Международные правоохранительные организации и их роль в противодействии преступности
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Международные правоохранительные организации и их роль в противодействии преступности»
по дисциплине: «Международное право»
2021
251.00 BYN
Международные правоохранительные организации и их роль в противодействии преступности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Международное право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие и признаки международных правоохранительных организаций
1.2 Цели, задачи и основные направления деятельности международных правоохранительных организаций
1.3 Правовой статус, классификация и система международных правовых организаций
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ МЕЖДУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРПОЛА)
2.1 Международное полицейское сотрудничество. Понятие и особенности
2.2 Правовое регулирование организации, принципы деятельности и цели Интерпола
2.3 Система и организационная структура Интерпола
ГЛАВА 3 СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ
3.1 Исторические и международно-правовые предпосылки формирования международного уголовного правосудия
3.2 Международные уголовные трибуналы (ad hoc, смешанные уголовные суды). Место национальных судов в системе международного уголовного правосудия
3.3 Международный уголовный суд в системе международной уголовной юстиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С учетом приведенных критериев и определения, в зависимости от их компетенции, МПО могут быть классифицированы на:
международные организации, участвующие в международном сотрудничестве, связанном непосредственно с пресечением готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий, а также с оказанием правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, или, иными словами, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами;
международные организации и их органы, отправляющие правосудие по делам о международных преступлениях, осуществляющие уголовное преследование и наказание лиц, виновных в их совершении, органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции);
международные организации по координации сотрудничества в борьбе с преступностью, выработке стандартов в этой сфере.
К международным организациям по сотрудничеству между правоохранительными органами, в частности, относятся:
Международная организация уголовной полиции Интерпол;
Европейская полицейская организация (ЕВРОПОЛ) и некоторые иные органы Европейского союза, реализующие полномочия по борьбе с преступностью (Европейская судебная сеть, Евроюст, ОЛАФ);
иные специализированные международные организации, учрежденные с целью участия в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью, с отдельными преступлениями либо для развития такого сотрудничества в его отдельных организационно-правовых формах (например, международная организация подразделений финансовых разведок Egmont и др.).
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие и признаки международных правоохранительных организаций
На сегодняшний день известны следующие институциональные модели органов международного уголовного правосудия [18].
Международные уголовные трибуналы ad hoc, создаваемые Советом Без-опасности ООН.
Смешанные (гибридные) трибуналы (суды):
создаваемые в соответствии или на основе договоров государств с ООН или
формируемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции.
Национальные суды, к юрисдикции которых отнесено рассмотрение дел о международных преступлениях с участием международных судей и иных участников уголовного судопроизводства (так называемые интернационализированные суды).
Международный уголовный суд.
Перед мировым сообществом в настоящее время наиболее остро стоит вопрос борьбы с международными преступлениями в условиях развивающихся межгосударственных, межэтнических конфликтов в различных регионах нашей планеты. Последние пять лет стали для человечества кровопролитным периодом, сопровождавшийся многочисленными человеческими жертвами, разрушениями городов, повлекшие, в целом, дестабилизацию социально-политической обстановки в мире. Просто стоит вспомнить, что в этот период люди были обеспокоены событиями на Ближнем Востоке, в частности революциями в арабских странах – «Арабская весна», событиями на Украине, напряженностью в Афганистане и до сих пор продолжающимися событиями в Сирии, на территории которой, в частности, ведет свою деятельность и представляет серьезную угрозу международному миру и безопасности человечества так называемая террористическая организация ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта). Вышеперечисленные события и станут частью исследования данной работы, т.к. в этих государствах наблюдались и до сих наблюдаются некоторые проявления как международных преступлений, так и преступлений международного характера. Несомненно, для наиболее полного и всестороннего анализа исследуемой работы необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические аспекты. Так, было бы целесообразно рассмотреть и проанализировать сущность и правовую природу международных преступлений.
В целом, международная преступность и борьба с ней являются объектом изучения самостоятельной отрасли международного права – международного уголовного права.
Существуют различные подходы ученых в вопросе классификации преступлений, борьба с которыми ведется на международном уровне. Некоторые авторы классифицируют преступления, охватываемые международным уголовным правом, по признаку субъекта. Так, И.П. Блищенко указывает, что следует различать преступления государств, с одной стороны, и преступления физических лиц – с другой. Иная позиция основывается на классификации преступлений по критерию их объекта. Р.А. Адельханян считает, что в основу видовой классификации преступлений в международном уголовном праве должен быть положен родовой объект преступного посягательства. Соответственно, автор выделяет преступления против мира (человечества), преступления против без-опасности человечества, военные преступления, преступления против личных прав и свобод человека, преступления против общественной безопасности, преступления против мировой финансово-экономической системы [19, c.6].
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ МЕЖДУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРПОЛА)
2.1 Международное полицейское сотрудничество. Понятие и особенности
Возможности розыскного потенциала собственных сил не позволяют осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление скрывшихся лиц на территории иностранного государства. В этой связи требуется тесное сотрудничество между национальными и зарубежными сотрудниками полиции.
Проблемной стороной данного факта является то, что результативность розыскной деятельности, затрагивающей интересы правоохранительных органов различных государств, недостаточно эффективна.
На эту проблему еще сорок лет назад обратили внимание А.И. Алексеев и Г.К. Синилов, указав, что обилие бессистемного правового материала дает почву для возникновения противоречий и пробелов в нормативном регулировании оперативно-розыскной работы [42, с. 5].
Но реалии законодательной базы таковы, что в настоящий период наблюдается лишь увеличение количества правовых норм, регламентирующих вопросы сотрудничества в борьбе с преступностью.
Вместе с тем, соглашения о сотрудничестве носят унифицированный характер, при этом установление местонахождения лиц осуществляется путем выполнения оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий только по уголовным делам, не затрагивая вопросы розыска по делам оперативного учета.
Это положение затрудняет порядок розыска лиц, а в некоторых случаях приводит к тому, что исполнение запросов в рамках дел оперативного учета невозможно.
Одним из ярких примеров этому могут служить материалы запроса в правоохранительные органы республики Эстонии о получении сведений из медицинских учреждений о наличии у разыскиваемого без вести пропавшего гражданина К. хронических заболеваний. В ответ на запрос были получены сведения, что личные данные из медицинских учреждений возможно получить, используя только уголовно-процессуальные действия. В связи с тем что возобновление уголовного дела только для получения сведений из медицинских учреждений нецелесообразно, то этот вопрос в рамках дела оперативного учета остался без разрешения [5, c.54]. Соглашения с этими странами предусматривают упрощенный порядок направления запросов об оказании содействия и обмене информацией о разыскиваемых лицах, минуя координирующие органы. Безусловно, эти положения способствуют успешной реализации розыска. Одна-ко по различным причинам до настоящего времени с правоохранительными органами некоторых зарубежных стран еще не сложились договорно-правовые отношения. И пока эти вопросы законодательно не урегулированы, полицейские службы применяют «официальные» договоренности для решения розыскных задач.
Регламент компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска от 30 октября 2015 года, утвержденный Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, предусматривает взаимодействие компетентных органов по установлению места нахождения лиц, без вести пропавших и утративших связь с родственниками.
ГЛАВА 3 СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ
3.1 Исторические и международно-правовые предпосылки формирования международного уголовного правосудия
На сегодняшний день сотрудничество государств в области уголовного права находится на довольно высоком уровне. Развитие данной отрасли во многом связано с преступной деятельностью конкретных лиц. Проявления преступного поведения известны миру с очень давних пор. В те времена законодатели принимали попытки урегулировать общественные отношения, связанные с совершением преступлений и назначением наказаний. Конечно, уровень юридической техники отличался от современного.
Международное уголовное право включает в себя различные институты, в которых одним из наиболее важных является экстрадиция. Значение данного термина не закрепляется ни в одном из правовых актов, но его можно определить как процедуру, осуществляемую в соответствии с международным и национальным законодательством, согласно которой лицо, находящееся на территории запрашиваемого государства, доставляется на территорию запрашивающего государства с целью привлечения его к уголовной ответственности [17, с. 15]. Данное определение наиболее полно отражает сущность экстрадиции.
Необходимо отметить, что отношения в данной области международного уголовного права регулируются как международными договорами, к которым могут присоединиться заинтересованные государства, так и конкретными соглашениями, регулирующими отношения между конкретными странами.
В то же время происходит передача не обычного гражданина, а лица, совершившего преступление, следовательно, к данным отношениям также стоит применять нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Решение данной проблемы предлагается путем создания отдельных специализированных органов, осуществляющих функции по экстрадиции. Их основной функцией будет являться обмен преступников между государствами. Возможно, данный орган должен быть на территории каждой из стран. Предполагается, что функционирование такого органа не вызовет слишком больших финансовых затрат и трудовых ресурсов, так как выдача преступников не является частым явлением в современном обществе. Возможно, также, что данный орган необходим, но только в рамках международной юстиции, т.е. орган по экстрадиции должен быть создан в рамках конкретных соглашений между несколькими странами: действие органа будет распространяться на территорию договорившихся стран.
На данный момент деятельность в сфере международного уголовного правосудия осуществляет Международный уголовный суд (далее – МУС), учрежденный в 1998 году на основе Римского статута [35, c. 67]. Официально МУС начал свою работу с 01.07.2002.
Таким образом, международное уголовное право начало свое развитие с очень давних пор. В настоящее время большинство государств сотрудничают в указанной отрасли. Несмотря на наличие некоторых проблем, например, связанных с экстрадицией, развитие международного уголовное права продолжает развиваться. Связанное с данной сферой международное уголовное правосудие выступает одним из важнейших механизмов по привлечению виновных лиц к ответственности, как правило, за международные преступления. В настоящее время действует МУС, осуществляющий полномочия в соответствующей отрасли права. До создания указанного судебного органа уголовной юстиции создавались международные уголовные трибуналы по наиболее тяжким преступлениям против мира и безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно констатировать, что Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ) – это международная правоохранительная организация, являющаяся самостоятельным органом Европейской Комиссии, координирующая деятельность институтов, специализированных органов и учреждений ЕС, а также компетентных органов государств-членов по противодействию мошенничеству с фондами и бюджетом ЕС.
Показателем эффективности данной структуры являются некоторые статистические данные. Приведем некоторые и них.
Итак, в результате проведенных ОЛАФ 3500 исследований с 1999 г.:
335 лиц получили тюремные сроки на общую сумму в 900 лет;
более 1,1 млрд. евро были восстановлены (за исключением финансовых санкций);
в среднем ОЛАФ способствовало восстановлению 100 млн. евро в год [17].
В настоящее время Интерпол претерпевает достаточное количество проблем. В течение последних лет предпринимались попытки по их решению, так, например, была реформирована Комиссия по контролю за файлами, был введен запрет «красных уведомлений» на беженцев и др. Тем не менее, проблемы все еще остаются не решенными по сей день. Интерпол нуждается в основательном реформировании. Нынешняя система организации международной полиции не справляется с многочисленными запросами, и соответственно, не оправдывает себя в качестве стража закона во всем мире.
1. Баранов, А.А. Роль деятельности международных организаций и Интерпола в борьбе с преступностью / А.А. Баранов. – Вестник Московского университета МВД России. – № 4. – С. 79-84.
2. Венская конвенция о праве международных договоров 1969г. // Действующее международное право. Документы в 2-х т. Т. 1. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Учебное пособие. М., 2002. С.190-216.
3. Водянов, А.В. Информационное обеспечение сотрудничества государств по линии Интерпола / А.В. Водянов, Ю.В. Пузырева // Образование. Наука. Науч. кадры. – 2018. – № 1. – С. 48–51.
4. Водянов, А.В. Информационное обеспечение сотрудничества государств по линии Интерпола / А.В. Водянов. – Образование. Наука. Научные кадры. – № 1. – С. 48-51.
5. Волеводз, А.Г. Международные правоохранительные организации: учебное пособие / А.Г. Волеводз. – М.: Проспект, 2011. – 344 с.
6. Генеральный План Международной координационной группы Системы предупреждения о цунами, принятый Резолюцией ЮНЕСКО IOC/inf. 730 от 23 дек. 1989. // Официальный сайт ЮНЕСКО. – Режим доступа: http:// www.unesco.org/itic/. 25.03.04.
7. Глухарева, Л.И. Социогуманитарные смыслы и значения права. Монография / Л.И. Глухарева. – М.: РУСАЙНС. – 254 c.
8. Губернская, А.А. Актуальные вопросы сотрудничества Министерства внутренних дел Российской Федерации с международными региональными полицейскими организациями / А.А. Губернская. – Вестник Московского университета МВД России. – № 4. – С. 197-202.
9. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992г. // Действующее международное право. Документы в 2-х т.—Т. 2. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Учебное пособие. – М., 2002. – С. 444-448.
10. Директива ЕС «Севезо П» «О предотвращении крупных промышленных аварий» №82/501 от 24 июня 1982г. с изменениями и дополнениями №96/61 1996г., 1981.
11. Клименко, А.И. Правовая идеология современного политически организованного общества / А.И. Клименко. – М.: Норма. – 384 с.
12. Колесников, В.А. Международно-правовые основы сотрудничества по линии Интерпола / В.А. Колесников. – Вестник Воронежского института МВД России. – № 2. – С.29-36.
13. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г. // Действующее международное право. Документы в 2-х т. Т. 2. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – Учебное пособие. - М., 2002. – С. 267-290.
14. Конвенция о специальных миссиях 1969г. // Действующее международное право. Документы в 2-х т. Т. 1. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Учебное пособие. – М., 2002. – С.476-492.
15. Конвенция СНГ о создании и статусе международных научно-исследовательских центров и научных организаций 1998г. // Официально опубликована не была. – См. Справочная Правовая Система «ГАРАНТ»
16. Котляров, И.И. Международная организация уголовной полиции: история и современность / И.И. Котляров, Ю.В. Пузырева // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. – № 8. – С. 120-124.
17. Котляров И.И. Международная организация уголовной полиции: история и современность / И.И. Котляров. – Вестник Московского университета МВД России. – № 8. – С. 120-126.
18. Лейст, О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О.Э.Лейст. – М.: ИКД «Зерцало-М». – 288 с.
19. Малахов, В.П. Право в его универсальности, особенности и конкретности: Монография / В.П. Малахов. – М.: Московский университет МВД России. – 241 с.
20. Малахов, В.П. Общая теория права и государства / В.П. Малахов. – Курс лекций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 144 с.
21. Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979г. (САР-79). – СПб., 1998.
22. Международное право. Курдюков Г.И., Абдуллин А.И., Бирюков П.Н., Давлетгильдеев Р.Ш., Валеев Р.М., Каюмова А.Р., Марочкин С.Ю., Мезяев А.Б., Мингазов Л.Х., Нугаева Н.Г., Тюрина Н.Е. – Учебник для бакалавров. – Москва, 2017.
23. Международное право. Общая часть. Марочкин С.Ю., Мезяев А.Б., Каюмова А.Р., Бирюков П.Н. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению Юриспруденция и специальности Юриспруденция. – Москва, 2011.
24. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г. // Действующее международное право. Документы в 2-х т. Т. 2. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – Учебное пособие. – М., 2002. – С. 232-249.
25. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г. // Действующее международное право. Документы в 2-х т. Т. 2. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – Учебное пособие. - М., 2002. – С. 223-232.
26. Мезяев, А.Б. Права обвиняемого в современном международном уголовном процессе (вопросы теории и практики). Автореферат дис. доктора юридических наук / А.Б.Мезяев. – Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. Москва, 2013.
27. Принципы и правила проведения операций Красного Креста и Красного Полумесяца по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах 1998г. // Международный журнал Красного Креста. – 1996. – №8. янв. февр. – С. 110-111.
28. Садоўская, А. М. Еўрапейскі cаюз: структура і рэарганізацыя / А. М. Садоўская // Труды факультета международных отношений: научный сборник. Вып. I. / редкол.: В. Г. Шадурский, А. А. Розанов [и др.]. — Минск: Тесей, 2010. — С. 23—28.
29. Селиванов, А. В. «Руки, которые защищают». 60 лет УВКБ ООН и Конвенции 1951 года о статусе беженцев: международные стандарты и белорусский опыт / А. В. Селиванов // Беларус. думка. — 2011. — № 8. — С. 28—32.
30. Снапковский, В. Е. Беларусь в международных отношениях (1946—1991) / В. Е. Снапковский // История международных отношений: учеб. пособие. В 4 ч. Ч.3 / А. А. Розанов [и др.]; под ред. А. А. Розанова. — Минск: БГУ, 2010. — С.429—479.
31. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991г).// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". — 1992 . — № 1. — С. 6-14.
32. Тохтарбаева, С.М. Роль Интерпола в международном противодействии коррупции / С.М. Тохтарбаева. – Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – № 2. – С. 120-123.
33. Трофимов, В.В. Правовая наука и коммуникативная теория общества (к проблеме модернизации социально-философских оснований правовых исследований) / В.В. Трофимов. – Монография. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. – 138 c.
34. Устав ООНУ/ Действующее международное право. Документы в 2-х т. Т. 1. – Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – Учебное пособие. – М., 2002. – С.11-35.
35. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.).// Международное частное право. Сборник нормативных документов. – М.: Изд-во «Приор», 2000. – С.7-27.
36. Устав Содружества Независимых Государств (Минск,22 января 1993).// Бюллетень международных договоров. — 1994. — № 1. — С. 4-76.
37. Устав Союза Беларуси и России (Москва, 23 мая 1997 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации. — 28 июля, 1997. — N 30, ст. 3596.
38. Философия права. – В 2 т. Т.1. – Отв. Ред. М.Н. Марченко. 2011. – М.: Проспект. – 552 с.
39. Хозикова, Е.С. Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и Интерпола / Е.С. Хозикова. – Законность и правопорядок в современном обществе–. № 11. – С. 91-96.
40. Хук, М. Право как коммуникация / М. Хук. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета; ООО «Университетский издательский консорциум». – 288 c.
41. Юн, Л.В. О применении прецедентных постановлений Европейского суда по правам человека в судебной практике Российской Федерации / Л.В. Юн. – В сборнике: Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в России в условиях глобализации Материалы ХV Мужвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием). Под редакцией Ф.Г. Мухаметзяновой, Р.Ф. Степаненко. – 2015. – С. 109-113.
42. Яковлева, М.А. Международный опыт противодействия преступности в деятельности органов внутренних дел / М.А. Яковлева. – Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – №1. – С. 150-157.
43. Algiers declaration on the establishment of the African mechanism for police cooperation — AFRIPOL. Done at Algiers on 11 February 2014 // The African Union mechanism for police cooperation. URL:https://afripol.africaunion.org/ index.php/strategies/algiers-declaration.
44. Dworkin R.M. 1985. A Matter of Principle. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. 425 p.
45. Resolution No. 6 GA-2017-86-RES-06. Taking a Stance on Global Se-curity // The 86th General Assembly took place in Beijing, China. URL: https://www.interpol.int/ News-and-Events/ Events/2017/86th-INTERPOL-General-Assembly.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты