Историко-правовой анализ института прав человека в Беларуси
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Историко-правовой анализ института прав человека в Беларуси»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
251.00 BYN
Историко-правовой анализ института прав человека в Беларуси
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 74.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Генезис проблемы развития историко-политических учений в области прав человека
1.2 Понятия прав и свобод человека как базовые основания государственной политики и юридической науки
ГЛАВА 2 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Ретроспективный анализ становления института прав человека в контексте развития белорусской государственности
2.2 Конституционно-правовые основы обеспечения прав человека в Республике Беларусь
2.3 Пути повышения эффективности конституционного правосудия при защите прав и свобод человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Права человека представляют собой одну из отраслей международного права, объединяющую отрасли и нормы, которые закрепляют основные и производственные права человека и определяют стандарты демократии в международных и национальных системах. Основы демократии, на которых базируется большинство современных государств, своим главенствующим принципом провозглашают примат прав человека. Права человека способствуют хрупкому балансу прав общества и прав государства.
Права человека – это права, которые присущи каждому человеку в силу того, что он человек. Несмотря на то, что концепция прав человека часто воспринимается как отражающая некие идеалы, к которым необходимо стремиться, либо вообще как утопичная по своей природе, суть ее состоит в том, что права человека устанавливают тот необходимый минимум, который требуется, чтобы обеспечить человеку «человеческое» – в противовес «нечеловеческому» – существование.
Нормы, регулирующие права человека, механизмы их защиты на сегодняшний день четко определены на международно-правовом уровне. Государства, принимающие на себя соответствующие обязательства в той или иной сфере защиты прав человека, обязаны привести в соответствие с ними свое национальное законодательство. Конституции практически всех стран мира закрепляют приоритет общепризнанных принципов международного права и обязательство приведения в соответствие с ними своего национального законодательства.
Актуальность темы исследования обусловлена растущей заинтересованностью ученых к проблемам, сопряженным с реализацией прав и свобод человека и их законной охраной. Особый интерес представляет институт прав человека, с эффективным функционированием которого связывается идея социально-правового государства. Права и свободы человека являются главным элементом конституционно-правового статуса личности. Данное понятие играет в жизни человека настолько важную роль, что имеется необходимость в правовой защите, в особенности в современный период, когда личность все больше индивидуализируется, психически утончается и требует к себе внимания и уважения. Современное общество развивается в направлении осознания ценности каждой личности, признания и защиты ее достоинства, утверждения идеи неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека.
Объектом исследования выступают общественные отношения, направленные на осуществление историко-правового анализа института прав человека в Беларуси.
Предметом исследования являются нормы белорусского законодательства в области прав человека, учебные пособия, монографии и научные статьи по теме исследования белорусских и зарубежных авторов.
Цель исследования заключается в комплексном историко-правовом анализе института прав человека в Беларуси, а также выявлении на основании проведенного анализа основных проблем прав человека и предложении путей их разрешения.
Задачи исследования таковы:
- изучить генезис проблемы развития историко-политических учений в области прав человека;
- рассмотреть понятие прав и свобод человека как базовые основания государственной политики и юридической науки;
- осуществить ретроспективный анализ становления института прав человека в контексте развития белорусской государственности;
- исследовать конституционно-правовые основы обеспечения прав человека в Республике Беларусь;
- выявить пути повышения эффективности конституционного правосудия при защите прав и свобод человека.
Методология исследования включает в себя такие методы, как общенаучный метод познания, специальные методы научного исследования, традиционно-правовой метод, системно-структурный метод, статистический, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Правовую основу исследования составили Всеобщая декларация прав человека, Конституция Республики Беларусь, Декларации о суверенитете государств, Закон Республики Беларусь «О политических партиях», Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Гражданско-процессуальный кодекс Республики Беларусь и другое.
Теоретическую основу исследования учебные пособия и научные статьи по теме исследования таких авторов, как Д.М. Демичев, Г.А. Василевич, В.И. Миськевич, А.П. Петров, А.И. Зыбайло, В.А. Карташкин, Н.В. Витрук, Г.И. Иванов, А.Я. Азаров, Д.В. Шабайлов и других.
Структура дипломной работы представлена перечнем условных обозначений, символов и терминов, рефератом на трех языках (русском, белорусском и английском), введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 74 наименований.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Генезис проблемы развития историко-политических учений в области прав человека
Права человека имеют долгую историю исследований во всех областях социально-гуманитарных знаний. Однако до сих пор нет единого способа объяснить содержание этого явления. Существует множество различных взглядов, определений, выражений и подходов к правам человека. Это определяется многими факторами: политической системой, формой правления, уровнем развития, политической культурой, традициями и религией. Все это определяет необходимость изучения прав человека с различных точек зрения с учетом культурных, религиозных, цивилизованных и исторических факторов.
Современная постановка вопроса о правах человека – при всей ее новизне и особенностях, обусловленных нынешним уровнем развития цивилизации, – базируется на богатом предшествующем опыте человечества, и прежде всего в области правовых форм организации общественной жизни людей, их поведения, места, роли и значении в окружающем мире.
При первобытнообщинном строе отсутствовали какие-либо представления о гражданских правах личности. Как отмечает профессор С.М. Оганесян, мононормы первобытного общества были признаны поддержать и сохранить целостность рода. В них еще четко не проступают признаки морали, религии и правовые свойства. Они никогда не давали преимущества одному члену рода перед другим. Такое равенство поглощало человека обществом, лишало его свободы, жестко регламентировало всю его деятельность [1, с. 7].
Заметный вклад в становление концепции гражданских прав человека впервые внесли пифагорейцы (VI-V веках до нашей эры), которые, по мнению профессора В.С. Нерсесянца, имели прямое отношение к рационализации представлений о принципе формального равенства [2, с. 241].
Идея прав человека занимает важное место в творчестве Платона. В трактате «Республика» он связывает осуществление многих прав человека с построением идеального государства. Идеальное государство он трактует как максимально возможное воплощение в общественно-политической жизни «умопостижимых и бестелесных идей», высшее среди которых является, - право человека на блага. Идеальное государство, по Платону, должно быть разделено на три сословия: блюстители-мудрецов, или правителей-философов; воинов, или стражей;, крестьян и ремесленников [3, с. 418].
Платон сосредоточился на стражах и воинах, в то время как низшие классы были предоставлены самим себе в экономической и духовной деятельности. Способность управлять обществом присуща только небольшому классу и может передаваться будущим поколениям по наследству. Платон дал право на высшую власть философам, потому что они могли руководствоваться при осуществлении власти общими интересами государства, которые были разумно поняты. Правящий класс был лишен средств производства и вел аскетическую и благородную жизнь. Личные интересы исключаются из жизни стражей и воинов, и все делится поровну.
Авторитет правителей абсолютен и безусловен. Они имеют моральное право «обуздать» управляемых при первой попытке клониться от заведенного порядка. Народ воспитывается посредствам мифов и аллегорий, так как он не способен к научным размышлениям и не подлежит воспитанию. В идеальном государстве преодолевается раскол на чрезмерно богатых и чрезмерно бедных, устанавливается право человека на равенство. Цель Платона – не счастье отдельных индивидов, а предопределенный идеал справедливости. При таком понимании личности вопрос о ее автономии или политическом творчестве заведомо исключается и человек выступает лишь объектом власти [3, c. 419].
В истории становления естественных прав особое место занимал древнегреческий мыслитель Аристотель. У него есть основания выводить силу из человеческой природы. Человек не может существовать без общения с другими людьми. Исторически первыми формами этого обмена были семьи и деревни, через которые позже было создано государство. Государство – это высшая форма человеческого общения. В этом смысле государство имеет первенство над индивидом. Он критикует Платона за его стремление «сделать государство чрезмерно единым». В чрезмерно единстве государства Аристотель видит опасность, грозящую гибелью [4, c. 527].
Взгляды Аристотеля на право человека на собственность развивались в споре с Платоном, которому он приписывал защиту общественной собственности. Однако Платон ничего подобного не делала. В его «Республике» земледельцы и ремесленники живут в системе частной собственности, которой он лишал только правящий класс в интересах государства. Аристотель не считает, что частная собственность вредит моральному совершенству человека, скорее наоборот – укрепляет его.
Аристотель защищал право человека на равные возможности, развитие его талантов, право на частную жизнь и право на создание семьи. Поскольку человек по существу является политическим существом, он должен иметь право участвовать во всех формах общественной жизни.
ГЛАВА 2 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Ретроспективный анализ становления института прав человека в контексте развития белорусской государственности
Белорусская нация и государственность, как известно, начинают складываться в I тысячелетии нашей эры. Анализ исторических источников показывает, что основу белорусской нации образовали южные и западные славяне, которые колонизировали землю Беларуси в VI – VIII веках. Те, которые поселились по рекам Двина и Неман, стали называться кривичами; которые разместились вдоль реки Припять — дреговичами; по верхнему Днепру и Сожи – радимичами. До их прихода на этой земле жили балты (лиетувисы, латыши, вятичи, голяды). Позже белорусы ассимилировали и частично вытеснили балтов. Эти племена переняли у белорусов язык и даже православную религию, обычаи и прочее.
Древние племенные союзы (кривичи, дреговичи, радимичи) постепенно переросли в государственные образования – княжества. Наиболее крупным из них было Полоцкое княжество. Первое летописное упоминание о нем относится к 980 году, называется князь Рогволод, который княжил в Полоцке. Полоцкое княжество было первым древним белорусским государством со всеми соответствующими атрибутами: суверенной властью династии князей, вече, администрацией, собственным войском, денежной системой [48, c. 7].
Наибольшего могущества Полоцкое княжество достигло во второй половине ХI века при правлении Всеслава Чародея. В это время в Полоцке был построен знаменитый Софийский собор, который символизировал равенство Полоцка с Новгородом и Киевом. Полоцкому княжеству принадлежали земли вдоль Двины до Балтийского моря, где начинался большой торговый путь «из варягов в греки». Такое геополитическое расположение определило экономический и политический расцвет княжества. Полоцкое княжество охватило большую часть современной Беларуси.
Важными государственными образованиями на территории Беларуси в то время были Туровское и Смоленское княжества, затем Минское, Пинское и Витебское.
В середине XIII века Полоцкое княжество утрачивает свою ведущую роль в государственном строительстве. Центр политической жизни на белорусских землях перемещается в Понеманье, где проживали славянские племена кривичи и дреговичи, а также балтские – литва и ятвяги. Здесь возникло новое славяно-балтское государство – ВКЛ.
События, что происходили в начале XIII века, усложнили дальнейшее развитие белорусского государства. В 1201 году немцами в устье Двины была основана Рига, а через год здесь возник орден меченосцев (Ливонский орден). Все это создало непосредственную угрозу для Полоцка, привело к потере выхода к морю, отрицательно повлияло на экономическое развитие княжества.
Внешняя угроза для нормального развития Полоцкого княжества привела к присоединению его в 1307 году к Великому Княжеству Литовскому. Возникла крупнейшая средневековая феодальная монархия Европы – Великое Княжество Литовское. Город Новогрудок стал первой столицей этого федеративного государства. Большую часть ВКЛ составляли славянские земли, балтские земли занимали 1/5 часть всей площади. Славянская часть нового государства была более развитой в социально-экономическом и культурном плане. Балты в то время еще не имели своей письменности.
Доминантой эволюции ВКЛ на протяжении ряда столетий была политическая и духовная культура Полотчины. Официальным государственным и повседневным разговорным языком в федеративном государстве был старобелорусский язык. А, как известно, государственным языком в любом государстве является язык господствующей, а точнее титульной, нации.
В 1323 году князь Гедымин перенес столицу сначала в Троки, а потом в Вильню, которая оставалась политическим центром ВКЛ до конца его существования. Вильня была основана славянами-кривичами, затем здесь появились балты. Долгое время после исчезновения ВКЛ для белорусов Вильня оставалась центром политической и культурной жизни. В октябре 1939 года Сталин единоличным решением передал Вильню Литве [49, c. 36-37].
В 1385 году, чтобы противостоять внешней агрессии со стороны крыжаков и татаро-монголов, ВКЛ заключило Кревскую унию, союз с Польшей, которая предприняла попытку установить свое господство над Княжеством. Восстановил самостоятельность ВКЛ великий князь Витовт (1392 – 1430). В14222 году к ВКЛ была присоединена Жемойтия – историческая территория современной Литвы. В середине XV столетия изменилось и название государства, оно стало называться Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское. Следовательно, белорусская нация сохранила свою самобытность и культуру и в Великом Княжестве Литовском.
В то же время, в отличие от российского, польского и литовского государств, независимость белорусского народа и культуры формировалась у ряда российских историков и политологов, в том числе белорусско-российских исследователей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление института прав и свобод человека происходило по определенным историческим этапам. Он поступательно вбирал в себя все большее понимание высшей ценности прав человека независимо от каких-либо факторов, отличающих одних людей от других. На протяжении всей истории человечества права и свободы являлись предметом классовой борьбы, которая велась за их обладание и закрепление положения человека в обществе. Каждая историческая эпоха вносила свои коррективы в понимание сущности и общепризнанный набор прав и свобод человека.
Республика Беларусь с первого дня своей независимости заявила о своей приверженности международному праву. В Декларации о суверенитете государств от 27 июля 1990 года говорится, что высший законодательный орган действует в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и других признанных международных документов.
Декларация о государственном суверенитете знаменует собой начало перехода нашего общества от системы административного управления и власти к демократическому социальному государству, управляемому верховенством закона. С тех пор начался позитивный процесс реформирования всей правовой системы республики с целью приведения ее в соответствие с международными правовыми стандартами.
15 марта 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Конституцию, закрепившую переход нашего общества к новому качественному состоянию в области прав и свобод человека. 24 ноября 1996 года на республиканском референдуме была принята Конституция (с поправками и обновлениями), которая более полно и конкретно отражала права и свободы человека.
Значимость прав и свобод человека в процессе политико-правовой социализации раскрывается прежде всего через роль, которую они выполняют в системе современного политического мироустройства. Права человека выполняют ряд интеграционно-созидательных функций.
В современной политической реальности права человека служат главным критерием гуманности и демократичности социально-политических систем, то есть выполняют аксиоматическую функцию.
Права человека и основные свободы являются неисчерпаемым источником развития и применения творческих способностей людей, то есть они выполняют творческую функцию. Обратите внимание, что право человека дает ему возможность стать человеком, но не дает ему права не становиться, то есть терять человеческий облик. Мы можем сказать, что права человека существуют и действительно важны для него, потому что он осознает необходимость прав человека и активно стремится их реализовать.
Права и свободы защищаются правосудием, независимо от того, закреплены ли они в Конституции, отраслевых законах, иных нормативных или локальных правовых актах.
Механизм защиты прав и свобод человека – это система, установленная законом для обеспечения правового статуса личности, включая упорядоченную деятельность государственных учреждений и реализацию субъективных прав и свобод, с целью предупреждения, пресечения и восстановления нарушенных прав и свобод.
Целью механизма защиты прав и свобод личности являются именно права и свободы человека, содержащиеся в международных документах, национальных конституциях, действующем законодательстве и обеспечение соответствующих национальных принудительных мер, включая отправление правосудия.
Права и свободы, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, в полной мере закрепляют правовой статус личности в обществе, согласуются с международными договорами по правам человека и содержат механизмы, гарантирующие их реализацию.
В нашей республике для защиты прав человека и гражданских прав существуют определенные механизмы судебного контроля над государственными учреждениями.
В то же время следует отметить, что такой механизм требует более четких правовых положений при разработке конкретных процессуальных норм рассмотрения ущерба, связанного с административно-правовыми отношениями.
Основной задачей государства является создание благоприятных материальных, социально-психологические и иных условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, провозглашенных в Основном Законе.
Судебная власть по защите прав граждан осуществляется судами общей юрисдикции в пределах, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом.
Конституция Республики Беларусь является правовой основой обеспечения конституционного правосудия для граждан. Конституционный Суд Республики Беларусь занимает высокое положение в судебной системе.
Его деятельность по обеспечению конституционного права граждан на судебную защиту зависит от компетенции, предусмотренной статьей 116 Конституции, и обязанности рассматривать обращения граждан, предусмотренной статьей 40 Конституции, как государственного органа.
1 Оганесян, С.Н. Права человека в истории философской и политико-правовой мысли / С.М. Оганесян // История гос. и права. – 2004. – № 2. – С. 7-9.
2 Нерсесянц, В.С. Философия права: учеб. для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 1997. – 648 с.
3 Платон. Сочинения: в 3 т.: [пер. с древнегреч.] / Платон; [под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса]. – Москва: Мысль, 1971. – Т. 3, ч. 1. – 685, [2] с.
4 Аристотель. Сочинения в четырех томах / Перев. и ред. А.И. Доватура. – М., 1983. – Т. 4. – 830 с.
5 Федосик, В.А. Феномен античного полиса: становление гражданского общества / В.А. Федосик, О.И. Ханкевич // Выбраныя навуковы працы Беларускага дзяржаунага унiвесiтэта, 1921-2011: У 7 т. / бел. дзярж. ун-т; Адк. рэд. А.А. Яноускi. – Мiнск, 2001. – Т. 2: Гiсторыя. Фiлософiя. Журналiстыка. – С. 134-146.
6 Божанов, В.А. Права человека: курс лекций / В.А. Божанов. – 3-е изд., исправл. – Минск: Дикта, 2011. – 192 с.
7 Карташкин, В.А. Вступительная статья / В.А. Карташкин // Международные акты о правах человека; Сб. док. / Сост.: В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 1998. – С. 5-30.
8 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Сост.: Е.В. Поликарпова, В.А. Савельев; Под ред.: З.М. Черниловский. – М.: Юрид. лит., 1984. – 472 c.
9 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml.
10 Акименко, К.В. Теоретико-правовые истоки формирования историко-правовой мысли в области прав и свобод человека / К.В. Акименко // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. – 2012. – № 4. – С. 59-70.
11 Евменов, Л.Ф. международная идеология прав человека: проблемы – решения: опыт филос. исслед. / Л.Ф. Евменов. – Минск: Бел. изд. т-во «Хата», 2000. – 450 с.
12 Даниленко, В.Н. Декларация прав человека и реальность: к 200-летию Декларации прав человека и гражданина / В.Н. Даниленко. – М.: Междунар. отношения, 1989. – 206 с.
13 Батыра, К.И. Декларация прав человека и гражданина / К.И. Бытар // Срв. государство и право. – 1980. - №2. – С. 108-113.
14 Ely, J.H. Demorcary and distrust: A theory judicial review / J.H. Ely. – Cambridge: Harvard Univ. Press, 1980. – 268 p.
15 Мишин, А.А. Конституция США: Политико-правовой комент. / А.А. Мишин, В.А. Власихин. – М.: Междунар. отношения, 1985. – 336 с.
16 Аптекер, Г. История американского народа: В 12 т. / Аптекер. – М.: Изд-во иностр. лит., 1962. – Т.2: Американская революция 1763-1783 г. – 382 с.
17 Каленский, В.Г. Билль о правах в конституции истории США / В.Г. Каленский. – М.: Наука, 1983. – 280 с.
18 Белякович, Н.Н. Права человека и политика: философско-правовые основы / Н.Н. Белякович. – Минск: Амалфея, 2009. – 411 с.
19 Всеобщая Декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
20.Северин, Э.Н. Становление и развитие прав человека в зарубежной и отечественной политической науке : монография / Э.Н. Северин; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2018. – 128 с.
21 Маркс, К.К европейскому вопросу / К. Маркс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М., 1955. – Т.1. – С. 382-413.
22 Алекси, Р. Понятие и действительность права: ответ юридическому позитивизму / Р. Алекси. – М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 192 с.
23 Лукашева, Е.А. Права человека: учеб. / Е.А. Лукашева. – М.: Статут, 2011. – 560 с.
24 Маркс, К. Американскому президенту Аврааму Линкольну / К. Маркс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М, 1960. – Т. 16. – С.17-18.
25 Эбзеев, Б.С. Конституция. Демократия. Права человека / Б.С. Эбзеев. – М., Черкесск: АО ПУЛ, 1992. – 228 c.
26 Гегель, Г.В. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц. – М.: Мысль, 1990. – 524 [2] с.
27 Государство и право развитого социализма в СССР. К 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции / Редкол.: Н.С. Алексеев, Н.А. Беляев, Р.Л. Бобров, О.С. Иоффе (Отв. ред.), А.М. Каланадзе, А.И. Королев (Отв. ред.), А.С. Пашков, В.С. Петров, Н.А. Чечина. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. – 472 c.
28 Василюк, М.А. Политология: словарь-справочник / М.А. Василюк [и др.]. – М.: Гардарики, 2001. – 328с.
29 Мельник, В.А. Современный словарь по политологии / В.А. Мельник. – Минск: Кн. дом, 2004. – 640 с.
30 Семигин, Г.Ю. Политическая энциклопедия: в 2 т. / нац. обществ.-науч. фонд; рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999. – Т.2. – 701 с.
31 Robertson, D. A dictionary of modern politics / D. Robertson. – 3rd ed. – London: Europa Publ., 2002. – X, 515 p.
32 Лукашева, Е.А. Права человека и культура / Е.А. Лукашев // Конституция СССР и правовое положение личности. – М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1979. – С. 19-31
33 Толкачев, К.Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина. Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.02 / К.Б. Толкачев. – С.-Пб., 1998. – 360 c.
34 Землякоу, Л.Я. Правы чалавека: цi есць яны у нас / Л.Я. Землякоу // Беларусь. – 1996. – № 5. – С. 16-20.
35 Белякович, Н.Н. Права и свободы человека: Практ. пособие / Н.Н. Белякович. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2001. – 174 с.
36 Евменов, Л.Ф. Право быть человеком: Курс лекций / Л.Ф. Евменов. – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003. – 162, [1] с.
37 Мельник, В.А. Права и свободы граждан как элементы государственной идеологии Республики Беларусь / В.А. Мельник // Основные механизмы защиты и обеспечения прав человека : сб. материалов Респ. науч.-методол. семинара, Брест, 3-4 апр. 2013 г. / Брест. гос. ун-т ; науч. ред. И.И. Котляр. – Брест, 2013. – С. 14-19.
38 Божанов, В.А. Конституция Республики Беларусь и права человека: учеб. пособие / В.А. Божанов [и др.]; под. общ. ред. О.В. Морозова. – Минск: Ин-т парламентаризма и предпринимательства, 2001. – 99 с.
39 Милль, Дж. О свободе / Дж. Милль // Наука и жизнь. – 1993. – № 11. – С. 10-15.
40 Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] от 15 марта 1994 г. №2875-XII: с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
41 Евменов, Л. Ф. Международная идеология прав человека: проблемы – решения = International human rights ideology: problems and solutions / Л. Ф. Евменов. – Минск: Хата, 2000. – 450 с.
42 Карташкин, В.А. Организация Объединённых Наций и международная защита прав человека в ХХІ веке / В.А. Карташкин. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2015. – 176 с.
43 Бакланова, Н.М. Проблема прав человека и гражданина в политико- правовой ретроспективе / Н.М. Бакланова // Життя i пам’ять : навук. збiрка, присвяч. пам’ятi В’ячеслава Iвановича Шамко / вiдп. ред. В.М. Букач. – Одесса: Наука i технiка, 2009. – С. 59-66.
44 Монтескье, Ш.-Л. Избранные произведения / Ш.-Л. Монтескье ; под общ. ред. М.П. Баскина. – М. : Гослитиздат, 1955. – 799 с.
45 Nrubauer, Z. Statoveda a teorie politiky / Z.Neubauer. – Vyd. 3. – Praha: Sociol. nakl. (SLON), 2006. – 359 s.
46 Тоффлер. Э. Шок будущего: пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2002. – 557 с.
47 Котляр, И.И. Права человека и высшая школа: концептуальные основы преподавания, изучения и воспитания, управленческие решения / И.И. Котляр. – Минск: Тесей, 2007. – 203 с.
48 Мицкевич, В.В. Становление и развитие права современной Беларуси / В. В. Мицкевич // Право.by. – 2015. – № 4 (36). – С. 6-10.
49 Дмитрук, ЕП. История государства и права Беларуси: практ. пособие для студентов специальности 1-24 01 02 Правоведение / Е. П. Дмитрук. – Барановичи: РИО БарГУ, 2013. – 155 [5] с.
50 Мазарчук, Д. В. История государства и права Беларуси: учеб.-метод. комплекс для студентов юрид. специальностей / Д.В. Мазарчук. – Минск: МИУ, 2007. – С. 103-105
51 Малиновский, В.И. История белорусской государственности: учеб. пособие / В.И. Малиновский. – Минск: Беларусь, 2003. – 199 с.
52 Бураков, И.Б. История государства и права Беларуси: учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-24 01 02 01 Организация и деятельность государственных органов / сост. и общ. ред. И.Б. Буракова. – Новополоцк: ПГУ, 2005. – 131 с.
53 Емельянчик, В.П. История Беларуси: полный курс: пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / В.П. Емельянчик [и др.]; под ред. О.А. Янковского, А.Г. Кохановского. – Минск: Юнипресс, 2005. – 415 с.
54 Мазец, В.Г. История Беларуси в документах и материалах / сост. И.Н. Кузнецов, В.Г. Мазец. – Минск: Амалфея, 2000. – 672 с.
55 Декларации о суверенитете государств от 27 июля 1990 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=V09000193.
56 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник / Г.А. Василевич.– Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.
57Демичев, Д.М. Конституционное право. Краткий конспект лекций / Д.М. Демичев. − Минск: БГЭУ, 2018. − 182 с.
58Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адукацыя I выхаванне, 2012. – 416 с.
59 Миськевич, В. И. Человек. Общество. Государство./ В. И. Миськевич. – Мн.: Тетра-Системс, 2006. – 527 с.
60 Василевич, Г.А. Конституционное право: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
61 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь учебник / Г. А. Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
62 О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь, 17 декабря 1992 г., № 2054-XІІ: в ред. от 22 декабря 2011 г. // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://etalonline.by/. – Дата доступа: 25.04.21.
63 Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь, 4 октября 1994 г. № 3254-XІІ: в ред. от 4 ноября 2013 г. // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
64 О политических партиях: Закон Республики Беларусь, 5 октября 1994 г., № 3266-XII: в ред. от 4 июня 2015 года // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
65 О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 30 декабря 1997 г., № 114-З: в ред. от 17 июля 2018 г. // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
66 Шабайлов, Д. В. Сущность социально-экономических прав и гарантии их реализации в Республике Беларусь / Д.В. Шабайлов. – Минск: Белорус. гос. ун-т, 2011. – 22 с.
67 Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебное пособие / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – Москва: Юристь, 2004. – 266 с.
68 Петров, А.П. Конституционное право: учеб. пособие / А.П. Петров. – Минск: Амалфея,2010. – 576 с.
69 Витрук, Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук. – М.: Норма, 2018 – 210 с.
70 Зыбайло, А.И. Право прав человека. Краткий конспект лекций / А.И. Зыбайло. – Минск: Кафедра МП ФМО, БГУ, 2010. – 41 с.
71 Карташкин, В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации / В.А. Карташкин. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 288 с.
72 Гражданский Процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 января 1999 г., № 238-3: в ред. от 10 декабря 2020 г. // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
73 Иванов, Г.И. Право прав человека: основы теории прав человека; история развития взглядов на проблему; современность и практика: учеб. пособие / Г.И. Иванов, А.Г. Иванов. – Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2012. – 64 с.
74 Азаров, А.Я. Защита прав человека. / А.Я. Азаров, В. Ройтер, К. Хюфнер. – М.: Юнити, 2013. - 366 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 74.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты