Выраженность самоконтроля в общении в сети интернет у юношей и девушек
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Выраженность самоконтроля в общении в сети интернет у юношей и девушек»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Выраженность самоконтроля в общении в сети интернет у юношей и девушек
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Могилёвский государственный университет МГУ им. А.А. Кулешова, УО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М.Снайдера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М.Снайдера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
1.1. Подходы к понятию «общение» в психологии
1.2. Социально-психологические характеристики общения в сети интернет
1.3. Особенности самоконтроля в общении в раннем юношеском возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1. Организация, задачи и психодиагностический инструментарий
2.2. Половые различия в уровне самоконтроля в общении
2.3. Половые различия в представлениях о себе в общении в сети интернет
2.4. Взаимосвязь выраженности самоконтроля в общении и представлений о себе в общении в сети интернет
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном обществе к юношам и девушкам предъявляются высокие требования к их коммуникативной компетентности, позволяющей успешно выполнять осуществлять жизнедеятельность в социуме, гармонично и эффективно сочетая свои собственные позиции с интересами других членов общества. Успешное общение юноши с людьми предполагает точное согласование его собственных вербальных и невербальных коммуникативных действий с соответствующими действиями общающихся с ним людей. Этого невозможно достигнуть при отсутствии самоконтроля в общении. Современная молодежь должна обладать способностями контролировать свои эмоции, мысли и поведение в процессе коммуникативной деятельности для того, чтобы выстраивать продуктивное общение.
В современном мире Интернет стал частью жизни каждого молодого человека. В настоящее время структура коммуникативного процесса трансформируется. В соответствии с этим технические особенности организации виртуального коммуникативного пространства обуславливается закономерным изменением характеристик субъектов опосредованного общения. На современном этапе по средствам коммуникации теряют свое значение невербальные средства общения в Интернет. Интернет-общение (виртуальное, сетевое общение) – это такой способ коммуникации, при котором контакт между людьми опосредован компьютером, включенным в сеть, а все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности [1, с. 69].
Современная действительность с ее стремительным темпом жизни во многом определяет трудности, с которыми сталкиваются молодые люди в общении со сверстниками. Сегодня появилась еще одна возможность межличностного взаимодействия – виртуальное общение, и подростки успешно осваивают эту сферу, зачастую увлекаясь ей в большей степени, чем необходимо.
В юношеском возрасте появляются все предпосылки для развития коммуникативного контроля, связанные с расширением социальных контактов, что делает этот возраст привлекательным в плане научного исследования. Виртуальное общение помогает удовлетворить столь необходимую потребность подростка в контакте с другими людьми, увеличить круг знакомых и друзей, но отсутствие живой речи, невербальной коммуникации (жестов, мимики), возможности получить достоверные знания об эмоциях собеседника, снижает значимость данного вида общения.
Проблема общения в психологии является одной из фундаментальных (С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А.Н Леонтьев и др.). Вопросами изучения самоконтроля в общении занимались такие ученые как: А.И. Крупнов, Е.А. Смирнова, В.С. Сяткина, И.А. Фурманов и др.
Изучением феномена Интернет-общения занимались такие авторы как: А.Е. Войкунский, А.Е. Жичкина, О.П. Белинская, Ю.Д. Бабаева, Д.В. Иванов, О.Г. Филатова. Они рассматривали общение и взаимосвязь пользователей в Сети, а также влияние социальных сетей на личность пользователя.
Однако, проблема изучения выраженности самоконтроля в общении у юношей и девушек в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Объект исследования – общение в сети интернет.
Предмет исследования – самоконтроль в общении в сети интернет у юношей и девушек.
Цель исследования – выявить выраженность самоконтроля в общении в сети интернет у юношей и девушек для оптимизации их личностного развития в современных условиях.
Задачи исследования:
1. Изучить основные подходы к исследованию проблемы самоконтроля в общении в сети интернет у юношей и девушек.
2. Исследовать уровень самоконтроля в общении и коммуникативной импульсивности у юношей и девушек.
3. Изучить представления о себе в общении в сети у юношей и девушек.
4. Определить характер взаимосвязи выраженности самоконтроля в общении и представлений о себе в общении в сети интернет.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретические методы – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самоконтроля в общении в сети интернет у юношей и девушек.
2. Эмпирические методы – психологическое тестирование. Использовались следующие психодиагностические методики: методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера [22], методика «Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности» В.А. Лосенкова [21], методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [23].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
1.1. Подходы к понятию «общение» в психологии
В Психологическом словаре термин «общение» определяется, как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми» [23].
В современной психологии сложилось несколько подходов к пониманию общения. В зарубежной психологии известна теоретическая модель структуры коммуникативного акта, предложенная Г. Лассуэллом. Исследуя особенности коммуникации, Г. Лассуэл представил характеристику структуры коммуникативного акта как единицы анализа коммуникативных процессов.
В теории массовой коммуникации выделяется концепция «использование и удовлетворение» (Е. Катц, Г. Хаас). Здесь признаётся, что индивид предпочитает то, что соответствует его потребностям, и тем самым влияет на средства массовой коммуникации. Он сам создает спрос как потребитель, выбирает поступающие сведения и интерпретирует их [15, с. 220]. Создатель теории структурного баланса Ф. Хайдер и его последователи считали, что механизмом формирования отношений возможность балансирования и транзитивности-нетранзитивности отношений, возникающих между людьми. Идеи Хайдера способствовали большому числу исследований, направленных на изучение таких механизмов и феноменов восприятия людьми друг друга, как механизмы категоризации и стереотипизации, феномены приписывания качеств и свойств партнёру по общению в зависимости от субъективной особенности категоризации индивидом люде [15, с. 225].
Согласно информационному подходу общение представляет собой передачу и прием информации посредством использования определенных символов. Процесс общения включает в себя ряд элементов, среди которых: условия общения, стратегия общения, коммуникационные ограничения, включающие факторы, которые ограничивают выбор участниками общения стратегии, а также критерии интерпретации, направляющие способы восприятия и оценки людьми собственного поведения по отношению друг к другу [2, с. 119].
По мнению В.Л. Леви, способность личности к успешному общению, предполагает - внимательное отношение к людям, наблюдательность, способность к эмпатии, открытость, высокую чувствительность к изменениям, способность быстро переключаться, обладание тактом, богатством жестов и интонаций, владение речевым этикетом, внутренний оптимизм, открытость [15, с. 48].
В рамках интеракционального подхода общение рассматривается в качестве ситуации совместного присутствия, предполагающая взаимное установление и поддержание людьми с помощью разных форм поведения и внешних аспектов (внешности, предметов, обстановки и т. п.) [2, с. 116].
Т. Шибутани рассматривает коммуникацию как «способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Коммуникация – это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности» [48, с. 129].
В зарубежной психологии широко распространен подход к общению в концепции символического интеракционизма (М. Мид, Г. Блумер). Согласно данному подход, общение между людьми является возможным благодаря сходному пониманию символов. Понимать намерения окружающих человек может потому, что в детстве его учат придавать значение неким предметам, действиям и событиям, то есть символам. Понимание намерений окружающих людей осуществляется посредством собственного прошлого опыта, знание жестов и способности поставить себя на место другого, принять роль другого человека [1, с. 216].
В рамках когнитивистского подхода межличностные отношения (А. Бек, Дж. Келли) рассматриваются как контакт между людьми, реализуемый посредством общения, в котором осуществляется информационный обмен, проявляются познавательные процессы, социальная перцепция и аттитюды. Межличностные отношения включает попытки человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы продуктивно с кем-либо взаимодействовать, индивиду необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека, надо чтобы один человек поставил себя на место другого с целью лучшего понимания и прогнозирования его поведения [10, с. 184].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1. Организация, задачи и психодиагностический инструментарий
Цель исследования: выявить особенности выраженности самоконтроля в общении в сети интернет у юношей и девушек.
Задачи исследования:
1. Исследовать уровень самоконтроля в общении и коммуникативной импульсивности у юношей и девушек.
2. Изучить представления о себе в общении в сети у юношей и девушек.
3. Определить характер взаимосвязи выраженности самоконтроля в общении и представлений о себе в общении в сети интернет.
Гипотеза исследования: существуют различия в выраженности самоконтроля в общении в сети интернет у юношей и девушек.
Эмпирическое исследование проводилось на базе УО «Могилёвский государственный университет МГУ им. А.А. Кулешова». В исследовании приняли участие 53 человека, из них 30 студентов 1 курса (15 юношей и 15 девушек) и 23 учащихся 11 классов (13 юношей и 10 девушек). Средний возраст испытуемых составил 16-18 лет.
Психодиагностический инструментарий включал в себя следующие методики:
1. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера [22].
Цель: изучение коммуникативного контроля.
Испытуемому предлагается оценить 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Подсчитывается сумма баллов. Критерии оценки:
0-3 балла – низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения.
4-6 баллов – средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.
7-10 баллов – высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.
2. Методика «Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности» В.А. Лосенкова [21].
Цель: диагностика уровня коммуникативной импульсивности.
Опросник содержит 10 утверждений, которые необходимо оценить согласим или несогласием. Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Подсчитывается сумма баллов. Критерии оценки
0-3 балла - низкий коммуникативный контроль;
4-6 баллов - средний коммуникативный контроль;
7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль.
3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [23].
Цель: исследование представлений субъекта о реальном «Я» и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах.
С помощью методики можно выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Методика позволяет выявить следующие стили межличностных отношений: авторитарный; эгоистичный; агрессивный; подозрительный; подчиняемый; зависимый; дружелюбный; альтруистический.
Опросник включает 128 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или нет». Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа (Приложение А).
Методы статистической обработки данных.
Для выявления различий между показателями самоконтроля в общении двух групп применялся сравнительный анализ с использованием непараметрического критерия U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
Для выявления взаимосвязи между показателями выраженности самоконтроля в общении и представлений о себе в общении в сети интернет применялся корреляционный анализ с использованием критерия корреляции r-Спирмена. Данный критерий является непараметрическимпозволяет установить не только наличие, но и характер взаимосвязи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучены основные подходы к исследованию проблемы самоконтроля в общении в сети интернет у юношей и девушек. В современной психологии общение рассматривается как коммуникативный процесс, как процесс взаимодействия индивидов, как процесс взаимовлияния человека на человека, как процесс взаимного понимания друг друга, как способ построения отношений (С.В. Духновский, А.А. Леонтьев). Общение выполняет ряд важнейших социальных и психологических функций. В структуре общения выделяются коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны. Согласно исследованиям (А.А. Бодалев, А.В. Батаршев) успешность процесса общения от общительности, коммуникативного контроля как составляющей коммуникативной компетентности.
Современные авторы (О.Н. Арестова, Е.П. Белинская, А.Е. Войкунский) под Интернет-общением понимают способ коммуникации, при котором контакт между его участниками опосредован компьютером, включенным в сеть, а все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности. Согласно исследования (А.Ю. Егоров, Е.И. Изотова), Интернет-общение открывает такие преимущества, как: возможность вступать в социальные контакты с людьми без реального присутствия; создать в виртуальном мире желаемый образ личности и своей жизни; возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего любым критериям; а также анонимности общения. Общение в Интернете, как правило, осуществляется в социальных сетях, вовлеченность в которые может достигнуть зависимости.
В юношеском возрасте как возрастном периоде, когда на первый план выступает взаимодействие с другими людьми, появляются условия для развития коммуникативных навыков и способностей. В этот период интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль проявлений эмоций, в том числе и в общении (А.И. Крупнов, И.А. Фурманов, Э. Эриксон). Юноши и девушки в ходе общения развивать навыки самоконтроля, учатся управлять выражением своих эмоций, гибко реагировать на изменение ситуации в общении.
Исследован уровень самоконтроля в общении и коммуникативной импульсивности у юношей и девушек. В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая часть юношей обладает низким уровнем коммуникативного контроля. Большая часть девушек характеризуется средним уровнем коммуникативного контроля. При этом, уровень коммуникативного контроля выше у девушек, чем у юношей. Большая часть юношей обладает высоким уровнем импульсивности в общении, низкой целеустремленностью и настойчивостью. Для девушек характерен средний уровень импульсивности в общении.
Изучены представления о себе в общении в сети у юношей и девушек. Сравнительный анализ показал, что у юношей и девушек представления о себе в общении в сети различны. На достоверном уровне юноши представляют себя более авторитарными, эгоистичными, агрессивными и подозрительными. Девушки представляют себя более подчиняемыми, зависимыми, дружелюбными и альтруистическими (р≤0,05).
Определен характер взаимосвязи выраженности самоконтроля в общении и представлений о себе в общении в сети интернет. В корреляционного анализа установлено, что представления о себе как авторитарном и эгоистичном человеке в сети интернет повышают выраженность самоконтроля в общении. При этом, представления о себе как дружелюбном и альтруистическом человеке снижают выраженность самоконтроля в общении. Представления о себе как агрессивном и альтруистическом человеке в сети интернет повышают выраженность коммуникативной импульсивности. Представления о себе как людей, которые являются скромными, уступчивыми, эмоционально сдержанными, способными подчиняться, снижают выраженность импульсивности в общении (р≤0,05).
Гипотеза о том, что существуют различия в выраженности самоконтроля в общении в сети интернет у юношей и девушек, подтвердилась на уровне значимости р≤0,05. Уровень коммуникативной импульсивности выше у юношей, чем у девушек. Уровень коммуникативной импульсивности выше у юношей, чем у девушек.
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Дальнейшие перспективы исследования мы видим в разработке тренинговой программы, направленной на формирование самоконтроля в общении в сети в интернет, что позволит повысить успешность интернет-коммуникации.
1. Агеева, Н.А. Особенности Интернет-зависимых личностей / Н.А. Агеева // Вестник РУДН. – 2007. – № 1. – С. 67-79.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Академия, 2003. –385 с.
3. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войкунский // Вестник Московского университета. – 1996. – № 4. – С. 14-20.
4. Балымов, И.Л. Социальное познание в ситуации Интернет-общения: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Л. Балымов. – Санкт-Петербург 2000. – 19 с.
5. Баранова, Ю.М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Ю.М. Баранова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – Вып. 4. – С. 105-110.
6. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению / А. В. Батаршев. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 336 с.
7. Богомолова, Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.И. Богомолова. – Краснодар, 2015. – 20 с.
8. Бодалев, А. А. Психология общения: избр. психологические труды / А. А. Бодалев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 256 с.
9. Бондаренко, Т.А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: автореф. дис. … докт. филос. наук / Т.А. Бондаренко. – Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2007. – 20 с.
10. Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 320 с.
11. Вознюк Ю. С. Психологические особенности формирования и утверждения личности юношеского возраста / Ю. С. Вознюк // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2015. – № 9–10 (56). – С. 25–29.
12. Войскунский, А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А.Е. Войкунский, А.С. Евдокименко, Н.Ю. Федунина // Вестник Московского университета. – 2013. – № 1. – С. 66-83.
13. Егоров, А.Ю. Руководство по аддиктологии / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
14. Изотова, Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора / Е.И. Изотова // Мир психологии. – 2010. – №3. – С. 102-111.
15. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 321 с.
16. Ковтун, Р. Ф. Коммуникативная компетентность молодого преподавателя / Р. Ф. Ковтун // Записки Горного института. – 2005. – Т. 160. – С. 42-44.
17. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
18. Крупнов, А. И. Гендерные различия в психологических проявлениях общительности / А. И. Крупнов // Вестник РУДН. – 2004. – № 2. – С. 160-164.
19. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М: Просвещение, 2005. – 422 с.
20. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М.: Академия, 2000. – 144 с.
21. Методика «Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности» (В.А. Лосенков) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 225-227.
22. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородкий. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – С. 287-290.
23. Методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 125-129.
24. Мещеряков, Б. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/17.php.
25. Мурзина, С. М. Психология и типология личности студента / С. М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154-158.
26. Невструева, Т. Х. Коммуникативная компетенция как фактор адаптации молодого специалиста / Т. Х. Невструева, В. В. Спирина // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 7. – С. 23-26.
27. Немов, Р. С. Психология: в 2 т.: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2004. – Т. 2. – 576 с.
28. Полтавская, М.Б. Социально-психологические особенности интернет-общения школьников / М.Б. Полтавская, М.Н. Гарченко, С.И. Козлова // Начальная школа / 2014. – № 10. – С. 12-14.
29. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
30. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
32. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
33. Смирнова, Е. А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография / Е. А. Смирнова. – Шуя: Издательство «Весть», 2006. – 132 с.
34. Сухотина, Е. В. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте / Е. В. Сухотина // Вестник Кемерского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 119–122.
35. Сысоева, И. А. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте: на материале обучения в 10 и 11 классах: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И. А. Сысоева, 2009. – 20 с.
36. Сяткина, В. С. Саморегуляция в юношеском возрасте / В. С. Сяткина // актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2018. – № 1. – С. 210-214.
37.Тихомирова, Е.В. Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами Интернет-общения / Е.В. Тихомирова // Известия Саратовского ун-та. – 2015. – № 1. – С. 66-69.
38. Фролова, О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста / О. В. Фролова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. – № 2. – С. 159-164.
39. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманова, А. А. Альдбин, Е. М. Амелишко. – Минск: Технология, 2000. – 100 с.
40. Фурманов, И. А. Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии / И. А. Фурманов // Белорусский психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 14-20.
41. уторной, С.Н. Сетевое виртуальное общение и его влияние на межличностные отношения / С.Н. Хуторной // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 6. – С. 1-10.
42. Шахмарова, О.М. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности / О.М. Шахмарова, Е.Ю. Болтага // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 1002-1008.
43. Шинтарь, Ю.Н. Роль и место Интернет-сети в коммуникации современных подростков / Ю.Н. Шинтарь // Ученые записки КИПУ. – 2016. – № 4. – С. 156-159.
44. Шкуратова, И.П. Смыслы и мотивы общения людей в социальных сетях. Интернета // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни: материалы всероссийской психологической конференции / И.П. Шкуратова. – М.: Кредо, 2014. – С. 281-282.
45. Эриксон, Э. Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2005. – 345 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М.Снайдера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М.Снайдера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты