Особенности взаимосвязи самооценки и уровня самораскрытия личности у работников сферы торговли без высокого социального положения и занимающих руководящие должности в возрасте 40-50 лет
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности взаимосвязи самооценки и уровня самораскрытия личности у работников сферы торговли без высокого социального положения и занимающих руководящие должности в возрасте 40-50 лет»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности взаимосвязи самооценки и уровня самораскрытия личности у работников сферы торговли без высокого социального положения и занимающих руководящие должности в возрасте 40-50 лет
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Веста-Борисов, ОАО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМООЦЕНКИ И САМОРАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Изучение самооценки в зарубежной и постсоветской психологии
1.2 Самораскрытие как социально-психологический феномен
1.3 Самооценка как фактор самораскрытия личности
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ САМОРАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТИ У РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение особенностей самооценки и самораскрытия личности у работников среднего звена и руководителей в сфере торговли
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи самооценки и уровня самораскрытия личности у работников среднего звена и руководителей в сфере торговли
2.4 Рекомендации по повышению самооценки и уровня самораскрытия личности работников торговли с различным социальным статусом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Для современного общества характерны урбанизация, компьютеризация, развитие и внедрение технических средств массовых коммуникаций, что способствует трансформации сферы межличностных отношений и отражается на характере самораскрытия. Наблюдается увеличение количественной стороны контактов с одновременным уменьшением их глубины, усложнение условий непосредственного общения, а также увеличение доли опосредованности в коммуникативном поведении субъекта. Сокращение личного пространства, накопление отрицательных эмоций, рост психической напряженности тоже способствуют изменению структуры самораскрытия личности.
Необходимость изучения самораскрытия и самооценки связано с тем, что в настоящее время человеку важно уметь получать удовлетворение от непосредственного общения и сохранять свой внутренний мир. Для того, чтобы раскрыть свои чувства, человек должен научиться рефлексировать и опознавать разные эмоции, а также научиться тому, как выражать их, соблюдая культурные традиции того общества, к которому он принадлежит. Самораскрытие выполняет ряд важных функций для личности – оно укрепляет психическое здоровье, стимулирует личностный рост, способствует развитию самосознания. Потому исследование закономерностей самораскрытия будет способствовать изучению механизмов личностного роста.
К снижению успешности межличностного взаимодействия может привести низкая самооценка личности. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои возможности и способности с задачами и требованиями общества. Именно самооценка определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет функции мобилизации собственных сил, реализации скрытых возможностей, личностного потенциала. От самооценки зависят взаимоотношения индивида с окружающими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, желание раскрыться в процессе общения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМООЦЕНКИ И САМОРАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Изучение самооценки в зарубежной и постсоветской психологии
В зарубежной и постсоветской психологии существуют разные подходы к изучению самооценки. В постсоветской самооценка рассматривается как центральное личностное образование, которое формируется еще в раннем возрасте под влиянием социальной ситуации развития и значимых других людей. Во многих исследованиях самооценка рассматривается как важнейший компонент самосознания, показатель отношения к себе и продукт отражения самоотношения, которое интегрировано с ней в образе-Я [1; 4].
Исследователи Г.К. Велицкас и Ю.Б. Гиппенрейтер самооценку рассматривают в качестве «продукта отражения индивидов информации о себе в соотношении с конкретными ценностями и эталонами, что существует в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов» [13, с. 45].
Самооценку в качестве важного компоненты самосознания рассматривал Б.Г. Ананьев, согласно которому самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, личностных качеств, образа-Я среди окружающих людей. Самооценка рассматривается в качестве фундаментального образования личности, которое определяет ее активность, отношение к самому себе и другим людям [4]. Согласно Л.С. Выготскому, «самооценка – это обобщенное, устойчивое, внеситуативное и дифференцированное отношение человека к себе, которое вбирает в себя опыт его деятельности, общение с окружающими людьми» [124, с. 4].
Самооценка является сложным интегративным элементом самосознания, объединяющим самопознание и самоотношение. И.С. Кон рассматривает самосознание как социальную установку и отождествляет его с образом Я. По мнению И.С. Кона, самосознание включает три компонента:
– когнитивный, который предполагает знание себя, представление о своих характеристиках;
– аффективный, отражающий оценку этих характеристик, и включает самоуважение и самолюбие;
– поведенческий, включающий действенное отношение к себе, как результат когнитивного и аффективного компонентов, готовность к действиям в отношении самого себя [26].
По мнению А.В. Захаровой, «самооценка – это центральная часть личности, через призму которой преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, прежде всего, становление его личности и индивидуальности» [19, с. 149]. Автор предлагает определять самооценку как системное образование, которое взаимосвязано с факторами психического развития, и является компонентом самосознания.
По мнению И.И. Чесноковой, самооценка – это сложное образование, которое включает самооценку отдельных сторон психического мира личности образуют целостную самооценку. Самооценка охватывает систему ценностей личности, ее отношений и возможностей. Самооценка на каждом определенном этапе развития личности, с одной стороны, является отражением уровня развития эмоционально-ценностного отношения к себе и уровня самопознания, с другой стороны – определяет процесс дальнейшего формирования личности и самоотношения [5].
Самооценка – это осознание индивидом самого себя, своих качеств, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающим людям и самому себе. Г.С. Абрамова говорит о двух видах самооценки: актуальной (то, что уже достигнуто) и потенциальной (то, на что способен). Согласно Г.С. Абрамовой, самооценка подразделяется на адекватную (которая соответствует реальным достижениям) и неадекватную [1].
В современной психологии принято различать следующие уровни самооценки: 1) адекватная; 2) завышенная; 3) заниженная. Под адекватной самооценкой понимают реалистичную оценку человеком самого себя, своих способностей, своих качеств и поступков. Под завышенной самооценкой понимается неадекватное завышение субъектом в оценивании себя. Заниженной самооценкой считают неадекватное принижение в оценивании себя субъектом [31].
Определенный уровень самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством и оказывает непосредственное влияние на выполнение индивидом любых видов деятельности. По мнению А.С. Балык, «оптимальная адекватная самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций, когда индивид адекватно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, правильно оценивает свои успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, которые реально осуществимы» [6, с. 77]. Согласно автору, в рамках оптимальной самооценки можно выделить и самооценку выше среднего и среднего уровня.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И САМОРАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методики исследования
С целью выявления взаимосвязи самооценки и уровня самораскрытия личности у работников торговли с различным социальным статусом нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение взаимосвязи самооценки и самораскрытия личности у работников среднего звена и руководителей в сфере торговли с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе ОАО «Веста-Борисов». В исследовании приняли участие 60 сотрудников в возрасте 25-40 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 30 работников среднего звена и 30 работников, занимающих руководящие должности.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует статистически значимая связь между самооценкой и самораскрытием личности.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Тест для изучения самооценки С.А. Будасси (Приложение А).
Цель методики: изучение уровня и адекватности самооценки личности. Под самооценкой понимается соотношение Я-реального и Я-идеального. Представления индивида о самом себе представляются ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении.
С помощью методики можно выявить неосознанные бессознательные аспекты «образа Я». В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». С помощью методики можно выявить уровень и характер самооценки: высокая неадекватная, высокая адекватная, средняя адекватная, низкая адекватная, низкая неадекватная.
Испытуемым предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих идеальную личность в преставлении испытуемого. В результате определяется связь между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное».
Критерии оценки. Итоговый показатель может находиться в интервале от -1 до + 1.
Если коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 – адекватная самооценка.
Значение коэффициента от +0,38 до +1 – адекватная самооценка.
Значение коэффициента от +0,39 до +0,89 – завышенная самооценка. Значения же от +0,9 до +1 – неадекватно завышенная самооценка.
Значение коэффициента в интервале от -0,38 до -1 говорит о заниженной самооценке.
2. Методика самооценки деловых и личностных качеств менеджера (Ф. Фидлер) (модифицированный вариант) (Приложение Б).
Цель методики: диагностика выраженности самооценки деловых и личностных качеств.
К деловым качествам относятся: трудолюбие, инициативность, аккуратность, профессиональная грамотность, организованность, исполнительность, энергичность, ответственность, способности к работе, дисциплинированность.
Личностные качества: доброжелательность, справедливость, коллективизм, умение держать слово, отзывчивость, уравновешенность, скромность, внешняя привлекательность, жизнерадостность, широта кругозора.
Бланк ответов содержит 10 деловых и 10 личностных качеств. Испытуемому следует оценить присущие ему каждое из этих качеств в 10-балльной шкале (от 0 до 9). Чем выше балл, тем выше уровень самооценки определённого качества.
При обработке данных подсчитывает среднее значение деловых качеств и среднее значение личностных качества.
3. Тест «Эмоциональное самораскрытие личности» С. Джурарда в модификации И.П. Шкуратовой).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что зарубежные психологи рассматривают самооценку в качестве механизма, который обеспечивает согласованность притязаний личности по отношению к самой себе и выдвижение требования к внешним факторам, в качестве функции целостности личности и взаимосвязан с аффективно-потребностной сферой человека. Постсоветскими психологами самооценка рассматривается как компонент самосознания, то есть оценка личностью самой себя, физических возможностей, умственных способностей, мотивации, целеполагания, отношения к окружающему миру, к окружающим людям и самой себе. Объединяет эти подходы признание рефлексии как механизма, позволяющего наблюдать за собственными проявлениями, различными элементами «Я» и регулировать в соответствие с этим свое поведение.
Под самораскрытием мы понимаем процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего «Я». Основными характеристиками самораскрытия являются: глубина, широта, эмоциональность и длительность, проявление которых зависит от темы самораскрытия, характера отношений с партнером по общению и ситуации взаимодействия. Самораскрытие предполагает: вербальное сообщение личности об эмоциональных явлениях своей жизни, проявление потенциальных возможностей человека и его готовности к доверительному взаимодействию, эмоциональной стабильности и открытому диалогу. Феномен самораскрытия обладает всепроникающим характером в сфере межличностного взаимодействия и связан со многими потребностями и жизненными целями людей.
Одним из факторов самораскрытия личности выступает самооценка. Самооценка самораскрытие личности – это неразрывно связанные, тесно взаимопроникающие процессы. Самооценки, проходя «внутренний фильтр», становятся содержанием процесса самораскрытия. Самораскрытие, в свою очередь, служит механизмом самореализации и способствует самопознанию личности, формированию самооценки. Самооценка способствует наиболее полной самореализации личности, определяет её успешность в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в межличностном взаимодействии, где происходит самораскрытие личности.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : Юрайт, 2010. – 563 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 160 с.
3. Амяга, Н. В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении / Н. В. Амяга // Личность. Общение. Групповые процессы. – М. : ИНИОН, 1991. – С. 37-74.
4. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
5. Андронова, Е. И. Проблема компонентов, характеристики и основных типов самосознания в психологии / Е. И. Андронова // Вестник Томского гос. университета. – 2007. – № 305. – С. 149–153.
6. Балык, А. С. Самооценка как независимая характеристика личности, определяющая механизмы саморегуляции и самоконтроля / А. С. Балык // Научный вестник ГАОУВПО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт. – 2019. – № 1. – С. 75-80.
7. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
8. Бирюкевич, Е. А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е. А. Бирюкевич, Е. Е. Марченко // Психология обучения. – 2012. – № 4. – С. 49–65.
9. Болотова, А. К. Самораскрытие как проявление индивидуальности в межличностных отношениях / А. К. Болотова, О. В. Кузёма // Мир психологии. – 2011. – № 1. - С. 95-105.
10. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л. В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2011. № 1. – С. 54-66.
11. Бранден, Н. Шесть столпов самооценки / пер. с англ. О. Поборцевой; науч. ред. Д. Ковпак. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 352 с.
12. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. – СПб. : Алетейя, 2003. – 272 с.
13. Велицкас, Г. К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г. Е. Велицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 45–54.
14. Вилюнас, В. К. Мотивация демонстративного поведения // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 122-151.
15. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
16. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. - М. : КАНОН-пресс-Ц, 2000. – 422 с.
17. Грива, О. В. Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы / О. В. Грива // Современная психология : материалы науч. конференции. – Пермь, 2014. – С. 23–25.
18. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
19. Захарова, А.В. Генезис самооценки / А.В. Захарова. – М.: Академия, 2012. – 321 с.
20. Зинченко, Е. В. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами: автореф. дис. канд. психол. наук / Е. В. Зинченко. – Ростов-на-Дону, 2000. – 27 с.
21. Зинченко, Е. В. Самораскрытие и психическое здоровье личности / Е. В. Зинченко // Известия Южного федерального университета. – 2005. – № 2. – С. 11-12.
22. Зинченко, Е. В. Самораскрытие как социально-психологический феномен / Е. В. Зинченко // Прикладная психология. – 1998. – № 5. – C. 59-69.
23. Каратеева, О.В. Самораскрытие личности: обсуждение содержания феномена / О.В. Каратеева // Методология современной психологии. – 2015. - № 5. – С. 41-51.
24. Коваленко, В. А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В. А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. ун-а. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
25. Комаров, Р. В. Готовность к самораскрытию как психологическое условие развития креативности учащихся в системе дополнительного образования : автореф. дис.… канд. псих. наук: 19.00.07 / Р. В. Комаров. – М., 2006. – 26 с.
26. Кон, И. С. В поисках себя : Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – СПб. : Питер, 2002. – 465 с.
27. Кузьмина, Е. И. Соотношение самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций личности / Е.И. Кузьмина // Известия Саратовского университета. – 2018. – Вып. 1. – С. 30–43.
28. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.А. Казаринова, В.М. Погольша. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 544 с.
29. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М.: Сова, 1997. – 452 с.
30. Минуллина, А.Ф. Тренинг личностного роста: методическое пособие / А.Ф. Минуллина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 96 с.
31. Мухина, Ю. И. Самооценка как форма проявления самосознания / Ю. И. Мухина // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 203-206.
32. Никитин, Е. П. Феномен человеческого самоутверждения / Е. П. Никитин, Н.Е. Харламенкова. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. – 224 с.
33. Перепелица, Н. А. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. А. Перепелица. – М., 2003. – 26 с.
34. Пикулева, О. А. Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности-неосознанности процесса / О. А. Пикулева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 2. – С. 158-172.
35. Попова, А. А. Самораскрытие и психическое здоровье личности / А. А. Попова // Новое слово в науке: стратегии развития – Чебоксары, 2018. – С. 109-111.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 600 с.
37. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
38. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Академия, 2009. – 284 с.
39. Танвель, И. В. Самовыражение личности как социально-психологический феномен / И. В. Танвель // Актуальные проблемы психологического знания. – 2018. – № 3. – С. 83-88.
40. Темиева, А. Р. Самооценка личности как психологический феномен / А. Р. Темиева // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания. – Грозный, 2019. – С. 107-110.
41. Тепина, М. Н. Эмоциональное самораскрытие личности в адрес разных партнеров по общению : автореф. дис. канд. психол. наук / М. Н. Тепина. – М., 2008. – 26 с.
42. Тест на самооценку личности Будасси // Основы психологии: Практикум / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 2003. – С. 479–480.
43. Харламенкова, Н.Е. Генез самоутверждения личности в процессе взросления : автореф. дис. канд. психол. наук / Н. Е. Харламенкова. – Москва, 2004. – 26 с.
44. Шкуратова И. П. Самораскрытие // Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общей ред. А. А. Бодалева. – М. : Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 139-140.
45. Шкуратова, И. П. Самопредъявление личности в общении: монография / И. П. Шкуратова. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с.
46. Шукуров, Р. Самооценка – аффективный компонент самосознания / Р. Шукуров // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 27. – С. 92-95
47. Янчук, В. А. Формирование и управление впечатлением о личности другого человека / В. А. Янчук // Психологический журнал. – 1998. – № 4. – С. 45–54.
48. Jourard, S. M. The transparent self / S.M. Jourard. – New York : Van Nostrand Reinhold, 1971.
49. Derlega, V. J. Self-Discljsure and Intimacy and Close Relationscips // Communication, Intimacy and Close Relationscips. – N.Y., 1984. – P.1-9.
50. Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // Journal of Personality and Social Psychology. – 1974. – V. 30. – P. 42–53.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты