Динамика формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-будущих психологов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Динамика формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-будущих психологов»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Динамика формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-будущих психологов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Белорусский государственный университет имени Максима Танка, ГУ
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Якоря карьеры» Э. Шейн.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика изучения мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1 Проблема мотивации профессиональной деятельности в психолого-педагогической литературе
1.2 Формирование профессиональной мотивации студентов как психолого-педагогическая проблема
1.3 Пути формирования профессиональной мотивации у студентов
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Изучение уровня сформированности мотивации профессиональной деятельности студентов 1-4 курсов
2.2 Анализ результатов исследования динамики формирования мотивации профессиональной деятельности студентов
2.3 Методические рекомендации для преподавателей учреждения высшего образования по формированию мотивации профессиональной деятельности студентов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Важная цель, которую ставит перед собой современный вуз, состоит в подготовке выпускника, который способен к самостоятельному поиску знаний и приобретению умений, регулировать собственную образовательную и впоследствии свою профессиональную деятельность. Формирование учебно-профессиональной мотивации, определяющей успешность обучения в вузе, является одной из задач психолого-педагогического сопровождения, создающего эффективную для адаптации к учебной деятельности среду и благоприятные условия для становления профессионала в вузе.
Обращение к проблемам мотивации представляется необходимым для выявления специфики различных мотивационных компонентов в сознании нынешнего поколения студенческой молодежи и, как следствие, - выработки эффективных в современных условиях механизмов управления формированием профессиональной мотивации и профессиональным становлением молодежи.
В условиях современного «мотивационного кризиса» необходимо сосредоточить внимание на поиске той социальной технологии, которая позволила бы максимально раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал работника, повысить производительность труда, снизить социальную напряженность, согласовать личные интересы работающих с интересами общества. Теоретически значимым и практически востребованным становится рассмотрение всего спектра факторов формирования мотивации профессиональной деятельности, управление которым позволило бы повысить качество профессионального труда молодых специалистов.
Вместе с тем, учебная деятельность современных студентов все чаще приобретает формальный характер, становится больше ориентирована не на получение новых знаний, а на успешную сдачу сессии любыми средствами. При этом у некоторых студентов наблюдается отсутствие творческого подхода, желания работать с дополнительной литературой, самостоятельная постановка учебных целей, самоконтроль, желание проходить практику и стажировку в реальных условиях и т. д. В то же время, при постановке учебных целей студент должен проявить гораздо больше самостоятельности, умения правильно организовать работу, учитывать и распределять время. Это требует от него внутреннего побуждения к учебно-профессиональной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблеме формирования профессиональной мотивации посвящены труды отечественных (В.Г. Асеев, И.А. Васильев, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, В.И. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон и другие) и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, К. Замфир, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, К. Левин, Х. Хенхаузен и другие.
Феномен карьерных ориентаций исследовали такие зарубежные психологи как Э. Шейн, Д. Сьюпер, Дж. Бахубер, Д. МакКлелланд и др.
Проблему карьерных ориентаций в студенчестве изучали О.А. Баинова, О.Л. Бегичева, Н.Н. Доронина, У.Г. Егорова, А.А. Жданович, Т.Х. Невструева, И.А. Панкратова, В.И. Рерке, А.В. Халудорова и др. Перечисленные ученые рассматривали карьерные ориентации как важнейшую основу успешной профессиональной деятельности.
Однако, анализ литературы показал, что проблема изучения динамики формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности у студентов-будущих психологов в современной психологии является недостаточно освещенной.
Актуальность темы исследования. Учебно-профессиональная мотивация деятельности студентов относится к числу профессионально важных личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста. Для оптимизации учебно-профессионального процесса и совершенствования системы профессиональной ориентации необходимо изучение мотивов профессионального выбора, а вместе с тем и формирование самой профессиональной мотивации, так как эффективное развитие профессиональной образованности личности возможно только при высоком уровне ее сформированности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1 Проблема мотивации профессиональной деятельности в психолого-педагогической литературе
В психологической науке существуют различные взгляды на понимание понятия мотивации профессиональной деятельности. Мотивацию принято отождествлять с внутренним побуждением, с регуляцией деятельности, содержащей в себе потребности и мотивы, интересы, ценностные ориентации и притязания, оценки и удовлетворенности, то есть с тем, что характеризует значимость чего-либо для индивида и направляет его деятельность в соответствии с этим.
В западной психологии существуют различные теории, рассматривающие сущность и факторы мотивации в профессиональной деятельности. В зарубежной психологии все концепции мотивации профессиональной деятельности подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные теории основаны на положении о том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые активизируют деятельность субъекта (А. Маслоу, Д.М. Клелланд, Ф. Герцберг). В процессуальных теориях мотивации поведение субъекта рассматривается не только как отражение его потребностей, но и как процесс внешнего стимулирования (теории ожидания, теории справедливости и модель мотивации Портера – Лоулера).
В зарубежной психологии также отсутствует единство в определении понятия «мотив». Представители фрейдизма и бихевиоризма утверждают, что индивид стремится к уравновешиванию своего взаимодействия с чужой социальной средой (напряжение). Устранение этого напряжения, восстановление уравновешенного состояния является целью всего поведения человека [43, с. 12].
Представители другого направления (А. Маслоу и Г. Олпорт) настаивают на модели непрерывного становления, развития и совершенствования личности. Поиск постоянного напряжения, для них, является характерной чертой личности. Именно это напряжение и движет поведением человека [4, с. 52]. Немецкий психолог Х. Хекхаузен, который занимался проблемой мотивов и мотивацией под «мотивом» понимал потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. Все эти термины, по его мнению, указывают на «меняющуюся» направленность действия на определенные направленные состояния, которые всегда содержат в себе ценностный компонент, который субъект стремится достичь [11, с. 80].
Большой вклад в изучение проблемы мотивации обучения внесло А.К. Маркова. По определению автора, «учебный мотив определяет, как направленность учащегося на отдельные стороны учебной деятельности, которая связана с внутренним отношением учащегося к ней. Можно выделить две группы психологических критериев учебных мотивов: содержательные и динамические. Содержательные характеристики мотива тесно связаны с характером учебной деятельности и представлены: осознанностью, самостоятельностью возникновения или проявления, обобщенностью, действенностью, доминированием в структуре мотивации, степенью распространения на несколько учебных предметов. Динамические характеристики мотива связаны с психофизиологическими особенностями учащихся, к которым относятся: устойчивость мотива, его сила и выраженность, эмоциональная окраска, быстрота возникновения» [28, с. 14].
Учебная мотивация является частью мотивационной сферы, которая формируется на определенном возрастном этапе и связана с определенными целями в жизни. По определению А.А. Реана, «мотивационная сфера личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности» [20, с. 72].
Учебная деятельность всегда побуждается определёнными мотивами. Так, М.В. Матюхина выделяет три вида мотивов в зависимости от источников учебной мотивации:
– внутренние – познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям);
– внешние – определяются условиями жизнедеятельности учащегося, к которой относятся требования, ожидания и возможности;
– личные – интересы, потребности, установки и иные источники, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности [29, с. 48].
Е.И. Ильин предлагает похожую классификацию мотивов:
– «социальные мотивы, которые заключаются в осознании социальной значимости учения, понимании личностно-развивающего значения учения, потребности в развитии мировоззрения;
– познавательные мотивы, представленные интересом к получению знаний, любознательностью, стремлением к развитию познавательных способностей, получением удовольствия от интеллектуальной деятельности;
– личностные мотивы, которые характеризуются чувством самоуважения, стремлением обладать авторитетом среди сверстников, подражанием референтной группе» [21, с. 96].
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1 Организация и проведение исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить уровень сформированности мотивации профессиональной деятельности студентов 1-4 курсов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление уровня сформированности мотивации профессиональной деятельности студентов 1-4 курсов с помощью тестирования;
3) обработка и анализ данных, интерпретация полученных результатов, разработка методических рекомендаций для преподавателей учреждения высшего образования по формированию мотивации профессиональной деятельности студентов.
База исследования: В исследовании приняли участие 100 студентов ГУ «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». Выборку исследования составили 4 группы:
- 25 студентов 1 курса в возрасте 17-18 лет;
- 25 студентов 2 курса в возрасте 18-19 лет;
- 25 студентов 3 курса в возрасте 19-20 лет;
- 25 студентов 4 курса в возрасте 20-21 год.
Гипотеза исследования: существует динамика формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности у студентов-будущих психологов.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна [20].
Цель: выявление карьерных ориентаций, преобладающей ориентации в выборе карьеры, предпочтения личности в выборе профессионального пути.
С помощью методики можно выявить 8 основных карьерных ориентаций или «якорей»:
1. Профессиональная компетентность – стремление реализовать свои компетенции на работе, стать профессионалом. Особенно цениться возможность профессионального роста
2. Менеджмент – ориентация на то, чтобы руководит другими людьми, занимать высокую должность, управлять процессами труда.
3. Автономия – выраженная ориентация на самостоятельность, индивидуальную работу, делать по-своему.
4. Стабильность – стремление утвердиться на одном месте работы, во втором случае – в одном месте проживания. Здесь важнее чувство безопасности для человека.
5. Служение – ценность работы с другими людьми, желание быть полезным, помогать окружающим.
6. Вызов – стремление к победе, ориентация на конкуренцию, на выигрыш благодаря своим усилиям.
7. Интеграция стилей жизни отражает стремление к тому, чтобы совместить несколько сфер своей жизни. Нет четкого желания посвятить себя только работе. Высока ценность сбалансированности сфер деятельности.
8. Предпринимательство – ориентация на инновации, готовность к риску, стремление к своему делу, установка на повышение материального состояния,
Опросник включает 41 утверждение. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение по степени согласия с каждым из них по 10-балльной шкале. Обработка методики осуществляется по ключу методики.
2. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана [20].
Цель: диагностика мотивации профессиональной деятельности. С помощью методики можно выявить внутренние и внешние (положительные и отрицательные) мотивы профессиональной деятельности.
Шкалы методики:
– внутренние мотивы – когда для личности имеет значение деятельность сама по себе;
– внешние мотивы – когда в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.).
Опросник состоит из 7 утверждений, которые необходимо оценить по степени значимости по 5-балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
Критерии оценки: 4-5 – высокие показатели, 3-4 – средние показатели, 1-2- низкие показатели.
Методы математико-статистической обработки данных.
Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
Для оценки достоверности различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни – непараметрический критерий, предназначенный для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определены сущность и содержание мотивации профессиональной деятельности студентов. В современной психологии все концепции мотивации профессиональной деятельности подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные теории основаны на положении о том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые активизируют деятельность субъекта. В процессуальных теориях мотивации поведение субъекта рассматривается не только как отражение его потребностей, но и как процесс внешнего стимулирования. Учебно-профессиональная мотивация представляет собой средство побуждения учащегося к познавательной деятельности, осознанному, самостоятельному и активному освоению знаний, получению профессиональных компетенций. Мотивация к обучению может быть внутренней и внешней. На учебно-профессиональную мотивацию оказывают влияние различные факторы мотивации, которые могут быть внутренними (условия среды, связанные с особенностями функционирования учебных заведений, предприятий и организаций, где проходит трудовая деятельность) и внутренними (характеристики субъекта труда, составляющие мотивационной сферы, стремление к самореализации, творческая направленность).
Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования мотивации профессиональной деятельности у студентов. Особенность учебной мотивации в студенческом возрасте заключается в том, что она изменяется в зависимости от курса обучения. На каждом курсе происходит динамика тех или иных аспектов у учебно-профессиональной деятельности, что связано спецификой обучения, наличием кризисов, особенности студентов разных специальностей. После прохождения практики возможно как снижение интереса к будущей деятельности, так и его повышение. Важнейшей составляющей успешности учебной и в дальнейшем профессиональной деятельности, а также удовлетворенности профессией и положительного отношения к ней является высокая мотивация учения.
Выявлены психолого-педагогические условия, способствующие формированию мотивации профессиональной деятельности студентов. Пути формирования профессиональной мотивации у студентов связаны с созданием ряда психолого-педагогической условий в условиях вуза. Педагогические условия: реализация контекстного и проблемного обучения, акцент на практическое обучение за счет ознакомительных и производственных практик. Психологические условия: проведение психологических тренингов, формирования профессиональной направленности личности, осознанности профессионального выбора, внутренних мотивов профессиональной деятельности.
Изучен уровень сформированности мотивации профессиональной деятельности студентов 1-4 куров. Преобладающими карьерными ориентациями студентов-будущих психологов 1 курса являются: вызов, автономия, интеграция стилей жизни. У студентов-будущих психологов 1 курса на высоком уровне выражена внешняя отрицательная мотивация профессиональной деятельности, которая представлена преимущественно такими мотивами как стремление избежать критики и стремление избежать наказаний. Особенностями учебно-профессиональной мотивации студентов-будущих психологов 1 курса является то, что с повышением потребности в достижении социального престижа и уважения со стороны других, растет ориентация на конкуренцию и преодоление препятствий. С повышением стремление избежать критики, растет ориентация на освобождение от организационных правил. С повышением стремления к продвижению по работе, снижается ориентация на ценности общества, стремление приносить пользу обществу.
Преобладающими карьерными ориентациями студентов-будущих психологов 2 курса являются: служение, профессиональная компетентность, автономия. У студентов-будущих психологов 2 курса преобладает внешняя отрицательная мотивация, на первый план выступает стремление избежать критики со стороны других людей и стремление избежать наказаний.
Доминирующими карьерными ориентациями студентов-будущих психологов 3 курса являются: служение, профессиональная компетентность, автономия. У студентов-будущих психологов 3 курса преобладает внешняя положительная мотивация, на первый план выступает стремление к продвижению по службе, стремление избежать наказаний и удовлетворение от процесса работы.
Преобладающими карьерными ориентациями студентов-будущих психологов 4 курса являются: профессиональная компетентность и служение. У студентов-будущих психологов 4 курса преобладает внутренняя мотивация профессиональной деятельности, в основе которой лежат аспекты изнутри личностного «Я» и полностью находятся внутри самого поведения. На первый план выступает удовлетворение от самого процесса и результата работы и возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.
Установлена динамика в формировании мотивации учебно-профессиональной деятельности у студентов-будущих психологов. Карьерная ориентация «профессиональная компетентность» повышается от первого ко второму курсу, затем н 3 курсе заметно снижается и снова повышается на 4 курсе. Показатели карьерной ориентации «менеджмент» выше всего на 1 курсе. Они снижаются ко второму курсу, к третьему курсу, и несколько повышаются на четвертом курсе. Карьерная ориентация «автономия» более выражен на 1 курсе и постепенно снижается от первого к четвертому курсу. Стабильность работы повышается от первого ко второму курсу, снижается к третьему курсу и повышается к четвёртому курсу. Стабильность места жительства снижается с 1 курса ко второму, затем повышается 3 третьему и к 4 курсу. Ориентация на служение повышается с первого ко второму курсу, затем снижается на третьем курсе и заметно повышается, достигая своего пика на 4 курсе. Карьерная ориентация «вызов» наиболее ярко выражена на 1 курсе. Она снижается на 2, 3 и 4 курсе. Интеграция стилей жизни повышается, начиная с первого курса на протяжении всего обучения в вузе. Ориентация на предпринимательство снижается ко второму курсу, затем повышается на третьем и достигает своего пика на 4 куре обучения в вузе.
1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. – М. : Просвещение, 2006. – 319 с.
2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Мысль, 2005. – 311 с.
4. Бугрименко, А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза / А. Г. Бугрименко // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 4 . – 51–60.
5. Вайсман, Р. С. Развитие мотивационной сферы человека в старшем возрасте: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Р. С. Вайсман; Рос. акад. Наук. – М., 2013. – 119 с.
6. Вартанова, И. И. Изучение личности подростков в учебной деятельности / И. И. Вартанова // Вопросы психологии. – № 4. – 2010. – С. 32-37.
7. Васильева, Е. В. Динамика и характер учебной мотивации студентов медицинского вуза на разных этапах обучения / Е. В. Васильева, М. И. Томилова // Экология человека. – 2007. – № 2. – С. 34–39.
8. Ведута О.В. Формирование учебной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля: методическое пособие Тюмень: Изд-во «Титул». 2011. 76 с.
9. Виштак, О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов / О. В. Виштак // Социс. – 2003. – № 2. – С. 135–138.
10. Воробьева М.В. Развитие профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в туристском вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. –Сходня, 2010. –24 с.
11. Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С Развитие профессиональной карьерной мотивации у студентов педагогического вуза // Вестник магистратуры. 2014. № 3-1(30). С.80-82.
12. Герасимова, А. С. Психолого-педагогические условия становления и развития учебной мотивации студентов / А. С. Герасимова // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 4. – С. 224–230.
13. Горбушина, А. В. Структура мотивации профессиональной деятельности : метасистемный подход / А. В. Горбушина // Вестник Вятского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 138-140.
14. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2006. 333 с.
15. Грекова, В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация : основные теории и подходы / В. А. Грекова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2010. – № 6–3. – С. 46–52.
16. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 82-86.
17. Елфимова, Н. В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ / Н. В. Елфимова // Вопросы психологии. – 2005. – № 5. – С. 16-21.
18. Занковский, А. Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. – М. : Флинта, 2002. – 648 с.
19. Заусаева, И. С. Особенности мотивации учебной деятельности у студентов разных специальностей / И. С. Заусаева, Т. Ю. Ковтун // Концепт. – 2017. – Т. 6. – С. 10–11.
20. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 509 с.
21. Кирсанов, В. М. Ведущие мотивы обучения и структура мотивационно-потребностной сферы студентов различных профилей обучения / В. М. Кирсанова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 12. – С. 1–20.
22. Ковзиридзе М.А. Профессиональная мотивация студенческой молодежи // Труд и социальные отношения. - 2011. - № 8.
23. Ковзиридзе М.А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной мотивации студенческой молодежи в современном обществе // Научно-практический журнал «МИР». - 2010. - № 3.
24. Ковзиридзс М.А. Мотивация современной студенческой молодёжи. Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2009.
25. Котов, С. С. Особенности мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся в новых социально-экономических условиях : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / С. С. Котов. – Тверь, 2003. – 19 с.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Феникс, 2005. – 304 с.
27. Малошонок, Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – С. 92-121.
28. Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлова. – М. : Смысл, 2008. – 228 с.
29. Матюхина, М. В. Изучение мотивационной сферы учащихся / М. В. Матюхина. – М. : Смысл, 2009. – 216 с.
30. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; пер. с англ. – М. : Дело, 1994. – 701 с.
31. Овчинников, М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / М. В. Овчинников. – Екатеринбург, 2008. – 20 с.
32. Осиповская, А. В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов / А. В. Осиповская // Экономический журнал. – 2013. – № 2. – С. 89–93.
33. Пеняева, С. А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной Я-концепции студентов в процессе обучения / С. А. Пеняева // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 2. – С. 1–4.
34. Першина, А. В. Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов / А. В. Першина // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 888-890.
35. Пинк Д. Драйв: Что на самом деле нас мотивирует/Дэниел Пинк; пер. с англ. –М.: Альпина Паблишер, 2014. –190 с.
36. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. А. Поваренков. – М. : Изд-во УРАО, 2002. – 252 с.
37. Пономаренко, А. А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов / А. А. Пономаренко, В. Ченобытов // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 356–358.
38. Ретунская, Т. В. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения / Т. В. Ретунская // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 74–78.
39. Романова, Е.В. Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза: автореф. дис. .. канд. психол. наук / Е.В. Романова. – Москва, 2010. – 25 с.
40. Семенова, М. Н. Динамка мотивации учебной деятельности в связи с ценностями будущей профессии у студентов технического вуза / М. Н. Семенова, Т. Н. Сергеева /// Высшее образование сегодня. – 2015. – № 3. – С. 49–53.
41. Сотникова, А. В. Профессиональная мотивация как предмет социологического анализа / А. В. Сотникова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010 – № 3. – С. 118–123.
42. Тенькова, В. А. Особенности учебной мотивации студентов / В. А. Тенькова // Вестник Воронежского гос. университета. – 2015. – № 4. – С. 87–90.
43. Турбина, Е.П. Формирование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза / Е.П. Турбина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С. 11-15.
44. Фетискин Н.П., Миронова Т.И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 337 с.
45. Филиппова, Ю. В. Мотивация учебной деятельности студентов в процессе обучения в вузе / Ю. В. Филиппова /// Вестник Ярославского гос. университета. – 2013. – № 1. – С. 67–70.
46. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М. : Смысл, 2003. – 860 с.
47. Чермянин С.В. Методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения студентов вуза, обучающихся по специальности «Клиническая психология» / С.В. Чермянин, В.А. Корзунин//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. –2015. -No 1. –Т.5. Психология. –С. 65-78.
48. Чермянин С.В. Особенности формирования мотивационных установок к практической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»/ С.В. Чермянин, В.Е. Капитанаки, А.С. Скороход //Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. –2016. – No 4. –Ч. 1. – С. 158–167.
49. Шагивалеева, Г. Р. Изучение учебной мотивации студентов вуза / Г. Р. Шагивалеева, В. Ю. Калашникова // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 341-343.
50. Шпильберг, С. А. Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса различных направлений обучения вуза / С. А. Шпильберг // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 908-911.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Якоря карьеры» Э. Шейн.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика изучения мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты