Представления о своём будущем у современных юношей и девушек
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Представления о своём будущем у современных юношей и девушек»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Представления о своём будущем у современных юношей и девушек
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Шкала временных установок (ШВУ) (Ж.Нюттен).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У СОВРЕМЕННЫХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Основные подходы к изучению психологического времени личности в психологии
1.2 Ситуационные и личностные детерминанты восприятия времени
1.3 Особенности представлений о будущем в юношеском возрасте
1.3.1 Представления о будущем как предмет психологического исследования
1.3.2 Содержание психологического будущего в юношеском возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЕМ БУДУЩЕМ У СОВРЕМЕННЫХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования представлений о своём будущем у современных юношей и девушек
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека есть свое психологическое будущее. Реализация человеком своего настоящего неразрывно связано и с такими векторами психологического времени как прошлое и будущее. Для развития личности в юношеском возрасте особое значение приобретает именно будущее.
Даже несмотря на то, что прошлое во многом определяет настоящее, обладает мотивационным по отношению к настоящему может нести только будущее. На то, что человек не может полноценно существовать без ориентира на будущее, указывали представители гуманистической психологии. Стремление к какой-либо жизненной цели, направленное на будущее, придает жизненному пути смысл. То, как воспринимает человек свое будущее, обусловливает различные стороны его поведения, восприятие самого себя, отношение к ближайшему окружению. Степень осмысленного предстоящих событий, детальности и целостности образ своего будущего оказывает влияния на то, как будет развиваться личность в данной конкретно ситуации, на данном этапе своего жизненного пути.
Особенно важное значение представления о своем будущем важны в юношеском возрасте, у студентов. Это связано с их психологическими и возрастными особенностями, новообразованиями. На данном появляются предпосылки для самостоятельного выстраивания жизненного пути, выбора планов и постановки целей. Юноши и девушки должны научиться проявлять свою активность по отношению к будущему. Для этого у них должны быть сформированы представления о том, какими они видят себя в будущем.
Существующая сегодня неопределенность жизни, нестабильность общества, неясность перспектив современного социума, невысокий статус и материальное положение порождают трудности в формировании представлений о своем будущем. Часто студенты до конца не осознают свои потребность и желания, не могут сформовать представления о себе в будущем, поставить четкие цели, чтобы к ним стремиться.
Время, которое молодой человек переживает, принято назвать психологическим временем. Для психологически здоровой личности характерна полная структура подобного времени, когда человек в своём сознании воспроизводит прошлое, настоящее и будущее. Успешность ориентации в прошлом, настоящем и будущем выражается в своевременности жизненных решений и поступков личности. Именно психологическое время служит фактором успешной социальной адаптации студентов к современным реалиям.
Отношение человека ко времени влияет на использование им данного ресурса: ценность времени, отношение к прошедшему и будущему времени – все это определяет целеполагание личности, ее стремления, а соответственно и успех. Представления о будущем оказывают влияние на происходящие жизненные процессы, связываются с личностными особенностями и затрагивают различные сферы жизни.
Степень разработанности проблемы
Феномен психологического времени изучали как зарубежные (Ж. Нюттен, В. Ленс, Т. Гисме, З. Залески, Ф. Зимбардо, Т. Коттл, К. Левин и др.), так и отечественные психологи (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, О.Н. Арестова и др.
Однако, проблема изучения представлений о своем будущем у современных юношей и девушек остается недостаточно освещенным.
Актуальность темы исследования.
В юношеском возрасте особую значимость приобретают представления своем будущем, так как на этом этапе жизненный мир существенно усложняется, расширяется временная перспектива. Осознание студентами своих перспектив и жизненных планов может выступить ценным источников для развития навыков прогнозирования и целеполагания, которые особенно актуальны в юношестве. Если студент будут понимать свое перспективное будущее, детально его представлять и стремиться его реализовать, это позволит ему гармонично функционировать в современных условиях.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У СОВРЕМЕННЫХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Основные подходы к изучению психологического времени личности в психологии
Исследованием психологического времени личности занимались Р. Ахмеров, Е.И. Головаха, Ф. Зимбардо, А.А. Кроник, К. Левин, Д.А. Леонтьев, Т. Коттл, М. Селигман, Л. Франк и другие. С позиций С.Г. Андреевой, «психологическое время - отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути» [2, с. 82].
Психологическое время – одна из фундаментальных категорий психологии, предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований [32]. Согласно психологическому словарю, «психологическое время отражает оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживание сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости), систему представлений о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений, семьи, общества, человечества в целом и т. д.» [28].
В психологии можно выделить несколько направлений к изучению времени. Так, А.А. Кроник и Е.И. Головаха различают «три концепции психологического времени: квантовая, событийная и причинно-целевая. В рамках первой исследуются концепции существования субъективного или объективного кванта времени, представляющего собой единицу временной протяженности. В психологии личности понятие кванта времени используется для описания переживаний настоящего, которое длится в физическом времени дни, месяцы, годы» [11, с. 207].
В контексте событийной концепции особенности психологического времени рассматриваются как зависящие от числа и интенсивности происходящих событий (изменений во внутренней и внешней среде, в деятельности человека) [6, с. 115]. В этом случае «настоящее всегда соотнесено к какому-либо наличному состоянию, событию, и длительность этого события, состояния определяет «размеры» настоящего, причем в каждом конкретном ряду событий это определение специфично» [3, с. 85]. То есть главной особенностью данного типа времени является его субъективный характер, где длительность событий зависит от переживания их человеком, а не объективно рассчитанным квантом.
Основное положение причинно-целевой концепции можно определить следующим образом: «Психологическое время формируется на основании переживания личностью детерминационных связей между основными событиями ее жизни. Специфика детерминации человеческой жизни заключается в том, что наряду с причинной обусловленностью последующих событий предшествующими (детерминация прошлым), имеет место и детерминация личностная, где личность выступает как активный субъект времени жизнедеятельности [1].
А.А. Кроник и Е.И. Головаха указывают, что «причинно-целевая концепция позволяет не только объяснить собственно временные переживания (возраста, удаленности в прошлое и будущее, сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности времени), но и понять источники переживаний значимости самих событий жизни для личности» [14, с. 212].
В работах, посвященных изучению психологического времени личности, можно встретить огромное количество определений, так или иначе описывающих представление человека о времени его жизни. Наибольшее распространение в теориях временного формирования жизненного пути получило определение «перспективы» [8; 17].
В современной психологии сложилось несколько подходов к определению и сущности психологического времени: мотивационный, ситуационно-детерминированный, событийный, типологический.
Мотивационный подход к изучению психологического времени был основан Ж. Нюттеном, который в ее структуре выделял события прошлого и будущего, а также структуру временных представлений. По мнению ученого, «будущее выступает мотивационно-потребностной сферой, которое можно изучить при рассмотрении взаимосвязи будущего времени и когнитивно переработанной мотивации. Под временной перспективой ученый понимал последовательность событий, которые имеют интервалы в каждый момент времени. События разных моментов жизни могут переживаться благодаря системе личностных смыслов» [18, с. 51].
По Ж. Нюттену, «временная перспектива – это иерархия целей, которые имеются у личности. Перспектива будущего состоит из планов, задач, намерений человека, которые являются потребностно-мотивационной сферой. Она выполняет функцию сопоставления своих возможностей и целями на будущее, что позволяет человеку функционировать, сохраняя естественный баланс» [18, с. 54].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЕМ БУДУЩЕМ У СОВРЕМЕННЫХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления представлений о своём будущем у современных юношей и девушек нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение тестирования, направленного на выявление представлений о своём будущем у современных юношей и девушек;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, разработка рекомендаций по результатам исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Минска» и ГУ «БГПУ им. М. Танка». В исследовании приняли участие 60 человек Выборку исследования составили 30 учащихся 11 классов (из них 15 юношей и 15 девушек) и 30 студентов 1 курса (из них 15 юношей и 15 девушек).
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в представлениях о своем будущем в юношей и девушек.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо [33].
Цель: изучение системы отношений личности к временному континууму. Методика направлена на оценку отношения к времени, а через это – на оценку отношения личности к окружающей действительности вообще, а также к самому себе, своему опыту и грядущим перспективам.
Шкалы методики: негативное прошлое, позитивное прошлое, гедонистическое настоящее, фаталистическое настоящее, будущее.
Опросник состоит из 56 утверждений. Испытуемому предлагается выбрать один из вариантов ответов. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
2. Шкала временных установок (ШВУ) (Ж.Нюттен) [31].
Цель: измерение индивидуальных установок по отношению к личному прошлому, настоящему и будущему.
В нашей работе использовалась только шкала «Будущее».
Шкала основана на методике семантического дифференциала Ч. Осгуда. Тем не менее, данная методика используется не для изучения семантического содержания понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее», а для исследования субъективных установок по отношению к этим временным измерениям и их содержанию.
Шкала «Будущее» включает 19 биполярных пар прилагательных (типа приятное/ неприятное). Некоторые прилагательные выражают аффективную установку, другие относятся к иным аспектам мотивационных установок субъектов по отношению к прошлому, настоящему и будущему. Каждая пара прилагательных соотносится с 7-балльной шкалой, на которой значения ранжируются от крайне положительных до крайне отрицательных.
3. Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин) [34].
Цель: выявление терминальных ценностей или жизненных целей.
С помощью методики можно оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей: собственный престиж, духовое удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, собственный престиж, высокое материальное положение, достижение, сохранение собственной индивидуальности.
Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале Подсчет сырых баллов производится в соответствии с ключом. Полученные оценки в баллах по таблицам норм переводятся в стены.
Интерпретация проводится согласно следующим критериям.
Критерии оценки:
1–3 – низкий уровень;
4–6 – средний;
7–10 – высокий уровень.
Методы математико-статистической обработки данных.
Для оценки достоверных различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в современной психологии сущность психологического времени раскрывается в рамках квантового, событийного и причинно-целевого подходов. Психологическое время – это сложный конструкт, отражающий ценностное отношение человека к своему прошлому, настоящему и будущее, возникающий из когнитивных процессов, определяющий его поведение. Психологическое время является представленностью в сознании человека реализованных связей между событиями. Эти связи позволяют формировать определенное представление о своем прошлом, настоящем и будущем. Насыщенность и протяженность психологического времени зависит от процесса построения планов, реализации целей, установок и мотивов, непосредственных переживаний и ценностного оформления объективных временных отношений между событиями жизни.
На восприятие времени воздействуют разные факторы – ситуационные (степень включенности в определенное дело, эмоциональная вовлеченность в события, социальная ситуация развития, пребывание в негативных условиях) и личностные (внутренние особенности субъекта). Личностные особенности оказывают первостепенное влияние на восприятие времени. Важными личностными факторами восприятия времени являются уровень тревожности, экстраверсия, эмоциональная устойчивость, общительность, ценностные ориентации, профессиональные ценности.
Представления личности о будущем» – это субъективная картина будущего в сознании индивида, которая характеризуется наличием сложной взаимосвязи планируемых событий, с которыми человек связывает индивидуальный смысл жизни. психологическое будущее составляют планы, цели, ожидания. Юношеский возраст является важным этапом для развития способности правильного обращения со временем, умения структурировать настоящее и выстраивать реалистичные планы на будущее. юность является важным возрастным периодом становления личности, связанным с сознательным выбором жизненного пути, который основывается на определенной иерархии ценностей. Основное содержание представлений о будущем в юношеском возрасте связано с профессиональным самоопределением. Будущее в период юности может восприниматься, с одной стороны, как оптимистичное, гармоничное, счастливое, а с другой стороны, переживаться как проблема, что обуславливается личностными особенностями, а также социальной ситуацией развития.
Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что у юношей ярко выражена ориентация на настоящее. Они проявляют гедонистическое, рискованное отношение к жизни, ориентированы на удовольствие, наслаждение в настоящем; у них отсутствуют мысли о будущих последствиях их поведения. Также они склонны оценивать настоящее как независимое от воли личности, изначально предопределенное, а также проявлять фаталистическое, беспомощное отношение к будущему. У юношей выявлена умеренная ориентация на будущее. У девушек ярко выражена ориентация на будущее. Они ставят цели и выстраивают планы на будущее. Девушки в средней степени принимают собственное прошлое, при котором негативный опыт является опытом, которой способствует развитию личности и привел к актуальному состоянию. В умеренной степени склонны оценивать настоящее как независимое от воли личности, изначально предопределенное. Существуют достоверные различия между группой юношей и группой девушек по параметрам временной перспективы. На достоверном уровне (р≤0,05) у девушек более выражена ориентация на будущее. У юношей более выражена ориентация на гедонистическое настоящее и фаталистическое настоящее.
Юноши представляют свое будущее в основном как приятное, полное, завершенное, важное, неизменное. Девушки представляют свое будущее в основном как полное, прекрасное, светлое, полное надежд, важное, открытое. Полученные результаты отражают положительное отношение юношей к своему будущему. При этом, прослеживается установка на то, что его нельзя изменить (юноши назвали его «неизменным»). Вероятно, это связано с тем, что у юношей не хватает для этого ресурсов, как внутренних, так и социальных. Важно отметить, что юноши придают будущему большую значимость, они воспринимают его как «важное». Вероятно, у них ест жизненные цели, которые они хотят достигнуть, потому будущее наполняется смыслом. Как и юноши, девушки придают будущему большую значимость, они воспринимают его как «важное». И юноши, и девушки не видят свое будущее скучным, холодным и угрожающим. При этом, у девушек прослеживается позитивный взгляд на будущее – ни видят его «полным надежд». Вероятно, это связано с тем, что девушки склонны видеть прекрасное во многих вещах, в то числе и своем будущем.
Преобладающими жизненными целями девушек: духовное удовлетворение, развитие себя и активные социальные контакты. Доминирующими жизненными целями юношей выступают: собственный престиж, достижения и высокое материальное положение. На достоверном уровне девушки больше стремятся к развитию себя, получению духовного удовлетворения, сохранению собственной индивидуальности. Юноши больше стремятся к повышению собственного престижа, материального положения, проявлению креативности и достижениям.
1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности / К. А. Альбуханова. М.; Воронеж, 1999.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Акелян Н. С. Восприятие будущего и реализация настоящего студентами // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1.
4. Андреева, С.Г. Проблема психологического времени / С.Г. Андреева // Вестник Камчатского государственного технического университета. – 2009. - № 2. – С. 81-87.
5. Аскин Я. Ф. Проблема времени / Я. Ф. Аскин. М., 1966.
6. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии: монография. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2003. 240 с.
7. Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тюмень, 2003. 180 л.
8. Березина Т. Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности / Т. Н. Березина. М., 2001.
9. Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 254 с.
10. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении регуляции поведения // Психологический журн. - 1997. - № 2. - Т. 18. - С. 58-78.
11. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. — 1988. — № 2. — С. 19–26.
12. Головаха Е. И. Понятие психологического времени / Е. И. Головаха, А. А. Кроник / / Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1988. С. 194 — 195.
13. Головаха, Е.И. Жизненные перспективы личности и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев: Изд-во, 1988. – 144 с.
14. Горбачева, М. В. Особенности временной транспективы личности студентов колледжа: возрастной аспект / М. В. Горбачева // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 846-848.
15. Денисова Т. Н. Время в образе мира человека : норма и патология / Т. Н. Денисова. - Вологда : ВГПУ, 2008. - 161 с.
16. Енькова Л. П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблема ее диагностики // Вектор науки ТГУ. 2011. № 3(6).
17. Ерикова, К.М. Психологические особенности категории времени / К.М. Ерикова // Моя профессиональная карьера. – 2019. – № 5. – С. 194–203
18. Зимбардо, Ф. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. – СПб.: Речь, 2010. – 352 с.
19. Золотухина, О. В. Взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведением / О. В. Золотухина // Молодой ученый. - 2020. - № 46 (336). - С. 530-532.
20. Калинина, Р.Р. Представление о будущем и жизненные ценности студентов высших учебных заведений / Р.Р. Калинина // Вестник Псковского государственного университета. – 2011. - № 2. – С. 177-185.
21. Камнева Е. В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта: (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет): автореф. дис. канд. психол. наук. / Е. В. Камнева. Калуга, 2002. 25 с.
22. Канавина, С.С. Исследование временной перспективы современной молодежи / С.С. Канавина // Психология в экономике и управлении. – 2017. – Т. 9, № 2. – С. 74–81.
23. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) / В. И. Ковалев // Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1988. С. 216 — 230.
24. Ковалев В. И. Личностное время как предмет психологического исследования / В. И. Ковалев / / Психология личности и время: тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. Черновцы, 1991. Т. 1. С. 4 — 8.
25. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – СПб.: Питер, 2002. – 465 с.
26. Кроник, А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции / А.А. Кроник. – М.: Эксмо, 1994. – 171 с.
27. Кублицкене Л. Ю. Личностные особенности организации времени: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. Ю. Кублицкене. М., 1989.
28. Локаткова, О. Н. Период старшего школьного возраста как этап планирования и подготовки к профессиональной деятельности / О. Н. Локаткова // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 481-484.
29. Мещеряков, Б. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/17.php.
30. Недбаева, К.М. Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях / К.М. Нетбаева // Вестник науки и образования. – 2017. – Т. 1. – С. 11–13.
31. Нестерова, С.Б. Теоретические подходы к понятию «психологическое время» / С.Б. Нестерова // Психология. Обрзование. Медицина. – 2019. - № 1. – С. 159-169.
32. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен – М.: Смысл, 2004. – 607 с.
33. Овчиннков, А.А. Взаимосвязь личностных особенностей и отношений к временному пространству / А.А. Овчинников // Journal of Siberian Medical Sciences. – 2015. - № 3. – С. 147-152.
34. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) // Психодиагностика стресса / сост. Р.В. Куприянов. – Казань, 2012. – С. 187-190.
35. Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин) // Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров. – Екатеринбург, 2001. – С. 41–46.
36. Пантелеева, В.В. Взаимосвязь временной перспективы с уровнем личностной и ситуативной тревожности личности / В.В. Пантелеева // Научен вектор на Балканите. – 2019. - № 2. – С. 120-125.
37. Пантелеева, Т. В. Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности / Т. В. Пантелеева // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 11-14.
38. Попов, Н. А. Особенности развития личности старшеклассника / Н. А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа: материалы научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
39. Потехина, Н. В. Выбор профессии как смысловая вертикаль в процессе профессионального самоопределения / Н.В. Потехина // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 4 (60). – С. 296-296.
40. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
41. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
42. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
43. Сайко Э. В. Пространственно-временное «решение» человеческого бытия и измерение пространства и времени человеком / Э. В. Сайко / / Мир психологии. 1999. № 4. С. 6-15.
44. Самойлик, Н. А. Самоопределение как механизм формирования профессионально-ценностных ориентаций в юношеский период / Н. А. Самойлик // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 459-463.
45. Самсоненко, Л. С. Изучение планов у современных старшеклассников / Л.С. Самсоненко // Балканско-научное обозрение. – 2019. – № 3 (5). – С. 58-61.
46. Сиерральта, З. Х. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте: копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / З. Х. Сиерральта. – Санкт-Петербург, 2000. – 21 с.
47. Сырцова А. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. 2008. № 2.
48. Тайлакова, Е. В. Возрастно-психологические особенности познавательных функций и личности студента / Е. В. Тайлакова // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 6-9.
49. Тарасова, Л.Н. Теории времени в психологии / Л.Н. Тарасова // Инженерные технологии и системы. – 2007. – № 2. – С. 116-118.
50. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
51. Хомик В.С., Кроник А.А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопр. психологии. - 1988. - № 1. - С. 98-106.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Шкала временных установок (ШВУ) (Ж.Нюттен).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты