Взаимосвязь самоотношения студентов и склонности к риску
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь самоотношения студентов и склонности к риску»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2021
128.00 BYN
Взаимосвязь самоотношения студентов и склонности к риску
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООТНОШЕНИЯ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ У СТУДЕНТОВ
1.1 Сущность самоотношения в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности самоотношения в студенческом возрасте
1.3 Понятие склонность к риску и факторы его формирования
1.4 Характеристика формирования склонности к риску у личностей студенческого возраста
Выводы по главе 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проходящий год был полон вызовов для всего человечества: вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном, протесты «Black lives matter» в США, которые потом захватили почти вес цивилизованный мир. К концу ноября 2020 года 55,6 млн. человек по всему миру заразились коронавирусом, 1,39 млн. человек погибло. На фоне недовольства политическими решениями и общей социальной напряженностью за короткое время вспыхнули протесты в разных странах мира (США, Германия, Франция, Польша, Беларусь, Россия).
Только последний фактор может говорить о том, что некоторые системы под действием внешних факторов вошли в состояние кризиса. Данное состояние общества нестабильно и связано с высокой долей социальной неопределенности.
Данное видение современных проблем ставит перед нами закономерные вопросы: как отдельный человек поведет себя в той или иной ситуации, пойдет ли он на риск (ради лучшей жизни, прогресса или прибыли) или будет выбирать проверенные и надежные модели поведения, значит ли, что человек, который имеет высокую склонность к риску, будет иметь и положительное самоотношение к себе, что обусловит его уверенность в выгодном для себя исходе?
Понятия «рискология», «психология риска», «социология риска», «восприятие риска» все чаще стали вплетаться в структуру социально-психологических исследований. Использование социально-психологических знаний расширяет возможности изучения характеристик представлений о риске, и позволяет сделать определенный акцент на конкретных видах и особенностях рискованного поведения.
В последние годы изучением риска интенсивно занялись ученые многих научных дисциплин: экономисты и финансисты (В.А. Абрамчук, В.А. Абчук, В.И. Андреев, И.Т. Балабанов, А.В. Вайнер, В.В. Глущенко, С. Грабовый, Н.Ю. Донец, А. Дынкин, А.П. Корнилов, К. Левицкий, А. Г. Ниазашвили, Б.А. Райзберг, М.А. Рогов, М.М. Семерькова, Е.В. Серегин, В.Г. Смольников, М.И. Левитан, С.Ф. Ушаков, А.В. Федорова, Дж. Халл, В.А. Чалый-Прилуцкий, В.А. Чернов, Л.Г. Шаршукова), социологи и философы (А.П. Альгин, В.И. Зубков, С.Л. Кравченко, С.А. Красиков, А.В. Мозговая, К.А. Феофанов, О.В. Яцук), педагоги (И.Г. Абрамова, Г.И. Абрамова, Л.Ю. Белякова, В.А. Гуруканов, Т.А. Строкова, Э.Р. Хабибуллин,), психологи (Ю.Д. Башкина, С.Т. Посохова, И.Е. Задорожнюк, В.А. Зозулюк, Д.В. Колесов, В.А. Пономаренко, Т.В. Корнилова, В.А. Петровский, Г.Н. Солнцева, А.П. Чиликин).
Студенческий период является благоприятным периодом для формирования самоотношения личности, поскольку самоотношение личности способствует повышению физического и психического здоровья и реализации себя как полноценного члена социума. Также, самоотношение определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет защитную функцию, влияя на поведение и развитие личности. В студенческий период жизни для человека свойственно агрессивное поведение, с которым ему нелегко справляться. Справиться с этими агрессивными порывами, что провоцирует склонность к риску, очень важно для налаживания связей в обществе, и личного благополучия. Поэтому проблема самоотношения и склонности к риску является актуальной и выходит на передний план научного осмысления, не вызывает сомнений и их дальнейшее исследование.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООТНОШЕНИЯ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ У СТУДЕНТОВ
1.1 Сущность самоотношения в психолого-педагогической литературе
В современной психологии не существует единого подхода к пониманию и определению феномена самоотношения, несмотря на активное его изучение зарубежными и отечественными исследователями. Анализ работ по проблеме самоотношения позволяет говорить о многообразии категорий, которые используются для его описания, среди которых «самооценка», «глобальная самооценка», «самоуверенность», «отношение к себе» «самопринятие», «самоценность», «самоуважение», «эмоционально-ценностное отношение к себе» [15, с. 129].
Термин «самоотношение» впервые ввел в научный оборот как специальное понятие грузинский психолог Н.И. Сарджвеладзе в 1974 году, понимая ее как подкласс социальной установки. Ученый полагал, что понятие самоотношения отражает широкий диапазон феноменов личности, среди которых: самосознание, самопознание, самооценка, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляция [31, с. 231].
Однако, о феномене самоотношения до Н.И. Сарджвеладзе писал американский психолог Уильям Джеймс в конце XIX века, употребляя термин «глобальная самооценка».
В работе «Личность и ее взаимодействие с социальной средой» Н.И. Сарджвеладзе в структуре самоотношения как центра личности выделяет три компонента:
– когнитивный компонент, включающий самооценку;
– эмоциональный компонент, содержащий эмоциональное отношение к себе;
– конативный компонент, включающий готовность к действиям к самому себе.
Компоненты самоотноотношения согласованы между собой. По мнению автора, следует различать понятия «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе», которые рассматриваются некоторыми исследователями в качестве синонимов. Понятие эмоционально-ценностного отношения принято употреблять в трехкомпонентной структуре самоотношения как компонент, обладающим своим функциональным значением [31, с. 235].
Система самоотношения полифункциональна. Функциями самоотношения в социальной жизнедеятельности индивида являются:
– функция отображения себя – индивид не только отражается в сознании других людей, но это отражение отображает личность во внешнем и во внутреннем плане;
– сохранение внутренней стабильности и континуальности «Я», которая осуществляется в связи с тенденции к внутренней согласованности к конгруэнтности, свойственная когнитивным представлениям о себе, эмоциональным реакциям в отношении собственных личностных и поведенческих проявлений, направленных на себя;
– саморегуляция самоконтроля, благодаря которой личность регулирует и контролирует собственную деятельность в соответствии со сформированными представлениями и отношением к себе;
– функция интракоммуникации – в связи с тем, что личность имеет социальную природу, она не только включена в процесс постоянного взаимодействия с внешним миром, но для себя самой личность выступает в качестве социума, взаимодействуя с собой и осуществляя коммуникационные процессы во внутреннем плане [10, с. 98].
1.2 Особенности самоотношения в студенческом возрасте
В современном мире большое значение придается личности человека и ее составляющим. Этот вопрос наиболее актуален среди студентов. Период обучения важен в жизни каждого человека. Этот период характеризуется интенсивной социализацией, формированием мотивационной сферы, сферы интересов, выражением самостоятельности, пониманием самостоятельной образовательной и профессиональной деятельности и так далее. Исследователи часто рассматривают личность человека с трех сторон: социальной, психологической и физиологической. Рассмотрим психологическую сторону личности студенческого возраста более подробно. Она включает в себя ориентацию, темперамент, характер, способности, которые влияют на характер хода психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. В личности студента, как и в любом другом человеке, важную роль играет его отношение к самому себе. Она включает в себя множество составляющих: самоуважение, эгоистичность, аутосимпатию, ожидаемое отношение к себе со стороны окружающих, самоощущение, уверенность в себе, самопонимание, самоуправление, самоотношение и т.д. [27, с. 268].
В связи с тем, что самоотношение влияет не только на устойчивость человеческих связей с социальной средой, но и формирует внутреннюю, индивидуальную среду развития личности, проблема формирования самоотношения в студенческом возрасте, формирование его позитивной направленности становится особенно актуальной. Многомерность и неоднозначность социально-психологических задач взросления в период студенчества, насыщенность жизни ситуациями выбора и самоопределения вызывают у молодых людей интенсивные эмоциональные реакции по отношению к себе, своим личностным качествам. Именно в этот период система самоотношения претерпевает значительные изменения.
Если раньше доминирующим фактором в формировании самоотношения была ближайшая социальная среда (семья, педагоги, сверстники), то сейчас решающее значение приобретает готовность молодого человека или девушки самостоятельно создавать и поддерживать положительную самооценку. Различия в конечной ориентации самоотношения личностей студенческого возраста зависят от индивидуального приоритета задач взросления, удовлетворенности самореализацией в актуальных сферах социальной жизни.
Восприятие себя в студенческом возрасте сильно зависит от отношения других людей, особенно сверстников, потому что ведущей деятельностью является интимно-личностное общение с ними. Личности студенческого возраста важно быть в группе сверстников, быть признанным и принятым в ней.
Личность студенческого возраста стремится создать желаемый образ своей собственной личности, ставит перед собой различные цели для приближения к определенному стандарту и в то же время активно сравнивает себя со сверстниками, что влияет на самооценку, самосознание, уверенность в себе личности студента, заставляя эти компоненты самооценки колеблются от одного полюса к другому. В то же время, мнение окружающих о нем людей имеет огромное значение [8, с. 204].
Таким образом, можно сделать вывод, что самоотношение в данном возрастном периоде претерпевает значительные изменения, которые в будущем будут оказывать определенное влияние на жизненный путь человека.
Ведущая деятельность на этом этапе становится образовательной и профессиональной, а социальная ситуация развития разительно отличается от подростковой. Этот возрастной период связан с началом самостоятельной жизни. Эти аспекты вызывают изменения в самосознании и, как следствие, в самоощущении личности.
1.3 Понятие склонность к риску и факторы его формирования
В последние десятилетия проблема риска и рискованного поведения все больше привлекает внимание профессионалов в различных областях и становится объектом научных исследований. Содержательно понимания риска в обыденном сознании и научном дискурсе во многом перекликаются. Толковый словарь В. Даля дает следующее определение риска: «Риск – смелость, отвага, решительность, случайное действие. Рисковое дело – это неправильное, сомнительное, опасное. Рисковать значит сделать что-то без правильного расчета, подвергнуться определенным опасностям» [7, с. 10].
Немецкий социолог О. Ренн в своей работе подчеркивает важность риска в жизни человека для развития его личности и изменения общечеловеческих ценностей в целом [28, с. 310]. О. Ренн и его коллеги выделяют четыре семантических образа риска, каждый из которых включает образные наименования из греческой мифологии:
1) Риск как неминуемая опасность («Дамоклов меч»), случайная угроза, вызывающая непредвиденные действия. К таким ситуациям относятся техногенные катастрофы.
2) Риск как невидимая угроза здоровью и благополучию («Ящик Пандоры»). О таких рисках с большей вероятностью узнают от других людей, чем на собственном опыте. По словам Ренна, типичными примерами этих рисков являются пищевые добавки, радиация и т.д.
3) Риск как соотношение затрат и выгод («Весы Афины»). Этот образ чаще всего используется для фиксации денежных прибылей и убытков. Примерами являются страхование, азартные игры или ставки, которые требуют сложных расчетов вероятности.
4) Риск как желание людей ощущать риск, склонность к острым ощущениям («Образ Геракла»). В эту категорию входят любые виды досуга, требующие навыков работы в опасных ситуациях. Конечно, такие риски всегда являются добровольными и предполагают личный контроль степени риска [20].
Понятие риска настолько распространено в разных сферах жизни человека, что трудно выделить те, где риска нет.
Диапазон рисков огромен: от стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, ураганы и т.д.) и риска техногенных катастроф до возникновения опасных эпидемий инфекций, включая вирусы гриппа, ВИЧ, туберкулез и т.д. О риске говорят применительно к действиям как отдельного человека, так и групп людей, сообществ, компаний, организаций или даже государства [1, с. 97].
Представители различных научных дисциплин в качестве конкретных рисков упоминают как вероятность разрушения, так и вероятность возникновения события; дисперсию или математические ожидания: материальный ущерб, сокращение продолжительности жизни, смерть и т.д.; размер убытка или ущерба; продолжительность жизни и др. [40, с. 39]. Конкретные характеристики осведомленности о рисках, конечно же, определяются научной дисциплиной, в которой она применяется, а также целью ее применения.
1.4 Характеристика формирования склонности к риску у личностей студенческого возраста
Рискованное поведение всегда направлено на изучение окружающего пространства и понимание его границ. Высокий риск обычно является побочным продуктом повышенной когнитивной деятельности. Студент экспериментирует, чтобы лучше узнать себя, попробовать другой образ жизни, показать окружению, что он растет, чтобы повысить степень своей независимости. Мозг личности студенческого возраста устроен так, что подросток чувствует биологическую потребность рисковать [35, с. 109].
– нарушение морально-этических норм в соответствии с возрастом;
– наркомания, алкоголизация, употребление психоактивных веществ;
– игнорирование правил дорожного движения;
– правонарушения;
– суицидальное поведение.
Неконструктивное рискованное поведение личностей студенческого возраста – вид активности, направленный на разрушение объектов окружающего мира или саморазрушение подростков и обусловливающий отсутствие у них осознанного отношения к ценности жизни.
Неконструктивное рискованное поведение может проявляться как бунт или жест недовольства, направленный против родителей. Неправильное поведение закрепляется через механизм реакций подражания и протеста, которые могут быть отрицательными или положительными в зависимости от своей направленности. Так, реакция подражания проявляется в том, что подросток может подражать положительным или отрицательным образцам, в зависимости от окружения и ценностных ориентаций. Подавляющее большинство студентов с рискованным поведением сформировали его в среде таких же детей с рискованным поведением [30, с. 12].
Рискованное поведение студентов может проявляться в увлечении экстремальными видами спорта. В настоящее время известно более тридцати видов экстремального спорта, самыми популярными являются:
– банджи-джампинг (прыжки с моста с резиновым тросом);
– бейсджампинг (прыжки с фиксированных высотных объектов с парашютом);
– маунтбайкинг (поездки на спортивных велосипедах вне специально оборудованных дорог);
– рафтинг (спортивный сплав с горных рек и искусственных каналов на надувных судах), дельтапланеризм (полеты на безмоторных летательных аппаратах);
– паркур (преодоление различных архитектурных препятствий в условиях города).
На формирование рискованного поведения у личностей студенческого возраста влияют различные социокультурные и личностные факторы, среди которых можно выделить следующие группы [29]:
Уровень сознания во многом определяет характер поведения личности студенческого возраста в ситуациях, которые имеют опасные последствия для его здоровья и благополучия. Незнание, мифы, заблуждения и отсутствие критики «принятого» поведения молодых людей делают поведенческие эксперименты крайне небезопасными.
Выводы по главе 1
Самоотношение включает ценностно-мотивационный, рефлексивно-оценочный, эмоционально-чувственный, когнитивно-информационный, деятельностно-поведенческий компоненты. Оно отражает эмоциональное, оценочное и ценностное отношение к себе, сформированное на основе самооценок в процессе взаимодействия с другими людьми и рефлексии, осуществляющее саморегуляцию, самовыражение и самореализацию. В своем исследовании мы придерживаемся системного подхода к пониманию самоотношения как сложного образования, представленного на уровне самосознания, личности и деятельности. На основании проведенного теоретического анализа различных точек зрения ученых к изучению сущности самоотношения, нами дано авторское понимание рассматриваемого феномена. Под самоотношением будем понимать сложное структурное личностное образование, включающее эмоциональное, оценочное и ценностное отношение к себе, сформированное на основе самооценок в процессе взаимодействия с другими людьми и рефлексии, осуществляющее саморегуляцию, самовыражение и самореализацию.
Особенности самоотношения в студенческом возрасте определяются возрастными новообразованиями, изменением социальной ситуации развития и индивидуальных особенностей подростка. Формирование самоотношения личности студенческого возраста происходит на фоне интенсивного развития гормональных и телесных изменений, познавательной и эмоционально-волевой сфер. Студенческий возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, эмоциональной лабильностью, повышенной уязвимостью. Развитие самосознания, самоотношения, чувства взрослости, рефлексии, которое становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития студента, является новой формой их личностной активности.
Амбивалентное отношение к рискам и рискованному поведению в жизни человека проявляется в повседневных представлениях: с одной стороны, сознание людей озабочено различными рискованными ситуациями и возможными негативными последствиями рискованного поведения, с другой стороны подчеркивает возможные положительные последствия, развитие и новые взгляды на принятие риска. Вопреки распространенному мнению, в области научной психологии, особенно психологии здоровья, согласно медицинскому подходу, восприятие риска почти полностью смещается к полюсу, на котором явление воспринимается как негативное явление, а рискованное поведение – как своего рода «аномалия», от которой нужно любой ценой избавляться.
1. Альгин, А.П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Альгин. – М.: Мысль, 2009. – 188 с.
2. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологопедагогические проблемы высшей школы / под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. – Вып. 2. – С. 3-15.
3. Андреева, И.Г. Исследование особенностей самоотношения / И.Г. Андреева // Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – №2. – С. 87–93.
4. Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун–та. – 2007. – № 305. – С. 149–151.
5. Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах–М, 2003. – С. 333–393.
6. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. – СПб.: Изд–во «Речь», 2000. – 440 с.
7. Бубнов, А.Ю. Концептуализация риска у Н. Лумана и Э. Гидденса и риск решения в политике / А.Ю. Бубнов // Сборник: Международная заочная научно-практическая конференция «Политические процессы: история и современность» / Новосибирск. – 2012 – 12 с.
8. Веккер, Л.М. Психические процессы / Л.М. Веккер. – Л.: Издательство ЛГУ, 2011. – 326 с.
9. Выготский, Л.С. Педология и психотехника / Л.С. Выготский // Культурно–историческая психология. – 2010. – №2. – C. 105–120.
10. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: информационно–методическое пособие курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
11. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2003. – 655 с.
12. Зубков, В.И. Социологическая теория риска / В.И. Зубков. – М.: РУДН, 2003 – 230 с.
13. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Академия, 2004. – 335 с.
14. Кочеткова, Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Т.Н. Кочеткова. – Хабаровск, 2007. – 18 с.
15. Кукулите, Т.Г. Основные подходы к изучению самоотношения личности в зарубежной психологии / Т.Г. Кукулите // Ученые записки Санкт–Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2011. – №1 (31). – С.127–132.
16. Лабунская, В.А. Внешний облик в структуре представлений о Враге и Друге на различных этапах жизненного пути / В.А. Лабунская // Психология человека в современном мире. – М., 2009. – Т. 1. – С. 220–228.
17. Леонтьев, Д.А. Самая обыкновенная парапсихология / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2005. – №1. – Т.16. – 341 с.
18. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 314 с.
19. Махинова, О.В. Психологические особенности студенческого возраста. Педагогический процесс и работа психолога / О.В. Махинова, В.С. Чиркова // Вопросы педагогики. – 2017. – № 7. – С. 54-57.
20. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. – М. : Знание, 2004. – 356 с.
21. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений: в трех книгах: книга 1 / Р.С. Немов. – М.: Гуманитарное издательство «ВЛАДОС», 2003. – 688 с.
22. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально–оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М.: МГУ, 2001. – 110 с.
23. Панфилова, А.П. Теория и практика общения : учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А.П. Панфилова. – М. : Издательский центр Академия, 2007. – 288 с.
24. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2008. – 187 с.
25. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Знание, 2007. – 494 с.
26. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М. : Знание, 2003. – 168 с.
27. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 616 с.
28. Рапацкий, Б.И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б.И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74–79.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
30. Сапожникова, Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Р.Б. Сапожникова. – Новосибирск, 2008. – 19 с.
31. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: Мецниереба, 2009. – 382 с.
32. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Изд–во МГУ, 2009. – 210 с.
33. Солнцева, Г.Н. О психологическом содержании понятия «риск» / Г.Н. Солнцева // Вестник МГУ, 2009. – № 2. – С. 14-22.
34. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета, 2003. – 284 с.
35. Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.
36. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / перевод с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; под общ. ред. И.В. Имедадзе. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 2004. – 413 с.
37. Хватова, М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М.В. Хватова // Гаудеамус. – 2015. – № 1(25). – С. 9–17.
38. Чернова, А.Д. Особенности самоотношения студентов-психологов / А.Д. Чернова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 50 (236). – С. 479-481
39. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 2007. – 142 с.
40. Шаболтас, А.В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований / А.В. Шаболтас // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2014. – №3. – с. 37-42.
41. Шарай, Т.П. Влияние отношения к своему телу и половой принадлежности на самоотношение личности / Т.П. Шарай // Психология телесности: теоретические и практические исследования. – 2008. – С. 40–44.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты