Специфика профессиональной направленности студентов на различных курсах обучения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Специфика профессиональной направленности студентов на различных курсах обучения»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Специфика профессиональной направленности студентов на различных курсах обучения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник уровня самоактуализации личности (САТ) (Э. Шостром, адаптация Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по тесту Дж. Голланда на определение профессионального типа личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по опроснику самоактуализации личности (САТ) (Э. Шостром, адаптация Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Корреляционная матрица.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник уровня самоактуализации личности (САТ) (Э. Шостром, адаптация Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по тесту Дж. Голланда на определение профессионального типа личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по опроснику самоактуализации личности (САТ) (Э. Шостром, адаптация Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Корреляционная матрица.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Подходы к изучению профессиональной направленности в психологии
1.2 Этапы профессионализации в процессе обучения в вузе
1.3 Особенности профессиональной направленности студентов
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования профессиональной направленности студентов-психологов 1 курса и 4 курса
2.3 Изучение профессиональных качеств студентов-психологов 1 курса и 4 курса
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи профессиональной направленности и профессиональных качеств студентов-психологов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных задач современного высшего образования является формирование личности специалиста в процессе его подготовки к будущей профессиональной деятельности. Выпускник вуза перед необходимостью не только осваивать рынок труда, но и быть мобильным, конкурентоспособным, готовым к профессиональной деятельности и ответственным за ее результаты. Для этого необходимо иметь четкое представление своего профессионального пути, интересы и склонности, ценностные ориентации и мотивацию. В этой связи перед образованием стоит задача подготовить не просто грамотного исполнителя, но и личность, которая стремиться к профессиональному росту и развитию.
Современное общество с его большим объемом новой информации и знаний выдвигает повышенные требования к личностным качествам студента-психолога, в частности к его способности обучаться, развиваться, совершенствоваться. Студенчество – это наиболее благоприятный период для профессионального развита личности человека, так как в процессе учебно-профессиональной деятельности происходит развитие интересов, способностей молодого человека, формирование его профессиональных качеств. Процесс профессионализации студентов происходит через профессиональную направленность, через потребность в реализации себя в будущей профессиональной деятельности.
В период обучения в ВУЗе под влиянием преподавания учебных дисциплин, участия в социальной жизни у студентов-психологов развивается и формируется профессиональная направленность личности. Это качество отражает устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии и в будущем достичь мастерства и признания. Профессиональная направленность личности выражается положительным отношением к профессии психолога, склонностью и интересом к ней, желанием совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. При этом профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности и относящихся к ней установок и убеждений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Подходы к изучению профессиональной направленности в психологии
Понятие направленности представляет собой базовую категорию психологической науки. Определение этого понятия обусловлено подходом, научной школы, которой придерживаются ученые и исследователи. Но многие согласны в том, что направленности личности относится к мотивационной сфере личности.
Термин «направленность личности» был предложены известным психологом С.Л. Рубинштейном. Понятие направленности личности определялось им в качестве характеристики основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека [55, c.134].
В отечественной психологии широко распространен подход, согласно которому направленность личности рассматривается как системообразующая характеристика личности, отражающая устойчивую устремленность чувств, желаний и поступков, являющихся следствием совокупности мотивов и ценностных ориентаций. Направленность человека по-разному соотносится с различными внешними явлениями, условиями, обстоятельствами жизни и деятельности человека. Она является интегральной психологической характеристикой системы субъективных ценностей, эмоционально окрашенных отношений к окружающему миру, себе, другим людям. Она конкретизируется через сферу ценностно-смысловых отношений и определяет выбор мотивов, приемов и способов общения с другими людьми [1, с. 42].
По мнению В.Д. Шадрикова, «направленность личности обладает свойствами структурности, для компонентов которой характерна внутренняя близость и наличие подструктур, имеющих основной вид формирования и иерархическую зависимость в ряду других подструктур. Процесс формирования направленности личности зависит в определяющей степени от состояния микро и макросоциумов, в которых протекает деятельность личности» [62, с. 112].
Направленность объединяет те внутренние психологические условия, которые детерминируют социальную активность человека, и неразрывно связана с его участием в социальных процессах. Ее свойства раскрываются через вектор «мотив – цель», т.е. посредством деятельности. Общая направленность личности конкретизируется в различных видах деятельности.
Направленность личности характеризуется следующими особенностями:
– ориентирует деятельность и посредством нее проявляется, является источником активности;
– стержневое и многогранное свойство личности, определяющее весь ее психологический склад, обусловливающий ее индивидуальность и своеобразие;
– определяется потребностями, интересами, склонностями и стремлениями личности; отражает и обусловливает цели, характеризуется системой ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности, ее субъективное отношение к действительности, к деятельности, к участию в социальном взаимодействии; отличается устойчивостью, как в целом, так и в отношении отдельных компонентов [48, с. 9].
Проблема классификации направленности личности рассматривается не только с точки зрения структуры феномена, но и с точки зрения его содержательной стороны; ценностных ориентаций. Изучение ценностных ориентаций инженеров, проведенное А.А. Семеновым, Л.В. Борзиковой, Г.И. Саганенко, В.А. Ядовым при определении роли общественной направленности интересов в диспозиционной иерархии личности позволило определить [598, с. 72] четыре типа: 1) разносторонний; 2) относительно односторонний, но социально продуктивный; 3) относительно односторонний с ослабленным социальным потенциалом; 4) «социально неблагополучный».
Профессиональная направленность представляет собой элемент общей направленности личности. В зарубежной психологии существуют различные теории профессиональной направленности. В работах Д. Сьюпера, Ф. Парсона, Д. Голланда, Д. Тидельмана сущность профессиональной направленности раскрывается через рассмотрение поиска ценностных ориентиров и смысла выполняемой деятельности [5, с. 96].
В теориях индивидуальности (К. Роджерс, Дж. Сьюпер, Д. Тидеман, Д. Голланд и др.) раскрывается понятия профессиональной направленности как процесса реализации Я-концепции. Так, зарубежный психолог Дж. Голланд предложил классификацию типов людей в зависимости от склонности к профессиям: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый и артистический. Данные типы личности могут помочь в выборе профессии, направить обучающегося к определенной деятельности [26, с. 5].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить специфику профессиональной направленности студентов на различных курсах обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить направленность личности студентов-психологов 1 и 4 курсов.
2. Определить выраженность профессиональных качеств студентов-психологов 1 курса и 4 курса.
3. Сравнить особенности направленности личности и профессиональных качеств студентов-психологов 1 и 4 курсов.
4. Установить наличие взаимосвязи направленность личности и профессиональных качеств студентов-психологов.
Исследование проводилось на базе УО «Белорусский государственный университет имени Максима Танка. В исследовании приняли участие 80 студентов-психологов в возрасте 17-21 год. Выборку исследования составили две группы: 40 студентов-психологов 1 курса и 40 студентов-психологов 4 курса.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в профессиональной направленности и профессиональных качествах студентов-психологов 1 курса и студентов-психологов 4 курса.
2. Существует взаимосвязь профессиональной направленности и профессиональных качеств у студентов-психологов.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности [60].
Цель: определение профессионального типа личности.
С помощью методики можно выявить личностные, склонности и способности субъекта в соответствии с типами личности и профессиональными склонностями.
На основании предпочитаемых занятий Дж. Холланд описал шесть типов личности:
- реалистический, который характеризуется следующими личностным качествами: эмоциональной стабильностью, практичностью, упорством, настойчивостью, уверенностью в себе, скромностью, откровенностью, ригидностью, независимостью, склонностью к поддержке традиционных ценностей, аккуратностью, склонностью к регламентации работы.
- интеллектуальный, который отличается аналитическими способностями, рационализмом, независимостью и оригинальностью мышления, умением точно формулировать и излагать свои мысли, генерировать новые идеи;
- артистический, который характеризуется самостоятельностью, нонконформизмом; импульсивностью, экспрессивностью, эмоциональностью, чувствительностью, непрактичностью, интуитивностью;
- социальный, который имеет развитые вербальные способности, коммуникативные навыки, отличается гуманистической направленностью, этичностью, ответственностью, умением понимать других, тактичностью, понимающим и дружелюбным отношением к другим;
- предпринимательский, который характеризуется развитыми организаторскими и вербальными способностями, социальным и навыками, склонностью к предпринимательской деятельности, стремлениес к лидерству, высоком статусу, доминантностью, самоуверенностью, социабельностью;
- конвенциональный, который отличается практичностью, упорством, самоконтролем, консервативностью, заинтересованностью в материальном благополучии, склонностью к групповой работе.
Опросник состоит из 42 пар профессий, из которых испытуемому предлагается выбрать одну наиболее привлекательную с его точки зрения. Каждая профессия в тестовом материале соответствует одному из 6 профессиональных типов личности. Обработка методики осуществляется с помощью ключа. Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. Критерии оценки: 8-10 баллов – ярко выраженный тип; 5-7 баллов – средне выраженный тип; 2-4 баллов – слабо выраженный тип.
2. Опросник уровня самоактуализации личности (САТ) (Э. Шостром, адаптация Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской) [57].
Цель: определение уровня развития самоактуализации личности.
Шкалы опросника характеризуют основные сферы самоактуализации: компетентность во времени; самоподдержка; ценность самоактуализации; гибкость поведения; реактивная чувствительность; спонтанность; самоуважение; самопринятие; принятие природы человека; синергия; принятие собственной агрессии; контактность; познавательные потребности; креативность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что профессиональная направленность личности – это достаточно устойчивое образование личности, входящее в структуру общей направленности и выражающее профессиональных потребностей и преобладающих мотивов, ценностных ориентаций, что реализуется в профессиональных целях, установках и активности по их достижению. Профессиональная направленность в своем развитии проходит ряд этапов – профессионального самоопределения, профессионального обучения (начальной профессионализации), профессиональной деятельности.
Этапами развития профессиональной направленности выступают: 1) эмоциональный настрой, установка студента освоить конкретную профессию; 2) фиксированная установка на профессию, появление склонностей, уверенность в себе, самостоятельность, формирование чувства ответственности; 3) твердая установка, устойчивый интерес и склонность к профессии, увлеченность учебным материалом, самоутверждение личности через профессиональный труд; 4) сильное увлечение профессией, взаимосвязанность человека и дела, формирование направленности, наличие больших способностей, высокое профессиональное мастерство.
Студенческий возраст – важнейший период развития человека, когда происходит становление профессиональной направленности. Развитие профессиональной направленности тесно связано с развитием профессионально важных качеств студентов. В студенческом возрасте закрепляется мотивационная и ценностная сфера, формируется индивидуальный стиль деятельности. Особенности профессиональной направленности студентов-психологов обусловлены спецификой психологической деятельности. Профессионально-важными качествами студентов-психологов являются: контактность, гибкость поведения, сенситивность, спонтанность, самоуважение, самопринятие, креативность, понимание природы человека, ценностные ориентации, присущие самоактуализирующейся личности.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что у студентов-психологов 1 курса преобладает социальный и артистический типы личности. Они обладают ярко выраженной гуманистической направленностью, развитыми вербальными способностями, коммуникативными навыками, этичностью, ответственностью, умением понимать других, тактичностью, понимающим и дружелюбным отношением к другим.
1. Авраменко, Н.Н. Профессиональная направленность и карьерные ориентации будущих психологов / Н.Н. Авраменко // Прикладная юридическая психология. – 2015. – № 2. – С. 134-139.
2. Агронина, Н.И. Почему воспитание в вузе остается малоэффективным? / Н. И. Агронина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – № 43-2. – С. 20-23
3. Андреева, Ю.В. Психолого-акмеологические особенности развития профессиональной направленности личности студентов вузов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.В. Андреева. – Ульяновск, 2004. – 19 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: «Смысл», 2002. – 416 с.
5. Афонькина, Ю.А. Становление профессиональной направленности в развитии человека / Ю.А Афонькина. – Мурманск: МГПИ, 2001. – 280 с.
6. Барышева, Т.Д. Особенности профессиональной направленности будущих педагогов и психологов в условиях трансформации на начальных этапах профессионализации / Т.Д. Барышева // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 1. – С. 94-97.
7. Бачманова Н.В., Стафурина Н.А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – 1985. – Выпуск I. – С. 78-86.
8. Белокрылова, Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Г.М. Белокрылова. – Москва, 1997. – 25 с.
9. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2001 – 511 с.
10. Буслаева Е.Л. Кризисы профессионального становления студентов-психологов // Известия ВГПУ. – 2017. – № 4. – С. 233-235.
11. Буянова, Г.В. Профессионализация личности студента в период обучения в вузе: этапы развития профессиональной направленности / Г.В. Буянова // Наука для образования сегодня. – 2020. – № 2. – С. 44-60.
12. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 119 с.
13. Величко, В.Н. Психологические закономерности личности в юношеском возрасте / В.Н. Величко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2007. – № 2. – С. 107-111.
14. Гайнанова, А.Р. Специфика саморазвития личности студентов-психологов на разных курсах обучения в вузе / А.Р. Гайнанова // Актуальные вопросы образования. – 2018. – № 2. – С. 207-210.
15. Головнева, И. В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях «человек – человек» / И.В. Головнева// Вестник Омского университета. – 2018. – № 1. – С. 42 – 55.
16. Деркач, А. А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / А. А. Деркач, О. В. Москаленко. – Астрахань : Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. –330 с.
17. Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2. – С. 82-86.
18. Ефанова, М.И. Профессиональная направленность студентов-психологов / М.И. Ефанова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. – 2017. – Вып. 1. –С. 72-77.
19. Ефремкина, И.Н. Исследование динамики карьерных ориентаций, учебной мотивации, их взаимосвязи у студентов-бакалавров как условия формирования готовности к профессиональной мобильности / И.Н. Ефремкина // ПНиО. – 2018. – №2 (32). – С. 175-180.
20. Ефремов, Е. Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения, на примере студентов-психологов : дис. канд. психол. наук / Е. Г. Ефремов. Томск, 2000. – 22 с.
21. Загайнов, И.В. Профессиональная направленность личности обучающихся / И.В. Загайнов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 63-69.
22. Залесская, С.Е. Особенности проявления профессиональной направленности старшеклассников в условиях трудового обучения: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С.Е. Залесская. – Минск, 1990. – 18 с.
23. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2006. – 336 с.
24. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М. : Логос, 2000. – 384 с.
25. Зыбина, Л.Н. Психологическая сущность направленности личности / Л.Н. Зыбина // Деятельность личности. – 2005. –№ 1. – С. 57–67.
26. Зыбина, Л.Н. Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Л.Н. Зыбина. – Новосибирск, 2009. – 18 с.
27. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2006. – 563 с.
28. Ионина, О.С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента [Текст] / О.С. Ионина // Концепт. – 2015. –№ 12. – С. 1-7.
29. Кирт, Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.Л. Кирт. – Москва, 2000. – 19 с.
30. Клименко, И.В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность / И.В. Клименко // Национальный психологический журнал. – 2013. – №1 (9). – С. 143-152.
31. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.
32. Клюгина, О.А. Учебно-познавательная компетентность как детерминанта развития мотивационно-ценностной сферы студента вуза [Текст] / О.А. Клюгина // Человеческий капитал. – 2012. – № 12 (48). – С. 59-63.
33. Комлик, Л.Ю. Особенности профессиональной направленности личности студента-психолога / Л.Ю. Комлик, Ю.Г. Коровина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2012. – № 18. – С. 137-140.
34. Кондрашихина, О.А. Самоактуализация личности студентов-психологов как ценность современного профессионального образования / О.А. Кондрашихина // Вестник Российского нового университета. – 2020. – № 1. – С. 25-30.
35. Кочетков И.Г. Творческое мышление в структуре профессионально важных качеств психолога на примере студентов-психологов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13. – Ульяновск, 2006. – 18 с.
36. Кочисов, В.К. Формирование профессиональных представлений на разных этапах обучения в вузе: психологический аспект / В.К. Кочисов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 2. - С. 234.
37. Кринчик, Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов / Е.П. Кринчик // Вестник Моск. ун-та. – 2004. – № 4. – С. 82-89.
38. Кулов, А.У. К определению понятия «профессиональная направленность» личности психологов / А.У. Кулов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 3 (53). – С. 169-172.
39. Кулов, А.У. Психолого-педагогические предпосылки формирования профессиональной направленности у будущих педагогов-психологов / А.У. Кулов // Вестник МГУКиИ – 2013. – № 2. – С. 163-169.
40. Кунц, Л.И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л.И. Кунц // Сибирский пед. журнал. – 2013. – № 2. – С. 14-18.
41. Курбацкая, Т.Б. Мотивационная структура профессиональных намерений в процессе оптации и профессиональной подготовки в ВУЗе: авторф. дис. ć канд. психол. наук: 19.00.03 / Т.Б. Курбацкая. Ę Казань, 1997. – 25 с.
42. Лаврова, Н. А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек» // Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции «Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития» / под ред. М. Ю. Карелиной. – М.: Изд-во МИССО, 2003. – 195 с.
43. Лукьянова, М.С. Взаимосвязь профессиональной направленности личности и уровня тревожности у студентов / М.С. Лукьянова // Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 1146–1150.
44. Макарова, Н.Г. Факторный анализ индивидуальных стилей мышления и темперамента современного студента [Текст] / Н.Г. Макарова // European science review. – 2014. – № 1. – С. 101-104.
45. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Академия, 1996. – 309 с.
46. Мурзина, С.М. Психология и типология личности студента [Текст] / С.М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154-158.
47. Новикова, Е. В. К вопросу формирования профессионального самосознания личности студентов-психологов / Е. В. Новикова // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. – № 2. – С. 213-222.
48. Нугис, Л.И. Направленность личности в общении как профессионально значимая характеристика студентов-психологов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Л.И. Нугис. – СПб., 2002. – 20 с.
49. Панкратова, И.А. Взаимосвязь профессионального самоопределения и мотивов выбора профессии у студентов педагогов-психологов / И.А. Панкратова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. – № 2. – С. № 1-7.
50. Панферова, Е.В. Развитие профессиональной направленности студентов-психологов / Е.В. Панферова // Вестник № 1. – 2015. – № 1. –
С. 145-149.
51. Поваренков, Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю.П. Поваренков. – Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2013. – 332 с.
52. Полещук, Ю.А. Профессиональная направленность и профессиональные намерения студентов-психологов / Ю.А. Полещук // ХI международная научно-практ. конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». – М., 2015. – С. 115-121.
53. Полещук, Ю.А. Профессиональная направленность личности: теория и практика: пособие / Ю.А. Полещук. – Минск: БГПУ, 2006. – 92 с.
54. Попова, Н.Ю. Изучение взаимосвязи внимания и памяти у современных студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.Ю. Попова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. – № 1. – С. 92-94.
55. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
56. Самаль, Е.В. Структурные компоненты самоактуализации как составляющей самосознания личности будущего психолога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites. google.com/site/konfep/Home/2-sekcia/samal.
57. Самоактуализационный тест (САТ) // Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми / В. Б. Шапарь. –Ростов н/Д., 2006. – С. 95-99.
58. Сейтешев, А.П. Профессиональная направленность личности / А.П. Сейтешев. – Алма-Ата: Мир, 1990. – 240 с
59. Семенова, Е. А. Становление профессионального самосознания студентов в образовательном пространстве вуза / Е. А. Семенова. – Иркутск : ВСГАО, 2011. – 208 с.
60. Тест Д. Голланда типа профессионально направленности личности // Ступени карьеры: азбука профориентации / М.А. Бендюков. – СПб.: Речь, 2006. – С. 99-107.
61. Тимченко, И.Н. Профессиональная направленность студентов-психолога / И.Н. Тимченко // Journal of Siberian Medical Sciences. – 2007. – № 1. – С. 73-77.
62. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Я. Шадриков. – М.: Смысл, 2008. – 465 с.
63. Шойимова, Ш.С. Основные этапы становления личности профессионала / Ш.С. Шойимова // Мир педагогики и психологии. – 2017. – № 2. - С. 14-18.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник уровня самоактуализации личности (САТ) (Э. Шостром, адаптация Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по тесту Дж. Голланда на определение профессионального типа личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по опроснику самоактуализации личности (САТ) (Э. Шостром, адаптация Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Корреляционная матрица.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник уровня самоактуализации личности (САТ) (Э. Шостром, адаптация Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по тесту Дж. Голланда на определение профессионального типа личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по опроснику самоактуализации личности (САТ) (Э. Шостром, адаптация Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Корреляционная матрица.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты