Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
251.00 BYN
Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Поделиться
Введение
1 Основные этапы развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси
2 Законодательство Республики Беларусь о свободе совести и вероисповедания
3 Правовой статус религиозных объединений в Республике Беларусь
4 Социальное партнёрство государства и религиозных объединений в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы состоит в вопросе того, что конфессиональные отношения и их соотношение с государством все еще продолжает быть актуальным, а также обостряется ввиду обострения политической обстановки. Характерной особенность религиозной жизни в стране является популярность различных альтернативных религиозных организаций, традиционной называемых сектами - учитывая эмоциональную окраску термина "секта" учеными взамен вводятся понятия: деноминация, альтернативная или маргинальная религия, новые религиозные движения.
Характерной особенность религиозной жизни в стране является популярность различных альтернативных религиозных организаций, традиционной называемых сектами - учитывая эмоциональную окраску термина "секта" учеными взамен вводятся понятия: деноминация, альтернативная или маргинальная религия, новые религиозные движения.
Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской православной церковью.
Во взаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуется законодательно закрепленным принципом равенства религий перед законом и учитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Политическая система Республики Беларусь, а именно, ее становление в течение последних десятилетий, оказывает особое влияние на религиозную политику государства, а также на государственно-конфессиональные отношения. Вышеназванные изменения являются причиной изменения положения религии, а также организаций религии в обществе.
Так, в последнее время происходит так называемая структурная трансформация религиозного пространства в Республике Беларусь. Если оценивать данное влияние с одной стороны, то наша страна – светское государство, однако, если посмотреть с другой – вопрос религии в Республике Беларусь весьма неоднозначен. Конфессиональная ситуация здесь в последнее время особенно изменилась, так как внутри сферы религии происходят процессы имманентного характера, а также происходят процессы, которые выходят за ее пределы, а, следовательно, оказывают непосредственное влияние на общество.
Что касается первого аспекта, то к нему относятся рост религиозных организаций, восстановление и развитие религиозных структур, расширение конфессиональными организациями своей деятельности до социальной (внекультовой) деятельности.
1 Основные этапы развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси
Становление и развитие свободы совести в Беларуси имеет многовековую историю, получило отражение в общественной и философской мыс-ли, правовой теории и практике X начала XXI в., определялось спецификой государственно-политических, религиозных и национально культурных условий Киевской Руси, ВКЛ, РП, Российской империи, СССР и Республики Беларусь. В период Новейшего времени (ХХ-ХХ1 вв.) выделяют практику трех этапов (и моделей) государственно-конфессиональных отношений. На первом этапе (Российская империя) свобода совести была сужена до ограниченной свободы вероисповедания, которая в полной мере предоставлялась лишь православной конфессии в ущерб «иноверным» вероисповеданиям, при игнорировании возможности внеисповедного состояния граждан. На втором этапе (советская история) свобода совести декларировалась, нов полной мере реализовывалась лишь в части атеистического самовыражения. На третьем этапе (суверенная Республика Беларусь) свобода совести законодательно определена [2, с. 193].
Распространение христианства в западно-русских землях Древней Руси началось задолго до ее Крещения в 998 году. История эта связана со святым апостолом Андреем Первозванного.
В земли Белой Руси — в Полоцкое княжество вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами. Однако решающим фактором стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 году. После этого христианство приняла высшая знать Полоцка — приближенные князя Изяслава (сына святого равноапостольного Владимира).
Эта дата и стала началом Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси. Духовную жизнь в Белой Руси XII века формировали столпы веры и великие подвижниках Православия, преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке, святители Полоцкой епархии Мина, Дионисий, Симеон, Туровский святитель Кирилл — образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и получивший еще при жизни имя «Златослова».
В XII веке Русь постигло величайшее бедствие: нашествие монголо-татарского полчища Батыя «Татарское иго».
Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных Восточной и Западной Руси. Под влиянием политических обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя воспреемницей древней Киевской кафедры.
В 1316 или 1317 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Однако уже в 1328 году Московский митрополит всея Руси Феогност просил Константинопольского Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Кали-той стремился объединить Русь под одним святительским омофором и единой княжеской властью.
После кончины митрополита Московского и всея Руси Феогноста в 1353 году, Великий князь Ольгерд уже через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх сделал это для предотвращения возможных смут и междоусобной войны между Литовскими и Московскими Великими князьями.
В 1382 году сын Ольгерда Ягайло принял престол Польских королей, женившись на польской королевне. Папа Римский благословил этот брак при условии, что Ягайло примет римокатоличество и приведет свой народ под власть Ватикана. Ягайло не замедлил принять это условие и, по договору с поляками, объявил римокатоличество государственной религией, а Православную Церковь лишил покровительства государства.
Однако милость Божия не оставляла православных жителей Бело-русских земель, и накануне суровых испытаний, постигших Православную Церковь в XVI — XVII веках, две чудовторные иконы Пресвятой Богородицы были явлены на земле Белой Руси. В 1470 году в ветвях дикой груши дети обрели каменную иконы Божией Матери, получившей название Жировицкой, а 40 лет спустя в 1500 году жители Минска обрели образ Приснодевы Марии на водах реки Свислочь Со времени рокового введения ди-настической унии в 1386 году положение православных постоянно ухудшалось из-за деятельности светской и духовной властей в угоду папскому престолу.
В 1591 году на тайной встрече несколько епископов решили подготовить присоединение православных епархий к Римо-Католической Церкви. Не поставив в известность ни духовенство, ни паству, они обратились к королю за содействием в путешествии в Рим для утверждения унии. 23 декабря 1595 года в большой зале папского замка происходило торжественное заседание Священной коллегии, во время которого двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской.
6 октября 1596 года в Бресте униаты и православные собрались в Бресте, но в разных местах: униаты — в кафедральном соборе, а право-славные — в частном доме.
2 Законодательство Республики Беларусь о свободе совести и вероисповедания
Республика Беларусь занимает уникальное геополитическое и культурное положение в Европе. Духовная сфера Беларуси находилась под влиянием достижений различных культур. В настоящее время религиозный фактор играет важную роль в развитии белорусского общества, и особенно актуальны вопросы взаимодействия государства и религиозных объединений. Состояние межконфессиональных отношений, психологический климат и социально-политическая ситуация в стране во многом зависят от эффективности государственной политики в этой сфере. В конце концов, свобода религии - одно из основных прав человека в современном демократическом обществе.
«Для современной религиозной ситуации в Республике Беларусь характерен ряд тенденций. Во-первых, значительно выросло количество религиозных организаций. Во-вторых, возникло множество ранее неизвестных в нашей стране религиозных объединений, в том числе деструктивного характера. Поэтому правовое регулирование деятельности религиозных организаций приобретает сейчас большое значение »[1].
Можно выделить три уровня правового регулирования этих общественных отношений: 1) международно-правовые акты, содержащие основополагающие идеи, принципы свободы вероисповедания и в целом носящие правотворческий характер; 2) Конституция Республики Беларусь и законы Республики Беларусь, в которых упоминается свобода совести, освещаются любые аспекты индивидуальной или коллективной формы деятельности граждан и религиозных организаций; 3) другие нормативные правовые акты (указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, правовые акты органов исполни-тельной власти и др.).
Деятельность религиозных организаций регулируется также нормами других отраслей права (гражданского, трудового, уголовного, административного). Есть акты местного характера (решения органов местного самоуправления).
В Республике Беларусь правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовые основы создания и деятельности религиозных организаций устанавливаются и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Беларусь (статьи 16, 31, 33, 36) [2].
Основное правовое регулирование сферы духовных отношений определяется Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».
Согласно статье 13, «религиозные организации в Республике Беларусь - это общественные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозные общины (религиозные объединения), объединенные на основе общих интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также как монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, богословские учебные заведения »[3].
Религиозные организации имеют следующие характеристики: религия;
развитая культовая практика; проведение богослужений; религиозное просвещение и образование своих последователей. Они созданы и действуют в соответствии со своими уставами (положениями) и имеют статус юридического лица.
«Сегодня в Беларуси действует более 3510 религиозных организаций 26 конфессий и направлений. Среди них православные общины, католики, пятидесятники (христиане евангелической веры), баптисты, адвентисты седьмого дня, лютеране, иудеи, мусульмане.
Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь (БПЦ). Он составляет основу конфессиональной стабильности в республике. Сегодня БПЦ реализует ряд программ взаимодействия с органами государственной власти республики.
Укрепляются позиции Римско-католической церкви (РСС). РСС - одна из традиционных религий Беларуси. Католики составляют 14,5% населения Беларуси (более 1,4 млн человек). По состоянию на 1 января 2017 года в Беларуси насчитывается 493 католических общины.
Протестантские религиозные организации насчитывают более 1000 религиозных общин, 21 ассоциацию и 21 миссию. Лютеранство, насчитывающее 27 общин, исторически является традиционным на территории республики. Среди протестантских течений наиболее многочисленны ассоциации христиан евангельской веры, евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня. Еврейские религиозные объединения сегодня широко представлены в Беларуси. Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в IX-XIII веках. Сегодня в республике более 50 еврейских общин, в которых есть 9 культовых сооружений.
В Республике Беларусь действуют 25 мусульманских религиозных общин. Наибольшее количество зарегистрировано в Гродненской области - 8 населенных пунктов. В стране 8 мечетей. В 2015 году в Беларуси была зарегистрирована буддийская община в Минске «Шэньчэньлинь» традиции Бон »[4].
В Республике Беларусь на волне религиозного возрождения возник-ли новые конфессиональные движения. «Новые религиозные движения (МПД) включают нетрадиционные религиозные группы и движения, получившие широкое распространение в США и Европе в последней трети 20 века. Их популярность связана с определенным кризисом традиционных религий ... Новые религиозные движения часто действуют как коммерческие предприятия, эксплуатируют авторитет своих членов, манипулируют сознанием и могут быть связаны с опасными криминальными структурами »[5].
3 Правовой статус религиозных объединений в Республике Беларусь
В Республике Беларусь зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций на 1 января 2020 г. – 3563, включая 174 религиозные организации, имеющие обще-конфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения) и 3389 религиозных общин.
Общая численность действующих культовых зданий составляет 2725, строящихся – 232.
Количество священнослужителей – 3430, из них – 138 иностранных, преимущественно приглашаемых для занятия религиозной деятельностью религиозными организациями Римско-католической церкви в Республике Беларусь.
Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1709 православных приходов, 15 епархий, 6 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, 1 миссию. Действует 1683 православных храма, еще 190 строятся.
Свобода совести это одно из важнейших цивилизационных понятий и характеристик уровня развития духовности общества, его самосознания, общественно-политической и культурной зрелости, показатель сформированности гражданского общества [2, с. 194].
Религиозные организации в своей деятельности должны руководствоваться своими уставами и обязаны соблюдать требования Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Религиозные обряды, ритуалы и церемонии в организациях здравоохранения, местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Лица, находящиеся в этих учреждениях, могут иметь, получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами культа, если это не причиняет вреда их здоровью, не ущемляет права и законные интересы других лиц.
Порядок отправления богослужений, религиозных обрядов, ритуалов и церемоний военнослужащими устанавливается законодательством о воинской службе.
Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии, а также иные массовые мероприятия, имеющие своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей, в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом и в помещениях могут проводиться только после принятия соответствующего решения руководителем местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное физическими или юридическими лицами или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное другим способом, не противоречащим законодательству Республики Беларусь.
Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. С момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица.
Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами.
Государственную регистрацию религиозных организаций осуществляют:
религиозных общин - областные, Минский городской исполнительные комитеты;
религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, - республиканский орган государственного управления по делам религий.
После принятия решения о регистрации религиозной организации регистрирующий орган выдает свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации.
Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу со дня их государственной регистрации.
В случае изменения данных, содержащихся в Государственном реестре религиозных организаций, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган.
Передача в собственность религиозным организациям для использования в религиозных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в республиканской или коммунальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Религиозные организации имеют преимущественное право на пере-дачу им государством культовых зданий с прилегающей территорией, за исключением тех, которые используются как объекты культуры, физической культуры и спорта.
4 Социальное партнёрство государства и религиозных объединений в Республике Беларусь
Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
На сегодняшний день в мире существует огромное количество социальных регуляторов, одним из которых является религия. Изучение возникновения религии является запутанной и многогранной задачей, которой посвящают свою жизнь многие исследователи. Религиозные идеи и взгляды, несомненно, имели место на существование во всех народах и цивилизациях мира. Однако, изучение данной тематики априори создает больше вопросов у научного сообщества нежели ответов [12].
Изучая сущность религии, большинство ученых исходит из фактического ее существования и на основании этого, веры в божественные явления, так как доказать либо же опровергнуть сие не представляется возможным. Странность в этом моменте представляет то, что большинством опрометчиво нарушается один из основополагающих законов логики: «закон достаточного основания», который гласит, что бремя доказывания лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает. Впрочем, это уже другой момент для дискуссии, и данные вопросы все-таки следует рассматривать в общепризнанном ключе [13].
Следует отметить, что многие находят в вере успокоение и смысл жизни. Вера помогает им держаться в этом мире, и большинство людей сами для себя воссоздают определенные закономерности. Человек, как и много столетий назад, в большинстве своем, думает лишь о своих низменных потребностях, и зачастую этот путь приводит его в тупик, и опять же в этом случае ему на помощь приходит вера. Обосновать продолжительность существования религиозной направленности возможно различным причинами: это могут быть и кровопролитные воины, бедствия, любые тяжелые положения людей, где им необходима поддержка, но лишь одно остается незыблемым, верным, то, что вера всегда была, есть и будет во всех народах и нациях.
Республика Беларусь является светским государством. Это, однако, не означает, что Церковь и ее организации находятся вне государства, а верующие люди—вне общества. Законодательно закрепленное положение о социальном партнерстве государства предполагает расширение практики конструктивного взаимодействия прежде всего в духовно-нравственной, социально-культурной сферах жизнедеятельности общества с конфессиями, оказывающими благотворное влияние на формирование государственных, культурных и нравственных традиций белорусского народа. В первую очередь это относится к усилению и расширению сотрудничества с религиозными организациями Белорусской Православной Церкви, что ни-коим образом не направлено на ущемление прав других существующих конфессий и не исключает возможности расширения границ сотрудничества с другими деноминациями, прежде всего традиционными.
Закономерным итогом сближения позиций белорусского государства и Православной Церкви стало подписание в июне 2003 г. Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Соглашением определены приоритетные направления сотрудничества названных сторон: общественная нравственность, воспитание и образование; культура и творческая деятельность; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия; здравоохранение, социальное обеспечение; милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства; попечение о людях, находящихся в местах лишения свободы; воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими; охрана окружающей среды и др. В настоящее время осуществляются дальнейшие шаги на пути сотрудничества — реализуются совместные программы взаимодействия 14 заинтересованных министерств, комитетов с одной стороны и Белорусского Экзархата с другой стороны. Накоплен определенный положительный опыт сотрудничества по предусмотренным Соглашением направлениям. При этом необходимо отметить, что взаимоотношение государства и религии в области образования определяется статьей 9 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 31 октября 2002 г. и статьей 1 Закона Республики Беларусь «Об образовании» в редакции от 19 марта 2002 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, каждое государство обязано выстраивать детально проработанную конфессиональную политику, учитывая, что церковь динамично развивается в современном мире. Религиозные потребности населения возрастают и усложняются, поэтому религиозные организации не могут избежать участия в решении актуальных задач социального развития. В связи с этим, воздействие на религиозные организации путем установления в законодательстве ограничений их деятельности, требований, условий регистрации представляется нам оправданным и необходимым, так как данная деятельность направлена на недопущение экстремизма и обеспечение общественно-политической стабильности.
Развитые религии – сложное структурированное образование, которое включает в себя три основных элемента:
- религиозное сознание;
- культовая деятельность;
- религиозные организации.
Вместе с тем, государство не может ограничиться лишь установлением правовых рамок. Совершенствование правового регулирования деятельности религиозных организаций требует повышения политической и правовой культуры представителей государственных органов и религиозных организаций, поскольку нормативное влияние государства на социальную действительность всегда определяется сознанием людей, составляющим важнейший элемент правового регулирования общественных отношений.
Предоставление религиозным организациям прав и возможностей является причиной правового регулирования их деятельности. Таким об-разом обеспечивается равновесие между отношениями государства и конфессии, а также определяет их сотрудничество, в первую очередь в вопросах социального характера.
Что касается религиозной и этнической ситуации в Республике Беларусь, то сначала следует отметить, что в нашей стране сейчас стабилизируется религиозность, важно то, что популярными и устойчиво стоящими на ногах остаются традиционные конфессии.
При определении векторов в государственно-конфессиональной политике нужно учитывать весь комплекс проблем, которые имеются уже в этой сфере касательно сферы религии, а также вопрос отношений религиозных организаций и государства.
1. Матвиенко В.А. Политические партии и религии в современном мире: институциональные аспекты взаимодействия // Вестник ЗабГУ. – 2017. – № 4. – С. 62–67.
2. Лебедев В.С. Политизация религии в современном мире: концептуализация проблемы // Политэкс. – 2015. – № 3. – С. 192–198.
3. Четверткова А.В. Религия в современном мире: характер трансформаций // Шаг в науку. – 2015. – № 8. – С. 51–53.
4. Усенков И.А. Основные концепции соотношения государства, права и религии в современном мире и их практическая реализация // Концепт. – 2017. – № 11. – С. 42–48.
5. Коваленя А.А. Христианство в Беларуси: история и современность. – Минск: Беларуская навука, 2014. – 494 с.
6. Мартос А. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. – Минск: Белорусский экзархат, 2000. – 351 с.
7. Каутский К. Происхождение христианства. – Москва: Политиздат, 1990. – 462 с.
8. Фоминская М.Д. Соотношение веры и разума в постсекулярном мире: «возвращение» религиозной проблематики в западноевропейский философско-правовой дискурс // Философия права. – 2015. – № 1. – С. 8.
9. Ильичев Л.Ф. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 836 с. 433 с.
10. Красникова А.Н. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. – М.: Канон, 1998.
11. Naviny.by [Электронный ресурс]. – Минск, 2005. – Режим доступа: https://naviny. by/article/2 0160818/1471502695-vopros-svobody-religiy-v-belarusi-zavisit-ot-politicheskoy-voli-vlastey.
12. Хлебников Г. Происхождение религии. URL: http://www.pravoslavieto.com/docs/ru/apolo getika/3_proizhod_religii.htm.
13. Крывелев И.А. О доказательствах бытия божия. URL: http://www.atheism.ru/old/KryAth2.html.
14. Православие.ру URL: http://www.pravoslavie.ru/7007.html.
15. Морозова, С.А. Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / С.А. Морозова. Минск, 2009. 164 с.
16. Старостенко, В.В. Религия и свобода совести в Беларуси: очерки истории: монография / В.В. Старостенко. Могилев, 2011. 272 с.
17. Шкурова, Е.В. Межконфессиональные взаимодействия и государственно конфессиональные отношения в Республике Беларусь / Е.В. Шкурова. Минск, 2007. 185 с.
19. Щекин, Н.С. Государственно-конфессиональная политика в Республике Беларусь / Н.С. Щекин, Л.Е. Земляков. Минск.: 2011. 232 с.
19. Старостенко, В.В Национальная безопасность и конфессиональная сфера Республики Беларусь / В.В. Старостенко // Проблемы обеспечения национальной и региональной безопасности: правовые и информационные аспекты: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 2 ноября 2017 года: в 2 т. / Ин-т нац. безопасности Респ. Беларусь; редкол.: А. Л. Лычагин (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2018. Т. 1. С. 296-299.
20. Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948 го-да.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights/index.html.
21. Конституция Республики Беларусь 1994 г.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.pravo.by/pravovayainformatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/.
22. Конституция Эстонской Республики от 28 июня 1992 г.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/estonia/estoni-r.htm.
23. Конституция Латвийской Республики[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/node/41814.
24. Конституция Литовской Республики от 25 октября 1992 г.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://worldconstitutions.ru/?p=115&attempt.
25. Конституция Венгерской Республики от 25 апреля 2011 г.[Электронный ресурс].– Режим доступа:https://www.krugosvet.ru/enc/gosudarstvo-i-politika/vengriya-konstitutsiya.
26. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gosudarstvo-i-politika/germaniya-konstitutsiya.
27. Об альтернативной гражданской службе: ФЗ РФ от 25 июня 2000 г.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37866/.
28. Дело Лаутси и другие против Италии:Постановление ЕСПЧ от 18.03.2011(жалоба N 30814/06).[Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB002&n=205329#03368061063836669.
29. Дело Лейла Сахин против Турции: Постановление ЕСПЧ от 10.11.2005 (жалоба N 44774/98).[Электронный ресурс].– Режим доступа: https://base.garant.ru/5848213/.
30. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года (в ред. 11.10.2016).[Электронный ресурс]– Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420395.
31. О свободе совести и о религиозных объединениях: ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г..[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
32. Борьба с нетерпимостью, формированием негативных стереотипных представлений, стигматизацией, дискриминацией, подстрекательством к насилию и насилием в отношении лиц на основе религии или убеждений: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 20 декабря 2012 года.[Электронный ресурс] – Режим доступа:https://undocs.org/ru/A/RES/67/178.
33. Авсиевич, М.Т. Религия в условиях социальных перемен в Беларуси / М.Т. Авсиевич, Л.Е. Земляков, П.Н. Савостенок. – Минск : Акад. последиплом. образования, 1999. – 59 с.
34. Аб свабодзе веравызнанняў і рэлігійных арганізацыях : Закон Рэсп. Беларусь ад 17 снеж. 1992 г. № 2030-ХХІ // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэсп. Беларусь. – 1993. – № 2. – Ст. 18.
35. Канфесіі на Беларусі (канец XVIII–XX ст.) / В.В. Грыгор’ева [і інш.] ; пад рэд. У.І. Навіцкага. – Мінск : Экаперспектыва, 1998. – 340 с.
36. Статистические отчеты отдела по делам религий и национальностей Брестской области. Отчет за 1985 г.
37. Статистические отчеты отдела по делам религий и национальностей Брестской области. Отчет за 1988 г.
38. О свободе совести и религиозных организациях [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 17 дек. 1992 г., № 2054-XІІ : в ред. Закона Респ. Беларусь от 31 октября 2002 г. №137-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
39. Лупарев, Г. П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (теория и практика) / Рос. акад. управления, Центр государства и права. – М., 1992. – 34 с.
40. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 17 июля 2019 г., № 232-З : принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
41. Об утверждении Положении о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 января 2008 г., № 123 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
42. Земляков, Л. Е. Религиозные процессы в Беларуси. Проблемы государственно-правового регулирования / Л. Е. Земляков. – Минск : РИВШ БГУ, 2001. – 208 с.
43. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 13 янв. 2011 г., № 243-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
44. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 марта 1994 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
45. Котляров, И. В. Республика Беларусь в конфессиональном измерении / И. В. Котляров, Л. Е. Земляков. – Минск : Изд-во МНУ, 2004. – 232 с.
46. Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 15 июля 2006 г., № 891 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
47. О свободе совести и религиозных организациях [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 17 дек. 1992 г., № 2054-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
48. Старостенко В.В. «Особенности правового обеспечения свободы религии в Республике Беларусь» (материалы Международной научной конференции «Свобода религии и демократии: старые и новые вызовы», Киев, август, 2010).
49. Старостенко В.В. Религия и свобода совести в Беларуси: очерки истории. – Могилев : УО «МГУ им. А.Кулешова», 2011. – 272 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты