Особенности представления о справедливости у старших подростков с разными стратегиями поведения в конфликте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности представления о справедливости у старших подростков с разными стратегиями поведения в конфликте»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности представления о справедливости у старших подростков с разными стратегиями поведения в конфликте
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов по опроснику «Чувствительность к справедливости» (М. Шмитт, в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица результатов по тесту описания конфликтного поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица результатов по тесту
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов по опроснику «Чувствительность к справедливости» (М. Шмитт, в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица результатов по тесту описания конфликтного поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица результатов по тесту
«Справедливость-забота» (С.В. Молчанова).
Поделиться
Введение
1 ПРОБЛЕМА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Теоретические подходы к анализу стратегий поведения в конфликте
1.2 Факторы, влияющие на стратегию поведения в конфликте подростков
1.3 Особенности становления личности в системе межличностных отношений подростков
Выводы по первой главе
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПРАВЕДЛИВОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ исследования
2.3 Представление о справедливости у подростков с разными стратегиями поведения в конфликте
2.4 Рекомендации по формированию опыта диалога по установлению договоренности у старших подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что почти все социальные системы характеризуются конфликтами. Для них характерно несоответствие интересов и линий поведения как отдельных лиц, так и групп.
В процессе реализации задач любой организации, в том числе образовательной, часто возникают ситуации, когда интересы людей не совпадают. Эта проблема актуальна и для образовательных учреждений, кроме того, конфликты могут возникать не только между педагогическими работниками, но и между учащимися. В подростковом возрасте существует множество конфликтов, как между учащимися, так и между учащимся и педагогическим работником, родителем и подростком, родителем и педагогическим работником и т.д. Изучение причин и течения конфликтов среди подростков, выявление особенностей поведения в конфликтных ситуациях позволяет выработать практические рекомендации по их предотвращению.
Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, который влияет как на физиологическое, так и на психическое здоровье ребенка. Этот кризис напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период происходит не только радикальная перестройка ранее сформировавшихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения.
Негативные проявления ребенка, дисгармония в структуре личности, протестный характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессия, повышенная тревожность, жестокость свидетельствуют об этом сложном этапе. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей взрослого человека, внутренних и внешних условий его развития могут возникать ситуации, нарушающие нормальный ход личностного становления, создающие объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессии и конфликта.
Знание причин подростковых конфликтов и особенностей поведения в конфликтах необходимо для развития у подростков навыков адекватного самоуважения, формирования навыков анализа ситуаций межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для трансформации конфликта в конфликт-сопротивление с помощью активных методов обучения и иных способов выбора оптимальных стратегий поведения [1, с.122].
1. ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1. Теоретические подходы к анализу стратегий поведения в конфликте
Конфликт понимается как противостояние двух или более оппонентов, имеющих разные точки зрения на ситуацию. Понятие конфликта в психологии подразумевает столкновение интересов, несогласие во мнениях, противодействие в достижении целей.
Вся жизнь человека тратится на разрешение этих споров. Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру» с оттенком сарказма, сказал: «если в жизни нет конфликта, проверьте свой пульс». Конфликт – это противостояние желаний, успешное разрешение напряженной ситуации пойдет на пользу конфликтующим сторонам, в психологии спора необходимо почувствовать границу, на которой конструктивно происходит прояснение отношений. Нарушение этой границы негативно сказывается на обеих сторонах противостояния [3, с.55].
Такие исследователи, как П.П. Блонский, А.С. Макаренко, А.Р. Лурия, В.С. Бехтерев и другие обращали внимание на важность изучения конфликтов в педагогическом процессе. Они предупреждали, что процесс изучения конфликтов труден для детей подросткового возраста. С одной стороны, конфликты усложняют психологическую жизнь, способствуя ее переходу на сложные и новые уровни функционирования, а с другой стороны, приводят к нарушению гармонии в отношениях с другими, затягивая процесс социализации личности, поскольку в подростковом возрасте не до конца формируется способность находить выход из сложных ситуаций, снимать негативные эмоциональные переживания с помощью внутриличностной саморегуляции [8, с.56].
Проблема влияния личностных качеств подростков на поведение в конфликтных ситуациях является актуальной проблемой психологии, поскольку определение факторов выбора школьниками поведенческих стратегий в различных конфликтных зонах является важным условием повышения эффективности системы обучения, а также воспитания в семейных и школьных условиях.
Важно сказать, что наиболее ценными в этом направлении являются исследования:
- Анцупова, А.Я., Дмитриева А.В., Гришина Н.В., Ратников В.П., Здравомыслов А.Г., выделяя проблему конфликтов в отдельной области, выстраивая систему знаний об этом направлении [4, с.88];
- Г. Дж. Скотт, Ф.Е. Василюк, А.И. Шипилов и другие, которые видят возможности изучения конфликтов в работе с личностью, а также параметров внутреннего мира [40, с.225].
В.Г. Казаков и К.К. Платонов определили конфликт как некое сознательное противоречие между несколькими сообщающимися личностями, сопровождающееся попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений [23, с.102].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПРАВЕДЛИВОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
2.1. Организация исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №2 г. Сенно». В исследовании приняли участие 50 старших подростков в возрасте 15 лет. Выборка составила 15 (30%) девушек и 35 (70%) юношей. В связи с преобладающим количеством в выборке юношей, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Цель исследования: выявить особенности представлений о справедливости у старших подростков с разными стратегиями поведения в конфликте.
Задачи исследования:
1. Изучить представления о справедливости у старших подростков.
2. Определить стратегий поведения в конфликте у старших подростков.
3. Установить взаимосвязь представлений о справедливости и стратегий поведения в конфликте у старших подростков.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь представлений о справедливости и стратегий поведения в конфликте у старших подростков.
Объект исследования: представления о справедливости.
Предмет исследования: особенности представлений о справедливости у старших подростков с разными стратегиями поведения в конфликте.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. Проанализировать теоретические подходы к анализу стратегий поведения в конфликте.
2. Выделить факторы, влияющие на стратегию поведения в конфликте подростков.
3. Выявить особенности становления личности в системе межличностных отношений подростков.
4. Определить особенности представлений о справедливости у подростков с разными стратегиями поведения в конфликте.
5. Провести сравнительный анализ представлений о справедливости у подростков двух групп
Методики исследования:
1. Методика «Шкала веры в справедливый мир» (К. Далберт) [47].
Цель: диагностика выраженности веры в справедливый мир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что конфликт представляет собой столкновение интересов двух противоборствующих сторон. В структуру конфликта включены такие структуры как объект, участники, среда, характер конфликта. Основными стратегиями поведения в конфликте являются такие как соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Данные стратегии направлены на оптимизацию взаимоотношений между конфликтующими сторонами. Наиболее конструктивными стратегиями являются такие как компромисс и сотрудничество, а наименее конструктивными – избегание, приспособление, и соперничество.
в подростковом возрасте наблюдается рост агрессии и конфликтов, что связано с определенным течением этого возрастного периода. В связи с этим необходимо изучить существующий уровень конфликтности и разработать индивидуальные и групповые меры по снижению конфликтности и агрессии в подростковом возрасте.
Наиболее выраженные конфликтные ситуации во время подросткового кризиса в большей степени определяются силой внутреннего опыта подростка в ходе конфликта. Содержание выделенных ситуаций отражает основные сферы жизни подростка: отношения с родителями, со сверстниками, в школе, отношение к себе. Наиболее значимыми, частыми и конфликтными ситуациями в подростковом возрасте являются реальные жизненные ситуации, не имеющие объективного конфликтного содержания.
Для подростков характерны различные уровни осознания, отражения конфликтной ситуации в зависимости от возраста (чем старше, тем выше) и пола - девушки больше склонны к вербализации конфликтных переживаний, поиску причин и путей выхода из них.
В период подросткового кризиса наиболее выражены следующие конфликтные ситуации: унижение со стороны сверстников, переход из начальной в среднюю школу, утверждение собственного мнения с родителями, вмешательство родителей в личную жизнь, различные ситуации общения со взрослыми, ситуации, связанные с самооценкой. Эти ситуации, определяемые взаимодействием процессов изоляции и самоидентификации, несут в себе вышеупомянутые проявления подросткового кризиса.
Структура применяемых подростками стратегий преодоления основана на таких механизмах, как психологическая защита, эмоциональное преодоление, физическое восстановление, рефлексия, агрессивное преодоление.
Особенностями фрустрационных реакций подростков являются защитный и вынужденно-сдерживающий характер, а также экстрапунктивная направленность. Для школьников характерна тенденция разрешать конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 278 с.
2. Алексеева, А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации.//Дис. канд.психол.наук. – Л. – 1983. – №12. – С.33-55
3. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев. – Казань, 2012. – 258 с.
4. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов. – М.: Академия, 2011. – 245 с.
5. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М.: Владос, 2003. – 245 с.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Академия, 1990. – 247 с.
7. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – М.: Издательство: Амалфея, 2009. – 258 с.
8. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева ; Акад. пед. наук РСФСР, 2011. – 258 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) / Л.И. Божович. – М.: «Просвещение», 1968. – 464 с.
10. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПБ: Речь, 2004. – 258 с.
11. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: Издательство МГУ, 2004. – 258 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2011. – 258 с.
13. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПБ.: Питер, 2000. – 245 с.
14. Громова, О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова. – М.: Академия, 2003. – 258 с.
15. Данакин, Н.С. Конфликты и технология их предупреждения / Н.С. Данакин. – М.: Академия, 2005. – 259 с.
16. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебное пособие. / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
17. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – №2. – М. – 2012. – С.22-28
18. Ершов, Е.З. Психология конфликтов / Е.З. Ершов. – М.: Академия, 2015. – 178 с.
19. Ершов, A.A. Социально-психологические аспекты конфликтов //Социальная психология и социальное планирование / А.А. Ершов. – Ленинград. изд. ЛГУ, 2013. – 258 с.
20. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект-Пресс,1996. – 256 с.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.:Логос,2009. – 256 с.
22. Иванов, В.Н. Конфликты и конфликтология / В.Г. Смоленский М.: Академия, 2014. – 258 с.
23. Казаков, В.Г. Психология / В.Г. Казаков. – М.: Аспект-ПРЕСС,2000. – 174 с.
24. Кайданов, З.И. Психология единоначалия и коллегиальности / Е.И. Сулименко. – М.: Форум, 2015. –289 с.
25. Калмыкова Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения:// Дисс. канд.психол.наук. – М. – 1986. – №11. – С.15-22
26. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М.: Академия, 2015. – 158 с.
27. Ковачик, П., Предупреждение и разрешение конфликтов / Н. Малиева – М.: Академия, 2004. – 258 с.
28. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – М.: Академия, 2009. – 258 с.
29. Левин, К. Педагогическая психология / К. Левин. – М.: Академия, 2015. – 258 с.
30. Леонов, Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации://Дисс. канд. психол.наук. –Пермь, 1996. – 147 с.
31. Лидере, А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г. Лидере. – М.: Академия, 2001. – 258 с.
32. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Прогресс, 2004. – 258 с.
33. Лурия, А.Р. Лекции по психологии / А.Р. Лурия. – М.: РСФСР, 1989. – 278 с.
34. Макаренко, А.С. Педагогика / А.С. Макаренко. – М.: Академия, 2011. – 278 с.
35. Петровский, A.B., Психология. Словарь / М.Г. Ярошевский Москва, Политиздат, 2010. – 258 с.
36. Платонов, К.К. Психология личности / К.К. Платонов. – М.: Академия, 2011. – 278 с.
37. Ратников, В.П. Конфликтология / В.П. Ратников. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 278 с.
38. Розин, В.М. Психология: теория и практика / В.М. Розин. – М.: Форум-Информ, 2007. – 258 с.
39. Рубинштейн, С.Л.Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 258 с.
40. Скотт, Дж. Способы разрешения конфликтов / Дж. Скотт. – М.: Академия,1995. – 247 с.
41. Сорокина, А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков / А.И. Сорокина. – Уфа, 2006. – 258 с.
42. Томас, К. Конфликтология / К. Томас. – М.: Академия, 2015. – 147 с.
43. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. – М.: Издательство «Наука», Москва 2006. – 254 с.
44. Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – № 6. – Москва. – 2008. – 287 с.
45. Эльконин, Д.И. Детская психология / Д.И. Эльконин. – М.: Академия, 2012. – 258 с.
46. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – М.: Академия,2015. – 278 с.
47. Методика «Шкала веры в справедливый мир» (К. Далберт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infopedia.su/15xe5fc.html.
48. Опросник «Чувствительность к справедливости» (М. Шмитт, в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/222868496.
49. Тест описания конфликтного поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) [Электронный ресурс].
50. Методика «Справедливость-забота» (С.В. Молчанов) [Электронный ресурс].
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов по опроснику «Чувствительность к справедливости» (М. Шмитт, в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица результатов по тесту описания конфликтного поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица результатов по тесту
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов по опроснику «Чувствительность к справедливости» (М. Шмитт, в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица результатов по тесту описания конфликтного поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица результатов по тесту
«Справедливость-забота» (С.В. Молчанова).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты