Взаимосвязь атрибутивных стилей и самоэффективности с успешностью изучения иностранного языка в юношеском возрасте
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь атрибутивных стилей и самоэффективности с успешностью изучения иностранного языка в юношеском возрасте»
по дисциплине: «Иностранный язык»
2021
251.00 BYN
Взаимосвязь атрибутивных стилей и самоэффективности с успешностью изучения иностранного языка в юношеском возрасте
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Иностранный язык
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник Маддукса-Шеера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест Мартина Селигмана на уровень оптимизма – пессимизма.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Расчеты различий с помощью критерия Стьюдента в программе «Статистика».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Расчеты коэффициентов корреляции в программе «Статистика».
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник Маддукса-Шеера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест Мартина Селигмана на уровень оптимизма – пессимизма.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Расчеты различий с помощью критерия Стьюдента в программе «Статистика».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Расчеты коэффициентов корреляции в программе «Статистика».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АТРИБУТИВНЫХ СТИЛЕЙ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ С УСПЕШНОСТЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие атрибутивного стиля в психологии
1.2. Самоэффективность как качество личности
1.3. Самоэффективность студентов при изучении иностранного языка
1.4. Особенности влияния атрибутивных стилей на самоэффективность студентов при изучении иностранного языка
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АТРИБУТИВНЫХ СТИЛЕЙ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ С УСПЕШНОСТЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных
2.2.1. Исследование атрибутивных стилей студентов лингвистического профиля
2.2.2. Изучение самоэффективности в студенческом возрасте
2.2.3. Исследование взаимосвязи между атрибутивными стилями, самоэффективностью и успешностью изучения иностранного языка
Выводы по второй главе
Практические рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время наблюдается рост научного интереса к проблеме самоэффективности и успешности личности в различных областях жизнедеятельности, так как самоэффективность является важнейшей ценностью, как для самой личности, так и для общества. Значимым является изучение вопроса о влиянии стилей атрибуции на оценку личностью своей самоэффективности. Однако недостаточное внимание уделяется операционализации понятия «атрибутивный стиль», факторам, связанным с оцениванием успехов и неудач, атрибуциям ответственности в ситуации успеха или неудачи.
Атрибутивные стили считаются важными психологическими конструктами личности, которые выражают оценочное отношение к воспринимаемой реальности. В структуре индивидуального сознания они занимают определенное место и являются составляющими компонентами личностного смысла.
Самоэффективность представляет собой оценку личностью собственных способностей справляться с определенными задачами в любой ситуации, суждение о действиях, которые он может совершить, что влияет на выбор стратегии действий и определение целей. Убеждённость человека в собственных возможностях, способностях и ресурсах, используя которые он может управлять своим поведением и влиять на события жизни, достигая максимально приемлемых для себя результатов в деятельности, является основой, фундаментом развития человека в любой сфере.
Особый интерес представляет изучение взаимосвязи атрибутивных стилей и самоэффективности с успешностью изучения иностранного языка в юношеском возрасте. Студенчество представляет собой важнейших период для достижения высоких результатов. Студенты, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем те, кто испытывает серьезные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно приводит к хорошему результату и таким образом способствует самоэффективности.
Понятие самоэффективность ввел в психологию американский психолог А. Бандура, который всю жизнь занимался исследованием поведения личности и причин тех или иных человеческих действий. Многие ученые утверждают, что поведение человека зависит в основном от внутренних процессов (побуждений, влечений, потребностей и т.д.). Концепция самоэффективности А. Бандуры не отвергает эти факторы, но добавляет сюда еще два вектора, которые влияют на поведение человека. Это условия внешнего окружения и человеческая вера, ожидания, цели и намерения, которые формируют поведение человека.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АТРИБУТИВНЫХ СТИЛЕЙ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ С УСПЕШНОСТЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие атрибутивного стиля в психологии
Понятие атрибутивного стиля было введено представителями социальной психологии, исследовавшими феномен каузальной атрибуции. Среди наиболее известных психологов, которые внесли большой вклад в изучение данного феномена, можно назвать М. Селигмана, Ф. Хайдера, Б. Вайнера, Е.Е. Джонса и К.Е. Дэвиса, Г. Келли и др.
Понятие «атрибутивный стиль» ввел М. Селигман, автор концепции «выученной беспомощности», под которой он имел в виду способ, с помощью которого человек интерпретирует поведение других людей и собственное поведение. Автором были описаны три параметра: персонализация, глобальность, постоянство, которые составляют основу пессимистического и оптимистического стилей атрибуции. Именно от того, какими параметрами субъект руководствуется, чтобы объяснить удачу либо неуспех его можно отнести либо к пессимистам, либо к оптимистам [35, с. 115].
Выделенные М. Селигманом параметры лежат в основе оптимистического или пессимистического стилей объяснения как благоприятных, так и неблагоприятных событий. Пессимистический стиль объяснения характеризуется объяснением неблагоприятных событий личностными характеристиками, являющимися постоянными и общими, а оптимистический стиль – внешними, временными и конкретными. Что же касается объяснения хороших событий при пессимистическом стиле, то они рассматриваются как временные, относящиеся к конкретной области и вызванными внешними причинами, а при оптимистическом стиле – как постоянные, универсальные и вызванные личностными причинами [35, с. 117].
Также М. Селигман установил, что «наличие того или иного атрибутивного стиля приводит к многочисленным последствиям, проявляющимся и в мотивации, и в эмоциях, и в поведении. Оптимистам свойственны (в сравнении с пессимистическим стилем) более высокая мотивация, более позитивные эмоции и более высокая успешность. Стиль объяснения проявляется в реакциях на самые разные жизненные события, как связанные с достижениями, так и межличностного характера» [35, с. 119]. Более того, стиль атрибуции понимается М. Cелигманом, как личностная черта, присущая индивиду.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АТРИБУТИВНЫХ СТИЛЕЙ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ С УСПЕШНОСТЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методики исследования
С целью выявления взаимосвязи атрибутивных стилей и самоэффективности с успешностью изучения иностранного языка в юношеском возрасте было проведено эмпирическое исследование.
Описание выборочной совокупности: в исследовании приняли участие 36 студентов лингвистического профиля получения высшего образования. Выборку исследования составили 2 группы: 16 студентов 2 курса в возрасте 18-19 лет и 20 студентов 4 курса в возрасте 20-21 год.
Объект исследования: успешность изучения иностранного языка.
Предмет исследования: взаимосвязь атрибутивных стилей и самоэффективности с успешностью изучения иностранного языка.
Гипотеза исследования: атрибутивные стили и самоэффективность у студентов лингвистического профиля взаимосвязаны с успешностью изучения иностранного языка.
Описание психодиагностических методик исследования:
1. Тест Мартина Селигмана на уровень оптимизма — пессимизма
Методика позволяет диагностировать атрибутивные стили «оптимизм» или «пессимизм». Оптимистичность как стиль атрибуции человека определяется привычным для него способом трактовки и интерпретации событий, стилем, объяснения, интерпретации, который формируется в детстве и юношеском возрасте.
Атрибутивный стиль интерпретации событий описывается тремя базовыми параметрами: широта, постоянство, и персонализация. Каждый из этих переменных проявляется при интерпретации как хороших, так и плохих событий. Следовательно, методика содержит шесть первичных шкал:
1) устойчивость плохого – показывает, люди считают плохие события скорее постоянным, чем временными, и долго приходят в себя после неудачи;
2) устойчивость хорошего – показывает, что люди считают плохие события скорее временными, чем постоянными, и быстро приходят в себя после неудачи;
3) генерализация хорошего – показывает отношение к хорошему как локальному или повсеместному явлению в жизни;
4) генерализация плохого – показывает отношение к плохому как локальному или повсеместному явлению в жизни;
5) персонализация хорошего - склонность объяснять хорошие события как следствие собственных действий или внешних событий;
6) персонализация плохого - склонность объяснять плохие события как следствие собственных действий или внешних событий.
По результатам первичных шкал рассчитываются вторичные шкалы:
7) коэффициент надежды, который отражает силу надежды в негативных ситуациях, отношение к плохим событиям как локальным и временным.
8) плохого – общий итог отношения к неблагоприятным событиям;
9) хорошего – общий итог отношения к благоприятным событиям;
10) хорошего-плохого – окончательный показатель атрибутивного стиля оптимизм/пессимизм.
Опросник состоит из 54 вопросов. Обработка результатов проводится по ключу. Текст опросника находится в Приложении А.
2. Тест диагностики уровня самоэффективности [36].
Цель: диагностика самоэффективности личности.
Методика разработана Маддуксом и Шеером, модификация и перевод теста осуществлены Л. Бояринцевой совместно с Р. Кричевским.
Методика измеряет 2 уровня самоэффективности - уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности и уровень самоэффективности в сфере межличностного общения. Шкала представляет собой опросник из 23 суждений. Респонденту предлагается выразить степень своего согласия с утверждениями по шкале от +5 до -5. Далее ответы подсчитываются по ключу. Средние значения самоэффективности располагаются в интервале значений от +7 до +53 баллов, а в сфере общения от -7 до +15. Показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо о завышенной. Текст опросника находится в Приложении Б.
Критерием успешности изучения иностранного языка выступает средний балл, полученный студентами по языковым дисциплинам (грамматика английского языка, фонетика, устная речь)
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
2.2.1. Исследование атрибутивных стилей студентов лингвистического профиля
Атрибутивный стиль – это устойчивая личностная характеристика, которая образует одну из центральных структур индивидуальности человека.
Нами были изучены атрибутивные стили студентов 2 курса. Были вычислены средние значения и стандартное отклонение по всем показателям атрибутивных стилей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлен теоретический анализ проблемы атрибутивных стилей и самоэффективности студентов при изучении иностранного языка. Атрибутивный стиль – это устойчивая личностная характеристика, которая образует одну из центральных структур индивидуальности человека. Самоэффективность представляет собой способность людей к осознанию собственных способностей и к применению этих способностей самым лучшим образом. Личностная самоэффективность студента при изучении иностранных языков является целостным, динамическим, многокомпонентным образованием, и включает такие виды самоэффективности, как самоэффективность в сфере деятельности и в сфере межличностного общения. Самоэффективность студентов представляет сбой основную детерминанту, раскрывающую их внутренние ресурсы, которая повышает потенциал развития в различных сферах жизнедеятельности, дающую множество вариантов выбора для действий, построения результативной стратегии поведения в различных предметных и коммуникативных ситуациях. Самоэффективность студентов при изучении иностранного языка является структурированным и динамическим образованием. Она претерпевает изменения в процессе обучения в ВУЗе. Самоэффективность студентов при изучении иностранного языка имеет различные структурные компоненты (деятельностный и коммуникативный компонент).
Анализ полученных результатов исследований влияния атрибутивных стилей на самоэффективность студентов при изучении иностранного языка показал, что влияние стиля атрибуции на самоэффективность при изучении иностранного языка студентами опосредовано эмоциональными и мотивационными процессами. Поэтому зависимость успешности деятельности, самоэффективности от стиля каузальных атрибуций студента носит характер целостного и взаимосвязанного влияния когнитивного процесса атрибутирования своих успехов и неудач на деятельность достижения, а также самооценивания успешности собственной деятельности в процессе изучения иностранного языка.
В ходе проведенного исследования было установлено, что в результате исследования атрибутивных стилей у студентов было установлено, что различий между показателями атрибутивных стилей у студентов 2 и 4 курсов нет. Это свидетельствует о том, что в процессе обучения в университете атрибутивные стили существенно не изменяются. По выборке в целом у студентов 2 и 4 курса отмечается небольшое преобладание пессимизма над оптимизмом. При объяснении событий студенты более склонны акцентировать внимание на негативных аспектах. Несмотря на несколько повышенный уровень пессимизма у студентов 2 и 4 курса имеется надежда, которая показывает, что, при встрече с неблагоприятными событиями в будущем и попытках их объяснения они всё же надеются на успех.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 376 с.
2. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
3. Богданова, О.Е. Влияние эмоционального отношения студентов языкового факультета к изучению иностранного языка на успешность их когнитивного развития / О.Е. Богданова // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 6. – С. 34-38.
4. Бороздина, Г.В. Психология общения: учебник и практикум для СПО / Под общ.ред. Г. В. Бороздиной. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 463 с.
5. Булынко, Н.А. К проблеме самоэффективности личности в психологии / Н.А. Булынко // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2009. – № 2. – С. 11-17.
6. Гайдар, К.М. Динамика личностной самоэффективности студентов-психологов в период обучения в вузе / К.М. Гайдар // Известия Волгоградского педагогического университета. – 2008. – № 9. – 264 – 268 с
7. Гайдар, К.М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов / К.М. Гайдар // Психология – XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве / науч. ред. К.М. Гайдар. – Воронеж: ВГУ, 2007. – С. 4-14.
8. Гончар, С.Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов / С. Н. Гончар // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 250-253.
9. Гордеева, Т.О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подро¬стков / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вести. Моск. ун-та. – 2006. – № 3. – С. 78 -85.
10. Гордеева, Т.О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТ.О.УН / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, В.Ю. Шевяхова. – М.: Смысл, 2009. – 152 с.
11. Гордеева, Т.О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М: Смысл, 2011. – C. 131-177.
12. Гордеева, Т.О. Позитивное мышление как фактор учебных достижений / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Вопросы психологии. – 2010. – № 1. – C. 24-33.
13. Далгатов, М.М. Каузальная атрибуция и деятельность - феноменология, исследования, изменение: монография. – М.: МГУ, 2006. – 334 с.
14. Далгатов, М.М. Каузальные атрибуции достижений как фактор эффективности учебной и педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.М. Далгатов – Москва, 2006. – 26 с.
15. Дыса, Е.В. Роль самоэффективности в развитии профессионального самосознания юристов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/kochteniya1/issue/55283_full.shtml.
16. Ибляминова, М.Р. Иностранный язык в высшей школе: эффективное изучение / М.Р. Ибляминова // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2007. – № 2. – С. 11-15.
17. Исаева, З.К. Исследование стилевых и типовых особенностей каузальной атрибуции достижений / З.К. Исаева // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2016. – № 1. – С. 375-378.
18. Калитеевская, Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 49-55.
19. Капрара, Дж. Психология личности. / Дж. Капрара, Д. Сервон: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003. – 212 с.
20. Кимпаева, Э.А. Каузальная атрибуция достижений и успешность учебной деятельности студентов / Э.А. Кимпаева, М.М. Далгатов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. – № 2. – С. 11-15.
21. Кови, С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей / С.Р. Кови. – М.: Альпина Паблишерз, 2013. – 240 с.
22. Коломиец, О.В. Самоэффективность студентов гуманитарных и технических специальностей / О.В. Коломиец. – 2015. – №4. – С. 94-97.
23. Коробко, Е.С. Изучение уровня самоэффективности в юношеском возрасте / Е.С. Коробко // Научные стремления: молодежный сборник научных статей. – 2012. – № 2. – С. 34-38.
24. Кричевский, Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности / Р.Л. Кричевский // Акмеология. – 2001. – № 1. – С. 47-52.
25. Кутейников, А.Н. Психологические факторы обучаемости студентов иностранному языку в неязыковом вузе / А.Н. Кутейников. – Санкт-Петербург. гос. ун-т. – СПб., 2002. – С. 1-154.
26. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Приори, 2011. – 288 с.
27. Лебединская, С.В. К вопросу изучения самоэффективности личности как ресурсного качества у студентов гуманитарного профиля / С.В. Лебединская // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 60-66.
28. Митицина, Е.А. Теоретические основания изучения профессиональной самоэффективности студентов / Е.А. Митицина // Вестник Псковского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 376-379.
29. Муздыбаев, К. Оптимизм и пессимизм личности (опыт социолого-психологического исследования) / К. Муздыбаев // Социологические исследования. – 2003. – № 12. – С. 87-96.
30. Огнев, А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании / А.С. Огнев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 2. – С. 11-16.
31. Пасечкина, Т.Н. Использование профессионально ориентированных заданий в преподавании дисциплины «иностранный язык»: методология в примере / Т.Н. Пасечкина // Сибирский пожарно-спасательный вестник. – 2018. – № 3. – С. 58-62.
32. Посохова, С.Т. Оптимизм: психологическое содержание и личностный смысл / С.Т. Посохова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – 2009. – Вып. 1. – С. 5–16.
33. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
34. Ревтович, А. Локус контроля и оценка собственной успешности в усвоении иностранного языка / А. Ревтович // Гардеамус. – 2015. – № 1. – С. 68-69.
35. Селигман М. Новая позитивная психология / М. Селигман. – М.: Просвещение, 2006. – 368 с.
36. Селигман, М. Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь / М. Селигман. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 220 с.
37. Сычев, О. А. Психология оптимизма / О. А. Сычев. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 69 с.
38. Турова, Ю.С. Исследование социальных и психологических условий, оказывающих влияющих на преодоление академической неуспеваемости у студентов (на примере Северо-Восточного Государственного Университета г.Магадан) / Ю.С. Турова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2013. – С. 49-52.
39. Шепелева, Е.А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.А. Шепелева. – Москва, 2008. – 166 л.
40. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Минск: АСАР, 2005. – 520 с.
41. Brissette, I. The role of optimism and social network development, coping, and psychological adjustment during a life transition / I. Brissette, M.F. Scheier, C.S. Carver // Journal of Personality and Social Psychology. – 2002. – Vol. 82. – P. 102-111.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник Маддукса-Шеера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест Мартина Селигмана на уровень оптимизма – пессимизма.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Расчеты различий с помощью критерия Стьюдента в программе «Статистика».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Расчеты коэффициентов корреляции в программе «Статистика».
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник Маддукса-Шеера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест Мартина Селигмана на уровень оптимизма – пессимизма.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Расчеты различий с помощью критерия Стьюдента в программе «Статистика».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Расчеты коэффициентов корреляции в программе «Статистика».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты