Социально-психологическое сопровождение онкологических больных
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социально-психологическое сопровождение онкологических больных»
по дисциплине: «Социальная реабилитология»
2021
251.00 BYN
Социально-психологическое сопровождение онкологических больных
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная реабилитология
Организация: Гродненское университетское клинико-онкологическое отделение
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 475%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
1.1 Социально-психологическое сопровождение онкологических больных как научно-теоретическая проблема
1.2 Социально-психологические особенности онкологических больных
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ (НА ПРИМЕРЕ УЗ «ГРОДНЕНСКАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КЛИНИКА»)
2.1 Эмпирическое исследование социально-психологического сопровождения онкологических больных на примере УЗ «Гродненская университетская клиника» (онкологическое отделение)
2.2 Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию социально-психологического сопровождения онкологических больных
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональная жизнь современного человека определяется частотой и интенсивностью эмоциональных стрессов, чему способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, увеличение темпа жизни и ее стоимости, разрушение традиционных структур семьи, социальные и экологические катастрофы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия через переживания страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния.
Эмоции человека, первоначально призванные мобилизоваться для защиты, сегодня чаще подавляются, встраиваются в особый контекст и со временем извращаются, перестают признаваться в качестве их владельца и могут вызывать разрушительные процессы в организме.
Известно, что эмоциональное состояние человека является причиной многих заболеваний. Даже ученые древности говорили о неразрывности тела и психики. Каждый орган описывался в тесной связи с эмоцией, соответствующей органу. Болезнь органа влияет на эмоциональное состояние человека, невосприимчивость чувств способствует заболеванию органа – это постулаты понятия единого организма, где симптомы могут иметь личный смысл.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что число онкологических больных во всем мире стремительно растет. На сегодняшний день онкологические заболевания – серьезная медицинская, психологическая и социальная проблема. Количество смертей от онкологических заболеваний превышает только смертность от сердечно-сосудистых патологий. В Республике Беларусь за последние пять лет общая онкологическая заболеваемость увеличилась на 11%, а смертность от рака – на 2%. При этом, количество заболевших в стране каждый год увеличивается примерно на 1000 человек. По данным статистики в 2018 году на I и II стадии онкологами было поставлено 67% диагнозов, умерло от рака около 17 тыс. человек.
Онкологического больного следует рассматривать как человека, находящегося в серьезнейшей стрессовой ситуации. Неопределенность прогноза снижает адаптивные возможности, нарушает возможности планирования жизненных целей, сужает временную перспективу, необходимую для нормальной человеческой жизнедеятельности.
Личностные особенности и психические состояния пациентов онкологического профиля рассматривали такие авторы как З. А. Афанасьева [1], А. В. Гнездилов [11], Т. В. Жиляева [19], М. Г. Ивашкина [20], А. А. Кукшина [26], Н. И. Непомнящая [33], Н. А. Русина [48] и др.
Психосоциальная помощь является важным этапом в процессе лечения и реабилитации онкологических больных и является одним из ведущих и активно разрабатываемых направлений современной психологии. В настоящее время она характеризуется активным развитием методологических, научно-организационных основ и широким спектром областей практического применения для решения задач охраны и укрепления здоровья населения. Развитие психосоциальной помощи в онкологической службе позволит повысить эффективность лечения, рационально используя внутренние ресурсы пациентов с онкологическими заболеваниями. Психологическая и социальная защищенность онкологических больных способна улучшать качество жизни и благоприятно влиять на прогноз заболевания.
Но, несмотря на то, что проблема психологических особенностей личностей онкологических больных является предметом исследований многих ученых в области психологии, на сегодняшний день недостаточно раскрыты направления социально-психологического сопровождения онкологических больных. Это и объясняет актуальность выбранной темы работы.
Объект исследования: онкологические больные.
Предмет исследования: специфика социально-психологического сопровождения онкологических больных в УЗ «Гродненской университетской клинике».
Цель исследования: выявить специфику социально-психологического сопровождения онкологических больных.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-психологического сопровождения онкологических больных.
2. Изучить специфику социально-психологического сопровождения онкологических больных.
3. Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию социально-психологического сопровождения онкологических больных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально-психологическое сопровождение онкологических больных составляет существенную часть работы учреждения здравоохранения, которая предполагает удовлетворение психологических и социальных потребностей онкологических больных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
1.1 Социально-психологическое сопровождение онкологических больных как научно-теоретическая проблема
Термин «сопровождение» сегодня прочно вошел в отечественную науку и практику работы. Он активно используется в различных направлениях педагогики и психологии. Однако на сегодняшний день в научно-педагогической сфере нет единой трактовки этого термина, более того, рядом с ним используются такие близкие по смыслу и содержанию понятия, как «психологическая поддержка», «помощь» (П. С. Гуревич [12], И. В. Дубровина [18], И. В. Макарова [29]), «сосуществование» (В. Слободчиков [55]), «психологическая поддержка» (А. А. Деркач [16], Т. В. Шеломова [62] и др.), «психологическая или социально-психологическая поддержка» (М. Р. Битянова [2], В. С. Мухина [31], Н. Г. Осухова [36], Ю. В. Слюсарев [56]).
Сопровождать означает идти вместе с человеком, который движется вперед, преодолевая трудности. Используется в связи с человеком, нуждающимся в помощи, поддержке для преодоления трудностей (проблем), возникающих в процессе самореализации, достижении жизненных целей [7, с. 112].
Сопровождение – сложный процесс взаимодействия спутника с сопровождающим, результатом которого является разрешение ситуации выбора, решения и действия жизни, что приводит к исправлению ситуации спутника. В педагогике это деятельность, которая создает условия для того, чтобы развивающийся субъект мог принять оптимальное решение в различных жизненных ситуациях выбора. Таким образом, когда мы говорим о процессе сопровождения, мы обращаемся к двум субъектам, действующим в контексте сложной жизненной ситуации. В то же время субъектом может быть отдельное лицо, социальное учреждение или небольшая группа. Примером может служить семья и сопровождающие ее организации, а также отдельные специалисты [27, с. 87].
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понятие «сопровождние» рассматривается как определенное действие, которое происходит одновременно с чем-то, следуя или находясь с кем-то рядом. Психологическая концепция «помогающего отношения» позволяет наиболее точно выразить цель сопровождения.
В рамках концепции А.А. Кузнецовой сопровождение можно рассматривать и как метод, и как процесс, и как услугу. Метод сопровождения обеспечивает создание условий для того, чтобы развивающийся субъект мог принимать оптимальные решения в различных жизненных ситуациях выбора. Процесс сопровождения представлен как реализация четырех основных функций, которые являются одновременно этапами реализации метода: диагностика встречающейся проблемы и ее сущности; информация о сущности проблемы и способах ее решения; консультирование и разработка плана решения проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения [25, с. 316].
Социально-психологическое сопровождение с точки зрения технологии социальной работы – вид социальной деятельности, форма социальной поддержки; предоставление конкретному лицу или группе (семье) комплекса правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских и информационных услуг социальным работником или многопрофильной группой специалистов за определенный (иногда длительный) период времени. Целью социальной поддержки является улучшение жизненной ситуации, минимизация неблагоприятных последствий или полное решение проблем пользователя или клиента услуги.
Социально-психологическая поддержка основывается на индивидуальном подходе к клиенту, анализе его потребностей и выяснении вместе с ним, как преодолеть или решить проблемы. Социальный работник составляет план социальной поддержки и контролирует его выполнение, при необходимости корректируя его. Как правило, проводится оценка и самооценка эффективности социальной поддержки [5, с. 341].
Онкологическое заболевание является трудной жизненной ситуацией, которая предъявляет личности новые условия существования, и которая приводит к нарушению привычных механизмов адаптации. Основой психологической регуляции личности онкологических больных являются результаты ориентировочной деятельности, которые направлены на формирование представлений о ситуации, о себе и о собственной роли в происхождении и развитии ситуации. Обеспечение эффективности психологической регуляции осуществляется путем достаточной осознанности и реалистичности сформированных представлений.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ (НА ПРИМЕРЕ УЗ «ГРОДНЕНСКАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КЛИНИКА»)
2.1 Эмпирическое исследование социально-психологического сопровождения онкологических больных на примере УЗ «Гродненская университетская клиника» (онкологическое отделение)
Онкодиспансерное отделение является структурным подразделением УЗ «Гродненская университетская клиника».
Структура онкологического отделения УЗ «Гродненская университетская клиника»:
– кабинеты консультативного приема: кабинеты общих онкологов, урологический кабинет, проктологический кабинет, 2 маммологических кабинета, гинекологический, кабинет лор-онколога, химиотерапевтический кабинет, кабинет торакального хирурга, радиолога, детского онколога, терапевта;
– кабинет паллиативной помощи;
– кабинет амбулаторной хирургии;
– кабинет амбулаторной химиотерапии;
– эндоскопический кабинет;
– 2 кабинета УЗИ диагностики.
Основанием для приема в онкодиспансерном отделении является направление на консультацию установленного образца, выданное онкологом территориальной поликлиники г. Гродно или онкологом центральной районной больницы.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь №60 пациенты при направлении на консультацию в онкодиспансерное отделение должны быть обследованы в полном объёме согласно перечню по профилю заболевания в поликлинике или ЦРБ по месту жительства и консультированы районным онкологом. Ответственность за полноту обследования и качество оформления документации несет направляющее медицинское учреждение. Для лиц призывного возраста основанием для приема является направление военной комиссии.
Плановое обслуживание иногороднего пациента в онкодиспансерном отделении осуществляется при получении направления из территориального медицинского учреждения.
Кабинет паллиативной помощи был создан в целях совершенствования оказания паллиативной и симптоматической помощи онкологическим пациентам.
С целью развития стационарозамещающих технологий в кабинете амбулаторной хирургии онкодиспансерного отделения выполняются малоинвазивные хирургические вмешательства на коже. При отсутствии данных за онкопатологию, доброкачественные новообразования могут быть удалены только по желанию пациента на платной основе. Отбор пациентов на операцию осуществляют врачи отделения. В кабинете амбулаторной химиотерапии проводятся короткие курсы химио, иммунотерапии, не требующие стационарного лечения. Отбор пациентов проводит врач-химиотерапевт. Амбулаторные карты хранятся в организации здравоохранения и выдаче на руки не подлежат.
Выдача выписки из медицинской документации является административной процедурой и предоставляется гражданам лечащим врачом или заведующим отделением. Ежегодное контрольное обследование в рамках диспансерного наблюдения пациенты могут пройти в первые два года после завершения специального лечения в онкодиспансерном отделении УЗ «Гродненская университетская клиника», а в последующем – у онколога поликлиники по месту жительства.
Целью дипломной работы на данном этапе является проанализировать аспекты эмоционально-смысловой сферы онкологических больных для характеристик их социально-психологического портрета.
База исследования: УЗ «Гродненская университетская клиника» (онкологической отделение).
Всего в исследовании приняли участие 60 онкологических больных, среди которых 30 онкологических больных с благоприятным послеоперационным периодом и 30 онкологических больных с неблагоприятным послеоперационным периодом. Возраст испытуемых – 35-45 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности эмоционально-смысловой сферы онкологических больных.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сопровождение – сложный процесс взаимодействия спутника с сопровождающим, результатом которого является разрешение ситуации выбора, решения и действия жизни, что приводит к исправлению ситуации спутника. Социально-психологическое сопровождение онкологических больных составляет существенную часть работы учреждения здравоохранения, которая предполагает удовлетворение психологических и социальных потребностей онкологических больных. Социально-психологическое сопровождение онкологических больных осуществляется следующими специалистами: психологом, специалистом по социальной работе, психотерапевтами, юристами. Социально-психологическое сопровождение основывается на индивидуальном подходе к онкологическому больному, анализе его потребностей и выяснении вместе с ним, как преодолеть эти проблемы. Социально-психологическое сопровождение предусматривает выполнение следующих этапов: диагностика, выявление социально-психологических проблем; планирование путей решения данных проблем; реализация плана; анализ проделанной работы; оценка ее результатов; коррекция. Для эффективного социально-психологического сопровождения необходимо знание специфики психоэмоциональных состояний онкологических больных и закономерности их протекания. В Республике Беларусь социально-психологическое сопровождение онкологических больных представлено в рамках государственной системы социальной защиты по месту жительства на базе территориальных центров социального обслуживания населения. Социально-психологическое сопровождение онкологических больных включает в себя совокупность различных видов социальных услуг таких как: общий уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической помощи; организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг. В Республике Беларусь социально-психологическое сопровождение онкологических больных представлено в рамках государственной системы социальной защиты по месту жительства на базе территориальных центров социального обслуживания населения.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что для онкологических больных с неблагоприятным послеоперационным периодом основным типом соматического взаимодействия является тревожный, в то время как для онкологических больных с благоприятным послеоперационным периодом, в основном, характерным является гармоничный тип отношения к «возможной болезни». У онкологических больных с неблагоприятным послеоперационным периодом, по сравнению с онкологическими больными с благоприятным послеоперационным периодом, выше ситуативная и личностная тревожность. Для онкологических больных с неблагоприятным послеоперационным периодом более характерно отрицательное эмоциональное состояние. Для онкологических больных с благоприятным послеоперационным периодом более характерно эмоциональное состояние в норме.
В качестве социально-психологического сопровождения онкологических больных был разработан комплекс мероприятий, который направлен на улучшение психоэмоционального состояния, что выражается в снижении тревожности, повышении уровня стрессоустойчивости, на изменение отношения больного к предстоящим медицинским манипуляциям, принятие им факта необходимости операции, помогают настроить на благоприятный исход заболевания.
1. Афанасьева, З. А. Значение латентных особенностей онкобольных в социально-психологической реабилитации / З. А. Афанасьева // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 2 (12). – С. 89–93.
2. Битянова, М. Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: Питер, 2010. – 368 c.
3. Бобровский, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. / Г.М. Бобровский. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2011. – 544 с.
4. В РНПЦ Александрова прогнозируют рост заболеваемости раком в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belaruspartisan.by/life/453632/.
5. Вайнштейн, Л. А. Общая психология / Л. А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И. А. Фурманов. – Минск: Современная школа, 2009. – 512 с.
6. Валенасс, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. Валенасса, Ю. Гиппенрейтер. – М., 2010. – С. 3-28.
7. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 2006. – 220 с.
8. Вельшер, Л. З. Клиническая онкология: избр. лекции: учеб. пособие / Л. З. Вельшер, Б. И. Поляков, С. Б. Петерсон. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 496 с.
9. Высурин, Л. С. Учение об эмоциях // Собр. Соч.: – В 6 т. Т. 6. – М.: Педагогика, 2011. – 269 с.
10. Гарданова, Ж. Р. Оценка уровня тревожности у больных раком предстательной железы / Ж. Р. Гарданова //Медицинский вестник Башкортостана. – 2015. – № 4. – С. 49-53.
11. Гнездилов, А. В. Психические изменения у онкологических больных / А. В. Гнездилов // Практическая онкология. – 2001. – № 1. – C. 5–13.
12. Гуревич, П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. – 2019. – 430 с.
13. Давыдов, М. И. Атлас по онкологии: учеб. пособие / М. И. Давыдов, Ш. Х. Ганцев. – М: МИА, 2008. – 412 с.
14. Давыдов, М. И. Онкология: учебник / М. И. Давыдов, Ш. Х. Ганцев. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 920 с.
15. Денисенко, А. Н. Особенности клинико-психологического статуса онкологических больных и возможности его коррекции / А. Н. Денисенко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – № 2. – С. 502-506.
16. Деркач, А. А. Акмеология : личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала / А. А. Деркач. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 483 с.
17. Добровидова, Н. А. Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми / Н. А. Добровидова // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 2. – С. 316-319.
18. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина. – М.: «Просвещение», 1991. – 287 с.
19. Жиляева, Т. В. Организация и оказание психиатрической помощи пациентам онкологического стационара. Учебное пособие / Л. Н. Касимова, Т. В. Жиляева. – М.: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2014. – 715 c.
20. Ивашкина, М. Г. Психологические особенности личности онкологических больных: автореф. дисс. канд. наук. / М. Г. Ивашкина. – М., 2008. – 28 с.
21. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб. : Питер, 2002. – 521 с.
22. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 368 с.
23. Инаев, К. Э. Эмоции человека. / К.Э. Инаев – СПб.: Издательство «Питер», 2009. – 464 с.
24. Колосова, Н. Р. Психологические аспекты ведения онкологических больных IV группы / Н. Р. Колосова, Б. Б. Кравец // Врач-аспирант. – 2012. – № 5. – С. 17-20.
25. Кузнецова, А. А. Психодиагностика эмоционально-аффективных расстройств у женщин с онкологической патологией / А. А. Кцзнецова // Известия РГСУ. – 2008. – № 2. – С. 315-319.
26. Кукшина, А. А. Особенности психоэмоционального состояния и психотерапевтические подходы в реабилитации онкологических больных / А. А. Кукшина // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. – 2013. – № 5. – С. 28–34.
27. Ленский, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Валенасса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Академия,2010. – 178 с.
28. Литвинова, О. В. Эмоциональная регуляция поведения личности: монография. / О.В. Литвинова – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009 – 161 с.
29. Макарова, И. В. Прикладная психология / И. В. Макарова, А. К. Болотова. – М. : АспектПресс, 2001. – 208 с.
30. Мартова, Т. Ю. Психологические особенности онкологических больных / Т. Ю. Мартова // Вестник Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина РАМН. – 2002. № 3. – С. 47-51
31. Мухина, В. С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 452 с.
32. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 395 с.
33. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности / Н. И. Непомнящая. – М.: Владос, 2003. – 192 c.
34. Новиков, Г. А. Практическое руководство по паллиативной помощи онкологическим больным. / Г.А. Новиков – М.: Форум, 2004. – с. 35-37
35. Опросник «Определение уровня тревожности» Спилбергера-Ханина // Настольная книга практического психолога / Е.Н. Рогов. – М., 1999. – С. 336-338.
36. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Осухова. – Academia – М., 2012. – 320 c.
37. Петрова, Н.Н. Руководство по общей онкологии (в кратком изложении для студентов-медиков и врачей всех специальностей). – М.: МЕДГИЗ, 2001 г. – 425 с.
38. Попова, М. С. Психические нарушения у больных, оперированных по поводу злокачественного новообразования гортани. / М.С. Попова. – М.: Академия, 2005. – 259 с.
39. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
40. Пырьев, Е. А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Е. А. Пырьев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2012. – № 2. – С. 288-295.
41. Радемахер, П. Здоровье и бодрость – стиль вашей жизни. / Кульбацки П. – М.: «Интерэксперт», 2006. – 232 с.
42. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польского В. К. Вилюнаса. – М.: Смысл, 2002. – 394 с.
43. Ремакович, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Ремакович – М.: Прогресс, 2011. – 480 с.
44. Ромасенко, В. А. Нервно-психические нарушения при раке / К.А. Скворцов. – М., 2001. – 325 с.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Эмоции // Психология эмоций. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.,2012. – С. 152-161.
47. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О. Ф. Дубровская. – М.: «Когито-Центр», 2005. – 63 с.
48. Русина, Н. А. Психологический статус и адаптационные ресурсы онкологических больных / Н. А. Русина // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. – 2012. – № 3. – С. 115–123.
49. Русина, Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях // Мир психологии. Научно-методический журнал. / Н.А. Русина. – М.: Академия. – 2002. – №4. – с. 152-160.
50. Саймонтон, К. Психотерапия рака / С. Саймонтон. – СПб.: Питер, 2001. – 269 с.
51. Семиглазова, Т. Ю. Психологические аспекты лечения онкологических больных / Т. Ю. Семиглазова, Г. А. Ткаченко, В. А. Чулкова // Злокачественные опухоли. – 2016. – № 4. – С. 54–58.
52. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
53. Сидорчук, Т. А. Технологии повышения качества жизни онкологических больных // Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса: материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2010 г. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – С. 77-81.
54. Скворцов, К. П. Соматопсихические расстройства. / К.П. Скворцов. – М.: академия, 2006. – С. 16-23.
55. Слободчиков, В. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: ПСТГУ, 2013. – 360 c.
56. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности / Ю. В. Слюсарев. – СПб, 2002. – 128 с.
57. Телицына, Е. Л. О понятиях «эмоция» и «чувства» в научной литературе / Е. Л. Телицына // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. – С. 445–446.
58. Торопова, И. В. Феноменология эмоций / И. В. Торопова // Общество и право. – 2006. – № 4 (14). – С. 91–92.
59. Федоренко, М. В. Особенности личности, преодолевающей трудную жизненную ситуацию, вызванную онкологическим заболеванием / М. В. Федоренко// Филология и культура. – 2014. – № 1. – C. 335–338.
60. Чулкова, В. А. Психологические исследования в онкологии / В. А. Чулкова // Вестник ЮУрГУ. –2015. – № 2. – С. 16–35.
61. Чухрова, М. Г. Психоэмоциональные состояния и личностные характеристики при раке / М. Г. Чухрова, Т. Г. Опенко, С. В. Корепанов // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 1. – С. 236-238.
62. Шеломова, Т. В. Социально-психологическое обеспечение деятельности менеждера…Дис. пед. наук. – М. 2001. – 183 с.
63. Эвнина, К. Ю. Психологическая регуляция онкологических больных: взгляд позитивной психологии / К. Ю. Эвнина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 15–27.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 475%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты