ВВЕДЕНИЕ
Важная цель, которую ставит перед собой современный вуз, состоит в подготовке выпускника, который способен к самостоятельному поиску знаний и приобретению умений, регулировать собственную образовательную и впоследствии свою профессиональную деятельность. Формирование учебно-профессиональной мотивации, определяющей успешность обучения в вузе, является одной из задач психолого-педагогического сопровождения, создающего эффективную для адаптации к учебной деятельности среду и благоприятные условия для становления профессионала в вузе.
Обращение к проблемам мотивации представляется необходимым для выявления специфики различных мотивационных компонентов в сознании нынешнего поколения студенческой молодежи и, как следствие, - выработки эффективных в современных условиях механизмов управления формированием профессиональной мотивации и профессиональным становлением молодежи.
В условиях современного «мотивационного кризиса» необходимо сосредоточить внимание на поиске той социальной технологии, которая позволила бы максимально раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал работника, повысить производительность труда, снизить социальную напряженность, согласовать личные интересы работающих с интересами общества. Теоретически значимым и практически востребованным становится рассмотрение всего спектра факторов формирования мотивации профессиональной деятельности, управление которым позволило бы повысить качество профессионального труда молодых специалистов.
Вместе с тем, учебная деятельность современных студентов все чаще приобретает формальный характер, становится больше ориентирована не на получение новых знаний, а на успешную сдачу сессии любыми средствами. При этом у некоторых студентов наблюдается отсутствие творческого подхода, желания работать с дополнительной литературой, самостоятельная постановка учебных целей, самоконтроль, желание проходить практику и стажировку в реальных условиях и т. д. В то же время, при постановке учебных целей студент должен проявить гораздо больше самостоятельности, умения правильно организовать работу, учитывать и распределять время. Это требует от него внутреннего побуждения к учебно-профессиональной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблеме формирования профессиональной мотивации посвящены труды отечественных (В.Г. Асеев, И.А. Васильев, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, В.И. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон и другие) и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, К. Замфир, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, К. Левин, Х. Хенхаузен и другие.
Феномен карьерных ориентаций исследовали такие зарубежные психологи как Э. Шейн, Д. Сьюпер, Дж. Бахубер, Д. МакКлелланд и др.
Проблему карьерных ориентаций в студенчестве изучали О.А. Баинова, О.Л. Бегичева, Н.Н. Доронина, У.Г. Егорова, А.А. Жданович, Т.Х. Невструева, И.А. Панкратова, В.И. Рерке, А.В. Халудорова и др. Перечисленные ученые рассматривали карьерные ориентации как важнейшую основу успешной профессиональной деятельности.
Однако, анализ литературы показал, что проблема изучения динамики формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности у студентов-будущих психологов в современной психологии является недостаточно освещенной.
Актуальность темы исследования. Учебно-профессиональная мотивация деятельности студентов относится к числу профессионально важных личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста. Для оптимизации учебно-профессионального процесса и совершенствования системы профессиональной ориентации необходимо изучение мотивов профессионального выбора, а вместе с тем и формирование самой профессиональной мотивации, так как эффективное развитие профессиональной образованности личности возможно только при высоком уровне ее сформированности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1 Проблема мотивации профессиональной деятельности в психолого-педагогической литературе
В психологической науке существуют различные взгляды на понимание понятия мотивации профессиональной деятельности. Мотивацию принято отождествлять с внутренним побуждением, с регуляцией деятельности, содержащей в себе потребности и мотивы, интересы, ценностные ориентации и притязания, оценки и удовлетворенности, то есть с тем, что характеризует значимость чего-либо для индивида и направляет его деятельность в соответствии с этим.
В западной психологии существуют различные теории, рассматривающие сущность и факторы мотивации в профессиональной деятельности. В зарубежной психологии все концепции мотивации профессиональной деятельности подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные теории основаны на положении о том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые активизируют деятельность субъекта (А. Маслоу, Д.М. Клелланд, Ф. Герцберг). В процессуальных теориях мотивации поведение субъекта рассматривается не только как отражение его потребностей, но и как процесс внешнего стимулирования (теории ожидания, теории справедливости и модель мотивации Портера – Лоулера).
В зарубежной психологии также отсутствует единство в определении понятия «мотив». Представители фрейдизма и бихевиоризма утверждают, что индивид стремится к уравновешиванию своего взаимодействия с чужой социальной средой (напряжение). Устранение этого напряжения, восстановление уравновешенного состояния является целью всего поведения человека [43, с. 12].
Представители другого направления (А. Маслоу и Г. Олпорт) настаивают на модели непрерывного становления, развития и совершенствования личности. Поиск постоянного напряжения, для них, является характерной чертой личности. Именно это напряжение и движет поведением человека [4, с. 52]. Немецкий психолог Х. Хекхаузен, который занимался проблемой мотивов и мотивацией под «мотивом» понимал потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. Все эти термины, по его мнению, указывают на «меняющуюся» направленность действия на определенные направленные состояния, которые всегда содержат в себе ценностный компонент, который субъект стремится достичь [11, с. 80].
Большой вклад в изучение проблемы мотивации обучения внесло А.К. Маркова. По определению автора, «учебный мотив определяет, как направленность учащегося на отдельные стороны учебной деятельности, которая связана с внутренним отношением учащегося к ней. Можно выделить две группы психологических критериев учебных мотивов: содержательные и динамические. Содержательные характеристики мотива тесно связаны с характером учебной деятельности и представлены: осознанностью, самостоятельностью возникновения или проявления, обобщенностью, действенностью, доминированием в структуре мотивации, степенью распространения на несколько учебных предметов. Динамические характеристики мотива связаны с психофизиологическими особенностями учащихся, к которым относятся: устойчивость мотива, его сила и выраженность, эмоциональная окраска, быстрота возникновения» [28, с. 14].
Учебная мотивация является частью мотивационной сферы, которая формируется на определенном возрастном этапе и связана с определенными целями в жизни. По определению А.А. Реана, «мотивационная сфера личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности» [20, с. 72].
Учебная деятельность всегда побуждается определёнными мотивами. Так, М.В. Матюхина выделяет три вида мотивов в зависимости от источников учебной мотивации:
– внутренние – познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям);
– внешние – определяются условиями жизнедеятельности учащегося, к которой относятся требования, ожидания и возможности;
– личные – интересы, потребности, установки и иные источники, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности [29, с. 48].
Е.И. Ильин предлагает похожую классификацию мотивов:
– «социальные мотивы, которые заключаются в осознании социальной значимости учения, понимании личностно-развивающего значения учения, потребности в развитии мировоззрения;
– познавательные мотивы, представленные интересом к получению знаний, любознательностью, стремлением к развитию познавательных способностей, получением удовольствия от интеллектуальной деятельности;
– личностные мотивы, которые характеризуются чувством самоуважения, стремлением обладать авторитетом среди сверстников, подражанием референтной группе» [21, с. 96].
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1 Организация и проведение исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить уровень сформированности мотивации профессиональной деятельности студентов 1-4 курсов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление уровня сформированности мотивации профессиональной деятельности студентов 1-4 курсов с помощью тестирования;
3) обработка и анализ данных, интерпретация полученных результатов, разработка методических рекомендаций для преподавателей учреждения высшего образования по формированию мотивации профессиональной деятельности студентов.
База исследования: В исследовании приняли участие 100 студентов ГУ «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». Выборку исследования составили 4 группы:
- 25 студентов 1 курса в возрасте 17-18 лет;
- 25 студентов 2 курса в возрасте 18-19 лет;
- 25 студентов 3 курса в возрасте 19-20 лет;
- 25 студентов 4 курса в возрасте 20-21 год.
Гипотеза исследования: существует динамика формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности у студентов-будущих психологов.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна [20].
Цель: выявление карьерных ориентаций, преобладающей ориентации в выборе карьеры, предпочтения личности в выборе профессионального пути.
С помощью методики можно выявить 8 основных карьерных ориентаций или «якорей»:
1. Профессиональная компетентность – стремление реализовать свои компетенции на работе, стать профессионалом. Особенно цениться возможность профессионального роста
2. Менеджмент – ориентация на то, чтобы руководит другими людьми, занимать высокую должность, управлять процессами труда.
3. Автономия – выраженная ориентация на самостоятельность, индивидуальную работу, делать по-своему.
4. Стабильность – стремление утвердиться на одном месте работы, во втором случае – в одном месте проживания. Здесь важнее чувство безопасности для человека.
5. Служение – ценность работы с другими людьми, желание быть полезным, помогать окружающим.
6. Вызов – стремление к победе, ориентация на конкуренцию, на выигрыш благодаря своим усилиям.
7. Интеграция стилей жизни отражает стремление к тому, чтобы совместить несколько сфер своей жизни. Нет четкого желания посвятить себя только работе. Высока ценность сбалансированности сфер деятельности.
8. Предпринимательство – ориентация на инновации, готовность к риску, стремление к своему делу, установка на повышение материального состояния,
Опросник включает 41 утверждение. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение по степени согласия с каждым из них по 10-балльной шкале. Обработка методики осуществляется по ключу методики.
2. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана [20].
Цель: диагностика мотивации профессиональной деятельности. С помощью методики можно выявить внутренние и внешние (положительные и отрицательные) мотивы профессиональной деятельности.
Шкалы методики:
– внутренние мотивы – когда для личности имеет значение деятельность сама по себе;
– внешние мотивы – когда в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.).
Опросник состоит из 7 утверждений, которые необходимо оценить по степени значимости по 5-балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
Критерии оценки: 4-5 – высокие показатели, 3-4 – средние показатели, 1-2- низкие показатели.
Методы математико-статистической обработки данных.
Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
Для оценки достоверности различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни – непараметрический критерий, предназначенный для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определены сущность и содержание мотивации профессиональной деятельности студентов. В современной психологии все концепции мотивации профессиональной деятельности подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные теории основаны на положении о том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые активизируют деятельность субъекта. В процессуальных теориях мотивации поведение субъекта рассматривается не только как отражение его потребностей, но и как процесс внешнего стимулирования. Учебно-профессиональная мотивация представляет собой средство побуждения учащегося к познавательной деятельности, осознанному, самостоятельному и активному освоению знаний, получению профессиональных компетенций. Мотивация к обучению может быть внутренней и внешней. На учебно-профессиональную мотивацию оказывают влияние различные факторы мотивации, которые могут быть внутренними (условия среды, связанные с особенностями функционирования учебных заведений, предприятий и организаций, где проходит трудовая деятельность) и внутренними (характеристики субъекта труда, составляющие мотивационной сферы, стремление к самореализации, творческая направленность).
Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования мотивации профессиональной деятельности у студентов. Особенность учебной мотивации в студенческом возрасте заключается в том, что она изменяется в зависимости от курса обучения. На каждом курсе происходит динамика тех или иных аспектов у учебно-профессиональной деятельности, что связано спецификой обучения, наличием кризисов, особенности студентов разных специальностей. После прохождения практики возможно как снижение интереса к будущей деятельности, так и его повышение. Важнейшей составляющей успешности учебной и в дальнейшем профессиональной деятельности, а также удовлетворенности профессией и положительного отношения к ней является высокая мотивация учения.
Выявлены психолого-педагогические условия, способствующие формированию мотивации профессиональной деятельности студентов. Пути формирования профессиональной мотивации у студентов связаны с созданием ряда психолого-педагогической условий в условиях вуза. Педагогические условия: реализация контекстного и проблемного обучения, акцент на практическое обучение за счет ознакомительных и производственных практик. Психологические условия: проведение психологических тренингов, формирования профессиональной направленности личности, осознанности профессионального выбора, внутренних мотивов профессиональной деятельности.
Изучен уровень сформированности мотивации профессиональной деятельности студентов 1-4 куров. Преобладающими карьерными ориентациями студентов-будущих психологов 1 курса являются: вызов, автономия, интеграция стилей жизни. У студентов-будущих психологов 1 курса на высоком уровне выражена внешняя отрицательная мотивация профессиональной деятельности, которая представлена преимущественно такими мотивами как стремление избежать критики и стремление избежать наказаний. Особенностями учебно-профессиональной мотивации студентов-будущих психологов 1 курса является то, что с повышением потребности в достижении социального престижа и уважения со стороны других, растет ориентация на конкуренцию и преодоление препятствий. С повышением стремление избежать критики, растет ориентация на освобождение от организационных правил. С повышением стремления к продвижению по работе, снижается ориентация на ценности общества, стремление приносить пользу обществу.
Преобладающими карьерными ориентациями студентов-будущих психологов 2 курса являются: служение, профессиональная компетентность, автономия. У студентов-будущих психологов 2 курса преобладает внешняя отрицательная мотивация, на первый план выступает стремление избежать критики со стороны других людей и стремление избежать наказаний.
Доминирующими карьерными ориентациями студентов-будущих психологов 3 курса являются: служение, профессиональная компетентность, автономия. У студентов-будущих психологов 3 курса преобладает внешняя положительная мотивация, на первый план выступает стремление к продвижению по службе, стремление избежать наказаний и удовлетворение от процесса работы.
Преобладающими карьерными ориентациями студентов-будущих психологов 4 курса являются: профессиональная компетентность и служение. У студентов-будущих психологов 4 курса преобладает внутренняя мотивация профессиональной деятельности, в основе которой лежат аспекты изнутри личностного «Я» и полностью находятся внутри самого поведения. На первый план выступает удовлетворение от самого процесса и результата работы и возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.
Установлена динамика в формировании мотивации учебно-профессиональной деятельности у студентов-будущих психологов. Карьерная ориентация «профессиональная компетентность» повышается от первого ко второму курсу, затем н 3 курсе заметно снижается и снова повышается на 4 курсе. Показатели карьерной ориентации «менеджмент» выше всего на 1 курсе. Они снижаются ко второму курсу, к третьему курсу, и несколько повышаются на четвертом курсе. Карьерная ориентация «автономия» более выражен на 1 курсе и постепенно снижается от первого к четвертому курсу. Стабильность работы повышается от первого ко второму курсу, снижается к третьему курсу и повышается к четвёртому курсу. Стабильность места жительства снижается с 1 курса ко второму, затем повышается 3 третьему и к 4 курсу. Ориентация на служение повышается с первого ко второму курсу, затем снижается на третьем курсе и заметно повышается, достигая своего пика на 4 курсе. Карьерная ориентация «вызов» наиболее ярко выражена на 1 курсе. Она снижается на 2, 3 и 4 курсе. Интеграция стилей жизни повышается, начиная с первого курса на протяжении всего обучения в вузе. Ориентация на предпринимательство снижается ко второму курсу, затем повышается на третьем и достигает своего пика на 4 куре обучения в вузе.
1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. – М. : Просвещение, 2006. – 319 с.
2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Мысль, 2005. – 311 с.
4. Бугрименко, А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза / А. Г. Бугрименко // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 4 . – 51–60.
5. Вайсман, Р. С. Развитие мотивационной сферы человека в старшем возрасте: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Р. С. Вайсман; Рос. акад. Наук. – М., 2013. – 119 с.
6. Вартанова, И. И. Изучение личности подростков в учебной деятельности / И. И. Вартанова // Вопросы психологии. – № 4. – 2010. – С. 32-37.
7. Васильева, Е. В. Динамика и характер учебной мотивации студентов медицинского вуза на разных этапах обучения / Е. В. Васильева, М. И. Томилова // Экология человека. – 2007. – № 2. – С. 34–39.
8. Ведута О.В. Формирование учебной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля: методическое пособие Тюмень: Изд-во «Титул». 2011. 76 с.
9. Виштак, О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов / О. В. Виштак // Социс. – 2003. – № 2. – С. 135–138.
10. Воробьева М.В. Развитие профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в туристском вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. –Сходня, 2010. –24 с.
11. Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С Развитие профессиональной карьерной мотивации у студентов педагогического вуза // Вестник магистратуры. 2014. № 3-1(30). С.80-82.
12. Герасимова, А. С. Психолого-педагогические условия становления и развития учебной мотивации студентов / А. С. Герасимова // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 4. – С. 224–230.
13. Горбушина, А. В. Структура мотивации профессиональной деятельности : метасистемный подход / А. В. Горбушина // Вестник Вятского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 138-140.
14. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2006. 333 с.
15. Грекова, В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация : основные теории и подходы / В. А. Грекова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2010. – № 6–3. – С. 46–52.
16. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 82-86.
17. Елфимова, Н. В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ / Н. В. Елфимова // Вопросы психологии. – 2005. – № 5. – С. 16-21.
18. Занковский, А. Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. – М. : Флинта, 2002. – 648 с.
19. Заусаева, И. С. Особенности мотивации учебной деятельности у студентов разных специальностей / И. С. Заусаева, Т. Ю. Ковтун // Концепт. – 2017. – Т. 6. – С. 10–11.
20. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 509 с.
21. Кирсанов, В. М. Ведущие мотивы обучения и структура мотивационно-потребностной сферы студентов различных профилей обучения / В. М. Кирсанова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 12. – С. 1–20.
22. Ковзиридзе М.А. Профессиональная мотивация студенческой молодежи // Труд и социальные отношения. - 2011. - № 8.
23. Ковзиридзе М.А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной мотивации студенческой молодежи в современном обществе // Научно-практический журнал «МИР». - 2010. - № 3.
24. Ковзиридзс М.А. Мотивация современной студенческой молодёжи. Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2009.
25. Котов, С. С. Особенности мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся в новых социально-экономических условиях : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / С. С. Котов. – Тверь, 2003. – 19 с.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Феникс, 2005. – 304 с.
27. Малошонок, Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – С. 92-121.
28. Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлова. – М. : Смысл, 2008. – 228 с.
29. Матюхина, М. В. Изучение мотивационной сферы учащихся / М. В. Матюхина. – М. : Смысл, 2009. – 216 с.
30. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; пер. с англ. – М. : Дело, 1994. – 701 с.
31. Овчинников, М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / М. В. Овчинников. – Екатеринбург, 2008. – 20 с.
32. Осиповская, А. В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов / А. В. Осиповская // Экономический журнал. – 2013. – № 2. – С. 89–93.
33. Пеняева, С. А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной Я-концепции студентов в процессе обучения / С. А. Пеняева // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 2. – С. 1–4.
34. Першина, А. В. Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов / А. В. Першина // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 888-890.
35. Пинк Д. Драйв: Что на самом деле нас мотивирует/Дэниел Пинк; пер. с англ. –М.: Альпина Паблишер, 2014. –190 с.
36. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. А. Поваренков. – М. : Изд-во УРАО, 2002. – 252 с.
37. Пономаренко, А. А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов / А. А. Пономаренко, В. Ченобытов // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 356–358.
38. Ретунская, Т. В. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения / Т. В. Ретунская // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 74–78.
39. Романова, Е.В. Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза: автореф. дис. .. канд. психол. наук / Е.В. Романова. – Москва, 2010. – 25 с.
40. Семенова, М. Н. Динамка мотивации учебной деятельности в связи с ценностями будущей профессии у студентов технического вуза / М. Н. Семенова, Т. Н. Сергеева /// Высшее образование сегодня. – 2015. – № 3. – С. 49–53.
41. Сотникова, А. В. Профессиональная мотивация как предмет социологического анализа / А. В. Сотникова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010 – № 3. – С. 118–123.
42. Тенькова, В. А. Особенности учебной мотивации студентов / В. А. Тенькова // Вестник Воронежского гос. университета. – 2015. – № 4. – С. 87–90.
43. Турбина, Е.П. Формирование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза / Е.П. Турбина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С. 11-15.
44. Фетискин Н.П., Миронова Т.И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 337 с.
45. Филиппова, Ю. В. Мотивация учебной деятельности студентов в процессе обучения в вузе / Ю. В. Филиппова /// Вестник Ярославского гос. университета. – 2013. – № 1. – С. 67–70.
46. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М. : Смысл, 2003. – 860 с.
47. Чермянин С.В. Методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения студентов вуза, обучающихся по специальности «Клиническая психология» / С.В. Чермянин, В.А. Корзунин//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. –2015. -No 1. –Т.5. Психология. –С. 65-78.
48. Чермянин С.В. Особенности формирования мотивационных установок к практической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»/ С.В. Чермянин, В.Е. Капитанаки, А.С. Скороход //Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. –2016. – No 4. –Ч. 1. – С. 158–167.
49. Шагивалеева, Г. Р. Изучение учебной мотивации студентов вуза / Г. Р. Шагивалеева, В. Ю. Калашникова // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 341-343.
50. Шпильберг, С. А. Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса различных направлений обучения вуза / С. А. Шпильберг // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 908-911.