Мировой рынок информационных услуг: тенденции развития и особенности участия Республики Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Мировой рынок информационных услуг: тенденции развития и особенности участия Республики Беларусь»
по дисциплине: «Мировая экономика»
2021
84.00 BYN
Мировой рынок информационных услуг: тенденции развития и особенности участия Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Мировая экономика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе имеется только 3 глава.
Поделиться
3 Перспективы развития белорусского рынка информационных услуг в рамках глобализации экономики
3.1 Информационный рынок Республики Беларусь и этапы его
формирования
3.2 Проблемы и перспективы развития рынка информационных услуг в Республике Беларусь
Список использованных источников
3 Перспективы развития белорусского рынка информационных услуг в рамках глобализации экономики
3.1 Информационный рынок Республики Беларусь и этапы его формирования
С конца 20 века в мировой экономике произошли значительные изменения, связанные с глобализацией рынков и либерализацией международной торговли в целом. Они приводят к снижению ценности конкурентных преимуществ низшего порядка: дешевой рабочей силы, относительно дешевой электроэнергии, доступности полезных ископаемых и т. д.
Все большее значение приобретают конкурентные преимущества высокого уровня: потенциал и способность стран развивать высокотехнологичные отрасли с использованием самых современных информационных технологий, производить и экспортировать товары с более высокой степенью обработки и с содержанием интеллектуальной составляющей. Эти технологии и производства конкурентоспособны и могут положительно повлиять на реструктуризацию национальной экономики, на устойчивость долгосрочного экономического роста и на эффективное развитие внешнеэкономических связей.
Стабильность экономического роста и конкурентоспособность национальной экономики каждой страны, занятость и качество жизни населения во многом зависят от способности и способности государства широко применять новые информационные технологии в своей экономической, социальной и внешней политике. Сегодня информационные технологии становятся важнейшим инструментом научного, технического и социально-экономического развития общества, играя важную роль в ускорении процессов приобретения, распространения и использования новых знаний. Влияя на качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии повышают уровень и качество самой жизни.
Белорусское законодательство в сфере ИКТ, его развитие и совершенствование с учетом международного опыта позволяет говорить о наличии благоприятной правовой базы для ведения электронной коммерции и серьезной правовой базы, на которой строятся гражданско-правовые отношения между юридическими лицами, как белорусскими, так и зарубежными.
Особое значение имеют Закон Республики Беларусь «Об электронных документах» (2000 г.), Распоряжение Президента Республики Беларусь о создании межгосударственного центра электронной торговли в Минске (от 15 января 1999 г. № 09 / 124 - 18 П 94) и соответствующие распоряжения Совета Министров Республики Беларусь (от 20.08.1999 г. №35 / 102-583, от 25.09.1999 г. №35 / 310-280, от 29.10.1999 г. 35 / 224-1575) [35, с. 29].
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении мер по созданию условий для развития экспорта Республики Беларусь на 2002 год» №1. 1819 от 17 декабря 2001 г. содержит более 10 основных положений по использованию информационных технологий в сфере экономической деятельности и внешней торговли.
В этот перечень должно быть включено постановление Совета Министров о формировании информационных ресурсов на базе системы «Телеинтернет» и использовании этих ресурсов для развития электронной коммерции.
Отсюда следует, что основной характеристикой нового этапа применения информационных технологий в национальной экономике является организация взаимодействия различных информационных систем на основе общей правовой базы и государственных руководящих принципов для максимального использования экспорта. потенциал республики.
Формирование правовой базы электронного бизнеса находится в стадии разработки. Хотя в январе 2000 года был принят Закон об электронных документах и цифровых подписях, который создает основу для использования электронных подписей и электронных платежей, обращение электронных документов в Республике Беларусь по-прежнему ограничено.
Правительство Беларуси способствует реализации потенциала Интернета и привержено поддержке этой области. В 2001 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке развития и экспорта информационных технологий» (от 3 мая 2001 г. № 234), на основании которого Научно-технологическое объединение «Национальный инфопарк» создан в декабре 2001 года. Члены инфопарка - разработчики информационных технологий и программных продуктов - освобождены от налогов, комиссионных и других платежей (кроме 5% подоходного налога и обязательных взносов в фонды социального страхования) [24, с. 52].
Существенным фактором является наличие государственной системы оперативного распространения правовой информации, реализуемой Национальным центром правовой информации, и создание государственного Интернет-портала правовой информации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь.
Стандарты активно разрабатываются для защиты информации и обеспечения интернет-торговли. В Государственном центре информационной безопасности при Президенте Республики Беларусь есть оперативные шаблоны защищенной электронной подписи.
3.2 Проблемы и перспективы развития рынка информационных услуг в Республике Беларусь
Проблема эффективного развития информационной экономики на современном этапе имеет недостаточную научную проработку, хотя реальные темпы роста экономики информации в Республике Беларусь набирают обороты. В настоящее время 95 % оборота интернет-платежей в Республике Беларусь приходится на сферу услуг. Более 50 % занимает обслуживание депозитов, услуги мобильной связи и коммунальные платежи. К числу перспективных направлений развития экономики информации относятся IT-сфера, авиаперевозки, туризм, гостиничный сервис. Современная экономическая теория фактически не учитывает информационный аспект взаимодействия хозяйствующих субъектов, деятельность которых направлена на сферу распределения и производства. В связи с этим она не располагает адекватными механизмами управления информационной экономикой. Одной из первостепенных задач формирования информационной экономики в Республике Беларусь является развитие электронной торговли по следующим направлениям: государственные закупки; оптовая и розничная торговля; упрощение транспортных процедур.
Большое значение для Республики Беларусь имеет интернет эквайринг, предоставляющий возможность безналичного расчета для держателей пластиковых карт отечественных и зарубежных банков. В Республике Беларусь более активному развитию информационной экономики мешает ряд причин:
- фактор недоверия и непривычности оплаты различных товаров через электронные платежные системы среди массового населения;
- существующие проблемы контроля над трансакциями;
- различный уровень безопасности электронных платежных систем;
- отсутствие достаточно развитых инфраструктур, в частности, инфра-структуры связи.
Характерной особенностью работы на белорусском рынке является низкий уровень информирования о внедрении информационных технологий. Развивающимся компаниям необходимы актуальные данные и прогнозы о состоянии рынка, которые практически отсутствуют. Компаниям приходится производить собственные оценки и исследования, однако этого недостаточно. В Республике Беларусь необходимо развивать информационную экономику посредством ряда эффективных мер: улучшение качества коммуникационных сетей и электронных платежных систем; внедрение и развитие интернет-эквайринга; реализация Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2016-2022 годы; внедрение автоматизированной информационной системы «Контроль движения товаров в интернет-магазинах». Информационная торговля не является универсальным механизмом для создания поступательной и жизнеспособной экономики. Однако ее развитие сегодня является необходимым условием для перехода к качественному, высокоэффективному производству и потреблению.
По показателю относительных расходов на социальные нужды Республика Беларусь опережает Российскую Федерацию: по данным Министерства финансов Республики Беларусь, в 2017 году доля затрат на социальную сферу составила 58,9% расходов бюджета. Рост бюджетных расходов на оплату труда, пенсии и стипендии является одним из приоритетных направлений белорусской бюджетной политики. Таким образом, по социальным программам Республика Беларусь вплотную приближается к развитым странам, что служит важной предпосылкой построения современной антропогенно-ориентированной информационной экономики.
Антропогенная направленность информационной стратегии государственного развития должна базироваться на двух ключевых показателях: уровне расходов на систему образования и наукоемкости ВВП (соотношения государственных расходов на науку к валовому внутреннему продукту). Данные показатели могут быть положены в основу отдельной социо-информационной тенденции развития - роста значимости системы образования и макроэкономической наукоемкости.
Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года, в 2016-2020 гг. ставится цель - перехода к качественному сбалансированному росту экономики на основе ее структурно- институциональной трансформации с учетом принципов «зеленой» экономики, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности государства и качества жизни населения. В 2021-2030 годы главная цель – поддержание стабильной устойчивости развития, в основе которой рост духовно- нравственных ценностей и достижение высокого качества человеческого развития, ускоренное развитие наукоемких производств и услуг, дальнейшее становление «зеленой экономики» при сохранении природного капитала.
В Республике Беларусь наукоемкость ВВП составляет 0,46%. Это значительно ниже наукоемкости государств - лидеров информационного развития (Швеции, Финляндии, Японии, США)-2-2,5 % [22].
Национальный статистический комитет Республики Беларусь ежегодно издает сборник «Информационное общество в Республики Беларусь» в августе. В сборнике размещены данные об использовании информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) коммерческими организациями, организациями – резидентами Парка высоких технологий, содержатся отдельные статистические показатели, характеризующие использование ИКТ домашними хозяйствами.
1 Абламейко, М.С. Задачи совершенствования правовых норм в сфере предоставления информационных услуг / М.С. Абламейко, В.Ю. Липень // Технические средства защиты информации : тез. докл. IX Белорусско- российской науч.-техн. конф., Минск, 28–29 июн. 2011 г. / Белорус. гос. ун-т информ. и радиоэл. ; редкол.: Л.М. Лыньков [и др.]. – Минск, 2011. – С. 18–19.
2 Багриновский, С. Особенности iорганизации и функционирования информационной экономики / С. Багриновский – М., 2003. – С. 129-134.
3 Баранов, А.М. Информационная экономика и трансформация стратегий развития Беларуси: монография / Баранов А.М. – Гомель.: ЦИИР, 2010. — 174 с.
4 Баранов, А. М. Эволюция теории информации в современной социоэкономической системе / А.М. Баранов // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. – 2010. – № 2. – С. 11– 18.
5 Бранский, В.П. Глобализация и синергетический историзм / В.П. Бранский, С.Д Пожарский – СПб.: Политехника, 2004. – С. 11.
6 Давыденко, Е. Аутсорсинг информационных iтехнологий Республики Беларусь / Е. Давыденко // Банкаўскi веснiк. – 2012. – № 19 (564). – С. 26– 30.
7 Джеева, Г. В. Анализ современного состояния российского рынка ИКТ / Г.В. Джеева // Актуальные вопросы современной экономической науки: материалы VIIМеждунар. науч. конф., Российская Федерация, г. Липецк, 26 ноября 2011 г. / Отв. ред. А.В. Горбенко. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2012. – С. 16–20.
8 Заходякин, И. В. Постиндустриальная экономика — что значит это понятие в современном мире? / И. В. Заходякин // Креативная экономика. — 2008. — № 1 (13). — С. 97–100
9 Информационное общество в Республике Беларусь: статистический сборник / Ред. колл.: И.С.Кангро, Ж.Н.Василевская, Е.И.Кухаревич и др. – Минск 2017. – 506 с.
10 Кастельс, М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, – 2000. – 608 с.
11 Ковалев, М.М. Беларусь на мировомi ИКТ – iрынке. Цифры, факты и прогнозы / М.М. Ковалев // Веснiк сувязi. – 2016. – №1 (135). – С. 11–14.
12 Ковалѐв, М.М. Оценка готовности Республики Беларусь к информационному обществу / М.М. Ковалев, О.И. Лаврова // Веснік сувязі. – 2011. – № 1. – С. 39–44.
13 Корнейчук, Б. В. Информационная экономика: учеб. пособие / Б.В. Корнейчук. – СПб.: Питер, 2010. – 400 с.
14 Лаврова, О. Экспортные возможности Республики Беларусь на мировом рынке ИКТ-услуг / О. Лаврова / Банкаускi веснiк.— красавiк 2016. — С.46-51.
15 Лемещенко, П.С Информационнаяi экономика и электронная торговля: политико- экономическая оценка / П.С. Лемещенко // Веснік БДУ. – Минск: БГУ. – Сер.3. – 2001. – № 3. – С. 93–97.
16 Лемещенко, П.С. Политэкономия инновационного развития, или к фундаментальной загадке капитала / П.С. Лемещенко // Наука и инновации. – 2008. –№ 1. – С. 42 – 51.
17 Лемещенко, П.С. Современная политическая экономия: Учебное пособие / Т.И. Адамович, С.А. Бородич, П.С. Лемещенко. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 472 с.
18 Лемещенко, П.С. Современная экономическая наука: в поисках лучшей теории / П.С. Лемещенко. – Минск, 2011. – 354 с.
19 Лобза, Е.В. Оценка инновационного потенциала через призму индикаторов развития информационногоi общества и экономики знаний / Е.В. Лобза, Д.О. Бортвин, Р.Р. Хасаншин // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2010. – № 1 (27). – C.40 – 46.
20 Нижегородцев, Р.М. Научно-техническая информация и рынок: основы информационной экономики / Р.М. Нижегородцев [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.mirkin.ru. – Дата доступа: 05.10.2017.
21 О Парке высоких технологий: Декрет Президента Республики Беларусь от 03 ноября 2014 г., № 4 / Нац. Правовой интернет - портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravо.by.
22 Официальный сайт БелТа // http://www.bеlta.by/.
23 Официальная статистика Республики Беларусь // https://www.belstat.gov.by/.
24 Сафиулин, А. Р. Особенности информации и знаний в «Умной» экономике / А. Сафиулин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Экономика и право. — 2012. — № 1.
25 Скворцова, Ю.М. Институционализация рынка телекоммуникационных услуг / Ю. М. Скворцова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. - № 14. – С. 128 – 132.
26 Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы: утв. на заседании Президиума Совета Министров от 03.11.2015г., № 26. / Нац. Правовой интернет - портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravо.by. – Дата доступа: 09.10.2017.
27 Стрельцов, М. А. Информацияi как редкое благо в сетевой экономике / М. А. Стрельцов // Креативная экономика. — 2011. — № 3 (51). — С. 139 –142.
28 Эрроу, К. Информация и экономическое поведение / К. Эрроу // Вопросы экономики. – 2005. – № 5. – С. 30–42.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе имеется только 3 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты