Криминологическая характеристика коррупционной преступности в Республике Беларусь
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Криминологическая характеристика коррупционной преступности в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Криминология»
2021
251.00 BYN
Криминологическая характеристика коррупционной преступности в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Криминология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. КОРРУПЦИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1. История становления и развития коррупции в Республике Беларусь
1.2. Современное состояние коррупционной преступности в Республике Беларусь
2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
2.1. Понятие коррупционной преступности
2.2. Специфика причинности и детерминации коррупционной преступности
2.3. Личность коррупционера
3. ОСНОВНЫЕ КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ КОРРУПЦИОННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
3.1. Особенности борьбы с коррупционной преступностью
3.2. Криминологические аспекты предупреждения и пресечения коррупции
3.3. Тенденции и перспективы международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в числе основных проблем современного общества в ряду самых острых стоит проблема коррупции. Транснациональные формы коррупции считаются серьезным препятствием для мирового развития. Коррупция в Республике Беларусь остается достаточно высокой. Коррумпированность мешает развитию экономики страны, организации и функционированию демократических институтов государства.
Говоря о коррупции и о мерах борьбы с ней, нельзя не обратиться к законодательству. Среди отечественных ученых бытует мнение о том, что именно несовершенное законодательство является основной причиной существования коррупции в Беларуси.
Для Республики Беларусь особенно актуальной задачей можно считать необходимость совершенствования и применения эффективной антикоррупционной политики, которая включала бы в себя не только средства уголовного преследования, но и системные меры по предотвращению коррупционной деятельности. Антикоррупционная политика – это комплекс мер, которые имеют своей направленностью выявление и устранение негативных процессов в обществе (как проявлений коррупции, так и коррупционных рисков). Антикоррупционная политика страны многогранна. Он включает в себя предупреждение, выявление и пресечение как причин нарушений, так и самих деяний. То есть государство берет на себя некоторую ответственность за коррупционные риски. Оно полагает, что обязано бороться не только с самими преступниками, но и обеспечивать такие условия, при которых уже будет невозможно заниматься незаконными действиями. Для этого создаются специальные государственные структуры, в задачи которых входит разработка и реализация мер противодействия коррупции.
Следует согласиться с мнением Г.А. Василевича, который утверждает, что «наибольшую угрозу для общества и государства создают коррупционные преступления среди должностных лиц органов государственной власти» [1, с. 23]. Данная угроза заключается в том, что коррупция как социально-правовое явление влечет нарушение законных прав и интересов граждан, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, содействующих масштабным злоупотреблениям и преступности. Поэтому в Республике Беларусь коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности и поддержанию стабильности и согласия в обществе, а борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики белорусского государства.
В антикоррупционной работе обязательно должна принимать участие общественность. Ни одна организация не может изнутри отслеживать всех уполномоченных лиц. Практика свидетельствует, что только благодаря законодательству эффективно организовать борьбу с коррупцией невозможно. Если учесть множество коррупционных нарушений и условий, которые способствуют им, то программа борьбы с коррупцией вбирает в себя весь комплекс законодательства, а проводимые мероприятия должны быть методичными, непрерывными, реальными для выполнения и экономичными для бюджета. Результативность мер противодействия коррупции со стороны государства и гражданского общества в настоящее время недостаточно эффективны.
Актуальность исследования состоит в том, что для продвижения процесса противодействия коррупционной деятельности нужна система планирования, а также реализация ряда мероприятий административного, правового и организационного характера, которые направлены на пресечение коррупционной деятельности с учетом специфики сфер охвата коррупционной деятельностью. Высокая распространенность коррупции, рост выявленных коррупционных преступлений, отрицательные последствия коррупции, недостижение цели уменьшения коррупционных проявлений указывают на актуальность исследования. Антикоррупционная политики Республики Беларусь главным образом выражается в законодательстве, от которого зависит стабильность и успешность социально-экономического развития страны. Однако, несмотря на строгие и постоянно совершенствующиеся нормы антикоррупционного уголовного законодательства, в Беларуси коррупция сопровождается высоким уровнем латентности и увеличением размера взяток.
Проблема характеристики антикоррупционного законодательства Республики Беларусь имеет межотраслевой характер, однако в настоящем исследовании мы затрагиваем уголовно-правовой его аспект.
Объектом исследования являются общественные отношения, направленные на криминологическую характеристику коррупционной преступности в Республике Беларусь.
Предмет исследования – нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции, нормы антикоррупционного законодательства Республики Беларусь, выражающие антикоррупционную политику в Республике Беларусь, учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования.
Цель исследования – осуществление криминологической характеристики коррупционной преступности в Республике Беларусь..
Задачи исследования таковы:
– изучить историю становления и развития коррупции в Республике Беларусь.
1. КОРРУПЦИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1. История становления и развития коррупции в Республике Беларусь
Будучи глобальной проблемой нашего времени, коррупция в настоящее время в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь. С момента обретения Республикой независимости Президент страны рассматривал коррупцию как прямую угрозу национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства и поддержания стабильности и гармонии в стране. Коррупция подрывает доверие людей к правительству, дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике и способствует лоббированию законодательных и других нормативных актов, оправдывающих широко распространенные злоупотребления и преступления. Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией занимает центральное место во внутренней политике нашего государства.
Историко-правовые исследования неопровержимо доказывают, что коррупция существовала в обществе всегда, как только возник управленческий аппарат. История становления и развития законодательства о борьбе с коррупцией берет свои истоки еще в период существования Великого княжества Литовского. Попытки власти бороться с использованием государственными должностными лицами ВКЛ своего служебного положения в корыстных целях нашли свое отражение как в законодательных актах, так и в работах виднейших государственных и общественных деятелей XVI века (М. Литвин, С. Будный, А. Волан, Е. Волович) [2, с. 58]. На уровне законодательства одним из способов борьбы со злоупотреблением власти было наделение городов Магдебургским правом. Статуты 1529, 1566, 1588 гг. также придавали большое значение данной проблеме, особенно Статут 1588 года (Раздел 4, Раздел 9) [3, с. 268-269].
В период нахождения белорусских земель в составе Российской империи действующее законодательство стремилось снизить размеры коррупции. 1845 г. характеризуется принятием Уложения о наказаниях уголовных и исполнительных, которое изменило и существенно дополнило законодательство об ответственности за взяточничество и иные формы проявления коррупции, ввело новые нормы. Глава 6 пятого раздела данного Уложения предусмотрела уголовную ответственность за корыстные злоупотребления по службе, в том числе и за взяточничество. Эта глава именовалась как «О мздоимстве и лихоимстве» и включала в себя 13 статей.
В 1903 года было разработано новое «Уголовное уложение» России, в него автоматически были перенесены все нормы о должностных преступлениях из предшествующего Уложения. Невзирая на то, что существенная часть норм Уголовного уложения 1903 года была наделена бланкетным характером, вызывая тем самым определенные трудности и неудобства при установлении нарушенных пунктов тех либо иных правил. Разительно была упрощена система построения нового уголовного законодательства, сокращено количество статей, сформулировано определение понятия «должностное лицо» [4, с. 185].
Всё современное антикоррупционное законодательство Республики Беларусь базируется на Конституции Республики Беларусь. На ней основывался первый в суверенной Республике Беларусь целенаправленный в сфере борьбы с коррупцией Закон от 15 июня 1993 года «О борьбе с преступностью в сфере экономики и с коррупцией». Данный закон послужил основой для противодействия коррупции со стороны должностных лиц, работающих в государственных органах.
Вторым нормативным правовым актом в этой сфере был закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 26 июня 1997 года. Этот закон определял государственную политику борьбы с коррупцией, был направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от организованной преступности и коррупции. На его основе создавались организационные и правовые основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией и обеспечивались при этом гарантии защиты интересов физических лиц [5, с. 15]. В указанном Законе так же, как и в предыдущем, содержалось понятие коррупции. Но оно уже было более уточненным и более полным. По сравнению с определением коррупции, содержавшемся в Законе от 15 июня 1993 года, уже более широко сформулирована цель коррупции – противоправное приобретение для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ.
Правовая система нуждается в постоянном совершенствовании в связи с необходимостью удовлетворения требований в определенный исторический период. Государство как основной элемент политической системы призвано оказывать непосредственное влияние на развитие права. Поэтому в Законе «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 26 июня 1997 года были сильно ужесточены санкции за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и другие преступления против интересов службы. Однако, опираясь на международные документы и в целях более объемных законодательных решений, обеспечивающих целенаправленную борьбу с коррупцией, был принят новый Закон № 305-З. Принятие указанного Закона свидетельствует о том, что внимание власти к данной проблеме не ослабевает.
2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
2.1. Понятие коррупционной преступности
Одной из наиболее серьезных угроз для развития современной экономической системы и для развития общества и государства в целом являются преступления против финансово-экономической системы, в частности коррупция. Любой субъект, имеющий властные полномочия, потенциально подвержен проблеме коррупции.
Для характеристики коррупции и соответствующей ей проблематики, первым делом нужно определиться с самим понятием коррупционного преступления.
Коррупционное преступление — это преступление, в котором участвуют, как правило, два субъекта. Один из них, — лицо, наделенные властными полномочиями. Другой субъект — лицо, заинтересованное в подкупе, совершении первым субъектом определенных действий. [1, с. 37].
Доктор юридических наук, профессор Б.В. Волженкин формулирует следующее понятие коррупционного преступления: «это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственные и муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды». [2, с. 106].
Существует множество точек зрения на причины коррупционной преступности, но все ученые сходятся в том, что эти причины имеют социальный характер.
По мнению В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова, причины коррупционной преступности можно подразделить на экономические, политические, правовые, психологические и организационные. [3, с. 110]. Основной экономической причиной является, конечно же, бедность, неравенство уровня жизни бедных и богатых людей. Бедность в то же время не представляет собой единственную экономическую причину коррупции. Коррупция поражает даже те, страны, где грань между богатыми и бедными размыта. Советский Союз со своим имущественным равенством также не был свободен от коррупции.
Среди политических факторов коррупции В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов называют большой разрыв между властью и населением. Гражданам страны редко представляется возможность поучаствовать в управлении имуществом, в правотворчестве и правоприменении. Со стороны парламента отсутствует эффективный контроль за состоянием коррумпированности высших должностных лиц государства. Государственный аппарат характеризуется высокой численностью, отрицательно влияющей на оплату труда государственных служащих и контроль за их работой. Одним из основных политических факторов коррупции является огромное количество принимаемых нормативно-правовых актов. Количество в данном случае сильно снижает качество законотворчества. Несовершенство действующего законодательства, противоречия между действующими нормативно-правовыми актами приводят к бюрократизму, произволу чиновников, бездействию закона. [3, с. 111].
На борьбу с коррупцией направлены усилия как государственных органов, так и граждан. Так, органы прокуратуры проводят мониторинг состояния борьбы с коррупцией, регистрируют сообщения о преступлениях коррупционного характера, анализируют причины подобных преступлений и принимают меры для дальнейшей борьбы с ними.
Со стороны института гражданского общества также имеет место быть мониторинг за действиями и решениями государственных органов, экспертиза принимаемых ими законопроектов, проведение антикоррупционной пропаганды, антикоррупционного просвещения.
Проанализировав федеральное и региональное законодательство, можно подразделить на несколько групп все принимаемые меры по борьбе с коррупцией.
Первая группа мер — проведение социально-экономических реформ, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие, справедливое распределение ресурсов, благополучие, высокий уровень жизни граждан.
Вторая группа мер призвана обеспечить деятельность по предупреждению коррупционных преступлений. В эту группу входят принятие мер, направленных на привлечение как государственных служащих, так и граждан к противодействию коррупции, совершенствование действующего законодательства.
Третья группа направлена на совершенствование института государственной, муниципальной службы и деятельность органов публичной власти. Эти меры выражаются в обеспечении режима гласности и прозрачности деятельности органов государственной власти, отслеживании движении финансовых потоков, контроле за доходами и расходами государственных служащих.
Четвертая группа связана с развитием информационных технологий. Мониторинг действий государственных служащих посредством современных технологий, а также создание единой системы информирования населения по проблемам коррупции, проведении антикоррупционной пропаганды призваны способствовать снижению уровня коррупционной преступности.
Пятая группа мер напрямую связана с деятельностью гражданского общества.
3. ОСНОВНЫЕ КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ КОРРУПЦИОННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
3.1. Особенности борьбы с коррупционной преступностью
В республике создана законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизни государства. В ней, как было отмечено ранее, определяется понятие «коррупция», приводится перечень коррупционных правонарушений и преступлений, указываются конкретные организационные, превентивные меры и механизмы для борьбы с этим опасным проявлением, а также предусматривается наиболее серьезная уголовная ответственность за эти преступления.
Основным документом, на основании которого организована антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 15 июля 2015 года [25] (это четвертый подобный закон в Республике Беларусь – первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г., третий – 20 июля 2006 г.).
К государственным органам, занимающимся борьбой с коррупцией в стране, относятся:
- органы прокуратуры;
- органы внутренних дел;
- органы государственной безопасности.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь была назначена ответственной за организацию борьбы с коррупцией.
Важным документом по борьбе с коррупцией, предусматривающим комплекс конкретных организационных, правовых, социально-экономических и организационно-практических мер, является Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020-2022 годы, утвержденная Решением республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 18.12.2019 г. №20 [10].
Коррупция является социально опасным явлением в сфере политики или государственного управления, выражающимся в преднамеренном использовании должностными лицами своего официального статуса для незаконного получения имущественных и неимущественных выгод и преимуществ в любой форме, а также для подкупа эти лиц [1, с. 373].
Политическая власть в любом государстве воспринимает коррупцию как серьезную угрозу национальной безопасности.
Стоит отметить, что политическая опасность коррупции выражается в антигосударственном и антиобщественном явлении, которое оказывает разрушительное воздействие на основы государственного устройства и правового регулирования.
Разработанная политическая стратегия по преодолению коррупции должна основываться на укоренившейся системе властных отношений, которые переплетаются с другими общественными отношениями.
Борьба с коррупцией является одной из главных задач государства.
Антикоррупционные меры основаны на предотвращении и искоренении коррупционных рисков в системе реализации административных функций государственной власти. Меры, направленные на борьбу с коррупцией, должны улучшить систему государственного управления посредством организации антикоррупционных контрольных функций.
Коррупция как антиобщественное явление изначально проистекает из деструктивных форм деятельности аппарата государственного управления и его представителей и выражается в восходящем и нисходящем разложении системы институтов государственной власти. Это проявляется, как правило, в преднамеренном использовании государственными служащими своего служебного положения, статуса, полномочий на должность для личной выгоды для личного обогащения.
В Республике Беларусь формой контроля со стороны гражданского общества за соблюдением государственными служащими требований антикоррупционных стандартов являются антикоррупционные комиссии, созданные при республиканских органах власти и других государственных организациях, а также областных, г. Минска, городских, районных.
По этой причине, по нашему мнению, невозможно доверить контроль над состоянием коррупции только государственным органам; участие общественности обязательно. Однако для участия общества в предупреждении коррупционных преступлений необходим высокий уровень правовой культуры.
Важно отметить, что отличительной чертой коррупционных преступлений является то, что они совершаются специальным субъектом.
Специальным субъектом является физически нормальный человек, достигший возраста уголовной ответственности, согласно законодательству Республики Беларусь, который совершил преступление и обладает не только общими признаками, но и особыми, регулируемыми главой 35 УК, которая называется «Преступления против интересов службы», а также другими статьями УК.
В большинстве случаев на социальном уровне под коррупцией понимается подкуп должностного лица, который отождествляется с уголовно-правовым термином «взяточничество». УК не содержит нормы, раскрывающей понятие «взяточничество». В свою очередь, уголовное законодательство Республики Беларусь регулирует компоненты взяточничества,: получение взятки (статья 430 УК), дача взятки (статья 431 УК) и посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК) [47].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В целом в Республике Беларусь создана достаточно развитая система антикоррупционного законодательства, обеспечивающая как адекватное санкционирующее воздействие на криминальные проявления коррупции, так и ее системное предупреждение. Однако это не означает, что положительные результаты, достигнутые в борьбе с коррупцией, устранили основные факторы в системе государственного управления, которые порождают коррупцию: они сохраняются.
2. Борьба с коррупцией – чрезвычайно сложная и многогранная задача, которая далеко не всегда успешно решается за рубежом. Это требует политической воли и целенаправленных государственных усилий. В связи с этим целесообразно изучить и применить эффективный опыт зарубежных стран в борьбе с коррупцией. В частности, опыт Сингапура.
3. Зарубежная практика является достаточно ярким примером того, как на государственном уровне, в зависимости от уровня развития экономики и отношения власти к коррупции, может изменяться подход к коррупции, наказанию за нее. Так, исходя из проведенного исследования, важно отметить достаточно строгий и, на наш взгляд, немного жестокий подход к наказанию за коррупционные преступления в Китае.
Что касается заимствования практики, то считаем, что в Республике Беларусь необходимо более четко на законодательном уровне проработать вопрос об установлении порядка физической защиты; принятии правил доказывания, позволяющих свидетелям и экспертам давать показания таким образом, чтобы обеспечить безопасность таких лиц, то есть с помощью средств связи (видеосвязь, рации и т. д.).
4. В противодействии коррупции необходимо выявить внутренние и внешние аспекты, политические и экономические компоненты. Важным шагом является создание эффективного антикоррупционного законодательства, которое будет учитывать международный опыт. Антикоррупционные механизмы должны работать на практике, включая независимую судебную систему. В обществе необходимо поддерживать атмосферу нетерпимости к коррупционному поведению всех людей, независимо от социальной группы.
5. Конфликт интересов в службе связан с конкретным обстоятельством, при котором лицо (работник) сталкивается с выбором: нарушать или соблюдать закон. Например, субъект государственного органа (должностное лицо), столкнувшийся с предложением о получении взятки, вправе отказаться от нее и соблюдать законодательство Республики Беларусь при уведомлении правоохранительных органов и работодателя либо принять взятку.
6. В Республике Беларусь на современном этапе разработана и успешно функционирует система мер по борьбе с коррупцией. Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и другими организациями путем комплексного применения мер общего, особо криминологического и индивидуального уровня действий. Тем не менее, эффективность применения вышеуказанных превентивных мер предопределяет необходимость дальнейшей работы в этом направлении, которая может включать реализацию ряда уголовно-правовых, идеологических, организационных и других мер воздействия.
7. Считаем, что условиями современной позитивной антикоррупционной практики являются:
- система мер, основанная на твердой политической воле руководства страны и готовности ее населения стать частью национальной антикоррупционной политики;
- серьезный социальный контроль над всеми элементами системы государственного управления, что связано с независимостью СМИ, свободой слова и совести для всех граждан, возможностью реального контроля государственных органов со стороны некоммерческих правозащитных организаций;
- независимая судебная система;
- детальное регулирование процедур взаимодействия с органами государственной власти;
- использование регулярной ротации чиновников;
- использование косвенных доказательств вины в качестве основания для привлечения к ответственности.
Мы считаем полезным использовать также опыт Испании, в которой есть специальный прокурор по борьбе с коррупцией, базирующийся в Мадриде, который «расследует и изучает процессы особой важности, связанные с экономическими и другими правонарушениями, совершаемыми правительственными должностными лицами при осуществлении своих прав». Так, внедрение данного института в Республике Беларусь, хотя и может занять достаточно много времени, как и много времени будет потрачено на адаптацию института к реалиям нашего государства, тем не менее, данный опыт необходим.
Таким образом, изучив основные методы борьбы с коррупцией в Сингапуре, необходимо обратить внимание на положительный опыт борьбы с коррупцией данного государства. Учет такого опыта позволит нашей стране значительно снизить уровень коррупции во всех сферах, а также применять существующие в мире инновации.
1. Астанин, В. В. Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты: монография / В. В. Астанин. – М. : ЮНИТИДАНА : Закон и право, 2009. – 255 с.
2. Бабий, Н. А. Квалификация взяточничества: научное исследование белорусского и российского опыта / Н. А. Бабий. – Минск : Тесей, 2011. – 860 с.
3. Бажанов, О. И. Аналитическая записка о состоянии и динамике коррупционной преступности в Республике Беларусь: по данным статистической отчетности МВД и Министерства юстиции 1992–2004 гг. / О. И. Бажанов, О. В. Благоренко, Е. А. Рочева // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы : сб. науч. тр. / Науч.-исслед. ин-т проблем криминологии, криминалистики и судеб. экспертизы М-ва юстиции Респ. Беларусь ; редкол.: А. В. Дулов (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2005. – Вып. 2. – С. 52–67.
4. Барановский, Н. А. Социологический мониторинг антиобщественных явлений в системе обеспечения национальной безопасности в социальной сфере / Н. А. Барановский // Социологический альманах. – Минск, 2014. – Вып. 5. – С. 434–445.
5. Борьба со взяточничеством и коррупцией // ОЭСР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oecdru.org/rusweb/rusfeder/5/18/bribe.htm.
6. Всемирный банк // МБРР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/about.
7. Голик, Ю.В. Коррупция как механизм социальной деградации. / Ю. В. Голик, В. И. Карасев. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. − 329 с.
8. Гончарова, Г. В. Новый закон о борьбе с коррупцией / Г. В. Гончарова // Промышленно-торговое право. – 2015. – № 9. – С. 1115.
9. Гончарова, Г. В. Поговорим об изменениях законодательства о борьбе с коррупцией / Г. В. Гончарова // Промышленно-торговое право. – 2015. – № 2. – С. 8.
10. Госпрограмма по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020-2022 годы, утвержденная республиканским координационным совещанием по борьбе с преступностью и коррупцией 18.12.2019 №20 // ОМР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.omr.by/images/documents/ob_informirovanii.pdf.
11. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях // ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bribery.shtml.
12. Добреньков, В. И. Коррупция: современные подходы к исследованию: учеб. пособие для вузов / В. И. Добреньков, Н. Р. Исправникова. – М. : Акад. Проект : Альма Матер, 2009. – 207 с.
13. Дополнительный протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию : заключен 15.05.2003 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». – М., 2020.
14. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран / Науч. ред. А.И. Ахани. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2008. – 343 с.
15. Кирпичников, А. И. Российская коррупция / А. И. Кирпичников. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. – 439 с.
16. Китайская Народная Республика: Уголовный кодекс // КНР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asia-business.ru/law/law1/criminalcode/.
17. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию : заключена 27.01.1999 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции : заключена 31.10.2003 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
20. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества : сб. материалов / С.-Петерб. гуманитар.-политол. центр «Стратегия» ; под ред. М. Б. Горного. – СПб. : НОРМА, 2000. – 266 с.
21. Костенников, М. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы : учеб. пособие / М. В. Костенников, А. В. Куракин. – М. : Щит-М, 2004. – 214 с.
22. Максимов, С. В. Коррупция. Закон. Ответственность / С. В. Максимов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮрИнфоР, 2008. – 255 с.
23. Национальная академия наук Республики Беларусь. Институт социологии // НАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socio.bas-net.by/.
24. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц // ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_code_of_conduct.shtml.
25. О борьбе с коррупцией : Закон Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
26. О борьбе с коррупцией : Закон Респ. Беларусь от 20 июля 2006 г. № 165-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
27. О борьбе с организованной преступностью : Закон Респ. Беларусь от 27 июня 2007 г. № 244-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28. О борьбе с преступностью в сфере экономики и коррупции : Закон Респ. Беларусь от 15 июня 1993 г. №2399-XII [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
29. О комиссии по противодействию коррупции: типовое положение : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 дек. 2011 г. № 1732 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
30. О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией : Закон Респ. Беларусь от 26 июня 1997 г. №47-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
31. О ратификации Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: Закон Респ. Беларусь от 26.12.2005 № 75-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
32. О прокуратуре Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
33. О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 июля 2007 г., № 330 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
34. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций : Декрет Президента Респ. Беларусь от 15 декабря 2014 г. №5 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
35. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь от 9 нояб. 2010 г. № 575 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
36. Об утверждении критериев оценки деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией и экономическими правонарушениями : Постановление Генеральной Прокуратуры Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета Государственного Контроля Республики Беларусь и Следственного Комитета Республики Беларусь от 30 декабря 2014 г. N 30/1257/2/260 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
37. Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией : Указ Президента Респ. Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 644 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
38. ООН. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml.
39. Основы противодействия коррупции (системы общегосударственной этики поведения) / науч. ред.: С.В. Максимов [и др.]. – М. : Спарк, 2000. – 228 с.
40. Положение о порядке проведения криминологической экспертизы : указ Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
41. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств–участников СНГ от 27 ноября 2015 // Документы МПА СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iacis.ru/activities/documents/vspomogatelnye_pravovye_akty_i_zakonoproektnye_predlozheniya/.
42. Привалов, Ю. А. Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» : новации законодательства : по состоянию на 19.01.2017 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
43. ПРООН // ПРООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.by.undp.org/content/belarus/ru/home.html.
44. Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы: пер. с анг. / С. Роуз-Аккерман. − М.: Логос, 2003. − 344 с.
45. Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией : заключено в г. Астане 25.04.2007 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
46. США. Закон о коррупции за рубежом // qwe. – Режим доступа: https://ru.qwe.wiki/wiki/Foreign_Corrupt_Practices_Act.
47. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
48. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
49. Уголовный кодекс Австрии / Науч. ред. и вступ. ст. С.В. Милюкова. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 568 с.
50. Уголовный кодекс Аргентины / Науч. ред. и вступ. ст. Ю.В. Голика. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 288 с.
51. Уголовный кодекс Республики Сербия / Науч. ред. и предисл. Ю.А. Кашубы. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2009. – 267 с.
52. Уголовный кодекс Франции / Науч. ред. Л.В. Головко, Н.Е. Крыловой. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. – 672с.
53. Уголовный кодекс штата Техас / Науч. ред. и предисл. И.Д. Козочкина. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. – 576 с.
54. Юрспектр // Юрспектр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.urspectr.info/. –
55. Friedrich C. J. The Pathology of Politics: Violence, Betrayal, Corruption, Secrecy, and Propaganda. N. Y.: Harper & Row, 1972. – 655 p.
56. Transparency International // Transparency International [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.transparency.org/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты