Взаимосвязь жизнестойкости и восприятия подростками детско-родительских отношений
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь жизнестойкости и восприятия подростками детско-родительских отношений»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
251.00 BYN
Взаимосвязь жизнестойкости и восприятия подростками детско-родительских отношений
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогическая психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте – родитель глазами подростка», разработанная О.А. Карабановой и П.В. Трояновской.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте – родитель глазами подростка», разработанная О.А. Карабановой и П.В. Трояновской.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКАМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Анализ теоретических подходов к изучению проблемы жизнестойкости
1.1.1 Содержание понятия жизнестойкости в психологии
1.1.2 Проблемы формирования жизнестойкости подростков
1.2 Роль семьи в становлении личности подростка
1.2.1 Детско-родительские отношения как социальный фактор развития личности подростка
1.2.2 Типология детско-родительских отношений
1.3 Роль семьи и детско-родительских отношений в формировании жизнестойкости подростков
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКАМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Результаты изучения жизнестойкости подростков
2.3 Результаты исследования восприятия подростками детско-родительских отношений
2.4 Результаты исследования взаимосвязи жизнестойкости и восприятия подростками детско-родительских отношений
2.5 Рекомендации для подростков и родителей, с целью оптимизации детско-родительских отношений и формирования жизнестойкости
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Яркой характеристикой современного общества являются стремительные информационные преобразования, требующие от человека высокого уровня активности, гибкости, коммуникабельности, жизнестойкости и стрессоустойчивости. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, подростки зачастую не справляются с многочисленными проблемами, возникающими в этот период. Подростки в таких условиях рассматриваются в качестве особой группы, требующей внимания психологов, направленного на развитие ресурсов и профилактику дезадаптации.
Жизнестойкость личности является важнейшим личностным ресурсом, обеспечивающим способность подростка сохранять психологическую стабильность в условиях стресса, поддерживая при этом эффективность деятельности, ее адекватность собственным возможностям и требованиям текущей ситуации. Жизнестойкость человека связана с возможностью преодоления различных стрессов, поддержанием высокого уровня физического и психического здоровья, а также с оптимизмом, самоэффективностью и субъективной удовлетворенностью собственной жизнью [31, с. 12].
Семьи и родители играют большую роль в развитии личностных качеств и жизнестойких убеждений подростка. Семья выступает сильнейшим механизмом становления личности подростка, накопления им социального опыта, формирования фундамента для успешного функционирования в социуме. решающее влияние на результат социального становления личности подростка оказывает стиль детско-родительских отношений. Деструктивные стили воспитания, отрицательная психологическая атмосфера в семье, эмоциональная дистанция между родителями и детьми могут привести к тому, что семья перестанет быть для подростка основным институтом социализации, уступая место стихийным влияниям, часто играющим неблагоприятную роль.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКАМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Анализ теоретических подходов к изучению проблемы жизнестойкости
1.1.1 Содержание понятия жизнестойкости в психологии
Изучение феномена жизнестойкости личности началось в 80-х годах XX века вместе с ведением в научный оборот термина «hardiness», что в переводе с английского языка означало «выносливость», «стойкость», «крепость». Авторами данного понятия стали американские психологи Сальвадор Мадди и Сьюзен Кобейс. Они рассматривали «hardiness» как особое интегративное качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, позволяющее личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутренний баланс и гармонию [18, с. 74].
В концепции С. Мадди жизнестойкость рассматривалась как паттерн структуры установок и навыков, который позволяет превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека. Жизнестойкость, по С. Мадди, включает в себя психологический и деятельностный компоненты. Так, деятельностная сторона предполагает действия, направленные на осуществление цели; совладание со стрессовой ситуацией; заботу о своем здоровье; занятия, преобразующие ситуацию. Психологическая сторона предполагает изменение характера отношений – увеличение интереса к миру в целом и окружающим людям в частности. Эти два компонента формируют систему, которая оберегает людей от непомерной тревоги и утраты здоровья. Так, забота о собственном здоровье и преобразующее совладание, а также получение социальной поддержки от других людей могут повышать жизнестойкость [34, c. 95].
Согласно С. Мадди, жизнестойкость способствует преодолению трудных жизненных ситуаций. Она же обеспечивает сохранность психического здоровья. Эта система борется со стресогенными факторами двумя способами. Первый из них - здоровый образ жизни. Он способствует снижению напряжения, особенно в ситуациях, когда человек уже находится в стрессе. В качестве второго пути исследователи выделяют совладание с разрушительными изменениями и хроническими конфликтами таким способом, чтобы, преобразовав их, снизить степень их стрессогенности. Такой способ приводит к тому, что реакция человека на стрессовые ситуация становится не такой сильной [34, c. 96].
Следующие два компонента представленной системы имеют мотивационную природу. По мнению исследователей, именно жизнестойкость обеспечивает постоянство процесса переосмысления жизни и преобразования совладания. Также жизнестойкость обеспечивает единство установок на вовлеченность, определенный уровень мотивации, которая способствует процессу преобразования и переосмысления [25, с. 53].
Жизнестойкость во многом способствует активизации социального взаимодействия. В процессе такого взаимодействия осуществляется взаимопомощь, помогающая преодолеть стрессовые ситуации. Эти стороны социальной поддержки также мотивируют преобразующее совладание и заботу о собственном психическом здоровье. С одной стороны, жизнестойкость определяет способность человека к преобразующему совладанию и переосмыслению жизненных ситуаций. Но с другой стороны, соблюдение здорового образа жизни, социальная активность, переосмысление и преобразование способны повысить степень жизнестойкости человека. Таким образом, данные характеристики являются взаимосвязанными.
С. Мадди считает, что человек с высоким уровнем жизнестойкости может преобразовывать индивидуально-личностную организацию в жизнестойкую. Также автор отмечает, что на индивидуальном уровне жизнестойкость характеризуется такими установками как включенность, контроль и принятие риска. Что касается группового уровня, то в этом случае жизнестойкость характеризуется надежность, креативность и кооперацией [34, c. 97].
Вслед за С. Мадди и другие зарубежные ученые начали исследовать феномен жизнестойкости личности. Так, Д. Бэнк и Л. Кэннон в своих исследованиях рассматривали влияние «hardiness» на взаимосвязь между стрессорами и психосоматической патологией. Они установили, что лица, обладающие хорошо выраженными качествами «hardy», испытывают стрессы намного реже и не воспринимают мелкие неприятности как стрессогенные. В свою очередь С. Ханг установил, что люди с высокой выраженностью жизнестойкости имеют высокую вероятность оставаться здоровыми и воспринимать изменения, происходящие в их жизни как положительные. Исследования И. Солковой и П. Томанека выявили, что жизнестойкость положительно воздействует на ресурсы совладания, повышая при этом общую самоэффективность. Лица, имеющие высокие показатели «hardiness», имеют более высокую когнитивную оценку и развитые копинг-стратегии [18, с. 75].
Жизнестойкость является сложным образованием, которое имеет свою структуру. В исследованиях С. Мадди и С. Кобейса жизнестойкость рассматривается как личностная характеристика, как общая мера психического здоровья индивида и отражает три жизненные установки: вовлеченность, контроль и принятие риска.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКАМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи жизнестойкости и восприятия подростками детско-родительских отношений нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи жизнестойкости и восприятия подростками детско-родительских отношений помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №30 г Минска». В исследовании приняли участие 60 учащихся 8-9 классов в возрасте 14-15 лет, их них 30 мальчиков и 30 девочек.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь жизнестойкости и восприятия подростками детско-родительских отношений.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Тест жизнестойкости С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой [31].
Цель: изучение уровня жизнестойкости личности.
Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.
С помощью методики можно определить уровень жизнестойкости и ее компоненты – вовлеченность, контроль, принятие риска.
Шкалы методики:
Вовлеченность определяется как убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности.
Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.
Принятие риска – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного.
Опросник включает 45 утверждений. Испытуемому предлагается выбрать один из вариантов ответов. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
2. Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте – родитель глазами подростка», разработанная О.А. Карабановой и П.В. Трояновской [32].
Цель: диагностика восприятия подростками детско-родительских отношений.
С помощью методики можно изучить полную картину детско-родительских отношений глазами подростков. Методика включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы.
1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка:
- принятие (демонстрация родителем любви и внимания);
- эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка);
- эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком).
2. Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия:
- сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий);
- принятие решений (особенности принятия решений в диаде);
- конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте);
- поощрение автономности (передача ответственности подростку).
3. Блок контроля:
- требовательность (количество и качество декларируемых требований);
- мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка);
- контроль (особенности системы контроля со стороны родителя);
- авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя);
- особенности поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых оценочных воздействий).
4. Блок противоречивости/непротиворечивости отношений:
- непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя);
- неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных усилий).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что понятие жизнестойкости представляет собой комплекс взаимосвязанных характеристик и качеств личности, а также умений и навыков, которые способствуют активизации внутренних сил, направленных на преобразование трудностей в возможности. Данное понятие включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Жизнестойкость является личностным ресурсом, которые помогает сохранить эмоциональное благополучие и снизить риски стресса.
Детско-родительские отношения рассматриваются в качестве условия развития личности подростков, так как основаны на эмоциональных связах, системе контроля и поощрений, удовлетворении базовых потребностей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, уровень их отзывчивости, контроля, требований, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние на его личностное развитие. Нарушение эмоциональных отношений в семье приводит к развитию негативных черт личности и моделям поведения, поверхностному интересу к жизни.
Подростковый возраст – один из основных периодов становления личности человека, проявления разнообразных интересов, а также это период развития психологической сферы и в том числе жизнестойкости. Процесс становления жизнестойкости подростков оказывает влияние на их самосознание и систему ценностных ориентаций. Подростковый возраст является одним из наиболее благоприятных периодов для развития жизнестойких черт личности, что может способствовать повышению уровня психического здоровья подростков, помочь в процессе преодоления различных жизненных трудностей, а также в последующей реализации себя в жизни. Детско-родительские отношения играют важнейшую роль в формировании жизнестойкости подростков. Такие характеристики детско-родительских отношений, как эмоциональная теплота, забота, поддержка и одобрение, требовательность, готовность предоставить подростку определенную самостоятельность, вносят свой вклад в формирование убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют выдерживать и эффективно преодолевать трудные стрессовые ситуации.
1. Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. – М., 2004. – С. 82–90.
2. Аликин, И. А. Связь жизнестойкости студентов с отношением к ним родителей / И. А. Аликин, М. И. Аликин, Н. В. Лукьянченко // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25, № 3. – С. 75–89.
3. Амбалова, С. А. Влияние семьи на социализацию личности ребёнка / С. А. Амбалова // Вектор науки ТГУ. – 2015. – № 3 (22). – С. 13-15.
4. Арсентьева, Е. С. К вопросу о детско-родительских отношениях / Е. С. Арсентьева // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 1-8.
5. Беляева, Н. И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка / Н. И. Беляева // IN SITU. – 2016. – № 4. – С. 95-98.
6. Березкина, О. А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств будущих специалистов : автореф. дис. канд. пед. наук / О. А. Березкина. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 19 с.
7. Богомаз, С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С. А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов. – 2008. – Т.2. – С. 24–27.
8. Борзилова, Н. С. Жизнестойкость и адаптивность подростков, оставшихся без попечения родителей, имеющих и не имеющих значимого взрослого / Н. С. Бордилова, С. С. Солонченко // Молодой ученый. – 2017. – № 1. – С. 391–393.
9. Борисенко, О. В. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании : методическое пособие / Сост. : О. В. Борисенко, Т. А. Матерова, О. А. Ховалкина. – Барнаул, 2014. – 124 с.
10. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. – 2-е изд. – М. : Академический Проект, 2004. – 232 с.
11. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения / А. Я. Варга. – М. : Изд-во МГУ, 2011. – 32 с.
12. Варламова, Е. Е. Влияние семьи на формирование личности подростка / Е. Е. Варламова // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 55-57.
13. Галиева, А. Р. К вопросу о формировании стрессоустойчивости у подростков / А. Р. Галиева // Образование и наука в современных реалиях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 234 – 236.
14. Горьковая, И. А. Детско-родительские отношения как фактор формирования жизнестойкости подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / И. А. Горьковая, А. В. Микляева // Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие. – Москва, 2019. – С. 188-192.
15. Даукша, Л. М. Взаимосвязь жизнестойкости и восприятия подросткам детско-родительских отношений / Л. М. Даукша // Общество. – 2017. – № 3. – С. 44-47.
16. Драгунова, Т. В. Подросток // Возрастная и педагогическая психология. – М., 2009. – С. 93-105.
17. Дубанова, В. А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений / В. А. Дубанова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2012. – № 5. – С. 64–67.
18. Евтушенко, Е. А. Жизнестойкость как психологический феномен / Е. А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 60. – С. 72–78.
19. Запорожченко, О. И. Влияние семейного воспитания на успешную социализацию младших школьников / О. И. Запорожченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12. – С. 1-10.
20. Зеер, Э. Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека / Э.Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 8. – С. 69-76.
21. Иванова, В. С. Влияние стабильности семьи на формирование ценностных ориентаций и самоопределение подростка / В. С. Иванова // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 98-105.
22. Иванова, М. А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков / М. А. Иванова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4. – С. 875 – 878.
23. Исмагилова, В. Н. Тренинг жизнестойкости как метод повышения стрессоустойчивости подростков, находящихся в социально опасном положении / М.А. Иванова. – Лесосибирск : ЛПУ, 2017. – 64 с.
24. Ишембитова, З. Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества / З. Г. Ишембитова // Вестник Башкирского университета. – 2014. – Т. 19, № 2. – C. 54-61.
25. Калашникова, М. Б. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков / М. Б. Калашникова, Е. В. Никитина. – 2017. – № 4. – С. 51-56.
26. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.
27. Каратаева, Н. А. Развитие основ жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста : теоретико-методологические основы / Н. А. Каратаева, М. А. Забоева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3 (35). – С. 90-93.
28. Карнацкая, Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка / Н. В. Карнацкая // Концепт. – 2017. – № 2. – С.1-10.
29. Книжникова, С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы : автореф. дис. канд. пед. наук / С. В. Книжникова. – Краснодар, 2005. – 19 с.
30. Кожевникова, М. Н. Особенности влияния семьи на социализацию подростков / М. Н. Кожевникова // Проблемы педагогики. – 2010. – № 10 (21). – С. 36-38.
31. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. – М. : Смысл, 2006. – 63 с.
32. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи : учебное пособие-практикум / А. Г. Лидерс. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.
33. Логинова, М. В. Жизнестойкость как выход за пределы самого себя / М. В. Логинова, М. А. Одинцова // Личность как субъект жизненного пути : материалы науч. конференции / отв. ред. А. Л. Журавлев. – М., 2009. – С. 267–273.
34. Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал. – 2005. – № 6 – С. 85–112.
35. Маматов, О. В. Семья как важнейший институт социализации / О. В. Маматов // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 865- 867.
36. Марковская, И. М. Психология детско-родительских отношений : монография / И.М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
37. Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2005. – 304 с.
38. Несват, В. А. Исследование жизнестойкости и ее компонентов у подростков, склонных к девиантному поведению / В. А. Несват // Научный альманах. – 2016. – № 5-3. – С. 533-536.
39. Николаева, Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л. А. Николаева // Известия Саратовского ун-а. – 2013. – № 2, Т. 2. – С. 187–192.
40. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. – С. 169-178.
41. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс; пер. М.М. Исениной. – М. : Смысл, 2006. – 365 с.
42. Родионов, А. Н. Детско-родительские отношения в семьях с различными типами воспитания / А. Н. Родионов, В. О. Родионова // Вопросы воспитания. – 2015. – № 2. – С. 81-86.
43. Рыльская, Е. А. Психология жизнеспособности человека : автореф. дис. докт. психол. наук / Е. А. Рыльская. – Ярославль, 2014. – 20 с.
44. Световец, М. С. Влияние детско-родительских отношений в семье на становление личности подростка / М. С. Световец // Евразийский форум. – Петрозаводск, 2020. – С. 166-169.
45. Слепкова, В. И. Психология семьи. Супружеские отношения / В. И. Слепкова, И. И. Кранц. – Минск : БГПУ, 2009. – 108 с.
46. Соколова, А. П. Психологические трудности в отношениях подростков с родителями / А. П. Соколова // Вестник Таганрогского университета им. А. П. Чехова. – 2016. – № 5. – С. 112-115.
47. Фоминова, А.Н. Жизнестойкость личности : монография / А. Н. Фоминова. – М. : Прометей, 2012. – 152 с.
48. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М. : Высшая школа, 2012. – 272 с.
49. Циринг, Д. А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков / Д. А. Циринг // Вестник Томского гос. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 336-342.
50. Чебанов, В. Ю. Детско-родительские отношения в семье / В. Ю. Чебанов // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – С. 246-248.
51. Шведовская, А. А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук / А. А. Шведовская. – Москва, 2006. – 25 с.
52. Широбокова, Т. С. Значение семейного воспитания в формировании гармоничной личности подростка / Т. С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 3. – C. 19-24.
53. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2010. – 656 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте – родитель глазами подростка», разработанная О.А. Карабановой и П.В. Трояновской.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте – родитель глазами подростка», разработанная О.А. Карабановой и П.В. Трояновской.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты