Преступления против информационной безопасности по уголовному праву Республики Беларусь
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Преступления против информационной безопасности по уголовному праву Республики Беларусь»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
251.00 BYN
Преступления против информационной безопасности по уголовному праву Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Соотношение различных видов преступлений в сфере информационной безопасности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Динамика компьютерной преступности.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание информационной безопасности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Соотношение различных видов преступлений в сфере информационной безопасности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Динамика компьютерной преступности.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание информационной безопасности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статьи.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Генезис теоретических представлений и законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за преступления против информационной безопасности
1.2 Современное состояние теоретических представлений и законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за преступления против информационной безопасности
2 Уголовно-правовая характеристика преступлений против информационной безопасности в Республике Беларусь
2.1 Объект и объективная сторона преступлений против информационной безопасности
2.2 Субъект и субъективная сторона преступлений против информационной безопасности
3 Проблемные вопросы квалификации преступлений против информационной безопасности в Республике Беларусь
3.1 Отграничение преступлений против информационной безопасности от смежных составов преступлений
3.2 Практика применения уголовного законодательства по делам о преступлениях против информационной безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь нормы о «компьютерных преступлениях» впервые появились в главе 31 УК, принятом в 1999 году и введенном в действие с 01.01.2001.
На момент включения в УК соответствующих статей отсутствовал опыт в этой области и в настоящее время становится все более очевидным, что действующий уголовный закон не в полной мере позволяет эффективно бороться с преступлениями в сфере компьютерной информации.
Прямое влияние законодательной техники построения диспозиций уголовно-правовых норм и способов криминализации деяний на правоприменительную практику можно проиллюстрировать следующим примером.
Изначально основной состав преступления в ст. 349 УК был сконструирован как «несанкционированный доступ к компьютерной информации, по-влекший по неосторожности изменение, уничтожение, блокирование информации или вывод из строя компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда», а ее часть 2 предусматривала ответственность за «то же действие» при отягчающих квалифицирующих признаках. Неоднозначное понимание правоприменителями того, охватывает ли «то же действие» в ч. 2 ст. 349 УК именно действие, указанное в ч. 1, т.е. несанкционированный доступ к компьютерной информации, или необходимо обязательное наступление при этом одного из вредных последствий, перечисленных в ч. 1 ст. 349 УК, обусловило корректировку нормы Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 «О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь». Слова «то же действие» в ч. 2 ст. 349 УК заменены словами «несанкционированный доступ к компьютерной информации».
1 РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Генезис теоретических представлений и законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за преступления против информационной безопасности
В настоящее время исследователи и практики не пришли к единому пониманию термина «компьютерные преступления», кроме того авторами для описания преступлений совершенных с использованием информационных технологий либо связанных с информационной сферой используются различные термины: «компьютерные преступления», «киберпреступления», «сетевые компьютерные преступления», «преступления в сфере высоких технологий», «преступления против информационной безопасности» и другие.
На данный момент активно обсуждаются подходы к пониманию понятия и сущности компьютерной преступности. Существует несколько кардинально разных позиций в понимании этих преступлений.
По мнению Ю. М. Батурина компьютерных преступлений как особой группы преступлений в юридическом смысле не существует. Он считает, что не целесообразно использовать термин «компьютерное преступление», аргументируя тем, что преступления не принято дифференцировать по виду технических средств, при помощи которых или в отношении которых они совершаются [41, 129].
В. В. Крылов утверждает, что использование термина «компьютерные преступления» не соответствует действительности и предлагает в качестве альтернативы более широкое понятие «информационные преступления», которое позволяет абстрагироваться от конкретных технических средств. Но необходимо заметить, что данная формулировка носит оценочный характер, так как информация может выступать не только в качестве средства преступления, а так же может быть предметом преступления, вынуждая тем самым проводить анализ связи информации с преступление[2, 30].
Г. А. Яблонский, Т. В. Сафонова полагают, что применение термина «преступления в сфере информационных технологий» и синонимичных терминов («компьютерные преступления», «киберпреступления») допустимо в криминалистическом и криминологическом аспектах, но не допустимо в уголовно-правовом аспекте.
В настоящий момент законодательство Республики Беларусь использует термин «преступления против информационной безопасности», однако за-конодательством Республики Беларусь не разъясняется понятие информационной безопасности.
Раздел XII глава 31 УК предусматривает семь уголовно наказуемых составов преступлений против информационной безопасности (ст.ст. 349-355 УК).
Уголовное законодательство зарубежных стран используют различные термин. Так УК Российской Федерации и Туркменистана используют термин «преступления в сфере компьютерной информации»; УК Республики Таджикистан и УК Республики Беларусь – «преступления против информационной безопасности», УК Грузии применяет термин «компьютерные преступления», а УК Украины «Преступления в сфере использования электронно-вычислительных машин (компьютеров), систем и компьютерных сетей и сетей электросвязи».
Белорусский исследователи Д. Г. Полещук ставят под сомнение верность применения термина «преступления против информационной безопасности» в УК Республики Беларусь. Он считает, что более подходящий термин – киберпреступление.
2 Уголовно-правовая характеристика преступлений против информационной безопасности в Республике Беларусь
2.1 Объект и объективная сторона преступлений против информационной безопасности
Вопросы обеспечения информационной безопасности в настоящее время становятся все более и более актуальными, затрагивая интересы широкого круга субъектов. Объемы информации, информационные технологии и процессы глобализации формируют условия, в рамках которых мировое информационное пространство становится средством достижения различных целей, уникальным феноменом и новой сферой жизнедеятельности социума. Так, по информации Национального статистического комитета, в Республике Беларусь число абонентов Интернета (физических и юридических лиц) в конце 2018 г. достигло 12,7 млн, т. е. практически каждый житель страны дома или на работе пользуется Интернетом [21].
Динамика обусловлена, в том числе, ростом числа зарегистрированных в Республике Беларусь фактов несанкционированного доступа к компьютерной информации. Количество зарегистрированных случаев несанкционированного доступа к компьютерной информации в Республике Беларусь за последние 5 лет возросло более, чем в 21 раз (2015 г. – 102; 2016 г. – 258; 2017 г. – 462; 2018 г. – 912; 2019 г. – 2185) [7]. Для более наглядного понимания масштаба роста преступности в данной области составлена диаграмма с достоверной информацией.
Одновременно информация и информационная технология нередко начинают выступать как источниками угроз информационной безопасности, так и объектом противоправных посягательств в отношении государства, общества и даже отдельного человека, создавая предпосылки формированию эффективных охранительных норм уголовного права.
Вместе с тем проблема уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере обеспечения информационной безопасности в контексте различных ее аспектов, таких как кибербезопасность (компьютерная (цифровая) безопасность), защита информации ограниченного распространения (на примере информации о частной жизни и персональных данных) и защита от информации, распространение которой запрещено законодательными акта-ми, не нашла своего комплексного рассмотрения в белорусской науке уголовного права. При этом с позиции уголовного права отдельно остаются не-изученными многие новые деяния, совершаемые с использованием информационных технологий (DDoS-атаки, «спам», незаконный оборот паролей и др.), или посягающие на информационную безопасность личности (в частности, защита персональных данных в цифровую эпоху). Последние уголовно-правовые исследования в сфере обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь касаются рассмотрения отдельных составов преступлений гл. 31 УК (ст.ст. 349, 352 УК и др.) и частных проблем правоприменительной практики, однако вопросы защиты от незаконных действий с вредоносными компьютерными программами (ст. 354 УК), как одного из основных деяний, посягающих на кибербезопасность (компьютерную (цифровую) безопасность), ранее системному исследованию в науке белорусского уголовного права не подвергались.
3 Проблемные вопросы квалификации преступлений против информационной безопасности в Республике Беларусь
3.1 Отграничение преступлений против информационной без-опасности от смежных составов преступлений
Установив уголовную ответственность за несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст. 349 УК), зафиксировав это в статье, «открывающей» главу о преступлениях против информационной безопасности, законодатель считает Н. А. Швед, на самом деле, определили основы компьютерных преступлений, остановились на признаках состава этого преступления [41, с. 36]. Однако кажется, что несанкционированный доступ к компьютерной информации - это, скорее, способ обеспечения незаконного воздействия на компьютерную информацию, криминализируемый статьями 350-352 УК и с которым должна быть связана повышенная уголовная ответственность. В связи с этим, чтобы обеспечить логичное и последовательное построение норм в главе о преступлениях против информационной безопасности, состав несанкционированного доступа к компьютерной информации должен располагаться после состава незаконного изъятия компьютерной информации. Родовой объект всех видов преступлений против информационной безопасности один и тот же, в отличие от непосредственного объекта. В случае несанкционированного доступа нарушается установленный порядок ознакомления с информацией и доступа к ней. Непосредственным объектом незаконного завладения компьютерной информацией являются связи с общественностью, устанавливающие порядок получения компьютерной информации.
Предметом преступлений по статьям 349 и 352 УК является компьютерная информация. Однако, информация, передаваемая по каналам связи, необоснованно не включается в диспозицию статьи 349 УК как предмет преступления, особенно с учетом широкого использования беспроводных технологий для ее передачи различного типа (для например, Wi-Fi, WiMax, EDGE и т. д.).
Указанные составы преступления являются материальными и предусматривают наступление общественно опасных последствий. При этом на практике в подавляющем большинстве случаев незаконному изъятию с минимальным временным интервалом предшествует несанкционированный доступ. В случае причинения значительного вреда только в результате незаконного изъятия компьютерной информации и при отсутствии квалифицирующих признаков, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 349 УК, состав несанкционированного доступа будет отсутствовать, а акт подлежит квалификации по статье 352 УК и статье 22.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (Кодекс об административных правонарушениях). Следовательно, для правильной квалификации этих действий необходимо точно установить, в результате каких конкретных действий наступили последствия, предусмотренные диспозицией статей, и причинно-следственную связь между ними. При этом мы считаем, что факт несанкционированного доступа к компьютерной информации автоматически делает не-законным последующий захват компьютерной информации, поэтому устанавливать факт незаконности последующего получения информации не нужно.
Согласны с Н. А. Шведом в том, что действие, предусмотренное статьей 352 УК, характеризуется определенной направленностью умысла и вряд ли может действовать как следствие несанкционированного доступа [2]. Исключение составляет автоматическое копирование компьютерной информации в оперативную память компьютера при доступе к ней. Однако такое копирование компьютерной информации является автоматическим (неконтролируемым) временным процессом, выполняющим вспомогательную функцию по отношению к работе компьютера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изложенное позволяет нам выдвинуть на обсуждение некоторые позиции о возможных путях и перспективах развития дифференциации уголовной ответственности за посягательства киберэкстремистской направленности, включая кибертерроризм и кибердиверсии, на межгосударственном и национальном уровнях.
1. Назрела необходимость законодательного решения вопроса о криминализации (пенализации) проявлений международного и внутригосударственного киберэкстремизма (кибертерроризма, кибердиверсий).
2. Введение специальных уголовно-правовых норм, отражающих особенности киберпространства, дифференциация оснований, условий и объема уголовной ответственности с учетом масштабов распространения новых угроз международной и национальной безопасности при использовании ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет, полагаем, целесообразны в таких направлениях борьбы с ними, как:
- создание, руководство киберэкстремистским формированием;
- планирование, подготовка, финансирование деятельности киберэкстремистского формирования и участие в нем в какой бы то ни было форме;
- организация, руководство, подготовка, участие в совершении акта терроризма или диверсии с использованием киберпространства, его ресурсов и технологий;
- содействие совершению кибертерроризма или кибердиверсии в какой бы то ни было форме (вербовка участников, обучение, иная подготовка, финансирование, предоставление или сбор информации, других средств для кибертеррористических актов, диверсий, иных киберпреступлений экстремистской направленности).
1. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 20 апр. 2016 г., № 358-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. О вопросах создания и применения системы видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 28 нояб. 2013 г., № 527 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Национальный статистический комитет. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/.
4. О некоторых вопросах безопасной эксплуатации и надежного функционирования критически важных объектов информатизации [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 марта 2012 г., № 293 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. О некоторых мерах по обеспечению безопасности критически важных объектов информатизации [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 25 окт. 2011 г., № 486 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. О порядке выдачи разрешений юридическим лицам на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты [Электронный ресурс] : Постановление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, 15 февр. 2008 г., № 8 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. О порядке доступа к государственным секретам иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за границей [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 12 июня 2006 г., № 389 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8. О почтовой связи [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 15 дек. 2003 г., № 258-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9. О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном обеспечении сохранности секретной информации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 года [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 23 окт. 2014 г., № 195-З // ЭТА-ЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10. О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2015 г., № 234З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11. О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о взаимном обеспечении защиты государственных секретов Республики Беларусь и государственной тайны Российской Федерации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2004 г., № 265-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 15 марта 2016 г., № 98 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр право-вой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» [Электронный ресурс] : Решение Конституционного Суда Республики Беларусь, 8 июля 2010 г., № Р-487/2010 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 185. – 6/917.
14. О средствах массовой информации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2008 г., № 427-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 2011 г., № 323-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Об уполномоченном государственном органе по защите государственных секретов [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 2 июня 2003 г., № 221 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за технической защитой государственных секретов [Электронный ресурс] : приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, 29 июля 2013 г., № 48 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Об утверждении Положения о государственном надзоре за электросвязью в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 авг. 2006 г., № 1054 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Об утверждении Положения о Национальном архивном фонде Республики Беларусь, а также сети государственных архивных учреждений Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 20 сент. 1996 г., № 373 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия операторов почтовой связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 5 янв. 2015 г., № 4 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
23. Об утверждении Правил оказания услуг специальной связи [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 июня 2014 г., № 563 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
24. Об утверждении Правил оказания услуг электросвязи [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 авг. 2006 г., № 1055 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. Об утверждении Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 7 сент. 2001 г., № 475 (подписан в г. Москве 23.12.2014 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
26. Об экспертных комиссиях по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 авг. 2014 г., № 810 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
27. Об экспертных комиссиях по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 окт. 2008 г., № 1571 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28. Об электронном документе и электронной цифровой подписи [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 28 дек. 2009 г., № 113-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
29. Об электросвязи [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 19 июля 2005 г., № 45-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
30. Соглашение между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16 июня 2009 года [Электронный ресурс] / Законодательство стран СНГ. – Режим доступа: base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=28340.
31. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.01.2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
32. Архив суда Дрибинского района за 2015 г. – Уголовное дело № 15127090021.
33. Архив суда Заводского района г. Минска за 2016 г. – Уголовное дело № 1-7/16.
34. Архив суда Октябрьского района г. Витебска за 2008 г. – Уголовное дело № 1-455/08.
35. Архив суда Октябрьского района г. Минска за 2015 г. – Уголовное дело № 1-24/15.
36. Архив суда Октябрьского района г. Могилева за 2014 г. – Дело № 22-185-2014.
37. Архив суда Фрунзенского района г. Минска за 2013 г. – Уголовное дело № 1-87/13.
38. Ахраменка, Н. Реализация в Беларуси международных стандартов уголовно-правового запрета общественно опасного доступа к компьютерной системе / Н. Ахраменка // Судовы веснiк. – 2009. – № 4. – С. 75–79.
39. Ахраменка, Н. Ф. Проблемные вопросы судебной практики по квалификации преступлений против информационной безопасности / Н. Ф. Ахраменка // Судебная практика в контексте принципов законности и права : сб. науч. тр. / редкол.: В. М. Хомич (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Тесей, 2006. – С. 138–147.
40. Ахраменка, Н. Ф. Проблемы криминализации общественно опасного поведения с использованием информационно-вычислительных систем : автореферат дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 / Н. Ф. Ахраменка ; Белорус. гос. ун-т. – Минск, 1996. – 20 с.
41. Батурин, Ю.М. Проблемы компьютерного права / Ю.М. Батурин. – М.: Юрид. лит., 1999. – 272 с.
42. Безрукова, О. В. Правовые основы противодействия терроризму в зарубежном праве [Электронный ресурс] / О. В. Безрукова, Г. Б. Романовский // Всерос. науч.-практ. журн. «Экономика, педагогика и право». – 2017. – № 2. – Режим доступа: http://ecoedulaw.ru.
43. Большой толковый словарь русского языка / редкол.: С. А. Кузнецов (гл. ред.) [и др.]. – СПб. : Норинт, 2004. – 1536 с.
44. Бражник, С. Д. Преступления в сфере компьютерной информации: проблемы законодательной техники : дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 / С. Д. Бражник. – Ижевск, 2002. – 189 с.
45. Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 5 февр. 1999 г., № 81 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
46. Генералова, Я. Ю. Профилактика информационного терроризма в сети «Интернет» / Я. Ю. Генералова // Криминологические основы уголовного права : материалы X Рос. конгресса уголовного права, Москва, 26–27 мая 2016 г. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; отв. ред. В. С. Комисса-ров. – М. : Юрлитинформ, 2016. – С. 492–494.
47. Грунтов, И. О. Принцип личной виновной ответственности в уголовном законодательстве / И. О. Грунтов. – Минск : Тесей, 2012. – 366 с.
48. Данильченко, Э. Д. Правовая основа противодействия правоохранительных органов кибертерроризму / Э. Д. Данильченко // Транспортное право. – 2015. – № 4. – С. 27–32.
49. Дубко, А. М. Неправомерное завладение компьютерной информацией как преступление против информационной безопасности: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / А. М. Дубко; Белорус. гос. ун-т. – Минск, 2021. – 26 с.
50. Емельянов, В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование / В. П. Емельянов. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2002. – 291 с.
51. Капитонова, Е. А. Современный терроризм : моногр. / Е. А. Капитонова, Г. Б. Романовский. – М. : Юрлитинформ, 2015. – 216 с.
52. Ковлагина, Д. А. Информационный терроризм: понятие, уголовно-правовые и иные меры противодействия : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 / Д. А. Ковлагина ; Сарат. гос. юрид. акад. – Саратов, 2016. – 34 с.
53. Крылов, В.В. Информационные компьютерные преступления / В.В. Крылов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 276 с.
54. Лосев, В. В. Преступления против информационной безопасности : метод. рекомендации к курсу «Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть» / В. В. Лосев. – Брест : Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2000. – 45 с.
55. Лосев, В. В. Существенный вред в составах преступлений против интересов службы / В. В. Лосев // Законность и правопорядок. – 2013. – № 4. – С. 57–61.
56. Лосев, В.В. Преступления против информационной безопасности / В.В. Лосев // Судовы веснiк. – 2002. – № 1. – С. 40–43.
57. Макаров, О. С. Правовое обеспечение информационной безопасности на примере защиты государственных секретов государств – участников Содружества Независимых Государств : автореф. дис. д-ра юрид. наук : 12.00.13 / О. С. Макаров ; науч. конс. Т. А. Полякова. – М., 2013. – 52 с.
58. Марчук, В. В. Терминология уголовного закона и квалификация преступлений [Электронный ресурс] / В. В. Марчук // Электронная библиотека БГУ. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/19832.
59. Мичулис, А. А. Уголовно-правовые меры обеспечения информационной безопасности и направления их совершенствования / А. А. Мичулис, Э.Ф. Мичулис // Актуальные проблемы совершенствования уголовного законодательства Республики Беларусь на современном этапе / О. И. Бахур [и др.] ; под ред. Д. В. Шаблинской. – Минск : Белпринт, 2015. – 555 с.
60. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.] ; под ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича.– 2-е изд., с изм. и доп. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
61. Основные показатели развития связи общего пользования [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет. – 2019. – Режим доступа : http://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/realny-sector-ekonomiki/svyaz-i-informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii/godovyedannye/.
62. Паненков, А. А. Кибертерроризм как реальная угроза национальной безопасности России [Электронный ресурс] / А. А. Паненков // Право и кибербезопасность. – 2014. – № 1. – С. 12–19. – Режим доступа: http://отрасли-права.рф/article/3479.
63. По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 УК Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального за-кона «Об оружии» в связи с жалобой гражданки Н. В. Урюпиной [Электронный ресурс] : постановление Конституционного Суда Российской Федер., 17 июня 2014 г., № 18-П // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Рос-сийской Федерации. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-17062014-n/.
64. Повышение эффективности конституционного правосудия в защите прав и свобод человека (выступление на 5-й ежегодной Черноморской региональной конференции «Свобода и безопасность: усиление эффективности конституционной жалобы», 27–28 июля 2015 г., г. Батуми) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kc.gov.by/main.aspx?guid=21925.
65. Полешук, Д.Г. Понятие и объект преступления против информационной безопасности / Д.Г. Полешук // Право.by. – 2016. – № 6(44). – С. 87–92.
66. Рарог, А. И. Квалификация преступлений по субъективным признакам / А. И. Рарог. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2002. – 123 с.
67. Савенок, А. Л. Теория эффективности уголовного закона / А. Л. Савенок ; Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь. – Минск : Академия МВД, 2017. – 258 с.
68. Сафонова, Т.В. Понятие и возможность применения термина «преступления в сфере информационных технологий» и синонимичных терминов в законодательстве Республики Беларусь / Г.А. Яблонский, Т.В. Сафонова // Традиции и инновации в праве: материалы междунар. науч.-практ. конф., Новополоцк, 6–7 окт. 2017 г. – Новополоцк: ПГУ, 2016. – 56 с.
69. Степанов-Егиянц, В. Г. Ответственность за преступления против компьютерной информации по уголовному законодательству Российской Федерации / В. Г. СтепановЕгиянц. – М. : Статут, 2016. – 190 с.
70. Тер-Акопов, А. А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции) / А. А. Тер-Акопов. – М. : Изд-во МНЭПУ, 1998. – 196 с.
71. Уголовный кодекс Грузии [Электронный ресурс] : 22 июля 1999 г., № 2287-вс. – Режим доступа: https://matsne.gov.ge/ka/document/download/16426/143/ru/pdf.
72. Услинский, Ф. А. Кибертерроризм в России: его свойства и особенности / Ф. А. Услинский // Право и кибербезопасность. – 2014. – № 1. – С. 6–11.
73. Учебник уголовного права. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. – М. : СПАРК, 1996. – 412 с.
74. Хилюта, В. В. Хищение с использованием компьютерной техники: история и современность [Электронный ресурс] : [по состоянию на 05.09.2011 г.] / В. В. Хилюта // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
75. Швед, Н. А. Уголовная ответственность за несанкционированный доступ к компьютерной информации : автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / Н. А. Швед; Белорус. гос. ун-т. – Минск, 2010. – 26 с.
76. Шиенок, В. П. Очерки гуманистической методологии национальной юриспруденции : моногр. / В. П. Шиенок. – Минск : Междунар. ун-т «МИТСО», 2016. – 158 с.
77. Юсупов, Р. М. Институт государственной тайны: постсоветское пространство / Р. М. Юсупов, М. А. Вус // Управленческое консультирование. – № 4. – 2017. – С. 8–13.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Соотношение различных видов преступлений в сфере информационной безопасности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Динамика компьютерной преступности.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание информационной безопасности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Соотношение различных видов преступлений в сфере информационной безопасности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Динамика компьютерной преступности.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание информационной безопасности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статьи.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты