ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
1.2 Особенности эмоционального развития личности детей дошкольного возраста
1.3 Детско-родительские отношения как фактор эмоционального развития личности дошкольников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Результаты исследования детско-родительских отношений
2.3 Результаты исследования эмоционального развития дошкольников
2.4 Результаты исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.5 Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Личностное развитие ребенка во многом зависит от характера общения со взрослым, стиля детско-родительских отношений. От того, насколько потребность ребенка во взаимодействии с другими людьми, как складываются детско-родительские отношения, насколько они гармоничные, благоприятные, будет зависеть не только развитие черт характера, личностных качеств, самооценка, мироощущение ребенка, но и все его дальнейшие отношения с другими людьми, и со сверстниками, и с окружающими его взрослыми.
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия.
Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик психического развития детей. Зарубежными и отечественными учеными признается тот факт, что сензитивные периоды появления эмоциональных новообразований приходятся главным образом на дошкольное детство. Изучение закономерностей эмоционального развития позволяет решать многие теоретические и прикладные задачи педагогической психологии и психологии детства.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и проведение исследования
С целью выявления взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального развития детей дошкольного возраста нами проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального развития детей дошкольного возраста с помощью тестирования;
3) обработка и анализ данных, интерпретация полученных результатов, разработка программы тренинговых занятий по развитию рефлексии.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №1 г. Минска» и ГУО «Ясли-сад №25 г. Минска». В исследовании приняли участие 60 детей в возрасте 5-6 лет (30 мальчиков и 30 девочек) и их родителей (60 матерей).
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга).
Цель: изучение стилей родительского отношения.
Методику можно использовать для матерей детей в возрасте от 3 до 10 лет. Опросник состоит из 61 вопроса, на которые можно ответить согласием или несогласием.
Шкалы методики:
Принятие / отвержение ребенка – отражает общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация – отражает стремление родителей к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз – отражает стремление родителей к эмоциональному и телесному единению с ребенком или, наоборот, стремление сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
Контроль – шкала характеризует то, как родители контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
Отношение к неудачам ребенка - показывает, как родители относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
2. Модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е.И. Изотова).
Цель: изучение уровня понимания эмоциональных состояний другого человека.
С помощью данной методики можно определить, способен ли ребенок самостоятельно определить эмоциональное состояние, изображенное на картинке, оттенки настроения.
Стимульный материал включает 6 картинок, на которых изображены дети и взрослые с ярко выраженными эмоциональными состояниями, такими как радость, горе, обида, гнев, страх, сочувствие.
Исследование осуществляется в два этапа.
На первом этапе детям предлагается рассмотреть картинки с изображением детей и взрослых, ответить вопросы: «Как чувствуют себя люди, представленные на картинке? Как вы догадались? Есть ли у вас такое чувство? Когда?».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме взаимосвязи детско-родительских отношений с эмоциональным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие ребенка представляет собой одну из важнейших составляющих формирующейся личности. Ключевые новообразования эмоциональной сферы старшего дошкольника появляются в результате прогрессивных закономерных изменений, происходящих в рамках восприятия, распознания, определения и вербального обозначения эмоций. Эмоциональная сфера формируется в семье при непосредственном взаимодействии с родителями и ближайшим окружением. Ее становление и развитие зависит от эмоциональных условий, которые обеспечивает ребенку семейная система. Эмоциональное благополучие ребенка обеспечивается организацией благоприятной комфортной среды. В таких условиях ребенок приобретает уникальный индивидуальный жизненный опыт.
В результате исследования детско-родительских отношения было выявлено, что родители по отношению к девочкам дошкольного возраста проявляют высокий уровень принятия, высокий уровень кооперации, высокий уровень симбиоза, средний уровень контроля, понимающее отношение к неудачам, а к мальчикам – средний уровень принятия, средний уровень кооперации, низкий уровень симбиоза, высокий уровень контроля, негативное отношение к неудачам. Сравнительный анализ показал, что родители проявляют различное отношение к детям дошкольного возраста в зависимости от пола. По отношению к девочкам родители чаще проявляют принятие, кооперацию и симбиоз. По отношению к мальчикам родители чаще демонстрируют негативное отношение к их неудачам контроль и осуществляют контроль.
Установлено, что большая часть девочек обладает средним уровнем понимания эмоционального состояния других людей – они всегда верно воспринимают понимают эмоциональные состояния, с помощью взрослого определяют и воспроизводят выражения эмоций различной модальности. Для большей части мальчиков дошкольного возраста характерен низкий уровень понимания эмоционального состояния других людей. Уровень понимания эмоционального состояния других людей выше у девочек, чем у мальчиков.
1. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М. : Книголюб, 2010. – 158 с.
2. Егорова, М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения / М.В. Егорова. – Волгоград : Учитель. –2012, – 67 с.
3. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика : учебное пособие / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – Москва : Академия, 2004. – 288 с.
4. Тест детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С. 19-28.
5. Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга) Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 1996. – С. 185-189.