Супружеские конфликты и структурные характеристики семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Супружеские конфликты и структурные характеристики семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья»
по дисциплине: «Семейная психология»
2021
251.00 BYN
Супружеские конфликты и структурные характеристики семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Семейная психология
Организация: Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей, ГУ
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Конфликты между супругами, воспитывающими подростков с ограниченными возможностями».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проверка на нормальность распределения.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводные таблицы результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ СУПРУГАМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Понятие семейного конфликта в психологии
1.2 Структурные характеристики семьи
1.3 Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья
1.4 Особенности конфликтного взаимодействия супругов, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И СТРУКТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования супружеских конфликтов семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья
2.3 Результаты исследования структурных характеристик семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи супружеских конфликтов и структурных характеристик семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья
2.5 Практические рекомендации психологу по психологическому сопровождению семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в мире большое количество подростков с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается [16]. Проблемы семьи, воспитывающей подростков с отклонениями в развитии, становится все более актуальной в связи с развитием в обществе гуманного отношения к лицам с отклонениями в развитии и поиском новых эффективных путей их социальной адаптации.
Семья, в которой живет больной подросток, становится особой группой, которой соответствует присущая только ей атмосфера межличностных отношений. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют на развитие, протекание его заболевания, а также общее психоэмоциональное состояние самих родителей. Нервно-психические перегрузки вызывают у родителей неудовлетворительность своим состоянием, хронический стресс (беспокойство, усталость, апатия), депрессию и тревогу, вызванные болезнью подростка и проблемами, связанными с этим. Это все может выступать причиной возникновения конфликтов между супругами.
Существование семьи без конфликтов невозможно. Это необходимый элемент семейной жизни, который дает выход напряженности, энергии деятельности, порождая тем самым разные семейные изменения. Вместе с тем, воспитание подростка с ограниченными возможностями в конфликтной атмосфере способно только усугубить его развитие. Роль семейного окружения оказывается еще более значимой, т. к. семья помогает адаптироваться в обществе с учетом его заболевания, а создание комфортной обстановки в семье позволяет подростку чувствовать себя значимым.
Понятие и сущность семейных конфликтов изучали такие ученые как Л.Г. Абатурова, Н.А. Коваль, Н.В. Малярова, М.С. Москаленко, В.А. Сысенко, С.Г. Шуман и др. В работах перечисленных ученых раскрываются сущность характеристики семейных конфликтов, их причины и особенности протекания.
Изучением проблем, возникающих у родителей в процессе воспитания подростков с ограниченными физическими возможностями, занимались такие ученые как Е.Г. Бабич, Е.И. Валитова, С.В. Калинина, И.Ю. Левченко, Е.А. Мастюкова, Р.В. Овчарова, В.В. Ткачева, О.А. Федосеева, О.В. Югова и другие известные ученые.
Однако, проблема изучения взаимосвязи супружеских конфликтов и структурные характеристики семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья в психологии остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить специфику супружеских конфликтов и структурные характеристики семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения супружеских конфликтов и структурных характеристик семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья.
2. Изучить особенности супружеских конфликтов семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья.
3. Определить структурные характеристики семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья.
4. Установить взаимосвязь супружеских конфликтов и структурных характеристик семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: семьи, воспитывающие подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: супружеские конфликты и структурные характеристики семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотезы исследования:
• существуют различия в реакциях супругов на конфликт и отношении к болезни подростка;
• существует взаимосвязь между реакцией супругов на конфликт и отношением к болезни подростка.
Методология и методики исследования:
– представления о том, что основными реакциями супругов на конфликт, являются протективные и дефензивные защиты, неконструктивные установки на брак, депрессия, агрессия, соматизация тревога, фиксация на психотравме (Г.С. Качарян);
– типология стратегий конфликтного поведения К. Томаса, включающая: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, основанная на следующих основаниях: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека;
– представления о том, что отношение к болезни ребенка родителей можно охарактеризовать через интернальность, тревогу, нозогнозию, контроль активности
– «круговая модель» Д.Х. Олсона, включающая в себя три важнейших параметра семейного поведения – сплоченность, адаптацию и коммуникацию.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ СУПРУГАМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Понятие семейного конфликта в психологии
В современной психологии под конфликтом понимается «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями» [17, с. 87].
В зависимости от природы возникновения конфликты подразделяются на: социальные, организационные, семейные и личностные. Семейный конфликт можно определить, как столкновение противоположно направленных целей и тенденций между супругами. По определению А.С. Муратовой, «семейные конфликты – это конфликты, возникающие между членами одной семьи как по поводу вопросов жизнедеятельности семьи, так и по поводу удовлетворения разнообразных потребностей ее членов, соответствия ролевого поведения ожиданиям» [26, с. 114].
Сущность семейного конфликта состоит в обострении противоречий при рассогласовании взглядов, несовпадении мотивов поведения членов семьи. Семейный конфликт обладает своими своеобразными характеристиками. В работе Н.А. Коваль ситуация семейного конфликта рассматривается как «ограниченный пространственными, временными, информационными рамками фрагмент жизненного процесса семьи, совокупность противоречивых условий и обстоятельств, связанных со значимыми событиями семьи, несовместимыми личностными характеристиками и поведением супругов, а также напряженными межличностными отношениями» [15, с. 134].
Как отмечает Н.А. Коваль, в основе конфликтной ситуации лежит противоречие. Уровень и глубина противоречия позволяют определить степень или ступень развития конфликта, выявить круг проблем, которые служат источником возникновения конфликтов. Семья проходит в своем развитии ряд этапов, следовательно, можно предполагать, что переход с одного уровня развития на другой сопровождается появлением критических точек. Противоречия, возникающие в эти моменты в семье, определяют содержание конфликтов в данный период и относятся к группе противоречий развития. Для своего разрешения они требуют изменения основных базовых характеристик партнеров. Кроме названной группы, выделяют противоречия функционирования, разрешение которых не требует качественного изменения структуры личности каждого члена семьи. Они вносят вклад в поддержание равновесия и стабилизации семьи [15, с. 135].
Семейный конфликт вытекает из особенностей взаимодействия между супругами. Супружеское общение выступает разновидностью межличностного взаимодействия. Особое внимание имеет супружеский конфликт, представляющий собой содержательную сторону взаимоотношений супругов и указывающий на неудовлетворенность их браком. Он проявляется в виде рассогласования взглядов, потребностей, мотивов и поступков брачных партнеров. В таких случаях супруги приспосабливаются друг к другу и это приспособление носит затяжной характер. Продолжительность протекания семейного конфликта зависит от содержания противоречий, лежащих в его основе, а также функций, выполняемых ими [12, с. 95].
Значимой характеристикой межличностного взаимодействия супругов в конфликте является его форма. По мнению И.Г. Дорошиной, «форма конфликта отражается в трех основных компонентах – когнитивном, эмоциональном, поведенческом. Эти компоненты позволяют описать весь диапазон возможных проявлений конфликтного взаимодействии. Они могут иметь разную выраженность, а в ряде случаев некоторые из них могут доминировать над остальными по степени проявления. Отсутствие выраженности какого-либо из компонентов не выступает признаком отсутствия данной сферы психического, так как может иметь место скрытый характер ее проявления» [12, с. 96].
По мнению Т.В. Полянчук, «на разных этапах процесса конфликтного взаимодействия супругов форма его проявления может быть различной. Так, если на начальной стадии может доминировать когнитивный аспект взаимодействия, то в дальнейшем могут преобладать эмоциональные и поведенческие реакции супругов» [33, с. 34].
Семейные конфликты возникают в разных сферах и обусловлены различными причинами. Семейные конфликты часто связаны со стремлением супругов удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Как отмечает С.Г. Шуман, «причины семейных конфликтов различны и многообразны: разные взгляды на семейную жизнь; нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью; пьянство одного или обоих супругов; супружеская неверность; неуважительное отношение друг к другу; нежелание мужа помогать жене в домашних делах; бытовая неустроенность; неуважительное отношение к родственникам супруга; различия в духовных интересах и потребностях и т.п.» [48, с. 51].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И СТРУКТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1 Организация и методы исследования
Методологическими основаниями исследования являются:
– представления о том, что основными реакциями супругов на конфликт, являются протективные и дефензивные защиты, неконструктивные установки на брак, депрессия, агрессия, соматизация тревога, фиксация на психотравме (Г.С. Качарян);
– типология стратегий конфликтного поведения К. Томаса, включающая: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, основанная на следующих основаниях: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека;
– представления о том, что отношение к болезни ребенка родителей можно охарактеризовать через интернальность, тревогу, нозогнозию, контроль активности
– «круговая модель» Д.Х. Олсона, включающая в себя три важнейших параметра семейного поведения – сплоченность, адаптацию и коммуникацию.
Методики исследования:
1. Методика «Реакция супругов на конфликт» (А. С. Кочарян) [22].
Цель: диагностика восприятия и понимания супругами друг друга и конфликтной ситуации, а также индивидуальных защитных паттернов супругов. С помощью методики можно выявить следующие реакции на конфликт: неконструктивные установки на брак, депрессия, протективные механизмы, дефензивные механизмы, агрессия, соматизация тревоги, фиксация на психотравме, контрольная шкала.
Опросник состоит из 89 утверждений, которые распределены по 8 шкалам. Полученные сырые баллы переводятся в Т-баллы.
Критерии оценки:
до 30 баллов – низкие показатели;
40-60 – средние показатели;
30-39 баллов - средние с тенденцией к низкому;
60-70 баллов – средние с тенденцией к высокому, более 70 говорит о высоких показателях.
Текст опросника представлен в Приложении А.
2. Опросник изучения стратегий конфликтного поведения (К. Томаса) [37].
Цель: изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, определение способов реагирования на конфликтные ситуации.
С помощью методики можно выявить следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
В опроснике К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной. За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов (Приложение А).
3. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (В.Е. Каган, И.П. Журавлева) [24].
Цель: диагностика отношения к болезни ребенка.
Шкалы методики: интернальность, тревога, нозогнозия, контроль активности, общая напряженность.
Опросник состоит из 40 пунктов-утверждений, согласие испытуемых с которыми оценивается по 6-балльной шкале. Возможный диапазон баллов по каждой шкале от +30 до -30.
Общая напряженность рассчитывается как суммарный показатель по всему опроснику в целом.
Также была проведена анкета на определение причин конфликтов между супругами, воспитывающими подростков с ограниченными возможностями. Анкета включает 6 открытых вопросов и позволяет выявить конфликты между супругами, связанные с: 1) с материальными трудностями; 2) с воспитанием детей; 3) с интересами супругов; 4) с планированием жизни; 5) с бытовыми проблемами; 6) с совместным досугом (Приложение А).
4. Методика диагностики адаптации и сплоченности семьи (FACES-3) Д.Х. Олсона [23].
Цель: оценка двух основных параметров в «круговой модели» функционирования семьи – семейной сплоченности и семейной адаптации.
В рамках «круговой модели» различают по четыре уровня семейной сплоченности и адаптации в пределах от экстремально низкого до экстремально высокого.
Методика оценивает уровень семейной сплоченности (степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной - автономны и дистанцированы друг от друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретического анализа литературы по проблеме конфликтов между супругами, воспитывающими подростков с ограниченными возможностями и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. В современной психологии семейный конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей и потребностей между супругами. Сущность семейного конфликта заключается в обострении противоречий при рассогласовании взглядов, несовпадении мотивов поведения членов семьи, личностных характеристик, что сопровождается напряженными межличностными отношениями. Семейные конфликты могут быть как деструктивными, так и конструктивными, возникать по причине рассогласования методов воспитания детей, разных взглядов на семейную жизнь, нарушений супружеских отношений.
2. Основными социально-психологическими проблемами, возникающими у родителей в процессе воспитания подростков с ограниченными возможностями, являются: нарушения супружеских взаимоотношений и детско-родительских отношений; дисгармоничное физическое и психическое развитие подростка; недостаточная компетентность родителей по вопросам воспитания и образования подростка с ограниченными возможностями; пренебрежительное (или равнодушное) отношение социума к подростку с ограниченными возможностями, и семье в целом; постоянный эмоциональный дискомфорт, отсутствие навыков нахождения ресурсов для его преодоления.
3. Конфликты между супругами, воспитывающими подростков с ограниченными возможностями, могут возникать по причине деформации детско-родительских отношений, использования непродуктивных стилей семейного воспитания (гиперопеке, симбиоза, гипоопеки), нарушений их эмоциональной сферы, обусловленных необходимостью воспитывать подростка с ограниченными возможностями. Личностные особенности супругов, воспитывающих подростка с ограниченными возможностями, являются важным фактором возникновения семейных конфликтов.
4. В ситуации конфликта супруги, воспитывающие подростка с ограниченными возможностями, характеризуются отсутствием установок на брак, которые могут дезинтегрировать семейную систему, препятствовать терапевтической реконструкции супружеских отношений, склонностью к вербальной, косвенной и физической агрессии, «застреванием» аффекта и интеллекта на психической травме. Депрессия у матерей умеренно выражена, у отцов – слабо выражена. Проективные механизмы склонны использовать отцы, дефензивные механизмы – матери. Соматизация тревоги у матерей умеренно выражена, у отцов – слабо выражена. В результате сравнения установлено, что мужчины более склонны использовать дефензивные механизмы защиты и проявлять агрессию. Женщины более склонны использовать проективные механизмы защиты, испытывать депрессию и соматизацию тревоги. Мужчины в конфликтной ситуации более склонны стремиться к соперничеству, выбирая активную борьбу за свои интересы в ущерб интересам других. Женщины в конфликтной ситуации более склонны стремиться компромиссу – путем взаимных уступок находить приемлемое решение, урегулировать разногласия.
5. Супруги, воспитывающие подростка с ограниченными возможностями, адекватно оценивают тяжесть болезни ребенка, склонны устанавливать максимальные ограничения физической и социальной активности ребенка, проявляют напряженное отношение к заболеванию ребенка. При этом, мужчины причины болезни они воспринимают как нечто, не зависящее от родителей, что они не могут контролировать и чем не могут управлять, а женщины воспринимают себя как ответственных за болезнь. Супруги проявляют негативное отношение к болезни ребенка, а женщины еще с преобладанием тревожных реакций. В результате сравнения установлено, что у мужчин более выражен экстернальный родительский контроль болезни ребенка и напряженное отношение к заболеванию ребенка. У женщин более выражено негативное отношение к болезни ребенка с преобладанием тревожных реакций.
6. В семьях, воспитывающих подростков с ограниченными возможности здоровья, преобладает разделенный тип семейной структуры. Для этого уровня сплоченности характерна умеренная преданность, некоторая эмоциональная дистанцированность, чаще раздельная деятельность и скорее независимость между ее членами. В этих семьях преобладает структурированный тип семьи. Для этого уровня семейной адаптации характерно ситуативное совместное лидерство, наличие демократической дисциплины, достаточно стабильных ролей, умеренные возможности изменений в семейной структуре. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в реакциях супругов на конфликт и отношении к болезни подростка, подтвердилась.
7. В результате корреляционного анализа установлено, что супруги, испытывающие депрессию, склонны преувеличивать тяжесть болезни ребенка. Чем выше степень сплоченности, близости и преданности между супругами, тем ниже выраженность депрессии, тревоги и общей напряженности. Чем выше уровень семейной сплоченности, тем выше склонность использовать в конфликте к сотрудничеству и ниже – к соперничеству. Чем выше степень сплоченности между супругами, тем выше выраженность рационализации и ниже степень преувеличения тяжести болезни ребенка. Также депрессия положительно связана и нозогнозией; протективные механизмы отрицательно коррелируют с экстренальностью и общей напряженностью;
1. Абатурова, Л.Г. Семейные конфликты: пути их предупреждения и разрешения / Л.Г. Абатурова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 25. – С. 129-132.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 534 с.
3. Баландина, Л. Л. Удовлетворенность браком в системе родительско-детских и супружеских отношений / Л. Л. Баландина // Вестник Пермского гос. гуманитарно-пед. университета. – 2014. – №1. – 125–136.
4. Болдина, М.А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М.А. Болдина // Гаудеамус. – 2006. – № 2. – С. 84-90.
5. Валитова, И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии / И.Е. Валитова // Мир психологии. – 2006. – № 4. – С. 55-67.
6. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.
7. Волчок, В. П. Теоретические подходы в изучении взаимодействия родителей с детьми / В. П. Волчок // Вестник ВГУ. – № 2. – С. 60–64.
8. Гаврикова, И.Г. Функции семейных межличностных конфликтов / И.Г. Гаврикова // Аллея Науки. – 2018. – № 2 (18). – С. 1-17.
9. Гаврина, В.Д. Роль семьи в воспитании и развитии личности больного ребенка / В.Д. Гаврина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. – № 5. – С. 21–24.
10. Гребенникова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов, О.Г. Берестнева // Науковедение. – 2015. – № 1. – С. 1-13.
11. Демакова, Е.Ю. Теоретические подходы к изучению проблемы детско-родительских отношений / Е.Ю. Демакова // Студенческая наука и 21 век. – 2020. - № 1. – С. 306-308.
12. Дорошина, И.Г. Исследование конфликтного взаимодействия супругов в зрелой семье / И.Г. Дорошина // Сибирский психологический журнал. – 2009. - № 2. – С. 95-99.
13. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
14. Коваленко, А.В. Исследование семьи с точки зрения системного подхода / А.В. Коваленко // Дискуссия. – 2012. – № 12 (30). – С. 19–24.
15. Коваль, Н.А. Конфликт как проявление дезадаптивности в семейных отношениях / Н.А. Коваль // Вестник Тамбовского университета. – 2007. – Вып. 3. – С. 133-142.
16. Корнева, Н.Ю. Современные проблемы обучения детей с ограниченными физическими возможностями / Н.Ю. Корнева // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 1. – С. 65-69.
17. Краткий психологический словарь: учебное пособие / под общ. ред.: А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; сост. Л. А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
18. Крюкова, Т.Л. Лидерство и социальная власть как факторы групповой динамики семьи [Текст] / Т.Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – № 4. – С. 193-197.
19. Лебедева, С.В. Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ / С.В. Лебедева // Образование и воспитание. – 2015. – № 4 (4). – С. 75-77.
20. Малярова, Н.В. Семейный конфликт как объект прикладного социологического исследования: дис. канд. филос. наук / Н.В. Малярова. –М., 1984. – 25 с.
21. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Просвещение, 2003. – 430 с.
22. Методика «Реакция супругов на конфликт» (А.С. Кочарян) // Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов / Г.С. Кочарян, А.С. Кочарян. – М., 1994. – С. 226-231.
23. Методика диагностики адаптации и сплоченности семьи (FACES-3) Д.Х. Олсона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/297-oprosnik-shkala-semejnoj-adaptatsii-i-splochennosti-oprosnik-faces-3-test-d-kh-olsona.
24. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (В.Е. Каган, И.П. Журавлева) // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Методическое пособие/ Под ред. Д.Н. Исаев, В.Е. Каган – СПб., 1991. – С. 30-34.
25. Минухин, С. Техники семейной терапии [Текст] / С. Минухин, Ч. Фишман; пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: «Класс», 1988. – 304 с.
26. Муратова, А.С. Конфликты в молодых семьях / А.С. Муратова // Россия молодая: материалы научно-практической конференции. – Кемерово, 2015. – 113-116.
27. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л. А. Николаева // Известия Саратовского ун-а. – 2013. – № 2, Т. 2. – С. 187–192.
28. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
29. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов [Текст] / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
30. Орлова, А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста / А. В. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – Вып. 8 (62). – С. 111–114.
31. Петрова, С.И. Конфликты в детско-родительских отношениях / С.И. Петрова, Н.М. Ноговицына // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. – М., 2016. – С. 59-60.
32. Платонова, А.В. Психологические особенности родительства при наличии в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А.В. Платонова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 12. – С. 107-110.
33. Полянчук, Т.В. Специфика конфликта в структуре межличностных отношений в семье / Т.В. Полянчук // Проблемы социальной зрелости современной молодежи: материалы научной конференции. – Тамбов, 2013. – С. 32-36.
34. Посысоев, Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Посысоев. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – 76 с.
35. Рыбаков, Р. П. Семейно-супружеские отношения как психологический феномен / Р. П. Рыбаков // Журнал гуманитарных наук. – 2016. – № 13. – С. 40-45.
36. Сысенко, В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 452 с.
37. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77.
38. Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачева. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 160 с.
39. Федосеева, О.А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями / О.А. Федосеева // Молодой ученый. – 2013. – № 9. – С. 344-346.
40. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
41. Фомина, Л. К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития / Л.К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 815-816.
42. Целуйко, В.М. Психология современной семьи [Текст] / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2006. – 287 с.
43. Черненко, И.А. Дисфункциональные детско-родительские отношения как индикатор созависимости личности / И.А. Черненко // Научные исследования и разработки молодых ученых: сборник материалов ХХ Междунар. научн.-практ. конференции. – Тула, 2017. – С. 11-19.
44. Чернецкая, А.Н. Модели семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Н. Чернецкая // Перспективы развития науки в современно мире: материалы научной конференции. – Уфа, 2018. – С. 66-69.
45. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики [Текст] / А.В. Черников. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.
46. Чернышева, Н.С. Проблема деструктивного взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Чернышева, Е.С. Фоминых // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). – Чебоксары, 2015. – № 3 (4). – С. 237-240.
47. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.
48. Шуман, С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман. – Мн.: Университетское, 2003. – 80 с.
49. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
50. Югова, О.В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Югова // Вестник ЧГУ. – 2017. – № 1. – С. 130-135.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Конфликты между супругами, воспитывающими подростков с ограниченными возможностями».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проверка на нормальность распределения.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводные таблицы результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты