Право на охрану здоровья и медицинскую помощь по законодательству Республики Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь по законодательству Республики Беларусь»
по дисциплине: «Юриспруденция»
2021
251.00 BYN
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь по законодательству Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Юриспруденция
Организация: 34-я Центральная районная клиническая поликлиника советского района, УЗ (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 История становления и развития сферы здравоохранения
1.2 Современное состояние законодательства о здравоохранении в Республике Беларусь
1.3 Государственные программы в сфере охраны здоровья населения
ГЛАВА 2 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
2.1 Правовая природа права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
2.2 Содержание права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь: виды и формы медицинских услуг
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ И ГАРАНТИИ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ НА ПРИМЕРЕ УЗ «34-Я ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА
3.1 Медицинская помощь населению в учреждении здравоохранения
3.2 Виды платных услуг, оказываемых учреждением
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья населения, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, отношения к своему здоровью как высшей ценности является одним из важнейших направлений общественного и национального развития. Она рассматривается как необходимая гарантия успеха всех проводимых социально-экономических реформ.
Здоровье – одна из важнейших составляющих жизни любого человека, потому что это первое необходимое условие успеха. Практически все аспекты жизни человека в многогранном обществе (будь то производственная и трудовая деятельность, образование, социально-экономическая, политическая, семейно-семейная, духовная сферы и т. д.) в основном определяется его уровнем здоровья.
Вопрос охраны и укрепления здоровья считается одним из самых сложных вопросов современности, который привлек внимание исследователей из различных областей знания. Достаточно сказать, что это согласуется с задачей, которую сегодня решает основная дисциплина. С юридической точки зрения этот вопрос актуален с точки зрения обеспечения права государства на охрану здоровья. Это и есть причина актуальности выбранной темы.
Конституция Республики Беларусь 1994 года заложила прочную основу правового регулирования социально-экономических и иных отношений во всех сферах жизни общества, в том числе охраны здоровья в сфере конституционного управления. Эта тенденция соответствует общей закономерности мирового конституционного развития, смене субъектов конституционного регулирования в их расширении, главным образом за счет общественных отношений. Эта тенденция имеет позитивное содержание, поскольку связана с изменением характера современных демократий–их социальной направленности.
Граждане Республики Беларусь имеют право на охрану здоровья, в том числе на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.
Право граждан на охрану здоровья в Республике Беларусь осуществляется на основании международных документов.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются нормативные акты, закрепляющие общие положения, а также характеризующие особенности реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Республике Беларусь, научная литература, статьи периодических изданий, правоприменительная практика в области оказания медицинской помощи.
Целью данного исследования является на основе комплексного изучения норм законодательства выявить характерные особенности правового регулирования реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Республике Беларусь.
Основные задачи исследования в рамках обозначенной цели сводятся к следующему:
– рассмотреть историю становления и развития сферы здравоохранения; – проанализировать современное состояние законодательства о здравоохранении в Республике Беларусь;
– охарактеризовать государственные программы в сфере охраны здоровья населения;
– изучить правовую природу права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
– исследовать содержание права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь: виды и формы медицинских услуг;
– охарактеризовать медицинскую помощь населению в учреждении здравоохранения;
– проанализировать виды платных услуг, оказываемых учреждением.
Теоретической и нормативной основой исследования послужили нормативно-правовые акты, применяемые при решении вопросов, касающихся особенностей реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Республике Беларусь, учебная литература, научные статьи.
Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие методы.
Диалектический метод предполагает независимое, всестороннее и полное изучение государственно-правовых явлений, рассмотрение существующих между ними связей и выяснение противоречий, оценка изучаемых явлений с позиций качества и количества и т.д.
Метод анализа призван разложить объект исследования на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно. В свою очередь, метод синтеза призван соединить отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.
Формально-юридический (он же догматический) метод предусматривает исследование юридических фактов и текстов, их интерпретацию в логической последовательности с использованием специальных юридических терминов и конструкций.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь, делаться на подразделы, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 История становления и развития сферы здравоохранения
История здравоохранения, на наш взгляд может быть представлена тремя этапами. Первый этап отражается дореволюционным периодом (до 1917 г.), советский период (до распада СССР 1991 г.) и постсоветский, т.е. современный этап развития правового регулирования здравоохранения (с 1992 по настоящее время). Данное деление имеет место быть, поскольку каждый из данных периодов имеет свои отличительные особенности. Дореволюционный период характеризуется зарождением правового регулирования здравоохранением, установлением контроля над видами здравоохранения и т.п. [1].
Советский период характеризует коренной перелом установленной системы здравоохранения, установлением новых принципов.
Постсоветский период характеризуется восстановлением независимого правового регулирования нашего государства, формированием новых современных подходов к регулированию медицинской деятельности и сопутствующих этому аспектов.
Рассматривая историю права с давних времен, можно заметить, что регулирование здоровья населения интересовало общество, так же как и другие сферы жизнедеятельности. Можно сказать, что нижеперечисленные акты положили начало к формированию нормативно-правовой базы регулирования здравоохранения:
- Правда Русская;
- Церковный Устав Владимира Святославича;
- Воинский Устав 1716 года;
- Указ Петра I от 14 августа 1721 года «Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям»;
- Указ Анны Иоановны от 24 декабря 1735 года «Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них Докторов и прочих Медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей»;
- Врачебный Устав;
- Устав лечебных заведений ведомства Министерства внутренних дел от 10 июня 1893 года[1].
Пищета А.Н. и Гончаров Н.Г. в своей работе так же провели исследование нормативной базы здравоохранения и выделили основные критерии для анализа нормативных правовых актов истории:
1. Разнообразие общественных отношений, урегулированных посредством норм изданного нормативно-правового документа.
2. Качественные изменения системы здравоохранения, происшедшие в результате появления рассматриваемого нормативно-правового акта.
3. Предопределенность последующего развития правового регламента сферы здравоохранения, обусловленного появлением на основе исследуемого нормативно-правового акта последующих документов, развивающих те или иные направления правового регулирования сферы здравоохранения [1].
В период Древней Руси и Московского государства вместо «сферы здравоохранения» и оказания «медицинской помощи» более уместно употреблять термин «врачевание». В указанный период времени врачевание регулируется двумя механизмами, которые регулировали отношения в обществе: светский и церковный. Это обосновывается тем, что с момента принятия христианства религиозные принципы регулирования отношений стали иметь существенное влияние на регулирование различных сторон общественных отношений. С X по XVI в. ключевую роль в законодательном закреплении врачевания имели два документа. К ним относятся как светский «Правда Русская», так и церковный – «Церковный Устав Владимира Святославича».
«Правда Русская» отмечается большинством ученых как первый акт законодательства Древней Руси, первым сводом писаного русского права. Нормы данного акта регулировали большинство сфер жизнедеятельности, не забыв и о медицинской стороне. Анализируя данный документ, необходимо отметить две статьи, представляющие интерес в аспекте рассматриваемых проблем.
«Правды Русской» имеется несколько редакций, нашему же анализу подверглась краткая редакция. Особое внимание стоит уделить ст. 2, в которой указано, что «или будет кровав или синънадражен, то не искати ему видока человека тому; аще не будеть на нем знаменианикотораго же, то ли приидеть видак; аще ли не можеть, ту тому конець; оже ли себе не можешь мостити, то взяти ему за обиду 3 гривня, а летцюмъзда» [2, c. 20].
Данная статья имеет прямое отношение к медицинской деятельности (мы не будем обращать внимание на то, что происходит оплата повреждений), так как там указано на то, что врачебная деятельность является оплачиваемой (оплата труда лекаря - летцюмъзда). Так как повреждения были причинены умышленно иным лицом, то такое лицо должно понести наказание – оплату услуг врача и возмещение ущерба.
ГЛАВА 2 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
2.1 Правовая природа права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
Анализируя законодательство в сфере охраны здоровья, мы наблюдаем, что существующие законодательные акты не в полной мере отражают организацию медицинской помощи и всей системы здравоохранения, в том числе организацию деятельности медицинских учреждений.
Например, рассматривая регулирование деятельности Фонда обязательного медицинского страхования, которое должно осуществляться с помощью законов, мы наблюдаем, что норм, составляющих основу правовой базы и регулирующих деятельность этого фонда, недостаточно, так как в действительности указанный Фонд осуществляет полномочия, характерные для государственного органа, а не учреждения.
В странах СНГ также идет законотворческий процесс, в сфере охраны здоровья.
Например, 01 декабря 2017 г. в Кыргызской Республике внесены изменения в закон «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике». Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны здоровья граждан в Кыргызской Республики, обязательные для исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами [44].
В Республике Казахстан принят кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193-IV, регламентирующий общественные отношения в области здравоохранения в целях реализации конституционного права граждан на охрану здоровья [45].
Вместе с тем реализация конституционного права граждан на охрану здоровья исторически сталкивалось со многими проблемами, которые создавали серьезные преграды для его реализации. Решение проблем в реализации прав граждан в сфере охраны здоровья повлияло на структурные изменения в системе здравоохранения, которые направлены на обеспечение вопросов по реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В области здравоохранения существенными проблемами являются решение вопросов по защиты лиц, которые страдают социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, проблемам донорства тканей и органов. Решение этих вопросов будет существенно влиять на усиление правовой базы, поэтому, на законодательном уровне необходимо приведение в соответствие с Конституцией и законами отдельных терминов и понятий. В связи с этим возникла необходимость по внесению изменений или разработке новых законов, направленных на реализацию прав граждан в сфере охраны здоровья [46, с.17].
Особую значимость на современном этапе развития общества приобретают меры:
– по социальной и правовой защите граждан в сфере охраны здоровья,
– по закреплению на государственном уровне гарантий на защиту граждан в случае утраты здоровья,
– по закреплению в законах мер ответственности граждан за сохранение и укрепление здоровья своих детей, своего здоровья и окружающих лиц,
– по усилению ответственности медицинских работников за качество и эффективность оказания медицинской помощи,
– по созданию условий для обеспечения эффективной профилактики, диагностики и лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья граждан [46, с.17].
Таким образом, на всех уровнях продолжается законотворческая деятельность органов государственной власти, в результате которой осуществляется пересмотр устаревших норм и введение новых, более прогрессивных и действенных норм в законодательных актах, регулирующих систему здравоохранения.
Вновь вступившие в законную силу законодательные акты в сфере охраны здоровья граждан не должны противоречить Конституции Республики Беларусь и нормам международного права. Центральное место в системе здравоохранения занимает Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», который возглавляет данную область. Остальные законы и подзаконные акты действуют и применяются в соответствии с этим законом.
В своей совокупности законы и нормативные правовые акты составляют систему здравоохранения. Такая форма систематизации законов и иных нормативных актов, регулирующих одну из важнейших областей общественных отношений.
На основе анализа законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны здоровья граждан, можно выделить две группы:
– законодательные акты, регулирующие широкий спектр вопросов, которые влияют на большинство институтов здравоохранения;
– законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы, касающиеся более узкой специализации [47, с.53].
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ И ГАРАНТИИ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ НА ПРИМЕРЕ УЗ «34-Я ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА
3.1 Медицинская помощь населению в учреждении здравоохранения
С момента образования суверенного государства в Республике Беларусь (1991 г.) социальная направленность государственной политики базируется на принципе обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Основной целью государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения является создание условий, в которых каждый может реализовать свое право на охрану здоровья.
Согласно Закону Республики Беларусь «О здравоохранении», здравоохранение является отраслью государственной деятельности, целью которой является организация и предоставление населению доступных медицинских услуг [19].
Основной целью системы здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение каждого человека единым стандартом социального медицинского обслуживания независимо от места его проживания.
Национальными социальными стандартами в области здравоохранения являются:
– стандарты, предусмотренные для бюджета расходов на здравоохранение каждого резидента;
– стандарты оказания первичной медицинской помощи врачам;
– нормативы численности населения на стационарные койки;
– стандарты доступности аптек;
– стандарты оказания скорой медицинской помощи [56, с. 49].
В Республике Беларусь реализуются территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, определяющие социальные обязательства государства по виду, структуре и количеству оказываемой населению бесплатной медицинской помощи.
Сельское население в региональных центрах и пригородных районах имеет право на доступ к медицинским услугам, предоставляемым городскими организациями здравоохранения.
Обеспечение социального равенства является ключевым условием разработки, осуществления и оценки государственной политики, направленной на поддержание и укрепление здоровья.
Основные направления национальной политики в области здравоохранения:
– приоритетность профилактических мероприятий, основанных на формировании здорового образа жизни;
– качество и доступность медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение;
– санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и его будущих поколений[57].
Принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются:
– создание условий для поддержания, укрепления и восстановления здоровья населения;
– обеспечение предоставления медицинских услуг, в том числе лекарственных средств;
– приоритеты превентивных мер;
– приоритеты развития первичной медико-санитарной помощи;
– в соответствии с законодательством Республики Беларусь приоритетное внимание уделяется оказанию медицинских услуг, в том числе лекарственным средствам, несовершеннолетним, беременным, роженицам и женщинам в послеродовом периоде, инвалидам и ветеранам;
– обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия людей и их будущих поколений;
– формировать ответственное отношение к защите населения, укреплять и восстанавливать свое здоровье и здоровье окружающих;
– ответственность национальных учреждений и организаций за состояние общественного здравоохранения;
– ответственность нанимателя за здоровье работника [19].
Здравоохранение в Республике Беларусь включает в себя:
– национальная система здравоохранения;
– неправительственная организация;
– иные организации, осуществляющие медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
– индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
Здравоохранение-это система социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на охрану и улучшение здоровья населения. Комплексность этих мероприятий направлена на профилактику и лечение заболеваний, обеспечение здоровых условий труда, высокой работоспособности и активного долголетия человека.
Правовое регулирование охраны здоровья населения является одним из приоритетных направлений развития здравоохранения. Развитие национального законодательства в области охраны здоровья является одним из основных направлений развития отечественного здравоохранения, так как законодательное обеспечение отражает национальную политику в этой области.
Приведенный выше анализ показывает, что существуют значительные различия в финансовых и организационных механизмах и инструментах реализации политики общественного здравоохранения. В то же время главной целью любой национальной системы здравоохранения является сохранение и укрепление здоровья населения.
В настоящее время основным стратегическим направлением национальной политики в области здравоохранения остается обеспечение приоритетного внимания охране жизни и здоровья населения, снижению смертности и увеличению продолжительности жизни.
Для достижения целей, поставленных перед системой здравоохранения, существует большое количество отраслевых законов. Самым основным из них является Закон Республики Беларусь «О здравоохранении».
Медицинские услуги-это профессиональная деятельность исполнителей-субъектов со специальной правоспособностью, осуществляемая им в тесном взаимодействии с пациентами, являющимися потребителями таких услуг, направленная на удовлетворение потребностей пациентов в диагностике, профилактике или лечении заболеваний.
Основные виды медицинской помощи: первичная медицинская санитарная помощь (включая доврачебную помощь); врачебная и специализированная медицинская помощь (включая высокотехнологичную медицинскую помощь); скорая, в т. ч. скорая специализированная помощь; паллиативная медицинская помощь.
Медико-социальная помощь – вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента хронических заболеваний, требующих постоянного круглосуточного медицинского наблюдения и ухода и не требующих интенсивного оказания медицинской помощи.
Паллиативная медицинская помощь – вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента неизлечимых, ограничивающих продолжительность жизни заболеваний, требующих применения методов оказания медицинской помощи, направленных на избавление от боли и облегчение других проявлений заболеваний, когда возможности иных методов оказания медицинской помощи исчерпаны, в целях улучшения качества жизни пациента.
Первичная медицинская помощь – основной вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента наиболее распространенных заболеваний, при беременности и родах, при проведении диагностики и медицинской профилактики.
Специализированная медицинская помощь – вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента заболеваний, требующих применения специальных методов оказания медицинской помощи.
Высокотехнологичная медицинская помощь – вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента заболеваний, требующих применения новых, сложных, уникальных, а также ресурсоемких методов оказания медицинской помощи, основанных на современных достижениях медицинской науки и техники и имеющих высокую клиническую эффективность.
То есть главная особенность оказания услуг медицинского характера заключается в отсутствии обязательного овеществленного результата, а также, одновременно, в возможности наличия такого результата в отдельных случаях. При этом возникновение материального результата медицинской услуги происходит, обычно, в тех случаях, когда такой результат выступает в качестве конечной цели оказываемой услуги.
Сегодня широко применяются «профессиональные стандарты», регламентирующие профессиональную деятельность врача, однако это не исключает возможности некачественного оказания медицинской услуги. И только в условиях наличия развитого правового поля в этой области можно соблюсти права потребителей медицинских услуг в полном объеме. Пока что можно констатировать несостоятельность белорусского законодательства в области медицинских услуг.
Принятие в области здравоохранения такого числа нормативных актов является значимой предпосылкой для разработки кодифицированного нормативного правового акта, который обеспечит полное системное регулирование общественных отношений в области здравоохранении, и куда в виде отдельных разделов могут быть включены положения вышеперечисленных специальных законов.
1. Пищита А.Н., Гончаров Н.Г.. Эволюция правового регулирования здравоохранения / А.Н. Пищита, Н. Г. Гончаров // Историко-правовые аспекты, 2007. – Режим доступа: http://medic.social/sistemyi-zdravoohraneniya-organizatsiya/bibliograficheskiy-spisok31586.html. – Дата доступа: 23.04.2021.
2. Чистяков, О.И. Отечественное законодательство XI - XX веков. Часть 1 (XI-XIX век) / О.И. Чистяков. – М.: Юрист, 1999. – 620 с.
3. Памятники русского права. Вып. 1. Памятники права Киевского государства. – М.: Госюриздат, 1952. – 782 с.
4. Сергеева, Т.В. Место и роль Краткой Правды в правовом регулировании общественных отношений / Т.В. Сергеева // Вестник СПб. Университета. Сер 6. – 1998. – № 2. – С. 95-107.
5. Соколовский, М. Характер и значение деятельности Аптекарского Приказа / М. Соколовский. – СПб., 1904. – 372 с.
6. Православное церковное сопротивление в СССР. Биографический справочник. 1927-1988. – Москва: Российская политическая энциклопедия, 2013. – 947 с.
7. Стеценко, С.Г., Пищита, А.Н. Очерки медицинского права / С.Г. Стеценко, А.Н. Пищита. – М.: ЦКБ РАН, 2004. – 409 с.
8. Самойлов, В.О. История российской медицины / В.О. Самойлов. – М.: Эпидавр, 1997. – 235 с.
9. Книга Устав Воинский. – СПб., 1716. – 311 с.
10. Книга Устав Морской. – СПб., 1720. – 342 с.
11. Указ Петра Великого от 14 августа 1721 года «Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям» // ПСЗ. – СПб., 1830. – Т. VI. – № 3811.
12. Указ Анны Иоановны от 24 декабря 1735 года «Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них Докторов и прочих Медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей» // ПСЗ. – СПб., 1830. – Т. IX. – № 6852.
13. Устав Врачебный // Свод Законов Российской Империи. –Том XIII. – СПб., 1905.
14. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О профессиональной работе и правах медицинских работников» // Собр. Узаконений и Распоряжений РКП. – 1924. – № 88. – Ст. 892
15. Громов, А.П. Права, обязанности и ответственность медицинских работников / А.П. Громов. – М.: Медицина, 1976. – 218 с.
16. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1969. – № 52. – Ст. 466.
17. Артемьев, Ф.А. Правовые аспекты организации здравоохранения в СССР: учебное пособие / Ф.А. Артемьев. – М., ЦОЛИУВ, 1979. – 208 с.
18. Конституция Республики Беларусь: 15 марта 1994 г., с измен, и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. О лекарственных средствах : Закон Респ. Беларусь от 26 июля 2006 г. № 161-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. О донорстве крови и ее компонентов : Закон Респ. Беларусь от 30 нояб. 2010 г. № 197-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. О трансплантации органов и тканей человека: ЗаконРесп. Беларусь от 4 мар. 1997 г. № 28-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
23. О санитарно-эпидемическом благополучии населения : Закон Респ. Беларусь от 7 янв. 2012 г. № 340-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
24. О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах : Закон Респ. Беларусь от 13 июля 2012 г. № 408-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС : Закон Респ. Беларусь от 6 янв. 2009 г. № 9-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
26. Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
27. Государственная программа развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28. Об утверждении Инструкции о порядке оказания социально-медицинских услуг государственными организациями здравоохранения : постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 10.01.2013 г. № 3 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
29. Об утверждении Положения об особенностях формирования и использования внебюджетных средств, полученных от оказания платных медицинских услуг, в государственных учреждениях здравоохранения: постановление Совета министров Республики Беларусь от 30 ноября 2016 года № 982 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
30. Об установлении нормативов кадрового обеспечения в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета : постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 21 декабря 2007 г. № 184 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
31. О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. №14 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
32. О порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения: постановление Совета министров Республики Беларусь от 10 февраля 2009 г. №182 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
33. Услуги здравоохранения в системе национальной экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] // БГЭУ. – Режим доступа: http://bseu.by:8080/bitstream/edoc/70607/1/Grintsevich_P._S..pdf.
34. Решеников, А.В. Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для вузов / А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 303 с.
35. Государственное регулирование рынка медицинских услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010_2/kucherjavenko_gos.htm.
36. Колосницина, М.Г. Экономика здравоохранения / М.Г. Колосницина, И.М. Шейман, С.В. Шишкин. – М., Высшая школа Экономики, 2014. – 480 с.
37. Стародубов, В.И., Щепин, О.П. Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство / В.И. Стародубов, О.П. Щепина. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2015. – 624с.
38. Вялков, А.И., Кучеренко, В.З. Управление и экономика здравоохранения: уч. Пособие / А.И. Вялков, В.З. Кучеренко. – 3-е изд. доп. – М.: ГЭОТАРМедиа , 2015. – 664 с.
39. Краткая информация о реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/upload/dadvfiles/Краткая%20информация%20по%20ГП%20ЗН%20и%20ДБ%202.pdf.
40. Государственная программа развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/upload/dadvfiles/158370.RTF.
41. Основные характеристики государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/ministerstvo/gosudarstvennye-programmy/osnovnye-kharakteristiki-gosudarstvennoy-programmy-po-preodoleniyu-posledstviy-katastrofy-na-chernob.php.
42. Здоровье-2020 – основы европейской политики и стратегия для XXI века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-policy/health-2020-the-european-policy-for-health-and-well-being.
43. Информатизация выходит на новый уровень [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medvestnik.by/ru/officially/view/informatizatsija-vyxodit-na-novyj-uroven-16400-2017/.
44 Закон Кыргызской Республики «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике» от 9 января 2005 года № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg.
45. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2018 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://online.zakon.kz.
46. Акопян, А.С. Здравоохранение: от теории до практики / А.С. Акопян // Государственная служба. – 2017. – №3(13). – С.16-25.
47 Семенов, В. Ю. Организация управления здравоохранением. Аналитический доклад / В.Ю. Семенов. – М.: Проспект, 2019. –124 с.
48. Холостова, Е. И. Социальная политика : учебник для СПО / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 395 с.
49. Агиевец, С.В. Право на сохранение врачебной тайны и проблемы его реализации / С.В. Агиевец // Проблемы законности и правопорядка в Республике Беларусь: Материалы респ. науч.-практ. – Новополоцк: ПГУ, 2015. – 445 с.
50. Агиевец, С.В. Правовые проблемы медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста / С.В. Агиевец // Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства: материалы междунар. науч.- практ. конф., Минск, 30-31марта 2016 г.– Минск, 2016. – 451 с.
51. Азаров, А. В. Обеспечение и защита прав граждан при оказании медицинской помощи / А.В. Азаров. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 192 c.
52. Глушанко, B.C. Общественное здоровье и здравоохранение: курс лекций / В.С. Глушанко. – Витебск: Издателвство: ВГМУ, 2017. – 359 с.
53. Развитие социального обслуживания населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/gosudarstvennaya-socialnayapodderzhka.
54. Буянов, В.М. Первая медицинская помощь / В. М. Буянов. – М.: Медицина, 2016. –194 с.
55. Антоненкова, Н.Н. Организационная структура, виды и объемы оказания паллиативной медицинской помощи пациентам с онкологической патологией в Республике Беларусь / Н.Н. Антоненкова // Онкологический журнал. – 2016. – №3 (27). – С. 9-20.
56. Маргулян, Я. А. Основы социального государства : учеб. пособие / Я. А. Маргулян. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 178 с.
57. Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/.
58. Булыга, К.А. Финансирование расходов на здравоохранение в Республике Беларусь / К.А. Булыга // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития : материалы VIII Международной научно-практической конференции студентов (Минск, 16-17 апреля 2017 г.). – Минск : РИВШ, 2017. – С. 51-52.
59. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int.
60. Жуков, В.И. Основы социальной политики: учебник / В. И. Жуков. – М. : Изд-во РГСУ, 2017. – 456 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты