Социально-медицинская этика. Моральные проблемы во взаимодействии с клиентами
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социально-медицинская этика. Моральные проблемы во взаимодействии с клиентами»
по дисциплине: «Социально-реабилитационная деятельность»
2021
251.00 BYN
Социально-медицинская этика. Моральные проблемы во взаимодействии с клиентами
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социально-реабилитационная деятельность
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Моральные проблемы во взаимодействии с клиентами».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные результатов анкетирования и диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные результатов анкетирования и диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методики решения моральных проблем.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И РЕШЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КЛИЕНТАМИ
1.1 Понятие, базовые принципы социально-медицинской этики и этические правила взаимоотношений, возникающих у медицинского персонала во взаимодействии с клиентами
1.2 Сущность и характеристика моральных проблем, возникающих у медицинского персонала во взаимодействии с клиентами
1.3 Теория и практика решения этических проблем, возникающих у медицинского персонала во взаимодействии с клиентами
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЯЯ МЕТОДИК РЕШЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
2.1 Опыт использования социально-психологических методик по решению этических проблем, возникающих у медицинского персонала во взаимодействии с клиентами, в странах ближнего и дальнего зарубежья
2.2 Применение методик решения этических проблем, возникающих у медицинского персонала во взаимодействии с клиентами ( на примере «Гродненской университетской клиники»)
2.3 Пути совершенствования системы этических взаимоотношений медицинского персонала с клиентам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования такого прикладного аспекта социально-медицинской этики, как моральные проблемы взаимодействия с клиентами, обусловлена тем, что в настоящее время помогающие профессии (медицинский работник, социальный работник, психолог) предъявляют специальный уровень подготовки и наличия определенных личностных качеств. Поскольку осуществление профессиональной деятельности психологом либо социальным работником непосредственно или опосредованно влияет на клиента (клиентов).
Работа специалистов помогающих профессий относится к таким видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма. В процессе осуществления профессиональной деятельности могут возникать моральные проблемы во взаимодействии с клиентами. При этом реализовывать моральные ценности приходится порой в сложных условиях. Поэтому теоретическое осмысление профессионально-этических основ эффективного разрешения проблем морального выбора при взаимодействии с клиентами должно способствовать развитию умений не только разрешать нравственные проблемы, но и предотвращать возможность их возникновения.
Изучению различных аспектов социально-медицинской этики посвящены работы ряда ученых: А. Б. Армашова [5], Э.И. Зборовский [17], Г.П. Медведева [28], Н. В. Назарова [31], Е.И. Холостова [41], Я. С. Яскевич [50], и др. Исследователи С.С. Гуревич и А.И Смольняков, выделили восемь основных этических принципов социально-медицинской этики [13], Е.И. Холостова [41] описала этические принципы социальной работы. Ряд белорусских ученых внесли существенный вклад в изучение различных проблем социально-медицинской этики.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И РЕШЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КЛИЕНТАМИ
1.1 Понятие, базовые принципы социально-медицинской этики и этические правила взаимоотношений с клиентами
Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном общении это понятие обозначает совокупность принципов жизни людей, выступающих своеобразным кодексом поведения. Под этикой понимают также теорию о морали как форме общественного сознания, в которой закрепляются этические качества действительности (добро, благо, справедливость и др.). В разговорном стиле термины «этика» и «мораль» используются как взаимозаменяемые. В научном понимании данные термины не тождественны и имеют разный смысл. Понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мораль» – то, что этой наукой изучается [9]. Таким образом, предметом этики как науки выступает мораль – совокупность ценностей, принципов, норм общежития, которые определяют отношение людей друг к другу и обществу в целом.
Понятие «этика» изучается различными науками: философией, социологией, педагогикой, психологией.
Этика – это «область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль, выражающая особую сферу надбиологической регуляции отношений между людьми и связанные с ней высшие ценности и идеалы долженствования» [16, с. 92]. Содержательные и формальные особенности этики как философской дисциплины заданы тремя константами:
-сущностью морали как объекта исследования;
-способами её теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте;
-основными парадигмами философствования (восточной, западной, русской и другими) [18, с. 44].
Наряду с этим, этика иногда рассматривается как теория добродетелей, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни человека, выражающей идеалы человечности. В настоящее время сложившаяся в общественных науках традиция понимает под этикой по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) её предмет. В общественном опыте и обыденном языке такое разграничение, однако, пока не закрепилось.
Размышления о предмете этики в истории европейской философии традиционно концентрировались вокруг ряда сквозных проблем, таких, как соотношения счастья и добродетели, индивидуальной и социальной этики, намерений и действий, разума и чувств в моральной мотивации, свободы и необходимости человеческого поведения и тому подобных. Их особенность состояла в том, что они в реальном опыте нравственной жизни чаще всего приобретали характер дилемм, свидетельствуя о многократной дисгармонии человеческого существования. В этом смысле этику А.Б. Армашова предлагает определить как «рефлексию над моральными основаниями человеческой жизни (понимая под рефлексией обращённость сознания на себя). Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни, вошедшее в язык самой практики, то этика есть сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня» [5, с. 7].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК РЕШЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ У МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КЛИЕНТАМИ
2.1 Опыт использования социально-психологических методик по решению этических проблем, возникающих у медицинского персонала во взаимодействии с клиентами, в странах ближнего и дальнего зарубежья
Стремительно развивающаяся во всех отношениях наука и практика ставит сегодня перед специалистом социального профиля множество этических вопросов. Их решение возможно тремя путями: иррациональным, основанным на повиновении, приказе, инструкции, интуиции, чувствах; рациональным, основанным на оценке вероятных последствий; либо на представлениях о долге и обязанностях.
Взаимодействие осложняется отсутствием четких правил выстраивания отношений врача и пациента. Если принципы отношений специалиста с клиента в какой-то мере намечены (клятва врача, должностные инструкции, традиции и т.д.), то права, обязанности, ответственность и нормы поведения клиента не определены вообще, и он вынужден строить отношения со специалистом по ходу дела, интуитивно, полагаясь на свой жизненный опыт в условиях, психологически для него непростых, и находясь не в лучшем физическом и душевном состоянии. В отношениях с клиентом многое зависит от умения специалиста выбрать правильный стиль поведения. Учитывая важность сообщаемых больным сведений для постановки диагноза, можно считать, что умение выслушать ˗ необходимое условие взаимодействия.
В России широким фронтом развернулась работа по освоению деонтологической проблематики. Результатами этой многогранной деятельности явились Первая Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии (1969) и двухтомник «Деонтология в медицине» (1988) [43].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика предполагает соблюдение определенных правил поведения специалистом в отношении к клиентам, что особенно важно в помогающих профессиях, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек». Любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов. Их можно объединить в две группы: первая группа – комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет, представление о том, что такое добро и что такое зло; вторая группа – те нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс организации, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс.
Однако в помогающих профессиях могут возникать ряд проблем, связанных с необходимостью морального выбора специалиста. В результате проведенного исследования было установлено, что наиболее часто встречающимися моральными проблемами во взаимодействии с клиентами у них являются внепрофессиональные отношения с клиентом, нарушение конфиденциальности, вопросы финансового вознаграждения и непринятие ценностей и моральных суждений клиента.
1. Актуальные проблемы биомедицинской этики и коммуникаций в здравоохранении : учеб-метод пособие / А. И. Климович [и др.]. – Минск : БГМУ, 2019. – 196 с.
2. Александрова, Д. П. Деонтологические проблемы в контексте биоэтики / Д.П. Александрова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 65˗69.
3. Александрова, Д. П. Становление медицинской этики / Д. П. Александрова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2015. – № 1. – С. 68˗73.
4. Ананьева, Е. П. Откуда берутся конфликты в медицинской клинике? / Е. П. Ананьева // Главный врач. ˗ 2015. ˗ № 3. ˗ С. 11˗12.
5. Армашова, А. Б. Этические дилеммы во взаимодействии психолога-консультанта и клиента: автореф. дис. кандидата психологических наук: 19.00.05 / А. Б. Армашова. – Ярославль, 2018. – 25 с.
6. Бадалова, М. В. Моральные дилеммы в деятельности практического психолога: подходы к разрешению / М. В. Бадалова // Первый независимый научный вестник. – 2015. – № 1. – С.128–132.
7. Белухин, Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Д. А. Белухин. – М. : МПСИ, 2007. – 123 с.
8. Биомедицинская этика : учеб. пособие / под ред. Т. В. Мишаткиной, С. Д. Денисова, Я. С. Яскевич. – Минск, 2003. – 320 с.
9. Биомедицинская этика : словарь-справочник / под ред. Т. В. Мишаткиной. – Минск : БГЭУ, 2007. – 220 с.
10. Биомедицинская этика. Практикум. – Минск : БГМУ, 2011. – 80 с.
11. Веселова, Е. К. Психологическая деонтология : автореф. дис. д-ра психол. наук / Е. К. Веселова. – СПб., 2003. – 62 с.
12. Беляева, Е. В. Выбор между традицией и модерном не есть нравственный выбор / Е. В. Беляева // Ведомости прикладной этики. – Тюмень, 2011. – С. 12 – 24.
13. Биомедицинская этика: Практикум / Под общ. ондю С. Д. Денисова, Я. С. Яскевич. – Минск : БГМУ, 2011. – 255 с.
14. Ерохина, Т. В. Конфликт интересов при осуществлении медицинской деятельности / Т. В. Ерохина // Правовые вопросы в здравоохранении. ˗ 2014. ˗ № 7. ˗ С. 94˗ 102.
15. Жиляев, Е. П. Некоторые тенденции современной медицинской этики / Е. П. Жиляев, В. С. Нечаев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. ˗ 2015. ˗ № 2. ˗ С. 43˗46.
16. Зарубина, Н. Н. Между этикой убеждения и этикой ответственности: трансформации нравственной позиции российской молодежи / Н. Н. Зарубина // Социол. наука и соц. практика. – 2013. – № 3. – С. 92 –108.
17. Зборовский, Э. И. Этика здоровья : ценности социальной работы / Э. И. Зборовский // Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 246 с.
18. Зеленкова, И. Л. Этика : учебное пособие для студентов вузов / И. Л. Зеленкова. – Минск : ТетраСистемс, 2003. – 352 с.
19. Капто, А. С. Профессиональная этика / А. С. Капто. – Москва-Ростов н/Д. : Изд-во СКАГС, 2006. – 187 с.
20. Кильчевский, А. В. Биологическая безопасность. Современные подходы и оцен ка качества пищевой, фармакологической и сельскохозяйственной продукции / А. В. Кильчевский [и др.]. Минск : Белорусская наука, 2015.
21. Климович, А. И. Актуальные проблемы биомедицинской этики и коммуникаций в здравоохранении : учебно-методическое пособие / А. И. Климович [и др.]. – Минск : БГМУ, 2019. – 196 с.
22. Клюева, Н. В. Основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России / Н. В. Клюева, А. Б. Армашова // Педагогический имидж. – 2016. – № 4. – С. 115˗122.
23. Коныгина, М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова. – М. : Академический проект; Культура, 2009. – 208 с.
24. Королева, И. В. Неприятный разговор или стимул к развитию? / И. В. Королева // Старшая медицинская сестра. ˗ 2016. ˗ № 1. ˗ С. 3˗6.
25. Красникова, И. Г. Этико-социальные аспекты взаимоотношений врача и пациента в условиях информационного общества / И. Г. Красникова // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской научно-практической конференции. − Витебск : ВГМУ, 2016. − 289 с.
26. Кэмпбелл, А. Медицинская этика : учеб. пособие / А. Кэмпбелл, Г. Джиллетк, Г. Джонс ; под ред. Ю. М. Лопухина, Б. Г. Юдина. ˗ Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 400 с.
27.Лазебник, Л. Б.Этика и деонтология в гериатрии : к 50-летию Хельсинкской декларации] / Л. Б. Лазебник // Клиническая геронтология. ˗ 2014. ˗ № 1˗2. ˗ С. 3˗13.
28. Медведева, Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Г. П. Медведева. – М. : Академия, 2007. – 272 с.
29. Методика оценки уровня развития морального сознания (дилеммы Л. Колберга) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б.Дерманова. – СПб. : Речь, 2002. – С. 103-112.
30. Мыльникова, И. С. Права и обязанности медицинских работников: право, этика, этикет / И. С. Мыльникова // В помощь практикующей медицинской сестре. ˗ 2015. ˗ № 3. ˗ С. 4˗79.
31. Назарова, Н. В. Конфликт интересов при осуществлении медицинской деятельности / Н. В. Назарова // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. ˗ 2014. ˗ № 4. ˗ С. 76˗82.
32. Поддьяков, А. Н. Альтер-Альтруизм / А. Н. Поддьяков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007.
33. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 7 августа 2018 г. № 64 «О Правилах медицинской этики и деонтологии» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа : https://ssmpgrodno.by/normativka/12.pdf.
34. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я.Райгородский. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2008. – 672 с.
35. Саперов, В. Н. Значение для врачевания соблюдения основных принципов медицинской этики / В. Н. Саперов // Справочник врача общей практики. ˗ 2015. ˗ № 1. ˗ С. 87˗ 92.
36. Сариева, А. Б. Понятие о педагогической этике и её задачи / А. Б. Сариева // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). – Уфа : Лето, 2012. – С. 21˗22.
37. Сборник документов по медицинской этике для медицинских работников системы здравоохранения Самарской области / сост. В. И. Карнаух ; Минздравсоцразвития СО. – Самара : МИАЦ, 2010. – 62 с.
38. Степаненко, Н. А. Концептуальные решения проблем биомедицинской этики / Н. А. Степаненко // Приволжский научный вестник. – 2016. – № 1. – С. 15˗18.
39. Тесфайе, В. А. Этическая особенности поведения медработника по отношению к пациентам / В. А. Тесфайе, Н. Г. Харкевич // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской науч.-практ. конф. − Витебск : ВГМУ, 2016. − 289 с.
40. Формирование коммуникативной компетентности у студентов медицинского ВУЗА (теоретические и практические аспекты). Уч.- метод. пособие / под ред. Ю. В. Михайлюк, В. А. Хриптович, В. А. Манулик – Минск : БГМУ, 2015. – 220 с.
41. Холостова, Е. И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е. И. Холостова. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 236 с.
42. Церпицкая, О. Л. Новые тенденции во взаимоотношениях врача и пациента / О. Л. Церпицкая, В. А. Мануковский, Н. В. Ковалевская // Скорая медицинская помощь. ˗ 2016. ˗ № 1. ˗ С. 4˗8.
43. Шамликашвили, Ц. А. Современные подходы к организации системы эффективного разрешения конфликтов в сфере оказания медицинской помощи / Ц. А. Шамликашвили, А. Н. Островский // Здравоохранение Российской Федерации. ˗ 2015. ˗ № 5. ˗ С. 28˗31.
44. Шеламова Г. М. Психология и этика профессиональной деятельности: учеб. пособие / Г.М.Шеламова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 64 с.
45. Шмелева, Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н. Б. Шмелева. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 196 с.
46. Эбич, А. В. Конфликт между врачом и пациентом: причины, диагностика и решения / А. В. Эбич // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. ˗ 2014. ˗ № 1. ˗ С. 88˗92.
47. Этика социальной работы: учебно-метод. комплекс: / сост. Е. А. Бай ; Брест.гос. ун-т имени А. С. Пушкина, каф. социальной работы. – Брест : БрГУ, 2013. – 158 с.
48. Этическая и правовая сторона проведения клинических исследований : сб. ст. и коммент. / И. Д. Эмануэль [и др.] ; пер. с англ. ; под ред. В. В. Власова. – М. : Практическая медицина, 2013. – 496 с.
49. Этические и деонтологические основы подготовки врача : от Гиппократа до наших дней: материалы научно-практической конференции с международным участием / ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань : РИО РязГМУ, 2016. – 217 с.
50. Яскевич, Я. С. Биоэтика в Республике Беларусь опыт, проблемы, перспективы / Я. С. Яскевич // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской научно-практической конференции. − Витебск : ВГМУ, 2016. − 289 с.
51. Gilligan, C. Moral Orientation and Moral Development / С. Gilligan // Women and Moral Theory. Cambridge :Harvard University Press, 1987. – Рp. 19 – 33.
52. Kohlberg, L. Education, Moral Development and Faith / L. Kohlberg // Journal of Moral Education. – 1974. –Vol. 4. – Рр. 5-16.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Моральные проблемы во взаимодействии с клиентами».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные результатов анкетирования и диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные результатов анкетирования и диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методики решения моральных проблем.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты