Особенности профессионального выгорания и удовлетворенности работой водителей с различным стажем работы
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности профессионального выгорания и удовлетворенности работой водителей с различным стажем работы»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности профессионального выгорания и удовлетворенности работой водителей с различным стажем работы
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: ФеликсБас, ООО и АСК-ТУР, ООО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа психологической профилактики профессионального выгорания водителей в зависимости от стажа работы.
Поделиться
Введение
1 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального «выгорания»
2 Теоретические аспекты изучения психологических характеристик водителей
2.1 Предмет, задачи, методы и история транспортной психологии
2.2 Особенности трудовой и профессиональной деятельности в различных областях транспорта
2.3 Факторы эффективности профессиональной деятельности, надежности, безопасности на транспорте
3 Эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания и удовлетворенности работой водителей с различным стажем работы
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Результаты исследования личностных характеристик у водителей с различным стажем работы
3.3 Результаты исследования уровня удовлетворенности трудом у водителей с различным стажем работы
3.4 Результаты исследования профессионального выгорания водителей с различным стажем работы
4 Программа психологической профилактики профессионального выгорания водителей в зависимости от стажа работы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проблема психологии профессионала в современных условиях становится особенно актуальной, когда социальный и глобализационные процессы, происходящие в нашей стране и в мире в целом, способствуют возникновению объективных процессов глубоким изменениям профессиональной сферы, возрастанию роли профессионализма во всех областях деятельности человека. Внедрение профессиональных стандартов, создание новых организационно-психологических механизмов в транспортных компаниях выдвигает и новые требования к профессионализму и психологических характеристикам специалистов транспорта.
Содержание профессиональной деятельности водителей связано с восприятием различной информации, ее анализом и переработкой, выполнением точных, правильных и своевременных действий по управлению транспортным средством или производственным процессом. Из-за недостаточного учета психологических, психофизиологических, антропометрических и других возможностей человека в конструкции систем управления происходит примерно 30-40% всех ошибок человека в авиации, более 60% тяжелых транспортных происшествий, более 50% аварий в энергосистемах [1].
Специалисты транспорта работают в условиях напряженности и высокой ответственности. Высокие скорости движения, рост интенсивности дорожного движения, большое количество перевозимых пассажиров, высокие требования к качеству перевозок, накладывают определенные требования к физическим, психофизиологическим и личностным качествам специалиста, обеспечивающего перевозочный процесс. Соответствие специалистов транспортной компании этим требованиям выступает важным фактором эффективности профессиональной деятельности, надежности и безопасности на транспорте. В связи с этим именно водители выступают категорией, особенно подверженной профессиональному выгоранию.
Профессиональное выгорание оказывает негативное воздействие на личность водителя. Так, происходит дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистичные цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития. В целом, синдром профессионального выгорания нарушает целостность личности, снижает ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказывается на продуктивности деятельности.
Условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса специалистов в коллективе транспортной компании оказывают влияние как на объективные показатели профессиональной деятельности, так и субъективные, что проявляется в удовлетворенности работой. Специалист, испытывающий удовлетворённость в различных сферах труда, будет стремиться успешно выполнять свои обязанности. Удовлетворенность трудом повышает эффективность организации, где работник становиться более ответственным и самостоятельным. Это может выступать в качестве положительного аспекта адаптации изменений в организации для сохранения успешных сотрудников.
Проблема профессионального выгорания в современной психологии является достаточно разработанной. Особое место в изучении профессиональной деятельности специалистов транспортных компаний занимает исследование психологических составляющих успешности. Существуют исследования, рассматривающие характерологические и темпераментальные особенности в качестве ключевых факторов профессиональной успешности специалистов дорожного и воздушного транспорта.
В частности, в исследованиях психологии операторской деятельности (В.А. Бодров, А.М. Емельянов, М.А. Котик, А.И. Куперман, Л.С. Нерсесян, Р.В. Ротенберг и др.) показано влияние личностных особенностей на эффективность и надежность профессиональной деятельности операторов в гражданской авиации, на железной дороге и автотранспорте.
Изучением психофизиологических факторов эффективной профессиональной деятельности водителей занимались такие ученые, как: Б.Х. Нушервони, А.Б. Бабаев, Ю.И. Лобанова, Е.А. Милерян, В.Я. Буйленко, Н.В. Фурцева, А.Н. Злобин, А.И. Фукин и др.
Однако, проблема изучения психологических характеристик специалистов в коллективе транспортной компании в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Практическая актуальность исследования состоит в том, что, зная психологические качества специалистов в коллективе транспортной компании можно с большой долей вероятности прогнозировать успешность их профессиональной подготовки и последующей профессиональной деятельности, определить пути повышения эффективности профессиональной деятельности.
Актуальность темы исследования состоит в том, что проявление синдрома профессионального выгорания у работников сферы транспорта значительно влияет и на эффективность выполнения работниками своих функциональных обязанностей, и на безопасность производственных процессов. Работая в напряженных условиях, специалисты транспорта должны обладать эмоциональной устойчивостью, которая служит барьером для возникновения профессионального стресса и выгорания. В связи с этим важным становится определение путей профилактики профессионального выгорания водителей.
Объект исследования – профессиональное выгорание.
Предмет исследования – особенности профессионального выгорания и удовлетворенности работой водителей с различным стажем работы.
1 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального «выгорания»
Традиционно и в научной литературе, и в общественном сознании, акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, водителей, социальных работников и т. д.). Совершенно очевидно, что именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.
Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты (Х. Дж. Фрейденбергер, К.Кондо, Е.Махер). В связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными, и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обязанностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки - выслушать, поддержать, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на подбор персонала и специальную подготовку, руководство служб через некоторое время нередко сталкивалось с жалобами посетителей на невнимание, равнодушие и даже грубость сотрудников. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса - «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена «эмоционального выгорания». [19]
Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности. [19]
Описательный и эпизодический характер носили в основном первоначальные исследования. Но в 1981 г. К. Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «эмоционального сгорания», детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане - утрату профессионального мастерства.
Первая статья К. Маслач "Интеграционная основа синдрома «эмоционального выгорания» на эту тему, опубликованная в журнале «Human Behavior» в 1976 г., вызвала огромный и неожиданный отклик, прежде всего среди непрофессионалов. Автор получила множество писем от людей самых разных «помогающих» профессий. По прошествии только десяти лет по проблемам синдрома «выгорания» было опубликовано более тысячи статей, созданы специальные методики диагностики синдрома «выгорания». И если первоначально речь шла об описании проблем медицинских работников, то дальнейшие исследования в этой области позволили распространить выявленную феноменологию на более широкий круг профессионалов. В книге К. Маслач, «Диагностика профессионального «выгорания», опубликованной спустя шесть лет, речь идет уже и об учителях, воспитателях, полицейских и т.д.
К. Маслач в 1982 году выделила три основных признака синдрома «эмоционального сгорания»:
- Индивидуальный предел возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, «сгоранию», самосохраняясь;
- Внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;
- Негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и или их негативные последствия.
Выделяют три фактора, играющие существенную роль в «эмоциональном сгорании»: личностный, ролевой, организационный. Исследуя личностный фактор, специалисты пришли к выводу, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин.
Исследования А. Пайнс показали, что, если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Х.Дж. Фрейденбергер считает, что «сгорающие» люди – это люди сочувствующие, гуманные, неустойчивые, интровертированные.
К.Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание), в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания», охватывает значительный круг профессий.
В 1983 г. Е.Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе;
2 Теоретические аспекты изучения психологических характеристик водителей
2.1 Предмет, задачи, методы и история транспортной психологии
У истоков транспортной психологии стоял немецкий психолог Г.Мюнстерберг, опубликовавший в 1910 г. первую работу по профессиональной оценке действий водителей городского транспорта и их водительского соответствия требованиям безопасности движения.
На Западе к описанию и определению стиля вождения преобладают типологический (основанный на изучении влияния личностных особенностей) и ситуативный подходы (рассматривающий влияние случайных, изменяющихся условий, в которых осуществляется вождение). Стилем вождения в концептуальном плане занимаются Б. Эладер, К. Марбе , О. Тумбан-Бен-Ари [2, с. 98].
Говоря о стиле вождения, Таубман Бен-Ари отмечает, что «человеческий фактор в вождении проявляется в двух элементах: это навыки вождения и стиль вождения. Стиль вождения связан с тем, как личность выбирает способы вождения, режимы движения, включая такие детали, как выбор скорости, маневрирование, обгоны. Он проявляется во внимательности водителя, в степени его уверенности в себе, а также в общей системе ценностей личности, которые проявляются в особенностях дорожного поведения» [2, с. 99].
В дальнейшем в транспортной психологии возникала область, рассматривающая факторы аварий и несчастных случаев. Изучением влияния индивидуальных качеств человека на несчастные случаи много занимался немецкий психолог К. Марбе. Он пришел к заключению, что склонность человека к совершению ошибок является следствием его неспособности достаточно быстро переключать свои установки и изменять свое поведение в соответствии с изменившейся ситуацией [3, с. 9].
Американский ученый У. Бингем, изучая аварийность у водителей автомобилей, обнаружил, что небольшая группа водителей за 2–3 года «набирала» столько несчастных случаев и аварий, сколько не набирали все остальные водители большого автомобильного предприятия. Изучая этих людей, У. Бингем выделил три характерные особенности «аварийщиков»: эти люди чаще других совершали общественно неприемлемые поступки; они имели больше дефектов в состоянии здоровья; отличались худшими способностями (по результатам тестирования) [3, с. 10].
Сторонники психоаналитической школы, созданной австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом, считали, что любые ошибки, приводящие к несчастным случаям, являются результатом реализации подсознательных намерений жертвы извлечь из своего самопожертвования какую-то пользу для себя. Человек, сам того не подозревая, хочет бросить вызов тем, кто довел его до такого состояния [3, с. 11].
В зарубежной транспортной психологии появилась теория индивидуального стиля деятельности – влияние индивидуальных качеств человека на безошибочность и безопасность его труда. Эта теория, идущая от работ Г. Олпорта, была развита нашими учеными В.С. Мерлиным, Е.А.Климовым и др. Сущность этой теории заключается в следующем: устойчивые индивидуальные качества человека (свойства его нервной системы) обусловливают формирование его индивидуального стиля деятельности. В труде этот стиль проявляется в закрепленных навыках, в типичных приемах, в способах осуществления предметных действий [3, с. 12].
Уже в 40-х годах ХХ века, в период бурной автомобилизации во всем мире, возникла необходимость изучать проблему влияния человеческого и личного фактора на социальном уровне ввиду возрастающей конфликтности между автомобилем и пешеходом. В это время психофизиология нашла свое место как самостоятельная наука. За рубежом был опубликован ряд работ известных психологов по вопросам инженерной психологии. Но в отечественной психологии только в 1963 году вышла первая монография по инженерной психологии, написанная Б.Ф. Ломовым [4, с. 9].
В отечественной психологии в 1928 г. Ж.М. Лям исследовал профессиональную пригодность водителей автомобилей. С.М. Василевский опубликовал труды по совершенствованию квалификации водителей. В 40-е гг. профессиональному отбору были посвящены работы Ф.Н. Браиловского и П.В. Венецианова, а психологическими характеристиками водительских профессий занимались Г.М. Левигурович, В.Н. Ланина, К.В. Старкова и др. [2, с. 13].
Возникновение транспортной психологии вызвано интенсивными темпами научно-технического прогресса, а ее дальнейшее развитие – теми изменениями в жизни страны, которые вызваны возникновением и развитием рыночных отношений. В этих условиях значительно преобразовалась структура и специфика трудовой деятельности. Возросли требования к интеллектуальной (и психической в целом) сфере человека, к его знаниям и умениям [5, с. 4].
В центре внимания на начальном этапе становления транспортной психологии стояла проблема определения пригодности к управлению транспортными средствами на железной дороге, а также трамваями и конными экипажами. Также выдвигались первые критерии «пригодности к управлению транспортным средством» и разрабатывались предпосылки для его применения, но при этом еще совершенно отчетливо выдвигались на передний план прежде всего практические интересы [5, с. 5].
Исследования и работы по дисциплине «Инженерная психология» были направлены на изучение объективных закономерностей и процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в проектировании, создании и эксплуатации системы «человек – машина». Позднее, опираясь на классическое понятие инженерной психологии, стало возможным сформулировать основные задачи транспортной психологии – это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия водителя и транспортного средства [4, с. 9].
3 Эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания и удовлетворенности работой водителей с различным стажем работы
3.1 Организация и методы исследования
База исследования: исследование проводилось на базе транспортных компаний ООО «ФеликсБас» и ООО « АСК- ТУР»
Характеристика выборки исследования. В исследовании приняли участие 60 водителей в возрасте 25-40 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 30 специалистов со стажем работы до 5 лет и 30 специалистов со стажем работы более 5 лет.
Цель исследования: определить психологические характеристики специалистов в коллективе транспортной компании.
Объект исследования: специалисты транспортной компании.
Предмет исследования: психологические характеристики специалистов в коллективе транспортной компании.
Методики исследования:
1. Методика «Пятифакторный личностный опросник» (Р. МакКрае, П. Коста).
2. Методика «Удовлетворенность работой» В.А. Розанова.
3. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е.С. Старченковой.
Краткое описание методик исследования.
1. Методика «Пятифакторный личностный опросник» (Р. МакКрае, П. Коста).
Цель: выявление личностных характеристик.
Опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов:
1) экстраверсия – интроверсия;
2) привязанность – обособленность; 3) самоконтроль – импульсивность;
4) эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;
5) экспрессивность – практичность.
Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75.
Критерии оценки:
- высокие показатели (51-75 баллов);
- средние показатели (41-50 баллов);
- низкие показатели (15-40 баллов) (Приложение А).
2. Методика «Удовлетворенность работой» В.А. Розанова.
Цель: диагностика удовлетворенности своим трудом, а также ее составляющих.
Испытуемому предлагается опросник для самооценки, а также выбор некоторых эффективных методов мотивации трудовой активности. Он содержит 14 утверждений. Каждое утверждение может быть оценено от 1 до 5 баллов.
Обработка и интерпретация результатов. Итоговый показатель может колебаться от 14 до 70 баллов. Критерии оценки:
- 15-20 баллов – вполне удовлетворены работой;
- 21-32 балла – удовлетворены;
- 33-44 балла – не вполне удовлетворены;
- 45-60 баллов – не удовлетворены;
- более 60 баллов – крайне не удовлетворены (Приложение А).
3. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е.С. Старченковой.
Цель: определение определения степени определения степени выгорания в профессиях типа «человек - человек» выгорания в профессиях типа «человек - человек».
Шкалы методики: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
Уровень выгорания определяется в соответствии с нормативными значениями. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания (Приложение А).
Методы математико-статистической обработки данных
Для оценки достоверных различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного количественно. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума. Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.
4 Программа психологической профилактики профессионального выгорания водителей в зависимости от стажа работы
Пояснительная записка
Специалисты транспорта работают в условиях напряженности и высокой ответственности. Высокие скорости движения, рост интенсивности дорожного движения, большое количество перевозимых пассажиров, высокие требования к качеству перевозок, накладывают определенные требования к физическим, психофизиологическим и личностным качествам специалиста, обеспечивающего перевозочный процесс. Соответствие специалистов транспортной компании этим требованиям выступает важным фактором эффективности профессиональной деятельности, надежности и безопасности на транспорте.
Условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса специалистов в коллективе транспортной компании оказывают влияние как на объективные показатели профессиональной деятельности, так и субъективные, что проявляется в удовлетворенности работой. Специалист, испытывающий удовлетворённость в различных сферах труда, будет стремиться успешно выполнять свои обязанности. Удовлетворенность трудом повышает эффективность организации, где работник становиться более ответственным и самостоятельным. Это может выступать в качестве положительного аспекта адаптации изменений в организации для сохранения успешных сотрудников.
Безопасность и надежность работы транспорта обеспечивается как состоянием технических средств, так и профессиональной надежностью персонала. Работая в напряженных условиях, специалисты транспорта должны обладать эмоциональной устойчивостью, которая служит барьером для возникновения профессионального стресса и выгорания. С увеличением стажа работы ярко начинают проявляться компоненты выгорания. Проявление синдрома профессионального выгорания у работников сферы транспорта значительно влияет и на эффективность выполнения работниками своих функциональных обязанностей, и на безопасность производственных процессов.
Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности водителя, но больше всего проявляется у специалистов со стажем работы более 5 лет. Своевременная профилактика и коррекция снижает негативные последствия синдрома эмоционального выгорания.
Данная программа направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данной программе навыки необходимы в профессиональной деятельности водителя.
Актуальность программы определяется тем, что профессия водитель связана с восприятием различной информации, ее анализом и переработкой, выполнением точных, правильных и своевременных действий по управлению транспортным средством или производственным процессом. Из-за недостаточного учета психологических, психофизиологических, антропометрических и других возможностей человека в конструкции систем управления происходит примерно 30-40% всех ошибок человека в авиации, более 60% тяжелых транспортных происшествий, более 50% аварий в энергосистемах. Водители работают в условиях напряженности и высокой ответственности. Высокие скорости движения, рост интенсивности дорожного движения, большое количество перевозимых пассажиров, высокие требования к качеству перевозок, накладывают определенные требования к физическим, психофизиологическим и личностным качествам водителя, обеспечивающего перевозочный процесс.
Соответствие водителей транспортной компании этим требованиям выступает важным фактором эффективности профессиональной деятельности, надежности и безопасности на транспорте. Безопасность и надежность работы транспорта обеспечивается как состоянием технических средств, так и профессиональной надежностью персонала. Работая в напряженных условиях, специалисты транспорта должны обладать эмоциональной устойчивостью, которая служит барьером для возникновения профессионального стресса и выгорания. С увеличением стажа работы ярко начинают проявляться компоненты выгорания. Проявление синдрома профессионального выгорания у работников сферы транспорта значительно влияет и на эффективность выполнения работниками своих функциональных обязанностей, и на безопасность производственных процессов.
Не всегда данную проблему определяют термином «эмоциональное выгорание», но присущие этому явлению симптомы знакомы всем. Это и потеря интереса к изначально любимой работе, и немотивированные вспышки агрессии и гнева по отношению к пассажирам и сотрудникам компании, коллегам, утрата мотивации, негативные установки по отношению к своей работе, и, как следствие, снижение эффективности работы, ее интереса, пренебрежение исполнением своих обязанностей, негативная самооценка, усиление агрессивности, пассивности, чувства вины. Накопившись, эти проявления приводят человека к депрессии, результатом которой становятся попытки избавиться от работы: уволиться, сменить профессию, отвлечься любыми доступными, как правило, саморазрушительными способами.
В связи с вышеизложенными нами разработана программа психологической профилактики профессионального выгорания водителей со стажем работы более 5 лет.
Заключение
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что специфика трудовой деятельности специалистов транспорта обусловлена напряженными условиями труда и высокими требованиями к личности сотрудника. Водительская деятельность связана с обработкой информации относительно возникающих дорожных ситуаций, управлением динамикой транспортного средства и его местоположением в дорожной среде и в транспортном потоке. Тяжесть и напряжённость труда часто становятся причиной профессионального стресса, который может привести к серьёзным последствиям – профессиональному выгоранию и нарушению здоровья. Деятельность работников водного транспорта осуществляется в специфических условиях, которые заключаются в адаптации человека в условиях длительной изоляции, к жизни и работе в экстремальных условиях. Специалисты транспортной логистики в ходе организационно-управленческой деятельности испытывают большие нагрузки на нервно-психическую деятельность на фоне необходимости осуществлять контроль за многими процессами и принимать важные решения.
Важнейшими факторами эффективности профессиональной деятельности водителя выступают: условия труда, психологическая и профессиональная готовность к профессиональной деятельности, профессионально-важные качества, социально-психологические факторы. Надежность водителям представляет собой, при котором человек обеспечивает точное, эффективное, безошибочное, оптимальное, своевременное и успешное выполнение всех порученных ему функций. К основным факторам, определяющим надёжность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность, работоспособность, нервно-психическое напряжение. Важным фактором безопасности на транспорте выступает успешный контроль собственного психоэмоционального состояния
Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что у водителей в коллективе транспортной компании с разным стажем работы отмечается различная выраженность личностных характеристик. Водители со стажем работы до 5 лет более общительны, оптимистичны, открыты новым впечатлениям, склонны к переменам, позитивному отношению к людям, отзывчивостью и стремлением к сотрудничеству, не расстраиваются из-за пустяков, сохраняют хладнокровие и спокойствие в неблагоприятных ситуациях, по сравнению со специалистами со стажем работы более 5 лет.
Выявлено, что у водителей в коллективе транспортной компании с разным стажем работы отмечается различная выраженность удовлетворенности работой. Так, среди водителей со стажем работы до 5 лет большая часть удовлетворены своей работой – они проявляют эмоционально-положительное отношение к своей трудовой деятельности, удовлетворены организацией, физическими условиями, работой, слаженностью коллектива, стилем руководства начальника, возможностями продвижения, требованиями работы к интеллекту, длительностью рабочего дня, заработной платой, возможностями использовать свой опыт и способности. Среди водителей со стажем работы более 5 лет – не вполне удовлетворены работой – они проявляют нейтральное отношение своей трудовой деятельности, среднюю удовлетворенность ее условиями и возможностями;
Установлено, что степень выраженности профессионального выгорания у специалистов в коллективе транспортной компании с разным стажем работы различна. Среди водителей со стажем работы до 5 лет преобладает низкий уровень профессионального выгорания, у специалистов со стажем работы более 5 лет – средний уровень профессионального выгорания. Существуют различия между группами водителей в коллективе транспортной компании с разным стажем работы по выраженности отдельных компонентов профессионального выгорания. У водителей в коллективе транспортной компании со стажем работы до 5 лет более выражена профессиональная успешность, то есть удовлетворенность собой как личностью и как профессионалом, тенденция к позитивной оценке своей компетентности и продуктивности. У специалистов со стажем работы более 5 лет более выражено эмоциональное истощение, что проявляется в глубоких переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и негативных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой.
На основании результатов эмпирического исследования нами разработана программа психологической профилактики профессионального выгорания водителей со стажем работы более 5 лет. Программа направлена на повышение уровня психологических знаний о синдроме профессионального выгорания, его причинах и способах преодоления; развитие у водителей мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности; формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием.
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Результаты исследования могут быть использованы психологами в рамках психологического сопровождения специалистов транспортной компании; послужить основой для разработки мероприятий, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности специалистов транспортной компании.
1 Шабалина, О. А. Психофизиологические качества успешного водителя пассажирского автотранспорта и их экспресс-диагностика / О. А. Шабалина // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2019. – Вып. 3. – С. 74 – 77.
2 Лобанова, Ю. И. Вождение – как деятельность, поведение и стилевая характеристика / Ю. И. Лобанова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – Т. 5, № 4. – С. 97 – 107.
3 Капский, Д.В. Психофизиология участников дорожного движения (Автотранспортная психология): учебно-методическое пособие / Д.В. Капский, И.И. Лобач, П.А. Пегин. – БНТУ, 2016. – 302 с.
4 Буйленко, В.Я. Психологические особенности человека при управлении автомобильным транспортом: учебное пособие / В.Я. Буйленко, С.В. Жанказиев, В.В. Дементиенко, Ю.А. Короткова, М.В. Гаврилюк. – М.: МАДИ, 2017. – 172 с.
5 Душков, Б.А. Основы инженерной психологии / Б.А. Душков. – М.: Академический проект, 2002. – 576 с.
6 Соломин, И.Л. Основы транспортной психологии / И. Л. Соломин. – СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС. 2018. – 64 с.
7 Еселевич, С.А. Оценка профессиональной пригодности работников транспорта / С.А. Еселевич, Н.Ю. Бояринова // Материалы X Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». – Москва, 2011. – С. 166 – 169.
8 Кабалевская, А.И. Особенности гендерного поведения водителей / А.И. Кабалевская, А.И. Донцов // Вопросы психологии. – 2013. –№ 2. – С. 69 – 87.
9 Лобанова, Ю.И. О возможностях прогноза аварийности водителей / Ю.И. Лобанова // Вестник Южно-Уральского гос. Университета. – 2017. – № 1. – С. 74-87.
10 Фукин, А.И. Ценностные ориентации частных предпринимателей и наемных работников (на примере автоводителей) / А.И. Фукин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 77-81.
11 Смирнова, С.В. Влияние личностных качеств на профессиональную успешность водителей пассажирского автотранспорта / С.В. Смирнова, М.Н. Дятлов, А.Н. Тодорев, Е.Е. Родин // Технические науки в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф.- Москва: Буки-Веди, 2014. – С. 118 – 120.
12 Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление» / В.А. Бодров. – М.: Пер се, 2006. – 280 с.
13 Нушервони, Б.Х. Тяжесть и напряженность труда водителей пассажирского автотранспорта при работе в условиях большого города / Б.Х. Нушервони, А.Б. Бабаев // Вестник Авиценны. – 2019. – № 2. – С. 219 – 225.
14 Некрасова, М.М. Профессиональный стресс у водителей / М.М.Некрасова // Медицинский альманах. – 2012. – № 2. – С. 144 – 149.
15 Семыкин, С.Н. Особенности психологической адаптации к условиям профессиональной деятельности работников водного транспорта с разным стажем работы: автореф. дис. канд. психол. наук / С.Н. Семыкин. – М., 2007. – 26 с.
16 Николашин, В.М. Подготовка специалистов в сфере инновационных транспортных логистических технологий и систем / В.М. Николашин, А.С. Синицына // Железнодорожный транспорт. – 2011. – № 3. – С. 68 – 70.
17 Гатен, Ю.В. Формирование социально-психологической компетентности будущих специалистов в транспортной логистике / Ю.В. Гатен // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – № 8. – С. 14-20.
18 Солодовченко, Ю.И. Транспортная психология. Часть 1 / Ю.И. Солодовченко, Н.В. Колмакова, Н.С. Негров. – Ростов н/Д.: Рос.гос. строит. ун-т, 2013. – 77 с.
19 Иванова, Е.М. Психология и эффективность деятельности субъекта труда / Е.М. Иванова // Психология в экономике и управлении. – 2013. – № 1. – С. 6 – 12.
20 Романов, А. Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
21 Бебинов, С.Е. Факторы обеспечения профессиональной надежности водителей автомобилей / С.Е. Бебинов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2016. – №2(5). – С. 1 – 9.
22 Порталова, М.А. Влияние психофизиологических особенностей личности водителя на надежность управления транспортным средством / М.А.Порталова // Общество и право. – 2009. – № 2. – С. 11 – 13.
23 Милерян, Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора / Е.А. Милерян // Очерки психологии труда оператора / под ред. Е.А.Милеряна. – М.: Наука, 1974. – С. 48 – 61.
24 Фурцева, Н.В. Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью его психофизиологических качеств / Н.В. Фурцева, А.Н. Злобин, К В.Катышева, Ю. Я. Комаров // Молодой ученый. – 2016. – № 29 (133). – С. 339 – 343.
25 Комаров, Ю.А. Определение профессионально важных качеств водителей, необходимых для эффективного управления пассажирским автотранспортом / Ю. А. Комаров // Наука и техника транспорта. – 2016. – № 2. – С. 14 –18.
26 Морковкина, Е.А. Исследование профессионально-важных качеств водителей транспортных средств / Е.А. Морковкина // Молодой ученый. – 2009. – № 3 (3). – С. 143 – 151.
27 Ермолаев, В.В. Контроль психоэмоционального состояния как необходимая компетенция для безопасного управления транспортным средством / В.В. Ермолаев // E-Scio. – 2019. – № 2. – С. 1 – 13.
28 Барабанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома « эмоционального выгорания». Учебное пособие / М.В. Барабанова. – М.: Педагогика, 2005 г. – 527 с.
29 Кисилёва, М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие / М.В. Кисилёва, М.В. Кулганов. – СПб.: Речь, 2014 – 64 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа психологической профилактики профессионального выгорания водителей в зависимости от стажа работы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты