Взаимовлияние интеллекта и креативности у студентов с разным стилем мышления
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимовлияние интеллекта и креативности у студентов с разным стилем мышления»
по дисциплине: «Возрастная психология»
2021
251.00 BYN
Взаимовлияние интеллекта и креативности у студентов с разным стилем мышления
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Возрастная психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Результаты корреляционного анализа с помощью критерия Спирмена (в группе студентов строительного факультета БНТУ).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Проблема исследования интеллекта в психологической науке
1.2 Исследование креативности в психологии
1.3 Теоретические подходы к изучению креативности и интеллекта в юношеском возрасте
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методика и организация исследования
2.2 Изучение интеллектуального развития личности в юношеском возрасте
2.3 Структура креативности юношей и девушек
2.4 Типология юношей и девушек по соотношению интеллекта и креативности
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день одной из актуальных является проблема взаимосвязи интеллекта и креативности в юношеском возрасте. Это объявляется спектром современных профессий и серьезными требованиями в личности специалиста. Одних интеллектуальных способностей недостаточно для успешной адаптации и функционирования в социуме. В связи с этим появляется необходимость изучения креативности как фактора гармоничного развитии современных юношей и девушек.
Основная цель высшего профессионального образования состоит в подготовке выпускника, обладающего не только определёнными компетенциями, но и способность принимать нестандартные решения в ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности, проявлять творческий подход к решению задач и преодолению трудностей.
Юношеский возраст представляет собой важнейший этап развития креативности. Этому способствуют различные факторы: необходимость решать возрастные задачи, личностное самоопределение, выбор своего профессионального пути, выработка моделей поведения и стиля деятельности. Кроме того, на данном этапе мышление приобретает качественно новый характер: совершенствуются способности выделить существенное, осознавать закономерности взаимосвязи, понимать причины социальных и психологических явлений и т.д.
В современных условиях особенно востребована творческая личность, способная по-иному взглянуть на возникающие перед каждым человеком задачи и найти более продуктивное решение. Проникaющий хaрaктер креативного мышления обеспечивает студенту возможность успешной адаптации к меняющимся реалиям жизни, придает творческую направленность жизнедеятельности во всех сферах, способствует продуктивной самореализации в современном социуме. Феномен креативности достаточно изучен в зарубежной психологии учеными, такими, как А. Адлер, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс, П. Торренс, Э. Фромм, К. Юнг и др.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1 Проблема исследования интеллекта в психологической науке
Исследование интеллекта в психологической науке имеет давнюю историю. Лингвистической основой термина «интеллект» является латинское «intellectus», что в переводе на русский язык означает как «понимание», «постижение» или «разумение». Общим во всех переводах является то, что интеллект неразрывно связывается с мышлением или умственными способностями человека. Вместе с тем, строгое научное, психологическое определение интеллекта отличается от его литературного или житейского понимания. Чаще всего под интеллектом в психологической литературе понимается совокупность высокоразвитых умственных способностей человека, позволяющим ему успешно выполнять различные виды деятельности. В психологическом словаре термин «интеллект» трактуется как «общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности» [32, с. 312].
В современной психологии сложилось большое число подходов к изучению интеллекта. В них предпринимаются попытки изучения, касается структуры, компонентов, их взаимосвязей и этапов развития интеллекта. Редкие области психологии остаются столь спорными и проблематичными, как теория интеллекта. Так, Р. Стернберг, Дж. Лотри и Т. Лубарт отмечают, что первопричина этого в «несовершенстве инструментов», применяемых исследователями [12, с. 3].
Наблюдаемая тенденция к увеличению количества компонентов, видов и факторов интеллекта способствовала, с одной стороны, построению многофакторных теорий и разнообразию его видов (Дж. Гилфорд, Г. Гарднер), с другой – к искажению интегрирующей роли интеллекта в регуляции поведения человека и сосредоточению внимания на отдельных свойствах [13, c. 65].
Понятие «интеллект» (англ. – intelligence) в качестве объекта научного исследования стало выступать в психологии благодаря Ф. Галътону, который ввел его в научный оборот в конце XIX в. Будучи под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина, в качестве основной причины возникновения любых индивидуальных различий, как телесных, так и психических, он видел фактор наследственности. Именно Ф. Гальтону принадлежит заслуга в распространении влияние этого фактора на все уровни развития интеллекта – как самые высшие (талантливость, гениальность), так и средние [18, c. 125].
Подхода к рассмотрению интеллекта как способности к обучению придерживались и другие известные психологи начала XX в. Так, в своих ранних исследованиях А. Бине и Ч. Спирмен по сути отождествляли интеллект и способность к обучению. Так, А. Бине считал лучшим тестом на интеллект – измерение реального прогресса в обучении. Он был убежден в том, что, для того чтобы изучать индивидуальные различия, необходимо выбирать наиболее сложные психически процессы. В его работах прослеживается идея о том, что чем процесс более сложен, тем больше он варьируется в зависимости от личности, принимая во внимание меньшую вариабельность чувств, нежели памяти. Ученый рекомендовал пользоваться тестами, которые определяли бы способность к суждению, память и воображение. Кроме того, он одним из первых предложил оценивать воображение с помощью чернильных клякс.
По запросу Министерства образования Франции А. Бине совместно с Т. Симоном создал первую шкалу, направленную на измерение интеллекта детей (тест Бине-Симона), которая включала в себя 30 заданий, расположенных в зависимости от возрастания трудности. Позже, она была усовершенствована американским психологом Л. Терменом и получила название – шкала Стэнфорд-Бине. Она рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет и состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям.
По мнению А. Бине, шкала не является автоматическим методом измерения ума. Психолог объяснял это тем, что шкала не измеряет интеллект обособленно, но интеллект вместе со знаниями, приобретенными в школе и полученными из окружающей среды. Он говорил о важности качественных переменных (к примеру, настойчивости и внимания ребенка при тестировании). К сожалению, многие из предостережений А. Бине были проигнорированы в последующих работах других ученых.
Важно отметить, что тесты Бине-Симона очень быстро получили распространение во всем мире: публикуются многочисленные переводы и адаптации, в том числе и на русском языке. В значительной мере тестирование интеллекта в первые десятилетия XX в. связано с развитием названных выше тестов.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.2 Методика и организация исследования
Целью дипломной работы является исследование соотношения интеллекта и креативности в юношеском возрасте. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет, цель и методы исследования. Основные задачи исследования – это выявить уровень развития интеллекта и креативности в юношеском возрасте и установить взаимосвязь между ними. На основном этапе было проведено эмпирическое исследование. В заявленной области психологической науки, на заключительном этапе полученные эмпирические данные были проанализированы, интерпретированы и сделаны выводы исходя из результатов.
Экспериментальная база исследования: строительный факультет Белорусского национального технического университета (15 юношей и 15 девушек) и университет гражданской защиты МЧС РБ (15 юношей и 15 девушек).
Выборка исследования: в исследовании участвовали 60 студентов, юноши и девушки, в возрасте от 20 до 25 лет периода молодости по Э. Эриксону. Среди испытуемых было 30 юношей и 30 девушек. Все студенты дневной формы обучения.
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие диагностические методики:
1. «Тест множественного интеллекта» Г. Гарднера (приложение А).
Диагностическая цель: выявление типа (вида) интеллекта человека. Тест предназначен для диагностики респондентов от 16 лет и старше. Испытуемым предлагается ответить на 70 вопросов. Необходимо оценить их по степени согласия по шале от 1 до 4 баллов. Обработка результатов осуществляется согласно ключу.
С помощью методики можно выявить следующие типы интеллекта:
1. Языковый (вербально-лингвистический) тип интеллекта. Испытуемые с таким типом интеллекта отличаются вербальными и писательскими способностями, хорошо владеют родным языком, имеют правильную речь, способны использовать речь для осознавания и выражения собственных мыслей.
2. Логико-математический тип интеллекта. Испытуемые с таким типом интеллекта отличаются способностями классифицировать категории и различные предметы, выявлять между ними закономерности, выдвигать предположения и искать доказательства. Им легко дается установление причинно-следственных связей, соотношение частного и целого.
3. Музыкальный тип интеллекта. Такой вид интеллекта предполагает развитые способности к музыке, эмоциональную восприимчивость к ней.
4. Телесно-кинестетический тип интеллекта. Испытуемые с таким типом интеллект обладают способностями контролировать свои движения, осуществлять координацию сознания и тела, передавать свои эмоциональные переживания с помощью движений.
5. Пространственно-визуальный тип интеллекта отражает способности к пространственному отражению окружающей действительности. Испытуемые с таким типом интеллекта обладают развитыми способностями к образному мышлению. Им хорошо удается представлять в своем воображении ситуацию, преобразовывать ее. Им легко удается оперировать образами, не выполняя при этом практических действий. Схемы, карты, чертежи позволяют и более лучше воспринять информацию. Это отражается на их навыках проектирования и моделирования. Они успешны в таких сферах, как конструирование, архитектура, рекламное дело, картография.
6. Интерперсональный (межличностный) тип интеллекта. Такой вид интеллекта предполагает развитые способности, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми. Они замечают изменения настроение, понимают мотивы и устремления окружающих, легко общаются, устанавливают контакты с другими.
7. Интраперсональный (внутриличностный) тип интеллекта. Данный тип интеллекта состоит в способности понимать свои внутренние побуждения, управлять своей эмоциональной сферой, учитывать свои свойства для более глубокого понимания самого себя, выстраивания на этой основе собственного поведения. Такой тип интеллекта обычно лучше развит у лиц, которые склонны к индивидуальной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы показал, что многие известные ученые понимали под интеллектом способность к обучению. Интеллект выступает как общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем, определяя способность индивида адаптироваться к окружающей действительности.
Креативность рассматривается как личностное образование, содержащее в себе ряд компонентом, отражающее способность порождать необычные идеи, уходить от сложившихся схем мышления, продуктивно решать проблемные ситуации. К компонентам креативности можно отнести: мышление, воображение, фантазию, интеллектуальную инициативу, творческое самочувствие, и самостоятельность, толерантность, неопределенности, оригинальность решения, интерес к новому и необычному, интуитивное предвидение результата).
Креативность представляет собой способность к творчеству. Также креативность, если и не входит в структуру интеллекта, то функционирует на основе близких ему механизмов: обеспечивает усвоение обладающей новизной информации. Креативность - это общая способность, которая основана на совокупности общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что у студентов строительного факультета БНТУ более выражены: пространственно-визуальный, логико-математический и внутриличностный интеллект. У студентов МЧС более ярко проявляются логико-математический, межличностный и телесно-кинетический интеллект. На достоверном уровне пространственно-визуальный интеллект более выражен у студентов строительного факультета БНТУ, чем у студентов МЧС. Существуют половые различия в преобладающих типах интеллекта в юношеском возрасте. В группе юношей более выражен логико-математический интеллект. В группе девушек более ярко проявляются языковый, телесно-кинетический, межличностный и внутриличностный интеллект.
1. Анкона, Д. Команды прорыва. Источники инноваций и лидерства в отрасли / Д. Анкона, Х. Бресман. – Минск : Гревцов Паблишер, 2009. – 321 с.
2. Барышева, Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т технологий и дизайна, 2006. – 268 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. – Ростов н/Д : Феникс, 1983. – 463 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская // Вопр. психологии. – 1971. – № 1. – С. 25–31.
5. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская. – М. : Центр науч-практ. разраб. и экспертиз в обл. образования, 2013. – 208 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
7. Быкова, А. В. Особенности креативности личности студентов различных социальных групп / А. В. Быкова // Вестн. Томс. гос. ун-та. – 2008. – № 308. – С. 144–148.
8. Волкова, Е. В. Особенности связей показателей интеллекта, креативности и успешности обучения в группах студентов с разным уровнем IQ [Электронный ресурс] / Е. В. Волкова // eLIBRARY.RU : науч. электрон. б-ка. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28085019.
9. Галкина, Т. В. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности [Электронный ресурс] / Т. В. Галкина, Л. Г. Алексеева // eLIBRARY.RU : науч. электрон. б-ка. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22280605.
10. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интeллeкта / Г. Гарднер. – М. : Вильяме, 2007. – 512 с.
11. Гейвен, Х. Когнитивная психология / Х. Гейвен. – СПб. : Питер, 2003. – 72 с.
12. Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. –СПб. : Питер, 2006. – 336 с.
13. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. – М. : Прогресс, 1969. – 354 с.
14. Дружинин, В. Н. Психология / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2009. – 656 с.
15. Дружинин, В. Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» / В. Н. Дружинин // Психол. журнал. – 1998. – Т. 19, № 2. – С. 61–70.
16. Дружинин, В. Н. Психология способностей : избр. тр. / отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. А. Холодная. – М. : Ин-т психологии Рос. акад. наук, 2007. – 336 с.
17. Ермакова, Е. С. Развитие креативного потенциала личности студента / Е. С. Ермакова // Вестн. Ленингр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – 2014. – Т. 5, № 2. – С. 13–23.
18. Журавлев, А. Л. Совместное творчество: состояния и перспективы исследования [Электронный ресурс] / А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик // eLIBRARY.RU : науч. электрон. б-ка. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28085030.
19. Козленко, В. Н. Проблема креативности личности. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / В. Н. Козленко. – М. : Наука, 1990. – 228 с.
20. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 с.
21. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского ; ред. и сост. Л. А. Карпенко. – М. : Политиздат, 1985. – 431 с.
22. Кун, Д. Основы психологии: все тайны поведения человека / Д. Кун. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 452 с.
23. Линн, Р. Интеллект и экономическое развитие / Р. Линн // Психология. Журн. высш. шк. экономики. – 2008. – № 2. – С. 89–108.
24. Лобанов, А. П. Интеллект и ментальные репрезентации: образовательный подход / А. П. Лобанов. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2010. – 110 с.
25. Лобанов, А. П. Креативность: новый взгляд или испытание компетентностью / А. П. Лобанов, Ю. М. Бурец // Нар. асвета. – № 11. – 2012. – С. 3–6.
26. Лобанов, А. П. Модульный подход в системе высшего образования: основы структурализации и метапознания / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова. – Минск : Респ. ин-т выш. шк., 2008. – 75 с.
27. Лобанов, А. П. Психология интеллекта и когнитивных стилей / А. П. Лобанов. – Минск : Агентство В. Гревцова, 2008. – 296 с.
28. Лунева, О. В. Социальный интеллект: история изучения и основные модели. – М. : Моск. гуманитар. ун-та, 2009. – 121 с.
29. Лютова, Е. К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей [Электронный ресурс] / Е. К. Лютова // Рsihologia.biz. – Режим доступа: https://psihologia.biz/sotsialnaya-psihologiya_817/voprosu-vzaimosvyazi-intellekta-kreativnosti-30207.html.
30. Маланов, С. В. Методологические и теоретические основы психологии : учеб. пособие / С. В. Маланов. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. – 512 с.
31. Намазов, В. Н. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей / В. Н. Намазов. – М. : [б. и.], 1988. – 81 с.
32. Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – М. : Пед. о-во России, 1999. – 443 с.
33. Павлов, И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов. – М. : Смысл, 2010. – 296 с.
34. Попель, А. А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / А. А. Попель ; Нижегор. гос. пед. ун-т. – Н. Новгород, 2005. – 25 с.
35. Психологическая диагностика / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : Ун-т Рос иновац. образования, 1997. – 312 с.
36. Психологические исследования интеллекта и творчества : материалы науч. конф. [Электронный ресурс] // eLIBRARY.RU : науч. электрон. б-ка. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28084907.
37. Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации [Электронный ресурс] // eLIBRARY.RU : науч. электрон. б-ка. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28084907.
38. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований [Электронный ресурс] / eLIBRARY.RU : науч. электрон. б-ка. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24091278.
39. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Питер, 2001. – 224 с.
40. Сорокина, О. В. Развитие креативности как профессионально-значимого качества личности у студентов-психологов : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / О. В. Сорокина ; Моск. психол.-соц. ин-т. – М., 2010. – 20 с.
41. Стернберг, Р. Дж. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.
42. Трифонова, А. В. Соотношение понятийных, креативных когнитивных способностей и реальных интеллектуальных достижений в структуре индивидуального интеллектуального ресурса / А. В. Трифонова // Акмеология. – 2015. – № 3. – С. 161–163.
43. Туник, Е. Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты / Е. Е. Туник. – М. : Чистые пруды, 2006. – 441 с.
44. Тюрьмина, Н. А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Н. А. Тюрьмина ; Казан. гос. техн. ун-т. – Казань, 2004. – 28 с.
45. Ушаков, Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д. В. Ушаков. – М. : Ин-т психологии Рос. акад. наук, 2003. – 264 с.
46. Ушаков, Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта [Электронный ресурс] / Д. В. Ушаков // Docplayer.ru. – Режим доступа: https://docplayer.ru/389399-Socialnyy-intellekt-kak-vid-intellekta-1-d-v-ushakov.html.
47. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. – М. : Классика-ХХI, 2005. – 430 с.
48. Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2004. – 384 с.
49. Холодная, М. А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям / М. А. Холодная. — М. : Ин-т психологии Рос. акад. наук, 2012. – 462 с.
50. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2002. – 563 с.
51. Чичук, Е. Ю. Побудительные основания социальной креативности личности (на материале социономических профессий) : дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. Ю. Чичук. – Краснодар, 2006. – 220 л.
52. Юрочкина, Т. С. Влияние профессиональной специализации студентов на связь интеллекта и креативности / Т. С. Юрочкина // Возрастная и педагогическая психология : сб. науч. тр. / Белорус. гос. пед. ун-т ; под ред. О. В. Белановской. – Минск, 2005. – Вып. 6. – С. 189–198.
53. Якобсон, П. М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. – М. : Знание, 1971. – 452 с.
54. Яковлева, Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е. Л. Яковлева // Вопр. психологии. – 1997. – № 4. – С. 20–27.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Результаты корреляционного анализа с помощью критерия Спирмена (в группе студентов строительного факультета БНТУ).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты