Арт-терапия как средство социально-педагогической поддержки при подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Арт-терапия как средство социально-педагогической поддержки при подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
251.00 BYN
Арт-терапия как средство социально-педагогической поддержки при подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание занятий программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание занятий программы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе средствами арт-терапии
1.1 Особенности социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе
1.2 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Содержание и методы арт-терапии в контексте социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе
2 Эмпирическое исследование проблем детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных данных
3 Программа социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе средствами арт-терапии
3.1 Характеристика Программы
3.2 Ход и результаты частичной апробации Программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы отмечается повышенный интерес к использованию арт-терапии в различных видах помощи детям дошкольного возраста. Арт-терапия позволяет детям выразить то, что очень сложно рассказать при помощи слов. Это один из самых эффективных и в то же время самых мягких и глубоких методов, ее можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Этот метод не имеет ограничений и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе.
Арт-терапия может выступать средством социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Предметом социально-педагогической поддержки является процесс взаимодействия педагога с ребенком в определении его способностей, возможностей и путей преодоления препятствий и проблем, мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в самовоспитании, общении и личностном развитии.
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью проблемы психологической готовности детей к обучению в школе, которая влечет за собой эффективную социальную адаптацию школьника, а также их способность к дальнейшему саморазвитию и самореализации. Для успешного обучения в школе каждый ребенок должен обладать необходимым и достаточным уровнем психического развития в целях освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Современная система дошкольного образования рассматривает дошкольный период жизни ребенка преимущественно как возраст подготовки детей к школьному обучению. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Здесь проводится работа с когнитивной, эмоциональной и личностной сферой дошкольника.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется новый опосредованный тип мотивации, выступая в качестве основы произвольного поведения. Ребенком усваивается определенная система социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в социуме, он учиться сдерживать свои непосредственные желания и поступать так как «надо». Также отмечается возникновение новых социальных потребностей, среди которых: уважение и признание взрослого; выполнение важных для других, «взрослых» дел; потребность в признании группы сверстников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
1.1 Особенности социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе
Социально-педагогическая поддержка - это деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности. Осуществляя социально-педагогическую поддержку, педагог выполняет педагогическую деятельность, которая обеспечивает развитие индивидуальности, самоопределение и самореализацию, в процессе образования [47, с.172].
Характерными чертами социально-педагогической поддержки выступают:
- связана с оказанием превентивной помощи ребенку в решении его проблем в учебно - воспитательном процессе и социальной среде;
- социально-педагогическая поддержка, развиваясь в русле гуманистических личностно-ориентированных моделей образования, связана с принятием во взаимодействии, в оказании помощи ребенку в затруднительной ситуации педагогом экзистенциональной позиции – «ты можешь» - с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои проблемы;
- социально - педагогическая поддержка необходима в ситуациях, обусловленных не только разрешением проблем человека, но и предупреждения их в процессе социализации;
- носит адресный характер, оказывается человеку или группе с целью предупреждения, ослабления или устранения причин, выступающих факторами риска, препятствующих их саморазвитию, самореализации;
- направлена на развитие адаптационных способностей человека, его личностный рост во взаимодействии с социальной средой [3, с. 60].
В своих работах О.С. Газман в качестве предмета педагогической поддержки называл процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, которые препятствуют сохранению человеческого достоинства и самостоятельного достижения желаемых результатов в разных сферах деятельности [13, с. 109]. Эту идею продолжили в своих работах ученые, работающие над проблемой индивидуализации ребенка в образовании (Т.А. Анохина, Е.А. Александрова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.).
С позиций Т.В. Анохиной педагогическая поддержка является системой средств, обеспечивающих помощь ребенку в самостоятельном индивидуальном выборе (который может быть нравственным, гражданским, экзистенциальным), в преодолении трудностей проблем самореализации в учебной и творческой деятельности. Согласно автору, помощь оказывается ребенку, который стремиться к самодвижению, к развитию самостоятельности, к саморазвитию [2, с. 66].
С позиций второго подхода педагогическая поддержка рассматривается в работах по социально-педагогической деятельности (И.Ф. Дементьева, А.В. Мудрик, Л.Я. Олиференко, Л.Н. Седова, Н.Л. Селиванова, И.В. Штых, Т.И. Шульга и др.), где поддержка определяется в качестве помощи ребенку в процессе его социализации. По мнению Л.Н. Седова и И.В. Штых педагогическая поддержка – это особая позиция педагога, основанная на тесном взаимосвязанном и взаимодополняющем деятельностном общении. В качестве основных признаков педагогической поддержки авторы называют: диалогичность во взаимоотношениях ребенка и педагога; деятельностно-творческий характер взаимодействия; направленность на поддержку индивидуального развития личности; предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, выбора содержания поведения [27, с. 284].
Так два процесса, которые необходимы для целостного развития ребенка – индивидуализация и социализация – являются актуальными сферами применения педагогической поддержки ребенка. По мнению В.Н. Шавриновой, можно выделить две составляющие педагогической поддержки: осуществление педагогической поддержки в процессе социализации как помощь в обретении способности к адаптивной активности и решении социальных проблем; осуществление педагогической поддержки в ходе индивидуализации как содействие саморазвитию ребенка через оказание помощи в решении индивидуальных проблем [52, с. 492].
В своей работе Т.В. Анохина рассматривает социально-педагогическую поддержку как поэтапный процесс деятельности педагога для оказания помощи детям в решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный этап.
Целью диагностического этапа является осознание ребенком своей проблемы в рамках его ценностных смыслов. На данном этапе педагог фиксирует факт наличия проблемы, проектирует условия диагностики проблемы. Основная задача педагога заключается в установлении контакта с ребенком, помощи ему в понимании и вербализации проблемы. С помощью вербализации ребенка получает возможность высказать вслух все то, что вызывает у него беспокойство, а также определить место данной ситуации в его жизни.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Кошевичский ясли-сад Пинского района».
Всего в исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 6-7 лет. Выборку исследования составили 20 мальчиков и 20 девочек.
Цель эмпирического исследования: выявить проблемы детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить уровень произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить уровень самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы); методы эмпирического исследования (тестирование), количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика изучения произвольной саморегуляции «Палочки – черточки» Н.В. Ульенковой [50].
Цель: изучение уровня произвольной саморегуляции.
Процедура проведения: детям предлагается выполнить задание взрослого, содержащее ряд правил и подчинить ему свою деятельность в отведенном временном интервале. На тетрадном листе в одну линейку необходимо в течение 15 минут писать простым карандашом системы палочек и черточек, соблюдая четыре правила.
Критерии оценки уровня произвольной саморегуляции:
Высокий уровень развития произвольной саморегуляции и самоконтроля – 6 и 5 баллов. Ребенок воспринимает задание полностью; работает, не отвлекаясь; допущенные ошибки находит и исправляет; стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.
Средний уровень развития произвольной саморегуляции и самоконтроля – 4 и 3 балла. Ребенок допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не исправляет их; качество работы и ее оформление его не волнует, желание получить хороший результат есть.
Низкий уровень развития произвольной саморегуляции и самоконтроля – 2 и 1 балл. Ребенок воспринимает только небольшую часть задания или не воспринимает вовсе, ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы и результату безразличен (Приложение А).
2. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) [50].
Цель: диагностика коммуникативных навыков.
Ход проведения. Дети разбиваются на пары, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару, дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара детей получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
В ходе исследования оцениваются: продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности; взаимопомощь по ходу рисования; эмоциональное отношение к совместной деятельности (Приложение А).
3. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) [34].
Цель: выявление уровня и характера самооценки у детей дошкольного возраста.
Методика проводится в форме беседы. В качестве стимульного материала выступает нарисованная лесенка из 7 ступеней. Процедура исследования: ребенку предлагается поставить фигуру человечка (себя) на одну из 7 ступенек и объяснить свой выбор.
Критерии оценки: неадекватно завышенная самооценка (7 ступенька), завышенная самооценка (5-6 ступенька), адекватная самооценка (4 ступенька), заниженная самооценка (1-3 ступенька) (Приложение А).
Методы математико-статистической обработки данных.
Для выявления достоверных различий между группами применялся критерий
U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что социально-педагогическая поддержка является особым видом воспитательной деятельности педагога, направленным на оказание помощи и поддержки ребенку в его самостоятельных усилиях по решению социальных и индивидуальных проблем развития. Этот процесс педагога по оказанию помощи детям в решении проблем, включающий диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный этапы. В рамках подготовки к школе социально-педагогическая поддержка направлена на общее психическое развитие, воспитание, умение произвольно управлять собой, формирование мотивов, побуждающих к учению. Социально-педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе осуществляется в процессе развивающих и коррекционных занятий, совместных игр.
Дошкольный возраст представляет собой важнейший возрастной период, когда происходит интенсивное развитие психических процессов, интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. В этот период формируется определенный объем знаний и представлений, интенсивно развивается произвольность психических процессов, навыки саморегуляции, необходимые для успешного освоения школьной программы. Главными новообразованиями старшего дошкольного возраста являются: возникновение детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинение мотивов, возникновение произвольного поведения, осознание своего положения в системе отношений со взрослыми.
В контексте социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе могут быть использованы такие методы арт-терапии, как: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, музыкотерапия, кинезиотерация. С целью развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста можно использовать интеграцию направлений арт-терапии: глинотерапию и звукотерапию. С помощью методов арт-терапии возможно создание близких доверительных отношений между ее участниками, снятие напряжения, тревоги, страха перед другими людьми, повышение самооценки, уверенности в себе в социальных ситуациях, развитие произвольности.
1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества // Личность в социокультурном измерении: история и современность. – М., 2007. – С. 298-308.
2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С. 63-81.
3. Аппаева, Я.Б. Социально-педагогическая поддержка как педагогическая категория / Я.Б. Аппаева // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. - № 5. – С. 59-63.
4. Бакина, О.А. Развитие коммуникативной готовности детей к обучению в школе / О.А. Бакина // Профилактика зависимостей. – 2019. – № 3. – С. 1 – 4.
5. Безматерных Т.В. Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста / Т.В. Безматерных // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 135–137.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 390 с.
7. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
8. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – № 2. – С. 11-21.
9. Бучилова И.А. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии / И.А. Бучилова, И.Н. Комкова, В.Н. Самылова // Концепт. – 2014. – № 2. – С. 54–58.
10. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 66-74.
11. Ворожцова, О.А. Музыка и игра в детской психотерапии / О.А. Ворожцова. − М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 90 с.
12. Гаджиева, З.М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З.М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы и перспективы: материалы международной научно-практ. конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37.
13. Газман О. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. – 1998. – № 6. – С. 108-111.
14. Гайнанова, А.А. Музыкотерапия, вокалотерапия: новые горизонты / А.А. Гайнанова, С.В. Юдичев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 3. – С. 257 – 260.
15. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / О.О. Гонина. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 465 с.
16. Григорьева Л.В. Педагогическая поддержка в условиях детского сада как наиболее эффективная форма взаимодействия педагога с ребенком / // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (7). – С. 130-132.
17. Декер-Фойгт, Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.- Г. Декер-Фойгт. − СПб: Питер, 2003. – 466 с.
18. Дубровина И. В. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.
19. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. – Санкт-Петербург: Союз, 1998. – 336 с.
20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Санкт- Петербург: Речь, 2006. – 208 с.
21. Илларионова, И.В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Илларионова // Вестник ЧГПУ. – 2011. - № 2. – с. 154-158.
22. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. – М.: Академия, 1997. – 386 с.
23. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб: Речь, 2006. – 512 с.
24. Кичигина, С.А. Особенности использования арттерапевтических методов при подготовке детей к обучению в школе / С.А. Кичигина // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – № 2 (91). – С. 114-117.
25. Кондратьева Н.В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников / Н.В. Кондратьева, М.В. Максимова // Молодой ученый. – 2015. – № 6. – С. 629–632.
26. Копыткин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копыткин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2017. – 197 с.
27. Косенко Л.Л. Педагогическая поддержка как актуальная современная парадигма // Молодой ученый. – 2017. – № 51. – С. 282-285.
28. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 2007. – 80 с.
29. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175
30. Кульчицкая, И.Ю. Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному обучению / И.Ю. Кульчицкая // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. – Реноме, 2012. – С. 115-118.
31. Кушнир, Н.Я. Детский сад – школа: проблемы преемственности / Н.Я. Кушнир. – Мн.: Полымя, 2000. – 152 с.
32. Лакисова, С.О. Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста / С.О. Лакисова // Конкурс молодых ученых: сборник трудов конференции. – Пенза, 2020. – С. 207-209.
33. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 184 с.
34. Методика «Лесенка» В.Г. Щур // Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум / О.В. Конькова. – Минск: БГУ, 2012. – С. 22-24.
35. Михайлова М. В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада: автореф. дис. … канд-та психол. наук / М. В. Михайлова. – СПб.: СПбГУ, 2002. – 18 с.
36. Мухина, И.С. Возрастная психология. Феноменология развития / И.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
37. Налбандьян, М.А. Музыкотерапия и ее становление в науке и практике / М.А. Налбандьян, М.Г. Мигунова // Кант. – 2012. – №2(5). – С. 113 – 116.
38. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
39. О’Коннор, К. Теория и практика игровой психотерапии / К. О’Коннор. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
40. Омельченко, Е.С. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Омельченко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2009. – Вып. 2. – С. 11-12.
41. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002 – 510 с.
42. Рослякова Н. И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника / Н. И. Рослякова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 66. – С. 314-315.
43. Рослякова, Н.И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника / Н.И. Рослякова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. - № 2. – С. 314-320.
44. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
45. Сатарова, О.С. Музыкальная терапия как средство регуляции агрессивности детей младшего школьного возраста / О.С. Сатарова // Аллея науки. – 2019. – № 1. – С. 9-15.
46. Сергеева, М.С. Использование средств музыкальной терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centerlado.ru/uploadedFiles/files/biblioteka/statyi/Statya_Ispolzovanie_muzykalnoy_terapii.pdf.
47. Скоморохова, Е.Н. Сущность социально-педагогической поддержки в современной науке / Е.Н. Скоморохова // Молодежь и 21 век – 2019. – Курск, 2019. – С. 171-173.
48. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 192 с.
49. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников: монография / М.Ю. Стожарова. - Москва: Флинта, 2011. – 116 с.
50. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
51. Учурова А. Ю. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе социализации / А. Ю. Учурова // Известия ВГПУ. – 2016. – № 1 (105). – С. 50-53.
52. Шавринова Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в содержании воспитательной деятельности педагога // Известия РГПУ. – 2008. – № 1. – С. 491-495.
53. Швецова, Ю.С. Элементарное музицирование как средство развития произвольности познавательных процессов у старших дошкольников / Ю.С. Швецова // Музыкальное искусство и образование. – 2015. – № 3. – С. 86 – 95.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание занятий программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание занятий программы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты