Мотивация вступления в брак у современных мужчин и женщин
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Мотивация вступления в брак у современных мужчин и женщин»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Мотивация вступления в брак у современных мужчин и женщин
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей, ГУ
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание программы «Брачная мотивация».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК У СОВРЕМЕННЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
1.1 Понятие «брак» в психологии
1.2 Мотивы вступления в брак и их характеристика
1.3 Факторы вступления в брак
1.3 Факторы вступления в брак
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК У СОВРЕМЕННЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования мотивации вступления в брак у мужчин и женщин
2.3 Программа для мужчин и женщин по формированию мотивации вступления в брак
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества супружеские взаимоотношения существенно изменяются, что связано с воздействия таких социальных факторы, как: глобализация, информатизация, демократизация, эмансипация, индивидуализация и др. Нестабильный характер рынка труда, обостряющиеся социокультурные противоречия между традиционными и современными установками, усиление гендерных стереотипов, размывание социальных норм и ценностных ориентаций привели в итоге к кризису семьи как социального института.
Сегодня наблюдается увеличение количества разведенных пар, которые не смогли сохранить брак. Молодые люди предпочитают сожительство официально зарегистрированным брачным отношениям, сознательно отказываются от рождения ребенка, отдавая предпочтения кратковременным контактам или сожительству (Л.Б. Шнейдер, Т.В. Андреева, А.Р. Михеева и др.), необдуманно заключают браки, часто воспринимая их как пробные попытки, автономизируют брачное, сексуальное и репродуктивное поведение (С.И. Голод), психологически неподготовлены к супружеству и имеют неадекватные брачные установки и ожидания (Т.В. Андреева, Е.С. Калмыкова, С.В. Ковалев, В.Т. Лисовский, В.А. Сысенко. В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер и др.).
Кроме того, в качестве причин негативных тенденций в сфере супружества могут выступать: неадекватная мотивация создания брака, психологическая неготовность к созданию семьи, а также недостаточная подготовка молодых людей к брачным отношениям. Эти явления приводят к негативным последствиям и свидетельствуют о необходимости подготовки мужчин и женщин к браку.
Отношения супругов в семье, ее структура и жизненный цикл в значительной степени определяются содержанием мотивации брачно-семейных отношений. Последняя, в свою очередь, раскрывается через ролевую структуру семьи, семейные ценности и установки, образы партнера и себя, мотивы вступления в брак.
Важным фактором, влияющим на стабильность брака, является совокупность мотивов, которые побуждают к его закреплению. Стабильность, как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака. Решение о вступлении в брак для каждого из супругов всегда мотивировано множеством факторов, как внешних, так и внутренних. Мотивы вступления в брак зависят от социально-экономических, культурных факторов, а также социально-психологических особенностей брачных партнёров. Личностные особенности супругов не могут не отражаться выборе партнёра, ожиданий от брака, семейных установках. Поэтому важно установить мотивы заключения брака у современных мужчин и женщин. Это позволит разработать меры, которые будут способствовать формированию брачной мотивации как важному условию гармоничных брачно-семейных отношений.
Социальный и технический прогресс открывает широкие возможности человеку, ставит новые задачи. Сегодня в приоритете находятся образование, работа и продвижение по карьерной лестнице, в то время как значимость семьи уходит на задний план. Современная женщина стремится к свободе, она активно использует все возможности, предлагаемые изменяющимся миром, принимает на себя некогда исключительно мужские роли и функции. В настоящее время женщины наравне с мужчинами желают быть лидерами, успешно освоить профессиональные сферы, самостоятельно принимать важные решения и достигать успехов. В установках современных мужчин и женщин прослеживается стремление к независимости, достижению материального благополучия, ориентация на эгоизм и свободу.
Белорусские авторы (М.Л. Белановская, Н.И. Олифирович) констатируют, что представления о браке и семейных отношениях формируются стихийно, под воздействием массовой культуры и традиций ближайшего окружения, часто далеких от нормы и идеала. Сложившаяся ситуация требует поиска подходов к формированию брачной мотивации мужчин и женщин. Важно, чтобы молодые люди смогли не только противостоять проблемам социальной действительности, но и сформировать для себя приоритеты в системе «человек-семья-общество», чтобы применить их в будущей семейной жизни [36].
Мотивация, связанная с фактом брака, является наиболее распространенным предметом исследования среди отечественных и зарубежных ученых. Социологи и психологи разработали различные классификации мотивов заключения брака, которые стали основой современных исследований.
В современной психологии формирование мотивации вступления в брак рассматривается как длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации, сформировавшиеся в определенной обстановке, побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения своих потребностей в брачно-семейной сфере (Т.В. Авдонькина, К.Г. Белогай, Л.Б. Шнейдер, Т.П. Усынина и др.).
Изучением проблемы подготовки к браку занимались С.И. Голод, Г. Лагонда, С.В. Ковалев, В.А. Сысенко, Л.И. Шнейдер и др. Ученые акцентируют внимание на изучении психологической готовности к браку, возрасту партнеров и т.д.
Однако, недостаточно изученным остается практический аспект брачной мотивации. Современные ученые недостаточно внимания уделяют поиску детерминант мотивации вступления в брак, а также средствам и условиям ее формирования. Также открытым остается вопрос о взаимосвязи мотивации вступления в брак и социально-психологических особенностей современных мужчин и женщин.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК У СОВРЕМЕННЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
1.1 Понятие «брак» в психологии
К настоящему времени в отечественной психологии еще не сложилась психологическая теория брака. Среди концептуальных идей, которые высказывались психологами и социологами, можно назвать следующие: брак – это специфическая форма межличностных отношений; брак выполняет функцию удовлетворения определенных потребностей супругов; вступая в брак, супруги осваивают модели поведения, соответствующие социальным ролям «муж» и «жена»; супружество обладает свойствами системы; основой любой социальной роли являются ожидания окружающих [27, с. 74].
Брак представляют собой отношения по собственному праву. Зарубежный психолог Г.В. Дикс определяет брак как контракт между двумя лицами (с их центральными Эго) о таком принятии на себя конкретных социальных ролей, которое не только удовлетворяет потребности партнера в той степени, в какой они могут быть понятыми, но также в разной степени удовлетворяет требования культуры социума, частью которого они выступают. Так, Г.В. Дикс рассматривает супружескую пару как новую единицу, которая часто окружена посторонними людьми. Супруги предъявляют друг другу ряд требования и ожиданий. Наличие многих «суб-личностей» и личных потребностей должны удовлетворяться супругами. Супружеская пара функционирует на двух уровнях: на поверхностном уровне супруги могут иметь общие цели, которые видны для окружающих; на глубоком уровне супруги находятся в состоянии вражды, используя друг друга в качестве объекта проекции [17].
Брак как самое распространенное основание возникновения (образования) семьи. Согласно С.Н. Буровой, брак – это регулируемая обществом (в том числе государством и церковью) половая связь между людьми. Мужчина в браке называется мужем или супругом, женщина – женой или супругой. Супружество – это отношения между женой и мужем, их связь, их совместная жизнь [8, с. 40].
Обычно супруги проживают вместе, имеют общую собственность, вступают в сексуальные отношения, растят детей. Личные отношения между супругами, которые определяют сущность брачно-семейных отношений, регулируются нормами морали и традициями. К ним относятся супружеская верность, уважение, моральная поддержка, разделение обязанностей и т.д. В каждом конкретном обществе муж и жена действуют на основе сложившихся неписаных правил и гендерных стереотипов, однако в каждом отдельном случае есть специфика, уникальность в сформированной структуре взаимных отношений конкретной пары [8, с. 40].
Брак является свободным равноправным союзом мужчины и женщины, который заключен с соблюдением условий, установленных законом, целью которого является создание семьи, влекущее за собой взаимные личные и имущественные права и обязанности. Официально брак регистрируют в органах записи актов гражданского состояния. Как отмечет Е.И. Зритнева, ответственность мужа и жены за качество их семейной жизни закрепляется перед законом, а государство гарантирует защиту семьи, отцовства, материнства и детства [19, с. 130].
Согласно А.Г. Харчеву, брак представляет собой исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские, а также родительские права и обязанности. Признаками брака являются: союз мужчины и женщины; добровольная основа и взаимное согласие вступления в брак; наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке; заключение брака с соблюдением правил, установленных законом [51, с. 90].
В своих работах Г. Лагонда брак определяется в качестве легитимного признания взаимоотношений мужчины и женщины, что сопровождается рождением детей и возникновением ответственности за физическое и моральное здоровье членов семьи [24, с. 85].
Брак можно рассматривать как соглашение (договор) между супругами о взаимном соответствии брачным экспектациям друг друга. При этом официальный брак подразумевает еще и готовность мужа и жены соответствовать определенным конвенциональным ожиданиям общества. Термин «союз», которым в социологии принято обозначать брачные отношения, приобретает психологический смысл лишь в том случае, если рассматривать его как специфическую форму соглашения. Ведь в основе любого союза лежит договоренность сторон. Часто сами супруги далеко не всегда это осознают [46, с. 185].
В работе К.Н. Белогай подробно описаны психологические задачи брака. Так, первая задача брака состоит в отделении от прародительских семей, а в повторных браках – еще и от предыдущих супружеских отношений. Роли сына и дочери после заключения брака должны стать вторичными, уступив место ролям мужа и жены. Способность пары к близким и независимым отношениям во многом определяется тем, насколько каждому из супругов удалось стать самостоятельной личностью в родительской семье. Зачастую супруги формируют отношения псевдонезависимости от родительской семьи. М. Боуэн подчеркивает, что в этом случае супруг склонен дистанцироваться от родительской семьи, чтобы избежать сильных эмоциональных переживаний, однако неудовлетворенная потребность в близости заставляет интенсивно погрузиться в супружеские отношения. Когда напряжение в супружеских отношениях достигает определенного уровня, супруг может вновь эмоционально отдалиться. Таким образом, причиной нарушения эмоциональных отношений в паре может быть неразрешенная проблема тесных взаимоотношений одного из супругов с родительской семьей [4, с. 21].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления мотивации вступления в брак у мужчин и женщин было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение мотивации вступления в брак у мужчин и женщин с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей». В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте 22-27 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 30 мужчин и 30 женщин. Все испытуемые не имеют детей, находятся в длительных отношениях и приняли решение официально зарегистрировать брак.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в мотивации вступления брак у современных мужчин и женщин.
2. Существует взаимосвязь мотивации вступления в брак и социально-психологических особенностей современных мужчин и женщин.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Мотивы вступления в брак» С.И. Голод [27].
Цель: диагностика мотивов вступления в брак.
С помощью методики можно выявить следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность взглядов и интересов, чувство одиночества, сострадание, чувство долга; бегство от родителей; следование традиции; ожидание ребенка, случайность, повышение социального статуса; материальная обеспеченность; наличие у будущего супруга жилплощади.
Испытуемому предлагается из предложенного списка мотивов отметить три наиболее значимых мотива. Остальные мотивы также следует проранжировать.
2. Опросник «Измерение установок в семейной паре» Ю.Е. Алешиной [37].
Цель: диагностика семейных установок.
Методика представляет собой 40 суждений, выражающих ту или иную позицию по десяти различным, значимым для людей, сферам: 1) отношение к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям; 4) отношение к автономности или зависимости супругов; 5) отношение к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к «запретности секса»; 9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи; 10) отношение к деньгам.
3. Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха [14].
Цель: определение уровня личностной зрелости.
С помощи методики можно выявить следующие составляющие личностной зрелости: мотивация достижений; отношение к своему «Я»; чувство гражданского долга; жизненная установка; способность к психологической близости с другим человеком.
Опросник включает 33 вопроса. Испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов, выбрав одни из вариантов ответов. Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
4. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [32].
Методика позволяет выявить следующие стили межличностных отношений: авторитарный; эгоистичный; агрессивный; подозрительный; подчиняемый; зависимый; дружелюбный; альтруистический.
Опросник включает 128 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или нет». Обработка данных осуществляется с помощью ключа. При обработке подсчитывается количество отношений каждого стиля.
Методы математико-статистической обработки данных.
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA v.12.0».
Для оценки достоверных различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
С целью установления статистической связи был использован критерий линейной ранговой корреляции rs-Спирмена – непараметрический критерий, предназначенный для изучения связи между показателями. В связи с тем, что критерии является непараметрическим, проверка на нормальность распределения не требуется. С помощью данного критерия можно установить наличие и характер связи между переменными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что брак – это легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, что сопровождается рождением детей и возникновением ответственности за физическое и моральное здоровье членов семьи. В его основе лежит забота, общение, совместный семейный бюджет, взаимная материальная и духовная поддержка, ведение хозяйства, организация досуга. Стабилизирующим фактором семьи является официальная регистрация брака, которая подразумевает совокупность норм и санкций, регулирующих отношения супругов. Брак выполняет важнейшие психологические задачи, связанные с отделением от прародительских семей партнеров, созданием общности и взаимной идентификации с одновременным созданием границ каждого партнера, объединение усилий в момент появления в семье ребенка, а также выработка умения противостоять нормативным и ненормативным кризисам.
Брачная мотивация представляет собой совокупность мотивов, находящихся в определенной иерархи, служащих побудителями вступления в брак. В современной психологии существуют различные классификации мотивов вступления в брак по ряду оснований: степени осознанности, содержанию, объекту и характеру направленности, возможному влиянию на удовлетворенность семейными отношениями в будущем. Основополагающими брачными мотивами выступают: любовь, престиж, побег от давления и родительского контроля, заключение брака ввиду отношений долженствования, одиночества, следования традициям, стремление обрести материальное благополучия.
Основными факторами вступления в брак являются: объективные (социокультурные условия, ценностные ориентации референтной группы, гендерные стереотипы, широкое разнообразие форм брачных отношений) и субъективные (особенности развития эмоционально-волевой сферы личности, содержание мотивационно-потребностной сферы, отдаленные жизненные цели человека, установки, гедонистическое отношение к браку, легкомыслие, неготовность к браку.
В результате исследования было выявлено, что современные мужчины и женщины имеют разные мотивы вступления в брак. Мужчины более склонны вступать брак с целью бегства от родительского дома, обретения независимости от родителей. Женщины более склонны вступать брак с целью повышения материального благополучия, реализации стремления разделить с партнером материальное благосостояние. Это свидетельствует о потребности мужчин и женщин стать независимыми от родителей, иметь материальные блага. Гипотеза о том, что существуют различия в мотивации вступления брак у современных мужчин и женщин, подтвердилась.
Установлено, что для современных мужчин более характерно положительное отношение к автономности супругов, независимой друг от друга деятельности в браке, лояльное отношение к разводу, значимость сексуальной сферы. У женщины более выражены оптимистичные представления о людях, ориентация на долг по сравнению с удовольствием, положительное отношение к детям, ориентация на романтические отношения в браке. Большая часть мужчин и женщин характеризуются средним уровнем личностной зрелости – они умеренно развитым качествами, позволяющими успешно выстраивать межличностные отношений, с учетом моральных норм и личности партнера, а также качествами, необходимыми для организации своего жизненного пути и самореализации. Сравнительный анализ показал, что у мужчин более выражены такие составляющие личностной зрелости как мотивация достижений, уравновешенность рациональность. У женщин выше способность к психологической близости с другим человеком и уровень личностной зрелости в целом. Для мужчин более характерно использовать в межличностных отношениях эгоистичный, агрессивный и подозрительный стили. Для женщин более характерно использовать зависимый и дружелюбный стили межличностных отношений.
Корреляционный анализ показал, что чем выше у мужчин выраженность мотива любви, тем выше значимость сексуальных отношений в браке. Чем выше мотивы общности интересов с супругой при вступлении в брак, тем выше способность к психологической близости с другим человеком. Чем выше общности интересов с супругой при вступлении в брак, тем ниже склонность проявлять в межличностных отношениях эгоистические черты. Чем выше чувство одиночества как мотивы вступления в брак, тем ниже стремление к автономности супругов. Чем выше стремление при вступлении в брак уйти из родительного дома, тем выше мотивация достижений и авторитарный стиль межличностных отношений. В группе женщин чем выше выраженность мотива любви, тем выше желание иметь детей в браке, положительное отношение к ним и ниже лояльное отношение к разводу. Чем выше мотивы общности интересов с супругом при вступлении в брак, тем выше развиты качества, необходимые для установления духовной близости с партнером – отзывчивости, эмпатии, умения слушать. Чем выше чувство одиночества как мотива вступления в брак, тем ниже уровень самооценки и положительное отношение к себе. Чем выше стремление при вступлении в брак улучшить свое социальное положение, тем выше мотивация достижений. Чем выше значимость материального состояния партнера при вступлении в брак, тем выше склонность в межличностных отношениях проявлять послушность, доверчивость, комформность. Гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь мотивации вступления в брак и социально-психологических особенностей современных мужчин и женщин, подтвердилась.
1. Авдонькина, Т. В. Мотивы создания семьи и прогнозирование отношений / Т. В. Авдонькина // Регионология. – 2011. – № 2. – С. 138-143.
2. Акрамова, Ф. А. Социально-психологические факторы создания прочных семейных отношений / Ф. А. Акрамова // Демографическая и семейная политика в контексте целей устойчивого развития: сборник статей IX Уральского демографического форума: в 2-х томах. - Том I. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2018. – С. 474-479.
3. Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
4. Белановская, М. Л. Мотивы готовности к браку у мужчин и женщин в предбрачный период / М. Л. Белановская // Психологические проблемы современной семьи. – Екатеринбург, 2015. – С. 554-577.
5. Белогай, К. Г. Психологические задачи брака и факторы супружеских отношений / К. Г. Белогай // Вестник Кемеровского гос. Университета. – 2010. – № 3. – С. 21-26.
6. Близнюк, А.Р. Критерии выбора брачного партнера для создания будущей семьи / А.Р. Близнюк // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2019. – № 1. – С. 109-119.
7. Бояджян, В.Х. Взаимосвязь мотивов вступления в брак и акцентуаций характера мужчин и женщин / В.Х. Бояджян // Психогия и педагогика в Крыму: пути развития. – 2018. – № 4. – С. 63-73.
8. Бурова, С. Н. Гендерное воспитание молодежи / С. Н. Бурова, О. А. Янчук. – Мн. : Мисанта, 2008. – 196 с.
9. Бурова, С. Н. Социология брака и семьи : история, теоретические основы, персоналии / С. Н. Бурова; Белорусский государственный университет. – Минск : Право и экономика, 2010. – 444 с.
10. Буслаева, Е.Л. Представления молодого поколения об идеальной семье в современном мире / Е.Л. Буслаева // Психология 21 века: вызовы, поиски, векторы развития. – Рязань, 2020. – С. 552-557.
11. Валлерстайн, Д. Психологические задачи брака / Д. Валлерстайн // Семейная психология и семейная терапия. – 2004. – № 3. – С. 1433.
12. Витакер, К. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте / К. Витакер, В. Бамберри; пер. с англ. А. З. Шапиро. – М. : Класс, 1997. – 172 с.
13. Волченкова, Е. В. Классификации и характеристик мотивов вступления в брак / Е. В. Волченкова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2014. – № 2. – С. 31-36.
14. Гильбух, Ю. З. Тест-опросник личностной зрелости // Психодиагностика и дифференцированное обучение / Ю. З. Гильбух. – Киев: НПЦ, 1994. – 14 с.
15. Голод, С. И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С. И. Голод // Трансформация российской семьи в условиях глобализации : теоретическое и экспериментальное моделирование процессов: сборник РФФИ. – М., 2008. – С. 37–56.
16. Громов, А. Гражданский брак и его последствия / А. Громов, Е. Островская // Вещь. – 2005. – № 7-8. – С. 4-12.
17. Дикс, Г. В. Теория объектных отношений и исследования брака [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psyjournal.ru/drupal_journal/articles/teoriya-obektnyh-otnosheniy-i-issledovaniya-braka.
18. Захарова, Е. К. Семья и брак. Сборник методических разработок / Е. К. Захарова. – Самара: 2015. – 47 с.
19. Зритнева, Е. И. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни: теория и практика: монография / Е. И. Зритнева. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – 208 с.
20. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2005. – 320с.
21. Ковалев, С. В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалев. – М. : Педагогика, 1987. – 160 с.
22. Комарова, И. А. Подготовка студенческой молодежи к семейной жизни и осознанному родительству / И. А. Комарова. – Могилев : УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2012. – 52 с.
23. Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / Перевод с нем. С. С. Папкова. – СПб. : Б.С.К., 1998. – 115 с.
24. Лагонда, Г. Брачные экспектации как психологическая основа супружеских отношений / Г. Лагонда // Психология развития. – 2010. – № 3. – С. 84-98.
25. Лагонда, Г. В. К проблеме создания психологической теории брака / Г. В. Лагонда // Психологический журнал. – 2007. – № 2 (14). – С. 72–81.
26. Левкович, В. П. Особенности добрачного периода жизни супругов как одна из причин стабилизации и дестабилизации молодой семьи / В. П. Левкович // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 1. – С. 158–163.
27. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум / А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2006. – 432 с.
28. Лидовская, Н. Н. Взаимоотношения супругов в незарегистрированном браке : автореф. дис. канд. психол. наук / Н. Н. Лидовская. – Санкт-Петербург, 2009. – 24 с.
29. Лисичная, Е. К. Исследование мотивов вступления в брак современной молодежи / Е. К. Лисичная // Психологические проблемы современной семьи. – Екатеринбург, 2018. – С. 521-524.
30. Медведева, И. А. Супружеские установки женщин в первом и повторном браках / И. А. Медведева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 5. – С. 149-152.
31. Мельникова, Д. А. Психологические факторы удовлетворённости браком супругов в молодой семье / Д. А. Мельникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2016. –№ 2. – С. 112-125.
32. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/634-diagnostika-mezhlichnostnykh-otnoshenij-test-dmo-metodika-t-liri.
33. Миронова, Ю. Г. Сожительство как альтернативная форма семейно-брачных отношений в современном российском обществе / Ю. Г. Миронова, Н. А. Тырнова // Вестник ВолГУ. – 2014. – № 3. – С. 54-60.
34. Михайлова, В. Е. Гендерное равенство как фактор развития семейных отношений / В. Н. Михайлова // Национальная ассоциация ученых. – 2016. – № 5. – С. 122-124.
35. Нечаенко, И. Я. Мотивы вступления в брак у мужчин и женщин / И. Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 3. – С. 97-99.
36. Олифирович, Н. И. Образ брачного партнёра в представлениях девушек / Н. И. Олифирович, М. Л. Белановская // Адукацыя I Выхаванне. – 2012 – № 11. – С. 31-37.
37. Опросник «Измерение установок в супружеской паре» (Ю.Е. Алешиной) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/623-diagnostika-sovmestimostioprosnik-izmerenie.html.
38. Петросова, М. Ц. Исследование мотивов вступления в брак у людей различной профессиональной категории / М. Ц. Петросова // Вестник РАСУ. – 2017. – № 3. – С. 156-161.
39. Райш, К. Пара в кризисе: психоаналитическая терапия пар / К. Райш [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2007. – № 2. – Режим доступа: http://psyjournal.ru/articles/para-v-krizisepsihoanaliticheskaya-terapiya-par.
40. Сизанов, А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А. Н. Сизанов. – Минск : Народная Асвета, 2010. – 108 с.
41. Слепкова, В.И. Психология семьи. Супружеские отношения / В. И. Слепкова, И.И. Кранц. – Минск: БГПУ, 2009. – 108 с.
42. Спивачук, З. В. Социально-психологические факторы, обусловливающие отношения супругов / З. В. Спивачук // Мир науки. – 2017. - № 5. – С. 1-8.
43. Усатов, И. А. Гендерные особенности мотивационно-потребностной сферы сотрудников ПАО «Ростелеком» / И. А. Усатов, Е. В. Степанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 746–750.
44. Усынина, Т. П. Мотивация вступления в брак у молодежи / Т. П. Усынина // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. – 2014. – № 8. – С. 70-73.
45. Филина, М. А. Функции семьи и мотивы вступления в брак / М. А. Филина // Дисфункциональная семья как источник травматизации личности ребенка. – Тамбов, 2019. – С. 169-172.
46. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2004. – 287 с.
47. Шапарь, В. Б. Тренинг формирования супружеских отношений / В.Б. Шапарь. – М. : Феникс, 2006. – 452 с.
48. Шапиро, Б. Ю. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. / Под ред. А. М. Пановой. – М.,1997. – 436 с.
49. Шляхтенкова, О. Д. Сравнительное исследование отношений супругов, состоящих и не состоящих в официальном браке / О. Д. Шляхтенкова, О. А. Галстян // Студенческая наука Подмосковью. – Орехово-Зуево, 2018. – С. 631-634.
50. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2006. – 768 с.
51. Щербакова, М. В. Сожительство как модель брачного союза / М. В. Щербакова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 2. – С. 354-356.
52. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2008. – 672 с.
53. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное / Пер. с нем. В. Бакусева. – М. : Академический Проект, 2009. – 188 с.
54. Deci, E.L. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health /E.L. Deci, R.M. Ryan // Canadian Psychology. 2008b. – Vol. 49. – P. 182–185.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание программы «Брачная мотивация».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты