Развитие творческих способностей младших школьников посредством сказки
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников посредством сказки»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Развитие творческих способностей младших школьников посредством сказки
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Подходы к определению творческих способностей в современной психологии
1.2 Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте
1.3 Методы развития творческих способностей младших школьников
1.4 Сказка как средство развития творческих способностей
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования творческих способностей младших школьников
2.3 Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников посредством сказки
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в современных условиях существования повышается спрос на специалистов, обладающих высоким творческим началом. Именно эти люди отличаются адаптивностью, умением гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства, порождать новые идеи, принимать нестандартные решения. Это обеспечивает их успешную деятельность, выступает основанием для эффективного функционирования. Кроме того, творческий потенциал позволяет человеку реализовать себя в выбранной им сфере.
Важность творческих людей для современного мира трудно не признать. С каждым десятилетием окружающая действительность расширяется новыми технологиями и изобретениями. В этом заслуга принадлежит творческой личности. Именно творческие люди выступают движущей силой всего человечества, создают этот мир, используя креативное мышление и свои способности. Без оригинальных идей, стремления человека к новому, невозможен прогресс общества.
Истоки творческого потенциала уходят в детство, а именно в младший дошкольный возраст. На данном этапе складываются все предпосылки для развития творческих способностей. Младший школьный возраст представляет собой период активного развития творческих способностей и задатков, что связано с включением ребенка в новую социальную среду. Младший школьник открыт окружающему миру, восприимчив к новым явлениям, особенно любознателен. Он стремиться познать этот мир, ближе познакомиться к окружающей его действительностью, освоить все его стороны. Несформированные шаблоны мышления и поведения позволяют младшему школьнику по-иному посмотреть на объекты внешнего мира. В этом возрасте еще сохраняется детская непосредственность, которая порождает уникальный взгляд на мир. Каждый ребенок видит во внешнем мире то, что не видтя взрослые. Эти преимущества позволяют рассматривать младшего школьного как субъекта творческой деятельности.
Сказка оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка. Знакомство с произведениями, которые складывались на протяжении столетий народом, обогащает внутренний мир ребёнка. Встреча с волшебными и фантастическими силами, героями сказки, не только вызывает интерес к познанию, но и актуализирует его потенциал. Сказка несет в себе возможность обучения и воспитания, влечет собой развитие мотивационной сферы, освоению моделей поведений. Ее развивающий потенциал не имеет границ. Потому сказку можно рассматривать как средство развития творческих способностей младших школьников.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Подходы к определению творческих способностей в современной психологии
В современной психологии понятие «способности» рассматривают в качестве совокупности психических свойств и качеств, индивидуально-психологических особенностей, которые тесно связаны с успешной деятельностью. Как правило, способности человека условно подразделяют на две категории: общие способности, от которых зависят высокие результаты индивида в различных видах деятельности; а также специальные способности, которые обусловливают успехи индивида в специфических видах деятельности, для реализации которых необходимы задатки особого рода, определенный уровень их развития [17, с. 3].
Проблема творчества многообразна и отражается в современной психологии с точки зрения разных научных подходов. Многие авторы при рассмотрении данной проблемы обращаются к источникам творческой активности, что позволяет проследить ее развитие. Имеющиеся взгляды на определение творчества можно систематизировать в два направления:
– творчество анализируется в контексте феноменов «мышление», «интеллект» (представителями этого направления являются Дж. Гилфорд, С. Медник, Э. де Боно, П.Я. Пономарев),
– творчество рассматривается с точки зрения мотивации человека, в тесной связи с его личностными особенностями через мотивацию и личностные черты (это направление развивали А. Танненбаум, Д.Б. Богоявленская и др.).
Наиболее распространён сегодня первый подход, где творчество неотделимо от мышления и интеллекта. Здесь творческая деятельность выступает основой для создания нового, оригинального продукта в результате работы мышления и проявления интеллектуальных способностей.
Каждая концепция творческих способностей рассматривает это понятие под углом какого-либо каретного критерия. В частности, Дж. Гилфорда изучал творческие проявления по признакам вариативности и оригинальности ответов. В своей творчества С. Медник отдавал предпочтение отдаленности ассоциативной связи между двумя объектами. Исследования П.Я. Пономарева дают преставление о том, что основной критерий творчества – это преобразование логической схемы действия на основе найденного интуитивного решения [29, с. 12].
Творчество представляет собой процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Многие ученые согласны в том, что творчество является спонтанной человеческой активностью, выполняющей преобразующую функцию [22, с. 112]. По мнению советских психологов, творчество является внутренним мотивированным процессом активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения разных противоречий, который обеспечивается непосредственным и опосредствованным отражением, представляет собой выражение многогранности проявлений существования с помощью разных средств. Согласно Д.Б. Богоявленской, «творчество – это ситуативно нестимулированная активность, которая проявляется в стремлении выйти за пределы заданной проблемы» [6, с. 78].
Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей. К специальным способностям относятся творческие способности. Потому они выступают одним из компонентов общей структуры личности и представляют собой индивидуальные особенности, определяющие успешность выполнения человеком творческой деятельности. Согласно Л.Г. Карповой, «в их основе лежит стремление к самостоятельному созданию новых, несуществующих образов в ходе деятельности. В таком случае речь идет об объективно новом (предмет действительно не существует) или о субъективно новом (это ново для определенного индивида)» [25, с. 143].
В современной психологии изучаемый термин рассматривают с различных позиций. Так, существует мнение, что творческие способности – сложно структурированное качество (В.Н. Дружинин). С других позиций, это способность создавать новое (Л.С. Выготский), компонент креативности (Л.Б. Ермолааева-Томина), качество личности и основа для самореализации (Е.Л. Яковлева и др.).
По определение Л.Н. Антилоговой, «творческие способности – это полиструктурное образование, включающее когнитивный (знания, умения и навыки), мотивационный (мотивы, интересы, потребности) и эмоциональный (эмоции, чувства) компоненты. Изменение этих компонентов влечет за собой изменение и творческих способностей в целом» [2, с. 71].
Похожее определение приводит Л.Г. Карпова, согласно которой, «творческие способности – это интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения любой деятельности, носящей творческий характер» [25, с. 144].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления творческих способностей младших школьников нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование предполагало реализацию трех этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение тестирования;
3) обработка результатов, разработка рекомендаций по результатам исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Минска». В исследовании приняли участие 60 учащихся 2-х классов в возрасте 8-9 лет. Выборку исследования составили 30 девочек и 30 мальчиков. В опросе также приняли участие 60 родителей младших школьников.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют половые различия в творческих способностях в младшем школьном возрасте.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Субтест «Завершение фигуры» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса [48].
Методика предназначена для диагностики творческих способностей начиная со старшего дошкольного возраста при помощи таких показателей как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
Испытуемым предлагается на протяжении 10 минут дорисовать десять незаконченных стимульных фигур, а также придумать название к каждому рисунку.
3. Методика «Особенности проявления самостоятельности» Р.М. Геворкян [32].
Цель методики: определение уровня развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности. Показатели самостоятельности:
– организация деятельности и поступков без посторонней помощи;
– выполнение решений без напоминаний;
– умение отстоять свое мнение, без проявления упрямства;
– умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность;
– способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Каждый показатель оценивается в баллах: если показатель проявляется в поведении ребёнка редко, то ставят 1 балл, если иногда, то 2 балла, если часто или всегда, то ставят 3 балла.
Сумма баллов, набранная ребёнком, свидетельствует об уровне самостоятельности: высокий уровень (14-15 баллов), средний уровень (9-13 баллов), низкий уровень (5-8 баллов) (Приложение В).
4. Опросник Ф. Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).
Опросник предназначен для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных творческих возможностях ребёнка. С помощью методики можно выявить уровень творческого потенциала.
Критерии оценки: 17-34 балла – низкий уровень, 35-60 баллов - средний уровень, 61-85 баллов – высокий уровень (Приложение Г).
Методы математико-статистической обработки данных.
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA v.12.0».
Для оценки достоверных различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в современной психологии творческие способности рассматриваются как интегральное личностное качество, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности. Творческие способности открывают возможность по-иному посмотреть на окружающий мир, преобразовать его, реализовать свою индивидуальность. Творческие способности, будучи индивидуальными особенностями, обусловливают успешность выполнения творческой деятельности. В качестве показателей творческих способностей выступают: оригинальность, гибкость, разработанность, беглость, творческое мышление, невербальное воображение, мотивы творческой деятельности, эмоциональные переживания в творческой деятельности.
Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческих способностей, так как ребенок именно в этот период проявляет наибольшую активность и любознательность. В этом возрасте активно формируются предпосылки этих способностей – воображение, творческое мышление, эмоциональное отношение к своей деятельности, мотивация.
Развитие творческих способностей младших школьников возможно при создании соответствующих условий, в ходе различных видов деятельности – творческой, игровой, самостоятельной, учебной. Методами творческих способностей младших школьников являются: активные методы обучена, сюжетно-ролевые и дидактические игры, нестандартные уроки и нетрадиционные формы организации внеурочной деятельности. Важно расширять кругозор и социальный опыт школьников, предоставлять возможность проявить инициативу, поощрять самостоятельность и нестандартный взгляд на внешний мир.
Использование сказки позволяет развить творческие способности. Метафора открывает поле для проявления воображения и нестандартного подхода к ее осмыслению. Творческие способности у младших школьников развиваются в результате использования ряда приемов: анализа сказки, рассказывания сказки, творческой работы по мотивам сказки. В процессе рассказывания сказки у младших школьников развивается фантазия, воображение, способности к децентрированию, творческое мышление.
1. Абрамян, Е. Л. Личностные особенности детей с повышенным уровнем креативности / Е. Л. Абрамян // Эксперимент и инновации в шк. – 2014. – № 2. – С. 7–13.
2. Антилогова, Л. Н. Внеучебная деятельность как фактор развития творческих способностей младших школьников / Л. Н. Антилогова // Наука о человеке: гуманитар. исслед. – 2013. – № 3. – С. 25–29.
3. Ахтямова, Г. С. Развитие творческих способностей младших школьников / Г. С. Ахтямова // Развитие общественных наук российскими студентами : сб. науч. тр. / Ассоц. молодых ученых ; редкол.: С. И. Берлин [и др.]. – Краснодар, 2017. – Вып. 6. – С. 13–14.
4. Байгильдина, З. Ф. Творческий потенциал личности / З. Ф. Байгильдина // Вестн. Башкир. ун-та. – 2008. – Т. 13, № 3. – С. 693–695.
5. Барышева, Т. А. Креативность. Диагностика и развитие : монография / Т. А. Барышева. – СПб. : Рос. гос. пед. ун-т, 2002. – 345 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская // Вопр. образования. – 2004. – № 2. – С. 46–68.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : психол. исслед. / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 398 с. – (Серия «Мастера психологии»).
8. Боровик, О. В. Развитие воображения : метод. рекомендации / О. В. Боровик. – М. : РОН, 2000. – 112 с.
9. Вачков, И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку : кн. для учителей, психологов, студентов пед. вузов, аспирантов / И. В. Вачков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Ось-89, 2007. – 143 с.
10. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Матюхина [и др.] ; под ред. М. В. Гамезо [и др.]. – М. : Академия, 1984. – 256 с.
11. Волкова, Н. А. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников [Электронный ресурс] / Н. А. Волкова, Е. В. Слизкова // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2014. – № 2. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2014/14046.htm.
12. Волкова, О. В. Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста / О. В. Волкова // Сервис в России и за рубежом. – 2009. – № 3. – С. 11–18.
13. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста : учеб. пособие / О. О. Гонина. – 2-е изд., стер. – М. : Флинта, 2015. – 272 с.
14. Григорьева, О. А. Социальные условия развития творческих способностей детей / О. А. Григорьева // Вестн. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. – 2010. – № 2. – С. 15–19.
15. Давыдова, Е. А. Методика формирования самостоятельности у младших школьников [Электронный ресурс] / Е. А. Давыдова // Веселые обучалки и развивайки. – Режим доступа: https://kindergenii.ru/for-teacher2/samostoytelnost.htm.
16. Джаббарова, Л. А. Применение методов сказкотерапии в развитии вербальной креативности младших школьников / Л. А. Джаббарова // Science and Technology Innovations = Современные технологии и инновации : сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф., Петрозаводск, 15 мая 2020 г. / Междунар. центр науч. партнерства «Новая наука» ; ред. А. Б. Черемсин. – Петрозаводск, 2020. – С. 54–57.
17. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с. – (Серия «Мастера психологии»).
18. Защиринская, О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия : пособие для студентов пед. вузов / О. В. Защиринская. – СПб. : ДНК, 2001. – 150 с. – (Серия «Психология и культура»).
19. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : пособие для студентов пед. вузов / И. А. Зимняя. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – 480 с.
20. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками : практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2006. – 233 с. – (Серия «Технологии института сказкотерапии»).
21. Иванова, Т. В. Психологические механизмы развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Т. В. Иванова ; Курс. гос. ун-т. – Курск, 2013. – 16 с.
22. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности : пособие для психологов, педагогов, студентов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 444 с. – (Серия «Мастера психологии»).
23. Калашников, М. М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии / М. М. Калашников // Вестн. Брян. гос. ун-та. – 2014. – № 1. – С. 1–9.
24. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология : конспект лекций / Е. Н. Каменская. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 206 с. – (Серия «Зачет и экзамен»).
25. Карпова, Л. Г. Проблема творческих способностей личности в психологии / Л. Г. Карпова // Омс. науч. вестн. – 2008. – № 3. – С. 142–145.
26. Карпова, Л. Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Л. Г. Карпова ; Моск. психол.-соц. ин-т. – М., 2011. – 23 с.
27. Кащенко, У. Д. Развитие творческого воображения школьника с помощью приемов сказкотерапии / У. Д. Кащенко // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. cт. ХIII Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 20 мая 2020 г. : в 2 ч. / Междунар. центр науч. сотрудничества «Наука и просвещение» ; редкол.: Г. Ю. Гуляев (отв. ред.) [и др.]. – Пенза, 2020. – Ч. 2. – С. 236–238.
28. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для школьников : метод. рекомендации к использованию сказки в коррекции эмоцион. нарушений поведения детей / Л. Д. Короткова. – М. : Центр. геокринол. лаб. Моск. гос. ун-та, 2006. – 141 с. – (Серия «Воспитание человека»).
29. Кузьмин, М. А. Особенности мотивации творческой деятельности младших школьников / М. А. Кузьмин // Вестн. Тамбов. ун-та. – 2008. – № 2. – С. 11–16.
30. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития : кн. для родителей мл. школьников / И. Ю. Кулагина. – М. : Эксмо, 2009. – 176 с. – (Серия «Растим первоклашку»).
31. Кухаронак, В. Г. Диагностика творческой активности младших школьников / В. Г. Кухаронак // Пазашк. выхаванне. – 2000. – № 6. – С. 13–19.
32. Кухтерина, Г. В. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников : учеб. пособие / Г. В. Кухтерина, Е. А. Кукуев. – Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 2014. – 180 с.
33. Кучина, Т. И. Развитие творческих способностей младших школьников / Т. И. Кучина // Современные тенденции развития системы образования : сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 28 марта 2018 г. / Чуваш. респ. ин-т образования ; редкол.: Ж. В. Мурзина, Г. В. Николаева, С. П. Руссков. – Чебоксары, 2018. – С. 81–83.
34. Ляпустина, Л. И. Особенности когнитивного развития младшего школьника в рамках развивающего иноязычного образования / Л. И. Ляпустина // Теория и практика обществ. развития. – 2012. – № 11. – С. 162–164.
35. Матвеева, O. A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6–12 лет : метод. материалы / О. А. Матвеева. – М : Пед. о-во России, 2001. – 160 с. – (Серия «Психология развития»).
36. Младший школьник: развитие познавательных способностей : пособие для учителя / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 157 с.
37. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2006. – 608 с. – (Серия «Высшее образование»).
38. Поликарпов, В. А. Квазиграфические объекты в процессах познания и понимания : кн. для психологов, философов, социологов и специалистов в обл. искусств. интеллекта / В. А. Поликарпов. – Минск : Белорус. гос. ун-т, 2012. – 203 с.
39. Попелюшко, Р. П. Психические особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста / Р. П. Попелюшко // Поддержка одаренности – развитие креативности : материалы междунар. конгр., Витебск, 22–27 сент. 2014 г. : в 2 т. / Витеб. гос. ун-т ; редкол.: И. М. Прищепа (гл. ред.) [и др.]. – Витебск, 2014. – Т. 2. – С. 80–84.
40. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками : метод. пособие / Т. В. Азарова [и др.] ; под. ред. М. Р. Битяновой. – СПб. : Питер, 2008. – 302 с. – (Серия «Практическая психология»).
41. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость : учеб. для высш. шк. / В. А. Аверин [и др.] ; под ред. А. А. Реана. – СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : Олма-Пресс, 2002. – 656 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).
42. Савина, А. А. Особенности проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / А. А. Савина // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. – 2018. – № 2. – С. 115–119.
43. Савчин, М. В. Вікова психологія : навч. посіб. / M. В. Савчин, Л. П. Василенко. – 2-ге вид., доповн. – К. : Академвидав, 2011. – 384 с. – (Серія «Альма-Матер»).
44. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия : [для всех тех, кому в жизни или на работе не хватает сказки или волшебства] / Д. Соколов. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Класс, 2008. – 280 с. – (Серия «Библиотека психологии и психотерапии»).
45. Соловьенкова, Н. К. Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста / Н. К. Соловьенкова // Ростов. науч. журн. – 2019. – № 4. – С. 76–84.
46. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем : [примеры терапевт. сказок и рекомендации] / Р. М. Ткач. – СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2008. – 118 с.
47. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. – 2012. – № 2. – С. 89–94.
48. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления: креативные тесты : брошюра / Е. Е. Туник. – СПб. : Дидактика Плюс, 2002. – 46 с.
49. Удова, О. В. Самостоятельная деятельность детей – условие развития самостоятельности в дошкольном возрасте : учеб. пособие / О. В. Удова. – Иркутск : Вост.-Сибир. гос. акад. образования, 2014. – 131 с.
50. Фархшатова, И. А. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / И. А. Фархшатова // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2017. – Т. 13. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/770292.htm.
51. Фролова, Я. В. Использование приемов сказкотерапии на уроках родной литературы как средства развития творческих способностей и личностных качеств учащихся / Я. В. Фролова // Наука 21 века: вопр., гипотезы, ответы. – 2020. – № 2. – С. 29–31.
52. Хабарова, О. Г. Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста / О. Г. Хабарова // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, дек. 2020 г. / Ассоц. «Молодой ученый» ; редкол.: А. Г. Ахметова (гл. ред.) [и др.]. – СПб., 2020. – С. 25–28.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты