Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников»
по дисциплине: «Медицинская психология»
2021
251.00 BYN
Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Медицинская психология
Организация: Городская клиническая больница №6, УЗ (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты врачей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Сущность явления эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе
1.2 Динамика и симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.3 Специфика работы медицинских работников, способствующая развитию синдрома эмоционального выгорания
1.4 Факторы, признаки и последствия эмоционального выгорания медицинских работников
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Организация эмпирического исследования
2.2 Интерпретация полученных результатов исследования
2.3 Формирование стрессоустойчивости и снижения уровня выгорания медицинских работников
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников обусловлена выраженной значимостью профессиональной сферы для человека. Это обусловлено тем, что среди разнообразных сфер жизнедеятельности человека профессиональная сфера может оказывать не всегда позитивное влияние на здоровье человека. Негативное влияние профессиональной сферы на состояние здоровья связано с синдромом эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания относится к показателям личностной деформации и его изуче¬ние представляет значимость для деятельности работников, которые вынуждены осуществлять продолжительные и интенсивные межличностные контакты, которые отличаются высокой эмоциональной насыщенностью. Актуальность изучаемой проблемы исследования также связана с увеличением общественных требований к представителям помогающих профессий и личностным качествам работников. «Помогающие профессии», которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния. Люди «помогающих» профессий наиболее подвержены влиянию психоэмоционального выгорания.
Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медработников особенно актуально на современном этапе в условиях пандемии и постпандемии COVID-19. Поскольку происходит качественное изменение привычного распределения уровня профессиональной нагрузки, степени угрозы для здоровья и жизни работников. Особенно остро данная проблема встает в среде медицинских работников, поскольку повышенные профессиональные нагрузки в условиях пандемии видоизменяют привычную специфику деятельности медицинских работников и заставляют их изменять устоявшийся стереотип трудовой деятельности. В условиях пандемии в силу их стрессогенности адаптационный потенциал личности может снижаться. В этой связи исследование эмоционального выгорания у медицинских работников как фактора эффективной адаптации в условиях пандемии и постпандемии COVID-19 представляется весьма актуальным. Поскольку позволит разработать целевые программы применения коррекционных технологий, которые будут способствовать повышению адаптационного потенциала у медицинских работников в сложных условиях профессиональной деятельности.
Проблема устойчивости к стрессам людей в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности из-за необходимости постоянного контакта с другими людьми. Медицинские работники по уровню психоэмоционального истощения находятся на первом месте среди профессий «человек – человек», так как в своей повседневной деятельности постоянно сталкиваются со страданием людей и нуждой воздвижения своеобразного барьера психологической защиты от пациента, иначе его отсутствие грозит им эмоциональным выгоранием.
В самой природе медицинского труда заложена эмоциогенность, причем спектр испытываемых эмоций весьма разнообразен: медики вынуждены постоянно находиться в атмосфере чужих эмоций, служить то утешителем, то мишенью для раздражения и агрессии. Тем не менее, психика людей от природы устроена так, что человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, человек «заражается» эмоциями других людей. Кроме того к этому добавляются еще и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи медиков грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья, стойкое снижение результативности его работы. Риски профессионального психоэмоционального «выгорания» оказывают негативное влияние не только на личность работника, но и на коллектив в котором ему приходится работать, а значит снижает качество жизни общества в целом.
Социальной значимостью выбранной темы дипломной работы является сложный характер синдрома эмоционального выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.
В последнее время в обществе бурно происходят реформы, которые касаются сохранения здоровья каждого члена общества и призваны сохранять здоровье всех категорий работников. Это возможно, если каждый конкретный работник профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности медика, нестандартностью и непредсказуемостью ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Поэтому проблема «эмоционального выгорания» представляет для нас не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинских работников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Сущность явления эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе
Личностные особенности субъекта трудовой деятельности могут изменяться под влиянием специфики профессиональной деятельности, соответственно формируется профессиональная деформация, что приводит к изменению содержательных характеристик личности человека, которые появляются под влиянием выполнения его профессиональной дейтельности.
С.П. Безносов акцентировал внимание на том, что «явление профессиональной деформации работника может быть как эпизодическим, так и устойчивым явлением, это явление может иметь поверхностный характер или затрагивать глобальные личностные образования, может выражаться в употреблении профессионального жаргона, специфических особенностях поведения, даже может отразиться на внешности» [2, с. 37].
Синдром эмоционального выгорания можно отнести к числу феноменов деформации личности. Он является многомерной конструкцией, состоящей из набора негативных психологических переживаний, тесно связанных с достаточно интенсивными, длительными, межличностными взаимодействиями, которые характеризуются высокой эмоциональной насыщенностью. Скорее это ответная реакция на происходящие длительные стрессовые ситуации в межличностных коммуникациях. На практике существуют несколько определений эмоционального выгорания.
С.В. Умняшкина в своем диссертационном исследовании определяет синдром эмоционального выгорания как «синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» [44, с. 9]
Н.В. Гришина определяет выгорание как «особое состояние человека, который оказался под воздействием длительного профессионального стресса, полный объективный анализ которого необходимо провести в экзистенциальном уровне описания, ведь развитие процесса выгорания не ограничивается только профессиональной сферой, а может, проявляется в разных ситуациях бытия индивида» [7, с. 38].
По мнению Т.В. Форманюка «синдром эмоционального выгорания – это чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи» [45, с. 46]. Исследователь считает, что «выгорание» возникает не из-за сочувствия к людям, а из-за нереализованности своих собственных ожиданий. Утрата смысла профессиональной деятельности, бессмысленность прилагаемых усилий являются сильным фактором испытываемых переживаний. По мнению автора, выгорание выражается в чувстве усталости, депрессии, отрицательном отношении к профессии и жизни в целом, невидении положительных результатов своей работы, недостатке энергии.
В.В. Бойко в качестве одного из первых исследователей среди отечественных ученых занимался анализом различных аспектов эмоционального выгорания. В частности, ученым было указано, что синдром выгорания не следует рассматривать в качестве определенной формы эмоциональной ригидности. То есть этот феномен не является следствием сформированных врожденных личностных характеристик и он не является следствием психосоматических заболеваний. Данный феномен эмоционального выгорания формируется при жизни при определенных обстоятельствах [4].
В.В. Бойко было предложено достаточно содержательное и конкретное определение: «Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия» [4, с. 107]. На основании анализа этого определения можно заключить, что ученым эмоциональное выгорание трактуется в качестве приобретенного стереотипа поведения, который состоит из эмоциональных, функциональных и поведенческих характеристик, проявляющихся в профессиональном взаимодействии и позволяющий экономить психологические ресурсы и более экономно распределять имеющиеся энергетические средства.
В зарубежной психологии синдром выгорания принято рассматривать как «профессиональное выгорание», это позволяет изучить данный феномен более подробно в области профессиональной деятельности. Зарубежные исследователи придерживаются мнения о том, что «данный синдром наиболее присущ представителям коммуникативных и социальных профессий, которые непосредственно работают с людьми: учителя и медицинские работники, психотерапевты и психиатры, консультирующие психологи и пр.» [21, с. 79].
Согласно модели К. Маслач и С. Джексон, «выгорание» представляет собой ответную реакцию на продолжительные профессиональные стрессы в коммуникативной области, включающую в себя три базовых компонента: деперсонализацию, сильнейшее эмоциональное истощение, редукцию персональных достижений» [21].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Организация эмпирического исследования
Цель исследования: выявить и охарактеризовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
- выявить уровень эмоционального выгорания медицинских работников;
- сравнить показатели уровня эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер;
- разработать рекомендации по предупреждению профессионального выгорания медицинских работников.
Общая гипотеза исследования: существуют различия в проявлении эмоционального выгорания у врачей и среднего медицинского персонала.
В ходе исследования были выдвинуты следующие частные гипотезы:
- выраженными симптомами эмоционального выгорания является переживание психотравмирующих обстоятельств, расширение сферы экономии эмоций и др.;
- среди сформировавшихся признаков эмоционального выгорания медицинских работников наиболее ярко выражены следующие: эмоционально-нравственная дезориентация, тревога, неудовлетворенность собой и т.д.
Теоретико-методологическая основа исследования: модель развития эмоционального выгорания К. Maslach, S. Jackson, модель развития эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Описание выборочной совокупности: в исследовании принимали участие 120 медицинских работников: средний медицинский персонал (60 человек) и врачи (60 человек).
База исследования: УЗ «Городская клиническая больница № 6» г.Минска.
В качестве психодиагностических методик в исследовании применялись:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Автором методики приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания»: «напряжение» (переживание психотравмирующих обстоятельств; неудовлетворенность собой), «загнанность в клетку» (тревога и депрессия), «резистенция» (неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей), «истощение» (эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность /деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения) [4].
При проведении исследования была выбрана методика В.В.Бойко, так как она позволяет получить наиболее разносторонние сведения о синдроме эмоционального выгорания у медицинских сестёр. В связи с тем, что данная методика позволяет выявить уровень сформированности данного синдрома, а также выделить ведущие симптомы синдрома профессионального выгорания.
2. Методика выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой [6]. Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание». По мнению авторов методики синдром выгорания проявляется в виде трех групп симптомов: эмоциональном истощении (ЭИ) – переживание опустошенности и бессилия, соответствует начальной стали эмоционального выгорания; деперсонализации (ДП) – дегуманизация отношений с другими людьми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости; редукции личных достижений (Р) – занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте.
Выбор данных методик обусловлен тем, что они прошли психометрическую проверку, являются надежными и валидными и позволяют выявить различные симптомы и выраженность эмоционального выгорания.
Статистическая обработка результатов проводилась с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни, который используется для установления различий между двумя рядами данных по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы было установлено, что синдром эмоционального выгорания можно отнести к числу феноменов деформации личности. Он является многомерной конструкцией, состоящей из набора негативных психологических переживаний, тесно связанных с достаточно интенсивными, длительными, межличностными взаимодействиями, которые характеризуются высокой эмоциональной насыщенностью. Это ответная реакция на происходящие длительные стрессовые ситуации в межличностных коммуникациях.
У человека эмоциональное истощение возникает в виде ощущений эмоционального перенапряжения в сочетании с чувством опустошения, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Работник чувствует, что больше не в состоянии отдаваться работе, как в прежнее время. Появляется ощущение «приглушенности», некой эмоциональной «притупленности», а в особо тяжелых случаях сильные эмоциональные срывы. Многие исследователи обозначили процесс выгорания как довольно устойчивое явление. Однако в литературе можно встретить информацию, которая отражает, что по мере длительности, он сохраняет тенденцию к увеличению, вместе с тем, результаты исследований говорят о том, что процесс является обратимым.
В ходе работы было отмечено, что условия труда медицинских работников обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома психоэмоционального выгорания. Медицинский персонал работает с максимальными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях.
Исследователи выделяют многие факторы, детерминирующие профессиональную деформацию личности медицинских работников, которые можно разделить на объективные, объективно-субъективные и субъективные. Профилактическая работа по предупреждению эмоционального выгорания должна включать тренинг коммуникативных навыков, формирование позитивного взгляда на вещи, фрустрационную профилактику, тренинг уверенности в себе, обучение техникам релаксации, проведение специальных программ среди групп риска. Также при запущенных случаях необходимо прибегнуть к помощи профессионалов и применить медикаментозное лечение.
В ходе работы было проведено исследование эмоционального выгорания. В исследовании приняли участие 120 человек – медицинские работники УЗ «Городская клиническая больница №6» г. Минска. Для более дифференцированного подхода к исследованию особенностей эмоционального выгорания медицинских работников, вся выборка была поделена на следующие группы: 60 медицинских работников из числа среднего медицинского персонала и 60 врачей. В ходе исследования была применена методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко и методика выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой.
Исследование показало, что для всех медицинских работников характерно эмоциональное выгорание, которое влечет за собой возникновение тревожности, неблагоприятное самочувствие, плохое настроение, а также снижение активности. Все эти психологические нарушения негативно влияют на профессиональную деятельность медперсонала. Особенности проявления эмоционального выгорания у медицинских работников можно описать следующим образом: на первой стадии психического выгорания специалист истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли и общее недомогание. Для второй стадии выгорания у работника может развиться отрицательное и обезличенное отношение к людям, с которыми он работает, или могут возникать негативные мысли относительно себя из-за раздражения, которое вызывают клиенты. Заключительная, третья стадия психического выгорания – полное профессиональное выгорание, которое проявляется в нежелании выполнять профессиональные обязанности.
Установлены достоверно значимые различия по степени выраженности эмоционального истощения в структуре эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер (на уровне значимости р<0,01). Следовательно, симптом эмоционального истощения в структуре эмоционального выгорания личности у медицинских сестер более выражен по сравнению с врачами, симптом деперсонализации в структуре эмоционального выгорания личности у медицинских сестер более выражен по сравнению с врачами, симптом редукции личных достижений в структуре эмоционального выгорания личности у медицинских сестер более выражен по сравнению с врачами. Следовательно, эмоциональное выгорания оказывает более выраженное отрицательное влияние на средний медицинский персонал. Это можно объяснить более низким социальным статусом работников, более низким уровнем материальной оплаты при необходимости выполнения многочисленных профессиональных обязанностей, отсутствием поддержки со стороны начальства и положительной оценки выполненной работы.
На основании полученных данных были разработаны практические рекомендации для медицинских работников по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания.
1. Авхименко, М.М. Некоторые факторы риска труда медика / М.М. Авхименко // Медицинская помощь. – 2003. – №2. – С. 25-29.
2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 270с.
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: Пер Сэ, 2006. – 528 с.
4. Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб, 2009. – 278 с.
5. Влах, Н.И. Особенности синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий / Н. И. Влах // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2017. – № 1. – С. 5-11.
6. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
7. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб., 2014. – 332 с.
8. Джанерьян, С.Т. Профессиональная Я-концепция: Системный подход : автореферат дис. доктора психологических наук : 19.00.01 / С.Т. Джанерьян. – Ростов-на-Дону, 2005. – 46 с.
9. Донская, Л.В. Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания / Л.В. Донская, Э.Э. Линчевский. – Л.: Медицина, 1979. – 168 с.
10. Заховаева, А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела / А.Г. Заховаева // Сестринское дело. – 2003. – № 2. – С. 28-29.
11. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк . – Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 332 с.
12. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособ / Э.Ф. Зеер. – М.: Академ. Проект, 2003. – 336 с.
13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2002. – 752 с.
14. Карпов, А.В. Психология труда / А.В. Карпов. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 352 с.
15. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. – 400 с.
16. Ковальчук, М.А. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессиях и способы его профилактики: монография / М.А. Ковальчук. – Ярославль: ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2017. – 126 с.
17. Коростылева, Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2001. – С. 3-23.
18. Косарев, В.В. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – 2004. – №3. – С. 27-38.
19. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 11. – С. 2-16.
20. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: «Знание», 2008. – 308 с.
21. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К.Маслач. – М. : Приори, 1998. – 232 с.
22. Мисюк, М.Н. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности фельдшеров скорой медицинской помощи / М. Н. Мисюк // Психологический журнал (РБ). – 2008. – № 1. – С.60-65.
23. Мурашова, Л.А. Особенности межличностного общения и профессионально-важные качества медицинских работников / Л.А. Мурашова // Социальные аспекты хирургической помощи населению. Материалы Всероссийской научной конференции. – Тверь, 2008. – С. 257-259.
24. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 370 с.
25. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 1999. – С. 76-97.
26. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90-101.
27. Осухова, Н.Г. Возвращение к жизни: Методические материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике профессионального выгорания // Помощь помощнику: социально-психологическое сопровождение социальных работников / Под ред. Н.Г. Осуховой. – М.: Изд-во «Амиго-пресс», 2006. – С. 96-112.
28. Петраш, М.Д. Синдром «эмоционального выгорания» как вид эмоциональной истощенности и редуцированной работоспособности в профессиональной деятельности медперсонала скорой помощи / М.Д. Петраш, А.А. Бойков, П.Н. Федоров // Скорая медицинская помощь – 2003. – № 3. – С. 17-20.
29. Петри, А.Н. Особенности эмоционального выгорания медицинских работников / А.Н. Петри // Акмеология. – 2017 . – № 1 . – С. 129-134.
30. Псигусов, М.А. Медико-социальные аспекты организации трудовой деятельности медицинских работников общей лечебной сети и стоматологических клиник // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С.44-46.
31. Психодиагностика и психокоррекция / Под ред. А. А. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
32. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, А. Г. Лаптева. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2011. – 640 с.
33. Райкова, Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е.Ю. Райкова // Молодой ученый. – 2011. – №5. – С. 92-97.
34. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – С. 85-95.
35. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособ. для студ. непсихол. вузов / Н.В. Самоукина. – 2. изд. – СПб.: Питер, 2003. – 219.
36. Селье, Г. Стресс без дисресса / Г.Селье. – Мозырь : Белый Ветер, 1988. – 92 с.
37. Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 25-32.
38. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика и терапия / М. М. Скугаревская // Белорусский медицинский журнал. – 2003. – № 1. – С.82-86.
39. Смирнова, О.Ю. Терапия и профилактика синдрома эмоционального выгорания / О.Ю. Смирнова // Медицинская сестра. – 2011. – № 7. – С. 36–40.
40. Сорокоумова, Г. В. Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов / Г. В. Сорокоумова, О. В. Шурыгина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. – №3. – С. 437-443.
41. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов / Э.Э. Сыманюк. – М: Изд-во МПСИ, 2004. – 320 с.
42. Таткина, Е.Г. Принципы, методы и методики ранней профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер на стадии выгорания / Е.Г. Таткина // Сборник материалов межрег. научно – практ. конф. – Томск, 2008. – С. 239 – 242.
43. Трунов, Д. И снова о «профессиональной деформации» / Д. Трунов // Психологическая газета. –- 2004. – № 6. – С.32-34.
44. Умняшкина, С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дисс. канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – М.: РГБ, 2002. – 220 с.
45. Форманюк, Т. В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С.46-52.
46. Хайрушева, Д.А. Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских работников (обзор) / Д.А. Хайрушева, А.Г. Белтенова // Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей. – 2017. – № 3. – С. 77-85.
47. Холмогорова, А.Б. Профессиональное выгорание и его факторы у медицинских работников, участвующих в оказании помощи больным Covid-19 на разных этапах пандемии / А.Б. Холмогорова [и др.] // Журнал им. Н.В. Склифосовского Неотложная медицинская помощь. – 2020. – №9. – С.321–337.
48. Юрьева, Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. – Киев: Сфера, 2004. – 272 с.
49. Ядрова, Н. В. Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов / Н. В. Ядрова // Молодой ученый. ‒ 2017. ‒ №11. ‒ С. 517-520.
50. Ярошенко, Е.И. Социально-психологическая проблема адаптации персонала к стрессогенным условиям самоизоляции во время пандемии COVID-19 / Е.И. Ярошенко, К.А. Киселев // Организационная психология: люди и риски: сб. материалов XI Международной научно-практической конференции (24 апреля – 1 мая 2020 г.) / под ред. проф. Л.Н. Аксеновской. – Саратов: ИЦ «Наука», 2020. – С.313-316.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты врачей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты