Особенности нравственного сознания подростков с разным социометрическим статусом в учебном классе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности нравственного сознания подростков с разным социометрическим статусом в учебном классе»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
251.00 BYN
Особенности нравственного сознания подростков с разным социометрическим статусом в учебном классе
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогическая психология
Организация: Лельчицкой средней школы №2, ГУО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк социометрической матрицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланк методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк теста нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Социометрическая матрица 9 «А» класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Статистическая обработка данных методики «Социальные установки» О.Ф. Потемкиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты теста нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Статистическая обработка результатов теста нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Комплекс занятий для подростков по формированию нравственного сознания.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
1.1 Особенности становления личностных особенностей в подростковом возрасте
1.2 Понятие социометрического статуса в коллективе
1.3 Нравственное сознание как психологический феномен
1.4 Методы формирования нравственного сознания в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей нравственного сознания подростков с разным социометрическим статусом в учебном классе
2.3 Программа формирования нравственного сознания подростков
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (ст.18 Воспитание в системе образования) целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося, задачи воспитания включают:
- формирование гражданственности, патриотизма и нравственного самосознания на основе государственной идеологии;
- подготовка к самостоятельной жизни и труду;
- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры.
В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. обозначено, что духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры. Современная система школьного образования, создает тенденцию активного поиска нового содержания, путей, средств, форм и методов совершенствования нравственного воспитания. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации белорусского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в Беларуси, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Перед образовательной организацией ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, ведь именно она может сделать это наиболее системно, последовательно и глубоко. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности подростка. Подростковый возраст – это период формирования интимно-личностных отношений и становления личности. В данный период происходит образование сферы самосознания и обретение мировоззренческой позиции. Однако в психологии обращается недостаточно внимания изучению влияния изменившегося контекста детства на характер формирования основ нравственности у подростков. Мало изученными являются психолого-педагогические факторы формирования нравственных установок школьника. Важнейшей составляющей частью формирования нравственного сознания у человека, в том числе у ребенка, является любовь к родному краю. Первооснову воспитания любви к родному краю у детей подросткового возраста составляет привязанность и любовь к родным людям и ближайшему окружению. Формирование любых нравственных чувств, в том числе и любви к ближнему, у детей подросткового возраста базируется на развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Я.Л. Морено указывал на то, что социометрический статус представляет собой свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в ней, т.е. определенным образом соотносится с другими элементами, что в свою очередь будет оказывать непосредственное влияние на взаимодействие людей в группе [28, с. 16]. При этом социометрический статус необходимо рассматривать как минимум в двух аспектах: формальном и неформальном. Формальный аспект, или критерий социометрического статуса связан с такими межличностными отношениями в группе, которые связаны с выполнением заданных из вне ролей и функций, исполнением должностных обязанностей. Неформальный аспект связан в большей степени реализацией межличностных отношений вне структуры организации, например, досуговой деятельностью. В качестве личностных особенностей нами были рассмотрены следующие характеристики: жизненные стремления личности, параметры временной перспективы. В качестве социально-психологических особенностей мы проанализировали установку на удовлетворенность процессом трудовой деятельности, ценностные ориентации детей подросткового возраста. Одна из основных проблем подросткового возраста — проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств, социальных установок, нравственного сознания.
Степень разработки проблемы.
Актуальность и необходимость работы по формированию нравственного сознания детей подросткового возраста отражена в работах зарубежных и отечественных исследователей: Д.Б. Эльконина, И.Ф. Харламова, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.И. Волковой, И.А, Зимней, Г.А. Никулиной и др.
Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на «старые» проблемы. Педагоги-ученые, Г.А. Никулина, И.С. Марьенко и другие считают, что начинать воспитание нравственных чувств необходимо с отношения к себе как к личности, к семье, к ее традициям, к родной культуре. Проблемы содержания, динамики и компонентов нравственной сферы детей подросткового возраста поднимались и исследовались в работах Л.И. Божович, А.И. Довгунь, Л.С. Выготского. Исследователи личности ребенка подросткового возраста М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.Е. Игнатьева подчеркивали, именно в подростковом возрасте развиваются нравственные чувства и нравственное сознание.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
1.1 Особенности становления личностных особенностей в подростковом возрасте
В отечественной науке подростковый возраст, который является переходным этапом от детства к периоду взрослости, анализируется как отдельный и самостоятельный этап психического процесса развития. В этом возрасте принято выделять ряд подэтапов: ранний, средний, а также старший подростковый возраст. На данном возрастном этапе подросток находится на пути к вступлению во взрослую жизнь. Для этого возраста характерно первичное формирование профессионального самоопределения. Кроме того на этом этапе происходит закономерное усиление значимости имеющихся внутренних ценностей, однако подростки часто подвержены оказанию внешнего воздействия. В связи с тем, что активно развивается самосознание, у подростка становится более сложным отношение к собственной личности. Например, на этапе раннего подросткового возраста суждения были категоричны, то к старшему подростковому возрасту эти суждения более дифференцированы.
Динамика непрерывного процесса развития подростков детерминирована рядом условий. В частности, это специфика общения с близким окружением, которое оказывает значимое влияние на развитие. Уже на этапе перехода к юношескому возрасту может формироваться специфический усиленный интерес к взаимодействию со взрослыми. Позже с возрастом данная тенденция усиливается [21, с. 44].
В случае благоприятных условий взаимодействия в семье после прохождения подросткового возраста – и благоприятной реализации этапа отделения от взрослых – в основном происходит восстановление эмоциональных взаимодействий с родителями, причем эти контакты происходят на более высоком, и самое важное, на более осознанном уровне [22, с. 17].
Рассмотрим психологические особенности в подростковом возрасте. Это прежде всего – высокая импульсивность, чувствительность, эмоциональная лабильность, психическая неустойчивость, стремление к самоутверждению, низкий самоконтроль подростков. Однако, наряду с этим, современным подросткам присуща затруднённость в контактах, замкнутость, враждебность, готовность к риску в стрессовых ситуациях. Возможно, замкнутость и затруднённость в социальных контактах у детей подросткового возраста связаны с нерешённостью этих же проблем в младшем школьном возрасте.
Подростковый возраст – единственный из самых сложных этапов развития человека. Невзирая на относительную кратковременность, он фактически во многом предопределяет всю последующую жизнь человека. Не иначе как в отроческом возрасте главным образом происходит формирование характера и других основ личности [2, с. 64].
Важной характерной особенностью подросткового возраста является активное саморазвитие личности. Единицей проведения анализа процесса саморазвития личности является непосредственный акт осознанного и при этом управляемой трансформации личности подростка из позиции «Я-настоящего» (то есть места наличного, то есть реального существования) в «Я-будущее» (другое измерение, которое альтернативно предыдущему). Опираясь на описанные положения, сущность саморазвития подростка можно трактовать как процесс качественного, необратимого, а также направленного трансформирования личности, которое осуществляется под руководством самого человека, базовой единицей которого будет являться управляемый процесс транслирования «Я» из настоящего аспекта в перспективу будущего. Применительно к общему масштабу всего жизненного пути подростка саморазвитие является отдельным частным случаем реализации жизнетворчества, которое присуще только зрелой личности. При этом саморазвитие может быть реализовано как определенный способ существования и выстраивания определенного жизненного пути подростка, который должен быть наполнен постоянным стремлением к анализу совершенствования собственного «Я» [8, с. 168].
Процесс саморазвития личности подростка может быть детерминирован следующими тремя факторами:
- Первый из них – осуществление жизненного выбора подростком, возможности управления значимыми событиями на всем протяжении жизненного пути.
- Второй из них – среда развития, причем ее подросток выбирает либо ее может формировать для себя сама личность.
- Третий фактор – определенная жизненная мотивация, то есть своеобразная программа жизнедеятельности, определенное сформированное мировоззрение, выстроенная идеология структурной сферы личности [17, с.74].
Следует отметить, что важной движущей силой в процессе осуществления саморазвития личности подростка, в целом как и процесса ее целостного развития, можно указать на наличие противоречия. Данный феномен может складываться в определенном структурном пространстве вместе с различными внутриличностными отношениями, которые могут возникать между диаметрально противоположно описанными образами Я в эмоциональном плане окрашенности. При этом процесс саморазвития может приобрести некую достаточную мотивирующую и побудительную силу в процессе акта осознания личностью более выраженной степени привлекательности созданного ей образа будущего «Я». Этот образ личность пытается приобрести в ходе реализации определенных усилий непрерывного процесса саморазвития, по аналогии и в сравнении с определенным будущим проектированием с тем результатом, который будет сформирован без применения и реализации описанных усилий [13].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
2.1 Организация исследования
В рамках дипломного исследования, изучения формирования нравственного сознания лиц подросткового возраста с разным социометрическим статусом у учащихся школы, исследование происходило на базе Государственного учреждения образования «Лельчицкой средней школы №2», расположенного по адресу г. п Лельчицы, ул. Победы 24 А, выборка составила – 60 человек, учащиеся 9 «А» класса, 9 «Б» класса, 9 «В» класса, возраст испытуемых 14-15 лет.
Цель эмпирического исследования – определение особенностей нравственного сознания учащихся подросткового возраста с разным социометрическим статусом.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подбор методик, адекватных исследуемому феномену.
2. Организация исследования, подбор испытуемых для участия в исследовании. Выборка составила 60 учащихся подросткового возраста.
3. Провести эмпирическое исследование социометрического статуса у учащихся подросткового возраста.
4. Провести эмпирическое исследование сформированности нравственного сознания у учащихся подросткового возраста.
4. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях нравственного сознания у подростков с разным социометрическим статусом.
Эмпирическое исследование реализовывалось в три этапа:
- организационный – определение методологии, подбор методов, выбор и проверка методик исследования;
- основной – проведение основного этапа эмпирического исследования;
- аналитический – математико-статистическая обработка и анализ результатов исследования.
Психодиагностические методики, которые применялись для сбора эмпирического материала:
1. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено в адаптации Я.Л. Коломинского.
Социометрия – метод исследования субъективных взаимоотношений – выборов в малой группе. Это вид испытаний для определения степени психологических реакций человека на окружающих людей, в различных ситуациях, выявление взаимных чувств, симпатии и неприязни в группе подросков.
Цель методики: диагностика межличностных и межгрупповых отношений для дальнейшего их улучшения и совершенствования. Социометрия дает возможность получить информацию:
- ᴏ социально-психологических отношениях в группе подростков;
- ᴏ статусе подростка в группе;
- ᴏ психологической совместимости и сплоченности в группе.
В исследовании принимают участие обучающиеся всего класса. Детям объясняется цель и порядок организации исследования, гарантируется сохранность тайны ответов. Каждому участнику предъявляется карточка, в которой помещены вопросы, на которые нужно ответить, записав три фамилии своих одноклассников, перечислив их в порядке уменьшения предпочтения.
Отношение к одноклассникам проводится по выделенным критериям: учебная деятельность, досуг.
В нашей работе нужно было ответить на следующий вопрос:
С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? Ответ допускал от одного до трех учеников.
Обработка результатов проходит в несколько этапов:
1) определение социометрического статуса школьников:
- подсчет выборов для каждого ученика;
- определение количества взаимных выборов;
- выявление социометрического статуса школьников.
1. Лидеры («звезды») – набравшие 5 и более выборов;
2. «Предпочитаемые» – получившие 3-4 выбора;
3. «Принятые» – имеющие 1-2 выбора;
4. «Изолированные» – не получившие никаких выборов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев психологические особенности в подростковом возрасте, можно сказать, что это прежде всего – высокая импульсивность, чувствительность, эмоциональная лабильность, психическая неустойчивость, стремление к самоутверждению, низкий самоконтроль подростков. Важной движущей силой в процессе осуществления саморазвития личности подростка, в целом как и процесса ее целостного развития, можно указать на наличие противоречия. Данный феномен может складываться в определенном структурном пространстве вместе с различными внутриличностными отношениями, которые могут возникать между диаметрально противоположно описанными образами Я в эмоциональном плане окрашенности. При этом процесс саморазвития может приобрести некую достаточную мотивирующую и побудительную силу в процессе акта осознания личностью более выраженной степени привлекательности созданного ей образа будущего «Я». Этот образ личность пытается приобрести в ходе реализации определенных усилий непрерывного процесса саморазвития, по аналогии и в сравнении с определенным будущим проектированием с тем результатом, который будет сформирован без применения и реализации описанных усилий. В качестве ведущего вида деятельности подростков оказывается общение. Именно ведущий вид деятельности оказывает значимое влияние на развитие подростка.
Социометрический статус – положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста. Данные статусы отличаются друг от друга по ряду признаков, а также по количеству положительных выборов, отвержении и их непосредственного сочетания. Подростковая группа является одним из условий формирования личностных особенностей учащихся. Подростки в зависимости от уровня развития коллектива, становятся либо агрессивными, конфликтными, драчливыми, либо уверенными в себе, более эмоционально устойчивыми, что, в свою очередь, влияет на их взаимоотношения со сверстниками и на социометрический статус. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремиться ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков.
Особенностью нравственного сознания как процесса воспитания является то, что данный процесс непрерывен, а ожидаемый результат отсрочен во времени. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, т. е. устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения. Социальное пространство ребенка постепенно расширяется – школьник постоянно ведет общение с учителями и одноклассниками по законам четко сформулированных правил. Нравственная воспитанность характеризуется более зрелым нравственным сознанием: наличием определенных моральных образованностей, способностью анализировать и судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать поступкам и действиям самостоятельную оценку. О наличии нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Нравственное сознание имеет свою специфику, обусловленную содержанием, своеобразием целей и включенностью в процесс всех видов воспитания, и свои задачи, определяемые как: формирование нравственного сознания; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества; воспитание и развитие нравственных чувств; выработку умений и нравственных чувств. Нравственное сознание имеет свои направления: воспитание патриотизма, воспитание нравственных убеждений и морального сознания, эстетическое воспитание и формирование экологической культуры.
Нравственное сознание будет актуальным для обучающегося, если оно соединяется с реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Результатом нравственного сознания является нравственная воспитанность, которая выражается в ценных для общества свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. И.С. Марьенко назвал такие группы методов формирования нравственного сознания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно-иллюстративные и проблемно-ситуативные. Методы формирования нравственного сознания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Методы формирования нравственного сознания – это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного воспитания личности, управление этим процессом. При помощи методов формирования нравственного сознания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2003. – 214 с.
2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2011. – 184 с.
3. Асмолов, А.Г. Образование как платформа развития образования нравственности в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. – 2017. – № 9. – С. 3-5
4. Ананьев, Б.Г. Проблемы подросткового возраста / Б.Г. Ананьев. – М.: Рост,2011. – 168 с.
5. Березина, В.А. Образование детей как средство их нравственного воспитания / В.А. Березина. – М.: Педагогика, 2008. – 147 с.
6. Бестужев-Лада, И.В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 192 с.
7. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка / Н.Е. Богуславская. – Екатеринбург: АРГО 2017. – 191 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Пед. о-во России, 2011. – 402 с.
9. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории / Н.И. Болдырев. – М.: Педагогика, 2011. – 198 с.
10. Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 446 с.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1984. – 246 с.
12. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – с. 111–113; с. 118–120.
13. Довгун, А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания / А.И. Довгун. – Волгоград: Учитель, 2013. – 56 с.
14. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. – М.: Просвещение, 2007. – 376 с.
15. Дубина, Л.В. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л.В. Дубина // Дошкольное воспитание. – 2015. – №10. с. 26–35.
16. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Педагогика, 2012. –189 с.
17. Зосимовский, А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен / А.В. Зосимовский // Педагогика. – 2018. – № 7. – С. 74-77.
18. Игнатьева, Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е.Е. Игнатьева. – М.: АСТ, 2011. – С.8-11.
19. Коломинский, Я.Л. О взаимоотношениях в группе детей / Я.Л. Коломинский //Дошкольное воспитание. – 2008. – №1. – С.40-45.
20. Колдунов, Л.К. Нравственное воспитание школьников в процессе ознакомления с окружающим миром / Л.К. Колдунов. – М.: Педагогика, 2008. – 104 с.
21. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Леонтьев. – 4–е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
22. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 2015. – 239 с.
23. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина; 2–е изд., перераб. и доп.– СПб.: Питер, 2019. –276 с.
24. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью / В.И. Лутовинов. – М.: АПК и ПРО, 2001. – 207 с.
25. Мазыкина, Н.В. Методические рекомендации по совершенствованию нравственного воспитания детей и подростков / Н.В. Мазыкина, А.Л. Монахов. – М.: Глобус, 2013. – 66 с.
26. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 2009. – 600 с.
27. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – М.: Педагогика, 2005. – 70 с.
28. Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Морено. – М.: Приори, 2005. – 169 с.
29. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3–е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –200 с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
31. Никулина, Г.А. Основные направления духовно-нравственного воспитания / Г.А. Никулина // Классный руководитель. – 2008. – №6. – С. 14-16.
32. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Рус. яз., 2002. – 614 с.
33. Павленко,Т.В. Почему они конфликтуют? / Т.В. Павленко, А.А. Рузская // Дошкольное воспитание. – 2008. – №1. – С.10-12.
34. Петерс, В.А. Психология и педагогика / В.А. Петерс. – М.: Велби, Проспект, 2005. – 288 с.
35. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Издат. центр, 2000. – 184 с.
36. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения школьников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Приори, 2015. – 189 с.
37. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2011. – 600 с.
38. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2003. – 240 с.
39. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Пед. о-во России, 2011. – 240 с.
40. Шипицина, Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. – СПб.: Питер, 2003. – 132 с.
41. Шульц, М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников // Нравственное воспитание школьников. – 2001. – №4. – С.32-34
42. Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании: учеб. пособие / Ф.П. Черноусова. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 112 с.
43. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1995. – 362 с.
44. Эльконин, Д.Б. детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – 4–е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.
45. Якиманская, И. С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. – 143 с.
46. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская // Классный руководитель. – 2003. – № 4. – С.25-26.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк социометрической матрицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланк методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк теста нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Социометрическая матрица 9 «А» класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Статистическая обработка данных методики «Социальные установки» О.Ф. Потемкиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты теста нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Статистическая обработка результатов теста нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Комплекс занятий для подростков по формированию нравственного сознания.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты