Влияние модификаций тела на самосознание личности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Влияние модификаций тела на самосознание личности»
по дисциплине: «Практическая психология»
2021
251.00 BYN
Влияние модификаций тела на самосознание личности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Практическая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблицы расчетов статистических показателей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Объявление.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблицы расчетов статистических показателей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Объявление.
Поделиться
Введение
1 Психология телесности как область научного исследования
2 Телесное «Я» как подсистема самосознания личности
3 Модификация собственного тела: обзор современных исследований
4 Эмпирическое исследование влияния модификаций тела на самосознания личности
4.1 Описание процедуры и методов исследования
4.2 Описание результатов исследования личностных диспозиций и терминальных ценностей до модификаций тела
4.3 Описание результатов исследования личностных диспозиций и терминальных ценностей после модификаций тела
4.4 Оценка влияния модификаций тела на самосознание личности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к исследованию обусловлен актуальностью модификаций тела в настоящее время. С каждым годом увеличивается количество людей, изменяющих свое тело различными способами. Также возрос интерес к телу человека в связи с ростом психологических и социальных проблем, относящихся к телу, в частности обеспокоенностью своей внешностью.
Осознание воздействие на собственное тело с целью его изменения напрямую связано с отношением человека к самому себе, его оценкой, восприятием себя в системе отношений. На сегодняшний день установлено, что трансформация внешности и самооценка могут выступать факторами кризиса идентичности, нарушений телесного образа и негативных эмоциональных состояний (Т.Р. Мусс, Дж. Томпсон, Дж. Кент и др.).
Образ «Я» в связи с модификациями тела (преимущественно с пластическими операциями) изучали такие ученые, как: А. Файнголд [43], Л. Голберг [44], Дж. Лэнглуис [45], Х. Мулан [46], Т. Майерс [47], С. Нойлс [48], М. Ранкин [49], Л. Рудман [50] и др.
Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что область телесности в психологии остается практически неизведанной. Недостаточно раскрыты вопросы, связанные с влиянием модификаций тела на самосознание личности. Несмотря на проведение различных исследований в области телесности, эта тема остается малоизученной.
Теоретическая и практическая значимость такого рода исследований обусловлена значимостью телесности в повседневной жизни человека. Тело – универсальное орудие и знак человека. Вся деятельность человека осуществляется через тело. Тело человека - уникальный инструмент.
1 ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Телесность представляет собой одну из областей научного исследования, в фокусе которого лежит проблема развитие личности в тесном единстве с телом. Важным аспектом личностного развития выступает достижение целостности. Появление термина «телесность» в научной психологи позволили объективировать тот «внутренний» план переживания собственного тела, когда источниками информации выступают не столько восприятие внешнего облика и его оценок окружающими людьми, сколько самоощущение и самочувствие [38].
Телесность можно рассматривать как эмпирически измеряемый конструкт, а также как мыслимый феномен интрапсихического бытия субъекта. Согласно Т.С. Леви, человеческая телесность является одухотворенным телом, которое проявляется в динамике и статике, обладает своей внутренней и внешней сущностью. Человеческая телесность рассматривается как закономерный итог процесса онтогенетического, личностного развития, выражающие различные аспекты уникального человеческого существа: культурного, социального, индивидуально-психологического и ценностно-смыслового [14].
В структуре телесности выделяют внутренние и внешние компоненты. Первые компоненты, которым также можно обозначить понятием внутреннего жизненного пространства, осознаются через движение тела. С позиций М.М. Бахтина, выделяются внутреннее и внешнее тело. Ученый считал, что «внутреннее тело - мое тело как момент моего самосознания - представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» [2].
Термин «тело» означает физический объект. В таком понимании тело лишено субъектности и духовности. Как отмечает В. Подорога, «тело объективируется, становится объектом по мере того, как ограничивается автономия действий его живых сил. Состояние тела можно определить по степени присущей ему жизненности, т.е. по способности отражать и пропускать через себя различные виды внешних и внутренних энергий» [23].
Тело человека является уникальным, потому его изучают многие дисциплины. Вместе с тем, в рамках гуманитарного направления авторы исследует не сколько тело, сколько внешность, образ тела. Согласно Н. Пристеру и В. Хорарту, «человеческое тело как особенный объект и предмет изучения требует адекватного междисциплинарного подхода, который объединил бы достижения неврологии, нейропсихологии, психофизиологии, феноменологии, философии и психологии» [37].
В современные психологии используют различные термины для того, чтобы показать всю сущность телесного опыта. Прежде всего, то такие категории, как: схема тела, образ тела, физическое (телесное) «Я», концепция тела, самооценка тела и внешности, эмоционально-ценностное отношение к телу и физическому облику.
Ученые по-разному обозначают телесность:
1) образ тела рассматривается в качестве самостоятельного психологического явления, где физическое «Я» выступает одним из компонентов Я-концепции, и подчеркивается непосредственная психологическая природа этих феноменов;
2) телесный образ анализируется как результат восприятия, состоящий их неосознаваемых компонентов. При этом, телесное «Я» возникает на базе чувственного восприятия и оценочных суждений и носит осознанный характер;
3) в категории образа тела отображаются эмоциональные переживания субъектом своего тела и установки по отношению к нему. При том, в категории физического «Я» подчёркивается важность самооценки субъектом физических возможностей собственного тела и его внешности [33].
2 ТЕЛЕСНОЕ «Я» КАК ПОДСИСТЕМА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Феномен самосознания изучается в трудах различных ученых. Так, в своих работах В.В. Столин характеризует самосознание как «совокупность психических процессов, благодаря которым происходит выделение личности из окружающего мира, проявление ее внутренней сущности, изменение отношения к прошлому, настоящему и будущему [35]. И.С. Кон соотносит самосознание с пониманием сущностных сил человека, с его саморазвитием и совершенствованием [9].
С точки зрения С.Л. Рубинштейна, «самосознание человека можно охарактеризовать как феномен, являющийся результатом познания, но не присутствующий непосредственно в переживаниях» [30]. По мнению В.С. Мухиной, «самосознание представляет собой универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологическую структуру личности» [19].
А.Н. Леонтьев определяет самосознание личности как осознание себя в системе общественных отношений [16]. С точки зрения А.Г. Спиркина, «самосознание предполагает осознание характеристик, на основе которых личность открывает возможность самооценки, понимания и принятия своей жизненной позиции, смысла существования» [34].
По мнению В.С. Мерлина, «самосознание предполагает понимание человеком собственной личности как субъекта деятельности, причем самосознание рассматривается им как вторичное образование по сравнению с отношениями субъекта, которые проявляются в деятельности» [17]. В своих работах Ю.Б. Гиппенрейтер рассматривает самосознание как образ «я» и самоотношение [6]. С точки зрения А.Б. Орлова, самосознание определяется через самоотождествление и самопринятие человека [229].
В фундаментальных психологических исследованиях зарубежных ученых феноменология самосознания анализируется часто отождествляется с я-концепцией. Так, У. Джеймс одним из первых психологов разрабатывая проблематику я- концепции, анализирует личностное «я» как двойственное образование, в котором объединяются и одновременно существуют я-сознающее (процесс познания самого себя, чистый опыт) и я-как объект (содержание опыта) [6].
Психоаналитические взгляды З. Фрейда на сущность самосознания обнаруживаются преимущественно при отображении самоопределения личности. Анализируя проблематику внутренней структуры «я», автор подчеркивает доминирование в ней бессознательных инстанций [39]. В своих работах К. Хорни указывает, что ключевым аспектом феномена самосознания являются иллюзорные представления о себе [40].
Идеи Э. Эриксона отражают социально-культурный аспект становления сознательного «Я», где выделяются восемь этапов. В то же время в формировании самосознания личности психолог отводит равную роль как обществу, так и самому индивиду [42].
Ч. Кули и Дж. Мид подчеркивают, что «самосознание – это интериоризация индивидом символов, характерных для его общества, которые усваиваются благодаря взаимодействию с другими людьми. Самосознание появляется в сознании субъекта в виде реакции на обратную связь, получаемую от других людей. Эта информация способствует формированию самопредставления и самооценки человека и в конечном счете определяет развитие его Я-концепции» [10]. По мнению Дж. Мида, «самосознание можно охарактеризовать как преобразованную и перенесенную вовнутрь точку зрения других людей о данном субъекте» [18].
Р. Бернс рассматривает самосознание как совокупность Я-реального и Я-идеального. Под Я-реальным подразумевается «представление человека о самом себе, то есть своих способностях, социальных ролях, статусе, под я-идеальным – желаемый образ личности» [3].
3 МОДИФИКАЦИЯ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Под модификациями тела принято понимать искусственные изменения тела, осуществляемые по эстетическим, социально-идентификационным, религиозным или психологическим мотивам. Подобные изменения могут осуществляться самостоятельно либо с помощью специалистов в области модификаций тела. К модификациям тела относят такие традиционные формы декорирования тела, как пирсинг, татуирование, шрамирование, клеймение и более радикальные способы изменения своего внешнего облика (например, введение искусственных имплантов под кожу для изменения поверхности тела). Будучи культурными практиками, связанными, в частности, с ритуалами перехода и исцеления [20, 21], модификации тела рассматриваются как социально рискованные практики трансформаций телесности [7].
С психологических позиций модификации тела рассматриваются как социально санкционированный вариант самоповреждающего поведения. Исследования Н.А. Польской были направлены на определение эмоционально-личностных коррелятов модификаций тела и изучение связи между модификациями тела и самоповреждениями. В исследовании Н.А. Польской установлена связь между самоповреждениями и модификациями тела. Автор считает, что данная связь обосновывает оценку модификаций тела в рамках идентификационного типа самоповреждающего поведения, объединяющего различные формы и способы социально санкционированных, ритуально-обрядовых самоповреждений [27]. Кроме того, более тесная связь обнаружено с переменной «самоповреждения» в группе лиц, которые сами делали модификацию тела, а не обращались к специалистам.
Выявленные различия по параметрам эмоционального интеллекта, враждебности и алекситимии показывают, что наиболее высокие результаты по шкалам межличностного эмоционального интеллекта, понимания эмоций и управления эмоциями имеют испытуемые с профессионально сделанными модификациями. В этой же группе наименьший показатель алекситимии и наибольший – враждебности.
В группе испытуемых с самостоятельными модификациями наиболее высокие результаты по шкалам агрессивности и цинизма. В группе сравнения наиболее высокие показатели по внутриличностному эмоциональному интеллекту и алекситимии, а наименьшие – по шкалам враждебности, агрессивности и цинизма. Статистически значимые различия между группами определены по показателям межличностного эмоционального интеллекта, алекситимии, цинизма, враждебности и агрессивности [27].
Анализ взаимосвязи актов самоповреждения с исследуемыми показателями в каждой группе обнаруживает двойственную связь (как отрицательную, так и положительную) шкал эмоционального интеллекта с самоповреждениями в группе испытуемых с профессионально сделанными модификациями. Согласно этим результатам, эмоционально-личностными коррелятами модификаций тела выступают такие качества, как успешность в определении эмоций других людей (межличностный эмоциональный интеллект) и готовность выражать негативные эмоции. Эти качества представляются значимыми с точки зрения успешности социальной идентификации субъекта и его взаимодействий с другими.
Эмоциональная напряженность с преобладанием недоверия, готовность к негативным реакциям и к демонстрации агрессии у испытуемых, имеющих самостоятельно сделанные модификации, в большей степени аутодеструктивны, что подтверждается высокой частотой прямых самоповреждений в этой группе.
4 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МОДИФИКАЦИЙ ТЕЛА НА САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
4.1 Описание процедуры и методов исследования
Цель исследования: выявить влияние модификаций тела на самосознание личности.
Объект исследования: самосознание личности.
Предмет исследования: механизмы и закономерности изменений самосознания личности под влиянием телесных модификаций.
Описание выборочной совокупности: выборку исследования составили 124 испытуемых, из них 30 мужчин и 94 женщины. Возраст испытуемых от 16 лет до 44 года, средний возраст составил 20,6 лет, большинство испытуемых (85 человек) в возрастном диапазоне от 16 до 20 лет.
Гипотеза исследования отражает предположение о том, что модификации собственного тела оказывают влияние на изменение различных параметров самосознания личности.
Методы исследования: тестирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, статистическая обработка данных.
Используемые психодиагностические методики исследования:
1. Сокращенный вариант методики «Пятифакторная модель «Большая пятерка» (Big Five) в адаптации Т.В.Корниловой, М.А. Чумаковой.
Цель: диагностика личностных диспозиций.
С помощью методики можно выявить следующие первичные личностные диспозиции:
- Экстравертированность
- Критичность
- Надежность
- Тревожность
- Открытость новому опыту
- Сдержанность
- Отзывчивость
- Неорганизованность
- Спокойствие, эмоциональная стабильность
- Конвенциональность, не творческий человек
2. Методика «Ценностные ориентации» (автор М.Рокич в адаптации Д.А. Леонтьева).
Цель: диагностика терминальных и инструментальных ценностей.
Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей М. Рокича, который различает два класса ценностей: терминальные ценности, важные для жизни человека в целом, конечные цели индивидуального существования личности; инструментальные ценности составляют средства, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации для достижения целей.
Испытуемым предлагается прочитать перечень утверждений, составляющих 18 ценностей – базовых принципов, которыми они руководствуетесь в жизни и оценить их по порядку значимости от 1 (как наиболее значимая ценность) до 18 (как наименее значимая ценность).
Методы математической статистики:
- для выявления взаимосвязи между переменными использовался критерий корреляции rs-Спирмена.
- для выявления различий между показателями до и после модификаций тела применялся критерий t-Стьюдента для связанных выборок.
Заключение
Теоретически и практически проанализировав предмет, психологическую феноменологию, механизмы и закономерности изменений самосознания личности под влиянием телесных модификаций, можно сделать следующие выводы: Телесное «Я» является важнейшей подсистемой самосознания личности, которое, в свою очередь предполагает понимание человеком самого себя. Схему тела принято рассматривать как подструктуру Я-концепции в целом. При этом, ей придают устойчивый и ситуативный характер.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что Модификации тела оказывают влияние на такой параметр самосознания, как организованность. У испытуемых повышается ощущение себя более организованным, творческим, добросовестным. То есть повысился базовый уровень уверенности в себе у испытуемых после модификаций тела.
Модификации тела оказывают влияние на такие терминальные ценности, как: жизненная мудрость, общественное призвание и счастливая семейная жизнь. У испытуемых повышается ценность общественного признания, отражающая стремление получить уважение окружающих. При этом, снижается ценность жизненной мудрости и счастливой семейной жизни.
Установлены многочисленные корреляции между личностными диспозициями и ценностными ориентациями. Так, экстравертированность положительно коррелирует с активной деятельной жизнью, здоровьем, интересной работой, красотой природы и искусства, продуктивной жизнью, развлечениями, счастливой семейной жизнью, счастьем других, творчеством. Выраженная критичность способствует повышению ценности здоровья и счастливой семейной жизни и снижает ценность общественного признания. Надежность напрямую связана с жизненной мудростью.
1. Аронова, Е.А. Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.А. Аронова. – М., 2004. – 27 с.
2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
4. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 116–125.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский. –М.: Академия, 2012. – 486 с.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо 2015. – 352 с.
7. Джемс, У. Психология / Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2011. – 318 с.
8. Жарков, Г.В. Рискованные практики построения границ телесности в молодежных субкультурах / Г.В. Жарков // Вестник Владимирского гос. ун-та. Сер.: Педагогические и психологические науки. – 2011. – № 29. – С. 192‒196.
9. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
10. Кули, Ч. Человеческая природа и социальный порядок / Пер. с англ. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 320 с.
11. Кучерова, Е.В. Проблема развития самосознания в дошкольном возрасте // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста / под ред. Л.A. Парамонова, Г.Г. Кравцова. – М., 1987. – 242 с.
12. Лабунская, В.А. Проблема удовлетворенности внешним обликом: субъектный подход / В.А. Лабунская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3851–3855.
13. Леви, Т.С. Отношение к телу в структуре самоотношения / Т.С. Леви // Психология телесности: теоретические и практические исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/psytelesnost/issue/30433_full.shtml.
14. Леви, Т.С. Пространственно-телесная модель развития личности / Т.С. Леви // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29, №1. –С. 23–33.
15. Леви, Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития // Психология телесности: между душой и телом / под ред. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: АСТ, 2007. – С. 410–433.
16. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2005. – 352 с.
17. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. –Воронеж: Модэк, 2009. – 544 с.
18. Мид, Дж. Избранное / Пер. с англ. Д.В. Ефременко. – М.: ИНИОН РАН, 2009. – 290 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
20. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация / А.А. Налчаджян. – Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. – 69 с.
21. Намазбаева, Ж.И. История, состояние и тенденции развития современной психологии / Ж.И. Намазбаева. – Алматы: Издательство «Ұлағат» КазНПУ им.Абая, 2014. – 152 с.
22. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
23. Подорога, В.А. Феноменология тела / В.А. Подорога. – М.: Ad Marginem, 1995. – 341 с.
24. Польская. Н. А. Акты самоповреждения в ритуальных практиках // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Т. 11, Вып. 3. – С. 88‒91.
25. Польская, Н.А. Взаимосвязь склонности к модификациям тела с копинг-стратегиями / Н.А. Польская // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С. 43‒53.
26. Польская, Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 2. – С. 45‒56.
27. Польская, Н.А. Эмоционально-личностные корреляты модификаций тела / Н.А Польская // Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14, Вып. 2. – С. 84-90.
28. Просекова, Е.Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных ученых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-samosoznaniya-v-trudah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh.
29. Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия / Пер. с англ. – М. Рефлбук, 1997. – 320 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 288 с.
31. Селезнева, О.В. Динамика становления когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов самосознания на протяжении подросткового и юношеского возрастов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / О.В. Селезнев. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 25 c.
32. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимоотношения с окружающей средой. – Тбилиси: Мецниереба, 1989. – 463 с.
33. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Академия, 1989. – 129 с.
34. Спиркин, А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2015. – 394 с.
35. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета, 1983. – 284 с.
36. Стребкова, Ю.А. Психологические аспекты изучения телесности / Ю.А. Стребкова // «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение». – 2008. – № 1. – С. 1-5.
37. Тхостов, А. Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.
38. Фаустова, А.Г. Динамика самоотношения при изменениях внешности: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Г. Фустова. – М., 2017. – 28 с.
39. Фрейд, З. Я и Оно. Сочинения / З. Фрейд. – Харьков: ЭКСМОПресс, 2008. – 864 с.
40. Хорни, К. Невроз и развитие личности: пер с англ. / К. Хорни. – М.: Смысл, 1998. – 375 с.
41. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Академия, 1977. – 144 с.
42. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ – М.: Флинта, 2006. – 352 с.
43. Feingold, A. Gender differences in body image are increasing / A. Feingold, R. Mazella // Psichol. Sci. – 1998. – Vol. 9, № 3. – P. 190-195.
44. Goldberg, L.R. The development of markers for the Big-five factor structure / L.R. Goldberg // Journal of Personality and Social Psychology. – 1992. – Vol. 59 (6). – P. 1216-1229.
45. Langlois, J.H. Maxims or myths of beauty? A meta-analytic and theoretical review / J.H. Langlois, L. Kalakanis, A. J. Rubenstein et al. // Psychol. Bull. – 2000. – Vol. 126, № 3. – P. 390-423
46. Muhlan, H. Psychological features in a german sample of female cosmetic surgery candidates / H. Muhlan, M. Eisenmann-Klein, S. Schmidt // Aesthetic Plast. Surg. – 2007. – Vol. 31, N 6. – P. 746-751.
47. Myers, T. Social comparison as a predictor of body dissatisfaction: a meta-analytic review / T. Myers, J.H. Crowther // J. Abnorm. Psychol. – 2009. – Vol. 118, № 4. – P. 683-698.
48. Noles, S.W. Body image, physical attractiveness and depression / S.W. Noles, T.F. Cash, B.A. Winstead // J. Consult. Clin. Psychol. – 1985. – Vol. 53, № l. – P. 88-94.
49. Rankin, M. Quality-of-life outcomes after cosmetic surgery / M. Rankin, G.L. Borah, A.W. Perry et al. // Plast. Reconstr. Surg. –1998. – Vol. 102, № 3, – P. 2139-2145.
50. Rudman, L.A. Implicit self-esteem compensation: automatic threat defense / L.А. Rudman, M.C. Dohn, K. Fairchild // J. Personal. Soc. Psychol. –2007. – Vol. 93, № 5. – P. 798-813.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблицы расчетов статистических показателей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Объявление.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблицы расчетов статистических показателей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Объявление.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты