Развитие познавательной активности младших школьников
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Развитие познавательной активности младших школьников»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Развитие познавательной активности младших школьников
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные по методике А.А. Горчинской (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по методике А.А. Горчинской (контрольный этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сравнение данных констатирующего и контрольного этапов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Перечень игр и дидактических приемов на уроках для активизации познавательной активности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные по методике А.А. Горчинской (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по методике А.А. Горчинской (контрольный этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сравнение данных констатирующего и контрольного этапов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Перечень игр и дидактических приемов на уроках для активизации познавательной активности.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к проблеме развития познавательной активности учащихся младшего школьного возраста
1.1 Теоретические подходы к исследованию познавательной активности в научной психологической литературе
1.2 Основные характеристики проявления познавательной активности учащихся младшего школьного возраста во время учебного процесса
1.3 Психологические условия развития познавательной активности учащихся младшего школьного возраста во время учебного процесса
Выводы
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей развития познавательной активности детей младшего школьного возраста во время учебного процесса
2.1 Организация и методики исследования познавательной активности детей младшего школьного возраста
2.2 Результаты исследования познавательной активности младших школьников на констатирующем этапе исследования
2.3 Описание содержания формирующего эксперимента по развитию познавательной активности учащихся младшего школьного возраста на уроках иностранного языка
2.4 Результаты контрольного этапа исследования проявления познавательной активности учащихся во время учебного процесса
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что процесс образования в современной школе направлен на поиск условий для активизации познавательной активности в процессе познания. Развитие потребности в новых знаниях, способность самостоятельно их получать, предполагает развитые навыки субъектной регуляции познавательной активности. Актуальность изучения познавательной активности в педагогике обусловлена тем, что современный школьник должен быть мобильным, владеть современными технологиями, уметь ориентироваться в многообразии информационных потоков, адаптироваться к меняющейся действительности, уметь принимать взвешенные, обоснованные решения, стремится к самообразованию. А основным инструментом при этом выступает именно познавательная активность.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Наиболее важным периодом для формирования регуляции познавательной активности является младший школьный возраст, так как в это время у ребенка начинают формироваться произвольные умственные действия: намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное на устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач. Возрастное раз¬витие познавательной активности состоит в появлении психологических новообразований, т.е. качественно новых особенностей, характеризующих ее более высокий уровень.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретические подходы к исследованию познавательной активности в научной психологической литературе
Познавательная активность в психологии и педагогике изучается с различных сторон. При этом при проведении любого исследования феномен познавательной активности рассматривается как часть общей системы обучения и воспитания.
Познавательная активность можно определить как непосредственно процесс присвоения определенных знаний, которые добыты другими, и на основе этого выработка собственного представления [20, с. 65]. Познавательная активность представляет собой непосредственно форму активности личности, которая регулируется внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Она имеет деятельностный и организованный характер. Познавательная активность – является обширным понятием, которое охватывает непосредственно перцептивную, умственную, символическую, предметную, мнемоническую деятельности. А также учебные и воспитательные мотивы. Важной особенностью познавательной активности является ее индивидуализированность, которая оказывает значимое влияние на результаты и процесс течения этой активности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что отсутствует единый подход к определению понятия «познавательная активность», что свидетельствует о его многоаспектности и многогранности.
В педагогике познавательная активность определяется как качество выполнения учебной деятельности ученика. Оно может проявляться в определенном отношении к содержанию процесса учения, в желании овладеть эффективными способами учебной деятельности и получить знания за минимально короткое время, мобилизовать волевые усилия на достижение поставленной учебно-познавательной цели [23, с. 61].
Т.И. Зубкова описывает познавательную активность как непосредственно характеристику учебной деятельности [13, с. 11].
По мнению Г.Л. Ильина, сущность познавательной активности состоит в непосредственно преодолении учащимся имеющихся противоречий между постоянно увеличивающимися познавательными потребностями и имеющимися возможностями для их удовлетворения, которыми он может обладать в конкретный момент времени [16, с. 99].
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» с точки зрения качества личности. Это личностное качество содержит желание и направленность личности к познавательной деятельности, а также позволяет выразить интеллектуальный ответ на протекающий процесс познания. Личностным качеством, которое называется «познавательная активность», оказывается непосредственно называть только при устойчивом проявлении стремления к познавательной деятельности [50, с. 17].
Э.А. Красновский предлагает познавательную активность определять как проявление всех сторон личности младшего школьника: включает и интерес к новому, радость познания, стремление к успеху, установка к решению задач, постепенно усложняющихся в процессе обучения [24, с. 55].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Организация и методики исследования познавательной активности детей младшего школьного возраста
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать эффективные методы развития познавательной активности во время учебного процесса в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: применение во время учебного процесса комплекса педагогических методов (метод проектного обучения, игровой метод, объяснительно-иллюстративный метод) позволяют повысить уровень развития познавательной активности младших школьников.
База исследования: государственное учреждение образования «Гимназия №4 г.Минска».
Описание выборки исследования: в исследовании приняли участие 21 учащийся 4 класса в возрасте 10-11 лет.
Организация процедуры исследования:
1. На первом этапе исследования были выявлены показатели познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
2. На втором этапе исследования была разработана программа формирующего эксперимента.
3. На третьем этапе исследования была проведена контрольная диагностика познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Для исследования познавательной активности учащихся применялась методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской.
Цель: оценить степень выраженности познавательной активности младших школьников.
Описание: для проведения данной методики ученикам были даны бланки с пятью вопросами и возможными тремя вариантами ответов. Младшим школьникам были розданы стандартизированной анкеты, им нужно было выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.
Инструкция: учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Тебе нравится читать сложные (трудные) рассказы?
2. Учитель задал трудный вопрос или вопрос на сообразительность. Как ты поступишь?
3. Ты много читаешь?
4. Что ты делаешь, если при чтении рассказа у тебя возникли вопросы (тебе непонятны какие-либо слова или предложения)?
5. Что ты делаешь, когда из рассказа узнаешь что-то новое?
Обработка результатов: ответы А свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; Б – об умеренной, В – о слабой.
Критерии оценивания: если учащийся ответил от 3 до 5 вопросов буквой «а», это свидетельствует о высоком уровне познавательной активности. Если ученик ответил от 3 до 5 вопросов буквой «б» - это свидетельствует о среднем уровне познавательной активности. Если школьник ответил от 3 до 5 вопросов буквой «в» - показатель низкого уровня познавательной активности [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательную активность можно трактовать как неотъемлемую характеристику учебной деятельности, которая проявляется в естественном стремлении человека к познанию. Сущность познавательной активности состоит в преодолении учащимся противоречий.
Познавательная деятельность младших школьников является важным фактором совершенствования и одновременно показателем результативности всего учебного процесса. Поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поискового и творческого подхода к усвоению содержания обучения и способствует самообразованию. Формирование образовательной самостоятельности у учащихся является сложным и многогранным организационным процессом, который развивается во времени. Условием для формирования познавательной активности является активизация внутренних ресурсов.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментального исследования было установлено, что на констатирующем этапе исследования было установлено, что нравится читать сложные рассказы только 33% младших школьников, иногда нравится – 62% учащимся и не нравится читать сложные рассказы 5% учащихся. 57% учащихся на трудный вопрос учителя постараются ответить самостоятельно, 38% школьников ответили, что у них бывает по-разному и 5% учащихся попросят других ответить на трудный вопрос учителя. 38% учащихся много читают, 52% школьников ответили, что у них бывает по-разному или много или ничего не читают и 10% учащихся указали, что они мало читают. 52% учащихся всегда находят ответ на вопрос при чтении текста, 43% школьников ответили, что иногда находят ответ и 5% учащихся указали, что не обращают внимание на возникающие при чтении вопросы. 57% учащихся всегда хотят рассказать родителям, друзьям о новой познавательной информации, 24% школьников ответили, что иногда рассказывают и 19% учащихся указали, что не рассказывают родителям, друзьям о новой познавательной информации. В итоге низкий уровень познавательной активности выявлен у 38% учащихся, средний уровень – у 52% школьников и низкий показатель имеют 10% учащихся.
1 Абдулшехидова, Х.Э. Проектный метод как инструмент формирования познавательного интереса младших школьников / Х.Э. Абдулшехидова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. - №3. – С.72-73.
2 Анищенко, А.М., Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка / А.М. Анищенко, С.Ю. Диденко, В.А. Черкасов // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 82-83.
3 Балабаева, Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников / Н.В. Балабаева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. - №1. – С. 34–38.
4 Бивол, А.С. Проблемно-поисковые методы обучения на уроках в начальных классах как средство повышения познавательной деятельности учащихся. Таврический вестник образования. – 2017. – №3. – С.103 - 107.
5 Бушуева, Л.С. Методы активизации творческого мышления младших школьников / Л.С. Бушуева. – М.: Начальная школа и образование, 2014. – 116 с.
6 Грибков, Л.А. Внедрение личностно ориентированного подхода к обучению для активизации познавательной деятельности младших школьников. Таврический вестник образования. – 2017. – №1. – С. 148 - 153.
7 Гусева, Т.А. Психодиагностические методы исследования познавательной активности в контексте системного подхода / Т.А. Гусева / Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – № 9. – С. 9–15.
8 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
9 Дмитриева, Л.Г. Психолого-педагогические условия повышения познавательной активности младших школьников / Л.Г. Дмитриева [и др.] // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. – № 2. – С.129–134.
10 Дробчик, Т.Ю. Определение термина «познавательная самостоятельность» в синергетическом подходе к организации образовательного процесса / Т.Ю. Дробчик, Б.П. Невзоров // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 5. – С. 137–144.
11 Елшанский, С.П. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Склонность к любопытству и исследованию» / С.П. Елшанский [и др.] // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2016. – № 22. – С. 114–118.
12 Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2006. – 192с.
13 Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов : автореф. дис. канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 1993. – 24 с.
14 Иванова, Т.В. Формирование познавательной самостоятельности студентов как ключевой профессиональной компетенции / Т.В. Иванова / Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 4. – С. 17–19.
15 Ижболдина, Г. Т. Формирование познавательной активности младших школьников / Г.Т. Ижболдина // Наука, образование и культура. – 2016. – №1. – С.15-17.
16 Ильин, Г.Л. Развивающее обучение или развивающее образование / Г.Л. Ильин // Педагогика и психология образования. – 2009. – №1. – С. 90-101.
17 Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2001. – 176 с.
18 Коротаева, Е. В. Проблемы активизации субъектов в учебнопознавательных взаимодействиях / Е. В Коротаева // Педагогическое образование. – 2008. – №3. – С.25–37.
19 Кулумбегова, Л.В. Игровые приемы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка / Л.В. Кулумбегова // Инновационная наука. – 2018. – №10. – С.82-85.
20 Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – №1. – С. 125–129.
21 Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Е.А. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с.
22 Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. 2-е издание – переработанное и дополненное / Под ред. и с заключительной статьей А. А. Матюшкиной. – М.: Приори, 2017. – 320 с.
23 Меньшикова, Е. А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) / Е.А. Меньшикова. – М. : Просвещение, 2006. – 115 с.
24 Методическая копилка шестого школьного дня / Сост. А.М.Деменцевич. – Минск: Государственное учреждение «Академия последипломного образования», 2019. – 171с.
25 Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162–165.
26 Мухаммедова, Ф. Р. Роль активных методов в обучении иностранному языку / Ф.Р. Мухаммедова // Наука, техника и образование. – 2015. – № 5. – С. 148 - 150.
27 Мухиддинова, С.А. Современный подход к обучению иностранным языкам / С.А. Мухиддинова // Наука, образование и культура. – 2016. - №1. – С. 10-12.
28 Павловец, Т.Л. Познавательная активность как предмет психолого-педагогических исследований / Т.Л. Павловец // Пачатковае навучанне. – 1997. – Вып. 2. – С. 77- 87.
29 Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов.- Изд. 2-е, испр. и дополн. - М., 2003. - 152 с.
30 Попова, Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Попова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 . – С. 114–122.
31 Проекты в начальной школе: тематика и разработки занятий / Сост. А.Оноприенков, А. Кондратюков. – М. : Аспект-пресс, 2016. – 120 с.
32 Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломи.нский. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
33 Сафонова, О.В. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения / О.В. Сафонова // Инновационная наука. – 2018. – №5. – С.105-109.
34 Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2012. – 576 с.
35 Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
36 Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова // Практическая психология в образовании. – 2012. – № 4. – С.22–26.
37 Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения.: автореф. дис. канд. пед. наук. – Омск, 2007. – 22 с.
38 Тишук, Я.В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я.В.Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович. – Гродно: ГрГУ, 2008. – С. 185-190.
39 Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань : Молодой ученый, 2017. – С. 9–14.
40 Троицкая, И.Ю. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте / И.Ю. Троицкая, М.Д. Зимина // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 712–715.
41Фаргиева З. С., Аушева М. М., Падиева М. Ю., Даурбекова А. М. Использование электронных учебников в процессе обучения учащихся младших классов / З.С. Фаргиева [и др.] // Наука, образование и культура. – 2016. – № 4. – С. 40-42.
42Харламов, И.Ф. Как активизировать учение школьников: дидактические очерки / И.Ф. Харламов // Практическая психология в образовании. – 2014. – №2. – С.34-36.
43 Хлестова, Е.Д. Формирование ключевых компетенций познавательной активности современного подростка: автореф. дис. канд. психол. наук. – М. : МГУ, 2009. – 26 с.
44 Храпченков, В.Г. Особенности активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников / В.Г. Храпченков, И.В. Храпченкова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2017. – №1. – С.43-49.
45 Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. – М. : ОИРО, 2010. – 432 с.
46 Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников / Н.Я. Чутко. – Самара : Издательство «Учебная литература», 2003. – 48 с.
47 Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
48 Шмигирилова, И.Б. Познавательная компетентность как система требований к личности выпускника средней школы / И.Б. Шмигирилова / Вестник Челябинского педагогического государственного университета. – 2012. № 5. – С. 209–221.
49 Штепина, И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников / И. С. Штепина. – Текст : непосредственный, электронный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Меж.дунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 125–127.
50 Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 2001. – 351 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные по методике А.А. Горчинской (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по методике А.А. Горчинской (контрольный этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сравнение данных констатирующего и контрольного этапов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Перечень игр и дидактических приемов на уроках для активизации познавательной активности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные по методике А.А. Горчинской (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по методике А.А. Горчинской (контрольный этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сравнение данных констатирующего и контрольного этапов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Перечень игр и дидактических приемов на уроках для активизации познавательной активности.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты