2.1. Жанры современной визуальной культуры: кинематограф, фотография и перформанс
Список использованных источников
2.1. Жанры современной визуальной культуры: кинематограф, фотография и перформанс
Кинематография – это отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Происхождение указывает на две основные составляющие кинематографии: фотография (фиксация световых лучей) и движение (динамика визуальных образов). Принцип фотографии связывает кино с живописной традицией, то есть связывает кино с идеей искусства. «Кинофильм» исходит из ярмарок прогулок, иллюзий, то есть традиций массового развлекательного шоу. На момент зарождения кино литература, театр и живопись стали первыми основами нового искусства. Название заимствовано от одноименного устройства, изобретенного братьями Люмьер и заложившего основы коммерческого использования технологий. Кинематография была изобретена в конце XIX века и стала чрезвычайно популярной в XX веке [3, с. 206].
В понятие кинематография входят:
1. Киноискусство – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью движущихся изображений.
2. Киноиндустрия – отрасль экономики, которая производит фильмы, спецэффекты для фильмов, анимацию и демонстрирует эти произведения публике.
Кинематография занимает значительную часть современной культуры многих стран. Во многих странах киноиндустрия является важным сектором экономики. Производство фильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в виде видеокассет и видеодисков, а с появлением высокоскоростного Интернета появилась возможность скачивать фильмы в виде видеофайлов на специализированных сайтах или через сети, а также при просмотре в Интернете (что может нарушить авторские права на фильм) [6, с. 12-13].
Литература дала кинематографии, построение сюжета фильма, т.е. сценарий, подтолкнувший кинематограф к перспективному видению человека или события (принцип перспективного видения), принципу редактирования.
Разница между кино и литературой заключается в следующем: образы в литературе умозрительны, а в кино – визуальные.
Театр дал кинематографический опыт построения трехмерных декораций, систему и методологию распределения актеров в постановке определенной мизансцены, метод отбора актеров на роли.
Картина дает кинематографическую композицию / обрамление, организацию цветовой гаммы.
Кинематография включает в себя драматические, языковые, музыкальные, изобразительные и пластические элементы, актерское мастерство. Кинематография не дублирует и не заменяет театр, литературу, музыку или живопись, а обрабатывает их опыт в соответствии с особенностями экранного творчества. Появление новых технических средств аудиовизуальной коммуникации не приводит к вытеснению и смерти кино, но расширяет сферу художественного творчества, а также открывает новые возможности [3, с. 207-208].
Кинофильмы принято делить на художественные и документальные. На первом показаны события, сыгранные актерами, на втором – снятые в реальной жизни. Однако это разделение часто критиковали за то, что есть документальные фильмы, в которых реальные события реконструируются актерами. В связи с тем, что актеры часто снимаются в фильмах, признанных документальными, в документальных фильмах часто проводят различие между полностью научно-популярными фильмами и фильмами с элементами художественной литературы, но воссоздающими реальные события. При этом следует различать документальные фильмы и исторические художественные фильмы. Среди теоретических и художественных концепций, которые особенно повлияли на развитие кинематографической эстетики и киноискусства во второй половине ХХ – начале ХХI века, можно выделить: концепцию «тотального реализма» (А. Базин); концепция так называемого «фотографического» или «феноменологического» реализма (3. Кракауэр); концепция «визуального кино» (П. Гринуэй); концепция кино как «недостаточно воплощенной» общественной жизни [6, с. 16-17].
1. Захарова, Е.В. Хеппенинг, перформанс, энвайромент становление новой концепции искусства второй половины XX века / Е.В. Захарова // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 4. – С. 21-25.
2. Кривцова, Ю.В. Концепт перформанса: действие, действенность и действительность современного искусства / Ю.В. Кривцова // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 4. – С. 78-83.
3. Куделина, Е.А. Новые тенденции в современном кинематографе / Е.А. Куделина // Власть. – 2017. – № 8. – С. 206-208.
4. Лавринова, Н.Н. Фотография в современном культурном пространстве / Н.Н. Лавринова / Н.Н. Лавринова // Colloquium-journal. – 2019. – № 22. – С. 28-30.
5. Савчук, В.В. Ресурс фотодокументации в цифровую эпоху / В.В. Савчук // Вестник СПбГУ. – 2014. – №4. – С. 128-135.
6. Чичина, Е.А. Современный отечественный кинематограф: новая идентичность / Е.А. Чичина // Известия вузов.