Магдебургское право как элемент правовой системы Великого Княжества Литовского
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Магдебургское право как элемент правовой системы Великого Княжества Литовского»
по дисциплине: «Государственное управление и право»
2021
251.00 BYN
Магдебургское право как элемент правовой системы Великого Княжества Литовского
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Государственное управление и право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МАГДЕБУРСКОГО ПРАВА
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАГДЕБУРСКОГО ПРАВА В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ
ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ МАГДЕБУРСКОГО ПРАВА НА ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО
3.1 Особенности правовой системы ВКЛ
3.2 Отдельные вопросы влияния магдебургского права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассмотрения темы магдебургского права состоит в том, что данная тема до сих пор актуальна для проблемы устройства городов, а также для изучения истории устройства городов в прошлом.
Изучение истории государства и права будет являться актуальным всегда. Для того, чтобы эффективно работали государственно-правовые институты необходимо изучить их опыт функционирования в различные исторические периоды. Институт местного самоуправления представляет одну из основ правового государства и гражданского общества и занимает одно из важнейших мест в современной политической науке. По вопросам местного самоуправления проведены многочисленные исследования, посвященные анализу прикладных аспектов и теоретических основ самоуправления, но актуальность указанной темы по-прежнему сохраняется. Это связано с тем, что изучение и модернизация института местного самоуправления дает возможность гражданам быть активными и непосредственными участниками обеспечения своих гражданских интересов. Республика Беларусь – демократическое, унитарное, социальное, правовое государство. Развитие государства в этом направлении зависит от организации не только центральной, но и местной власти в государстве. Усиление роли и влияния органов местного самоуправления является одной из важнейших направлений современного государства.
В последнее время увеличивается интерес белорусских ученых к истории своего народа и права, ведь прошлое является неотъемлемой частью богатства страны, обязательным фактором национального самоопределения. Говоря о будущем нашей страны, не стоит забывать и о ее прошлом, тех аспектах истории, которые существенным образом повлияли на ее формирование и становление как самостоятельного государства. Одним из таких достижений является признание факта многовекового существования белорусского этноса и белорусской государственности как субъектов всемирной истории.
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как поиск путей рационализации и модернизации деятельности государственного аппарата, институтов власти, общественно-политического устройства имеет на сегодняшний день ключевое значение с точки зрения достижения политической и экономической стабильности белорусского государства, необходимости либерализационных процессов государственного сектора, правового закрепления механизмов разграничения полномочий и зон ответственности в иерархии институтов государственного управления и контроля, в корне которого стоят задачи построения правового государства, создания эффективной системы органов государственного управления и местного самоуправления. Эти задачи должны решаться с учетом особенностей традиций и исторических достижений. Изучение исторического опыта в данной сфере даст возможность избежать многочисленных ошибок при реформировании системы высших и местных органов управления, при создании законодательной базы для деятельности этих органов.
В работе были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, внесших огромный вклад в изучение источников современного Европейского права, а также права Республики Беларусь, в частности.
Магдебургское право возникло в Германии в конце XIII века, и почти сразу же распространилась на территории Беларуси. Князья даровали грамоты наиболее развитым городам и местечкам. Это обусловило качественно новое положение поселений в социальной иерархии, отличающее и выделяющее их от других населенных пунктов, которым не было даровано данное немецкое право. В результате чего города Беларуси вышли на новую стадию экономического, социального и культурного подъема. Важность этой темы состоит в том, что на новом этапе становления белорусского государства, после навязывания белорусам чужой культуры, языка и идеологии, необходимо восстановить подлинную историю белорусского народа. Важно знать тот факт, что Беларусь в XIV веке входила в состав одного из самых развитых государств Европы – Великого Княжества Литовского. На протяжении нескольких веков государственным языком в Великом Княжестве Литовском был старобелорусский, что свидетельствовало о том, что белорусы играли важнейшую роль в управлении государством. У княжества были активно налажены торговые и экономические контакты с западноевропейскими странами. Многие элементы их культуры и права стали использоваться и в Великом Княжестве Литовском. Именно в этот период, в период экономического и культурного подъема в XIV веке, на территорию Беларуси проникает Магдебургское право. Хочется также отметить тот факт, что в российских городах не существовало подобного права на самоуправление в городах.
Целью данной работы является рассмотрение магдебургского права как элемента правовой системы ВКЛ.
Задачи данного исследования:
-выяснить историко-правовые аспекты становления и развития магдебургского права;
определить особенности развития магдебурского права ВКЛ;
-изучить влияние магдебурского права на правовую систему ВКЛ.
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МАГДЕБУРСКОГО ПРАВА
Самоуправление – состояние, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними — целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании [1, c. 87]. Также это свойство систем формировать и реализовать информационную программу своего функционирования и развития.
В конце XIII в. появляется городской совет, сосредоточивший в своих руках текущее управление городом, а за шеффенами остаются судебные функции и важное полномочие давать разъяснения городского права.
Развитие магдебургского права можно условно разделить на два больших периода.
Первый период охватывает XII– XV вв., когда были созданы наиболее значительные записи магдебургского права. Прежде всего, это правовые обычаи, распадающиеся на две группы. К одной группе относились обычаи, восходившие к саксонскому земскому праву (записанному в "Саксонском зерцале") и имевшие нередко весьма архаичный характер. Другую группу составляли обычаи, сформировавшиеся в сугубо городских условиях.
До конца XV в. магдебургское право почти не испытывало влияния римского права и юридической науки, или же влияние это было весьма ограниченным.
Формирование магдебургского права совпало с бурным ростом числа городов в Восточной Европе в XI XIII вв. В эту эпоху в заэльбские области хлынул поток колонистов. Феодалы были заинтересованы в их привлечении, так как образование городов увеличивало их доходы. Поэтому при закладке городов и рынков князья все чаще жаловали поселениям магдебургское право.
В XIII XIV в. магдебургское право широко распространилось в Восточной Европе и действовало во всех восточно-немецких государствах. Для городов в этих землях Магдебург был высшей судебной инстанцией и толкователем права.
Общее количество городов, управляющихся по магдебургскому праву, точно не известно. По приблизительным подсчетам, только во второй половине XIV в. их насчитывалось не менее четырехсот [11, c. 90].
Второй период в истории магдебургского права XVI – начало XIX в. В этот период развитие и распространение магдебургского права перестает быть единым процессом, непосредственно связанным с политическим развитием самого Магдебурга, и протекает под воздействием весьма разнообразных политических и культурных факторов.
В самой Германии уже с середины XV в. идет активное формирование территориальных княжеств, а в XVII в. происходит становление княжеского абсолютизма. Магдебург как важный политический центр попадает в орбиту интересов Саксонского курфюршества. Курфюрстам Саксонским, согласно Золотой булле 1356 г., отводилась важная роль в управлении империей, что сказывалось на положении Магдебурга. Княжеское законодательство Саксонии все более активно влияет на городское управление и право.
Причины постепенного вытеснения магдебургского права (в Германии) правом римским исследователи видят в том, что средневековое право не имело системы четких юридических понятий. Магдебургские и другие шеффены следовали «неясному правовому чувству» и не всегда были способны осмысливать ситуацию юридически. Римское право несло с собою во многом новую культуру и дисциплину ума. В сравнении с ним магдебургское право стало восприниматься как архаичное и примитивное, не приспособленное к усложнившимся общественным отношениям.
Если в Священной Римской империи и Пруссии сфера действия права в указанный период сокращается, то в Восточной Европе это право продолжает распространяться. В XVI – XVII вв. оно вводится преимущественно в восточнославянских землях. На управление по магдебургскому праву переходят очень многие общины, находившиеся во владениях ВКЛ и Польского королевства. В этот период магдебургское право широко распространяется и на территории Беларуси [8, c. 76].
В чем заключаются причины столь широкого распространения магдебургского права в Восточной Европе? Первая и главная из них – сходное в общих чертах развитие городов региона: усиление самостоятельности городских общин, становление торговли и ремесел и связанный с ними развитый гражданский оборот, что и закреплялось магдебургским правом. Вторая причина – господство так называемого личного правового принципа, согласно которому статус лица определялся не местом его обитания, а областью происхождения. Поскольку немецкое население очень многих городов составляли переселенцы из саксонских земель, то они принесли с собою саксонские городские обычаи. Существует и третья причина относительно легкого введения магдебургского права в восточноевропейских, в частности славянских, землях. Она заключается в том, что германское и славянское право имели много общих черт. Поэтому и магдебургское право в восточноевропейских землях как что-то принципиально чуждое местным обычаям, хотя их различие осознавалось достаточно хорошо.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАГДЕБУРСКОГО ПРАВА В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ
С возникновением и развитием ВКЛ в XIII-XIV вв. появились новые юридические акты, соответствующие новым историческим реалиям. После заключения великим князем литовским Ягайло Кревской унии 1385 г. ВКЛ объединилось с Польским королевством в единый государственный организм. Стремясь упрочить унию и католическую церковь в ВКЛ, Ягайло издал в 1387 г. привилей, которым предоставил определенные льготы боярам ВКЛ по образцу польской шляхты. Но широкие круги шляхты ВКЛ были недовольны условиями Кревской унии, чем воспользовался князь Витовт, возглавивший борьбу за возрождение независимого государственного существования ВКЛ. В результате правящие круги Польши и ВКЛ заключили в 1401 г. Виленско-Радомскую унию, а в 1413 г. — Городельскую унию. Городельский привилей 1413 г., изданный совместно Ягайло и Витовтом, расширил права бояр ВКЛ, которые получили возможность использовать гербы польской шляхты. После смерти Витовта (1430 г.), который стремился превратить ВКЛ в королевство, в государстве началась война между различными феодальными группировками, которые по-разному представляли государственное бытие ВКЛ, в том числе и относительно унии с Польшей. Одна из группировок, возглавляемая великим князем Жигимонтом (Сигизмундом) Кейстутовичем, заключила новый союз с Польским королевством (так называемая Городенско-Трокская уния 1432-1433 г.). Стремясь обеспечить себе поддержку православного боярства ВКЛ, великий князь литовский Ягайло санкционировал издание в 1432 и 1434 гг. двух привилеев, которые во многом уравнивали православных бояр ВКЛ в правах с католиками.
Стабилизация внутреннего положения ВКЛ наступила с началом правления в 1440 г. Казимира Ягеллона (Ягеллончика). Этому способствовал и привилей 1447 г. (из-за утери печати в исторической литературе он часто датируется 1457 г.). Его издание произошло в Вильне накануне выезда Казимира Ягеллона в Польшу на коронацию как короля польского. Одной из его целей было укрепление суверенитета ВКЛ в рамках личной унии с Польшей. Привилей стал первой попыткой кодификации права в ВКЛ. Это относительно большой документ, регулировавший личные и имущественные права феодалов, католических священников и горожан ВКЛ. В привилее, подготовленном магнатами ВКЛ, Казимир Ягеллон обязался сохранять территориальную целостность ВКЛ и вернуть в его состав земли, захваченные после смерти Витовта поляками. Были подтверждены прежние привилегии католической церкви ВКЛ. Отдельный блок статей касался судебной сферы. Была подтверждена личная неприкосновенность феодалов и горожан, наказывать которых можно было только после публичного суда. Ответственность за преступление возлагалась только на виновного, а не на его родных и слуг. Князьям и боярам разрешалось свободно уезжать в другие страны (за исключением неприятельских), не прекращая исполнения обязанностей в пользу великого князя литовского. Было подтверждено право феодалов ВКЛ свободно распоряжаться своими родовыми и выслуженными имениями, в том числе право передать их в наследство своим сыновьям и дочерям. Вдовам князей и бояр предоставлялось право владеть имением умершего мужа, в случае повторного брака имение переходило детям или родным первого мужа. Привилей гарантировал свободу бояр в выдаче замуж дочерей и племянниц без специального разрешения государственной власти, это касалось и вдов. Имения князей и бояр освобождались от денежных (серебщины) и натуральных (дякло) поборов, от подводной повинности, заготовки строительных материалов; по-прежнему сохранялись стация, повинность строить и ремонтировать замки и мосты. Великий князь обязывался не принимать в свои имения беглых крестьян, покинувших имения князей, бояр и горожан, под условием, что то же не будут делать частные собственники имений в отношении государственных крестьян. Тем самым был сделан важный шаг к всеобщему закрепощению крестьян в ВКЛ. Великий князь предоставил князьям, боярам и горожанам право самим судить зависимое от них население и собирать в свою пользу судебные штрафы; великокняжеский судебный исполнитель (детский) присоединялся к судебному процессу в случае неявки обвиняемого в панский суд. Великий князь дал обещание не назначать на должности в ВКЛ чужеземцев и не давать им здесь имений. Это положение было направлено против польской шляхты, которая стремилась в результате заключения государственной унии укрепить свои позиции в ВКЛ.
Еще более феодальные порядки в ВКЛ укрепились с изданием в 1492 г. нового привилея великим князем литовским Александром Ягеллончиком. Александров привилей стал важнейшим государственным актом ВКЛ перед принятием Статута 1529 г. В привилее систематически изложены основы государственного строя ВКЛ, закреплены права шляхты как господствующего сословия в государстве. В первых 13 статьях подтверждены ранее принятые юридические нормы (привилей 1447 г.), которые обеспечивали личными и имущественными привилегиями духовенство (в тексте не указано, все духовенство или только католическое) и феодалов (в одном случае указана их католическая вера). Великий князь вновь обещал хранить территориальную целостность ВКЛ и вернуть в его состав земли, ранее подвластные Витовту, гарантировал заключенные ранее союзные договоры с соседними государствами, а также участие магнатов в формировании внешней политики.
ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ МАГДЕБУРСКОГО ПРАВА НА ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО
3.1 Особенности правовой системы ВКЛ
Основными источниками права в украинских землях Литовско-Русского государства были: Русская Правда, обычное право, каноническое право, международные договоры, великокняжеское законодательство (привилеи: общеземские, областные, городские), грамоты (городские, волостные), сеймовые постановления, Судебник Казимира IV 1468 года, статуты.
На первых порах среди источников права наиболее важное место принадлежало Русской Правде. Ее нормы были положены в основу других источников права. Русская Правда оказала значительное влияние на дальнейшее развитие литовского и польского законодательства.
Определенная часть общественных отношений регулировалась нормами обычного права, которое сложилось исторически в процессе общественной жизни. Постепенно люди осознавали необходимость тех или иных правил поведения, придерживались их самостоятельно или под влиянием общественного мнения и власти.
Преобразование обычаев в юридические нормы требовало их официального признания, санкционирования государственной властью, что имело особое значение на украинских землях, где крепко держались за старину. Наиболее распространенными путями утверждения местных обычаев и, таким образом, признания их юридическими нормами, было молчаливое согласие власти или их официальное применение. Характерным примером этому служит история копных судов, которые рассматривали все дела только на основе местных обычаев. Сначала такие суды действовали, исходя из содержания областных привилеев («старини не рушить»), а в XVI веке были санкционированы государством.
Нормы обычного права, которые сложились в Украине, были настолько авторитетны, что не могло быть и разговоров об их ликвидации. В соответствии со статутами и магдебургским правом они были обязательными для применения судами.
Особое значение для украинского законодательства имело формирование обычного права в жизни тех украинцев, которые совершали побеги от угнетения и называли себя казаками. Сложилось даже понятие — «казацкое право» как совокупность правовых обычаев, которые позднее действовали в Запорожской Сечи, где они стали официальными источниками права.
К источникам права в Украине следует отнести и каноническое право (православное и католическое). Правовыми источниками православной Церкви были кормчие книги — «Номоканон» и церковные уставы киевских князей Владимира и Ярослава. Наиболее известным католическим источником права, который действовал в Великом княжестве Литовском, был «Свод канонического права» 1532 года.
Со временем в качестве важных источников права в Литовско-Русском государстве применяются международные договоры, разнообразные княжеские грамоты, привилеи великих князей, королей польских и постановления польско-литовских сеймов.
Прежде всего это договоры Литовско-Русского государства с Прусским и Ливонским орденами, с Новгородской и Псковской республиками, с Московским княжеством. Но главную роль в судьбе украинских земель стали играть договоры с Польшей. Кревский акт 1385 года основал персональную унию Литовского княжества с Польшей; Виленское соглашение 1401 года — союз обоюдной охраны и безопасности; Городельское соглашение 1413 года — персональную унию, наконец, Люблинская уния 1569 года — реальное единство двух держав.
В этих актах мы находим, прежде всего, нормы конституционного и административного права.
Привилеи и грамоты принадлежат к важнейшим памятникам литовско-русского права.
Привилеями, грамотами или господарскими листами назывались нормативные акты, выходящие из государственной канцелярии за подписью или печатями Великого князя, радных панов и писаря. Акт именовался привилеем, если был написан на латинском языке, грамотой или господарским листом, — если на старорусском.
Привилеи делились на общеземские, областные и городские. Общеземские привилеи устанавливали нормы права для всего Литовско-Русского государства. Первыми общеземскими привилеями можно считать три привилея, изданные в 1387 году Великим князем Ягайло.
Первый привилеи от 20 февраля 1387 года был направлен на распространение католицизма в Литовско-Русском государстве. Этим привилеем Великий князь надеялся завлечь в католическую веру как можно больше свободных крестьян и шляхты. Второй привилеи от 22 февраля 1387 года адресовался католическому духовенству и дополнял первый привилеи. По этому привилею все католическое духовенство исключалось из государственной юрисдикции. Привилеи обязывал всех жителей Великого княжества Литовского переходить в католическую веру. Запрещались браки с православными, а имения, переданные католическому духовенству, освобождались от всякого рода служб и повинностей в пользу государства. Установление полного господства католического духовенства над проживающим в их землях населением являлось первым шагом к юридическому оформлению закрепощения крестьян.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникшее в XIII в. Великое Княжество Литовское стояло на крепком фундаменте культурных и социально-экономических достижений предшествовавшей эпохи. В наследство от полоцко-туровского периода истории Беларуси ВКЛ получило и солидный юридический запас. В основном, он был представлен кормчими книгами – обширными сборниками церковных и светских законов, которые использовались при решении самых разнообразных судебных и административных дел (и не только церковных). Их корни находятся в номоканонах – византийских сборниках права, которые объединяли постановления вселенских и поместных соборов, императорские постановления относительно церкви, выдержки из разнообразных законодательных сборников. В конце XII в. на Афоне (Греция) была составлена особая редакция кормчей книги, которая была переведена в Сербии в первой половине XIII в. на древнерусский язык и получила название Сербской редакции. Известно около 30 ее списков XIII-XIX вв. белорусского, украинского и российского происхождения. Наибольшее распространение Сербская редакция кормчей книги имела в XV-XVI вв. на землях ВКЛ. Так называемый Румянцевский список последней трети XV в. был создан на территории Турово-Пинской епархии и переписан в одном сборнике с уставами князей Владимира и Ярослава и Судебником ВКЛ 1468 г. Это свидетельствует о том, что Сербская кормчая книга рассматривалась в то время как действующий кодекс права. Пинский список 1634 г. имеет вставки на белорусском языке о соборах. В 1260-е — 1270-е гг. на Руси возникла Русская редакция кормчей книги на основе более ранних редакций с дополнением текстов местного происхождения. Основной текст Русской кормчей книги состоит из 70 разделов. В конце XIII-XIV в. возник ее Волынский свод, который распространился на украинских и белорусских землях. Так называемый Харьковский список в XV-XVI вв. находился в Полоцком Иоанно-Богословском монастыре, а в XVIII в. – в Жировичском. Румянцевский третий список в XVIII-XIX вв. хранился у ветковских старообрядцев. Списки Сербской редакции кормчей книги на землях Украины и Беларуси (их сохранилось более 10) количественно преобладали над списками Русской редакции (3 экземпляра).
Самоуправление – состояние, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними — целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании [1, c. 90]. Также это свойство систем формировать и реализовать информационную программу своего функционирования и развития.
Великое княжество Литовское по форме правления было феодальной монархией. При формировании его территории система правления Великого княжества Литовского строилась по принципу вассальности. Во главе государства стоял государь, которого называли великим князем, реже - королем. Первый титул короля Миндовг получил после коронации в Новогородке в 1253 году. Правовой статус монарха Великого княжества Литовского в XIII-XX вв. характеризуется концентрацией в его руках широких властных полномочий. Он командовал вооруженными силами, руководил внешней политикой, выдавал справки и другие правовые акты, контролировал управление финансово-хозяйственной деятельностью. Но власть великого князя не была абсолютной и была ограничена высшим классом феодалов, некоторые из которых входили в состав Рады ВКЛ. Обладая обширными землями, у них было большое количество вассалов зависимых людей. Кроме того, власть великого князя ограничивалась сеймом.
Магдебургское право - одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в городе Магдебург, согласно которомой экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм. Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат. С введением Магдебургского права отменялось действие местного права, однако допускалось применение местных обычаев, если нормы, необходимые для решения спора, не были предусмотрены Магдебургским правом.
Рассматриваемая деятельность Рады может создать впечатление бескорыстного служения идеям гражданской собственности, порядка и законности. Это не так, поскольку существует множество свидетельств обратной стороны этой деятельности. Жалобы на злоупотребление служебным положением в целях получения личной выгоды занесены в записи магистратских книг, по этим вопросам были предоставлены льготы. В 1516 году гродненские бургомистры и мещане обратились к королю и великому князю Жигимонту с жалобой на подвиги гродненского стотысячного Юрия Радивиловича. По льготам гродненская буржуазия получила право пользоваться «Пущевским Гродненским поветом».
1. Балашэнка, С. А. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588 года : юбілейнае выданне / С. А. Балашэнка, Т. І. Доўнар, Л. Л. Голубева. – Мінск: Прынткорп, 2010. – 614 с.
2. Беляев, И.Д. История Полоцка и Северо-Западной Руси с древнейших времен до Люблинской унии / И.Д.Беляев. – М., 1872.
3. Вiшнеускi, А. Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi у дакументах i матэрыялах / А. Ф. Вiшнеускi, Я. А. Юхо. – Мiнск, 2003. – С. 185-188.
4. Вішнеўск і, А. Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах (Са старажытных часоў да нашых дзён) : вучэб. дапаможнік / А. Ф. Вішнеўскі, Я. А. Юхо. – Мінск : Акадэмія МУС РБ, 2003. – 320 с.
5. Вішнеўскі, А. Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах (cа старажытных часоў да нашых дзён): вучэбны дапаможнік / А. Ф. Вішнеўскі, Я. А. Юхо; пад рэд. А. Ф. Вішнеўскага. – Мінск, 2003.
6. Декларация о государственном суверенитете. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=V09000193.
7. Довнар, А. Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя. Т. 2 / А. Довнар. – Мінск, 2006. С. 241-243.
8. Довнар, Т. И. История государства и права Беларуси / Т. И. Довнар, Н. М. Юрашевич. – Минск, 2005. – С.116
9. Доўнар, Т. І. Статут Вялікага княства Літоўскага 1566 года / Т. І. Доўнар, У. М. Сатолін, Я. А. Юхо ; рэдкал. Т. І. Доўнар [і інш.]. – Мінск : Тэсей, 2003. – 352 с.
10. Еленев, Ф.П. Польская цивилизация и ее влияние на Западную Русь / Ф.П. Еленев. – СПб., 1863.
11. Жалованная грамота городу Пинску на Магдебургское право, съ предоставлешемь жителямь его разныхъ преимутцествъ и льготъ, 12.01.1581г. // Акты, относянцеся къ истории Западной Россш, собранные и изданные Археогра-фическою комисаею. – Спб., 1848. – Т. 3. – С. 261-264.
12. Жалованная грамота Минску на Магдебургское право, 14.03.1499 г. // Дакументы 1 матэрыялы па псторьп Беларуа у сярэдшя вяю (У1-ХУ ст.). – Мшск: Народная асвета, 1998. – С. 185-188.
13. Жалованная грамота о предоставлении Полоцку Магдебургского права, 4.10.1498 г. // Белоруссия в эпоху феодализма: сборник документов и материалов: в 3 т. – Минск: АН БССР, 1959. – Т. 1. – С. 263-266.
14. Жалованная подтвердительная грамота жителямь Бреста-Литовского, на Магдебургское право и друпя преимущества и льготы, съ дозволешемь иметь три ярмарки въ году, 20.09.1511 г. // Акты, относящиеся къ исторш Западной Россш, собранные и изданные Археографическою комисаею. – Спб., 1848. – Т. 2. – С. 93-95.
15. История Беларуси в документах и материалах / сост.: И. Н. Кузнецов, В. Г. Мазец. – Минск : Амалфея, 2000. – 672 с.
16. Калиновский, К. Из печатного и рукописного наследия / К.Калиновский. – Мн., 1989.
17. Келлер, О. Б. Средневековое немецкое право на землях Центральной и Восточной Европы в XIII–XVIII веках / О. Б. Келлер. – Минск: РИВШ, 2013. – 288 c.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск, 2004.
19. Королевская подтвердительная грамота мещанамъ Минским на право Магдебургское и на друпя преимущества, 28.12.1552 г. // Акты, относящиеся къ истории Южной и Западной Россш, собранные и изданные Археографическою комисаею. – Спб., 1863. – Т. 1. – С. 135-137.
20. Коялович, М. О. Дневник Люблинского сейма 1569 года. Соединение Великого княжества Литовского с королевством Польским / М.О. Коялович. – СПБ, 1869.
21. Коялович, М.О. Лекции по истории Западной России / М.О. Коялович. – М., 1864.
22. Курьянович, А.В. Верховный Совет в политической жизни Беларуси: формирование, особенности деятельности, финал (1990-1996) / А.В. Курьянович. – Минск, 2012.
23. Курьянович, А.В. Герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг как государственные символы Республики Беларусь: история утверждения / А.В. Курьянович // Вісник Академії праці і соціальних відносин Федерації професійних спілок України. – 2012. – №3. – С. 87-92.
24. Курьянович, А.В. Конституция Белорусской ССР 1978 г.: разработка, проекты, принятие / А.В. Курьянович // Наукові праці історичного факультету Запорізького національного університету. – Запоріжжя : ЗНУ, 2012. – Вип. XXXII. – С. 287-291.
25. Курьянович, А.В. Конституция независимой Беларуси: разработка, проекты, принятие / А.В. Курьянович. – Минск, 2012.
26. Курьянович, А.В. Оппозиция Белорусского Народного Фронта в Верховном Совете Беларуси XII созыва: идеология и деятельность / А.В. Курьянович // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2013. – Сер. 1. – №.1 – С. 45-53.
27. Курьянович, А.В. Особенности депутатской деятельности А.Г. Лукашенко в Верховном Совете Беларуси XII созыва (1990-1994) / А.В. Курьянович // Наукові праці історичного факультету Запорізького національного університету. – Запоріжжя : ЗНУ, 2012. – Вип. XXXIII. – С. 236-240.
28. Литовская метрика. – Петербургь, 1903. – Т. 1. – С. 1164-1166.
29. Основной государственный информационный ресурс в области права и правовой информатизации [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by.
30. Очерк истории советской Конституции. – 2-е изд. – М., 1987.
31. Парламентаризм в Беларуси / Под ред. В.А. Божанова. – Минск, 2010.
32. Подтвердительная грамота жителямь Полоцка на Магдебургское право и друпя преимущества, 27.08.1510 г. // Акты, относящиеся къ исторш Западной Россш, собранные и изданные Археографическою комисаею. – Спб., 1848. – Т. 2. – С. 75-79.
33. Подтвердительная королевская грамота Витебскимъ мещанам правь и вольностей, дорованныхъ имъ прежними королями Польскими, 30.04.1589 г. // Акты, относящиеся къ истории Южной и Западной Россш, собранные и изданные Археографическою комисаею. – Спб., 1863. – Т. 1. – С. 220-221.
34. Рогачевкий, А. Л. Меч Воланда: правовые взгляды немецких горожан ХШХУП вв. / А. Л. Рогачевкий. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. – 156 с.
35. Свод местных законов западных губерний : проект / издали по поручению юрид. фак. Император. Санкт-Петерб. ун-та М. Я. Пергамент, А. Э. Нольде. – Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. – XII, 481 с.
36. Статут Великого княжества Литовского 1529 года / под ред. К. И. Яблонскиса. - Минск: Изд-во Академии наук БССР, 1960. – 254 с.
37. Статут великого княжества литовского 1529 года. – Мн., 1960.
38. Стрэнкоускi, С. П. Вольнасцi i прывiлеi гарадоу заходняй часткi Вялкага княства Лiтоускага / С. П. Стрэнкоускi . – Miнск, 1997. – С. 4.
39. Стукатт, В. К. Белоруссия и Литва / В. К. Стукатт. – Витебск: Губерн-ская типография, 1894. – 62 с.
40. Тарановкт, Ф. В. Обзоръ памятниковъ магдебургского права западнорусскихъ городовъ литовской эпохи / Ф. В. Тарановкт. – Варшава: Типография Варшавскаго Учебного округа, 1897. – 204 с.
41. Цтюу, А. Вольныя беларусюя месты (самаюраванне у наглых гарадах XVIХУШ ст.) / А. Цтюу. – Мшск, 1996. – 36 с.
42. Юхо, I. А. Каротю нарыс псторьп дзяржавы 1 права Беларуа / I. А. Юхо. – Мшск: Народная асвета, 1992. – 280 с.
43. Юхо, I. А. Крышцы беларуска-лггоускага права / I. А. Юхо. – Мшск: Беларусь, 1991. – 238 с.
44. 1 января 1919 года: Временное рабоче-крестьянское советское правительство Белоруссии : документы и материалы / сост.: В. Д. Селеменев [и др.]. – Минск: Лимариус, 2005. – 303 с.
45. Dilcher, G. Landrecht-Stadtrecht-Territoriales Recht // Statuten, Städte und Territorien zwischen Mittelalter und Neuzeit in Italien und Deutschhland / Hrsg. von G. Chittolini und D. Willoweit. – Berlin: Duncker & Humblot, 1992. – S. 49–52.
46. Ebel, W. Deutsches Recht im Osten: Sachsenspiegel, Lübisches und Magdeburgisches Recht / W. Ebel. – Kitzingen/M.: Holzner, circa 1953. – 27 s.
47. Gaupp, E. Th. Das alte Magdeburgische und Hallische Recht: ein Beitrag zur deutschen Rechtsgeschichte / E. Th. Gaupp. – Breslau: Josef Max und Komp., 1826. – XVI, 354 s. – ND Aalen: Scientia Verlag, 1966. – XVI, 354 s.
48. Hasse, Cl.-P. Die Stadt Magdeburg von den Anfängen eines städtischen Rates um 1240 bis zur Ermordung Erzbischofs Burchards von Schraplau 1325 / Cl.-P. Hasse // Magdeburg. Die Geschichte der Stadt 805-2005 / Hrsg. von Matthias Puhle und Peter Petsch. – Dössel (Saalkreis): Stekovics, 2005. – S. 113–122.
49. Hucker, B. U. Die stadtsässigen Dienstleute Magdeburgs – Promotoren der Stadtfreiheit im 12. und 13. Jahrhundert / B. U. Hucker // Magdeburg. Die Geschichte der Stadt 805-2005 / Hrsg. von Matthias Üuhle und Peter Petsch. Dössel (Saalkreis): Stekovics, 2005. – S. 85–95.
50. Janicke, K. Mittheilungen aus der Magdeburger Schöppen-Chronik: ein Beitrag zur Kenntniss städtischen Lebens / K. Janicke. – Magdeburg: Heinrichshofen, 1865. – 57 s.
51. Lück, H. Der Magdeburger Schöffenstuhl als Teil der Magdeburger Stadtverfassung / H. Lück // Hanse Städte Bünde. Die sächsischen Städte zwischen Elbe und Weser um 1500 (=Magdeburger Museumsschriften 4/1) / Hrsg. von Matthias Puhle. – Magdeburg: Kulturhistorisches Museum, 1996. – S. 138–151.
52. Meuten, L. Die Erbfolgeordnung des Sachsenspiegels und des Magdeburger Rechts. Ein Beitrag zur Geschichte des sächsisch-magdeburgischen Rechts. Rechtshistorische Reihe. – Band 218. Frankfurt am Main u.a.: Peter Lang, 2000. – 351 s.
53. Rehme, P. Über Stadtbücher als Geschichtsquelle / P. Rehme. – Halle: Waisenhaus, 1913. – 32 s.
54. Schranil, R. Stadtverfassung nach Magdeburger Recht. Magdeburg und Halle (=Untersuchungen zur Deutschen Staatsund Rechtsgeschichte 125) / R. Schranil. – Breslau: Marcus, 1915. – XII, 379 s.
55. Stobbe, O. Geschichte der deutschen Rechtsquellen: 2 Bde. / O. Stobbe. – Braunschweig: Schwetschke, 1860–1864. – Bd. 1. – 1860.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты