Взаимосвязь механизмов психологической защиты и конфликтного поведения в подростковом возрасте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь механизмов психологической защиты и конфликтного поведения в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Взаимосвязь механизмов психологической защиты и конфликтного поведения в подростковом возрасте
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Школа № 208, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ОТНОШЕНИЯ К КОНФЛИКТАМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Феномен психологической защиты в зарубежной и отечественной психологии и особенности его проявления в подростковом возрасте
1.2 Внутриличностный конфликт и отношение к конфликтам в подростковом возрасте
1.3 Соотношение механизмов психологической защиты и отношения к конфликтам в подростковом возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ОТНОШЕНИЯ К КОНФЛИКТАМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Описание процедуры и хода исследования
2.3 Анализ результатов исследования механизмов психологической защиты у подростков
2.4 Результаты исследования отношения к конфликтам у подростков
2.5 Анализ результатов исследования взаимосвязи механизмов психологической защиты и отношения к конфликтам в подростковом возрасте
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается рост негативных тенденций в развитии личности подростка. В подростковом возрасте исследователями отмечаются различные виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, ролевой, адаптационный, конфликт неадекватной самооценки, нереализованного желания) [4, с. 297]. Длительные внутренние конфликты часто препятствуют развитию личности подростка. Возникающие и переживаемые подростком внутриличностные конфликты могут приводить к утрате уверенности в своих возможностях, формированию комплекса неполноценности, нарушению социальной адаптации. Сам подросток во многих случаях не способен адекватно оценить все обстоятельства и выбрать то поведение, которое могло бы избавить его от внутренних неприятных, противоречивых переживаний. В этом случае возможен сбой работы защитных механизмов, стабилизирующих самовосприятие подростка и отношения его к окружающим его людям. Испытываемое в подростковом возраст внутреннее напряжение, дискомфорт, часто не только мешающий конструктивному разрешению возникшей проблемы, но и дестабилизирующий личность в целое, требует своего разрешения. На этом фоне требуется коррекция механизмов психологической защиты – оптимизация системы реакций подростка, помогающей устранить, или снизить степень негативных, травмирующих личность переживаний.
Речь идет о внутриличностным конфликте – то есть конфликте между различными тенденциями в психике и личности подростка. Данный возрастной этап отличается тем, что появляются качественно новые психические явления, среди внутриличностные конфликты.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ОТНОШЕНИЯ К КОНФЛИКТАМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Феномен психологической защиты в зарубежной и отечественной психологии и особенности его проявления в подростковом возрасте
В психологической науке существуют различные взгляды на феномен психологической защиты. С позиций ортодоксального психоанализа, природа защитных механизмов носит бессознательный характер. Согласно З. Фрейду, «защитные механизмы начинают функционировать, когда «Я» подвергается чрезмерной, угрожающей для него активности побуждений и соответствующих им аффектов со стороны «Оно», «Сверх-Я» или внешнего мира. Уменьшая тревогу, которая вызвана внутренним конфликтом, «Я» пытается сохранить интегративность и адаптивность личности путем использования защитных механизмов» [18, с. 218].
В работах X. Харманна признается, что защитные механизмы «Я» одновременно выполняют функцию контроля влечений и способа адаптации к внешнему мира. Его идеи впоследствии стали активно развивать другие ученые, которым удалось экспериментальным путем подтвердить то, что механизмы защиты позволяют оптимальное равновесие между индивидом и средой [18, с. 218].
Взгляды Р. Плутчика на психологическую защиту также нашли одобрение в научном сообществе. Автор пришел к тому, что «защитные механизмы психики формируются для того, чтобы помочь индивиду справляться с внутренними и внешними напряжениями, и они тесно связаны с первичными эмоциями и острыми переживаниями» [18, с. 229].
В российской психологии феномен психологической защиты широко обсуждаются, складываются разные подходы к их изучению. Как правило, ученые опираются на труды и методологию зарубежных авторов. В целом, можно выделить два направления:
– психологическая защита рассматривается как внутреннее образование, позволяющее поддерживать эмоциональный комфорт, не допускать в сознание самые негативные переживания и мысли, которую могут разрушить целостность личности [39];
– механизмы защиты анализируют в контексте совладающего поведения, понимают под ними непродуктивные способы разрешения стрессовой или проблемной ситуации, так как они нарушают адекватность восприятия человека, что в итоге выступает барьером для личностного развития [5].
Ф.В. Бассин под психологической защитой понимает «динамическую систему установок личности в ситуации конфликта установок. Психологическая защита осуществляется не только в специфических ситуациях для предотвращения дезорганизации поведения при столкновении сознания и бессознательного, но и при конфликтном взаимодействии вполне осознаваемых, но аффективно окрашенных установок» [5, с. 83].
В работах современных авторов подчеркивается, что привычная для личности в обыденных условиях защита, в экстремальных и критических жизненных условиях имеют особенность закрепляться, становиться фиксированными психологическими защитами. Это позволяет обеспечить бессознательную компенсацию тревоги и психологического стресса [10, с. 108].
Р.Ю. Ветров под психологической защитой понимает «систему механизмов, которые направлены на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, ставящих под угрозу целостность личности. Психологическая защита по своим проявлениям является формой бессознательной психической активности, которая формируется в онтогенезе на основе взаимодействия типологических свойств с индивидуальными, конкретно-историческим опытом развития личности» [10, с. 109].
Интегральный подход анализирует психологическую защиту рассматривается как средство адаптации личности, способствующее установлению психологического комфорта. По мнению А.А. Налчаджян, «психологическая защита – важный аспект процесса адаптации личности к социальным проблемным ситуациям и выделяет основные адаптивные комплексы, к которым прибегает индивид в данных ситуациях: незащитные, защитные и смешанные. Защитные адаптивные комплексы используются личностью при адаптации с сохранением проблемной ситуации, в которой они, будучи приобретенными ранее, вновь актуализируются» [27, с. 12].
Ряд авторов (А.М. Богомолов, А.Г. Портнова и др.) вслед за А.А. Налчаджян изучали феномен психологической защиты в контексте адаптации личности в окружающей действительности. Авторы говорили о том, что «психологическая защита позволяет индивиду мобилизовать свой личностный потенциал и организовать адаптационный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями, что способствует сохранению внутреннего равновесия и предотвращает нарушение поведения и деятельности» [7, с. 34].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ОТНОШЕНИЯ К КОНФЛИКТАМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи механизмов психологической защиты и отношения к конфликтам в подростковом возрасте нами было проведено эмпирическое исследование.
Этапы исследования:
1) теоретический анализ по теме исследования, выбор и обоснование психодиагностических методик, формирование выборочной совокупности;
2) проведение психодиагностических методик, направленных на выявление механизмов психологической защиты и отношения к конфликтам в подростковом возрасте;
3) статистическая обработка данных, позволяющая установить взаимосвязь механизмов психологической защиты и отношения к конфликтам в подростковом возрасте, интерпретация результатов и составление на этой основе выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 208 г. Минска». В исследовании приняли участие 30 учащихся 9-10 классов в возрасте 14-15 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь механизмов психологической защиты и отношения к конфликтам в подростковом возрасте.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте [24].
Цель: выявить механизмы психологической защиты «Я».
В ходе проведения методики экспериментатор предлагает испытуемым бланк с утверждениями. Вслух зачитывается инструкция. После сбора эмпирических данных психолог проводит обработку с помощью ключа.
Преимущество методики: она позволит выявить напряжённость ряда механизмов защиты: 1) отрицание; 2) вытеснение; 3) замещение; 4) компенсация; 5) проекция; 6) рационализация; 7) регрессия; 8) реактивные образования, которые необходимы для описания психологической защиты подростков.
По утверждению В.Г. Каменской, Р.М. Грановской, «наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения» [18].
2. Методика измерения психологической защиты (Е.Р. Пилюгина, Р.Ф. Сулейманов) [33].
Цель: диагностика различных типов механизмов защиты.
С помощью методики можно выявить 4 группы механизмов:
– психотические механизмы: сюда входит диссоциация, регрессия, ипохондрия, изоляция, вытеснение;
– инфантильные механизмы: замещение, проекция, компульсивное поведение, пассивная агрессия, отрицание;
– невротические механизмы: рационализация, избегание, реактивное образование, компенсация, всемогущий контроль;
– адаптивные механизмы: сублимация, альтруизм, подавление, предвосхищение, юмор.
Опросник включает 105 утверждений, которые распределяются по 20 шкалам (механизмам защиты), и 5 утверждений составляют шкалу лжи.
Испытуемому предлагается оценить утверждения по шкале от 1 до 9 баллов. Возможный диапазона результатов: 5-45 баллов.
Критерии оценки:
– высокие показатели - 33-45 баллов;
– средние показатели - 18-32 баллов;
– низкие показатели - 5-17 баллов.
3. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева [25].
Цель: изучить структуру самоотношения – эмоционально-ценностного компонента самосознания, различные аспекты «Я».
Преимущество методики: она позволит выявить следующие аспекты самоцтношения: открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное «Я,» самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение.
Опросник включает 110 утверждений по 9 шкалам, которые необходимо оценить согласием «+» или несогласием «–» с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что психологическая защита - это совокупность механизмов, направленных на поддержание эмоционального комфорта, снижение негативных переживаний, обусловленных внутриличностным конфликтом. Психологическая защита в подростковом возрасте имеет свои отличительные черты. Это, прежде всего, связано с возрастной спецификой и психологическими особенностями данного этапа. В психологии принято относить подростковый возраст к критическому этапу, который характеризуется многими изменениями в личности и поведении. Психологическая защита в подростковом возрасте проявляется в следующем: подросток не хочет менять мнение о себе, подвергает критике любые высказывания в свой адрес, касающиеся его личности, так как это, по его мнению, нарушает целостность личности. Формирование защиты происходит в тесной связи с инстинктивными побуждениями, возрастной агрессией и тревогой, на фоне внутриличностных конфликтов. В целом, внутренняя противоречивость подросткового возраста вступает предпосылкой для актуализации психологической защиты.
Внутриличностный конфликт – это противоречие, обусловленное столкновение противоположно направленных подструктур личности (желание, потребностей, интересов, мотивов, ценностей, целей, убеждений и других диспозиций). В подростковом возрасте повышается роль самооценки, способности подростков к восприятию себя и самооцениванию. У него повышается интерес к внутреннему миру, потребность познавать себя. Эти личностные особенности служат фундаментом для появления противоречий между уровнем притязаний и уровнем самооценкой, желаемым и действительным. Внутриличностный конфликт в подростковом возрасте может проявляться в виде агрессии как формы конфликтного поведения. Агрессивность, появляющаяся вследствие внутриличностного конфликта, может проявляться как по отношению к другим, так и по отношению к себе. Подростковую конфликтность мы рассматриваем мы состояние дезинтеграции личности, которое выражается в обострении противоречий между различными сторонами личности, что сопровождается негативными переживаниями по отношению к своей личности и проявляется в дисбалансе защитных механизмов.
1. Абабков, В. А. Защитные психологические механизмы и копинг: анализ взаимоотношений / В. А. Абабков // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии «Ананьевские чтения – 2004» : материалы науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 26–28 окт. 2004 г. / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. Л. А. Цветковой, Г. М. Яковлева. – СПб., 2004. – С. 14–22.
2. Алимова, Е. Г. К вопросу об использовании защитных механизмов в подростковом возрасте в зависимости от самооценки / Е. Г. Алимова // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию фак. психологии Омс. гос. ун-та, Омск, 4–5 окт. 2018 г. / Омс. гос. ун-т ; редкол.: А. Ю. Маленова (отв. ред.) [и др.]. – Омск, 2018. – С. 125–128.
3. Антилогова, Л. Н. Виды психологической защиты у девиантных подростков / Л. Н. Антилогова, Л. А. Рассудова // Психопедагогика в правоохран. органах. – 2012. – № 2. – С. 136–142.
4. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М. : ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
5. Бассин, Ф. В. Проблема психологической защиты / Ф. В. Бассин, М. К. Бурлакова, В. Н. Волков // Психол. журн. – 2008. – № 3. – С. 79–86.
6. Богомаз, С. Л. Психологическая защита личности: методология, механизмы, инструментарий / С. Л. Богомаз // Ученые записки УО «ВГУ имени П. М. Машерова» : сб. науч. тр. / редкол.: А. В. Егоров (гл. ред.) [и др.]. – 2008. – Т. 7. – С. 228–254.
7. Богомолов, А. М. Структурно-динамическая модель системы психологической защиты личности / А. М. Богомолов, А. Н. Портнова // Успехи соврем. естествознания. – 2005. – № 3. – С. 27–29.
8. Бочарова, Е. С. Проблема агрессивного поведения подростков и старшеклассников / Е. С. Бочарова // Научное сообщество студентов : сб. материалов XIХ Междунар. студен. науч.-практ. конф., Чебоксары, 15 марта 2019 г. / Чуваш. гос. ун-т, Актюбин. регион. гос. ун-т ; редкол.: Т. В. Яковлева (отв. ред.) [и др.]. – Чебоксары, 2019. – С. 28–31.
9. Васюк, Д. А. Исследование защитных механизмов и форм агрессивного поведения подростков [Электронный ресурс] / Д. А. Васюк // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2014. – Т. 26. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2014/64350.htm. – Дата доступа: 14.05.2021.
10. Ветров, Р. Ю. Психологическая защита личности / Р. Ю. Ветров // Науч. проблемы гуманитар. исслед. – 2012. – № 1. – С. 106–114.
11. Вышинская, Е. Г. Проблема психологической защиты личности в отечественной и зарубежной психологии / Е. Г. Вышинская // Вестн. Полоц. гос. ун-та. – 2006. – № 5. – С. 61–65.
12. Ганеева, А. А. Особенности проявления механизмов защиты подростков в конфликтных ситуациях, в зависимости от социально-психологического типа личности / А. А. Ганеева // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. – 2012. – № 2. – С. 152–156.
13. Грановская, Р. М. Психологическая защита : монография / Р. М. Грановская – СПб. : Речь, 2007. – 297 с.
14. Гришанкова, Е. И. Внутриличностные конфликты как неотъемлемая составляющая структуры личности в подростковом возрасте / Е. И. Гришанкова // Вестн. науки и творчества. – 2020. – № 4. – С. 22–24.
15. Ильясов, А. А. Механизмы психологических защит и их влияние на личность / А. А. Ильясов // Череповецкие научные чтения – 2012 : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Череповец, 7–8 нояб. 2012 г. / Череповец. гос. ун-т ; редкол.: Н. П. Павлова (отв. ред.) [и др.]. – Череповец, 2013. – С. 84–86.
16. Каменская, В. Г. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит / В. Г. Каменская, С. В. Зверев // Психол. журн. – 2005. – Т. 26, № 4. – С. 77–88.
17. Каменская, В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта : учеб. пособие для студентов пед. и психол. специальностей вузов / В. Г. Каменская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 149 с. – (Серия «Авторский учебник»).
18. Косимова, М. Б. Природа и особенности проявления защитных механизмов в подростковом возрасте / М. Б. Косимова // Путь в пед. науку: проблемы и решения. – 2020. – № 6. – С. 115–122.
19. Красильников, И. А. Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация : учеб. пособие к спецкурсу для студентов фак. философии и психологии / И. А. Красильников. – Саратов : Сарат. гос. ун-т, 2006. – 110 с.
20. Кружкова, О. В. Психологические защиты личности : учеб. пособие / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург : Рос. гос. проф. пед. ун-т, 2006. – 153 с.
21. Курбанова, З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Изв. ЮФУ. Техн. науки. – 2006. – № 1. – С. 91–95.
22. Мелоян, А. Э. Особенности проявления защитных механизмов при развитии самоотношения подростков из полных и неполных семей / А. Э. Мелоян // Вестн. Минин. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 10–20.
23. Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика – Келлермана – Конте // Психологическая защита у детей : монография / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб., 2006. – С. 261–265.
24. Методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева // Настольная книга практического психолога : учеб. пособие / сост.: С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. – СПб., 2008. – С. 141–157.
25. Муслумов, Р. Р. Взаимосвязь психологических защит подростков с разными типами акцентуаций характера / Р. Р. Муслумов, А. А. Печеркина, И. П. Веденкина // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2019. – Т. 25, № 1. – С. 160–168.
26. Налчаджян, А. А. Психологические защитные механизмы / А. А. Налчаджян // Самосознание и защитные механизмы личности : хрестоматия / ред. Д. Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 395–481.
27. Новгородцева, А. П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А. П. Новгородцева // Культур.-ист. психология. – 2006. – № 3. – С. 38–50.
28. Опросник агрессивности Л. Г. Почебут // Основы этнической психологии : учеб. пособие / Ю. П. Платонов. – СПб., 2003. – С. 383–385.
29. Особенности психологической защиты у подростков с разным уровнем суицидального риска / Т. В. Казакова [и др.] // Соврем. проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 632.
30. Павлова, Т. В. Внутриличностные конфликты современных подростков / Т. В. Павлова, О. А. Бенькова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования : сб. науч. ст. междунар. конф., Барнаул, 20–24 окт. 2015 г. / Алтайс. гос. ун-т ; редкол.: Е. Д. Родионов (отв. ред.) [и др.]. – Барнаул, 2015. – С. 2007–2013.
31. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Изв. ЮФУ. Техн. науки. – 2006. – № 1. – С. 95–99.
32. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология : учеб. пособие / Л. А. Пергаменщик. – Минск : Выш. шк., 2004. – 288 с.
33. Пилюгина, Е. Р. Методика измерения психологической защиты / Е. Р. Пилюгина, Р. Ф. Сулейманов // Эксперимент. психология. – 2020. – Т. 13, № 2. – С. 194–209.
34. Подольская, И. В. Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития / И. В. Подольская // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. – 2008. – № 2. – С. 47–52.
35. Пономарева, И. В. Возрастные различия в системе психологической защиты в подростковом и юношеском возрасте / И. В. Пономарева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании : сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т ; редкол.: Л. А. Цветкова (гл. ред.) [и др.]. – М., 2020. – Вып. 3. – С. 567–574.
36. Реан, А. А. Психология и педагогика : учеб. для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2002. – 432 с. – (Серия «Учебник нового века»).
37. Романова, Е. С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика : монография / Е. С. Романова ; Моск. гор. пед. ун-т. – Мытищи : Талант, 1996. – 141 с.
38. Рубцова, О. В. Внутренний ролевой конфликт подросткового возраста и возможности его преодоления / О. В. Рубцова // Теорет. и эксперимент. психология. – 2011. – № 2. – С. 62–70.
39. Скиба, Н. В. Психологическая защита как средство личностного развития подростков : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Н. В. Скиба ; Курс. гос. ун-т. – Курск, 2006. – 20 с.
40. Соловьева, А. В. Специфика психологической защиты в подростковом возрасте / А. В. Соловьева // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Соц. работа. Ювенология. Социокинетика. – 2007. – Т. 13, № 2. – С. 159–163.
41. Субботина, Л. Ю. Психология защитных механизмов личности : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Ю. Субботина. – Ярославль : Ярослав. гос. ун-т, 2013. – 452 с.
42. Устюжина, О. Н. Предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций в подростковом возрасте / О. Н. Устюжина, Г. Гамирова // Управление социальными инновациями : сб. науч. ст. конф., Чебоксары, 15–21 окт. 2019 г. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; редкол.: Е. А. Ильина (отв. ред.) [и др.]. – Чебоксары, 2019. – С. 336–341.
43. Фоменко, Н. В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка / Н. В. Фоменко // Вестн. Таганрог. ин-та. – 2014. – № 2. – С. 201–205.
44. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы : кн. для практ. психологов : пер. с англ. / А. Фрейд. – М. : Педагогика-Пресс, 2013. – 144 с.
45. Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Б. И. Хасан. – 2-е изд., стер. – М. : Юрайт, 2018. – 204 с. – (Серия «Авторский учебник»).
46. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учеб. для акад. бакалавриата / О. В. Хухлаева. – М. : Юрайт, 2016. – 367 с.
47. Черенева, Е. А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности / Е. А. Черенева // Вестн. Томс. гос. пед. ун-та. – 2013. – № 6. – С. 122–126.
48. Шабалин, О. М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности / О. М. Шабалин // Психопедагогика в правоохран. органах. – 2008. – № 2. – С. 33–35.
49. Шинкевич, А. Б. Механизмы психологической защиты подростков / А. Б. Шинкевич // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии : материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф. (к 25-летию Гуманитар. ун-та), Екатеринбург, 12–13 апр. 2016 г. : в 2 т. / Гуманитар. ун-т ; редкол.: Л. А. Закс [и др.]. – Екатеринбург, 2016. – Т. 1. – С. 281–285.
50. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис : монография / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых ; пер. с англ.: А. Д. Андреева [и др.]. – М. : Флинта, 2006. – 342 с. – (Серия «Библиотека зарубежной психологии»).
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты