Ролевые ожидания и притязания у женщин и мужчин на ранних этапах супружества
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Ролевые ожидания и притязания у женщин и мужчин на ранних этапах супружества»
по дисциплине: «Психология семейных отношений»
2021
251.00 BYN
Ролевые ожидания и притязания у женщин и мужчин на ранних этапах супружества
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология семейных отношений
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» (С.М. Емельянов).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание тренинговой программы для мужчин и женщин на ранних этапах супружества.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ И ПРИТЯЗАНИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН НА РАННИХ ЭТАПАХ СУПРУЖЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие ролевых ожиданий и притязаний супругов в психологии
1.2 Психологические особенности отношений мужчин и женщин на ранних этапах супружества
1.3 Ролевые ожидания и притязания в современных браках
1.4 Психологический тренинг как форма работы с мужчинами и женщинами на ранних этапах супружества
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЖИДАНИЙ И ПРИТЯЗАНИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН НА РАННИХ ЭТАПАХ СУПРУЖЕСТВА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования особенностей ролевых ожиданий и притязаний у мужчин на ранних этапах супружества
2.3 Изучение особенностей ролевых ожиданий и притязаний у женщин на ранних этапах супружества
2.4 Сравнительный анализ особенностей ролевых ожиданий и притязаний у мужчин и женщин на ранних этапах супружества
2.5 Тренинговая программа для мужчин и женщина на ранних этапах супружества
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Трансформация системы ценностных ориентаций, социально-психологической направленности современного социума неизбежно влечет за собой изменения в сфере брачно-семейных отношений и обусловливает преобразование семьи. В условиях глобализации меняется статус современных мужчин и женщин в семье и в повседневной жизни, трансформируется понимание своих прав и обязанностей по отношению друг к другу, к деторождению и родительству. Семейная жизнь сегодня претерпевает противостояние традиционных и современных взглядов на роли мужчины и женщины. В условиях преобразования социума претерпевают изменения стереотипные представления о статусно-ролевой позиции в семье. Традиционная модель семьи, характеризующаяся выстраиванием отношений по принципу доминирования и подчинения, на современном этапе уступает партнерству и равенству между супругами. Неопределенность норм, регулирующих семейные роли, ставит перед современной семьей необходимость выстраивания согласованного ролевого поведения.
Степень разработанности проблемы.
При изучении ролевого поведения супругов выделяются такие проблемы как классификация ролей (Ю.Е. Алёшина, С.В. Ковалев, М.С. Мацковский и др.), особенности ролевых ожиданий в традиционных и эгалитарных семьях (Н.Л. Балич, Е.О. Тарасова, Л.А. Хачатрян и др.), представление о ролевой структуре семьи, динамика ролевых ожиданий в браке, их половые особенности (Т.С. Аверьянова, О.Э. Бакланова, Л.Н. Ожигова, Н. Н. Лупенко, Е.М. Фещенко).
Однако, проблема изучения ролевых ожиданий и притязаний у мужчин и женщин на ранних этапах супружества остается недостаточно освещенной.
Актуальность исследования. Для успешности супружеских отношений важна согласованность о характере и распределении семейных обязанностей. Часто в семьях можно наблюдать смешение различных видов супружеских ролей, которое выступает как несоответствие и может вызвать напряженность. Зачастую установки партнеров, касающиеся различных сферы семейной жизни, носят неадекватный характер, что порождает напряженность в отношениях между супругами. Потому важно достичь ссоответствия ролевых ожиданий ролевым притязаниям супруга. Именно ролевая адекватность партнеров занимает важное место, среди факторов, влияющих на стабильность супружеских отношений.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ И ПРИТЯЗАНИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН НА РАННИХ ЭТАПАХ СУПРУЖЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие ролевых ожиданий и притязаний супругов в психологии
В психологической науке понятие ролевых ожиданий и притязаний рассматривается в контексте таких понятий, как: «семья», «брак», «супружеские отношения».
Семьей принято называть малую социальную группу. Это важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство [32, с. 41].
По определению А.И. Антонова, «семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства-родства, а тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме» [5, с.8].
А.Г. Харчев в своих работах анализировал семью как» исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [50, с.138].
Брак в современном обществе выступает как особый социальный институт, призванный регулировать форму отношений между мужчиной и женщиной, устанавливать из права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям [11]. Такое понимания брака отражает его формальный характере перед обществом.
Супружеские отношения представляют собой отношения между супругами и являются основой функционирования и развития семьи. Супружеская подсистема возникает с момента объединения мужчины и женщины с целью создания семьи. Каждый из них имеет набор тех или иных ценностей, притязаний и ожиданий. Новая система образуется при согласовании, притязаний ценностей и ожиданий обоих супругов, появления чувства принадлежности к семье [17, с. 91].
Важнейшей задачей супружеской подсистемы выступает выработка границ, адекватность которых является важнейшим условием жизнеспособности семейной структуры. По мнению С.И. Голод, «супружеская подсистема имеет важнейшее значение для развития ребенка, так как выступает как модель интимных взаимоотношений, которые проявляются в повседневном взаимодействии. В супружеской подсистеме ребенок наблюдает примеры выражения привязанности и любви, отношения к партнеру, преодолению конфликтов и др.» [12, с. 41].
Супружеские отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак. Он регулируется обычаями, традициями, религией, правовыми нормами. По определению Г. Лагонда, брак – это «легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи» [25, с. 85].
Каждый из супругов в семье выполняет свою роль. Супружеская роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Каждый из супругов принимает свою роль, придерживается при этом норм того общества, в котором живет. При выполнении той или иной супружеской роли человек сначала идентифицирует себя с этой ролью, принимает на себя ответственность по ее реализации. Важно, чтобы не возникало противоречия между актуальными потребностями человека и социальными требованиями, между имеющимися моделями поведения, посредством которых реализуется такое поведение [16, с. 169].
Формирование супружеской роли происходит поэтапною. Сначала у супругов общие представления о браке и семье. Затем он соотносятся с ценностями индивид, их установками и направленностью личности. Далее партнеры пытаются найти возможных брачных партнеров на основе сложившихся представлений. Затем партнёры проверяют свою готовностью к браку, осознают мотивы вступления в брак именно с этим партнером. На следующих этапах образуется супружеская пара [22, с. 114].
В работах П. Хербстона выделены четыре ведущих типа супружества в зависимости от позиций в нем супругов. Рассмотрим их:
1) тип «автономный образец». В такой паре у обоих супругов сложилось различное мировоззрение и взгляды на семью. Так, они придерживаются различных ценностей и убеждений. Как правило, в такой супружеской паре наблюдается совместное принятие только важных решений, но при это супруги ориентированы на различные сферы, имеют потребность в уединении. Из-за того, что у супругов разные характерны, негативное влияние на семью это не оказывает. Они часто идут на обсуждение и компромисс;
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЖИДАНИЙ И ПРИТЯЗАНИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН НА РАННИХ ЭТАПАХ СУПРУЖЕСТВА
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить психологические особенности ролевых ожиданий и притязаний у женщин и мужчин на ранних этапах супружества.
Этапы исследования:
1. На первом этапе проводилось изучение и сравнение ролевых ожиданий и притязаний в браке у мужчин и женщин на ранних этапах супружества.
2. На втором этапе исследовался характер супружеских отношений с позиций мужчин и женщин.
3. На третьем этапе изучалась взаимосвязь ролевых ожиданий и притязаний с характером супружеских отношений у мужчин и женщин на ранних этапах супружества.
База исследования: исследование проводилось на базе учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет» имени Максима Танка. В исследовании приняли участие 30 супружеских пар на ранних этапах супружества (этап медового месяца и этап молодой семьи по Г. Навайтису). Возраст супругов – 22-27 лет.
Гипотеза исследования:
1. Ролевые ожидания и притязания в браке у мужчин и женщин на ранних этапах супружества различны.
2. Чем выше у мужчин и женщин установка на личностную идентификацию с брачным партнером, тем ниже конфликтность в супружеских отношениях.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) [33].
Цель: изучить ролевые ожидания и притязаний в браке в различных сферах семейной жизни.
Опросник содержит по 36 утверждений, а также 7 соответствующих шкал. Обработка полученных результатов осуществляется с помощью ключа. Учитываются следующие критерии:
От 0 до 3 баллов – низкие показатели;
От 4 до 6 баллов – результат говорит о средних показателях;
Высокие баллы-0 т 7 до 9 (Приложение А).
2. Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский) [34].
Цель: изучить характер дисгармонии межличностных отношений в супружеской паре.
Методика позволяет оценить субъективную напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях между супругами.
Испытуемым предлагалось оценить 40 утверждений. В целях нашего исследования мы изменили инструкцию, чтобы выявить характер именно супружеских отношений. Баллы переводятся в стены. Учитываются следующие критерии: от 1 до 3 стенов считаются низкими, 4-7 – средними. -10 – высокими (Приложение Б).
3. Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» (С.М. Емельянов) [44].
Цель: изучить уровень конфликтности супругов, способности к конструктивному взаимодействию в конфликте.
Испытуемым предлагается 15 ситуаций для оценки. Оценивается готовность супругов к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях.
При обработке и интерпретации результатов, высчитывается общая сумма по баллам и определяется среднее значение.
Критерии оценки:
- от 4,5 до 5 баллов - супруг обладает высоким уровнем конструктивного взаимодействия и исключает способность быть конфликтным.
- от 4 до 4,5 баллов – уровень конструктивного взаимодействия выше среднего. В данном случае необходимо пересмотреть позиции поведения.
- от 3 до 4 баллов – уровень конструктивного взаимодействия является средним и вероятность конфликтов с супругом достаточно высока.
До 3 баллов – уровень конструктивного взаимодействия- низкий и вероятность конфликта с супругом (супругой) очень высока (Приложение В).
Методы математико-статистической обработки данных. Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
Применялся U-критерий Манна-Уитни – непараметрический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что ролевые ожидания выступают как показатель личностной готовности передать выполнения обязанностей супруга и степень требования к его поведению. Ролевые притязания – готовность супруга выполнять определенные семейные роли. К ранним этапам супружества относятся: этап медового месяца и этап молодой семьи. На этапе медового месяца супруги стоят перед необходимостью сознать и принять происходящие в их отношениях и чувствах трансформации, установить оптимальную дистанцию с собственными родителями, научиться совместно решать бытовые вопросы с супругом, расставить приоритет в семенных ценностях, согласовать те роли, которые они будут выполнить. На этапе молодой семьи протекают два нормативных кризиса: принятие на себя супружеских ролей, обязательств и рождение ребёнка, принятие на себя родительских обязательств. Они должно адекватно распределить семейные роли, выработать общую позицию. Для современных браков характерна рассогласованность семейных ролей, что может негативно отражаться на межличностных отношениях супругов, появлении конфликтов и агрессии в семье.
Одной из форм работы с мужчинами и женщинами на ранних этапах супружества выступает психологический тренинг, с помощью которого можно оказать помощь в решении семейных проблем. Тренинг может помочь приобрести новый взгляд на свой брак, изменить стереотипы восприятия друг друга, модели поведения, осознать важность определенных качеств характера для построения партнерских отношений. Тренинг предполагает использование игровых методов, упреждений, дискуссий. В тренинге формирования супружеских отношений могут использоваться различные упражнения: на осознание супружеских ролей, повышение семейной адаптации и сплочённости, по разрешению семейных конфликтов.
В ходе эмпирического исследования выявлено, что для мужчин на ранних этапах супружества наиболее важны сексуальные отношения и социальная активность. У них умерена выражена установка на личностную идентификацию с супругой, значимость бытовой организации семьи, наличие моральной и эмоциональной поддержки, ориентация на моду по вопросу внешности. Они демонстрируют пассивную родительскую позицию. Для женщин на ранних этапах супружества наиболее важны личностная идентификация с супругом, наличие моральной и эмоциональной поддержки, социальная активность, внешняя привлекательность. У них умерена выражена значимость сексуальных отношений в супружестве, бытовая организация семьи. У них слабо выражена родительская позиция и ориентация на воспитание детей. Сравнительный анализ показывает, что существуют достоверные различия между мужчинами и женщинами на ранних этапах супружества по ролевым ожиданиям и притязаниям. Для мужчин более важна интимно-сексуальная сфера и социальная активность. Для женщин более важная личностная идентификация с супругов, родительско-воспитательная сфера, эмоционально-терапевтическая функция семьи и внешняя привлекательность.
Установлено, что мужчины в отношениях ощущают субъективное эмоциональное благополучие, стремятся устанавливать доверительные отношения с супругой, ориентированы на сотрудничество, не склонны демонстрировать неприязнь, критику, раздражительность по отношению к партнёру. Женщины в отношениях ощущают субъективное эмоциональное благополучие, стремятся устанавливать доверительные отношения с супругой, стремятся избегать конфликтов с супругом и проявлять компромиссное поведение, не проявляют неприязнь и негативную критику. Выявлены достоверные различия между мужчинами и женщинами на ранних этапах супружества по характеру супружеских отношений. Для мужчин более характерно в супружеских отношениях проявлять конфликтность и агрессию. Для женщин более характерно чрезмерно сосредотачиваться на мыслях об отношениях, проявлять повышенную озабоченность ими, что влечет беспокойство и дискомфорт, напряженность.
Выявлено, что уровень готовности к конструктивному взаимодействию у женщин несколько выше, чем у мужчин. Однако, достоверных различий между группой мужчин и группой женщин по уровню готовности к конструктивному взаимодействию не установлено. Гипотеза исследования о том, что ролевые ожидания и притязания в браке у мужчин и женщин на ранних этапах супружества различны, подтвердилась.
В результате корреляционного анализа установлено, что чем выше значимость сексуальных отношений в супружестве, тем ниже напряженность между супругами. Чем выше установка на личностную идентификацию с брачным партнером, тем ниже конфликтность в супружеских отношениях и выше готовность к конструктивному взаимодействию. Чем выше установка на рождение и воспитание ребенка в семье, тем выше ниже агрессия по отношению к партнеру, раздражительность и стремление доминировать. Чем выше ценность внесемейных интересов, социальной активности, тем выше стремление дистанцироваться от супружеских отношений и напряженность между супругами. Чем выше значимость взаимной моральной и эмоциональной поддержки, тем ниже напряженность между супругами и готовность к конструктивному взаимодействию в конфликтной ситуации.
1. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спецпрактикум по социальной психологии / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. – M.: Изд-во МГУ, 1987. – 120 с.
2. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Психология семьи: хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2007. – С. 54–65.
3. Андреева, Т. В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 436 с.
4. Андреева, Т. В. Социально-психологические проблемы стабильности и успешности брачно-семейных отношений / Т.В. Андреева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2009. – Вып. 1. – С. 129–140.
5. Антонов, А. И. Анализ демографической ситуации и демографической политики в России и в мире / А.И. Антонов // Демографические исследования: сб. ст. / под ред. А. И. Антонова. – М.: Изд-во КДУ, 2009. – С. 3–8.
6. Бакланова, О. Э. Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных брачно-семейных отношений: автореф. дис. … канд. психол. наук / О.Э. Бакланова. – СПб., 2012. – 25 с.
7. Баранова, Е.В. Особенности и проблемы современной семьи / Е.В. Баранова // Психологический журнал. – 2011. – № 2. – С. 9-16.
8. Волкова, А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова. – 1985. – № 5. – С. 110-116.
9. Волкова, А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: дис.... канд. психол. наук / А.Н. Волкова. – М.: МПГУ, 1999. – 236 с.
10. Гагай, В.В. Ролевая структура семьи как фактор удовлетворенности браком / В.В. Гагай, А.В. Ефремова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №3. – С. 1-10.
11. Гнусина, А.В. Особенности ролевых ожиданий и притязаний будущих супругов (по результатам исследования) / А.В. Гнусина // International Scientific Review. Гнусина Анна Владимировна Особенности ролевых ожиданий и притязаний будущих супругов (по результатам исследования) // International scientific review. – 2016. – №1 (11). – С. 154-157.
12. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ Учебное пособие в рамках программы Высшее образование / С.И. Голод. – СПб.: Петрополис, 1998. – 272 с.
13. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: КСП, 2007. – 356 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 208 с.
15. Евграфова, Ю. А. Ролевая структура в молодой супружеской паре / Ю.А. Евграфова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. –2019. – Т. 9. Вып. 4. – С. 411–423.
16. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. – Самара: Изд-во СИОКПП, 2001. – 122 с.
17. Кипнис, М. Тренинг семейных отношений: Супружество / М. Кипнис. – Москва : Ось-89, 2006. – 176 с.
18. Клецина, И. С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений / И.С. Клецина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2011. – Т. 5. Психология. – № 4. – С. 107–119.
19. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – М.: Мысль, 1988. – 420 с.
20. Коваленко, А.В. Исследование семьи с точки зрения системного подхода / А.В. Коваленко // Дискуссия. – 2012. – № 12 (30). – С. 19–24.
21. Колпакова, А.В. Готовность к изменениям, ролевые предпочтения и психологический комфорт в современных молодых семьях в первый год после заключения брака / А.В. Колпакова, Е.В. Литягина // Вестник науки и образования. – 2018. – № 8 (44). – C. 94-99.
22. Котельникова, Ю.С. Психологическая характеристика нормативных кризисов супружеских отношений в молодой семье / Ю.С. Котельникова Наука и образование сегодня. – 2018. – № 4. – С. 112–116.
23. Кратохвил, С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвил. – М., 1991. – С. 293–298.
24. Кришталь, В.В. Сексуальная гармония супружеской пары / Кришталь В.В., Андрух Г.П. – Харьков: НПФ «Велес», 1996. – 160 с.
25. Лагонда, Г. В. Системы брачных экспектаций как основа супружеской роли / Г.В. Лагонда // Психология. – 2008. − № 1. − С. 14–24.
26. Левкович, В. П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В.П. Левкович, О.Э. Зуськова // Психологический журнал. – 1985. – Т. 6 (3). – С. 126–137.
27. Лидерс, А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи / А.Г. Лидерс. – Москва–Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2004. – 296 с.
28. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман; пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 450 с.
29. Москаева, Л.Л. Согласованность семейных ценностей в молодых семьях как фактор психосоматического благополучия ребенка / Л.Л. Москаева // Сибирский Вестник Специального образования. – 2015. – № 2 (15). – С. 76-79.
30. Навайтис, Г. Семья и психология / Г. Навайтис. – Калининград: Полиграфическое объединение, 1996. – 135 с.
31. Обозов, Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения / Н.Н. Обозов // Психология межличностных отношений. – Киев, 2006. – 330 с.
32. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
33. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) // Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – С. 412-416.
34. Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» // Диагностика межличностных отношений / С.В. Духновский. – СПб.: Речь, 2010. – С. 45-50.
35. Паславская, Е.П. Особенности ролевых ожиданий и притязаний супругов на разных этапах жизненного цикла семьи / Е.П. Паславскач // Психология глазами студентов: материалы X ежегодной науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов фак. филос. и соц. наук / под ред. Ю.Г. Фроловой. – Минск: БГУ, 2013. – C. 19-20.
36. Паршина, В.В. Профилактика разводов в молодых семьях / В.В. Паршина // Актуальные проблемы гуманитарных и етсественных наук. – 2016. - № 2. – С. 175-177.
37. Петрякова, О.Л. Семейный образ жизни в системе ценностей поколений / О.Л. Петрякова // Социальная педагогика. – 2013. – № 6. – С. 72–75.
38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
39. Романова, Е.С. Супружеские ожидания и притязания в молодой семье / Е.С. Романова // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 6. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: ttp://psychology.snauka.ru/2014/06/3297/
40. Ральникова, И. А. Социально-психологический тренинг / И. А. Ральникова. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 43 с.
41. Сафина, Н.Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи. Автореф. дис. канд. психол. Наук / Н.Х. Сафина. – Казань, 2004. – 146 с.
42. Смирнова, Н.В. Удовлетворенность браком и ролевое взаимодействие супругов в современной белорусской семье / Под ред. Е.Е. Сапоговой // Изв. Тул. гос. ун-та, Сер. Психология. – Тула, 2005. – Вып. 5. – С.122–129.
43. Сысенко, В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия / В.А. Сысенко. – М., 2012. – 210 с.
44. Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» (С.М. Емельянов) // Практикум о конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2009. – С. 201-204.
45. Технологии психологической помощи семье: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. И. А. Хоменко. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 299 с.
46. Торохтий, В. В. Психология социальной работы с семьей / В.В. Торохтий. – М., 1996. – С. 195–210.
47. Трапезникова, Т.М. Этика и психология семейных отношений / Т.М. Трапезникова. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. – 80 с.
48. Узлов, Н.Д. Психологическое благополучие в браке на этапах молодого и среднего супружества / Н.Д.Узлов // Личность, семья, общество: вопросы современной психологии: матер. Междунар. заочной научно-практ. конференции 30 января 2011 г. – Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011. – С.40-46.
49. Фещенко, Е.М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи / Е.М. Фещенко // Вестник БГУ, 2012. – № 1 (2). – С. 172-175.
50. Харчев, А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. – М.: ЦСП, 2003. – 342 с.
51. Шапарь, В.Б. Тренинг формирования супружеских отношений / В.Б.Шапарь. – М.: Феникс, 2006. – 176 с.
52. Шибутани, Т. Социальная психология / Пер. с англ. Т. Шибутани. – М.: Прогресс, 1969. – 535 с.
53. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 512 с.
54. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2013. – 656 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» (С.М. Емельянов).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание тренинговой программы для мужчин и женщин на ранних этапах супружества.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты