Влияние эмпатии на эмоциональное выгорание у медицинских работников
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Влияние эмпатии на эмоциональное выгорание у медицинских работников»
по дисциплине: «Психология»
2021
168.00 BYN
Влияние эмпатии на эмоциональное выгорание у медицинских работников
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Могилевская городская станция скорой медицинской помощи, подстанции № 1,5, УЗ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЭМПАТИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Сущность понятия эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе
1.2 Характеристика эмпатии в зарубежной и отечественной литературе
1.3 Особенности эмпатии и эмоционального выгорания у медицинских работников
Выводы по первой главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития белорусского общества, в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако далеко не каждый может адаптироваться в быстро меняющихся условиях, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний, эмоционального выгорания.
В связи с этим в последнее время стала актуальной тема профессионального эмоционального выгорания. Поскольку, профессиональное выгорание является синдромом, развивающимся на фоне хронического стресса и ведущего к истощению эмоционально - энергических и личностных ресурсов работающего человека, то он может возникнуть в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующего «катарсиса» или «высвобождения» от них.
Профессия медицинского работника относится к сфере профессий типа «человек-человек», профессий с интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и наибольшей подверженностью влиянию эмоционального выгорания.
Последствия эмоционального выгорания могут быть продемонстрированы как при психосоматических расстройствах, так и при чисто психологических личностных изменениях. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностного рабочего общения называются «профессиональным выгоранием».
Особого внимания исследователей заслуживают вопросы, связанные с личностными особенностями медицинского работника, влияющими на развитие эмоционального выгорания (А.А. Баранов, С.А. Вильдгрубе, О.П. Гредюшко, Э. Зеер, А.К. Маркова, А.А. Реан, Л.Д. Столяренко, А.С. Шафранова, Н.Е. Щурков и др.). Однако в науке недостаточно изучены вопросы, связанные с влиянием на данный процесс эмпатии. В профессиональной деятельности медицинского работника общение с пациентами занимает одно из ключевых мест. Эмпатия, обусловливает формирование положительного контакта между медицинским работником и пациентом, является одним из ключевых элементом, влияющим на успешность профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание отражается на состоянии медицинского работника и, тем самым, способствует развитию деструктивных личностных качеств, препятствует развитию эмпатии.
Изучению проблемы эмоционального выгорания посвящены работы известных зарубежных и отечественных ученых: В.А. Абабков, Б.Г. Ананьев, В.В. Бойко, Р. Бурк, Е.П. Ильин, А.Р. Каримова, К. Кондо, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Е. Орел, Б. Перлман, Г. Селье, С.В. Умняшкина, Т.В. Форманюк, В. Харрисон, Э.A. Хартманн, A.Р. Хочшилд, В.Д. Шадриков. Особо следует отметить работы О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, исследующих проблему эмоционального выгорания в контексте саморегуляции личности, Р.П. Мильруда – в контексте эмоциональной регуляции личности, а также работы М.В. Борисовой, Н.Е. Водопьяновой. Роль эмпатии в формировании эмоционального выгорания отражена с позиции взаимоотношения (Н.А. Аминов, Е.Н. Бажин, В.А. Ташлыкови др.), изучались основные виды эмпатии (В.В. Ковалев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.), этапы ее развития (В.В. Бойко, И.А. Васильев и др.), а также функции и механизмы эмпатии (А.А. Бодалев, Т.О. Каштанова, И.М. Юсупов и др.). Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, можно выделить ряд проблем, возникающих при изучении эмоционального выгорания медицинских работников.
Необходимо исследовать такие проблемы, которые связаны с определением факторов, детерминирующих эмоциональное выгорание, с разработкой и апробацией программы профилактики и преодоления эмоционального выгорания медицинских работников. Не достаточно разработанной является проблема влияния эмпатии на эмоциональное выгорание у медицинских работников. По причине этого темой данной работы будет являться «Влияние эмпатии на эмоциональное выгорание у медицинских работников».
Объект исследования: эмоциональное выгорание у медицинских работников.
Предмет исследования: влияние эмпатии на формирование эмоционального выгорания у медицинских работников.
Цель исследования: изучить влияние эмпатии на формирование эмоционального выгорания у медицинских работников, а также разработать и внедрить программу профилактики эмоционального выгорания у медицинских работников.
Гипотеза исследования: эмпатия оказывает влияние на формирование эмоционального выгорания у медицинских работников в зависимости от стажа работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЭМПАТИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Сущность понятия эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе
В современной психологии сложились следующие подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»:
– процессуальный подход, рассматривающий феномен эмоционального выгорания как процесс, включающий в себя серию последовательных стадий или фаз (В.В. Бойко, Б. Перлман, Е.А. Хартман, Дж. Гринберг);
– интерперсональный подход, рассматривающий в качестве основной причины эмоционального выгорания межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности (К. Маслач, С. Джексон);
– организационный подход, рассматривающий в качестве причин эмоционального выгорания факторы рабочей среды (С. Чернисс, В. Орел);
– индивидуальный подход, согласно которому именно особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Э. Пайнс и Э. Аронсон, Н.В. Гришина);
– экзистенциальный подход, согласно которому эмоциональное выгорание как особое состояния индивида следует рассматривать на экзистенциальном уровне (А. Лэнгле).
По причине этого феномен эмоционального выгорания можно назвать динамичной системой, которая состоит из множества компонентов и опосредована профессиональной деятельностью со стороны специалистов и в ней же находит свое отражение.
Понятие «эмоциональное выгорание» было введено в науку в 1974 году американским психиатром Х. Фреденбергером. Он применял термин «эмоциональное выгорание» для описания психологического здоровья людей, которые находятся в процессе тесного контакта с клиентами, при этом присутствует эмоциональная тяжелая атмосфера [29, с. 17].
В современное время термин «эмоциональное состояние» переводится на русский язык как эмоциональная структура, также термин соизмерим с термином «профессиональное выгорание». При этом эмоциональное выгорание характеризуется как комплекс некоторых проблем, которые касаются психологического состояния личности, и появляются у человека в результате его профессиональной и трудовой деятельности. При этом эмоциональным состоянием можно назвать психические составляющие личности специалистов, у которых их трудовая деятельность имеет взаимосвязь с насыщенным и тесным процессов общения и контактирования с людьми. Так считали авторы-психологи Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк.
Изучит различные формулировки понятия «эмоционального состояния» можно прийти в выводу, что не имеется одного общего подхода к формулировке этого понятия в психологии. Мнения отечественных и зарубежных психологов по этому поводу разделяются между собой. Например, В.В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимал механизм психологической защиты, который находит свое отражение в форме полного или частичного исключения чувств по причине возникновения психотравмирующих воздействий на психику личности. По другому мнению, под эмоциональным выгоранием понимался динамический процесс, который постепенно проходит три стадии: стадия напряжения, стадия резистенции и стадия истощения [4, с. 12].
Т.В. Фрманюк под синдромом эмоционального выгорания понимает специфический тип заболевания лиц, который связан с профессиональной деятельностью личностей, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в непосредственном контакте с различными людьми. Автор Н.Е. Водопьянова под эмоциональным выгоранием понимает сложное конструктивное состояние, которое имеет взаимосвязь с процессом интенсивного и постоянного межличностного взаимодействия и отличительной особенностью которого являются насыщенность и сложность [31, с. 145].
Психолог В.Е. Орел под эмоциональным выгоранием понимает дисфункцию, которая вызвана воздействием со стороны профессиональной деятельности на личность человека, которая находит наиболее отчетливое и ясное отражение в сферах профессиональной деятельности. По мнению В.Е. Орел эмоциональное выгорание является близким к психологическим состояниям и при этом имеет свое строение, которое включает эмоциональный, мотивационный и оценочный элементы [23, с. 113].
Н.В. Гришина определяет выгорание как «особое состояние человека, который оказался под воздействием длительного профессионального стресса, полный объективный анализ которого необходимо провести в экзистенциальном уровне описания, ведь развитие процесса выгорания не ограничивается только профессиональной сферой, а может проявляется в разных ситуациях бытия индивида» [9, с. 266].
1.2 Характеристика эмпатии в зарубежной и отечественной литературе
Эмпатия (по-гречески empatheia «эмпатия») – это понимание эмоционального состояния, проникновения в чувства, в переживания другого человека [10, с. 102].
Одна из первых концепций эмпатии была использована Э.Б. Титченером в 1909 году в феноменологическом контексте как процесс интуитивного восприятия объекта и события. Сочувствие рассматривается как когнитивный процесс понимания других в контексте ситуации с 1950-х годов (Batsonetal., 1987) [2, с. 47].
С 1960-х годов наибольшее количество исследований эмпатии стало основываться на психотерапевтической практике. В этом смысле теория К. Роджерса сыграла особую роль, в которой эмпатия определялась как способность одного человека помогать другому, в зависимости от способности устанавливать теплые, теплые контакты. По мнению Роджерса, эмпатия подразумевает способность воспринимать внутренний мир иного человека без потери своего [27, с. 38].
Эмпатия рассматривалась в это время как эмоциональное явление с разных сторон:
- поскольку у меня обычные чувства;
- переживать эмоции одного человека, похожие на эмоции другого человека;
- как опыт викарных эмоций, которые совпадают, но не совпадают с эмоциями других.
С 1970-х годов эмпатия рассматривается как многомерный когнитивно-эмоциональный процесс, который нацелен на других, но не на себя, в зависимости от ряда факторов: переживания стрессовых ситуаций, личностных качеств, ситуативных эмоциональных состояний, эмпатических способностей и опыта (К. Батсон) [3, с. 45].
Впоследствии связь эмпатии определяется как переходный детерминистический многофазный процесс, связанный со стрессом (R. Galopetal., 1990). В этом контексте нуждающийся человек может ответить на него, в зависимости от распространенности альтруистических или эгоистических мотивов, с участием и без участия эмпатического компонента. Когда она реагирует на стресс без чувствительного компонента, она обычно облегчается в соответствии с типом эмоционального расслабления. Когда она реагирует на стресс с помощью эмпатического компонента, ее способности помогают ей преодолевать стресс в направлении психосоциального развития. Д. Батсон и его коллеги считают, что эмоциональный отклик другого коммуникатора в процессе общения требует восприятия других коммуникаторов через как минимум два противоположных эмоциональных ответа: чувство личного стресса; эмоциональная эмпатия.
Эти ответы имеют разные мотивационные последствия. Тревога, беспокойство, напряжение, горе, выражающие личный стресс, вызывают эгоистичную мотивацию для улучшения собственного благополучия и снижения негативного отрицательного возбуждения. Противоположный эмоциональный отклик в виде симпатии, симпатии вызывает альтруистическую мотивацию, которая направлена на улучшение благосостояния другого коммуникатора и уменьшение его страданий [17, с. 165].
В результате чувствительной реакции собственное неприятное возбуждение обычно уменьшается, хотя в некоторых случаях оно может оставаться неизменным. Основываясь на этой теории, продвинутые навыки эмпатии, основанные на альтруистической мотивации, позволяют нам преодолеть наши собственные страдания и преодолеть страдания чуткого человека. Неадекватное развитие навыков эмпатии в ситуации хронического стресса определяет решение из-за эгоистичной мотивации эмоционального отклика, который в первую очередь направлен на поддержание собственного благополучия и снижение эмоционального стресса [1, с. 6].
Исследование взаимосвязи социальной среды и эмпатии А.А. Бодалев отмечает: «Наблюдения и эксперименты показывают, что широта проявлений этой способности (сопереживание другим) во многом зависит от того, насколько большая группа людей попадает в категорию« мы», другими словами, сколько людей субъективно относятся к ней действительно дорого».
По мнениюT.P. Гавриловой, эмпатия включает в себя эмпатию, возникающую по механизму эмоциональной инфекции, и эмпатию, сопровождающуюся желанием оказать помощь.
В работах И.С. Кона в эмпатии видится способность прямого эмоционального отклика на переживания другого, а познавательная способность понимания эмоциональных состояний другого называется пониманием [15, с. 35].
Исследования В.В. Бойко свидетельствуют о том, что эмпатия – это эмоционально интуитивная форма рефлексии, которая является средством «вхождения» в пространство другого человека. По его мнению, эмпатия является «наиболее ценным средством познания человеческой индивидуальности в целях обучения и воспитания, лечения и профилактики» [].
Некоторые авторы обращают внимание на регулирующую роль эмпатии в подавлении агрессивных проявлений, другие поддерживают гипотезу, что высокий уровень эмпатии положительно связан с альтруизмом, неэгоцентрическим (развивающимся) мышлением и усвоением моральных ценностей. Р. Хоган отмечает, что эмпатия играет важную роль в развитии морали. Он утверждает, что эмпатия помогает человеку соблюдать социальные нормы и, таким образом, отвечать ожиданиям своих коллег. Это наблюдение предполагает возможную связь между плохо развитой эмпатией и безнравственностью.
1.3 Особенности эмпатии и эмоционального выгорания у медицинских работников
Проблема эмоционального выгорания личности очень важна для «помогающих» профессий «человек–человек». В таких профессиях отрицательные признаки профессиональной деформации личности встречаются намного чаще. Среди них есть и общие признаки для всех профессий: деформация механизмов социального восприятия; появление профессиональных фильтров восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а только как фигур специфических, чисто профессиональных отношений.
Особенностями помогающих профессий является довольно большое количество эмоционально насыщенных и познавательно сложных межличностных контактов, которые требуют от специалиста значительного личного вклада в повседневные профессиональные дела. По мнению К. Маслач, деятельность этих специалистов различна, но все они имеют общий тесный контакт с людьми, который трудно поддерживать эмоционально в течение длительного времени и это может быть стрессом.
К таким профессиям относится профессия медицинского работника. Средний возраст медицинских работников составляет от 18 до 40 лет, как правило, в этом возрасте они определяются как в своей профессии, так и в карьерном росте [12, с. 451].
В настоящее время выделяются следующие группы факторов, определяющих возникновение и формирование синдрома эмоционального выгорания: личностный, ролевой, организационный, мотивационный, экзистенциальный и «особый» условный факторы.
Личностный фактор. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием – важная область изучения данного феномена. Среди таких факторов Н.Е. Водопьянова прежде всего выделяет соотношение экстернальности и интернальности, как показатель предрасположенности к стресс-реакциям. Экстернальность подразумевает склонность человека связывать причины события с внешними факторами, что приводит к эмоциональному истощению и деперсонализации. Если человек берет на себя большую ответственность за то, что происходит в жизни, и объясняет это своим поведением, характером и способностями, это говорит о том, что у него есть внутренний контроль, который, в свою очередь, приводит к эмоциональному истощению и снижению личной работоспособности.
Среди личностных факторов Н.Е. Водопьянова и другие исследователи отмечают так называемый тип поведения А. Впервые тип поведения А описали американские кардиологи М. Фридман и Р. Розенман в 1959 году. Люди с таким типом поведения агрессивны, амбициозны, стремятся к достижениям, соревнованиям и соперничеству, постоянно ощущают недостаток времени, безудержную реакцию на стрессовые ситуации.
Одним из наиболее важных факторов, определяющих вероятность развития синдрома эмоционального выгорания Н. Водопьянова называет «стратегию преодолевающего поведения» [7, с. 48]. Стратегия подавления эмоций, несомненно, увеличивает риск развития эмоционального перегорания. Однако, когда речь идет о работе медицинского работника, сдержанность и умение справляться с эмоциями являются необходимыми навыками. Стремление подавить эмоции отрицательно скажется на эмоциональном и волевом диапазоне личности медицинского работника.
Отсутствие эмпатийных отношений с сотрудниками является еще одним фактором риска развития синдрома эмоционального выгорания медицинского работника. Американские психологи Дж. Бранин и Е.Р. Гриймел, проведя исследование с привлечением медицинских сестер домов сестринского ухода в Калифорнии, доказали эффективность тренинга эмпатийного общения, как средства уменьшения степени эмоционального выгорания. Исследование показало, что степень эмоционального выгорания снижается одновременно по трем шкалам: эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение личной работоспособности [30, с. 132].
Однако на сегодняшний день между исследователями ведутся споры о том, нужна ли эмпатия медицинскому работнику. Ольга Петрова – известный российский бизнес–тренер, коуч, сертифицированный аналитик Эмоционального Интеллекта TTI Success Insights в одной из статей называет эмпатию управленческой компетенцией. Она подчеркивает, что «понимая чувства своих сотрудников, медицинский работник может объективно оценивать их эмоциональное состояние, выбирать правильный тон и время для обсуждения проблемных ситуаций, контролировать и регулировать эмоциональную интенсивность своих коммуникаций» [16, с. 210]. В отсутствие эмпатии, медицинский работник будет держать себя в руках, поддерживать только формальные отношения с подчиненными, бояться доверять людям, делегировать им трудные рабочие задания – и таким образом дрейфовать в постоянные промежутки времени, что, безусловно, приведет к развитию синдрома эмоционального выгорания эмоционального выгорания. К. Роджерс и Д. Добсон утверждают обратное. Они считают, что высокая степень эмпатии способствует только развитию синдрома эмоционального выгорания.
Следующий личностный фактор, как правило, связан с молодыми медицинскими работниками или вновь принятыми на работу сотрудниками. Это вопрос нереалистичных ожиданий. Завышенные и невыполненные ожидания молодого или вновь принятого на работу медицинского работника могут стать источником эмоционального выгорания. Таким образом, чем больше расхождение между ожиданиями и реальностью, тем более негативными будут последствия для медицинских работников [22, с. 92].
Е. В. Орел выделяет две группы признаков: «признаки, провоцирующие выгорание и признаки, тормозящие его функционирование. Ведущим фактором структуры личностных детерминант выгорания является фактор нейротизма, от уровня выраженности которого и зависит специфика включения, стабилизирующий или провоцирующий характер» [21].
В. В. Бойко выделяет следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [3, с. 45].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существуют различные подходы к объяснению и определению феномена эмоционального выгорания. Термин эмоциональное выгорание используется для характеристики психологического состояния специалистов, чья профессиональная деятельность связана с интенсивным и тесным общением с людьми. В психологических исследованиях эмоциональное выгорание принято относить к числу явлений личностной деформации, которая представляет собой многомерную конструкцию, совокупность негативных психологических переживаний, связанных с длительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, которые отличаются высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.
Под эмпатией в данной работе мы будем понимать ресурс личностно-экологического взаимодействия личности в процессе его развития и социализации, а также как необходимый компонент помощи психолога и психотерапевта клиентов. Эмпатию принято трактовать как способность понимать мир переживаний другого человека, или как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого через разделение с ним его переживаний.
Профессия медицинского работника связана со значительным риском профессионального выгорания, что определяется достаточно большим количеством факторов, специфических для их деятельности. В деятельности медицинского работника можно отметить большое количество личностных, ролевых, «особого» контингента, организационных, мотивационных, экзистенциальных факторов риска развития синдрома эмоционального выгорания. У медицинских работников обнаруживается заниженный уровень эмпатии, несмотря на то, что эмпатия, безусловно, является социально желательным профессиональным качеством и для врача, и для медсестры. У медицинского персонала по мере взросления и приобретения опыта уровень эмпатии понижается, поскольку необходимо защищаться от нервного истощения и эмоционального выгорания. Психологическая защита достигается с помощью повышения уровня циничности, агрессивности и избегания собственной эмоциональной включенности в ситуацию. Для повышения стрессоустойчивости, снижения нервного истощения и профилактики эмоционального выгорания рекомендуется проводить индивидуальные и групповые психологические консультации, а также тренинги с медицинскими работникам. Особое внимание надо уделить развитию эмоциональной компетентности, преодолению блоков психологических зашит и методам эффективного межличностного взаимодействия.
1. Антиперович, Е.Г. Основные подходы к исследованию синдрома эмоционального выгорания / Е.Н. Антиперович // Управление устойчивым развитием предприятий: сб. научн. статей / Под ред. Т.М. Сигитова. – 2016. – С. 4–6.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал / Л.И. Анцыферова. – 1994. – № 1. – С. 45–49.
3. Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С.А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42–46.
4. Багрий, М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / М.А. Багрий. – Москва, 2009. – 19 с.
5. Бажин, Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психол. журн. – 1984. – №3. – с.152-162.
6. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 254-256.
7. Баталова, М.С. Эмпатия и успешность в коммуникативной сфере: монография / М.С. Баталова. – М.: Инт-т Морриса Тореза, 1989. – 72 с.
8. Бердяева, И.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей / И.А. Бердяева, Л.Н. Войт // Дальневосточный медицинский журнал. – 2012. – № 2. – С. 117–120.
9. Богачёва, О.А. Половые различия в проявлении эмпатии у медицинских работников / Ярославский педагогический вестник – 2012. – № 2. – Том II (Психологопедагогические науки). – С. 263-267
10. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99–105.
11. Васева, Л.Е. Профилактика эмоционального выгорания медицинских работников / Л.Е. Васева, Е.В. Маратканова // Личность в современном мире: сб. научных статей. – Екатеринбург, 2016. – С. 47–54.
12. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб.: Изд–во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
13. Гаврилова, Т.П. Утверждение эмпатии / Т.П. Гаврилова // Журнал практического психолога. – 2008. – № 5. – С. 48—54.
14. Елисеев, О.П. Локус контроля / О.П. Елисеев // Практикум по психологии личности. – СПб., 2003. – С.413-417.
15. Ермакова, Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
16. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 332 с.
17. Иванченко, В.А. Специфика проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников участковой службы / В.А. Иванченко // Science time. – 2015. – № 1 (13). – С. 162–166.
18. Карпов, А.В. Психология труда / А.В. Карпов. – М.: Владос–Пресс, 2005. – 352 с.
19. Коновалова, О.В. Особенности копинг–поведения у медицинских работников / О.В. Коновалова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 1. – С. 320–325.
20. Кухтова, Н.В. Просоциальное поведение медицинских работников / Н.В. Кухтова // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194–202.
21. Лазарева, Л.А. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер / Л.А. Лазарева, Т.В. Коннова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2014. – № 5. – С. 1514–1516.
22. Миков, Д.Р. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара / Д.Р. Миков // Вестник Пермского университета. – 2018. – Вып. 1. – С. 88–97.
23. Овчаренко, Е.Р. Развитие эмпатии как профессионально значимое личностное качество педагога / Е.Р. Овчаренко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. Xмеждунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011. – С. 111-119.
24. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90 – 101.
25. Петрова, Н.Г. Синдром эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала / Н.Г. Петрова, В.Б. Брацлавский // Здоровье и образование в 21 веке. – 2016. – № 1. – С. 452–454.
26. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие для студентов непсихол. вузов / Н. В. Самоукина. – 2. изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 219 с.
27. Семенова, Н.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Н.В. Семенова, А.С. Вяльцин // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 37–38.
28. Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 25–32.
29. Стецишин, Р.И. Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости (на примере личности врача-клинициста): автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08. / Р.И. Стецишин. – Краснодар, 2008. – 25 с.
30. Таткина, Е.Г. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования / Е.Г. Таткина // Вестник Томского гос. педагогического университета. – 2009. – Вып. 11. – С. 131–134.
31. Терентьев. И.А. Личностные особенности проявления эмпатии в деятельности врача курортного лечебного учреждения: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. – Сочи, 2007. – 212 с
32. Умняшкина, С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дисс. канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – М.: РГБ, 2002. – 220 с.
33. Чичерина, А.В. Эмоциональное выгорание медицинских работников / А.В. Чичерина // Научный альманах. – 2016. – № 9. – С. 341–345.
34. Юрьева, Л.Н. Профессиональное выгорание у работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. – Киев: Сфера, 2004. – 272 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты