Чехословацкое Закарпатье: разработка образовательного маршрута на базе Google платформы
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Чехословацкое Закарпатье: разработка образовательного маршрута на базе Google платформы»
по дисциплине: «Экскурсоведение»
2021
251.00 BYN
Чехословацкое Закарпатье: разработка образовательного маршрута на базе Google платформы
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экскурсоведение
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Пример слайда, отображающего г. Ужгород в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Пример слайда, отображающего г. Мукачево в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Пример слайда, отображающего г. Свалява в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Пример слайда, отображающего г. Хуст в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Пример слайда, отображающего г. Рахов в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Пример слайда, отображающего г. Мукачево в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Пример слайда, отображающего г. Свалява в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Пример слайда, отображающего г. Хуст в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Пример слайда, отображающего г. Рахов в виртуальной экскурсии.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
ГЛАВА 2 ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ В СОСТАВЕ ЧЕХОСЛОВАКИИ: СЛОЖНОСТИ ВХОЖДЕНИЯ И СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
ГЛАВА 3 ПРОЕКТ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ «ЧЕХОСЛОВАЦКОЕ ЗАКАРПАТЬЕ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Для современного учащегося компьютерные технологии являются неотъемлемой частью образования, что затрудняет использование традиционных методов обучения. Учитель стремится построить свой материал так, чтобы ученику было легче адаптироваться к потребностям современного мира. Общество перестраивается и пересматривает свои ценности, и эти изменения влекут за собой реформу образовательной сферы. В основе образования лежат ведущие тенденции развития общества, в связи с этим выдвигаются требования к результатам обучения, направленные на формирование ряда навыков, отвечающих потребностям современного образования.
Виртуальные образовательные экскурсии – это новая концепция и инновационная форма обучения с методической точки зрения.
Виртуальную познавательную экскурсию можно рассматривать как организационную форму обучения, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т. д. Она может дополнительно сопровождаться аудио и видео файлами.
Это доказывает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования – образовательный маршрут.
Предмет исследования: образовательный маршрут по городам Подкарпатской Руси на базе Google платформы.
Цель работы – разработать образовательный маршрут на базе Google платформы для учащихся, в котором представлены объекты, связанные с политической историей Подкарпатской Руси в 1920-е – 1930-е гг.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- выявить степень научной разработанности проблемы и информационные возможности источников;
- определить статус Подкарпатской Руси в составе Чехословакии в 1920-е – 1930-е гг. и особенности ее политического развития;
- разработать проект виртуальной экскурсии для факультативного занятия по истории.
ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
В 1920-е гг. стали появляться первые исследования, в которых предпринимались попытки дать общий обзор политического и экономического развития Подкарпатской Руси, этнического состава ее населения. Изучением региона занимались преимущественно чешские ученые А. Гартл, Й. Крал, Фр. Тихий, Й. Пешек, Й. Нечас, А. Гора, а также русские эмигранты Д. Н. Вергун и С. К. Маковский. Отдельно следует выделить работы секретаря Канцелярии президента Чехословакии, впоследствии депутата и министра социального обеспечения Я. Нечаса, в которых подробно анализировались все общественные и политические движения в регионе, перспективы развития внедренных Чехословакией образовательных программ и особенности языковой ситуации в Подкарпатской области. Его работы представляют ценность, прежде всего, потому, что он долгое время курировал этот регион и готовил справочные материалы для президента страны Т.Г. Масарика.
В эти же годы появилось множество географических описаний чехословацких и подкарпатских территорий, исторических обзоров, путеводителей для чехословацких туристов, этнографические заметки.
В 1925 г. было опубликовано издание «Восемь лекций о Подкарпатской Руси: Чешская школа политических учений» [6]. Годом позже увидели мир труды некоего автора, скрывавшегося под псевдонимом Н. Зоркого, «Спор о языке в Подкарпатской Руси и чешская Академия Наук» и «Как осведомляет д-р Иван Панькевич чешскую публику о наших языковых делах» [15].
В 1959 г. изданы «Очерки по истории Закарпатья» [30], где представлен общий обзор социально-экономического и культурно-политического развития региона.
В работе о революционном движении в Закарпатье в 1924–1929 гг. [39] отражена деятельность коммунистической партии, показано ее доминирующее положение на политической арене Подкарпатского края.
В автореферате диссертации В.И. Илько [16] освещено развитие аграрных отношений в Закарпатье в эпоху империализма. В этот период набирало мощь крестьянское движение в крае. Как и свойственно литературе того времени, акцентировалось внимание на роли Великого Октября в создании союза рабочих и крестьян, их интернационального единства; показано, что нарастание революционно-освободительной борьбы трудящихся Закарпатья стало «закономерным результатом общественного развития, классовой борьбы в условиях монополистического капитализма», что знаменовало «коренной поворот в исторических судьбах человечества» и открыло новую эру – «эру перехода от капитализма к социализму».
В конце ХХ – первом десятилетии XXI в. продолжилось исследование политического, социально-экономического и культурного развития межвоенной Чехословакии, в целом, и Подкарпатской Руси, в частности. За основу были взяты новые методологические подходы.
Что касается истории Первой Чехословацкой республики (1918–1938 гг.), продолжительный период времени наиболее популярным направлением исследования было изучение политической ситуации в новообразованном государстве. Так, становление политической системы межвоенной Чехословакии явилось основным предметом анализа в книге чешских историков С. Балика и В. Глоушека [3]. В ней представлена периодизация политического процесса; показано влияние на политический процесс международных и внутриполитических факторов, которые определили неудачу в создании центрально-европейской демократии.
И если в историографии советского периода Подкарпатская Русь часто присутствовала в исследованиях, посвященных двусторонним отношениям межвоенного периода [15; 27], то в 1990-е – 2000-е гг. ситуация стала меняться. К рассмотрению проблем, связанных с определением места Подкарпатской Руси в международных отношениях между Первой и Второй мировыми войнами, стали обращаться все больше российских [30; 35] и украинских исследователей [12; 36]. Ими были опубликованы работы, связанные с изучением Подкарпатской Руси через призму политики двух государств – Польши и Чехословакии [22].
Монография известного историка-богемиста В.В. Марьиной [20] стала первым историческим исследованием в российской историографии и была посвящена истории присоединения Закарпатской Украины (Подкарпатской Руси) к Советскому Союзу (Советская Украина), соглашение о котором было подписано в июне 1945 г. между СССР и Чехословакией. В исследовании также много внимания уделено изучению механизмов и методов присоединения Подкарпатской Руси к СССР, освещению политических и военных аспектов этого процесса.
ГЛАВА 2 ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ В СОСТАВЕ ЧЕХОСЛОВАКИИ: СЛОЖНОСТИ ВХОЖДЕНИЯ И СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
Австрийская (с 1867 г. – Австро-Венгерская) империя, просуществовавшая с 1804 по 1918 г., была государственным образованием, объединившим многие народы под властью Дома Габсбургов.
Население монархии Габсбургов включало более пятнадцати этносоциальных сообществ, проживавших на территории семнадцати административно-политических территорий, каждая из которых была уникальна по своей истории, статусу и правам. Из 37 млн жителей империи в 1847 г. 18 млн составляли славянские народы (чехи, словаки, поляки и т. д.), 7 млн – австрийские немцы и 5 млн – венгры (мадьяры). Около 7 млн пришлись на романские народы (итальянцы и румыны) [3, с. 196]. Равновесие здесь могло быть обеспечено только посредством гибкой и сбалансированной национальной политики, учитывающей интересы народов, населяющих страну.
Император Франц Иосиф (1830–1916 гг.), правивший монархией 68 лет, который после долгих колебаний и переговоров согласился в 1867 г. на уступки Венгрии и дуалистическое государственное устройство, породил у славян широкие надежды. Ценой их разочарования стал отказ славянских народов и их лидеров от поддержки имперской структуры в ситуации глубокого кризиса, вызванного Первой мировой войной.
Единственным способом для империи сохранить себя как «сообщество судьбы» для своих народов был переход к новому политическому консенсусу, учитывавшему интересы всех национальностей и превращавшему их в полноправных подданных государства. Однако, не найдя ответа на вызов национальных движений, исчерпав свою модернизационную и оборонительную (по отношению к славянам) миссию и превратившись в сателлита кайзеровской Германии в военных ситуациях, империя в 1918 г. закономерно пришла к своему распаду. Австро-Венгрия не смогла обойти в своем развитии три классические «ловушки», из которых рухнувшая Российская империя не избежала почти ничего:
1) не был найден баланс между необходимой унификацией и принципом этноконфессионального разнообразия;
2) не удалось превратиться из иерархически организованного сообщества элит в полноценный союз народов;
3) не справились с общим требованием более глубокой политической и социально-экономической модернизации [3, с. 204].
Одной из самых молодых славянских наций, предпосылки для консолидации которой сложились в рамках Австро-Венгрии, были подкарпатские русины. С раннего Средневековья они проживали как автохтоны в долинах Карпат, являясь сложившейся народностью [33, c. 50]. Преобразовываться из этнокультурной общности в политическую нацию русины начали под влиянием событий 1848 г.
До конца Первой мировой войны Подкарпатская Русь входила в состав Венгрии и называлась Угорская Русь. Среди немногочисленных представителей ее интеллигенции в конце Первой мировой войны отсутствовало единство в представлениях о будущем Подкарпатской Руси. Существовали проекты ее вхождения на правах автономии в Венгерскую республику, провозглашенную в ноябре 1918 г., а также включения в состав либо единой Украины, либо России, либо возникшей в октябре 1918 г. Чехословацкой республики (ЧСР). Были и сторонники создания самостоятельного государства [20, c. 3].
21 декабря 1918 г. правительство Венгрии признало за Подкарпатской Русью широкую областную автономию под названием «Руська Крайна». 21 января 1919 г. Общекарпатское (таковым оно было только по названию) национальное собрание в Хусте (400 делегатов) приняло решение о ее присоединении к Украине и попросило киевское правительство о военно-материальной помощи [20, c. 3].
После коммунистического переворота в Венгрии в марте 1919 г. Крайна стала одной из автономных областей Венгерской Советской республики. При подавлении советской власти военными силами Антанты входившие в их состав чехословацкие военные части оккупировали западную, а румынские – восточную часть Крайны. 8 мая 1919 г. в Ужгороде с согласия и при поддержке чехословацких властей состоялось заседание трех подкарпатских «русских народных рад» (Хустской, Ужгородской и Прешовской), которое высказалось за присоединение Подкарпатской Руси к Чехословакии. Предполагалось, что эта область станет полностью самоуправляемой единицей в составе федерации под названием Чешско-словацко-русская республика. [20, c. 4].
ГЛАВА 3 ПРОЕКТ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ «ЧЕХОСЛОВАЦКОЕ ЗАКАРПАТЬЕ»
В процессе исследования нами была разработана виртуальная образовательная экскурсия.
Выбор такой формы работы был неслучаен. Принимая во внимание ее целевую аудиторию – учащихся средней школы, а также тот факт, что перед преподавателем стоит задача поиска новых методов обучения, виртуальная экскурсия позволяет вызвать интерес к предмету и обеспечить мотивацию на самостоятельное получение знаний. При использовании виртуальной экскурсии в процессе обучения учащиеся могут получать информацию при помощи доступных средств, что должно способствовать повышению их мотивации к познанию, а также оказывать влияние на формирование у них активной жизненной позиции.
Исходя из этого и принимая во внимание, что виртуальная экскурсия позволяет осуществлять путешествие возможностью получения эффекта присутствия, при наблюдении любого объекта в любой точке мира с помощью компьютера или любого другого цифрового устройства, нами было принято решение о разработке факультативного занятия в такой форме. Ведь виртуальная экскурсия как организационная форма обучения отличается виртуальным отображением реальных объектов (музеев, парков, городских улиц и т. д.) с целью создания условий для самоанализа, сбора необходимых фактов. Это также может быть сочетание панорамных или сферических фотографий, когда переход от одной к другой происходит с помощью активных зон (или точек перехода), размещаемых на изображениях, с учётом схемы тура.
Виртуальные экскурсии представляют собой фотопанорамы, которые отличаются от обычных фотографий интерактивным характером просмотра. Это означает, что при просмотре фото человек видит только ту часть изображения, которая ему интересна в данный момент, и что при желании он может осматриваться, смотреть вверх и вниз, а также увеличивать или уменьшать масштаб, отдельные детали изображения. Изучая обычное фото или видео, зритель видит только то, что ему показывают, и не может контролировать процесс просмотра. Отличительная черта такого программного продукта – яркие изображения и сильные впечатления. Поэтому виртуальные экскурсии быстро нашли свое место в туризме (особенно сейчас) и в образовательной сфере.
Задача виртуальной экскурсии заключается в том, чтобы выявить актуальность учебного материала и закрепить знания, полученные на практике. Благодаря наглядности школьники быстро усваивают полученные знания. Она также может использоваться для проверки уже новых и имеющихся у школьников знаний.
С учетом всего выше сказанного и был разработан план-конспект факультативного занятия в форме виртуальной экскурсии.
План-конспект факультативного занятия в форме виртуальной экскурсии.
Цель занятия: познакомить экскурсантов с ключевыми объектами Чехословацкого Закарпатья.
Задачи занятия:
Образовательные:
- на примере архитектурных и исторических памятников познакомить с событиями, связанными с распадом Австро-Венгрии и вхождением Подкарпатской Руси в состав Чехословакии;
- дать представление о политическом и национально-культурном развитии Чехословацкого Закарпатья в 1920-е – 1930-е гг.
Развивающие:
- создать условия для развития познавательного интереса учащихся;
- развивать у учащихся умение выделять существенное в изучаемом материале.
Воспитательная:
- воспитывать уважение к представителям различных народов.
Оборудование: карта; виртуальная экскурсия по городам «Чехословацкого Закарпатья», созданная на базе сервиса Google My Maps [25]; проектор (в Приложениях к работе представлены скриншоты виртуальной экскурсии).
План занятия:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
Физкультминутка.
IV. Закрепление нового материала.
V Рефлексия (решение проблемной задачи).
VI. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Присоединение Подкарпатской Руси к Чехословакии поставило перед правительством Т.Г. Масарика ряд вопросов, требовавших скорейшего решения. Правительство ЧСР столкнулось с рядом проблем: от необходимости оказать финансовую помощь и поддержку региону до создания мифа о долге республики перед карпатскими братьями и высшей миссии чехословацкого общества, возложенной на нее мировыми державами. Однако наиболее сложным и спорным вопросом оказался языковой вопрос, который на протяжении столетий был причиной дискуссии между приверженцами украинофильских и русофильских взглядов по проблеме кодификации русинского языка. Можно отметить, что политическая жизнь Чехословацкой республики в первые годы ее существования характеризовалась крайне напряженной национальной обстановкой, которую можно охарактеризовать как культурное многоязычие. В нем подкарпатские русины тоже имели свой голос и свою «политическую филологию», на которую оказывали существенное влияние национальная политика Т.Г. Масарика, а также деятельность чешских ученых, командированных в эти земли, и русских эмигрантов, оказавшихся в Чехословакии в рамках «русской акции». Было образовано большое количество политических партий, которые ставили своей целью достижения обещанной автономии края.
Для Чехословакии была характерна ситуация культурного многоязычия, в условиях которого политическая жизнь, культура и литература распадались на несколько взаимодействующих процессов, имевших свои особенности и различную внутреннюю структуру. Одним из компонентов сложной национальной и языковой ситуации в первой Чехословацкой республике был карпаторусский вопрос, требовавший от правительства Т.Г. Масарика скорейшего разрешения, поскольку карпатороссы (русины) были подвержены различной политической агитации и легко могли перейти на сторону большевистской России, увеличив угрозу распада молодой Чехословакии.
1. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. - 2010. - № 10. - С. 22.
2. Балик, С. Политическая система чешских земель 1848-1989 /под ред. С. Пакет, В. Глупов. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pervaya-chehoslovatskaya-respublika -istoriografiya-voprosa-v-nachale-hh1-v/viewer/.
3. Бирюков, С.В. Австро-Венгерская империя, генезис национальных движений и русинский вопрос / С.В. Бирюков // Русин. – 2018. – № 53. – C. 193–209.
4. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В А. Кучинский. – Минск : Академия МВД, 2013. – 479 с.
5. Волошин, А. И. О письменном языце подкарпатских русинов / А.И. Волошин. – Ужгород : Просвіта, 1921. – 40 c.
6. Восемь лекций о Подкарпатской Руси: Чешская школа политических учений / перевод с чешского Д. Н. Вергуна. М.: Прага: иждивением Чешской школы политических учений, 1925 – 117 с.
7. Геровский, А.Ю. Школы Карпатской Руси под чешским ярмом / А.Ю. Геровский // Свободное слово Карпатской Руси. – 1965. – № 1–2 (73–74). – Янв.–февр. – С. 2–5.
8. Годьмаш, П. История республики Подкарпатская Русь / П. Годьмаш, С. Годьмаш. – Ужгород : Патент, 2008. – 559 с.
9. Грот, К.Я. Австро-Венгрия или Карпато-Дунайские земли в судьбах славянства и в русских исторических исследованиях / К.Я. Грот. – Петроград : тип. М-ва путей сообщ, 1914. – 118 с.
10. Гусьнай, И.И. Языковой вопрос в Подкарпатской Руси / И.И. Гусьнай. – Пряшев : Книгопечатня Св. Николая, 1921. – 32 с.
11. Данилець Ю. В. Закарпатті у першій половині XX ст. Монографія / Передмова В. Фенича. - Ужгород: Карпати, 2009. - 376 с.
12. Домбровський, Д. Польща і Закарпаття: 1938–1939 / Д. Домбровський. – Київ : Темпора, 2012. – 392 с.
13. Егорова, К.Б. Подкарпатская Русь в контексте культурного многоязычия первой Чехословацкой республики / К. Б. Егорова // Вестн. Санкт-Петербургск. ун-та. История. 2016. – Вып. 4. – С. 198–210.
14. Закарпатська Україна: перспективи та реалії розвитку. Матеріали Всеукраїнської наукової конференції, присвяченої 65-й річниці возз'єднання Закарпатської України з Радянською Україною (Ужгород, 24 червня 2010 року). – Ужгород, – 168 с.
15. Закон о новом административно-территориальном делении. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cs.wikisource.org/wiki/Z%C3%A1kon_o_organisaci_politick%C3%A9_spr%C3%A1vy.
16. Закон о переносе органов власти. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ftp.aspi.cz/opispdf/1938/098-1938.pdf.
17. Закон об автономии Подкарпатской Руси. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ftp.aspi.cz/opispdf/1938/109-1938.pdf.
18. Зоркий Н. Спор о языке в Подкарпатской Руси и чешская Академия Наук. Как осведомляет д-р Иван Панькевич чешскую публику о наших языковых делах. – Ужгород, 1926 – 80 с.
19. Илько, В. И. Аграрные отношения в Закарпатье в эпоху империализма Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра ист. наук: (07.00.02), Киев, 1984 – 50 с.
20. История государства и права зарубежных стран : в 2 т. / О. А. Жидков [и др.]; под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма : Инфра-М, 2014. – Т. 1. – 656 с.
21. Кiзченко, А.Ф. Напередоднi трагедiï. З iсторiï зовнiшньоï полiтики Чехословаччини (травень 1935 – березень 1939 рр.) / А.Ф. Кiзченко. – Киïв : Вид-во Киïвського держунiверситету, 1971. – 249 с.
22. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 496 с.
23. Коровицына, Н.В. Восприятие чешским народом национальной истории / Н.В. Коровицына // Современная Европа. – 2018. – № 7. – С. 35–46.
24. Кочаный-Горольчук, К. Подкарпатская Русь в прошлом /под ред. К. Кочаный-Горольчук. М.: Прага, Государственное издательство, 1931. – 160 с.
25. Леоненко, Д.В. Виртуальная экскурсия [Электронный ресурс] / Д.В. Леоненко. – Режим доступа: :https://www.google.com/maps/d/u/0/viewer?mid=1D8NK24-CD_QAYghEmHxQKUJ-_jinx8ud&ll=48.45725210169171%2C22.81488145000001&z=8.
26. Лучкай М. М. Історія карпатських русинів. Ужгород: Ужгородский Национальный университет, 1999–2004. – 420 c.
27. Марьина, В.В. Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь) в политике Бенеша и Сталина. 1939–1945 гг. / В.В. Марьина. – М. : Новый хронограф, 2003. – 304 с.
28. Мельникова, И.Н. Как была включена Закарпатская Украина в состав Чехословакии. 1919 г. / И.Н. Мельникова // Ученые записки Ин-та славяноведения. – М., 1951. – Т. 3. – С. 104–135.
29. Морозов, С.В. Польско-чехословацкие отношения. 1933–1939. Что скрывалось за политикой «равноудаленности» министра Ю. Бека / С.В. Морозов. – М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. – 528 с.
30. Народы Габсбургской монархии в 1914–1920 гг.: От национальных движений к созданию национальных государств : 2 т. // М. Волос (отв. ред.). – М. : Квадрига, 2012. – Т. I. (Центральноевропейские исследования). – 456 с.
31. Орлай, И. С. История о карпато-россах или о переселении россиян в Карпатские горы и о приключениях, с ними случившихся / И. С. Орлай // Северный Вестник. – 1804. – № 6. – C. 158–172.
32. Орлай, И. С. История о карпато-россах или о переселении россиян в Карпатские горы и о приключениях, с ними случившихся / И. С. Орлай // Северный Вестник. – 1804. –№7. – С. 261–276.
33. Очерки по истории Закарпатья / Томский гос. ун-т им. В. В. Куйбышева. Ч. 2 : Социально-экономические отношения, национально-политическое и культурное движение в Закарпатье в XIX веке, 1959 – 246 с.
34. Поп, И.И. Чехословацко-венгерские отношения. 1935–1939 / И.И. Поп. – М. : Наука, 1972. – 247 с.
35. Поп, И. Энциклопедия Подкарпатской Руси / И. Поп. – Ужгород : Изд-во В.Падяка, 2001. – 431 с.
36. Прокоп, М. «Карпатская Украина» / М. Прокоп // Свободное слово Карпатской Руси. 1978. – № 3–4 (231–232). – Март–апр. – С. 2–5.
37. Пушкаш, А.И. Внешняя политика Венгрии. Февраль 1937 – сентябрь 1939 / А.И. Пушкаш. – М. : Ин-т славяноведения РАН, 2003. – 458 с.
38. Пушкаш, А.И. Национальный вопрос в Закарпатье накануне второй мировой войны / А.И. Пушкаш // Национальный вопрос в Восточной Европе. Прошлое и настоящее / редкол.: Р.П. Гришина, М.Д. Ерещенко (отв. ред.). – М. : Ин-т славяноведения и блаканистикаи РАН, 1995. – С. 175–190.
39. Пушкаш, А. Цивилизация или варварство: Закарпатье 1918–1945. / А. Пушкаш. – М. : Изд-во «Европа», 2006. – 564 с.
40. Романенко, С.А. Социалистическая революция в России и «национальная революция южного славянства» в Австро-Венгрии 1917–1918 гг. / С.А. Романенко // Россия и славянство: диалог культур. – Тверь : Седьмая буква, 2013. – С. 25–29.
41. Сен-Жерменский договор. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.austlii.edu.au/au/other/dfat/treaties/1920/3.html.
42. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. 2002. С. 102- 120
43. Спивак Б. И. Революційний рух на Закарпатті в 1924-1929 роках: Конспект лекцій до спецкурсів з історії УРСР та історії Компартії Чехословаччини для студентів іст. та загальнонаук. фак. / МВ і ССО УРСР. Ужгор. держ. ун-т.: Ужгород, 1964 – 144 с.
44. Суляк, С.Г. «Свободное слово. Ежемесячный Карпато-русский журнал» как важный источник по истории Подкарпатской Руси межвоенного периода / С.Г. Суляк // Русин. – 2019. – №57. – С.195–229.
45. Суляк, С.Г. Русины: этапы истории (часть 1) / С.Г. Суляк // Русин. – 2005. – № 1 (1). – С. 15–21.
46. Суляк, С.Г. Русины в истории: прошлое и настоящее / С.Г. Суляк // Русин. – 2007. – № 4 (10). – C. 29–56.
47. Трианонский договор. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wwi.lib.byu.edu/index.php/Treaty_of_Trianon.
48. Трофимович, В.В. Вопрос Подкарпатской Руси во внешнеполитических расчетах Польши (октябрь 1938 г. – март 1939 г.) / В.В. Трофимович, Л.В. Трофимович // Русин. – 2018. – № 2 (52). – C. 309–328.
49. Тулаев, П.В. Первые славянофилы и их съезды / П.В. Тулаев. – М. : Вече, 2017. – 400с.
50. Туряница, М. Авантюра галицких самостийников на Закарпатской Руси / М. Туряница // Свободное слово. Ежемесячный карпаторусский журнал. – 1959. – № 1–2. Январь–февраль. – С. 20–26.
51. Туряница, М. Авантюра галицких самостийников на Закарпатской Руси / М. Туряница // Свободное слово. Ежемесячный карпаторусский журнал. – 1959. – № 3–4. Март–апрель. – С. 27–29.
52. Туряница, М. Авантюра галицких самостийников на Закарпатской Руси / М. Туряница // Свободное слово. Ежемесячный карпаторусский журнал. – 1959. – № 5–6. Май–июнь. – С. 13–15.
53. Туряница, М. Авантюра галицких самостийников на Закарпатской Руси / М. Туряница // Свободное слово. Ежемесячный карпаторусский журнал. – 1959. – № 7–8. Июль–август. – С. 4–8.
54. Туряница, М. Авантюра галицких самостийников на Закарпатской Руси / М. Туряница // Свободное слово. Ежемесячный карпаторусский журнал. – 1959. – № 11–12. Ноябрь–декабрь. – С. 19–21.
55. Федака С. Ужгород крізь віки. Нариси з історії Ужгорода. - Ужгород: ВАТ «Патент», 2010. - 296 с.
56. Феделеш, В.И. Учебник Истории Подкарпатской Руси от найдавнейших времен до наших дней и Чехословакии до XIV века, 1936, - 527 с.
57. Филиппов А. История Мукачевского замка (в документах). Научно-популярный историко-краеведческий очерк. – Ужгород: Лира, 2010. – 128 с.
58. Чопик-Микунда С., ЧопикМикунда І. Книга памяті села Теребля. – Мукачево: Карпатська вежа, 2010. – 124 с.
59. Transcarpathian Regional Art Museum in the name of Josip Bokshay. 70 Rocks: album -Uzhhorod: TDV "Patent", 2016. - 224 p.
60. Garagonych V., Garagonych V. V. Museum of the Carpathian region and their role in tourism development in the context of a transcordon city // Science zbirnik Zakarpatsky regional museum. VIP.XI - Uzhgorod: TOV "IVA", 2011. – 276 p.
61. Magocsi P. R. With Their Backs to the Mountains. A History of Carpathian Rus’ and Carpatho-Rusyns. Budapest; New York, 2015. – 511 p.
62. Volodimir M.. Exposition of copyrighted works in the Mukachevsky Historical Museum: album – Uzhgorod: Vidavnitsvo Oleksandri Garkushi, 2019. – 80p.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Пример слайда, отображающего г. Ужгород в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Пример слайда, отображающего г. Мукачево в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Пример слайда, отображающего г. Свалява в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Пример слайда, отображающего г. Хуст в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Пример слайда, отображающего г. Рахов в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Пример слайда, отображающего г. Мукачево в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Пример слайда, отображающего г. Свалява в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Пример слайда, отображающего г. Хуст в виртуальной экскурсии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Пример слайда, отображающего г. Рахов в виртуальной экскурсии.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты