междунар. науч. конф., Минск, 12 февр. 2015 г. / БГУ; редкол.:В. Г. Шадурский [и др.]. – Минск: БГУ, 2015. – С. 132-138.
12. Кузнецова, Г.В. Международная торговля товарами и услугами: учебник/Г.В. Кузнецова, Г.В. Подбпралина. – М.: Юрайт, 2015. – 570 с.
13. Лoмaкин, В. К. Мирoвaя экoнoмикa: Учебник. / В.К. Лoмaкин. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 671 c.
14. Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные эконом. отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: Инфра-М, 2018. - 224 c.
15. Международные отношения: история, теория, практика : материалы IV науч.-практ. конф. молодых учен. фак. междунар. отношений БГУ, Минск, 4 февр. 2018 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2018. – 215 с.
16. Международный бизнес: учеб. Пособие / М.И. Балашевич [и др.]; под ред. М.И. Балашевича. – Минск: БГЭУ, 2016. – 296 с.
17. Международные экономические отношения. Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина, В.Б. Мантусова. - М.: Юнити, 2018. – 382 c.
18. Международные экономические отношения: теория и политика: учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. Козака Ю.Г. – Киев: Центр учебной литературы, 2015 . – 360 с.
19. Мировая экономика и международные экономические отношения: современное состояние, проблемы и основные тенденции развития : учебное пособие / Е.Д. Фролова [и др.] ; под общ. ред. Е.Д. Фроловой, С.А. Лукьянова.— Екатеринбург : УрФУ, 2016.— 184 с.
20. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник /под ред. В.Б. Мантусова. – М.: Юнити, 2015. – 447 с.
21. Многовекторность во внешней политике Республики Беларусь : материалы междунар. круглых столов, Минск, окт. – нояб. 2016 г. / Белорус. гос. ун-т [и др.]; под ред. А. В. Русаковича. – Минск: Изд. центр БГУ, 2016. – 96 с.
22.Новокшонова, Л. В. Международные экономические отношения: Учебное пособие / Л.В. Новокшонова, Н.В. Шмелева, М.Л. Горбунова. - М.: Магистр, 2017. - 352 c.
23.Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. - М.: Юнити, 2017. - 64 c.
24.Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экономическим специальностям / Е.С. Пономарева, П.С. Томилов, Л.А. Кривенцова . - М.: Юнити-Дана, 2017. - 287 c.
25. Тихомиров, А. В. Внешняя политика Республики Беларусь / А. В. Тихомиров – Белорус. гос. ун-т., Минск: БГУ, 2017. – 208 с.
26. Фаминский, И. П., Международные экономические отношения: Учебник / И. П. Фаминский. – М.: Юристъ, 2018. – 847 с.
27. Федякина, Л.Н. Международные экономические отношения. – М.: Юрайт, 2016. – 279 с.
28. Фомичев В. И. Международная торговля: учебник. – М.: ЮРАЙТ, 2017. – 446 с.
29. Халевинская, Е. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. для вузов / Е. Д. Халенская. – М.: Магистр, 2015. – 400 с.
30. Халевинская, Е. Д. Международные торговые соглашения и международные торговые организации: Учебное пособие / Е.Д. Халевинская. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 462 с.
31. Шаховская, Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. конспект лекций / Л.С. Шаховская. - М.: КноРус, 2018. - 320 c.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты