Социально-психологические особенности женщин, прерывающих беременность
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социально-психологические особенности женщин, прерывающих беременность»
по дисциплине: «Медицина»
2021
251.00 BYN
Социально-психологические особенности женщин, прерывающих беременность
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Медицина
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «ДУМЭОЛП» – диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И.Г. Тимощук).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные эмпирические данные опросник «ДУМЭОЛП» – диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И.Г. Тимощук).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные эмпирические данные методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Проверка переменных на нормальность распределения опросника «ДУМЭОЛП» – диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И.Г. Тимощук).
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ
1.1 Психолого–педагогические исследования материнства и отношения к беременности
1.2 Прерывание беременности как социальная и нравственно-этическая проблема
1.3 Психологическое состояние женщин, прерывающих беременность
1.4 Направления работы с женщинами, прерывающими беременность
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования социально-психологических особенностей женщин, прерывающих беременность
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем современной медицины является проблема нежелательной беременности. Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые большинством стран по развитию служб планирования семьи, темпы снижения числа абортов продолжают оставаться достаточно низкими. Ежегодно в мире проводится около 45 млн. абортов. Хотя в Беларуси наблюдается снижение абортов, становится все больше женщин, которые прерывают первую беременность.
Прерывание беременности – это не только медицинская, но и социальная проблема, затрагивающая интересы и женщины и ее семьи. Прерывание беременности является единственным выходом для социально незащищенных групп пациенток, к которым можно отнести, в первую очередь, подростков, матерей-одиночек, безработных женщин и т.д.
Наиболее негативное влияние на репродуктивное здоровье оказывает искусственное прерывание беременности. Высокий уровень абортов сопряжен с большой частотой осложнений после них. Более 70% женщин, перенесших аборты, страдают воспалениями женской половой сферы, эндокринными нарушениями, невынашиванием беременности, бесплодием [4; 8].
На сегодняшний день сохраняются негативные тенденции к снижению семейных ценностей, увеличению численности семей, сознательно живущих в бездетных браках, низкому престижу материнства, а также увеличения возраста первородящих женщин [29]. Эти процессы располагают к трансформации традиционных взглядов не семейные функции и отношения, психологическую готовность к материнству, репродуктивную мотивацию, родительские установки, ведущие к негативным аспектам материнства как одной из наиболее важных функций женщины.
Проблема абортов стоит на особом месте в нашей стране, в связи с социально-демографическими условиями. Эффективность мер принимаемых государством по охране репродуктивного здоровья женщин и здоровья населения в целом оценивается с учетом динамики, количества проведенных абортов. Также учитывается уровень материнской смертности после прерывания беременности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ
1.1 Психолого–педагогические исследования материнства и отношения к беременности
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «материнство». Так, В.И. Брутман определяет материнство, как «процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребёнком. Основным новообразованием материнства является изменение смысловой сферы женщины, изменение структуры социальных ролей, которая определяет переживание материнства, как динамического процесса, реализующегося в системе материнско-детского взаимодействия» [5, с. 14].
Г.Г. Филиппова рассматривает смысловое переживание материнства, как «психологическое новообразование в сфере самосознания женщины, принявшей на себя эту роль». По мере формирования образа ребёнка в самосознании происходят изменения в эмоциональной сфере, физиологической, смысловой, в социальной сфере [49, с. 25].
В своих работах Ф. Хорват определяет материнство как «личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта» [42, с. 46].
Материнство – это одна из социальных женских ролей. Даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные ценности и нормы оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Материнское чувство включает в себя биологическое стремление к рождению детей, окрашенное или преобразованное интериоризованными социальными нормами [42, с. 47].
Таким образом, понимание материнства современными исследователями сводиться к эмоциональной сфере личности матери, а также к принятию ею новой социальной роли.
По мнению многих авторов (Ж. Годфруа, И. Кон, М. Мид, Э. Банинтер), материнство не является полностью обеспеченным врожденными механизмами. Возможность кардинального нарушения материнства свидетельствует о том, что инстинкт не играет определяющей роли в поведении матери [20, с. 64].
В работах зарубежных исследователей материнство и психологическая готовность к материнству рассматривается в основном в рамках теории привязанности М. Айнсворт, Дж. Боулби, Д. Винникота. Согласно данной теории основой материнского поведения является материнский инстинкт, который «запускатся» в сам момент рождения ребенка, а источник материнской любви носит природный, инстинктивный характер. Исследования М. Айнсворт [4] доказали, что уровень и качество привязанности ребенка к своей матери обусловлено поведением самой матери во время взаимодействия со своим ребенком. На базе этих исследований появилось понятие «материнской привязанности к ребенку», возникающей задолго до рождения ребенка и объясняющей такие различные виды поведения матерей по отношению к своим детям.
Сегодня материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины, не является той ролью, к которой стремится женщина. В системе ценностных ориентаций женщины на первый план выходят внесемейные ценности, в самосознании современной женщины функция материнства не является доминирующей [26]. У нее могут наблюдаться противоборство двух жизненных устремлений – желания свободного жизнеустройства и желания иметь детей, и часто выбор падает на добровольную бездетность [12]. Противоречивость и сложность проблемы отношения к материнству находит свое отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей.
В начале XXI в. предметом изучения отечественных психологов становятся такие аспекты материнства как взаимодействие матери и ребенка в раннем онтогенезе (Г.Г. Филиппова [49], И.Ю. Хамитова [50]); эмоциональное состояние женщины во время беременности (А.С. Батуев [4], А.И. Захаров [5]); факторы и условия девиаций материнства (В.И. Брутман [5], А.Я. Варга [7] и др.); личностные изменения женщины, связанные с переходом к материнству (С.Ю. Мещерякова [19]). Отечественные исследователи феномена материнства преимущественно опираются на зарубежные психоаналитические концепции Дж. Боулби [4], Д.В. Винникота [8], М. Кляйн [11].
По мнению многих авторов (Ж. Годфруа, И. Кон, М. Мид, Э. Банинтер), материнство не является полностью обеспеченным врожденными механизмами. Возможность кардинального нарушения материнства свидетельствует о том, что инстинкт не играет определяющей роли в поведении матери [18, с. 47].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить социально-психологические особенности женщин, прерывающих беременность.
Задачи эмпирического исследования:
1) определить уровень морально-этической ответственности личности женщин, прерывающих беременность, и женщин, сохраняющих беременность;
2) выявить характеристики психологического благополучия личности женщин, прерывающих беременность, и женщин, сохраняющих беременность;
3) описать особенности морально-этической ответственности личности женщин, прерывающих беременность, во взаимосвязи с характеристиками психологического благополучия.
Гипотеза исследования: существуют различия в социально-психологических особенностях женщин, прерывающих беременность, и женщин, сохраняющих беременность.
Время проведения: февраль – март 2021 г.
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе УЗ «37-я городской поликлиники г. Минска» в женской консультации.
Всего в исследовании приняли участие 70 женщин в возрасте 22-36 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 35 женщин, прерывающих беременность, и 35 женщин, сохраняющих беременность.
Методики эмпирического исследования:
1. Опросник «ДУМЭОЛП» – диагностика уровня морально-этической ответственности (МЭО) личности (И.Г. Тимощук).
2. Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной).
Методы математической статистики: критерий U-Манна-Уитни, критерий корреляции rs-Спирмена (компьютерная программа «STATISTICA v.8.0»).
План работы состоял в следующем:
1. Подбор методик, адекватных цели и задачам исследования;
2. Мотивирование женщин на участие в исследовании;
3. Проведение диагностики социально-психологических особенностей женщин, прерывающих беременность, и женщин, сохраняющих беременность, с помощью тестирования;
4. Интерпретация результатов исследования.
Методы исследования:
1. Опросник «ДУМЭОЛП» – диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И.Г. Тимощук) (Приложение А).
Цель: изучение уровня морально-этической ответственности личности.
Шкалы методики: рефлексия на морально-этические ситуации, интуиция в морально-этической сфере, экзистенциальный аспект ответственности, альтруистические эмоции, морально-этические ценности.
Опросник включает 30 утверждений. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение согласием или несогласием.
Сумма баллов по всем шкала отражает уровень сформированности морально-этической ответственности: низкий уровень - 0 до 5 баллов, средний уровень - 5 -15 баллов; высокий уровень - 15 -25 баллов.
2. Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной) (Приложение Б).
Цель: изучение характеристик и уровня психологического благополучия.
Шкалы методики: автономность, компетентность, личностный рост, позитивные отношения, жизненные цели, самопринятие.
Опросник состоит из 54 утверждений и бланком ответов со шкалой от 1 до 5 со степенью согласия с данными утверждениями в данный момент.
Полученные ответы формируют шесть шкал методики, каждая из которых представлена четырнадцатью утверждениями. Утверждения, относящиеся к отдельным шкалам, перемешаны (путем последовательного выбора по одному утверждению из каждой шкалы и составления единого непрерывного инструмента самоотчета).
Критерии оценки:
Высокие показатели - 30-45 баллов;
Средние показатели - 15-30 баллов;
Низкие показатели- ниже 15 баллов.
Методы математико-статистической обработки данных:
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0. Для оценки различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни. Для выявления взаимосвязи между переменными был использован коэффициент корреляции rs-Спирмена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретического анализа литературы по проблеме социально-психологических особенностей женщин, прерывающих беременность, можно сделать следующие выводы:
В современной литературе большое внимание уделяется проблеме материнства и отношения к беременности. Материнское чувство включает в себя биологическое стремление к рождению детей, окрашенное или преобразованное интериоризованными социальными нормами. Современные исследования показывают, что гармоничное зрелое отношение к материнству предполагает: позитивное отношение к материнству, которое сохраняется на протяжении всей беременности. успешность адаптации к материнству обусловлена такими факторами как успешность личностной и половой идентификации, личностная зрелость и психологическая готовность к реализации данной социальной роли.
К настоящему времени сложились две точки зрения на проблему искусственного прерывания беременности. С позиций первого направления аборт рассматривается как явление, которое оскорбляет нравственное чувство, поэтому здесь существует этическая проблема. С другой точки зрения признается, что «аборт – это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Сторонники искусственного прерывания беременности отстаивают права женщины, желающей прервать беременность, и считают аборт обычной операцией. Противники аборта полагают, что искусственное прерывание беременности противоречит принципам защиты материнства и детства, прерывает процесс биологического формирования нового человека. Аборт дает женщине возможность взвесить все «за» и «против» и сделать наиболее обоснованный в сложившихся жизненных обстоятельствах выбор.
1. Авдеева, Н.Н. Среда развития и психическое здоровье ребенка. Здоровье человека: социо-гуманитарные и медико-биологические аспекты / Н.Н. Авдеева. – М.: Смысл, 2003. – 264 с.
2. Антипова, Н.Д. Аборт как этическая проблема: автореф. дисс. … кандидата филос. наук: 09.00.05 / Н.Д. Антипова. – Москва. – 2005. – 120 с.
3. Антипова, Н.Д. Этические коллизии вокруг проблемы аборта в рамках различных ценностно-мировоззренческих ориентаций / Н.Д. Антипова // Вестник Московского Университета. Философия. – 2005. – №1. – С. 107-120.
4. Баранов, А.Н. Социально-гигиенические факторы, формирующие проблему искусственного аборта / А.Н. Баранов, А.Л. Санников, И.А. Рогозин // Акушерство и гинекология. – 1998. – №6. – С. 38-40.
5. Бежина, Х.В. Особенности психологической готовности к материнству у женщин, имеющих опыт незавершенной беременности / Х.В. Бежина // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 6. – С. 135–140.
6. Беляева, М.А. Девиантное родительство в контексте репродуктивной культуры современной семьи / М.А. Беляева // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 2. – С. 95-98.
7. Беседина, О.А. Пренебрежение нуждами ребенка как одна из форм жестокого обращения с ним в современной семье / О.А. Беседина // Научный альманах. – 2016. – № 3-4. – С. 170-173.
8. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. – М.: Академический проект, 2006. – 240 с.
9. Бресский, А.Г. Ретроспективный анализ контингента женщин, прерывающих беременность путем искусственного аборта / А.Г. Бресский, О.В. Лысенко, И.М. Лысенко // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. – № 2. – С. 64-66.
10. Брутман, В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова // Психологический журнал. – 2000. – № 2. – С. 79–87.
11. Брутман, В.И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 59–68.
12. Брутман, В.И. Привязанность матери к ребенку в период беременности / В.И. Брутман, М.С. Радионова // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005. – С. 38–47.
13. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с.
14. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В. Тимофеева.– М.: Класс, 2007. – 516 с.
15. Волгина, В.Ф. Этические и психологические аспекты аборта / В.Ф. Волгина // Мать и дитя. – М.: Академия, 2003. – С. 566-567.
16. Газазян, М.Г. Медико-социальные и этические аспекты непланируемой беременности / М.Г. Газазян, И.С. Лунева // Российский вестник акушера-гинеколога. – 2001. – № 1. – С. 55-57.
17. Галин, А.П. Медицинские, социальные и психологические проблемы аборта у юных женщин: автореф. дис ... канд-та. мед. наук / А.П. Галин. – Ижевск. – 2001. – С. 1-25.
18. Гарданова, Ж.Р. Особенности влияния психоэмоционального стресса во время беременности / Ж.Р. Гарданова // Research'n Practical Medicine Journal. – 2016. – № 1. – С. 24–29.
19.Денисов, С.Д. Биомедицинская этика: практикум / Под общ. ред. С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич. – Минск: БГМУ, 2011. – 255 с.
20. Додонов, А.Н. Результаты прерывания беременности на ранних сроках медикаметозным абортом / А.Н. Додонов, М.В. Гайсина // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2009. – № 2. – С. 170-174.
21.Жуковская, Л.В. Шкала психологического благополучия» К. Рифф / Л.В. Жуковская, Е.Г. Трошина // Психологический журнал. – 2011. – № 2. – С. 82-93.
22. Заворотных, Е.Н. Особенности эмоциональной сферы беременных женщин / Е.Н. Заворотных // Вестник СПбГУ. – 2007. – № 2-2. – С. 136–140.
23. Земзюлина, И.Н. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности женщины как фактор принятия новой социальной роли-роли матери: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Н. Земзюлина. – Курск: КГМУ, 2009. – 192 с.
24. вшина, М.Е. Особенности изменения системы социальных ролей женщины во время беременности / М.Е. Ившина // Вестник ЮУрГУ. – 2012. – № 31. – С. 105–108.
25. Карасева, А.Э. Психологические особенности беременных женщин с различным характером родовой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / А.Э. Карасева. – Томск: ТГУ, 2005. – 16 с.
26. Коваленко, Н.П. Перинатальная психология / Н П. Коваленко. – СПб.: Ювента, 2000. – 197 с.
27. Котлярова, М.Н. Изучение влияния социальных отношений беременных женщин на характер протекания беременности / М.Н. Котлярова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2014. – № 3 (6). – С. 1–21.
28. Котлярова, М.Н. Изучение влияния социальных отношений беременных женщин на характер протекания беременности / М.Н. Котлярова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2014. – № 3 (6). – С. 1–21.
29. Кулешова, К.В. Беременность как период психологической трансформации / К.В. Кулешова, Н.Д. Творогова // Русский медицинский журнал. – 2015. – № 14. – С. 857.
30. Кулешова, К.В. Беременность как период психологической трансформации / К.В. Кулешова, Н.Д. Творогова // Русский медицинский журнал. – 2015. – № 14. – С. 857.
31. Куценко, О.С. Отношение матери беременной женщины как фактор, влияющий на решение о рождении ребенка / О.С. Куценко // Известия РГСУ. – 2010. – № 136. – С. 163–173.
32. Малярская, М.М. Правда об аборте / М.М. Малярская // Формула здоровья. – 2004 – № 3. – С. 46-48.
33. Методическое письмо Минздрава России от 17.07.2017 № 15-4/10/2- 4792 «Психологическое консультирование женщин, планирующих искусственное прерывание беременности».
34. Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18–27.
35. Обоскалова, Т.А. Медицинские и социальные аспекты прерывания беременности / Т.А. Обоскалова, Г.И. Колпащикова // Журнал акушерства и женских болезней. – 2003. – № 2. – С. 11-19.
36. Овчарова, Р В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
37. Опросник «ДУМЭОЛП» – диагностика уровня морально-этической ответственности (МЭО) личности (И.Г. Тимощук) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://r1.nubex.ru. – Дата доступа: 27.03.2021.
38. Пайнз, Д. Бессознательное использование своего тела женщиной / Пер. с англ. Е.И. Замфир. – СПб.: Питер, 2000. – 195 с.
39. Психологическое доабортное консультирование. Методические рекомендации. - Москва: «Центр общественных инициатив», 2009. – 70 с.
40. Радионова, М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / М.С. Радионова. – М., 1997. – 20 с.
41. Рейнгольд, Дж. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти / Дж. Рейнгольд; пер. В.М. Астапова, И. Метлицкой. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 153 с.
42. Савенышева, С.С. Отношение к материнству у современных женщин / С.С. Савенышева // Вестник Санкт-Петербурского ун-та. – 2008. – Вып. 4. – С. 45–54.
43. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. – М.: Академический Проект, 2000. – 416 с.
44. Скоромная, Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.Е. Скромная. – М., 2006. – 21 с.
45. Стасенко, О.В. Отношение современной студенческой молодежи к искусственному прерыванию беременности / О.В. Стасенко // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 3. – С. 308-310.
46.Тен, Е.Е. Основы социальной медицины: Учебное пособие / Е.Е. Тен. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 256 с.
47. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 22–37.
48. Филиппова, Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): автореф. дисс. докт. психол. наук: 19.00.01 / Г.Г. Филиппова. – М.: МГУ, 2000. – 20 с.
49. Хабаров, С.В. Искусственное прерывание беременности и послеабортная контрацепция: тенденции последнего десятилетия / С.В. Хабаров // Вестник РУДН. – 2001. – № 2. – С. 103-108.
50. Ходырева, Е.А. Социально-психологический феномен девиантного материнства / Е.А. Ходырева, Т.С. Микова // Психологические проблемы современной российской семьи. – М., 2006. – С. 156-164.
51. Чибисова, М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / М.Ю. Чибисова. – М.: МПГУ, 2003. – 272 с.
52. Шурыгина, Ю.Ю. Репродуктивное здоровье населения: программы планирования семьи и репродуктивные технологии / Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010 – 288 с.
53. Юсупова, А.Н. Психологические особенности и репродуктивное поведение женщин, прерывающих беременность искусственным абортом / А.Н. Юсупова, В.А. Фуре, И.М. Волков // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2000. – № 1. – С. 3-8.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «ДУМЭОЛП» – диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И.Г. Тимощук).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные эмпирические данные опросник «ДУМЭОЛП» – диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И.Г. Тимощук).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные эмпирические данные методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Проверка переменных на нормальность распределения опросника «ДУМЭОЛП» – диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И.Г. Тимощук).
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты