Особенности обеспечения изоляции и охраны лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел
Академия МВД РБ
Диплом
на тему: «Особенности обеспечения изоляции и охраны лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел»
по дисциплине: «Административная деятельность органов внутренних дел»
2021
251.00 BYN
Особенности обеспечения изоляции и охраны лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Административная деятельность органов внутренних дел
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО АРЕСТОВАННЫХ ЛИЦ
1.1 Понятие административно арестованных лиц
1.2 Особенности правового положения административно арестованных лиц
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ИЗОЛЯТОРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА В НИХ
2.1 Понятие изоляторов временного содержания органов внутренних дел
2.2 Работа должностных лиц изоляторов временного содержания органов внутренних дел по обеспечению режима в них
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И ОХРАНЫ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ В ИЗОЛЯТОРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
3.1 Проблемы обеспечения изоляции и охраны лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел
3.2 Совершенствование обеспечения изоляции и охраны лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь основным направлением для создания жизнеспособного, демократического государства, является строительство демократических институтов, утверждение высоких стандартов нравственности и морали, развитие гражданского общества, в центре которого в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь будет находиться соблюдение прав и уважение интересов каждого человека. Правовое положение личности устанавливается нормами Конституции Республики Беларусь, определяющие его основные права, свободы, обязанности, а также их гарантии. Права, свободы и обязанности образуют основу правового статуса человека.
В правовом положении лиц, отбывающих уголовное наказание в виде ареста необходимо обратить внимание на следующее: в соответствии со ст. 47 УК наказание заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. В данном определении законодатель использует понятия «право» и «свобода». Однако, как верно отмечается в юридической литературе, указанные понятия раскрывают лишь часть правового статуса лица, подверженного карательному воздействию. Справедливо утверждение, согласно которому категории «права» и «свободы» по смыслу и содержанию можно считать равнозначными.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с особенностями обеспечения изоляции и охраны лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с особенностями обеспечения изоляции и охраны лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с особенностями обеспечения изоляции и охраны лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
1 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО АРЕСТОВАННЫХ ЛИЦ
1.1 Понятие административно арестованных лиц
Очевидно, что при применении наказания в виде ареста осужденный не только подвергается воздействию определенных ограничений, но и испытывает существенные изменения собственного правового статуса, поскольку преступление и его правовое последствие, каковым является наказание, отделяют виновное лицо от всех граждан, обязывая его к выполнению специфических обязанностей, правил и запретов.
Понятие правового статуса (от лат. status – состояние, положение) личности широко освещено в общей теории права и понимается как система признанных и закрепленных государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов личности как субъекта права.
Кроме того, необходимо согласиться с мнением В. Н. Орлова о том, что «каким бы ни было уголовное наказание, оно всегда лишает и ограничивает осужденного определенного дозволенного поведения в той или иной сфере деятельности.
В сферу дозволенного поведения, помимо субъективных прав, входят также правовые возможности, которые являются законными интересами личности».
В настоящее время большинство ученых считают, что содержание наказания заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Совокупность лишений или ограничений составляет содержание наказания и раскрывает его сущность, поскольку именно этот признак наказания делает его карой. Осужденный ограничивается в правах или лишается их.
По мнению А. В. Наумова, наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего преступление, причиняет (или по крайней мере способно причинить) ему определенные моральные страдания и лишает его определенных благ (свободы, имущественных прав и др.).
Полагается, что изоляция лица как биологического организма от общества неразрывно связана с его социальным отстранением, поскольку биологическая составляющая любого человека имеет тесную связь с социальной составляющей, которая, в частности, проявляется в социальном общении личности.
С ограничением возможностей общения и социальных связей ограничивается свобода осужденного как социобиологического существа, что отделяет его от общества и духовно.
Строгая изоляция при отбывании ареста имеет дуалистическое проявление в сфере как физической, так и духовной изоляции, причем уровень изоляции духовной очень высок.
Духовная (интеллектуальная) изоляция осужденных к аресту в значительной степени обусловлена физической изоляцией и реализуется через такие правовые предписания, как запрет переписки между лицами, находящимися в исправительных учреждениях (арестных домах), а также ограничение количества книг и журналов, которые разрешается иметь при себе осужденному и др.
В уголовном наказании в виде ареста кара производна от факта изоляции и выступает в период отбывания данного наказания в определенных личных, политических, социальных-экономических правоограничениях и иных лишениях интересов осужденного.
Так, на основе анализа положений Конституции Республики Беларусь к числу лишений и ограничений прав и свобод осужденных к аресту следует отнести лишение конституционного права на участие в мирном проведении собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований, которые не нарушают правопорядок и права других граждан Республики Беларусь и гарантируются государством (ст. 35); на участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37), а также на свободное художественное, научное, техническое творчество и преподавание (ст. 51) и др.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ИЗОЛЯТОРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА В НИХ
2.1 Понятие изоляторов временного содержания органов внутренних дел
Изолятор временного содержания (ИВС, ранее — камера предварительного заключения, жарг. обезьянник, каталажка, кутузка) — места заключения (камеры) при территориальных органах внутренних дел (ОВД) или органах пограничной охраны, предназначенное для временного содержания лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления.
Они не предназначены для постоянного содержания заключённых под стражей.
Размеры и принципы организации работы ИВС зависят от размера ОВД и от количества заключённых. ИВС может быть мелким, средним и крупным.
Мелкий ИВС, как правило, представляет собой несколько камер (не более пяти), которые зачастую расположены возле входа в ОВД.
Средний ИВС представляет собой от 5 до 10 камер, которые чаще всего находятся в подвале здания ОВД.
Крупный ИВС представляет собой отдельное здание, в котором расположены от 10 до 40 камер.
Надо ли говорить, что отсутствие соответствующей информации, размещенной в доступных для подозреваемых и обвиняемых местах и в наглядной форме, не позволяет надлежащим образом реализовать право указанных лиц получать информацию о своих правах и обязанностях.
Отдельная тема – условия содержания административно задержанных.
2.2 Работа должностных лиц изоляторов временного содержания органов внутренних дел по обеспечению режима в них
Личный прием подозреваемых и обвиняемых начальником ИВС или уполномоченными им лицами осуществляется ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего времени.
При необходимости указанные должностные лица могут осуществлять личный прием дополнительно вне графика.
Запись на личный прием осуществляется ежедневно во время обхода камер сотрудниками ИВС. Заявления о приеме подаются письменно на имя начальника ИВС или делаются устно и регистрируются в порядке очередности их подачи в журнале личного приема с указанием должностного лица, к которому хотел бы попасть на прием.
Прием ведется в порядке очередности подачи заявлений и их порядковых номеров в журнале личного приема. После окончания приема в журнале фиксируются его результаты, а на заявлении о личном приеме ставится отметка. Заявление подшивается в личное дело подозреваемого или обвиняемого.
Личный прием начальником ИВС и его заместителями родственников подозреваемых и обвиняемых или иных лиц производится в помещении органа внутренних дел по графику, который вывешивается в помещении для посетителей. В этом же помещении производится запись граждан на личный прием. Указанные должностные лица при необходимости могут принять граждан по их просьбе вне установленного графика.
Результаты личного приема родственников подозреваемых или обвиняемых и иных лиц фиксируются в специальном журнале.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И ОХРАНЫ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ В ИЗОЛЯТОРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
3.1 Проблемы обеспечения изоляции и охраны лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел
Отмечая определенные движения в обсуждаемой сфере (положительная динамика в финансировании, наличие Концепции развития изоляторов временного содержания органов внутренних дел на 2012–2014 годы), следует указать на имеющиеся проблемы и меры по их разрешению, особенно меры субъективного характера, как правило, не требующие серьезных финансовых вложений.
Анализ представленных материалов позволяет выделить два аспекта проблемы изоляторов временного содержания (ИВС):
проблемы процессуального характера;
материальные проблемы (условия содержания).
К первой группе проблем следует отнести, в частности, применение административного задержания для сбора доказательств обвинения в совершении преступления. Протокол об административном задержании не пронумерован. Рапорты сотрудников органа внутренних дел о задержании не датированы.
При административном задержании не всегда берутся объяснения у задержанных, не фиксируются факты отказа от дачи объяснений должностными лицами. В протоколах об административном задержании не указываются данные о документе, удостоверяющем личность задержанного.
Основную долю рассматриваемой проблемы составляют вопросы условий содержания подозреваемых и обвиняемых, административно задержанных:
– отсутствие должного медицинского и санитарного обеспечения, лицензирования медицинской деятельности; душевых кабин, санпропускников с дезинфекционной камерой, санитарных узлов;
– вопрос раздельного содержания курящих и некурящих (конституционное право на здоровье). Закон провозглашает, в частности, такие принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, как: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смерти населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потребления табака;
– во многих случаях не соблюдаются санитарные нормы площади камеры, приходящейся на одного человека.
Имеют место случаи, когда задержанные размещаются в камерах, не имеющих не только принудительной вентиляции, но и естественного освещения. В них нет окон и камера напоминает каменный мешок.
Серьезные проблемы имеют место при этапировании арестованных, задержанных из районов в районы.
При перевозке задержанным и сотрудникам конвойных подразделений причиняются значительные неудобства. Физическое и психоэмоциональное состояние людей, перевозимых в летнюю жару или зимний холод в металлических отсеках спецтранспорта, подвергается серьезным нагрузкам, способным негативно отразиться на их здоровье в дальнейшем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действующий Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях в отличие от утратившего силу Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях 1984 г. по-новому регулирует привлечение административно арестованных к труду.
Новацией является резкое сокращение административных правонарушений, при совершении которых административно арестованные в обязательном порядке привлекаются к труду.
Введение в структуру МВД в целях защиты и охраны прав граждан, содержащихся в изоляторах временного содержания, и сотрудников, работающих в них, а также обеспечения координации деятельности по взаимодействию органов внутренних дел с уполномоченными должности уполномоченного по правам человека с возложением на него в том числе функции по повышению правового уровня сотрудников органов внутренних дел в области прав человека.
В ч. 2 ст. 18.8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрен только один случай обязательного привлечения к труду административно арестованных: «Административно арестованные, привлеченные к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, обязательно привлекаются к труду администрацией специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста».
Следовательно, обязательно привлекается к труду лишь одна категория административно арестованных, а именно родители, совершившие административное правонарушение, заключающееся в их уклонении от трудоустройства по судебному постановлению (ст. 9.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Одновременно законодатель подчеркивает, что иные административно арестованные привлекаются к труду с их согласия.
Важность данного предписания не подлежит сомнению и хорошо вписывается в принцип гуманизма, заложенный в порядок исполнения такого административного взыскания, как административный арест.
Однако не совсем ясно, в какой форме должно быть выражено согласие административно арестованного на привлечение его к труду.
Убеждены, что в ч. 2 ст. 18.8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях необходимо уточнить, что иные административно арестованные привлекаются к труду с их письменного согласия.
Это гарантия того, что административно арестованные, дав устно согласие на привлечение их к труду, потом не смогут сказать, что они согласия не давали.
Хотелось бы коснуться еще одного вопроса, связанного с трудовым использованием административно арестованных. В ч. 1 ст. 18.8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях сказано следующее:
«Администрация специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста, вправе привлекать административно арестованных к работам по санитарной уборке помещений без оплаты».
Из приведенной нормы невозможно понять: могут ли административно арестованные отказаться от работ по санитарной уборке помещений и можно ли их в этом случае привлечь к дисциплинарной ответственности, предусмотренной Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях?
1. Административная ответственность и административный процесс: учеб. пособие / А.З. Игнатюк [и др.]; под ред. А.З. Игнатюка. – Минск: Народная асвета, 2019. – 191 с.
2. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право: учеб. пособие: в 2 ч. / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева, О.И. Чуприс. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – Ч. 1: Административноделиктное право. – 327 с.
3. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право: учеб. пособие: в 2 ч. / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева, О.И. Чуприс. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – Ч. 2: Процессуальноисполнительное право. – 239 с.
4. Административное право, административно-деликтное право, административный процесс (12.00.14) [Электронный ресурс]: паспорт специальности. – Режим доступа: https://vak.gov.by/node/1123.
5. Административное процессуально-исполнительное право: учеб. пособие / Г.А. Василевич [и др.]; под ред. Г.А. Василевича, С.В. Добрияна. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014. – 320 с.
6. Бахрах, Д.Н. Юридический процесс: понятие, особенности и виды / Д.Н. Бахрах // Государство и право. – 2009. – № 7. – С. 82–86.
7. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
8. Кирин, А.В. Теория административно-деликтного права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14 / А.В. Кирин; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. – М., 2012. – 58 с.
9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 63. – 2/946.
10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=HK2100091&p1=1&p5=0.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: ред. от 7 июня 2017 г. // Рос. газ. 2001. 31 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
12. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2002. – С. 541.
13. Коренев, А.П. Нормы административного права и их применение / А.П. Коренев. – М.: Юридическая литература, 1978. – 142 с.
14. Круглов, В.А. Административно-деликтное право Республики Беларусь: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.14 / В.А. Круглов; Моск. гос. юрид. акад. – М., 2008. – 55 с.
15. Курс уголовного права. Общая часть: учебник: в 2 т. Т. 2: Учение о наказании / под ред. Н. Ф. Кузьнецовой, И. М. Тяжковой. – М.: Зерцало, 1999. – С. 12.
16. Лукьянова, Е.Г. Теория процессуального права / Е.Г. Лукьянова. – М.: НОРМА, 2003. – 240 с.
17. Марифхонов, Р.Н. К вопросу о понятии и содержании исполнительного производства по делам об административных правонарушениях / Р.Н. Марифхонов // Наука и инновация. – 2015. – № 2 (6). – С. 96–100.
18. Маркс К. Сочинения: [пер.] / К. Маркс и Ф. Энгельс; предисл. Д. Рязанова. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1928–1947. – Т. 8: Статьи. Корреспонденции. Памфлеты, 1850–1853. – 1931. – Т. XIV. – С. 531.
19. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2008. – 704 с.
20. Наумов А. В. Российское уголовное право: курс лекций: в 3 т. – Т. 1: Общая часть. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – С. 521.
21. О порядке отбывания административного ареста: федер. закон от 26 апр. 2013 г. № 67-ФЗ // Официальный интернет-портале правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
22. Орлов В. Н. Криминологический анализ места и функций уголовного наказания в виде ареста // Тр. юрид. фак. Сев.Кавк. гос. техн. ун-та. – Ставрополь, 2004. – Вып. 7. – С. 199.
23. Орлов, В. Н. Концептуальные вопросы уголовного наказания // Тр. юрид. фак. Сев.Кавк. гос. техн. ун-та. – Ставрополь, 2004. – Вып. 5. – С. 114.
24. Потапов А. М. Правовой статус лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы: дис. … канд. юрид. наук. – Рязань, 2006. – С. 19.
25. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=HK2100092&p1=1&p5=0.-
26. Самбор н.А. Административный арест: компаративистский анализ применения и исполнения (Украина, Россия, Беларусь) [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/ administrativnyy-arest-komparativistskiy-analiz-primeneniya-i-ispolneniya-ukraina-rossiya-belarus
27. Самбор, Н.А. Административный арест: анализ применения и исполнения в Украине, в Российской Федерации и Республике Беларусь / Н.А. Самбор // Административное право и процесс. – 2012. – № 6. – С. 55–59.
28. Сенькова, Т.В. Административно-деликтная юрисдикция: понятие, признаки, отличие от административной управленческой юрисдикции / Т.В. Сенькова // Известия Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины. – 2015. – № 2 (89). – С. 102–108.
29. Становский М. Н. Назначение наказания. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 1999. – С. 111.
30. Уголовно-исполнительное право России: учебник / В. В. Геранин [и др.]; под ред. В. И. Селиверстова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2014. – С. 212.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты