Ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспекты упражнений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспекты упражнений.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие «механизмы психологической защиты», этапы их развития в онтогенезе
1.2 Основные виды и функции механизмов психологических защит
1.3 Особенности развития психологической защиты у подростков
1.4 Агрессивное поведение подростков как проявление психологической защиты
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования механизмов психологической защиты
ГЛАВА 3 ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
3.1 Цель, задачи коррекционной программы
3.2 Результаты проведенной программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может сказаться отрицательно на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, которые впоследствии могут проявиться в обществе.
Актуальность проблемы психологической защиты личности обусловлена интересом к ней мировой психологии, а также значимостью для личности, постоянно вступающей в отношения с окружающим миром в процессе своей жизнедеятельности.
Интерес психологической науки к разработке проблемы психологической защиты личности подтверждается многочисленными работами ученых. Исследованию данной проблемы посвящены работы отечественных авторов – Ф.В. Бассина, Р.М. Грановской, Г.В. Грачева, Л.Р. Гребенникова, Е.Л. Доценко, В.Г. Каменской, И.М. Никольской и др.; а также работы зарубежных авторов – Г. Келлермана, Э.И. Киршбаума, Х. Конте, Р. Лазаруса, Р. Плутчика, А. Фрейд, З. Фрейда, Н. Хаан, В.А. Штроо и др.
Изучение психологической защиты личности представляется интересным и важным, так как именно эта личностная особенность отражает адекватность восприятия и умение решать личностные и профессиональные проблемы. Это дает основание рассматривать проблему психологической защиты личности как одну из актуальных задач.
Цель исследования: изучить ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков.
Объект исследования: механизмы психологической защиты.
Предмет исследования: ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие «механизмы психологической защиты», этапы их развития в онтогенезе
В психологической науке существуют различные взгляды на феномен психологической защиты. Термин «защита» применялся З. Фрейдом для описания борьбы «Я» против болезненных или субъективно невыносимых аффектов и мыслей. С течением времени этот термин был заменен на понятие «вытеснение». Зигмундом Фрейдом изображены множественные механизмы защиты, какие дают возможность нервной системе сохранять баланс, положение внутреннего эмоционального удобства с помощью искажения взглядов о себе, о своем действии. Защитный механизм рассматривался специалистом по психологии в качестве своеобразных перемен содержания рассудка, появляющихся в условиях внутреннего инцидента, сконцентрированного на сокращении эмоции беспокойства, сопряженного с внутренним инцидентом [45 с. 52].
Согласно Зигмунду Фрейду, защитные механизмы считаются природными и запускаются в моментах экстремального характера, исполняя функцию преодоления внутреннего инцидента. Данное разногласие порождает тревогу, ослабление которой совершается посредством блокировки либо изменения ненужных данных психологическими защитами. Кроме того З. Фрейд подмечал, что механизмы защиты считаются откликом неосознанной части «Я». За результат функционирования механизмов защиты, как принцип, достигается только условное психологическое благосостояние. Неразрешенные трудности делаются затяжными, т.е. человек отбирает у себя способности стремительно воздействовать на обстановку для ликвидации ключа негативных волнений [45, с. 64].
В своей работе «Психология Я и защитные механизмы» Анна Фрейд рассматривает психологические защиты в качестве одного из механизмов адаптации и интеграции личности. По А. Фрейд, механизмы психологической защиты являются бессознательными, приобретенными в ходе развития личности пути достижения «Я» компромисса между противостоящими силами «Оно» или «Сверх-Я» и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты преследуют цель уменьшения тревоги, вызванной внутриличностным конфликтом [46, с. 36].
Итак, с позиций психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд), защитные механизмы отражают бессознательную деятельность «Я», которая начинает функционировать, когда «Я» подвергается чрезмерной, угрожающей для него активности побуждений и соответствующих им аффектов со стороны «Оно», «Сверх-Я» или внешнего мира. Уменьшая тревогу, которая вызвана внутренним конфликтом, «Я» пытается сохранить интегративность и адаптивность личности путем использования защитных механизмов [46, с. 254].
Карл Роджерс оценивал механизм психологической защиты как систему сбережения Самости, устранение коего допустимо посредством эмпатии и абсолютного принятие персоны находящимися вокруг людьми. С точки зрения В. Франкла, человек структурирует собственную работу в согласовании с отыскиванием значения существования. Провал в поиске способен послужить причиной к депрессиям, расстройствам психики и, как итог, к неврозу. В ходе поиска психологическая защита считается не адаптирующим, а дезорганизующим механизмом [46, с. 257].
Р. Мэй определил, что отсутствие запретов приводит к огромной вероятности появления неврозов. Прямолинейная взаимосвязь независимости лица с его ответственностью и воздействие совершенной независимости одного человека на взаимозависимость иного стали фактором развития защитного механизма «бегство от свободы». Согласно присутствию эмоции удобства расценивается итог этой защиты. Иным эмоциональным устройством, что раскрыл Р. Мэй, была система «бегство от своего «Я», кроме того знаменитый как «уход от сознательной экзистенциальной тревоги». Данная система применяется как уход от осознания утраты значения жизни [46, с. 259].
Представить эгопсихологии X. Харманн полагал, что защитные механизмы «Я» могут одновременно выступать в качестве контроля над влечениями, так и средством приспособления к окружающей действительности. Позже было подтверждено положение об адаптивной ценности механизмов защиты как специфического равновесия между человеком и средой [18, с. 218].
Большой вклад в исследование психологической защиты внес Р. Плутчик. В модели Р. Плутчика считается, что защитные механизмы формируются для того, чтобы помочь индивиду справляться с внутренними и внешними напряжениями, и они тесно связаны с первичными эмоциями и острыми переживаниями [43, с. 129].
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация исследования
Цель исследования: определить ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков.
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей защитных механизмов испытуемых личностей.
2. Проанализировать качественно и количественно результаты исследования.
3. Провести программу профилактики агрессивного поведения у подростков.
Выборка: в исследовании принимало участие 60 человек в возрасте от 14 до 16 лет.
Для проведения исследования использовалась следующая диагностическая методика: Опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко.
Опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика.
Цель методики: диагностика уровней различных механизмов психологической защиты. Методика содержит 92 вопроса, состоит из 8 шкал, соответствующих основным защитным механизмам, выделенным Р. Плутчиком. При помощи данной методики можно диагностировать проявление следующих механизмов психологической защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, гиперкомпенсация, рационализация. Восемь механизмов психологической защиты личности формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные выше утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале (Приложение А).
Опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса – А. Дарки.
Цель: выявить у старших подростков признаки агрессивного поведения.
А. Басс, изучивший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Разрабатывая данный опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
- физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
- косвенная – агрессия, непрямым путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
- раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
- негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
- обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
- подозрительность – в промежутке от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и хотят причинить вред;
- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через звуковую форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (грубость, угрозы);
- чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21+4, а враждебности – 6,5 – 7+3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Применяя данную методику, необходимо учитывать, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно–потребностной сферы личности (Приложение А).
Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в деловом и межличностном общении, предложенная Виктором Бойко, позволяет определить степень выраженности таких стратегий, как миролюбие, избегание и агрессия. Знание особенностей коммуникативного поведения помогает избегать ненужных конфликтов в общении и действовать психологически грамотно (Приложение А).
ГЛАВА 3 ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
3.1 Цель, задачи коррекционной программы
Программа профилактики агрессивного поведения у подростков.
Цели программы:
1. Обучение школьников способам общения, поощрение формирования их коммуникативной культуры.
2. Формирование мастерства разумно функционировать в остроконфликтных моментах.
3. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, гарантировав ее важными психическими ресурсами и средствами.
Задачи:
1. Воспитать и сформировать у подростков актуальные значимые навыки и умения:
2. Эффективно взаимодействовать, общаться.
3. Справляться со стрессом.
4. Делать выбор и принимать решения.
Методы:
• Дискуссия, обсуждение.
• Работа в парах.
• Рисунок.
• Психологическая игра.
• Работа в малых группах.
• Визуализация.
• Интерактивные игры
• Организационные условия проведения занятий
Программа предназначена для работы с подростками с 14 до 16 лет; оптимальная численность группы – 10-12 человек; продолжительность занятий – 60 минут. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Программа рассчитана на 10 занятий.
Групповую работу следует проводить в достаточно просторном, хорошо проветриваемом помещении, в котором преобладают спокойные матовые тона.
В структуру входит обязательный ритуал приветствия, разминка и основное упражнение. Ритуалы разминки, приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов лидера. В конце каждого занятия необходимо провести рефлексию и саморефлексию (при необходимости рефлексия будет сделана после или во время упражнения) (Приложение Г).
Данная программа была проведена на учениках, у которых были выявлены высокие показатели по опроснику Басса-Дарки для диагностики агрессивности. В программе были задействованы 8 человек.
После проведения программы было повторно проведено исследование по опроснику Басса-Дарки для диагностики агрессивности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под психологической защитой понимается система механизмов, которые направлены на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, ставящих под угрозу целостность личности. Психологическая защита по своим проявлениям является формой бессознательной психической активности, которая формируется в онтогенезе на основе взаимодействия типологических свойств с индивидуальным, конкретно-историческим опытом развития личности.
Основными функциями психологической защиты выступают: установление эмоционального комфорта, предупреждение нарушения целостности личности, сохранение психологической стабильности, разрешение внутриличностного конфликта, формирование адаптационных форм поведения, интегральная регуляция деятельности личности. Основными защитными механизмами являются: отрицание, вытеснение, регрессия, замещение, реактивные образования, компенсация, проекция, рационализация.
Агрессивное действия в определенных вариантах способны быть проявлением деятельности защитных механизмов и быть сигналом к увеличению психологической защиты. Ее роль – «ограждать» область рассудка от отрицательных, травмирующих переживаний.
Агрессивное поведение распространено в детстве и подростковом возрасте. Кроме того, агрессивное поведение выполняет несколько важных функций в процессе социализации молодых людей. Обычно это освобождает людей от страха, помогает защитить их интересы, защищает от внешних угроз и способствует адаптации.
Смысложизненная теория подростков с агрессивными выражениями характеризуется бедностью и своеобычием ценностных ориентаций, наиболее невысоким степенью осмысления значения актуальных ориентаций и тенденциями к внешней локализации контроля.
Цель нашего исследования – определить ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков.
1. Абрамова, Г.С. Психология только для студентов / Г.С. Абрамова. – М.: ПЕР СЭ 2001. – 271 с.
2. Антонова, Е. В. Механизмы психологической защиты подростков / Е. В. Антонова // Вестник научных конференций. – 2016. – № 5. – С. 19–20.
3. Бассин, Ф. В. Проблема психологической защиты / Ф. В. Бассин, М. К. Бурлакова, В. Н. Волков // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 79–86.
4. Богомаз, С.Л. Психологическая защиты личности: методология, механизмы, инструментарий // Общественные и гуманитарные науки. Психология. – 2008. – №.7. – С. 228-254.
5. Богомолов, А. М. Структурно-динамическая модель системы психологической защиты личности / А. М. Богомолов, А. Н. Портнова // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 3. – С. 27–29.
6. Будасси, С.А. Защитные механизмы личности / С.А. Будасси. – М., 2008. – 351 с.
7. Ветров, Р. Ю. Психологическая защита личности / Р. Ю. Ветров // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 1. – С. 106–114.
8. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – Спб.: Питер, 2009. – 336 с.
9. Вышинская, Е. Г. Проблема психологической защиты личности в отечественной и зарубежной психологии / Е. Г. Вышинская // Вестник Полоцкого гос. ун-та. – 2006. – № 5. – С. 61–65.
10. Ганеева, А. А. Особенности проявления механизмов защиты подростков в конфликтных ситуациях, в зависимости от социально-психологического типа личности / А. А. Ганеева // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 2. – С. 152–156.
11. Грановская, Р. М. Психологическая защита / Р. М. Грановская – СПб. : Речь, 2007. – 297 с.
12. Гребенников, Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Под ред. Гребенникова Л.Р. – Мытищи: Талант, 2007. – 144 с.
13. Егорова, Л. Х. Особенности психологических механизмов защиты на разных этапах онтогенеза в период социальной нестабильности / Л. Х. Егорова // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – № 2. – С. 272-276.
14. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
15. Ильясов, А. А. Механизмы психологических защит и их влияние на личность / А. А. Ильясов // Череповецкие научные чтения / Отв. ред. Н. П. Павлова. – Череповец, 2013. – С. 84–86.
16. Каменская, В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В. Г. Каменская. – СПб. : Питер, 2004. – 287 с.
17. Карвасарский, Б. Д. Медицинская психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2006. – 280 с.
18. Киршбаум, Э. И. Психологическая защита / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. – СПб. : Питер, 2005. – 233 с.
19. Ковалева, Е.Б. Психологическая защита у детей. Диагностика и коррекция / Е.Б. Ковалева, Г.Я. Кудрина. – Иркутск: ИГПУ, 2001. – 85 с.
20. Корытова, Г. С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия / Г. С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 42-48.
21. Кружкова, О. В. Психологические защиты личности / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург : Изд-во Росгоспрофпедуниверситет, 2006. – 153 с.
22 Крюкова, Т. Л. Методы изучения совладающего поведения : три копинг-шкалы / Т. Л. Крюкова. – Кострома : Свет, 2007. – 60 с.
23. Кувшинова, Т. И. Взаимосвязь механизмов психологической защиты с акцентуациями характера у студентов / Т. И. Кувшинова, Ю. А. Кувшинов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 11-17.
24. Лазарева, Е. Ю. Особенности агрессивных проявлений у подростков с различными типами акцентуаций в условиях социальной фрустрированности / Е. Ю. Лазарева, Е. Л. Николаев // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2014. – № 2. – С. 21-31.
25. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. – Л.: Медицина, 1970. – 132 с.
26. Лапкина, Е. В. Психологическая защита и совладание : защитная система личности / Е. В. Лапкина // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2011. – № 2. – С. 232-236.
27. Лифшиц, М. В. Эмпирическое исследование типологических особенностей характера / М. В Лифшиц // Акмеология. – 2013. – № 2. – С. 50–53.
28. Маклаков, А. Н. Общая психология / А. Н. Маклаков. – СПб. : Питер, 2003. – 592 с.
29. Налчаджян, А.А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 395–481.
30. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2000. –507 с.
31. Носов, С.С. Психологический пол в динамической системе психической адаптации / С.С. Носов, Н.В. Дворянчиков // Сексология и сексопатология. 2004. – № 1. – С.68.
32. Олевская, И. З. Основы психологии и педагогики: учебно-методическое пособие / И. З. Олевская. – Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2015. – 120 с.
33. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
34. Петросянц, В. Р. Особенности проявления механизмов психологической защиты студентов-психологов в вузе в зависимости от жизнестойкости / В. Р. Петросянц // Известия Саратовского университета. – 2016. – Вып. 3. – С. 250-254.
35. Подольская, И. В. Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития / И. В. Подольская // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2008. – № 2. – С. 47–52.
36. Рассудова, Л.А. Механизмы преодоления деструктивных психологических защит учащихся образовательных учреждений закрытого типа: Дис. канд. психол. наук. – Омск, 2013. – 223 с.
37. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2002. – 432 с.
38. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика [Электронный ресурс] / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. – г. Мытищи.: Издат. «Талант», 1996. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2798596/.
39. Скиба, Н.В. Психологическая защита как средство личностного развития подростков: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. В. Скиба. – Курск, 2006. – 20 с.
40. Собенников, В. С. Психологическая защита / В.С. Собенников, Е. Е. Ясникова. – Иркутск : ИГМУ, 2013. – 28 с.
41. Соловьева, А. В. Специфика психологической защиты в подростковом возрасте / А. В. Соловьева // Вестник КГУ. – 2007. – № 2. – С. 159–163.
42. Субботина, Л. Ю. Психология защитных механизмов личности / Л.Ю. Субботина. – Ярославль : ЯрГУ, 2013. – 452 с.
43. Тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» «Life style index» (LSI) (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Р. Конте, адаптация Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников) // Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. – Мытищи, 1996. – С. 125-130.
44. Тулупьева, Т. В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук / Т. В. Тулупьева. – Москва, 2001. – 29 с.
45. Фрейд З. Психика: структура и функционирование / З. Фрейд ; пер. с нем. А.М. Боковиков. – М.: Академический Проект, 2007. – 230 с.
46.Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы. Детский психоанализ / А. Фрейд. – СПб.: Питер, 2018. – 160 с.
47. Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2011. – 607 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспекты упражнений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспекты упражнений.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты