Социально-психологические проблемы подростков из семей группы риска
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социально-психологические проблемы подростков из семей группы риска»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Социально-психологические проблемы подростков из семей группы риска
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
1.1 Психологические особенности развития в подростковом возрасте
1.2 Понятие семьи «группы риска» и их характеристика
1.3 Влияние деструктивных семейных отношений на развитие подростков
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования социально-психологических проблем подростков из семей «группы риска
2.3 Разработка рекомендаций по преодолению социально- психологических проблем подростков из семей «группы риска»
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения социально-психологических проблем подростков в семьях «группы риска» обусловлена тем, что в последнее время состояние семьи вызывает определенное беспокойство. Индикаторами неблагополучия институтов брака и семьи можно считать большое количество разводов, низкую рождаемость, высокий уровень детской, подростковой и молодежной преступности, социального сиротства, увеличивающая девиация поведения среди молодого поколения, женщин и мужчин старшего возраста. Другими словами, современная семья плохо справляется не только с функцией деторождения, но и с воспитанием и социализацией детей. Разводы указывают на то, что большое количество супружеских пар не могут сохранять благоприятные отношения, не могут жить вместе, даже тогда, когда у них есть общие несовершеннолетние дети. Эти явления и процессы заставляют думать многих людей о крайнем неблагополучии семьи, о ее кризисе.
В 1990-е годы количество разводов постоянно росло (с 35 тыс. в 1990 г. до 47,3 тыс. в 1999 г.). С 2000 г. ситуация изменилась. Количество разводов стало быстро снижаться, достигнув в 2004 году 29,1 тыс. Затем, вслед за ростом числа браков, начало расти и число разводов, достигнув в 2019 году 36,1 тыс [30]. В 2020 году почти 60% разведенных брачных пар развелись, не прожив и 10 лет. Число неполных семей, то есть семей, состоящих только из матери (отца) с детьми в возрасте до 18 лет, по данным 2020 года составило 355 тыс., или 22% от общего числа семей, имеющих детей до 18 лет. Доля таких семей в городской местности составила 24%, в сельской – 17%. Из общего числа неполных семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет, 60% проживали отдельными домохозяйствами и 40% - совместно с родителями матери (отца) или другими родственниками [30]. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь большинство подростков воспитывается в полной, нуклеарной, двухдетной семье. В то же время почти каждый четвертый подросток воспитывается одной матерью, каждый двенадцатый не связан с родителями кровными узами. В последнем случае в отношениях детей и родителей наблюдаются заметные осложнения, что делает воспитательный процесс в этих семьях менее успешным [30].
Современные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов Т.Н. Матафоновой, Т.И. Шульги показали, что подростки, проживающие в семьях «группы риска», имеют особенности психического и личностного развития, сложно адаптируются к условиям социума [17]. В связи с этим актуальными становятся исследования, в которых изучаются социально-психологические проблемы подростков из семей «группы риска», затрудняющие их адаптацию в обществе. Подростки в силу незрелости личности и переходности этого возрастного этапа становятся подверженными различным негативным воздействиям среды, что может проявляться в нарушениях поведения и социальной дезадаптации. Подростковый возраст в силу его переходности и активного включения во внешние социальные институты является одним из важнейших в процессе социализации. При этом на процесс социализации в подростковом возрасте влияет множество факторов. Одним из таких факторов является семейный.
Важный вклад в изучение проблемы личностных особенностей подростков внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др. В работах этих авторов раскрываются теории развития личности и межличностных взаимодействий в подростковом возрасте. Благодаря общению, подростки строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Е. Личко и др. авторы сходятся в том, что развитие внутреннего адаптационного потенциала имеет огромное значение в развитии личности подростка и во многом определяют все остальные стороны поведения и деятельности. Несмотря на многочисленные исследования особенностей развития в подростковом возрасте, недостаточно освещены вопросы, касающиеся изучения социально-психологических проблем подростков в семьях «группы риска». В исследованиях ряда авторов были выявлены некоторые психологические особенности подростков, проживающих в семьях «группы риска». Отмечены проблемы личностного и эмоционального развития, что создает определенные трудности при общении и адаптации. Описана недостаточно развитая способность самостоятельно строить образ «Я», которая формирует у подростков зависимость от мнений, оценок и отношений окружающих к ним (Л.Я. Олиференко, И.А. Фурманов и др.). Выявленные особенности ставят задачу поиска наиболее актуальных и выраженных социально-психологических проблем подростков в семьях «группы риска», которые позволили бы создать условия для гармоничного развития личности подростков.
Объект исследования: психологические особенности подросткового возраста.
Предмет исследования: социально-психологические проблемы подростков в семьях «группы риска».
Цель исследования: выявить социально-психологические проблемы подростков в семьях «группы риска».
Задачи курсовой работы:
1) выделить и охарактеризовать психологические особенности подросткового возраста;
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
1.1 Психологические особенности развития в подростковом возрасте
Каждый из возрастных этапов характеризуется определенными особенностями психического развития. Среди отечественных ученых, которые занимались изучением особенностей развития в подростковом возрасте можно указать Л.С. Выготского, Т.В. Драгунову, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.
Эклектичный подход к периодизации подросткового возраста, который соединяет несколько теоретических позиций, был предложен А.Е. Личко. В соответствии с этим подходом принято выделять ряд подэтапов: ранний, средний, а также старший подростковый возраст. На данном возрастном этапе подросток находится на пути к вступлению во взрослую жизнь. [13, с. 116].
Одной из наиболее известных отечественных периодизаций подросткового возраста следует указать классификацию стадий Д.Б. Эльконина, который, в качестве ведущего критерия выделил изменение ведущих форм деятельности. Соответственно, ученым был выделен: средний школьный возраст (11-15 лет), в котором в качестве ведущей деятельности оказывается общение, и старший школьный возраст (соответствующий периоду 15-17 лет), в котором в качестве ведущей деятельности является учебно-профессиональная деятельность. Для этого возраста характерно первичное формирование профессионального самоопределения. Кроме того на этом этапе происходит закономерное усиление значимости имеющихся внутренних ценностей, однако подростки часто подвержены оказанию внешнего воздействия. В связи с тем, что активно развивается самосознание, у подростка становится более сложным отношение к собственной личности. Например, на этапе раннего подросткового возраста суждения были категоричны, то к старшему подростковому возрасту эти суждения более дифференцированы [43, с. 56].
С точки зрения кризисного подхода к подростковому возрасту рассмотрим классификацию стадий данного возрастного периода, предложенную Х. Ремшмидтом. Автором проводится анализ подросткового возраста с точки зрения его кризисности. Поэтому выделено две стадии кризиса – негативная и позитивная [9, с. 36]. Основной характеристикой негативной фазы оказывается процесс перехода к новому виду отношений со взрослыми. Позитивная фаза – называется фазой формирования культурных интересов. Из множества различных интересов постепенно подростком выбирается определенное основное ядро интересов [9, с. 37].
В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Э. Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Ученый определяет кризис подросткового возраста как кризис идентичности, то есть поиск ответа на вопрос «кто я в различных жизненных и социальных ситуациях» и сведение всех этих ролей во внутренне непротиворечивый комплекс. Э. Эриксон называет этот кризис «Идентификация или путаница ролей». Подросток активно «примеряет» на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации [44, с. 57].
Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками [43, с. 57].
По мнению И.С.Кона, включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы», усложняется и «образ Я» [14, с.62].
К самому начальному этапу подросткового возраста происходит складывание определенной противоречивой ситуации: оформленные отношения подростка со сверстниками могут формироваться на определенных установленных нормах общественной морали, регламентирующей равенство позиций. А базовой структурой, которая регулирует отношения подростка со взрослыми является своеобразная модель послушания. В более раннем возрасте для ребенка было более значимо общение со взрослым. В подростковом возрасте приоритет уже отводится сверстникам. Переход от общения со взрослыми к взаимодействию со сверстниками связан с тем, что:
1) сверстники являются первостепенным каналом получения информации;
2) в общении со сверстниками складывается определенный вид межличностных отношений, в ходе установления которых подростки могут получить значимые навыки взаимодействия в социуме, у них развиваются умения коммуникации;
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить социально-психологические проблемы подростков в семьях «группы риска».
Описание выборки исследования: в исследовании приняли участие 60 подростков – 30 мальчиков и 30 девочек в возрасте 14-15 лет из семей «группы риска».
Общая гипотеза исследования: социально-психологическими проблемами подростков в семьях «группы риска» являются повышенный уровень агрессивности, конфликтности, тревожности, негативная оценка отношений в семье.
Частная гипотеза исследования (1): существуют различия у мальчиков и девочек в особенностях проявления агрессивности, конфликтности, тревожности, оценки семейной адаптации и сплоченности.
Частная гипотеза исследования (2): существуют взаимосвязь между показателями агрессивности, конфликтности, тревожности, оценки семейной адаптации и сплоченности у подростков из семей «группы риска».
Описание этапов исследования:
1. Определение выборки исследования.
2. Подбор методов и методик для изучения социально-психологических проблем подростков в семьях «группы риска».
3. Проведение диагностического исследования социально-психологических проблем подростков в семьях «группы риска» с применением стандартизированных методик.
4. Составление сводных таблиц по результатам диагностики.
5. Обработка данных с применением методов описательной статистики.
6. Обработка результатов исследования с применением методов математической статистики: выявление достоверности различий в показателях у мальчиков и девочек; оценка корреляционной связи между изучаемыми показателями.
7. Анализ данных полученных в результате исследования.
8. Разработка психологических рекомендаций по результатам исследования.
9. Формулирование выводов по результатам исследования.
Для сбора эмпирического материала применялся метод стандартизированного интервью и анализ документации для сбора социально-демографических характеристик семей «группы риска» и семей контрольной группы.
Психодиагностические методики, которые применялись для сбора эмпирического материала:
1. Методика экспертной оценки социально-педагогической запущенности детей. Автор Р.В. Овчарова. Подходит для младших школьников и подростков.
Цель методики: выявление наличия или отсутствия отклонений и недостатков в развитии и воспитании подростка, оценка социально-педагогической запущенности подростков.
Описание методики: в основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом и психологом. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений. Шкала I – СС показывает уровень развитости свойств субъектного самосознания. Шкала II – СО определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Шкала III – СУД показывает уровень развития свойств субъекта учебной деятельности. Шкала IV – содержит характеристики тревожности ребенка в семье и школе. Шкала V – ВМ имеет два варианта: воспитательный микросоциум семьи и воспитательный микросоциум учреждений. В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Дополнительно вводится достоинства ребенка. Эта шкала содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители и педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он. По итогам всех оценок делается вывод о социально-педагогической запущенности: совпадение ответов более чем 26-50%при при выраженной степени и 50% и более при высокой степени запущенности [6].
2. Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона).
Цель методики: выявление показателей семейной адаптации и сплоченности.
Шкалы: сплоченность семьи, семейная адаптация.
Описание методики: опросник сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью. Также можно посмотреть, как они воспринимают ее в идеале и сравнить с другими членами семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании обзора научной литературы были выделены следующие психологические особенности подросткового возраста: ведущей деятельностью является общение со сверстниками. В подростковом возрасте происходят значительные изменения в личностном развитии. В качестве основных новообразований в личностной сфере подростка выделяется развитие рефлексии и на ее основе самосознания и самооценки. Важным новообразованием критической фазы начала подросткового возраста является чувство взрослости, – это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых.
Одним из важнейших институтов социализации подростка является семья. Поскольку семья – это социальная группа, то она может стать группой социального риска в силу ряда определенных причин или нарушения нормального функционирования, а также под воздействием различных условий, способствующих развитию патологических состояний. К категории семей группы риска могут быть отнесены семьи, которые ведут асоциальный образ жизни, либо имеют в своей структуре определенные факторы, которые могут снизить адаптационный потенциал при определенных социальных условиях, что окажет заметное негативное воздействие на социальное благополучие и физическое здоровье членов этих семей. Поэтому основной задачей специалиста является раннее выявление подобной категории семей с целью оказания своевременной помощи, а также проведение работы по профилактике семейного неблагополучия. Реализация социально-психологической работы с категорией семей «группы риска» должна быть выстроена на основе учета имеющихся условий социального риска, она должна носить характер межведомственного взаимодействия и являться дифференцированной в зависимости от конкретных особенностей семьи.
Семьи «группы риска» характеризуются наличием в них деструктивных семейных отношений. Под деструктивными семейными отношениями понимаются такие отношения в семье, которые не выполняют функции поддержки, воспитания и социализации, не обеспечивают достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т. д. Данные типы семейных отношений оказывают выраженное неблагоприятное влияние на личностное развитие подростка, на его эмоциональное состояние, а также являются фактором повышенного риска возникновения девиантных форм поведения.
В ходе проведения эмпирического исследования были выявлены социально-психологические проблемы у подростков из семей «группы риска», что проявляется в нарушениях поведения, сложностях в обучении и проблемах в общении у детей. Анализ условий семейного воспитания в неблагополучных семьях позволяет сделать вывод о несостоятельности родителей как воспитателей, поскольку они игнорируют удовлетворение базовых потребностей ребенка, не прилагают усилий в оказании помощи в учебе, не проводят совместно свободное время, применяют грубые физические меры наказания. У 80% подростков из семей группы риска выявлены признаки педагогической запущенности. Девочки из семей «группы риска» более негативно оценивают показатели семейной сплоченности по сравнению с мальчиками (при р<0,001). Мальчики из семей «группы риска» имеют более высокий показатель агрессивности по сравнению с девочками (при р<0,01). По показателю личностной тревожности большее количество мальчиков и девочек из семей «группы риска» имеют высокий уровень показателя. На основании данных корреляционного анализа были установлены следующие связи: чем выше агрессивность у подростка, тем выше проявление конфликтности, и наоборот, чем выше подросток оценивает показатель семейной адаптации, тем ниже у него показатель тревожности; чем выше подросток оценивает показатель семейной сплоченности, тем ниже у него показатель тревожности;
чем выше показатель семейной сплоченности, тем выше проявление семейной адаптации, и наоборот. То есть эти параметры у подростков из семей группы риска взаимосвязаны.
Раннее выявление семей «группы риска» и своевременная помощь, а также целенаправленная работа с подростками являются самыми эффективными методами профилактики возникновения социально-психологических проблем у подростков. Для социального оздоровления молодого поколения особо важным является создание необходимых социокультурных условий для развития подростка и семьи. Социально-психологическая работа с семьями группы риска должна строиться, в первую очередь, с учетом факторов социального риска, носить межведомственный характер и координироваться в зависимости от характеристики семьи. Работа с подростками должна быть направлена на снижение у них повышенного уровня тревожности, улучшение взаимоотношений в коллективе сверстников, повышение уровня успеваемости.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты