Социально-педагогическая деятельность по формированию социально-правовой компетентности подростков
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Социально-педагогическая деятельность по формированию социально-правовой компетентности подростков»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
251.00 BYN
Социально-педагогическая деятельность по формированию социально-правовой компетентности подростков
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная педагогика
Организация: СШ №1, ГУО (г. Дрогичин)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики до проведения программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики после проведения программы.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики до проведения программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики после проведения программы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности социализации подросткового возраста
1.2 Особенности формирования социально-правовой компетентности в подростковом возрасте
1.3 Социально-педагогические принципы формирования социально-правовой компетентности в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1 Социально-педагогическая диагностика показателей социально-правовой компетентности учащихся
2.2 Опыт формирования социально–правовой компетентности в учреждении общего среднего образования
2.3 Программа социально–педагогической деятельности по формированию социально–правовой компетентности учащихся
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования социально-правовой компетентности подростков обусловлена потребностями современного общества, противоречиями взаимодействия педагогической науки и практики. Сегодня в социуме остро востребована личность, способная и готовая к адекватному решению проблем взаимодействия в окружающим людьми на основе личностных и социально-ценных качеств которая придерживается норм и правил поведения в данном обществе, обладает социально-правовой компетентностью.
Значение формирования социально-правовой компетентности в подростковом возрасте невозможно переоценить. Пренебрежение нормами морали, права, социальными ценностями провоцирует возникновение напряжения, различные девиации, противоправное поведение. Повышенное внимание к правовому воспитанию подростков определяется рядом обстоятельств: ростом девиантного поведения, проявления конфликтности и агрессивности, повышении дезадаптации личности подростка, снижение нравственно-правового личности. Потому формирование социально-правовой компетентности у несовершеннолетних является одним из эффективных путей, помогающих реализовывать задачи правовой социализации и нравственно-правового воспитания.
Подростковый возраст – важный этап для формирования социально-правовой компетентности. В результате овладения социально-правовой компетентности подросток приобретает опыт по решению задач адаптации, индивидуализации и интеграции в конкретной общности, в реальных условиях с использованием своих знаний, жизненного опыта, системы ценностей. Вместе с тем, у современных подростков наблюдаются проявления правового нигилизма, которые имеют разные формы проявления: от неясного, беспринципного отношения к роли и значению закона посредством скептического отношения к его возможностям к полному недоверие к закону и явно отрицательное отношение к нему.
Среди современных исследователей, которые занимались проблемой формирования социально-правовой компетентности учащихся, можно назвать В.К. Бабаева, З. Баумана, А.Г. Кислова, Н.М. Матузова, Е.В. Татаринцеву, Е.Я. Тищенко, А.А. Черемисину, Т.И. Шамову и др.
В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в практике организации правового воспитания подростков накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения проблемы формирования правовой культуры личности. Базовыми для ее разработки являются исследования В.И. Абрамова, Т.В. Болотиной, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, Л.В. Соколова, Н.Г. Суворовой и др.
Вместе с тем, проблема изучения социально-педагогические технологии формирования социально-правовой компетентности подростков в современной литературе остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить и обосновать принципы социально-педагогической деятельности, способствующие реализации технологии формирования социально-правовой компетентности в подростковом возрасте.
Объект исследования: социально–правовая социализация личности учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования: процесс формирования социально–правовой компетентности учащихся подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ проблемы формирования социально–правовой компетентности учащихся в учреждении общего среднего образования;
2. Определить особенности социально–правовой социализации личности учащихся подросткового возраста;
3. Выявить особенности и сущностные характеристика процесса формирования социально–правовой компетентности в подростковом возрасте;
4. Разработать программу социально–педагогической деятельности по формированию социально–правовой компетентности подростков.
Методология исследования:
– возрастная периодизация Д.Б. Эльконина согласно которому подростковый возраста подразделяется на младший подростковый возраст (12-14 лет) и старший подростковый возраст (15-17 лет);
– положения теории социализации, раскрывающие содержательные характеристики этого процесса, его механизмы (Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, А.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.);
– взгляды на принципы социально-педагогической деятельности Л.В. Мардахаева;
– положение О.В. Донченко о том, что социально-правовая компетентность – это способность и готовность индивида, благодаря нравственным ориентирам и ценностям, знаниям, социальному опыту, социальной ответственности, навыками поведенческой рефлексии, успешно решать возникающие в процессе социализации социально-правовые задачи, актуальные для данного общества, выбирая для этого адекватные средства, соотносимые с правовыми требованиями.
Методы исследования:
– теоретический анализ литературы;
– тестирование;
– количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Методика Л. А. Ясюковой для изучения правосознания.
2. Опросник «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних по законодательству Республики Беларусь» (Д.О. Донченко).
3. Тест «Твое отношение / твоя точка зрение / выскажи свое мнение» (Д.О. Донченко).
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности социализации подросткового возраста
Социализация представляет собой, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [3, с. 193].
Под социализацией понимается процесс становления личности, усвоение человеком ценностей, установок, норм, образцов поведения, принятых индивидом в данном обществе и социальной группе. Человек является активным участником освоения культуры отношений в данном обществе, формирования определенных социальных ролей, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной социализации. В процессе социализации личность приобретает социальный опыт, расширяет среду общения и деятельности, развивает процесс саморегуляции, осуществляет становление самосознания и активной жизненной позиции. Доминирующая роль для социализации личности принадлежит общественному воспитанию. В качестве институтов социализации традиционно принято рассматривать семью, образовательные и воспитательные учреждения, коллективы [23, с. 9].
Социализация подростков имеет свои особенности. По мнению Л.Е. Сикорской, в настоящее время наблюдается кризис социальных институтов как трансляторов социального опыта подрастающим поколениям, что приводит к деформации процесса социализации. Интернет-технологии, вовлечение в виртуальное пространство, СМИ также оказывают существенное влияние на формирование самосознание подростка [33, с. 258].
Процесс социализации подростков в современном обществе происходит в условиях ослабления идеологического и политического давления, расширения социальной инициативы и самостоятельности подрастающего поколения. Ему сопутствует переоценка ценностей, критическое осмысление опыта предшествующих поколений, новые представления о своём будущем и будущем общества. По мнению В.А. Сушко, с одной стороны, подросткам необходимо принять существующие объективные условия общественной жизни (войти в мир взрослых), а с другой – выработать свою позицию (сконструировать свой мир) в условиях, когда происходящие быстрые социальные преобразования вызывают изменения субъективных установок в сознании молодого поколения [37, с. 53].
Подростковый возраст характеризуется изменением социальной ситуации развития, особенность которой заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – сильное желание стать взрослым определяет многие особенности его поведения. Преобладающее влияние семьи сменяет влияние группы сверстников, которая выступает в качестве источника референтных норм поведения и получения статуса. С появлением чувства взрослости подросток стремится отстоять свою независимость [31, с. 196].
В подростковом возрасте изменяется внутренняя позиция подростка: происходит смена направленности на мир к направленности на себя. У него формируются новые ценностные ориентации, система убеждений. По мнению В.С. Мухиной, в подростковом возрасте происходит объективное изменение социального положения ребенка: возникают новые отношения с семьей, сверстниками, учителями, а также расширяется поле деятельности [24, с. 210].
Основными новообразованиями в структуре самосознания являются иерархически построенная система ценностно-смысловых образований и устойчивое обобщенное отношение личности к себе, которое выражается в социально-нравственной самооценке. По данным С.А. Панченко, в подростковом возрасте смысловая сфера у подростков еще недостаточно иерархизирована. Им свойственно противоречие между высокой ценностью наличия смысла жизни и недостаточностью приложенных усилий для его осознания [27, с. 122].
В подростковом возрасте образование самосознания – это определенная историческая стадия в развитии личности, неизбежно возникающая из предыдущих стадий. Процесс становления самосознания подростка Л.С. Выготский рассматривает также стадиально, как поэтапное развитие, при котором каждая предыдущая ступень подготавливает последующую [5, с. 58]. Основными новообразованиями в структуре самосознания являются иерархически построенная система ценностно-смысловых образований и устойчивое обобщенное отношение личности к себе, которое выражается в социально-нравственной самооценке. Под влиянием оценки окружающих людей у подростков постепенно формируется собственное отношение к себе и оценка своей личности, разных форм своей активности: общения, поведения, переживаний [25, с. 12].
Современный подросток характеризуется эмоциональной неустойчивостью, избыточной общительностью, агрессивностью, высокой тревожностью, что способствует усилению внутреннего эмоционального напряжения, внутриличностного конфликта. Согласно О.В. Шунчевой, в среде подростков отмечается рост замкнутости и социальной пассивности [41, с. 198].
Проявления отклонения в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. В подростковой среде весьма распространено девиантное поведение – многократно повторяющиеся действия и поступки, противоречащие наиболее важным, общепринятым правовым и общественным нормам, причиняющие ущерб окружающим и личности самого подростка, приводящие к различным формам дезадаптации.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1 Социально-педагогическая диагностика показателей социально-правовой компетентности учащихся
С целью исследования проблемы формирования социально-правовой компетентности учащихся, уровня их правовых знаний, нами проводилось обследование подростков, направленное на выявление следующих показателей социально-правовой компетентности:
1) уровень правосознания учащихся;
2) уровень правовой информированности подростков по вопросам административной и уголовной ответственности несовершеннолетних,
3) отношение учащихся к соблюдению социально-правовых норм;
4) уровень правовой информированности подростков по вопросам последствий нарушения закона.
В соответствии с выделенными показателями нами подобраны следующие методики:
1. Методика Л. А. Ясюковой для изучения правосознания.
Цель: диагностика уровня правосознания учащихся.
С помощью методики можно выделить четыре уровня развития правосознания:
– правовой нигилизм (низкий уровень);
– уровень противоречивого и неполноценного правового сознания (средний уровень);
– уровень в основном сформированного правосознания (уровень выше среднего);
– уровень полностью сформированного правосознания (высокий уровень).
Методика включает в себя 13 вопросов, на которые предлагается три варианта ответа. Ответ А оценивается в 2 балла, ответ Б – в 1 балл, ответ В – баллов. Максимальный балл, указывающий на высокий уровень правосознания – 26, минимальный – 0. Отдельно по каждой шкале уровень оценивается от 0 до 8 баллов (Приложение А).
2. Опросник «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних по законодательству Республики Беларусь» (Д.О. Донченко).
Цель: диагностика уровня правовой информированности подростков по вопросам административной и уголовной ответственности.
Разработаны 2 варианта опросника: для учащихся 6-7 классов и для учащихся 8-9 классов. Каждый опросник содержит 12 вопросов. На некоторые вопросы предложены варианты ответов. При обработке результатов подсчитывается количество правильных ответов:
– низкий уровень правовой информированности – 1-4 балла,
– средний уровень – 5-8 баллов,
– высокий уровень правовой информированности – 9-12 баллов (Приложение А).
3. Тест «Твое отношение / твоя точка зрение / выскажи свое мнение» (Д.О. Донченко).
Цель: диагностика отношения учащихся к соблюдению социально-правовых норм.
Тест включает 10 заданий. Испытуемому предлагается прочитать вопрос и выбрать из пяти предложенных один вариант ответа, отражающий отношение к действиям участников предложенных ситуаций.
Интерпретация результатов осуществляется на основании подсчета количества выбранных ответов по каждому предложенному варианту.
Варианты А и Б указывают на положительное отношение учащихся к соблюдению социально-правовых норм.
Варианты В и Г указывают на отсутствие понимания ценности социально-правовых норм и мотивов их соблюдения.
Вариант Д указывает на позицию правового нигилизма.
4. Опросник «Последствия нарушения закона» (Д.О. Донченко).
Цель: диагностика уровня правовой информированности подростков по вопросам последствий нарушения закона.
Опросник предназначен для учащихся 6-9 классов. Испытуемому предлагается 9 административных статей для ответов на вопросы: 1) какие действия относятся к нарушению, предусмотренному данной статьей? 2) перечислите последствия ее нарушения. Последний вопрос открытый – необходимо перечислить причины совершения противоправных действий подростками. При обработке результатов подсчитывается количество правильных ответов: низкий уровень правовой информированности – 1-3 балла, средний уровень – 4-6 баллов, высокий уровень правовой информированности – 7-10 баллов. Ответы на последний вопрос анализируются путем качественного анализа (Приложение А).
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа 1 г. Дрогичина». В исследовании приняли участие 40 учащихся в возрасте 12-15 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 20 учащихся 7 класса (2 параллельных класса) и 20 учащихся 9 класса (2 параллельных класса).
Рассмотрим результаты первичной диагностики показателей социально-правовой компетентности учащихся подросткового возраста
Результаты проведения методики Л. А. Ясюковой для изучения уровня правосознания у учащихся подросткового возраста представлены в Приложении Б и в таблице 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что особенности социализации подростков как усвоение социальных норм и образцов поведения принятых в обществе обусловлены социальными и психологическими факторами. Подростковый возраст создает определенные предпосылки для успешного формирования социально-правовой компетентности – это социальная ситуация развития подросткового возраста, а также возможность удовлетворения базовых потребностей личности подростков самореализации, самоактуализации и самоопределению, желанию ощущать себя компетентным в определенном виде деятельности. Социально-педагогические принципы представляют собой базовые принципы осмысления процесса становления и развития личности, а также организации их практической реализации, которые определяют вектор использования социально-педагогических технологий. В процессе формирования социально-правовой компетентности реализуются принципы целенаправленности и комплексности, природосообразности, гуманизма, средовой обусловленности, научности, объективности и адекватности. Принципами социально-педагогической поддержки в процессе формирования социально-правовой компетентности подростков выступают: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на потенциальные возможности личности, вера в эти возможности ребенка, ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия, сотрудничество.
Социально-педагогическая диагностика показателей социально-правовой компетентности учащихся показала, что большинство учащихся 76 класса и 9 класса обладают низким уровнем правового самосознания, правовым нигилизмом, что проявляется в отрицании права как социального института и системы правил поведения, как элемента успешного регулирования взаимоотношений между людьми. Большинство учащихся подросткового возраста, как учащихся 7 класса, так и учащихся 9 класса, демонстрируют слабый уровень правовых знаний. Большинство учащихся подросткового возраста, как учащихся 7 класса, так и учащихся 9 класса, демонстрируют слабый уровень гражданской самостоятельности. Это говорит о том, что для них характерен социальный инфантилизм, что проявляется в неумении принимать решение и нести ответственность за свои социальные действия, осознавать из возможные последствия, учитывать социальные нормы. Большинство учащихся 7 класса и 9 класса обладают низким уровнем правовой информированности подростков по вопросам административной и уголовной ответственности – они не знают какие права детей защищаются государством согласно Закону Республики Беларусь «О правах ребенка», какие права и обязанности имеет ученик школы, с какого возраста наступает административная ответственность, испытывают значительные затруднения при определении действий как административных нарушений. В целом для большинства учащихся 7 класса характерен правовой нигилизм, а для учащихся 9 класса – отсутствие понимания ценности социально-правовых норм и мотивов их соблюдения. Большинство учащихся 7 класса и 9 класса обладают низким уровнем правовой информированности подростков по вопросам последствий нарушения закона – они не знают, какие действия относятся к нарушению, предусмотренному той или иной статьей.
Опыт формирования социально–правовой компетентности в учреждении общего среднего образования показал, что основными недостатками работы являются: 1) отсутствие своевременной диагностики социально-правовой компетентности, позволяющей установить уровень социально-правовой компетентности учащихся; 2) мероприятия информационный характер мероприятий по формированию социально-правовой компетентности учащихся, отсутствие практико-ориентированности, где учащиеся смогут приобрести умения и навыки анализа поступков и их последствий; 3) отсутствие реализации программ по формированию социально-правовой компетентности учащихся.
На основании результатов диагностики разработана и апробирована по формированию социально-правовой компетентности учащихся подросткового возраста. в задачи программы вошло: 1) формирование правосознания учащихся; 2) повышение уровня правовой информированности; 3) формирование положительного отношения к соблюдению социально-правовых норм; 4) развитие умений применять полученные знания в процесс социализации. В программу входят такие формы работы, как: мини-лекции (правовое информирование), социально-правовые упражнения, социально-правовые игры (деловая игра, ролевая игра, игра-обсуждение), анализ конкретных социально-правовых ситуаций, мозговой штурм, решение ситуативных правовых задач.
С целью оценки эффективности реализованной программы была проведена повторная диагностика социально-правовой компетентности учащихся 7 и 9 классов. Проведение программы по формированию социально-правовой компетентности с учащимися подросткового возраста оказалось эффективным. Вторичная диагностика показала положительную динамику в уровне правосознания и уровне правовой информированности учащихся 7 и 9 классов. После участия в программе у учащихся 7 и 9 классов повысился уровень правосознания. У них сформировалась система правовых взглядов, представлений, чувств, выражающих их положительное отношение к действующему праву. У учащихся 7 и 9 классов повысился уровень правовой информированности по вопросам административной и уголовной ответственности несовершеннолетних. У них сформировались знания, касающиеся прав детей, отраженных в закон Республики Беларусь «О правах ребенка», прав и обязанностей ученика школы, об административной ответственности; научились определять, какие действия можно отнести к административным нарушениям.
1. Абдуразакова, Д. М. Проектная деятельность как средство формирования правовой компетентности учащихся / Д. М. Абдуразакова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 3. – С. 76–78.
2. Алексеева, Т. Н. Формирование социально-правовой компетентности детей-сирот старшего школьного возраста в интернатных учреждениях : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. Н. Алексеева. – М., 2010. – 25 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М .: Академия, 2003. – 230 с.
4. Белоусова, Е. Л. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования / Е. Л. Белоусова, Н. А. Ложникова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 2. – С. 270–277.
5. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 302 с.
6. Гиенко, Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения : автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. Н. Гиенко. – М., 2009. – 27 с.
7. Донченко, Д. О. Критерии и показатели формирования социально-правовой компетентности подростков в условиях современного учреждения образования / Д. О. Донченко // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А. И. Герцена / Отв. ред. Е.И. Бражник, С. В. Кривых, Н. Н. Суртаева. – СПб. : Изд. -во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. – С. 310-316.
8. Донченко, Д.О . Формирование социально-правовой компетентности несовершеннолетних : метод. рекомендации / Д. О. Донченко. – Минск : РИВШ, 2013. – 36 с.
9. Дубинин, С. Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна их форм девиантного поведения / С. Н. Дубинин // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 5. – С. 98–109.
10. Жигулин, А. А. Концептуализация понятия правовой культуры студентов высшего профессионального образования / А. А. Жигулин // Территория науки. – 2014. – № 1. – С. 16-23.
11. Жуковская, Н. Ю. Правосознание и правовая культура несовершеннолетних : понятие, особенности и психолого-педагогические аспекты формирования / Н. Ю. Жуковская // Правовая культура. – 2017. – № 4. – С. 56-62.
12. Зарипова, Е. И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. И Зарипова. – Омск, 2005. – 26 с.
13. Игумнов, С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С. А. Игумнов. – М .: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 112 с.
14. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 512 с.
15. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология : конспект лекций / Е. Н. Каменская. – Феникс, 2008. – 252 с.
16. Климова, Т. Г. Программа по формированию правовой компетентности подростков / Т. Г. Климова // Социальная психология : вопросы теории и практики : сборник трудов конференции. – Москва, 2019. – С. 304-306.
17. Колесниченко, Т. И. Воспитание правовой культуры подростков с девиантным поведением / Т. И. Колесниченко // Современна высшая школа : инновационный аспект. – 2015. – № 1. – С. 136-144.
18. Крылова, Т. А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска / Т.А. Крылова. – М. : НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.
19. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
20. Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. В. Мартынова, Е .К. Погодина, Д. О. Донченко. – Минск : Национальный институт образования. – 2019. – 192 с.
21. Матюхин, А. Н. Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе / А. Н. Матюхин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 5. – С. 202-205.
22. Михеева, Н. А. Формирование правовой компетентности у детей подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей / Н. А. Михеева // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт : сборник трудов конференции. – Пермь, 2016. – С. 149-151.
23. Мудрик, А. В. Человек в процессе социализации : три ипостаси / А. В. Мудрик // Вестник ПСТГУ. – 2009. – Вып. 3 (14). – С. 7-16.
24. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
25. Никитин, А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / А. В. Никитин. – М. : МПГУ, 2006. – 18 с.
26. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учебное пособие / Л. Я. Олиференко, И. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М. : Академия, 2002. – 364 с.
27. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. 2006. – № 1. – С. 95–99.
28. Поддубная, Т. Н. Программа социально-педагогической поддержки как средство формирования социальной компетентности учащихся современной школы в процессе социально -педагогической деятельности / Т. Н. Поддубная // Наука и школа. – 2010. – № 2. – С. 21–25.
29. Попова, Т. В. Специфика правового просвещения школьников в современных условиях / Т. В. Попова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 2. – С. 197-200.
30. Почтарь, Т. М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Т. М. Почтарь. – М., 2001. – 47 с.
31. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
32. Сафонов, В. Г. Понятие правового нигилизма / В. Г. Сафонов // Государство и право. – 2004. – № 12– С. 65–69.
33. Сикорская, Л. Е. Кризис институтов социализации в современной молодежи / Л. Е. Сикорская // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – Т. 15, № 4. – С. 258-265.
34. Скоморохова, Е. Н. Сущность социально-педагогической поддержки в современной науке / Е. Н. Скоморохова // Молодежь и 21 век. – Курск, 2019. – С. 171–173.
35. Социальная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. С. Торохтий [и др.] ; под общей редакцией В. С. Торохтия. м Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 451 с.
36. Стреляева, В. В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Стреляева. – Москва, 2006. – 26 с.
37. Сушко, В. А. Особенности социализации подростков в Советском Союзе и современной России / В. А. Сушко // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2019. – № 1 (53). – С. 49–59.
38. Терентьева, Е. В. Модели правового образования и воспитания в школе / Е. В. Терентьева // Право в школе. – 2010. – № 3. – С. 52-63.
39. Тхакохов, А. А. О проблеме правового воспитания подростков / А. А. Тхакохов. // Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – С. 685–686.
40. Церковникова, Н. Г. Деформация морально-нравственного самосознания как одна из причин девиантного поведения подростков / Н. Г. Церковникова // Образование и наука. – 2004. – № 5. – С. 61–65.
41. Шунчева, О. В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / О. В. Шунчева // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4 (14). – С. 198–200.
42. Ясюкова, Л. А. Правосознание : диагностика и закономерности развития / Л. А. Ясюкова // Прикладная психология. – 2000. – № 4. – С. 1–13.
43. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Закон Республики Беларусь 31 мая 2003 г. № 200-з [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H10300200.
44. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.bsmu.by/downloads/otdeli/vospitanie/2016/122.pdf.
45. Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. №47 «Об утверждении инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pravo.by/pdf/2004-156/2004-156(026-037).pdf.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики до проведения программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики после проведения программы.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики до проведения программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики после проведения программы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты