Анализ конкурентоспособности продукции и пути ее повышения
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Анализ конкурентоспособности продукции и пути ее повышения»
по дисциплине: «Экономика и управление на предприятии промышленности»
2021
251.00 BYN
Анализ конкурентоспособности продукции и пути ее повышения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экономика и управление на предприятии промышленности
Организация: Красный пищевик, ОАО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Производственная структура предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Планируемый ассортиментный перечень продукции предприятия для расчета потребности сырья и материалов (на экспорт), 2019 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ассортимент и номенклатура продукции на предприятии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Производственная структура предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Планируемый ассортиментный перечень продукции предприятия для расчета потребности сырья и материалов (на экспорт), 2019 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ассортимент и номенклатура продукции на предприятии.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Значение конкурентоспособности предприятия или продукции в современных условиях
1.1 Понятие конкуренции и ее виды
1.2 Понятие конкурентоспособности
1.3 Отличия конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности продукции
1.4 Методики конкурентной оценки кондитерской продукции
1.5 Проблемы в кондитерской отрасли объеденить
2 Анализ и оценка конкурентоспособности ОАО «Красный пищевик»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красный пищевик»
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции по отношению к конкурентам
3 Предложения по повышению экономической эффективности продукции
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха, если не планировать его эффективное развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, о положении на них конкурентов и своей конкурентоспособности.
Конкурентоспособность организации – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности хозяйственной деятельности. Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько она может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
С развитием конкуренции во всех областях жизнедеятельности человека возрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью предприятий. Конкурентоспособность предприятия представляет собой его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
В настоящее время на рынке действует множество фирм, выпускающих схожую продукцию и предпочтение потребителей может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними.
Ухудшение конкурентоспособности предприятия приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, при¬были и рентабельности, снижению экспорта. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправлен¬ной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности продукции.
1 Значение конкурентоспособности предприятия в современных условиях
1.1 Понятие конкуренции и ее виды
Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция.
Конкуренция – это соперничество между организациями на рынке. Само слово переводится с латинского языка как борьба за преимущество в какой-либо сфере взаимоотношений. Термин начал использоваться еще в древнем мире и именно тогда и появились основы экономической конкуренции [1, с. 56].
Сегодня под конкуренцией в экономике подразумевают соперничество предприятий за возможность реализации своих товаров по более выгодным ценам, привлечение большего количества клиентов и соответственно увеличение прибыли.
Конкуренция помогает регулировать производство, рынок товаров и услуг, расширять предложение для клиентов. Из-за того, что основой рынковых отношений между предприятиями является борьба за выживание, то благодаря конкуренции в определенной сфере остаются только лидеры и профессионалы, которые готовы совершенствоваться.
Конкуренция (от лат. concurrere – «сталкиваться») – это борьба независимых друг от друга экономических субъектов рынка за право обладания ограниченными ресурсами [2, с. 55].
Иными словами, это такой процесс взаимодействия выступающих фирм на рынке с целью достижения лучших возможностей сбыта своего товара посредством удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Нет такого способа, с помощью которого можно было бы однозначно определить конкуренцию. Однако можно выделить основную сущностную черту – соперничество в свойствах товарного производства и способах развития. А также конкуренция выступает как стихийный регулятор общественного производства.
Понятие конкуренции многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Конкуренция — это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция — это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства [3, с. 74].
Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
Конкурентные тенденции на развитом рынке, как показывает практика, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. Победителями в конкуренции оказываются и крупные, и мелкие, и сильные, а порой и слабые фирмы. Монополия не вытесняет конкуренцию, поскольку борющиеся между собой фирмы являются весьма разными. Нельзя свести конкуренцию лишь к борьбе сильного против слабого — в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.
В реальности конкуренция имеет более сложную основу. Каждому типу хозяйственных единиц присущи свои особенности: у ведущих мощных монополий — это сила, у мелких фирм — гибкость, у специализированных компаний — приспособленность к особым сегментам и «нишам» рынка, у фирм-новаторов — преимущества первооткрывателей и т.д. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество [4, с. 38].
Для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, конкуренция носит объективно принудительный характер, заставляя их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые товары. Иначе говоря, конкуренция систематически заставляет снижать индивидуальные издержки производства, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.
Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю: внутреннему непосредственному контролю в рамках фирмы и внешнему опосредствованному контролю на рынке со стороны фирм-конкурентов, через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жесткой, но беспристрастной. Беспристрастность и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяется тем, что в конечном счете эту оценку проводит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдает предпочтение товарам того или иного конкурента.
Конкуренция — это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, ибо стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цены, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции [5, с. 23].
Основным негласным законом рынка является борьба фирм за выживание и процветание.
2 Анализ и оценка конкурентоспособности ОАО «Красный пищевик»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красный пищевик»
Открытое акционерное общество «Красный пищевик» – старейшее предприятие кондитерской отрасли промышленности Республики Беларусь. История предприятия начинается с 1870 года, жителем города частным владельцем Гайцин был построен дрожжевой завод. Здание завода было деревянным, работало на нем 40 человек, а производил завод 400 фунтов чистых дрожжей в год.
С 1895 года заводом владели помещики Поплевский и Незабытовский, которые провели реконструкцию предприятия в 1895-1897 годах. За это время было построено кирпичное здание, закуплено оборудование за границей, установлена паровая машина, другие станки и механизмы. По тому времени это было развитое, передовое предприятие.
До того, как в 1917 году завод был передан уездному совнаркому, у него сменилось 5 хозяев. С 1921 по 1924 годы завод не работал и лишь после капремонта в 1925 году завод вновь заработал, открылись квасильный, вальцовый, заторный, мочильный, прессовочный, упаковочный цеха. В 1929-1930 годах проводится реконструкция дрожжевого завода под кондитерскую фабрику «Красный пищевик».
Создавая кондитерскую фабрику, основатели уже в самом названии заложили определенные принципы работы и качества, ведь «красный» означает – красивый, лучший.
С 1931 года начат выпуск пастилы, мармелада, повидла. В 1932 году построен халвичный цех, в 1934 - карамельный, а в 1937 – дражейный. В годы войны предприятие было сожжено, большая часть оборудования вывезена. После освобождения города предприятие было восстановлено и через 5 лет объем выпущенной продукции превысил довоенный.
В последующие годы проводилось расширение и оснащение предприятия новейшей техникой и оборудованием. В 1974 году был построен новый мармеладный цех, в 1987 новый производственный корпус по выпуску зефира, ириса, драже. И во времена СССР, и сегодня «Красный пищевик» был и остается крупнейшим производителем зефирно-мармеладных сладостей в Беларуси и вторым на территории СНГ после московской фабрики «Ударница».
Открытое акционерное общество «Красный пищевик» создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 26 июля 1994 г. № 279 путем преобразования государственного предприятия «Бобруйская кондитерская фабрика «Красный пищевик» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Общество является правопреемником имущественных прав и обязанностей названного государственного предприятия.
ОАО «Красный пищевик» зарегистрировано в качестве юридического лица решением Бобруйского городского исполнительного комитета от 16 августа 1994 года № 73-18. Общество перерегистрировано в Реестре общереспубликанской регистрации за № 29 решением Могилевского областного исполнительного комитета от 29 августа 1996 года № 12-21.
Предприятие является юридическим лицом – коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.
ОАО «Красный пищевик» является предприятием пищевой (кондитерской) отрасли промышленности и входит в состав концерна «Белгоспищепром». Юридический адрес предприятия: город Бобруйск, улица Бахарова, 145
ОАО «Красный пищевик» уже более 130 лет специализируется на производстве кондитерских изделий. Основным предметом деятельности предприятия является производство пастиломармеладных изделий, халвы, ириса, драже, конфет с желейными корпусами, белорусских сладостей (арахиса с пряностями).
В ассортиментную линейку входят более 127 разновидностей, обладающих уникальными вкусовыми качествами, пищевой и биологической ценностью. Производственные мощности позволяют выпускать более 19 тысяч тонн кондитерских изделий в год.
3 Предложения по повышению экономической эффективности продукции
Согласно проведенному анализу в главе 2, можно сделать следующие выводы ОАО «Красный пищевик» показывает более низкий уровень конкурентоспособности у предприятия в сравнении с лидером рынка и незначительное превышение уровня конкурентоспособности с другими конкурентами.
Такая ситуация обусловлена более низким качеством и степень развития коммуникаций, организации продаж и более низкой эффективности развития товарной политики предприятия.
Прежде чем вывести свой товар на рынок, изготовитель должен обеспечить его безопасность, включая и сохранность свойств упакованного продукта. Это является основной функцией упаковки. Чтобы она была соответствующей, функциональной, в первую очередь необходимо определиться с терминами и понятиями, которые установлены в области производства и эксплуатации тары и упаковки.
Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помещенных в нее товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении.
Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования, как с товаром, так и в порожнем виде.
Тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.
На сегодняшний момент ОАО «Красный пищевик» использует для упаковки современные упаковочные материалы.
Упаковка оборудования для транспортировки в термоусадочную пленку – надежный и недорогой способ комплексной защиты от механических повреждений и климатических факторов грузов разного назначения и форм массой от килограмма до нескольких тонн.
Преимущества упаковки оборудования в термоусадочную пленку Dr. Shrink:
а) упаковка сохраняет целостность и герметичность в диапазоне температур от -40 до +500°C при консервации и транспортировке на любые расстояния, без риска порчи, несанкционированных вскрытий, краж;
б) разнообразие типоразмеров пленки (толщина – 150-300 мкм, ширина – 4-15, длина – 15-90 м) дает возможность паковать объекты любых габаритов в единое бесшовное полотно. Такая упаковка оборудования для транспортировки равномерно воспринимает нагрузки, не имеет ослабленных участков, поэтому отличается повышенной прочностью и надежностью;
в) обеспечивает защиту от солнечного света, плесени и грибков.
На ОАО «Красный пищевик» имеется один автомат FP6000 INOX, упаковывающий продукцию в термоусадочную пленку Dr. Shrink.
Он был введен в действие в мае 2016 года и достаточно хорошо зарекомендовал себя. Процесс упаковки на нем происходит с более быстрым темпом и менее трудоемок по сравнению со старыми упаковочными автоматами.
Таким образом, было бы целесообразно закупить еще один упаковочный автомат FP6000 INOX. Стоимость автомата FP6000 INOX составляет 160,37 тыс. руб. При этом, ранее используемые, до внедрения современного упаковочного материала Dr. Shrink, четыре автомата К-477 следует демонтировать, высвободив тем самым площадь в цехе.
При расчете годового экономического эффекта от внедрения данного мероприятия будут попарно сравниваться варианты процесса упаковки четырьмя автоматами К-477, с одной стороны, и двумя автоматами FP6000 INOX, с другой.
1. Акулич, И. Л. Основы маркетинга : учебное пособие / И. Л. Акулич, Е. В. Демченко. – Минск : Вышэйшая школа, 2005. – 236 с.
2. Арай, Ю. Н. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве / Ю. Н. Арай // Российский журнал менеджмента. – 2016. – № 4. – C. 55-78.
3. Артемьева, О.А. Финансовый маркетинг: Теория и практика: учебник / О.А. Артемьева; Под общ. ред. С.В. Карпова. – М.: Юрайт, 2015. – 424 c.
4. Атамалиева, Л. А. Система маркетинговых коммуникаций : учебное пэсобие для вузов / Л. А. Атамалиева, Г. А. Веденин. – Витебск : ВГТУ, 2016. – 166 с.
5. Бабошин, А. В. Конкурентные позиции субъектов предпринимательства в современной теории конкуренции / А. Бабошин // Современная конкуренция. – 2014. – № 2. – С. 23-27.
6. Барабаш, В.В. Реклама и маркетинг / В. В. Барабаш, В.Л. Музыкант – М.: ПАИМС, 2013. – 298 с.
7. Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 219 с.
8. Вышегородский, Д. В. Анализ конкурентоспособности деятельности предприятия / Д. В. Вышегородский // Экономический рост: проблемы, закономерности, перспективы: Сб. III Международной НПК. – 2019. – С. 129-132.
9. Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Габидова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85-87.
10. Диксон, П. Управление маркетингом / П. Диксон. – М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2015. – 520 с.
11. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
12. Евсин, К. С. Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке на основе SWOT-анализа / К. С. Евсин // Современные проблемы и перспективы развития регионов: Сб. НПК. – 2017. – С. 143-145.
13. Жданова, Е. С. Анализ современных методов определения конкурентоспособности предприятий / Е. С. Жданова // Журнал экономических реформ. – 2018. – № 1. – С. 44-49.
14. Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – с. 28-31.
15. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. – 5-е европейское изд. – М.: Вильямс, 2015. – 752 c.
16. Меркулов, И. С. Анализ подходов к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» / И. С. Меркулов // Факторы успеха. – 2017. – № 2. – С. 57-60.
17. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. / Ю.Б. Рубин // Монография. 3-е изд. – М.: Маркет ДС, 2016. - 458 с.
18. Страданченкова, А. А. Применение SWOT-анализа для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия / А. А. Страданченкова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: Сб. Международной НПК. – 2018. – С. 206-208.
19. Сысоева, Е. Типология конкурентных стратегий предприятия / Е. Сысоева // Предпринимательство. – 2016. – № 2. – С. 85-91.
20. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 416 c.
21. Тарелко, В. В. Обоснование коммуникационной и экономической эффективности мероприятий брэндинга / В. В. Тарелко // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2012. – № 2. – С. 4-7.
22. Тимошина, О. С. Экономический анализ конкурентоспособности организации / О. С. Тимошина // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2017. – № 12. – С. 57-66.
23. Фатхутдинов Р.А. Оценка конкурентоспособности / Р.А. Фатхутдинов // Промышленность России. – 2016. – № 3. – С. 62-67.
24. Халилов, М. У. Анализ конкурентоспособности методом многоугольника / М. У. Халилов // Экономика, бизнес, инновации: Сб. Международной НПК. – 2018. – С. 67-69.
25. Купцова, К. В. Методы анализа конкурентоспособности организации / К. В. Купцова // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: Сб. Международной НПК. – 2019. – С. 78-80.
26. Хулей, Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. Пер. с англ. В. Шагоян / Г. Хулей, Д. Сондерс, Н. Пирси. – Днепропетровск: Бизнес-букс, 2015. – 800 с.
27. Цикин, А. М. Анализ методологических подходов к оценке конкурентоспособности на различных уровнях / А. М. Цикин // Экономика. Бизнес. Банки. – 2018. – № 1. – С. 127-137.
28. Александрович, Я. М. Методологические подходы к определению уровня конкурентоспособности продукции / Я. М. Александрович // Экономический бюллетень. – 2016. – №7. – С. 86 – 98.
29. Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый // Маркетинг. - 2017. - № 4. - С. 29 – 34.
30. Бурдукевич, Т.О. Качество начинается со стандарта / Т.О. Бурдукевич // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - №1. - С. 13 - 22.
31. Говорова, Н.А. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики / Н.А. Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – №4. – С. 21 – 30.
32. Горбашко, Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции. учеб. пособие / Е.А. Горбашко. – СПб.: СПбУЭФ, 2015. – 356 с.
33. Дементьева, А.Г. Конкурентоспособность компаний / А.Г. Дементьева // Маркетинг. – 2015. – №3. – С. 33 – 39.
34. Махмутова, Г.Л. Алгоритм определения конкурентоспособности рынка / Г.Л. Махмутова // Маркетинг. – 2016. – №1. – С. 49 – 53.
35. Мишин, Ю.Н. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур / Ю. Н. Мишин. – 2017. – №1. – С. 39 – 45.
36. Печенкин, А. И. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. И. Печенкин // Маркетинг.– 2017. – №2 (51). – С. 23 – 26.
37. Титова, В. А. Маркетинг : учебное пособие / В. А. Титова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 448 с.
38. Черченко, Н. В. Этапы формирования конкурентоспособности национальной экономики / Н. В. Черченко // Вестник БГУ. Сер. 3. – 2016. – №3. – С. 72 – 81.
39. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т. Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2018. - 533 с.
40. Шкардун, В.И. Комплексный метод оценки конкурентоспособности / В.И. Шкардун. – М.: Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2016. – №4. – С. 11 – 19.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Производственная структура предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Планируемый ассортиментный перечень продукции предприятия для расчета потребности сырья и материалов (на экспорт), 2019 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ассортимент и номенклатура продукции на предприятии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Производственная структура предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Планируемый ассортиментный перечень продукции предприятия для расчета потребности сырья и материалов (на экспорт), 2019 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ассортимент и номенклатура продукции на предприятии.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты