Спонсорская помощь: правовые аспекты
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Спонсорская помощь: правовые аспекты»
по дисциплине: «Гражданское право»
2021
251.00 BYN
Спонсорская помощь: правовые аспекты
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Поделиться
Введение
1. Общая характеристика оказания спонсорской помощи
1.1 Понятие и виды спонсорской помощи
1.2 Цели спонсорской помощи
1.3 Отличия спонсорской помощи от благотворительной и технической помощи и других правовых способов безвозмездной передаче имущества
2. Порядок предоставления и использования спонсорской помощи
2.1 Принятие решения о предоставлении спонсорской помощи
2.2 Договор о предоставлении безвозмездной спонсорской помощи
2.3 Порядок получения и использования спонсорской помощи
3. Иностранная безвозмездная помощь
3.1 Понятие иностранной безвозмездной помощи
3.2 Поступление и регистрация иностранной безвозмездной помощи
3.2.1 Поступление и регистрация иностранной безвозмездной помощи без освобождения от налогообложения
3.2.2 Поступление и регистрация иностранной безвозмездной помощи с освобождением от налогообложения
3.3 Особенности получения и регистрации помощи по гуманитарным проектам
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования состояния и перспектив развития спонсорства и благотворительности в стране и регионе обусловлена рядом факторов. Одним из важных факторов является существующая в современном обществе потребность в новых формах и способах организации социального взаимодействия всех субъектов регионального пространства. Особую актуальность в связи с этим приобретают социальные программы, разработка и реализация которых влияет на формы и способы взаимодействия субъектов регионального пространства. Основными факторами, определяющими содержание социальных программ, их направленность и реализацию, являются органы власти и управления, бизнес-структуры и СМИ. Их взаимодействия носят взаимоориентированный характер. Институты власти не обладают достаточными финансовыми возможностями для осуществления социальных программ и привлекают бизнес-структуры для участия в социально значимых проектах, которые, в свою очередь, заинтересованы в создании позитивно воспринимаемого в обществе имиджа социально ответственной организации. Посредником организации взаимоотношений с «отсутствующими» другими выступают СМИ, способные, благодаря скорости доставки сообщений, устанавливать контакты и поддерживать социальные связи между пространственно-рассредоточенными людьми. Дискурсивные практики масс-медиа создают единое информиционно-коммуникативное пространство региона, формируя позитивный имидж организации, тем самым легитимизируя ее деятельность.
В 1960-х годах многие компании обратились к спортивному спонсорству как к новой возможности продвижения. Поддержка команды или мероприятия могла обеспечить широкое освещение деятельности компании в СМИ в позитивной и непринужденной форме за приемлемую цену. В 1970-х годах компании самых разных отраслей стали заниматься спонсорством для повышения осведомленности аудитории о компании или имиджевой рекламы. Существенный рост оборотов спортивного спонсорства начался в 1980-х годах и продолжается до сих пор. Данные 1990-х годов подтверждают, что спонсорство стало реальным стратегическим инструментом корпоративной политики коммуникаций, а с приходом нового века отличительными чертами спонсорства стали рациональность и зрелость.
Руководителям республиканских органов управления, иных государственных организаций, подчиненных правительству, а также других структур поставлена задача разработать и осуществить комплекс мероприятий по оказанию сельскохозяйственным организациям помощи, в том числе спонсорской, в укреплении их материальнотехнической базы, укомплектовании квалифицированными кадрами, в том числе в периоды сезонных работ, наведении порядка на земле и производственных объектах и налаживании высокоэффективного сельскохозяйственного производства с использованием прогрессивных форм организации труда и управления.
Денежные средства, а также товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, и имущественных прав, безвозмездно предоставляемые некоммерческим организациям в пользование, владение и (или) распоряжение иностранными государствами, международными и иностранным организациями, гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, не имеющими разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, а также иностранными анонимными жертвователями, белорусское законодательство определяет как иностранную безвозмездную помощь.
Проблема негосударственной социальной поддержки, финансового или иного содействия социально значимым проектам, организациям, отдельным гражданам со стороны негосударственных структур (предприятий, фондов, организаций и т.п.) является сегодня весьма актуальной как с научной, так и с практической точки зрения.
Современные тенденции развития государства, общества и экономики обуславливают необходимость «перезагрузки» отношений между представителями науки и бизнеса, естественным образом необходимой как для одних участников указанных отношений, так и для других.
Для реализации задач, стоящих сегодня перед научным сообществом, которые, зачастую, продиктованы требованиями экономического развития государства и общества, актуальным возникает вопрос финансирования научной отрасли через использование такого финансового инструмента как спонсорская помощь.
Объект работы – общественные отношения, связанные с предоставлением и использованием спонсорской помощи.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанные с правовым регулированием спонсорства.
Цель работы – анализ правовых аспектов оказания спонсорской помощи.
К методам, используемым в ходе исследования, следует отнести:
методы анализа и синтеза; методы индукции и дедукции, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Новизна: совершенствование законодательства.
Область применения: спонсорская помощь в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели задачами дипломной работы являются:
1) рассмотреть понятие безвозмездной (спонсорской) помощи;
2) проанализировать цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
3) рассмотреть договор о безвозмездной (спонсорской) помощи;
4) проанализировать порядок получения и использования;
5) сравнить договор спонсорской помощи с другим договорами
1. Общая характеристика оказания спонсорской помощи
1.1 Понятие и виды спонсорской помощи
Спонсорство появилось еще во времена Древней Греции и Древнего Рима. В 65 году до нашей эры Цезарь использовал бои гладиаторов для саморекламы и завоевывания голосов в свою поддержку. В эпоху Ренессанса меценаты – аристократы и высокопоставленные священнослужители – поддерживали деятелей искусства. Поддержка какой-либо деятельности в коммерческих целях – более поздний феномен, появившийся в XIX веке. В 1861 году британская компания общественного питания Spiers and Pond спонсировала первый австралийский тур сборной Великобритании по крикету и получила прибыль в размере 11 000 фунтов стерлингов. В 1887 году французский журнал Velocipede спонсировал автогонки. В это же время французская компания Michelin начала предлагать гонщикам шины, чтобы обеспечить продвижение своей продукции. Затем, в XX веке, такие спонсорские мероприятия стали все чаще реализовываться крупными компаниями [1].
К этому времени спонсорство уже стало распространенным инструментом продвижения в США, тогда как в Европе вложения в это направление были небольшими до 1960-х годов, а в Японии–до 1970-х годов. Появление частных радиостанций в начале 1920-х годов стало возможным благодаря спонсорской поддержке [2]. Так радио стало «средством массовой информации». Спонсорство на радио стало повсеместным, при этом компании не только оказывали поддержку, но и сами организовывали мероприятия для прямых трансляций. Прогноз погоды («Live from the Met»), спонсируемый компанией Texaco, появился на радио в 1940 году, а в 1950-х годах американские производители табачных изделий активно занялись спонсорством в музыке и в спорте, задолго до того, как размещение их рекламы в СМИ было запрещено [3].
Безвозмездная помощь делится на две составляющие:
1. Техническая помощь (содействие), которая определяется как вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством;
2. Гуманитарная помощь, в свою очередь, определяется как вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия) [4].
Интерес вызывает выявление общих характеристик безвозмездной помощи. Анализ содержания понятия «безвозмездная помощь» позволяет выделить ее следующие особенности [5]:
– в отношении данного вида содействия предусмотрены таможенные и налоговые льготы;
– продажа товаров безвозмездной помощи запрещена;
– безвозмездная помощь оказывается специальными субъектами, именуемыми дарителями;
– законодатель, разделяя безвозмездную помощь на два вида (техническую и гуманитарную) и устанавливая особенности оказания каждого, отдельно не регламентирует основы ее правового регулирования;
– при реализации программ безвозмездной помощи необходимо соответствующее подтверждающее удостоверение. При этом не урегулирован процесс его получения, поскольку подтверждающие удостоверения выдаются лишь в отношении гуманитарной и технической помощи.
К технической помощи (содействию) не могут относиться средства, товары, предоставляемые донорами – физическими лицами, финансируемые ими работы и услуги. Оказание гуманитарной помощи иностранным физическим лицом допускается [6].
Таким образом, в условиях интенсивного развития международного гуманитарного права требуется приведение национального законодательства к унификации понятий, в частности в гуманитарной сфере. Спонсорская помощь - это возмездное оказании услуг, где присутствуют встречные обязанности как у спонсора, который выступает как заказчик рекламных услуг, так и у спонсируемого, который выступает как исполнитель.
1.2 Цели спонсорской помощи
Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям в целях:
создания и укрепления материально-технической базы;
приобретения сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержки мероприятий по выполнению государственных программ по возрождению и развитию села [7];
2. Порядок предоставления и использования спонсорской помощи
2.1 Принятие решения о предоставлении спонсорской помощи
Согласно абз. 9 ч. 1 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества относится решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами.
Однако в 2016 г. (со вступлением в силу Закона от 15.07.2015 № 308-З) порядок оказания спонсорской помощи был упрощен, и теперь в уставе общества можно предусмотреть, что ее оказание входит в компетенцию исполнительного органа (директора) [12].
Вместе с тем если в уставе закреплено, что оказание спонсорской помощи входит в компетенцию директора, то в уставе также должна быть предусмотрена обязанность последнего ежеквартально отчитываться о предоставлении спонсорской помощи перед советом директоров (наблюдательным советом) этого общества (ч. 4 ст. 35 Закона) [13].
Такое решение оформляется приказом директора общества. В нем необходимо отразить получателя спонсорской помощи, ее размер и цель. В последующем эти сведения будут перенесены в договор об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи. Кроме того, в приказе также можно дать указания другим службам, например, подготовить договор или перевести денежные средства получателю после подписания договора [14].
При предоставлении безвозмездной помощи заключается договор между двумя сторонами. Согласно п. 2, ст. 393 Гражданского кодекса Республики Беларусь безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить другой стороне денежные средства, товары (работы, услуги и т.д.) без получения от нее оплаты или встречного предоставления. Условия договора определяются соглашением обеих сторон с соблюдением требований законодательных актов [15, c. 43]. В договоре указываются реквизиты организации, предоставляющей помощь, и получателя, цель и размер помощи, сведения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи в установленных пределах – для государственных органов и иных организаций, определенных в Указе, иные условия договора. Договор считается заключенным лишь в случае, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В случае если стороны не согласовали между собой указанные условия, договор считается не заключенным. При безвозмездной передаче денежных средств передающая сторона должна указать вид товаров, которые будут приобретены за эту помощь [16, c. 98]. Принимающая сторона обязана предоставить юридическому лицу и ИП отчет о целевом использовании полученной денежной помощи [17].
Таким образом, вторым шагом после получения письма о предоставлении спонсорской помощи является выяснение того, кому уставом спонсора предоставлено право оказывать такую помощь.
2.2 Договор о предоставлении безвозмездной спонсорской помощи
Существенные условия договора:
предмет договора - передаваемое в качестве помощи имущество или денежные средства, стоимость, описание, общая сумма помощи;
цель, для реализации которой выделяется спонсорская помощь [18].
Безвозмездную помощь, получаемую в соответствии c действующим законодательством, можно подразделить на помощь, поступающую от источников в Республике Беларусь, и помощь, поступающую от иностранных источников. Безвозмездная помощь от иностранных источников, в свою очередь, подразделяется на международную техническую помощь и иностранную помощь. Порядок предоставления международной технической помощи регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 22. 10. 2003№ 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь». Законодательством предусмотрено, что безвозмездная помощь, полученная от иностранных источников (иностранная безвозмездная помощь или международная техническая помощь), не признается объектом обложения отдельными налогами (сборами, пошлинами) [19]. Однако условием такого освобождения является целевое использование иностранной международной технической помощи. Порядок предоставления безвозмездной помощи от источников в Республике Беларусь регламентирован Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». Безвозмездная помощь может быть получена в виде денежных средств (включая иностранную валюту), товаров, работ, услуг, основных средств, нематериальных активов и имущественных прав [20]. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут предоставлять другим организациям безвозмездную помощь на добровольных началах и свободе выбора ее целей, закрепленных п. 2 Указа Президента №300. Согласно этому Указу к перечню целей, на которые предоставляется материальная помощь, относятся [21]:
Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется государственными органами и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь – с согласия Правительства Республики Беларусь и других органов государственной власти и управления.
3. Иностранная безвозмездная помощь
3.1 Понятие иностранной безвозмездной помощи
Отправителями иностранной безвозмездной помощи являются:
- иностранные государства;
- международные и иностранные организации;
- граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь;
- иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;
- иностранные анонимные жертвователи.
Таким образом, для некоммерческой организации лицом, предоставившим иностранную безвозмездную помощь, может явиться не только зарубежный фонд или иностранный гражданин, но и гражданин Республики Беларусь, если он постоянно проживает за пределами Республики Беларусь. При этом законодательство четко не определяет понятия «постоянно проживающий за пределами Республики Беларусь» [43].
Законодательство не устанавливает минимального размера иностранной помощи, которую некоммерческая организация может получать без регистрации (регистрация иностранной безвозмездной помощи осуществляется Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь).
В Положении (п. 18) содержится положение о том, что не подлежит регистрации иностранная безвозмездная помощь, поступившая в виде товаров (имущества) в размере, не превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления для использования в производственно-хозяйственной деятельности юридического лица. Однако белорусское законодательство не содержит определения «производственно-хозяйственная деятельность». По разъяснениям Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее по тексту настоящего издания – Департамент по гуманитарной деятельности), это положение применимо только в отношении коммерческих организаций.
Таким образом, любая иностранная помощь в любом размере, полученная некоммерческой организацией, подлежит регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности.
Видами государственной поддержки являются финансовая помощь; бюджетные ссуды и займы; возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами; налоговый кредит с единовременной или поэтапной уплатой сумм налогов; предоставление льгот по налогам в части освобождения от уплаты налогов; возмещение сумм уплаченных налогов; безвозмездная помощь [44].
Белорусское законодательство оперирует двумя понятиями в отношении зарубежного финансирования: иностранная безвозмездная помощь и международная техническая помощь [45].
Международная техническая помощь поступает, как правило, в рамках договоров, соглашений, подписанных между Республикой Беларусь и иностранными государствами или международными организациями. При этом четких критериев отнесения поступающего финансирования к иностранной или международной помощи в законодательстве не содержится. В ответ на запрос Центра правовой трансформации Министерство экономики Республики Беларусь пояснило, что, основываясь на практике, можно выделить несколько критериев разнесения иностранной безвозмездной и международной технической помощи, исходя из требований к осуществлению проектов, расходованию денежных средств:
а) для международной технической помощи требуется больший объем преференций для ее получателей и поставщиков товаров (работ и услуг) по проектам международной технической помощи, чем может быть получен для иностранной безвозмездной помощи в рамках Декрета Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи»;
б) механизмы контроля со стороны донора международной технической помощи в отношении ее проектов носят более продолжительный характер. Многие доноры международной технической помощи могут осуществлять проверку документации проекта и правильности расходования средств в течение 3–7 лет после его завершения [46];
в) системы закупок в рамках иностранной безвозмездной помощи не регламентируются донором. В рамках международной технической помощи основные ее доноры требуют применения своих условий по закупкам и их проведению за счет этой помощи;
г) документы проектов международной технической помощи содержат списки приемлемых расходов ее получателей при реализации проектов такой помощи;
д) цели использования иностранной безвозмездной помощи указываются в плане и подлежат согласованию с Департаментом. В рамках международной технической помощи, в документах проектов определяются цели и задачи проекта международной технической помощи.
При подготовке отчетности согласно положениям Международных стандартов финансовой отчетности при учете и раскрытии информации о государственных субсидиях и при раскрытии информации о других формах государственной помощи применяется стандарт № 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» [47].
Из проведенного сравнения основных положений Международного стандарта финансовой отчетности № 20 и Инструкции от 31.10.2011 г. № 112 нами установлено отсутствие совпадений в определении основных понятий данных документов, а также видах государственной поддержки и безвозмездной помощи [13, c. 76].
Заключение
В условиях интенсивного развития международного гуманитарного права требуется приведение национального законодательства к унификации понятий, в частности в гуманитарной сфере. Спонсорская помощь - это возмездное оказании услуг, где присутствуют встречные обязанности как у спонсора, который выступает как заказчик рекламных услуг, так и у спонсируемого, который выступает как исполнитель.
Как видно из определений и следует из практики, благотворительность и спонсорство имеют только один общий аспект – одна сторона предоставляет другой некий ресурс. На этом сходство заканчивается. Например, в рамках благотворительной помощи свои цели, как правило, реализует только принимающая сторона, за исключением масштабных социально-значимых проектов. Таким образом, о коммерческой составляющей в рамках благотворительной деятельности говорить не приходится. Бизнесу подобные проекты редко интересны, что может привести к негативному результату. Обращение за безвозмездной и безусловной благотворительной помощью не имеет никакого отношения к спонсорству.
Управление делами Президента Республики Беларусь совместно с Комитетом государственного контроля ежегодно до 5 апреля информирует Президента Республики Беларусь о поступлении помощи и ее целевом использовании, а также об итогах и эффективности реализации гуманитарных программ.
Разные периоды признания дохода в бухгалтерском и налоговом учете по безвозмездно полученному имуществу повлияют на возникновение вычитаемой временной разницы и отражение в бухгалтерском учете соответствующего ей отложенного налогового актива (ОНА).
Таким образом, для развития механизмов привлечения и применения спонсорской помощи для реализации научных, инновационных проектов необходимо произвести совершенствование действующих норм законодательства исходя из сложившейся практики применения и требований современного рынка инноваций и технологий. Упростить процедуру предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи для спонсоров и инвесторов, в том числе иностранных, так как данные действия в ближайшей перспективе смогут повысить привлекательность Республике Беларусь на международном уровне в сфере трансфера высоких технологий и инноваций.
Следует исключить из п.4 Указа №300 положение о должностными лицами организаций – получателей помощи в личных целях, для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений.
Анализ законодательства в сфере благотворительной деятельности позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования в этой части отношений, регулируемых Указом №300, поскольку деятельность по предоставлению безвозмездной (спонсорской) помощи во многом также можно отнести к благотворительности.
Указ № 300 в действующей редакции не содержит нормы о возможности направления денежных средств такой помощи, предоставляемой в соответствии с абзацами четвертым, девятым и десятым части первой пункта 2 данного Указа, на оплату труда работников организаций и иные административно-хозяйственные расходы.
Достаточно важным источником существования и поддержания работоспособности названных организаций, в особенности если в составе их имущества отсутствует складочный капитал, образуемый за счет взносов участников (членов), являются зачастую денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставляемой в соответствии с Указом №300, либо иностранной безвозмездной помощи, получаемой в соответствии с Положением о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 N 3"Об иностранной безвозмездной помощи" (далее – Декрет №3), которые направляются в том числе на оплату труда персонала и иные административно-хозяйственные расходы.
Иностранная безвозмездная помощь, предоставляемая в соответствии с Декретом №3, равно как и безвозмездная (спонсорская) помощь в соответствии с Указом №300, может предоставляться некоммерческим (благотворительным, спортивным, иным) организациям на цели, предусмотренные этими Декретом и Указом соответственно.
При этом законодательством установлено, что на оплату труда работников, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции получателей иностранной безвозмездной помощи, в течение календарного года может быть направлено не более 20 процентов помощи в виде денежных средств.
Названная норма соответствует международной практике в регулировании данного вопроса. Так, пунктом 3 статьи 16 Модельного закона «О меценатстве и благотворительной деятельности», принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств № 10-8 (принято в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997) (далее – Модельный закон), предусмотрено, что благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией в течение финансового года.
Соответствующие нормы, ограничивающие до 20 процентов в течение года направление денежных средств на административно-хозяйственные расходы и оплату труда работников, предусмотрены также в законодательстве о благотворительной деятельности Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины, Республики Армения и других государств.
1. Белорусских бизнесменов планируют привлечь к решению экологических проблем // Белта [Электронный ресурс]: белорус. телеграф. агенство. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Belorusskix-biznesmenov-planirujut-privlech-kresheniju-ekologicheskix-problem_i_566278.html.
2. Белхароев Х.У. Международное сотрудничество Российской Федерации по оказанию гуманитарной помощи продовольствием // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С. 211.
3. Бондаренко, Н.Л. Принципы гражданского права Республики Беларусь / Н.Л. Бондаренко. – Минск: БГЭУ, 2007. – 179 с.
4. Брагинский, М.И. О месте гражданского права в системе «право публичное – право частное» / М.И. Брагинский // Проблемы современного гражданского права: сб. ста-тей. – М.: Городец, 2000. – С. 46-80.
5. Братусь, С.Н. Предмет и система советского гражданского права / С.Н. Братусь. – М.: Госюриздат, 1963. – 196 с.
6. Братусь, С.Н. Субъекты гражданского права / С.Н. Братусь. – М.: Гос. издат. юрид. лит., 1950. – 367 с.
7. Братусь, С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве / С.Н. Братусь. – М.: Юрид. изд-во, 1947. – 364 с.
8. Витун С.Е., Борисенко П.И. Развитие биржевого сегмента фондовых рынков Беларуси и Казахстана в рамках интеграционных процессов // Экономика, право и проблемы управления. – Мн., Частн. Ин-т упр. и предпр., 2013. с. 42 – 51.
9. Гаврилов, А.В., Лопатин, Д.А. Обеззараживание и санитарная обработка при проведении гуманитарных операций // Современные аспекты гуманитарных операций при чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах: материалы XIV Междунар. науч.практ. конф. по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. М., 2009. С. 121–128.
10. Гаенкова, Т. Государственная поддержка и безвозмездная помощь: отражение в бухгалтерском учете. // Главный бухгалтер. – 2012. – № 48. – c.59–64.
11. Ганский В.А., Шульженко-Суханова И.Н. Государственная региональная политика в сфере туризма в Республике Беларусь. // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2008. № 10. с. 52-54.
12. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г.: в ред. от 29.11.2013 г. № 529 З. 2Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 г. № 71 З.
13. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором практики хозяйственных судов / Д.П. Александров, И.А. Бельская, А.В. Бобков [и др.]; под общ. ред. В.С. Каменкова. – Минск: Дикта, 2004. – 1134 с.
14. Грешников, И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве / И.П. Грешников. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. – 329 с.
15. Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от30.09.2011 г. № 112.
16. Иоффе, О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву / О.С. Иоффе. – Л.: ЛГУ, 1949. – 144 с.
17. Каравай, А.В. Признаки и состав объектов гражданских прав / А.В. Каравай // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2006. – № 1. – С. 138-144.
18. Козлова, Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: учеб. пособие / Н.В. Козлова. – М.: Статут, 2003. – 318 с.
19. Козловский В.В., Лутохина Э.А. Мировая экономика: социально-ориентированный подход. Мн., ИВЦ Минфина, 2005. – 352 с.
20. Козловский В.В., Поляков Р.К. Оценка и управление стоимостью компании в институциональной экономике. // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2011. № 3 (25). с. 96-99.
21. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): в 3 кн. Кн. 1. Разд. I. Общие положения. Разд. II. Право собственности и другие вещные права / Д.А. Калимов, И.Н. Минец [и др.]; отв. ред. и руководитель авторского коллектива В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2005. – 1040 с.
22. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): в 3 кн. Кн. 2. Разд. III. Общая часть обязательственного права. Разд. IV. Отдельные виды обязательств (главы 30-50) / С.М. Ананич, В.Н. Годунов [и др.]; отв. ред. и руководитель авторского коллектива В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2005. – 1120 с.
23. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): в 3 кн. Кн. 3. Разд. IV (главы 51-59). Разд. V, VI, VII, VIII / А.В. Каравай, И.Н. Минец [и др.]; отв. ред. и руководитель авторского коллектива В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2006. – 720 с.
24. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: в 2 кн. Кн. 1 / В.Н. Го-дунов, А.В. Каравай, И.Н. Минец [и др.]; отв. ред. В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 1999. – 544 с.
25. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: в 2 кн. Кн. 2 / В.Н. Го-дунов, А.Н. Ерш, В.С. Каменков [и др.]; отв. ред. В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 1999. – 624 с.
26. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: в 3 т. (постатейный). Т. 1 / Т.В. Авдеева, С.М. Ананич, С.Н. Белоус [и др.]; рук. авт. коллектива и отв. ред. проф. В.Ф. Чигир. – Минск: Ред. журн. «Пром.-торговое право», 2003. – 773 с.
27. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: в 3 т. (постатейный). Т. 2 / Т.В. Авдеева, С.М. Ананич, В.Н. Годунов [и др.]; рук. авт. коллектива и отв. ред. проф. В.Ф. Чигир. Минск: Ред. журн. «Пром.-торговое право», 2003. – 874 с.
28. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: в 3 т. (постатейный). Т. 3 / В.П. Мороз, Д.А. Невмержицкий, В.А. Романенко [и др.]; рук. авт. коллектива и отв. ред. проф. В.Ф. Чигир. Минск: Ред. журн. «Пром.-торговое право», 2003. – 296 с.
29. Кузнецова, О.А. Принципы гражданского права: вопросы теории и практики / О.А. Кузнецова // Правоведение. – 2005. – № 2. – С. 24-34.
30. Кулагин, М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. Избранные труды / М.И. Кулагин. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. – 175 с.
31. Лаптев, В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты / В.В. Лаптев. – М.: Юристъ, 1997. – 139 с.
32. Масько, Л. В. Бухгалтерский учет резервов на покрытие экологических обязательств в контексте устойчивого развития Республики Беларусь / Л. В. Масько // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. D, Экон. и юрид. науки. – 2016. – № 14. – С. 109-112.
33. Матвеев, Г.К. Экономическая реформа и кодификация гражданского законодательства (К истории многолетней дискуссии) / Г.К. Матвеев // Государство и право. – 1992. – № 5. – С. 50-55.
34. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» // Центр начального обучения МФСО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allmsfo.ru/images/stories/Downloads/msfo/IAS/ias20.pdf.
35. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск : Юнипак, 2004. – 202 с.
36. О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи: Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 г. № 300.
37. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь, 31 окт. 2011 г., № 112: Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
38. Попондопуло, В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриcпруденция» / В.Ф. Попондопуло. – М.: Юристъ, 2006. – 764 с.
39. Ровный, В.В. Проблемы объекта в гражданском праве: учеб. пособие для вузов / В.В. Ровный; под ред. А.И. Хаснутдинова. – Иркутск: ИГУ, 1998. – 108 с.
40. Рохан Дж. Хардкасл, Андриан Т.Л. Чуа. Гуманитарная помощь: о праве на доступ к жертвам стихийных бедствий // Международный журнал Красного Креста. 2004. № 23. С. 711–727.
41. Соболенко И.А. Конкурентная среда свободных экономических зон. – Мн., Право и экономика, 2004. – 144 с.
42. Тархов, В.А. Гражданское право. Общая часть. Курс лекций / В.А. Тархов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1997. – 331 с.
43. Толстой, Ю.К. На путях кодификации гражданского законодательства / Ю.К. Толстой // Правоведение. – 1994. – № 3. – С. 22-30.
44. Толстой, Ю.К. К теории правоотношения / Ю.К. Толстой. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1959. – 281 с.
45. Указ Президента Республики Беларусь «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» №300 от 1 июля 2005 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
46. Халфина, Р.О. Общее учение о правоотношении / Р.О. Халфина. – М.: Юрид. лит-ра, 1974. – 351 с.
47. Черепахин, Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву / Б.Б. Черепахин // Труды по гражданскому праву. – М.: Статут, 2001. – С. 307-442.
48. Яковлев, В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений / В.Ф. Яковлев. – 2-е изд., доп. – М.: Статут, 2006. – 240 с.
49. d‘Amato, M, Siniak, N. Using Fuzzy Numbers in Mass Appraisal: The Case of the Belarusian Property Market. In Monograph: d'Amato M., Kauko T., eds. Mass Appraisal Methods: an international perspective for property valuers. Oxford: Wiley-Blackwell Publishing Ltd; 2008. p. 91-109.
50. Siniak, N. G. Real Estate Trends in Belarus. In Monograph: Stand und Entwicklungstendenzen der Immobilienökonomie: Festschrift zum 60. Geburtstag von Karl-Werner Schulte. – Keln, Rudolf Muller GmbH&Co., 2006. – p. 341−359.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты